Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Хочу всё знать»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования Белоярского района
«Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
«Хочу всё знать»
Гаева Елена Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Хочу все знать» разработана с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Наряду с игровой деятельностью, в процессах социализации, познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь поиском знаний, приобретением знаний самостоятельно или под тактичным руководством
взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Не случайно во ФГОС значится, что одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, где в качестве основного вида познавательно-исследовательской деятельности детей выделяется экспериментирование. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Экспериментирование имеет под собой научно-исследовательскую основу и развивает у ребенка мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Научность, предполагает при подаче материала опираться на достоверные, научно-обоснованные факты и материалы, соответствующие возрасту детей.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных.
Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности); «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.
Цель Программы:
Формирование и развитие познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.
В соответствии с поставленной целью формируются задачи.
Личностные:
- Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Метапредметные:
- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
- Расширение перспектив познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
Образовательные:
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Отличительная особенность программы.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует ФГОС. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с Приказом МО и Н РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»
Ожидаемые результаты:
- Классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.
- Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.).
- Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры.
- Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.).
- Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
- Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.
Личностные результаты освоения программы:
- знать основы экологических знаний о живой и неживой природе;
- основы о взаимосвязи животного и растительного мира; - названия самых распространенных растений, животных, насекомых;
- время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне.
- отличать деревья от кустарников;
- называть явления природы;
- уметь участвовать в беседе.
Метапредметные результаты освоения программы:
- владеть нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
- иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;
- владеть навыками творческой деятельности (составить рассказ, нарисовать картинку, рассказать);
- ориентироваться во времени.
- основные признаки времен года;
- правила поведения в природе;
Предметные результаты освоения программы:
- называть времена года, отмечать их особенности;
- знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;
- знать о значении солнца, воздуха и воды для животных и растений;
- бережно относиться к природе;
- выполнять правила личной гигиены;
- вести наблюдения в природе;
- ухаживать за комнатными растениями;
- обладать потребностью, направленной на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Для успешного проведения занятий используются различные педагогические технологии:
- Технологии развивающего обучения,
- Технологии игровой деятельности,
- Технологии дифференцированного обучения,
- Технологии информационно-коммуникативные,
- Технология исследовательской деятельности,
- Технологии проектной деятельности.
Формы организации занятия
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Фронтальные занятия.
- КВН, развлечения.
- Наблюдения в природе.
- Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
- Беседы по теме эксперимента.
- Целевая прогулка.
- Экскурсия др.
- Проектная деятельность.
Алгоритм проведения занятий
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства);
- Подведение итогов, вывод;
- Фиксация результатов;
- Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
Проектно-научная деятельность в объединении
Проект – это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.
• Проектирование это обязательно практическая деятельность. Она в меньшей степени регламентируется педагогом, в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практических задач. Успешность проекта измеряется его продуктом.
• За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего способность к рефлексии, выбору адекватных решений и, конечно, умению выстраивать из частей целое.
Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важных критериев развития познавательного интереса – позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакции на успех и удачу), увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса. Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к жизни и ее сложным проявлениям. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством педагога. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках. Здесь очень важна предварительная работа:
1.Это могут быть экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр. по изучению теории вопроса;
2. Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи);
3. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий;
4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы;
5. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
При работе над проектом крайне важно закрепить с детьми полученные знания и умения исследовательского поиска, необходимыедля проведения самостоятельных исследований.
Одним из важных условий воспитательно – образовательной работы по развитию у дошкольников интереса к проектно-исследовательской деятельности, это правильная организация развивающей предметной среды, она должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственного, эколого-эстетического развития, формирования экологически грамотного поведения.
Содержание учебного плана.
Блок занятий «Вода. Удивительные превращения воды»
(24 занятия)
Дать детям знания о разнообразных состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное). Формировать понятие – неживая природа. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Познакомить со свойствами и качествами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества). Значение воды в жизни растений и животных.
Сезонное явление – снегопад. Изменения в природе зимой. Понятие об образовании узоров на окнах. Знакомства со свойствами снега, какой он бывает в разную погоду (ветреную, теплую, холодную). С чем можно сравнить снег? Загрязнение снега и воды.
Влияние температурных изменений на свойства льда. Сравнение льда и снега. Почему лед скользкий? Образование сосулек.
Блок занятий «Воздух» (8 занятий)
Систематизировать знания детей о воздухе. Познакомить со способами обнаружения воздуха, некоторыми свойствами (упругость). Как влияет загрязнение воздуха на окружающую среду. Закрепить представления о том, что людям и всему живому необходим чистый свежий воздух, попробовать ощутить различия комнатного и свежего воздуха. Воздух есть во всем. Воздух имеет вес. Понять, как может использоваться сила воздуха. Значение воздуха для растений и насекомых. Свойства теплого и холодного воздуха.
