Дополнительная образовательная программа «Театр кукол»
МОУ ДО «Дом детского творчества» МО Арсеньевский район Тульской области
Дополнительная образовательная программа «Театр кукол»
Лелейкина Светлана Викторовна
Педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Это неосознанное желание видоизменять окружающий мир, приближая его к своему миру, по – своему объясняя его. Сейчас такое время, когда о чем бы не заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство – все обрастает массой проблем. Наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное поле ребенка. И дети невольно оказываются вовлечены в бурные темпы взрослой жизни, их увлекают потоки лишней и вредной информации, им предъявляются требования в раннем развитии и скорейшей социализации. Как уберечь ребенка от такой страшной разрушительной силы? Ведь на самом деле мы мечтаем увидеть своих детей и внуков здоровыми и веселыми, добрыми и любящими, а вовсе не суперменами, президентами и шоу – звездами. Ведь ни профессия, ни карьера не сделают ни вас, ни вашего ребенка любимым окружающими человеком с чистым сердцем и ясными мыслями.
Как же быть нам, взрослым, как научиться жить вместе с ребенком, а не просто сосуществовать рядом, как найти общий язык? Мы знаем, что главной деятельностью ребенка до юношеской поры является игра. Именно игра формирует у ребенка жизненные навыки, которые затем останутся с ним на всю жизнь. А какую игру с удовольствием могут разделить взрослые и дети?
Конечно, театр! Театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой. Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира. Театр заложит в ребенке любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.
Театрализованная деятельность помогает ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от какого – либо персонажа. Это помогает ему преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Как же хочется ребенку быть похожим на его любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немного пожить их жизнью. Но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? На театрализованных занятиях дети играют, творят, создают. Здесь они знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает художественный вкус. А это уже конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. Таким образом, театрализованная деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии (способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умении ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия).
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - так утверждал психолог и педагог, академик Б.М.Теплов.
Все это способствует формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить навыки – умение выразить свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Занятия театрализованной деятельностью стимулируют развитие и основных психических процессов – внимания, памяти, речи, восприятия.
Но дети получают удовольствие не только от игры, но и, от того что они сами изготавливают кукол – персонажей, создают одежду для них, если она необходима, сами продумывают и изготавливают декорации, необходимые по сценарию. Все это содействует развитию творческого воображения, приобщает к театральной культуре.
Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение. Кукольный театр – это еще и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, кулисы, занавес, куклы. Занятия кукольным театром объединяют в себе все виды искусства, что так же дает возможность говорить с детьми не только об его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладном искусстве.
Программа предусматривает проведение занятий в объединении по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом, что предусмотрено СанПиНом 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г. № 41 (гл. VIII, п.8.2).
На занятиях предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий (физкультминутка) способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья ребенка.
Дополнительная образовательная программа «Театр кукол», разработана на основе авторской программы А.Д. Крутенковой «Сказочная мастерская «Кудесники» -театр кукол». (издательство «Учитель», 2008 г.) - рассчитана на 2 года обучения, что позволяет создать максимально благоприятные условия для развития обучающихся.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами
кукольного театрального искусства.
Задачи образовательного процесса первого этапа обучения:
Образовательные:
- знакомство с театром кукол;
- знакомство с техникой вождения кукол;
- освоение техники актёрского мастерства.
Развивающие:
- развитие выразительной речи;
- развитие пластической выразительности;
- развитие воображения, фантазии;
- пробуждение творческой активности ребёнка.
Воспитательные:
- воспитание чувства коллективности, взаимозависимости;
- формирование нравственных качеств личности;
- формирование волевых качеств личности.
Задачи образовательного процесса второго этапа обучения:
Образовательные:
- совершенствование навыков сценического мастерства;
- приобретение знаний и умений анализировать пьесу, давать характеристику героям.
Развивающие:
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных качеств;
- развитие образного, ассоциативного мышления.
Воспитательные:
- формирование эстетического вкуса;
- воспитание творческого отношения к деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основные принципы работы:
- целостность содержания, предполагающая развитие в единстве интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенческой сферы личности детей и подростков;
- преемственность форм и методов образования, учитывающая актуальные и потенциальные потребности и интересы детей;
- креативность, предполагающая развитие потребностей и способностей детей к самореализации в избранных видах деятельности;
- открытость, внутренняя подвижность содержания и технологий, связанная с личностной ориентацией, учетом индивидуальных интересов и потребностей детей;
- непрерывность образования, позволяющая ребенку на любом этапе выбирать направления и уровни освоения деятельности.
Педагогические методы
-Словесный
-Наглядный
-Практический
-Репродуктивный
-Проблемно-поисковый
Формы организации учебного и творческого процесса:
- групповые занятия: теоретические и практические;
- игровой тренинг;
- репетиции: групповые и индивидуальные;
- этюды;
- организация спектаклей;
- инсценировки;
- беседа;
- просмотр и посещение спектаклей;
- творческие показы.
Форма контроля:
- наблюдение;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (2 раза в год);
- открытые уроки для родителей;
- творческий отчет;
- участие в конкурсах.
Программа «Театр кукол» двухгодичная рассчитана на 288 часа (144 часа в год).
Возраст детей: 7 – 11 лет.
Занятия проходят 2 раза в неделю продолжительностью 2 академических часа. Уставом учреждения установлено: 1академический час составляет 45 минут. Между занятиями предусмотрен перерыв продолжительностью 10 минут.
Отличительные особенности и актуальность данной дополнительной
образовательной программы
Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой. Формирование творческой, социально адаптированной личности идет непринужденно, на основе принципа природосообразности. Своеобразие программы состоит в том, что все теоретические знания, включенные в содержание программы, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных видах деятельности.
Дополнительная образовательная программа «Театр кукол» может быть рассмотрена как интегрированная (по содержанию), комплексная (по видам деятельности), уровневая (по способам освоения).
Возможности уровневого освоения полнее всего характеризует потенциал образовательной программы, с одной стороны, обеспечивая непрерывность и преемственность в творческом развитии детей и подростков, а с другой -гарантирует выбор содержания образования, соответствующего познавательным возможностям и интересам детей.
