Дополнительная образовательная программаа "Юный турист"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Буратино"
Дополнительная образовательная программа
"Юный турист"
Озелов Илья Владимирович
Инструктор по физической культуре
Содержание
|
||
I
|
Пояснительная записка
|
3
|
|
Направленность дополнительной образовательной программы
|
|
|
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
|
|
|
Отличительные особенности
|
|
|
Возраст детей
|
|
|
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
|
|
|
Принципы и подходы к формированию программы
|
|
|
Формы и режим занятий
|
|
|
Ожидаемые результаты и способы их проверки
|
|
|
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
|
|
II
|
Учебно – тематический план
|
6
|
|
Перечень разделов и тем
|
|
|
Количество часов по каждой теме
|
|
III
|
Содержание дополнительной образовательной программы
|
9
|
IV
|
Методическое обеспечение
|
10
|
|
Формы занятий, планируемые по каждой теме
|
|
|
Приемы и методы организации учебно – воспитательного процесса
|
|
V
|
Список литературы
|
10
|
Пояснительная записка
Проблема здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу государства и общественности, медицинских работников и педагогов, родителей и самих детей.
Считается, что в современном обществе большое внимание должно уделяться формированию в сознании людей приоритета здоровья, начиная с дошкольного возраста.
Медицинская статистика многих поколений отмечает, что большинство болезней взрослых уходит корнями в детство, указывая особую роль детского сада в формировании здоровья ребёнка, его отношения к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни.
Изучение специальной литературы, практического опыта коллег из других регионов, анализ существующих форм, методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помогли найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма. Так как организация детского туризма с дошкольниками является одним из условий для формирования двигательных навыков и привычки к здоровому образу жизни.
Дошкольный туризм имеет много преимуществ:
Во-первых, туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости, корригирующей с показателями здоровья ребенка, и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников.
Во-вторых, именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. Туристические походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, но и совершенствуются двигательные и физические навыки детей, формируются основы первых навыков здорового образа жизни.
В-третьих, средства туризма обладают большим познавательным потенциалом и могут способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.
Дошкольный туризм характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.
Анализ данного материала и практических исследований привели к необходимости разработки рабочей программы «Юный турист», направленной на оптимизацию двигательной и познавательной активности детей 6-7 лет в естественных природных условиях с использованием средств туризма, приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.
Содержание туристической деятельности по программе строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей и охватывает все основные сферы жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Направленность программы: физкультурно – спортивная.
Новизна программы: Заключается в совмещении спортивного туризма, спортивного ориентирования, оказание первой медицинской помощи, активного отдыха в виде походов и экскурсий и позволяет по окончании курса обучения подготовить спортсмена – туриста по всем разделам затронутым в данной программе.
Актуальность программы: продиктована требованиями времени запросом родителей воспитанников.
Педагогическая целесообразность: программы объясняется тем, что в нее включены такие виды деятельности как самостоятельная работа с выполнением различных спортивно – туристических этапов на занятиях, в походах. Программа разработана на основе педагогических принципов: систематичность, последовательность, преемственность, доступность, соответствие содержания возрастным особенностям. Привлечение учащихся к туристической спортивной деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками образовательного процесса, субъектами воспитания. Дошкольный туризм, становится значимым фактором воспитания, способствует перенесению основного акцента в образовательном процессе с восприятия и созерцания на созидание саморазвитие дошкольника. Освоение программы дает возможность детям получать знания и представления по спортивному туризму, ориентированию и технике безопасности при нахождении в лесной зоне.
Основные цели и задачи рабочей программы «Юный турист» разработаны с учетом ФГОС, регионального компонента и традиций родного края.
Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей 6 -7 лет и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни через организацию и внедрение элементарных форм детского туризма.
Главная задача заключается в том, чтобы довести до сознания детей, родителей то, что детский туризм является одним из источников крепкого здоровья.
Но, исходя из цели и концептуальных положений, были определены, как приоритетные, следующие задачи:
-
формировать у детей приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
-
совершенствовать технику движения в естественных природных условиях с помощью туристического снаряжения
-
обучать детей первоначальным туристическим навыкам;
-
приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
Отличительная особенность: Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что в рамках одного детского объединения, дошкольники получают возможность приобрести базовые туристские навыки(туристская составляющая), пройти специализацию в пеших походах и спортивном ориентировании (спортивная составляющая), получить знания в области краеведения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 6-7 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 год, 1 час в неделю, 33 часа в год.
