Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)   «Хочу всё знать»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования Белоярского района

«Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский»

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

естественно – научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)  

«Хочу всё знать»

 

Гаева Елена Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

 

 

«Умейте открыть перед ребёнком
в окружающем мире
 что-то одно, но открыть так,
чтобы кусочек жизни заиграл
перед детьми  всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
                                               чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
                                                        возвратиться к тому, что он узнал".
Сухомлинский В. А.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Хочу все знать» разработана с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Наряду с игровой деятельностью, в процессах социализации, познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь поиском знаний, приобретением знаний самостоятельно или под тактичным руководством

взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Не случайно во ФГОС значится, что одним из основных принципов дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Теоретической базой являются исследования Н.Н. Подьякова, где в качестве основного вида познавательно-исследовательской деятельности детей выделяется экспериментирование. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Экспериментирование  имеет под собой научно-исследовательскую основу и развивает у ребенка мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Научность, предполагает при подаче материала опираться на достоверные, научно-обоснованные факты и материалы, соответствующие возрасту детей.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

           Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта и связанных с ним личностных смыслов: от утилитарно-прогматических до ценностных.

Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком видами самостоятельной экспериментальной деятельности и саморазвитие ребенка.

Экспериментальная деятельность  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Ведущая  идея программы заключается в организации посильной, интересной и  адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов конструктивно-модельной деятельности); «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора.

Новизной данной программы является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.

Цель Программы:

Формирование и развитие познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность.

В соответствии с поставленной целью формируются задачи.

     Личностные:

- Приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности.

- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при     проведении физических экспериментов.

 Метапредметные:

- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации.

- Формирование   познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

- Расширение перспектив познавательно-исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

Образовательные:

-  Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;

- Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Отличительная особенность программы.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует ФГОС. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Целевые ориентиры образовательного процесса

 В соответствии с Приказом МО и Н РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

         Ожидаемые результаты:

- Классифицирует и группирует предметы по общим качествам и характерным деталям.

- Различает качества предметов (величина, форма, строение, положение в пространстве, цвет и т.п.).

- Различает и использует в деятельности различные плоскостные формы и объемные фигуры.

- Использует эталоны как обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, материал и т.п.).

- Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.

-  Получает удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняет обследовательские действия.

Личностные результаты освоения программы:

-  знать основы экологических знаний о живой и неживой природе;

 - основы о взаимосвязи животного и растительного мира; - названия самых распространенных растений, животных, насекомых;

- время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне.

-  отличать деревья от кустарников;

- называть явления природы;

- уметь участвовать в беседе.

Метапредметные результаты освоения программы:

- владеть нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;

- иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;

- владеть навыками творческой деятельности (составить рассказ, нарисовать картинку, рассказать);

- ориентироваться во времени.

-  основные признаки времен года;

- правила поведения в природе;

Предметные результаты освоения программы:

- называть времена года, отмечать их особенности;

- знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;

- знать о значении солнца, воздуха и воды для  животных и растений;

- бережно относиться к природе;

- выполнять правила личной гигиены;

- вести наблюдения в природе;

- ухаживать за комнатными растениями;

- обладать потребностью, направленной на реализацию здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.

Для успешного проведения занятий используются различные педагогические технологии:

- Технологии развивающего обучения,

- Технологии игровой деятельности,

- Технологии дифференцированного обучения,

- Технологии информационно-коммуникативные,

- Технология исследовательской деятельности,

- Технологии проектной деятельности.

Формы организации занятия

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Фронтальные занятия.
  • КВН, развлечения.
  • Наблюдения в природе.
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  • Беседы по теме эксперимента.
  • Целевая прогулка.
  • Экскурсия др.
  • Проектная деятельность.

Алгоритм проведения занятий

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства);
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные

  •  
  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?);
  • ситуация выбора.

Проектно-научная деятельность в объединении

Проект – это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.

• Проектирование это обязательно практическая деятельность. Она в меньшей степени регламентируется педагогом, в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практических задач. Успешность проекта измеряется его продуктом.

• За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего способность к рефлексии, выбору адекватных решений и, конечно, умению выстраивать из частей целое.

Метод проектов позволяет создать условия для реализации трех важных критериев развития познавательного интереса – позитивного интереса к окружающему миру и его показателей (эмоционального благополучия, эмоционального отклика и адекватности реакции на успех и удачу), увлеченности процессом познания и ответственности по отношению к предмету своего интереса. Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к жизни и ее сложным проявлениям. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Как правило, такие проекты выполняются всем коллективом детей или отдельными группами под постоянным наблюдением и руководством педагога. Проект включает подготовительный, исследовательский этапы и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщают в виде рисунков, коллажей, участвуют в инсценировках, праздниках. Здесь очень важна предварительная работа:

1.Это могут быть экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр. по изучению теории вопроса;

2. Выбор цели, задач, работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи);

3. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий;

4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы;

5. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и пр.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

При работе над проектом крайне важно закрепить с детьми полученные знания и умения исследовательского поиска, необходимыедля проведения самостоятельных исследований.