Принцип построения программы концентрический, последующий год обучения углубляет, расширяет содержание, усложняет практические навыки и технологии. Учебно-тематический план каждого года обучения представлен темами, которые на протяжении периода обучения усложняются, а наши обучаюшиеся от первого года обучения ко второму становятся вовлеченными в продуктивную творческую деятельность.
Ожидаемые результаты обучения.
В результате реализации первого года обучения обучающиеся должны
З н а т ь:
-основы сценической речи;
-средства пластической выразительности;
-базовые компоненты театра кукол и его особенности.
У м е т ь:
-проявлять артистическую смелость;
-управлять своим вниманием;
-выражать содержание произведения средствами пластики кукол.
Р а з в и т ь:
- начальные представления о театре кукол;
- усидчивость и терпение в процессе работы с куклой.
В результате реализации второго года обучения обучающиеся должны
З н а т ь:
- основные элементы сценического действия театра кукол, их особенности;
- построение простейшего сюжета, используя опорные слова, обозначающие действия.
У м е т ь:
- выполнять простейшие задания и построить этюд в паре с любым партнёром;
- выполнять упражнения актёрского тренинга в присутствии постороннего человека;
- поддержать диалог с партнёром (произвольный или на заданную тему);
- описать эмоции, которые испытывает герой этюда или художественного произведения, дать приблизительное истолкование этим эмоциям.
Р а з в и т ь:
- в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
- в течение 5-7 минут групповой рассказ на предложенную тему.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п\п |
Раздел программы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
«Азбука театра» |
8 |
5 |
3 |
3 |
«Виды театральных кукол и способы кукловождения» |
10 |
4 |
6 |
4 |
«Игровой речевой тренинг» |
10 |
2 |
8 |
5 |
«Работа с куклой» |
46 |
10 |
36 |
6 |
«Постановка кукольного спектакля» |
66 |
9 |
57 |
7 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
144 |
32 |
112 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п |
ТЕМА |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
1 |
Раздел «Вводное занятие» |
|
|
|
|
1.1
|
Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи творческого объединения. Знакомство педагога с обучающимися. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться». |
2 |
1
|
1
|
|
2 |
Раздел «Азбука театра» |
|
|
|
|
2.1 |
Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса к театру кукол. Просмотр презентации: «Кукольные театры России». |
2 |
2 |
- |
|
2.2 |
Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы). России - Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла, Франция – Полишинель, Германия – Гансвурст, и т.д. Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я –актер». |
2 |
1 |
1 |
|
2.3 |
Беседа: «Что такое одежда сцены». Разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Просмотр кукольного спектакля «Репка» с последующим обсуждением. Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму с собой в театр…». |
2 |
1 |
1 |
|
2.4 |
Беседа: «Кукла – выразительное средство спектакля». Отработка театральной терминологии. Первые навыки работы с куклой. Этюд – фантазия «Мой домашний кукольный театр». |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Раздел «Виды театральных кукол и способы кукловождения» |
|
|
|
|
3.1 |
Активизация познавательного интереса к театру кукол: театр верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка «Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой. |
2 |
1 |
1 |
|
3.2 |
Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» с последующим анализом (какие виды кукол, какой характер героев, как соединяются слова и действия и т.д.). Основное положение перчаточной куклы. Игры – драматизации с куклой (на выбор). |
2 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Беседа: «Выразительные возможности определенного вида кукол». Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой (Д. Шостокович «Вальс-шутка», П. Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др.). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.4 |
Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.5 |
Импровизированный экзамен (закрепление материала по теме «Виды театральных кукол») - «Мир куклы и ее возможности». |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Раздел «Игровой речевой тренинг»
|
|
|
|
|
4.1 |
Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой) и др. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.2 |
Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.3 |
Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой) и др. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.4 |
Беседа: «Дикция и ее значение в создании образа». Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний: ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.5 |
Работа над интонационной выразительностью речи. «Чистоговорка в образе» (из упражнений Е. Ласкавой). Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть». Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки». |
2 |
- |
2 |
|
5 |
Раздел «Работа с куклой»
|
|
|
|
|
5.1 |
Театрализованное занятие «Кукольная сказка» |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.2 |
Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу», «Фотограф». Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка». Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.3 |
Детальное обучение работы над ширмой. Проделывание упражнений индивидуально с каждым ребенком. Помощь друг другу в управлении куклами. Показ как правильно «говорит» кукла, как появляется и удаляется. Пальчиковая гимнастика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.4 |
Работа с куклой на задание (куклы встречаются друг с другом, здороваются, спрашивают друг друга о здоровье, прощаются и т.д.). Обучение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение. Последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.5 |
Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку». Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.6 |
Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери». Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.7 |
Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Пальчиковая гимнастика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.8 |
Мастерская «Бумажный маскарад» - изготовление образцов кукол. Наделение куклы характером, голосом, движением. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.9 |
Беседа – диалог: «Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения». Просмотр кукольного спектакля «Три поросенка» (анализ движений и речи куклы, определение характера персонажа по интонации голоса). Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Передача характера через голос и движение. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.10 |
Беседа: «Предлагаемые обстоятельства - что это?». Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах. Игра «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация сказок «Истории с теми героями, которые «ожили»». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.11 |
Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение об кукольных образах и места действия. Рассказ собственного сочинения. Разыгрывание кукольных историй. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.12 |
Беседа: «Жест и его значение в работе актера – кукольника». Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.13 |
Беседа – рассуждение: «Что такое роль и образ в кукольном спектакле». Игра – драматизация по сказке «Теремок». Игры по ролям за ширмой (вождение куклы, отработка походки, общения, остановка в движении, работа с предметами и т.д.). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.14 |
Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют». Работа с куклой на задание: «Куклы пришли на день рожденья…». Танцевальные импровизации с куклами на песни В. Шаинского «Песенка Кузнечика», «Вместе весело шагать», Г. Гладкого «Как львенок и черепаха пели песенку» и др. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.15 |