Блок занятий «Почва» (8 занятий)
Познакомить детей со свойствами, составом и качеством почвы. Что у нас под ногами? Где растения быстрее получают воду? Определение сухой и влажной почвы. Первоначальные представления о внутреннем содержании земли. Почва – верхний слой
земли. Для жизни живых организмов в почве есть воздух, вода, органические вещества. Создание необходимых условий для роста растений. Влияние почвы на рост растений. Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).
Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (липкость, проводимость воды, прочность) и применением. Может ли растение расти на глинистой
почве. Может ли песок двигаться.
Блок занятий «Камни» (8 занятий)
Познакомить детей со свойствами камней. Умение обследовать камни с помощью органов чувств. Камни отличаются по составу, прочности. Сравнение камня с глиной, пластилином.
Что такое горы.Дымящиеся горы (вулканы). «Минеральное царство». Как человек использует камни.
Блок занятий «Магниты» (8 занятий)
Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита. Помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Магнитные свойства Земли. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.
- войства материалов, взаимодействующих с магнитом (липкость, способность приклеивать и приклеиваться, притягивать железо).
Блок занятий «Свет и Электричество» (8 занятий)
Световой луч. Живые тени. Показать значение света. Природные источники света – солнце, луна; искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку. Виды электричества. Устройство электрических приборов. Правила безопасности при взаимодействии с электричеством. Появление электрической лампы. Электроприборы. Гроза – проявление электричества в природе. Правила поведения во время грозы. Помочь детям понять природные явления – гром и молния.
Блок занятий «Время» (4 занятия)
Что такое время. Как его измерить. Части суток. Формировать понятие о смене времени года. Уточнить представления об особенностях каждого времени года. Календарь. Какие бывают часы для измерения времени.
Блок занятий «Человек» (4 занятия)
Проверим слух. Наши помощники – глаза.Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Кожа.
Методическое обеспечение программы.
В основе общеразвивающей программы лежат следующие принципы:
- Принцип деятельностного подхода к развитию личности.
- Принцип ориентации на многообразие форм реализации познавательно-исследовательской деятельности.
- Принцип ориентации на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).
- Принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.
- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, в том числе проектной.
- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
- Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
- Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
- Принцип научной обоснованности и практической применимости.
Педагог применяет методы работы:
наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение
дидактических игр;
словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с
элементами диалога, обобщающие рассказы;
игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий. На занятиях широко используется занимательный материал: загадки,
стихи, ребусы, кроссворды, викторины, пословицы, поговорки и др.
Материально-техническое оснащение:
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049 -13 (утверждено постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26). Учебное оборудование группы включает комплект мебели, необходимой для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Основное оборудование и материалы:
- Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
- Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
- Технические материалы:
- Гайки, винты, болтики, гвозди.
- Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
Информационное обеспечение программы
- Принтер,
- Ноутбук,
- Телевизор.
- Мультимедийный проектор,
- Экран,
- Компьютерные презентации
Перспективный план
Месяц |
Темы занятий |
Программное содержание |
Сентябрь Октябрь Ноябрь
|
Блок «Вода. Удивительные превращения воды» Вода – самое удивительное вещество на Земле |
Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам. |
Замершая вода |
Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах. |
|
Что такое пар? |
Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане. |
|
Впитывание воды |
Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения. |
|
Вода – растворитель |
Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой. |
|
Игры с моделями |
Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов. |
|
«Кожа» воды» |
Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами. |
|
Неутомимая путешественница |
Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы. |
|
Декабрь |
Блок «Воздух» Воздух – первое знакомство: вдох – выдох |
Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы |
Воздух есть везде |
Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.) |
|
Воздух всегда в движении |
Доказать, что воздух всегда в движении |
|
«Сильный ветер, слабый ветер». |
Познакомить детей с силой ветра. |
|
«Надуваем воздушные шары». |
Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики. |
|
Реактивный шарик |
Выявить, что воздух обладает упругостью. |
|
«Где теплее?» |
Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается. |
|
«Не дышу» |
Доказать, что без воздуха нельзя прожить. |
|
Январь |
Блок «Почва» Как устроена «волшебная кладовая» |
Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина). |
Знакомимся с песком и глиной |
Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются |
|
Свойства песка и глины. |
Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины. |
|
Песок – природный материал. Песочные чудеса |
Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок. |
|
Глина – природный материал |
Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий. |
|
«Где вода?» |
Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду |
|
Животные и песок |
Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. |
|
Для чего человеку песок и глина |
Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины. |
|
Февраль |
Блок «Камни» Какими бывают камни |
Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам. |
Сравнение свойств камней |
Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком. |
|
Что такое горы |
Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней. |
|
Почему разрушаются горы |
Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы. |
|
Дымящиеся горы |
Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан. |
|
«Минеральное царство» |
Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей |
|
Янтарь и его свойства |
Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями, выделять его свойства. |
|
Как человек использует камни |
Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома, ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее. |
|
Март |
Блок «Магниты» Магнит и его свойства |
Дать детям первоначальное представление о магните и его свойствах, о том, что он может делать.