Формы и режим занятий1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут. Наполняемость группы -8 детей. Занятия включающие в себя практические занятия, участие в открытых мероприятиях, тренировки,
Ожидаемые результаты
По окончанию года дети должны знать и уметь:
Знать:
- основные понятия спортивного туризма;
- условные знаки спортивных карт;
- необходимые и специальные снаряжение для похода выходного дня;
- технику безопасности на занятиях, соревнованиях и других массовых мероприятиях;
- туристические узлы;
Уметь:
- преодолевать естественные препятствия при помощи туристического снаряжения;
- собирать рюкзак, личное снаряжение;
-устанавливать палатку, разжигать костер;
- обращаться с компасом, определять стороны света;
- одевать страховочную систему;
-вязать туристические узлы;
Способы проверки (мониторинг)
№
|
Показатели мониторинга
|
Ф.И. ребенка
|
|
1
|
Ориентирование на местности
|
|
|
2
|
Топографические знаки
|
|
|
3
|
Преодоление туристических этапов
|
|
|
4
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень – 10 баллов
Средний уровень - 20 баллов
Высокий уровень – 30 баллов
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Открытое занятие для родителей – март;
- Мониторинг уровня полученных знаний – апрель;
- Отчет о проделанной работе для педагогов и родителей
II. Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Дата проведения
|
|
1
|
Мы туристы. Кто такие туристы?
|
1
|
4 неделя октября
|
|
2
|
Туризм и его разновидности
|
1
|
5 неделя октября
|
|
3
|
Правила поведения на прогулке и привале
|
1
|
1 неделя ноября
|
|
4
|
Туристическая прогулка в лес
|
1
|
2 неделя ноября
|
|
5
|
Установка палатки и размещение в ней вещей
|
1
|
3 неделя ноября
|
|
6
|
Предохранение палатки от намокания и проникновение насекомых
|
1
|
4 неделя ноября
|
|
7
|
Правила поведение в палатке
|
1
|
1 неделя декабря
|
|
8
|
Закрепление пройденного материала
|
1
|
2 неделя декабря
|
|
9
|
Знакомство со спальным мешком
|
1
|
3 неделя декабря
|
|
10
|
Знакомство с топографическими знаками
|
1
|
4 неделя декабря
|
|
11
|
Компас, работа с компасом, типы компасов, правила обращения с компасом
|
1
|
5 неделя декабря
|
|
12
|
Ориентирование на местности, игра «Следопыт»
|
1
|
3 неделя января
|
|
13
|
Обучение технике передвижения на лыжах
|
1
|
4 неделя января
|
|
14
|
Знакомство с видами лыжной ходьбы
|
1
|
5 неделя января
|
|
15
|
Лыжная прогулка с детьми
|
1
|
1 неделя февраля
|
|
16
|
Закрепление пройденного материала
|
1
|
2 неделя февраля
|
|
17
|
Знакомство с видами узлов
|
1
|
3 неделя февраля
|
|
18
|
Знакомство с туристическим снаряжением
|
1
|
4 неделя февраля
|
|
19
|
Обучение вязанию прямого узла
|
1
|
1 неделя марта
|
|
20
|
Переправа по бревну. Техника безопасности; Страховочные системы
|
1
|
2 неделя марта
|
|
21
|
Методика переправы по бревну
|
1
|
3 неделя марта
|
|
22
|
Движение по бревну способом маятник
|
1
|
4 неделя марта
|
|
23
|
Сюжетно ролевая игра «окажи первую медицинскую помощь»
|
1
|
5 неделя марта
|
|
24
|
Знакомство с спусковыми и подъемными устройствами
|
1
|
1 неделя апреля
|
|
24
|
Подъем на жумарах
|
1
|
2 неделя апреля
|
|
25
|
Спуск дюльфером
|
1
|
3 неделя апреля
|
|
26
|
Закрепление пройденного материала
|
1
|
4 неделя апреля
|
|
27
|
Переправа через реку, водоем, заболотистую местность.
|
1
|
1 неделя мая
|
|
28
|
Техника безопасности, материальное оснащение, страховочные системы
|
1
|
2 неделя мая
|
|
29
|
Параллельная переправав
|
1
|
3 неделя мая
|
|
30
|
Переправа через болото
|
1
|
4 неделя мая
|
|
31
|
Виды костров их укладка и разведение
|
1
|
1 неделя июня
|
|
32
|
Техника безопасности при разведении костров
|
1
|
2 неделя июня
|
|
33
|
Сюжетно ролевая игра «мы пошли в туристический поход»
|
1
|
3 неделя июня
|
|
|
|
|
|
|
Календарно – учебный график
№
|
Содержание
|
Период проведения
|
1.