Показ презентации «Мастерская кукол». Практическая деятельность, изготовление кукол из подручных материалов «Вторая жизнь вещей». Разыгрывание ситуаций со своими куклами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.16 |
Беседа: «Особенности речи в характере персонажа». Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию». Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных возможностей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.17 |
Беседа – диалог «Выразительные возможности определенного вида кукол». Отработка навыков кукловождения с куклами – марионетками. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.18 |
Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Остановка в движении. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.19 |
Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля». Показ этюдов на выбранную тему. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.20 |
Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с воображаемыми предметами. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.21 |
Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов. |
2 |
- |
2 |
|
5.22 |
Занятие «Сказочные герои в театре». Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. |
2 |
- |
2 |
|
5.23 |
Закрепление навыков работы с куклой на ширме индивидуально с каждым ребенком и в группе. |
2 |
- |
2 |
|
6 |
Раздел «Постановка кукольного спектакля» |
|
|
|
|
6.1 |
Чтение сказки педагогом. Беседа о прочитанном. – Понравился ли сюжет? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляли при чтении. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.2 |
Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.3 |
Обработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.4 |
Обучение детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь. Совершенствовать умение находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.5 |
Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.6 |
Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.7 |
Застольная репетиция спектакля. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.8 |
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.9 |
Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.10 |
Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности кукол, используемых в спектакле. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.11 |
Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.12 |
Репетиция пролога, 1 и 2 эпизода спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.13 |
Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.14 |
Беседа: «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Репетиция спектакля по эпизодам. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.15 |
Беседа: «Музыка и движение куклы». Репетиции по эпизодам – отработка пластики рук кукловода, общение персонажа со зрителем. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.16 |
Работа над характером ролью. Репетиции. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.17 |
Репетиционный период. Изготовление декораций, реквизита, бутафории. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.18 |
Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорациям. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.19 |
Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю. |
2 |
- |
2 |
|
6.20 |
Групповые и индивидуальные репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.21 |
Отработка работы кукол с предметами. Групповые и индивидуальные репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.22 |
Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах. |
2 |
- |
2 |
|
6.23 |
Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. |
2 |
- |
2 |
|
6.24 |
Продолжение репетиций. |
2 |
- |
2 |
|
6.25 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.26 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.27 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.28 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.29 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.30 |
Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол. Подготовка недостающего реквизита и кукол. |
2 |
- |
2 |
|
6.31 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.32 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
6.33 |
Генеральная репетиция. |
2 |
- |
2 |
|
7 |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
7.1 |
Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся. |
2 |
1 |
1 |
|
Содержание программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие.
1.1 Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи творческого объединения. Знакомство педагога с обучающимися. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. Игра – импровизация «Чему я хочу научиться».
2. Азбука театра.
2.1 Из чего складывается театр. Знакомство с профессиями: актер, режиссер, художник, звукооператор, светооформитель, реквизитор, костюмер и т.д. Куклы и кукловод. Роль. Актеры. Активизация познавательного интереса к театру кукол. Просмотр презентации: «Кукольные театры России».
2.2 Изучение кукольных героев разных стран мира (внешний вид, характер, образ, строение куклы). России - Петрушка, Англия – Панч, Италия – Пульчинелла, Франция – Полишинель, Германия – Гансвурст, и т.д. Просмотр презентации на тему: «Театральные куклы мира». Игра – импровизация «Я - кукла», «Я – актер».
2.3 Беседа: «Что такое одежда сцены». Разновидности ширм для кукольного театра и их устройство. Просмотр кукольного спектакля «Репка» с последующим обсуждением. Игровой тренинг «Буратино и папа Карло», «Я не возьму с собой в театр…».
2.4 Беседа: «Кукла – выразительное средство спектакля». Отработка театральной терминологии. Первые навыки работы с куклой. Этюд – фантазия «Мой домашний кукольный театр».
3. Виды театральных кукол и способы кукловождения.
3.1 Активизация познавательного интереса к театру кукол: театр верховых кукол, театр марионеток, театр теней, тростевые куклы, ростовые куклы и др. Просмотр презентации на тему: «Виды театральных кукол». Разминка «Пальчиковая игра». Работа каждого ребенка с куклой на местах и за ширмой.
3.2 Просмотр кукольного спектакля «Волк и семеро козлят» с последующим анализом (какие виды кукол, какой характер героев, как соединяются слова и действия и т.д.). Основное положение перчаточной куклы. Игры – драматизации с куклой (на выбор).
3.3 Беседа: «Выразительные возможности определенного вида кукол». Этюды и упражнения с куклами «Придумай голос герою», «А я так могу, а ты как?» и др. Танцевальные импровизации с куклой (Д. Шостокович «Вальс-шутка», П. Чайковский «Танец маленьких игрушек», М. Глинка «Вальс-фантазия» и др.).
3.4 Беседа – диалог «Общение с партнером через куклу, как это…» (с постановкой проблемных ситуаций). Закрепление умения работать с перчаточной куклой. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др. Показ этюдов на выбранную тему.
3.5 Импровизированный экзамен (закрепление материала по теме «Виды театральных кукол») - «Мир куклы и ее возможности».
4. Игровой речевой тренинг.
4.1 Понятие: «Артикуляционная гимнастика». Активизация подвижности губ и языка. Разминка «Хвастливые верблюды», «Веселый пятачок», «Хоботок» и др. (Т. Буденная). Дикционные упражнения: «Пробка», «Косарь», «Телеграмма», «Эхо» (по Н. Пикулевой) и др.
4.2 Развитие речевого дыхания, тренировка выдоха, посредством произношения скороговорок. Игровые задания и упражнения («Насос», «Мыльные пузыри», «Пчелы», «Надуй шар», «Егорка» и др.).
4.3 Упражнения на посыл звука в зал. Игра в скороговорки (главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое). Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Маляр», «Колокола», «Чудо-лесенка», «Я» (из упражнений Е. Ласкавой) и др.
4.4 Беседа: «Дикция и ее значение в создании образа». Упражнение на развитие дикции: цепочка буквосочетаний: ба-бо-бу-бы-би-бэ и др. Игра в скороговорки и чистоговорки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями (А. Барто, С. Михалков).