|
Вокруг твоего магнита |
Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли. |
|
Сила притяжения |
Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием. |
|
«Компас» |
Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. |
|
Игры с магнитами |
Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей. |
|
Притягивание через предметы |
Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов. |
|
Как человек использует магниты |
Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. |
|
Апрель |
Блок «Свет и электричество» Свет повсюду |
Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы. |
Свет путешествует |
Дать представление о движении света. |
|
Что такое зеркало? |
Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы. |
|
«Электричество» |
Познакомить детей с понятием «электричество» |
|
«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи» |
Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года. |
|
«Далеко-близко» |
Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха. |
|
«Тайна стекла» |
Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку. |
|
«Разноцветные огоньки» |
Формировать первичные представления из каких цветов состоит солнечный свет. |
|
Май |
Блок «Время» Что такое время. Как его измерить. |
|
Части суток. Почему наступает утро, день, вечер и ночь? |
Рассказать и показать с помощью модели Земли, как происходит смена дня и ночи, |
|
Времена года.
|
Показать, как происходит смена времен года. |
|
Календарь.
|
Познакомить с календарем. Какие бывают календари? |
|
Какие бывают часы. |
Знакомство с часами. |
|
Блок «Человек» Проверим слух |
Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук. |
|
|
Наши помощники - глаза |
Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза. |
Взаимосвязь органов вкуса и запаха |
Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. |
|
Кожа |
Защитная функция кожи |
Список используемой литературы
- Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.
- Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2015г.
- Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2013г.
- Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2015г.
- Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство - Пресс»,2015г.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», Творческий центр «Сфера» Москва, 2010 г.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2010 г.
- Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
- Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников», Издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
Приложение 1
Целевые ориентиры познавательного развития детей 6-7 лет не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволяет ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Обследование детей проводится ежегодно в период с 15 по30 сентября и 15 по 30 мая.
Диагностический инструментарий по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской
деятельности дошкольников
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Показатели |
Диагностические методики |
Отношение детей к экспериментальной деятельности (устойчивость предпочтений) |
Диагностическое задание 1. Методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогает выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования (индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности). |
Уровень развития любознательности, познавательной активности |
Диагностическое задание 2. Методика Венгера Л.А. игровое упражнение «Да — Нет», которая направлена на исследование динамики развития любознательности в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном (мини тесты «Изучение познавательной инициативы»). |
Уровни сформированности экспериментальной деятельности |
Диагностическое задание 3. Наблюдения воспитателя «Изучение познавательных интересов» по Ивановой А.И., помогает выявить уровень сформированности экспериментальной деятельностью ( индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью) |
Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы |
Диагностическое задание 4. Методика авторского коллектива Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработана в мини-тестах, в которых ребёнку предлагаются вопросы о предметах и объектах неживой природы. Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой |
Диагностическое задание 1. По методике «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой, предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Педагог предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) — 3 балла, за четвертый (экспериментирование) — 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.
Диагностическое задание 2. «Игровое упражнение «Да — Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это? Что с ним можно сделать, чтобы определить его свойства, качества, признаки?»
Качественный и количественный анализ вопросов:
— оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»;
-общее количество;
— ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы.
Диагностическое задание 3. Наблюдение педагога «Изучение познавательных интересов» (по Ивановой А.И.)
№ п/п |
Вопросы |
Возможные ответы |
Балл |
1 |
Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
2 |
Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? |
а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других |
5 3 1 |
3 |
Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? |
а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) |
5 3 1 |
4 |
Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
5 |
Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
6 |
Проявляет интерес к познавательной литературе |
а) часто б) иногда в) очень редко |
5 3 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Диагностическое задание 4. Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработаны мини-тесты, в которых ребёнку предлагаются следующие вопросы:
- Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмассы.
- Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
- Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д.) – покажи.
- Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.
- Сравни свойства песка, глины, почвы.
- Расскажи о свойствах магнита.
- Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.
- Сравни свойства дерева и железа, их назначение.
- Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Уровни |
Отношение к экспериментальной деятельности |
Целеполагание |
Планирование |
Реализация |
Целевые ориентиры |
|
Высокий |
Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. |
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. |
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. |
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. |
Формулирует в речи достигнутый результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные Причинные связи. Делает выводы. |
|
Средний |
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес |
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) |
Принимает активное участие при планировании деятельности Совместно со взрослым. |
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. |
Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
|
Низкий |
Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. |
Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. |
Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. |
Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). |
Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание. |
|