2.
|
Аудиторные занятия (по группам)
Внеаудиторные (самостоятельные ) занятия
|
С 1 октября по 31 мая
С 1 июня по 30 сентября
|
Учебный план
Объединения дополнительного образования
|
Форма проведения
|
Общий объем аудиторных и внеаудиторных занятий
|
||||
Кол-во часов в неделю
|
Кол-во часов в год
|
Кол-во недель в год
|
Возраст
|
Продолжительность занятий
|
||
«Юный турист»
|
Аудиторные занятия
|
1
|
33
|
33
|
6-7 лет
|
Не более 30 мин
|
Внеаудиторные (самостоятельные занятия
|
|
|
19
|
Тема занятий (мероприятий):
1. «Мы туристы». Кто такие туристы?
2. Туризм и его разновидности.
3. Правила поведения на прогулке и привале.
4. Туристическая прогулка в лес.
Цель: Расширять знания о детском туризме, воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закрепить правила поведения на природе. Учить ориентироваться по готовому плану.
1. Установка палатки и размещения в ней вещей.
2. Предохранение палатки от намокания и проникновение насекомых.
3. Правила поведения в палатке.
4. Закрепление пройденного материала
Цель: Расширять представления детей о подготовке «Бивуака».
1. Знакомство со спальным мешком.
2. Знакомство с топографическими знаками.
3. Компас. Работа с компасом. Типы компасов. Правила обращения с компасом.
4. Ориентирование на местности игра «Следопыт»
Цель: Учить ориентироваться на местности. По компасу и с помощью топографических знаков
1. Обучение технике передвижения на лыжах.
2. Знакомство с видами лыжной ходьбы.
3. Лыжная прогулка с детьми.
4. Закрепление пройденного материала.
Цель: Закреплять знания о зимних видах спорта. Познакомить с видами лыжной ходьбы
1. Знакомство с видами узлов.
2. Знакомство с туристическим снаряжением.
3. Обучение вязанию «прямого» узла.
Цель: Закреплять с детьми особенности техники вязания узлов. Познакомить с туристическим снаряжением.
1. Переправа по бревну. Техника безопасности; страховочные системы, одежда.
2. Методика переправы по бревну.
3. Движение по бревну. Страховка.
Цель: Воспитывать патриотизм. Познакомить с техникой передвижения по бревну.
1. Сюжетно ролевая игра «Окажи первую медицинскую помощь»
2. Знакомство с пусковыми и подъемными устройствами.
3. Подъем на жумарах.
4. Спуск дюльфером.
5. Закрепление пройденного материала
Цель: Закрепить знания об оказании медицинской помощи пострадавшему в природных условиях; знакомство с техникой передвижения по спуску и подъему.
1. Переправа через реку, ручей, водоем, заболотистую местность.
2. Техника безопасности. Материальное оснащение. Страховочные системы.
3. Параллельная переправа.
4. Переправа через болото
Цель: Научить самостоятельно, пользоваться предметами личного, группового и специального туристического снаряжения
1. Виды костров, их укладка и разведение.
2. Техника безопасности при разведении костров.
3. Сюжетно – ролевая игра « Мы пошли в туристический поход»
Цель: Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус.
Закреплять полученные знания о туризме через сюжетно-ролевую игру.
IV.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
-
Практические занятия.
-
Технические приемы, применяемые на соревнованиях по туризму
-
Теоретические занятия, топографические знаки.
-
Дидактические игры, ориентирование на местности.
Кадровое обеспечение: Программу может реализовать педагог, имеющий навыки по спортивному туризму и ориентированию.
V. Список литературы
Алиева Т. И., Арнаутова Е. П., Протасова Е. Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие.- М: Карапуз, 2009.
-
Арнаутова Е. П. Спортивный туризм. 2001.
-
Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
-
Департамент образования пермской области: Здоровейка в гостях у малышей -Пермь 2005.
-
Теплоухов Г. В. Спортивное ориентирование. 2009.
-
Зайцев Г. Уроки Мойдодыра.- Санкт - Петербург, 2004.
-
Крапивник В. туристические узлы в ДОУ - Москва, 2001.
-
Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.
-
Поломис К. Дети на отдыхе. - Москва, 2005.
-
Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Карапуз, 2001.
-
Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. - Москва, 2003.