4.5 Работа над интонационной выразительностью речи. «Чистоговорка в образе» (из упражнений Е. Ласкавой). Упражнения над голосом в движении «1, 2, 3, 4, 5 — будем дружно мы играть». Упражнение на развитие интонационной выразительности «Я очень люблю свою маму», «Придумай другой финал сказки».
5. Работа с куклой.
5.1 Театрализованное занятие «Кукольная сказка».
5.2 Понятие «Игра», возникновение игры. Актуальность и значение игры в кукольном спектакле. Игры и упражнения на развитие внимания: «Что ты слышишь», «Радиограмма», упражнение с предметами, «Руки-ноги», «передай позу», «Фотограф».
Игры на развитие согласованности действий: «Дружные звери», «Телепаты», «Живой телефон», «Печатная машинка». Этюды с перчаточными куклами «В театре Карабаса Барабаса».
5.3 Детальное обучение работы над ширмой. Проделывание упражнений индивидуально с каждым ребенком. Помощь друг другу в управлении куклами. Показ как правильно «говорит» кукла, как появляется и удаляется. Пальчиковая гимнастика.
5.4 Работа с куклой на задание (куклы встречаются друг с другом, здороваются, спрашивают друг друга о здоровье, прощаются и т.д.). Обучение слушать партнера, стараться его понять, оценить его слова и поведение. Последовательность действий своих и партнера (ты-мне, я-тебе, «петелька-крючочек»).
5.5 Показ и объяснение работы с куклой за столом и ширмой. Этюды и упражнения с куклой на развитие выразительности жеста: «Кукла поет», «Кукла дразнится», «Кукла смеется», «Кукла прячется», «Дружно делаем зарядку». Этюды на воспроизведение отдельных черт характера: «Медведь – ленивый», «Заяц – трусливый», «Волк – злой», «Бельчонок – веселый» и т.д.
5.6 Этюды с куклой на развитие внимания: «Лису позвали», «Лису испугали», «У лисы отняли…», «Дружные звери». Этюды на развитие фантазии и воображения: «Магазин игрушек», «Подарок на День рождения» и др.
5.7 Показ и объяснение упражнений с предметом (куклы тащат мешок, строят дом, вытирают пыль, передают друг другу мяч и др.) Пальчиковая гимнастика.
5.8 Мастерская «Бумажный маскарад» - изготовление образцов кукол. Наделение куклы характером, голосом, движением.
5.9 Беседа – диалог: «Внутренняя и внешняя характерность персонажа, образа. Характер и внешний облик куклы, их связь и отношения».
Просмотр кукольного спектакля «Три поросенка» (анализ движений и речи куклы, определение характера персонажа по интонации голоса). Упражнения с куклами на умение сочетать словесное действие с физическим (куклы встречаются, разговаривают, оценивают друг друга слова и поведение и др.). Передача характера через голос и движение.
5.10 Беседа: «Предлагаемые обстоятельства - что это?». Творческие задания на наделение куклы характером и движением в предлагаемых обстоятельствах. Игра «Оживление куклы», «Что было бы, если бы…». Сочинение и драматизация сказок «Истории с теми героями, которые «ожили»».
5.11 Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение об кукольных образах и места действия. Рассказ собственного сочинения. Разыгрывание кукольных историй.
5.12 Беседа: «Жест и его значение в работе актера – кукольника». Упражнения на отработку выразительности жестов в работе с куклой: «Угадай жест», «Повтори цепочку жестов», «Зеркало» и др. Пальчиковая гимнастика.
5.13 Беседа – рассуждение: «Что такое роль и образ в кукольном спектакле». Игра – драматизация по сказке «Теремок». Игры по ролям за ширмой (вождение куклы, отработка походки, общения, остановка в движении, работа с предметами и т.д.).
5.14 Музыкальная гостиная «Куклы пляшут и поют». Работа с куклой на задание: «Куклы пришли на день рожденья…». Танцевальные импровизации с куклами на песни В. Шаинского «Песенка Кузнечика», «Вместе весело шагать», Г. Гладкого «Как львенок и черепаха пели песенку» и др.
5.15 Показ презентации «Мастерская кукол». Практическая деятельность, изготовление кукол из подручных материалов «Вторая жизнь вещей». Разыгрывание ситуаций со своими куклами.
5.16 Беседа: «Особенности речи в характере персонажа». Театральные игры на определение характера персонажа: «Узнай меня», «Поймай интонацию». Работа с куклой за ширмой, диалог кукол с учетом интонационных возможностей.
5.17 Беседа – диалог «Выразительные возможности определенного вида кукол». Отработка навыков кукловождения с куклами – марионетками.
5.18 Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Остановка в движении.
5.19 Закрепление материала по теме: «Интонация и персонаж кукольного спектакля». Показ этюдов на выбранную тему.
5.20 Отработка походки куклы, жеста, оценки, общения. Упражнения с воображаемыми предметами. Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун» и др.
5.21 Обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте. Использование диалогов.
5.22 Занятие «Сказочные герои в театре». Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки.
5.23 Закрепление навыков работы с куклой на ширме индивидуально с каждым ребенком и в группе.
6. Постановка кукольного спектакля
6.1 Чтение сказки педагогом. Беседа о прочитанном. – Понравился ли сюжет? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины
вы представляли при чтении.
6.2 Распределение ролей для постановки в кукольном спектакле. Чтение сказки по ролям. Репетиции за столом.
6.3 Обработка чтения каждой роли (умение вживаться в свою роль, интонационно передавать настроение и характер персонажа).
6.4 Обучение детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь. Совершенствовать умение находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.
6.5 Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей.
6.6 Упражнения и этюды для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев.
6.7 Застольная репетиция спектакля. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
6.8 Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики (упражнения и этюды с куклами по сюжету сказки).
6.9 Определение основных мизансцен по сюжету спектакля. Репетиции мизансцен.
6.10 Материальная часть спектакля: реквизит, устройство ширмы, декорации. Особенности кукол, используемых в спектакле.
6.11 Знакомство детей с музыкальными произведениями, отрывками которые будут звучать в спектакле.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
6.12 Репетиция пролога, 1 и 2 эпизода спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначение ответственных за реквизит, декорации, костюмы кукол.
6.13 Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами.
6.14 Беседа: «Принцип соотношения декораций и куклы: «темное» на «светлом» - «светлое» на «темном». Репетиция спектакля по эпизодам.
6.15 Беседа: «Музыка и движение куклы». Репетиции по эпизодам – отработка пластики рук кукловода, общение персонажа со зрителем.
6.16 Работа над характером ролью. Репетиции.
6.17 Репетиционный период. Изготовление декораций, реквизита, бутафории.
6.18 Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорациям.
6.19 Завершение изготовлений реквизита, декораций к спектаклю.
6.20 Групповые и индивидуальные репетиции.
6.21 Отработка работы кукол с предметами. Групповые и индивидуальные репетиции.
6.22 Совершенствование выразительности движений, интонационной выразительности. Поведение героя в определенных предлагаемых обстоятельствах.
6.23 Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Обучение детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
6.24 Продолжение репетиций.
6.25 Репетиции.
6.26 Репетиции.
6.27 Репетиции.
6.28 Репетиции.
6.29 Репетиции.
6.30 Осмотр кукол, декораций, реквизита используемых в показе. Ремонт одежды кукол. Подготовка недостающего реквизита и кукол.
6.31 Репетиции.
6.32 Репетиции.
6.33 Генеральная репетиция.
7. Итоговое занятие.
7.1 Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п\п |
Раздел программы |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
«История театра кукол» |
8 |
5 |
3 |
3 |
«Сценическая речь» |
10 |
4 |
6 |
4 |
«Секреты сценического мастерства» |
16 |
2 |
14 |
5 |
«Работа с куклой» |
30 |
4 |
26 |
6 |
«Изготовление куклы» |
16 |
4 |
12 |
7 |
«Постановка кукольного спектакля» |
60 |
6 |
54 |
8 |
Итоговое занятие |
2 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
144 |
27 |
117 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п |
ТЕМА |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
1 |
Раздел «Вводное занятие» |
|
|
|
|
1.1
|
Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи 2 –го года обучения. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д. |
2 |
1
|
1
|
|
2 |
Раздел «История театра кукол» |
|
|
|
|
2.1 |
Театр кукол в Древней Греции. Просмотр презентации на тему «История театра кукол». Коллективный анализ просмотра. Беседа –рассуждение «Самые современные куклы». |
2 |
2 |
- |
|
2.2 |
Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол. Перчаточная кукла – история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки и др. Викторина «В мире кукол». |
2 |
1 |
1 |
|
2.3 |
Вифлеемский ящик – наследство поколения. Рождественский обычай. Выставка рисунков «Моя любимая кукла». |
2 |
1 |
1 |
|
2.4 |
Беседа: «Кукольный театр – одна из форм художественного воспитания». С.В. Образцов «Государственный центральный театр кукол» - его значение в развитии театров кукол России. Петербургский театр марионеток имени Евгения Деменни. Театральная игра «Путешествие с театральным билетом». |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Раздел «Сценическая речь» |
|
|
|
|
3.1 |
Понятие о звуковой культуре, дикции, артикуляции. Основы правильного дыхания при произношении. Орфоэпические нормы. Упражнения со скороговорками, чистоговорками. Упражнения на развитие дыхания «Шар», «Свечка», «Самолет» и др. |
2 |
1 |
1 |
|
3.2 |
Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Гласный звуковой ряд. Упражнения на мелодичность голоса. Упражнения на установку дикции. |
2 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.4 |
Развитие умение строить диалоги между героями в придуманных предлагаемых обстоятельствах. Игра – драматизация по сюжету стих. «Федорино горе» (К. Чуковский) |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
3.5 |
Игры-драматизации с куклами на тему знакомых сказок («Медвежонок невежа» А. Барто.) Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Раздел «Секреты сценического мастерства»
|
|
|
|
|
4.1 |
Беседа: Жест – язык действия куклы». Работа за ширмой, индивидуальный подход к образу. Отработка жестов за ширмой через действие героя. Физическое действие рук кукловода сочетается с пластическим действием куклы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.2 |
Понятие «Образ». Создание сценического образа. Кукла – как эмоциональный образ и его воздействие на зрителя. Создание образа средствами изобразительного искусства (рисунки детей). |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.3 |
Понятие «Характер», «Физическое действие», «Ритм», «Артистичность куклы», «Импровизация». Упражнения и этюды с куклой на создание свободного индивидуального образа «Угадай кто я», «Эмоциональное состояние героев». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.4 |
Беседа – диалог «Творческие качества – актера- кукольника». Упражнения на развития навыков общения со зрителем через куклу. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
4.5 |
Развитие актерской смелости с помощью игровых заданий и упражнений с куклой. Этюдный тренаж: развитие внимания, памяти, эмоций. Творческие задания на закрепление знаний. |
2 |
- |
2 |
|
4.6 |
Перенос на сцену жизненных наблюдений (узнаваемость образа), точное представление о том: что делаю? для чего делаю? как делаю? |
2 |
- |
2 |
|
4.7 |
Роль индивидуальности актёра и куклы. Этюды на воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене. Этюды на отработку походки, жеста, оценки, общения. |
2 |
- |
2 |
|
4.8 |
«Мастерская актера». Развитие умения детей самостоятельно изготавливать атрибуты к кукольному спектаклю «Рукавичка». Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию. |
2 |
- |
2 |
|
5 |
Раздел «Работа с куклой»
|
|
|
|
|
5.1 |
Просмотр кукольного спектакля «Колобок». Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале просмотренного. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.2 |
Основные правила вождения куклы за ширмой. Работа над основным положением перчаточной куклы. Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.3 |
Создание сценического пространства, умение ориентироваться за ширмой, определять основное место. Работа кистью руки. Работа над движением за ширмой. Упражнения в движении руки. Упражнения в передаче характера героя в движении. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.4 |
Изготовление пальчиковых кукол из перчаток, варежек. Сценки с изготовленными куклами. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.5 |
Упражнения и этюды с куклами на простейшие виды общения без слов. Развивающая игра “Мой персонаж”. Речевые особенности героя. Просмотр кинофрагментов и анализ поступков героя. Упражнения “кукла идущая”, “кукла плачущая”, “кукла смеющаяся” и др. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.6 |
Просмотр кукольного спектакля «Снегурочка». Анализ увиденного (предлагаемые обстоятельства, характер героев, физическое и словесное действие кукол и т.д.). Разыгрывание отдельных сцен за ширмой по материалам сказки. Воспитание чувства коллективного творчества.
|
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.7 |
Коллективное сочинительство (что было бы, если бы…). Игры – драматизации с куклами на выдуманные истории. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.8 |
Отработка кукловождения с предметами (взять, отдать, передать, бросить, поймать и т.д.). Работа с куклой по принципу: «Тело актера - инструмент – кукла». |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
5.9 |
Упражнения за ширмой, отработка походки, остановка в движении. Упражнения с воображаемыми предметами. |
2 |
- |
2 |
|
5.10 |
Театральные игры на развитие пластики рук: «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи», «Скульптор», «Бабочки». Упражнения на снятие мышечных зажимов «Буратино и Пьеро», «Росток», «Ртутный шарик», «Пружина» и др. |
2 |
- |
2 |
|
5.11 |
Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение о кукольных образах и места действия. Рассказы собственного сочинения. Импровизации за ширмой с куклой на выдуманные истории. |
2 |
- |
2 |
|
5.12 |
Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Характер и образ в передаче интонации. |
2 |
- |
2 |
|
5.13 |
Упражнения и этюды с куклой на решение актерских задач, учитывая конкретные особенности персонажа (внешность куклы, ее устройство и возможности). |
2 |
- |
2 |
|
5.14 |
Групповые упражнения с куклой – этюды. Оценка происходящего через куклу. |
2 |
- |
2 |
|
5.15 |
Закрепление материала по пройденному разделу. |
2 |
- |
2 |
|
6 |
Раздел «Изготовление куклы» |
|
|
|
|
6.1 |
Знакомство с технологией изготовления кукол и декораций из различных материалов (вязанные куклы-перчатки, эстрадные куклы из поролона и т.д.). Просмотр иллюстраций и видеоматериала. Изготовление кукол из поручного материала. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.2 |
Развитие двигательной моторики пальцев рук. Практические индивидуальные занятия. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.3 |
Объяснение изготовления головы кукол способом «Папье – маше». Работа с пластилином – эскиз головы будущего персонажа. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.4 |
Оклейка заготовки, несколькими слоями бумаги, сушка. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.5 |
Извлечение пластилина из заготовки, склейка формы головы. Индивидуальная работа по разрисовки головы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.6 |
Завершение работы по изготовлению головы куклы способом «Папье – маше». Изготовление парика. Замысел по изготовлению одежды для перчаточной куклы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.7 |
Раскройка и шитье одежды для перчаточной куклы. Изготовление патронки, склеивание патронки и головы куклы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
6.8 |
Склейка головы и костюма. Завершение работы по изготовлению перчаточной куклы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7 |
Раздел «Постановка кукольного спектакля» |
|
|
|
|
7.1 |
Выбор сказки для постановки. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.2 |
Определение темы, идеи, сверхзадачи, конфликта. Распределение ролей. Читки по ролям за столом. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.3 |
Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры с куклой на чувство партнерства. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.4 |
Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп). Обучение соединению действий кукол со словами пьесы. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.5 |
Работа над ролью. Формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями, активно использовать полученные навыки над ролью. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.6 |
Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.7 |
Работа за ширмой. Распределение сил внутри каждой сцены, спектакля в целом. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.8 |
Понятие «Выразительные средства». Поиск и обсуждение выразительных средств по сюжету пьесы. Индивидуальная работа над ролью. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.9 |
Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Развитие чувство партнёрства за ширмой. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.10 |
Занятия сценическим движением кукол, определение мизансцен, пластичного и речевого поведения героев сказки. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.11 |
Взаимодействие на ширме всех героев пьесы, соединения действия куклы со словами своей роли. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.12 |
Мизансценирование по сюжету пьесы. Репетиции с музыкальным сопровождением. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
7.13 |
Изготовление эскиза афиши, декораций. Изготовление декоративных элементов. Распределение технических обязанностей по спектаклю. Установка оформление, декоративных деталей. |
2 |
- |
2 |
|
7.14 |
Работа с куклами (появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция, обращение кукол к друг другу и к определенному объекту). Работа кукол с предметами. |
2 |
- |
2 |
|
7.15 |
Индивидуальная работа над характером роли. Отработка внутренней и внешней характерности персонажей и их сценических задач. |
2 |
- |
2 |
|
7.16 |
Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода. Раскрытие конфликта, индивидуальный подход к достижению цели. |
2 |
- |
2 |
|
7.17 |
Групповые и индивидуальные репетиции. Совершенствование умения передавать образы героев пьесы через эмоциональное состояние героев. |
2 |
- |
2 |
|
7.18 |
Репетиции. Совершенствование умения детей создавать образы с помощью жестов, мимики. |
2 |
- |
2 |
|
7.19 |
Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, элементов костюмов, музыкального сопровождения, света. |
2 |
- |
2 |
|
7.20 |
Групповые и индивидуальные репетиции. Обучение навыкам добиваться выразительности действия кукол. |
2 |
- |
2 |
|
7.21 |
Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода по сюжету постановки. |
2 |
- |
2 |
|
7.22 |
Индивидуальные и групповые репетиции кукольного спектакля. |
2 |
- |
2 |
|
6.23 |
Проверка и изготовление недостающей бутафории к пьесе. Ремонт кукол и изготовление деталей костюма куклы. |
2 |
- |
2 |
|
7.24 |
Репетиции. Отработка основного ритма движения кукол, танцевальных движений куклы. |
2 |
- |
2 |
|
7.25 |
Монтировочные репетиции, прогоны. |
2 |
- |
2 |
|
7.26 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
7.27 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
7.28 |
Репетиции. |
2 |
- |
2 |
|
7.29 |
Прогонная репетиция. |
2 |
- |
2 |
|
7.30 |
Генеральная репетиция. |
2 |
- |
2 |
|
8 |
Итоговое занятие |
|
|
|
|
8.1 |
Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся. |
2 |
1 |
1 |
|
Содержание программы 2-го года обучения
1.Вводное занятие.
1.1Знакомство с дополнительной образовательной программой «Театр кукол». Цели и задачи 2 – го года обучения. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе на сцене, с ширмой и т.д.
2. История театра кукол.
2.1 Театр кукол в Древней Греции. Просмотр презентации на тему «История театра кукол». Коллективный анализ просмотра. Беседа –рассуждение «Самые современные куклы».
2.2 Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол. Перчаточная кукла – история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки и др. Викторина «В мире кукол».
2.3 Вифлеемский ящик – наследство поколения. Рождественский обычай. Выставка рисунков «Моя любимая кукла».
2.4 Беседа: «Кукольный театр – одна из форм художественного воспитания». С.В. Образцов «Государственный центральный театр кукол» - его значение в развитии театров кукол России. Петербургский театр марионеток имени Евгения Деменни. Театральная игра «Путешествие с театральным билетом».
3. Сценическая речь.
3.1 Понятие о звуковой культуре, дикции, артикуляции. Основы правильного дыхания при произношении. Орфоэпические нормы. Упражнения со скороговорками, чистоговорками. Упражнения на развитие дыхания «Шар», «Свечка», «Самолет» и др.
3.2 Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Гласный звуковой ряд. Упражнения на мелодичность голоса. Упражнения на установку дикции.
3.3 Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков.
3.4 Развитие умение строить диалоги между героями в придуманных предлагаемых обстоятельствах. Игра – драматизация по сюжету стих. «Федорино горе» (К. Чуковский)
3.5 Игры-драматизации с куклами на тему знакомых сказок («Медвежонок невежа» А. Барто.) Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно.
4. Секреты сценического мастерства
4.1 Беседа: Жест – язык действия куклы». Работа за ширмой, индивидуальный подход к образу. Отработка жестов за ширмой через действие героя. Физическое действие рук кукловода сочетается с пластическим действием куклы.
4.2 Понятие «Образ». Создание сценического образа. Кукла – как эмоциональный образ и его воздействие на зрителя. Создание образа средствами изобразительного искусства (рисунки детей).
4.3 Понятие «Характер», «Физическое действие», «Ритм», «Артистичность куклы», «Импровизация». Упражнения и этюды с куклой на создание свободного индивидуального образа «Угадай кто я», «Эмоциональное состояние героев».
4.4 Беседа – диалог «Творческие качества – актера- кукольника». Упражнения на развития навыков общения со зрителем через куклу.
4.5 Развитие актерской смелости с помощью игровых заданий и упражнений с куклой. Этюдный тренаж: развитие внимания, памяти, эмоций. Творческие задания на закрепление знаний.
4.6 Перенос на сцену жизненных наблюдений (узнаваемость образа), точное представление о том: что делаю? для чего делаю? как делаю?
4.7 Роль индивидуальности актёра и куклы. Этюды на воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене. Этюды на отработку походки, жеста, оценки, общения.
4.8 «Мастерская актера». Развитие умения детей самостоятельно изготавливать атрибуты к кукольному спектаклю «Рукавичка». Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать творчество и фантазию.
5. Работа с куклой.
5.1 Просмотр кукольного спектакля «Колобок». Отработка выразительного чтения слов каждого героя сказки, этюды с куклами на материале просмотренного.
5.2 Основные правила вождения куклы за ширмой. Работа над основным положением перчаточной куклы. Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.
5.3 Создание сценического пространства, умение
ориентироваться за ширмой, определять основное место. Работа кистью руки. Работа над движением за ширмой. Упражнения в движении руки. Упражнения в передаче характера героя в движении.
5.4 Изготовление пальчиковых кукол из перчаток, варежек. Сценки с изготовленными куклами.
5.5 Упражнения и этюды с куклами на простейшие виды общения без слов. Развивающая игра “Мой персонаж”. Речевые особенности героя. Просмотр кинофрагментов и анализ поступков героя. Упражнения “кукла идущая”, “кукла плачущая”, “кукла смеющаяся” и др.
5.6 Просмотр кукольного спектакля «Снегурочка». Анализ увиденного (предлагаемые обстоятельства, характер героев, физическое и словесное действие кукол и т.д.). Разыгрывание отдельных сцен за ширмой по материалам сказки. Воспитание чувства коллективного творчества.
5.7 Коллективное сочинительство (что было бы, если бы…). Игры – драматизации с куклами на выдуманные истории.
5.8 Отработка кукловождения с предметами (взять, отдать, передать, бросить, поймать и т.д.). Работа с куклой по принципу: «Тело актера - инструмент – кукла».
5.9 Упражнения за ширмой, отработка походки, остановка в движении. Упражнения с воображаемыми предметами.
5.10 Театральные игры на развитие пластики рук: «Тюльпан», «Осьминог», «Змеи», «Скульптор», «Бабочки». Упражнения на снятие мышечных зажимов «Буратино и Пьеро», «Росток», «Ртутный шарик», «Пружина» и др.
5.11 Урок – фантазия «Кукольный домик», рассуждение о кукольных образах и места действия. Рассказы собственного сочинения. Импровизации за ширмой с куклой на выдуманные истории.
5.12 Упражнения для отработки навыков разговора куклы. Диалог героев. Характер и образ в передаче интонации.
5.13 Упражнения и этюды с куклой на решение актерских задач, учитывая конкретные особенности персонажа (внешность куклы, ее устройство и возможности).
5.14 Групповые упражнения с куклой – этюды. Оценка происходящего через куклу.
5.15 Закрепление материала по пройденному разделу.
6. Изготовление куклы
6.1 Знакомство с технологией изготовления кукол и декораций из различных материалов (вязанные куклы-перчатки, эстрадные куклы из поролона и т.д.). Просмотр иллюстраций и видеоматериала. Изготовление кукол из поручного материала.
6.2 Развитие двигательной моторики пальцев рук. Практические индивидуальные занятия.
6.3 Объяснение изготовления головы кукол способом «Папье – маше». Работа с пластилином – эскиз головы будущего персонажа.
6.4 Оклейка заготовки, несколькими слоями бумаги, сушка.
6.5 Извлечение пластилина из заготовки, склейка формы головы. Индивидуальная работа по разрисовки головы.
6.6 Завершение работы по изготовлению головы куклы способом «Папье – маше». Изготовление парика. Замысел по изготовлению одежды для перчаточной куклы.
6.7 Раскройка и шитье одежды для перчаточной куклы. Изготовление патронки, склеивание патронки и головы куклы.
6.8 Склейка головы и костюма. Завершение работы по изготовлению перчаточной куклы.
7. Постановка кукольного спектакля
7.1 Выбор сказки для постановки. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения.
7.2 Определение темы, идеи, сверхзадачи, конфликта. Распределение ролей. Читки по ролям за столом.
7.3 Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Упражнения и игры с куклой на чувство партнерства.
7.4 Заучивание слов (ударение, эмоциональная интонация, паузы, темп).
Обучение соединению действий кукол со словами пьесы.
7.5 Работа над ролью. Формирование навыка самостоятельной работы над режиссерскими замечаниями, активно использовать полученные навыки над ролью.
7.6 Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли.
7.7 Работа за ширмой. Распределение сил внутри каждой сцены, спектакля в целом.
7.8 Понятие «Выразительные средства». Поиск и обсуждение выразительных средств по сюжету пьесы. Индивидуальная работа над ролью.
7.9 Поиски выразительных возможностей кукол в предлагаемых обстоятельствах пьесы, этюды с куклами на материале пьесы. Развитие чувство партнёрства за ширмой.
7.10 Занятия сценическим движением кукол, определение мизансцен, пластичного и речевого поведения героев сказки.
7.11 Взаимодействие на ширме всех героев пьесы, соединения действия куклы со словами своей роли.
7.12 Мизансценирование по сюжету пьесы. Репетиции с музыкальным сопровождением.
7.13 Изготовление эскиза афиши, декораций. Изготовление декоративных элементов. Распределение технических обязанностей по спектаклю. Установка оформление, декоративных деталей.
7.14 Работа с куклами (появление и исчезновение куклы, наклоны и жестикуляция, обращение кукол к друг другу и к определенному объекту). Работа кукол с предметами.
7.15 Индивидуальная работа над характером роли. Отработка внутренней и внешней характерности персонажей и их сценических задач.
7.16 Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода. Раскрытие конфликта, индивидуальный подход к достижению цели.
7.17 Групповые и индивидуальные репетиции. Совершенствование умения передавать образы героев пьесы через эмоциональное состояние героев.
7.18 Репетиции. Совершенствование умения детей создавать образы с помощью жестов, мимики.
7.19 Репетиция всех эпизодов спектакля с использованием декораций, элементов костюмов, музыкального сопровождения, света.
7.20 Групповые и индивидуальные репетиции. Обучение навыкам добиваться выразительности действия кукол.
7.21 Работа за ширмой с куклой, отработка согласованности слов и действий кукловода по сюжету постановки.
7.22 Индивидуальные и групповые репетиции кукольного спектакля.
7.23 Проверка и изготовление недостающей бутафории к пьесе. Ремонт кукол и изготовление деталей костюма куклы.
7.24 Репетиции. Отработка основного ритма движения кукол, танцевальных движений куклы.
7.25 Монтировочные репетиции, прогоны.
7.26 Репетиции.
7.27 Репетиции.
7.28 Репетиции.
7.29 Прогонная репетиция.
7.30 Генеральная репетиция.
8. Итоговое занятие.
8.1 Творческий отчет – показ спектакля. Анализ показа. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся.
Техническое оснащение занятий
Для организации кукольного театра используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное
восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Занятия кукольного кружка проводятся в кабинете или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
- куклы;
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям.
Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители обучающихся.
Список литературы для педагога:
- «Театральная студия «Дали», А.В.Луценко, Москва, 1997.
- «Театрализованные занятия в детском саду», Н.Трифонова, Москва, 2001.
- «Театр оригами», С.Соколова, Москва, 201.
- «Развитие речи детей», Н.Новотворцер, Москва, 1998.
- «Улыбка судьбы», Т.Шишова, Москва, 2002.
- «Смешное и грустное на школьной сцене», Г.Г.Овдиенко, Москва, 2000.
- «Сказочная мастерская «кудесники» -театр кукол» А.Д. Крутенкова, Учитель, 2008.
- «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», Э.Г.Чурилова, Москва, 2001.
- «Театрализованные игры – занятия», Л.Баряева, Санкт – Петербург, 201.
- «Театрализованная деятельность в детском саду», А.Е.Антипина, Москва, 2003.
- «Играем в кукольный театр», Н.Ф.Сорокина, Москва, 2001.
- «Кукольный театр – дошкольникам», Т.Н.Карманенко, Москва, 1982.
- «Театр сказок», Л.Поляк, Санкт – Петербург, 2001.
- «Играем в театр», В.И. Мирясова, Москва, 2001.
- «Наш классный театр», А.М.Нахимовский, Москва, 2003.
- «Давайте устроим театр», Г.Калинина, Москва, 2007.
- «Домашний кукольный театр», М.О.Рахно, Ростов – на – Дону, 2008.
- Видео презентации.
Список литературных произведений для детей:
1. А. Барто стихи
2. С. Михалков стихи
3. Э. Успенский «Мы идем в театр»
4. Русские народные сказки
5. К. Чуковский «Федорино – горе»
Список музыкальных произведений:
1. М. Глинка «Вальс – фантазия»
2. П. Чайковский «Танец маленьких игрушек».
3. Д. Шостокович «Вальс – шутка»
4. Песни В. Шаинского