Одним из важных условий воспитательно – образовательной работы по развитию у дошкольников интереса к проектно-исследовательской деятельности, это правильная организация развивающей предметной среды, она должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственного, эколого-эстетического развития, формирования экологически грамотного поведения.

Содержание учебного плана.

Блок занятий «Вода. Удивительные превращения воды»

(24 занятия)

Дать детям знания о разнообразных состояниях воды (твердое, жидкое, газообразное). Формировать понятие – неживая природа. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Познакомить со свойствами и качествами воды (прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества). Значение воды в жизни растений и животных.

Сезонное явление – снегопад. Изменения в природе зимой. Понятие об образовании узоров на окнах. Знакомства со свойствами снега, какой он бывает в разную погоду (ветреную, теплую, холодную). С чем можно сравнить снег? Загрязнение снега и воды.

Влияние температурных изменений на свойства льда. Сравнение льда и снега. Почему лед скользкий? Образование сосулек.

Блок занятий «Воздух» (8 занятий)

Систематизировать знания детей о воздухе. Познакомить со способами обнаружения воздуха, некоторыми свойствами (упругость). Как влияет загрязнение воздуха на окружающую среду. Закрепить представления о том, что людям и всему живому необходим чистый свежий воздух, попробовать ощутить различия комнатного и свежего воздуха. Воздух есть во всем. Воздух имеет вес. Понять, как может использоваться сила воздуха. Значение воздуха для растений и насекомых. Свойства теплого и холодного воздуха.

Блок занятий «Почва» (8 занятий)

Познакомить детей со свойствами, составом и качеством почвы. Что у нас под ногами? Где растения быстрее получают воду? Определение сухой и влажной почвы. Первоначальные представления о внутреннем содержании земли. Почва – верхний слой

земли. Для жизни живых организмов в почве есть воздух, вода, органические вещества. Создание необходимых условий для роста растений. Влияние почвы на рост растений. Факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Познакомить детей со свойствами песка (сыпучесть, прочность, рыхлость, проводимость воды). Познакомить детей с природным материалом – глиной, ее свойствами (липкость, проводимость воды, прочность) и применением. Может ли растение расти на глинистой

почве. Может ли песок двигаться.

Блок занятий «Камни» (8 занятий)

Познакомить детей со свойствами камней. Умение обследовать камни с помощью органов чувств. Камни отличаются по составу, прочности. Сравнение камня с глиной, пластилином.

Что такое горы.Дымящиеся горы (вулканы). «Минеральное царство».  Как человек использует камни.

Блок занятий «Магниты» (8 занятий)

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита. Помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Магнитные свойства Земли. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

  1.  войства материалов, взаимодействующих с магнитом (липкость, способность приклеивать и приклеиваться, притягивать железо).

Блок занятий «Свет и Электричество» (8 занятий)

Световой луч. Живые тени. Показать значение света. Природные источники света – солнце, луна; искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку. Виды электричества. Устройство электрических приборов. Правила безопасности при взаимодействии с электричеством. Появление электрической лампы. Электроприборы. Гроза – проявление электричества в природе. Правила поведения во время грозы. Помочь детям понять природные явления – гром и молния.

Блок занятий «Время» (4 занятия)

Что такое время. Как его измерить. Части суток. Формировать понятие о смене времени года. Уточнить представления об особенностях каждого времени года. Календарь. Какие бывают часы для измерения времени.

Блок занятий «Человек» (4 занятия)

Проверим слух. Наши помощники – глаза.Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Кожа.

Методическое обеспечение программы.

В основе общеразвивающей программы лежат следующие принципы:

- Принцип деятельностного подхода к развитию личности.

- Принцип ориентации на многообразие форм реализации познавательно-исследовательской деятельности.

- Принцип ориентации на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).

- Принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.

- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

- Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников, в том числе проектной.

- Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.

- Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.

- Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

- Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Педагог применяет методы работы:

наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение

дидактических игр;

словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с

элементами диалога, обобщающие рассказы;

игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);

загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление гербария растений, плодов; постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий. На занятиях широко используется занимательный материал: загадки,

стихи, ребусы, кроссворды, викторины, пословицы, поговорки и др.

 

Материально-техническое оснащение:

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создана мини-лаборатория в соответствии с требованиями СанПин 2.4.1.3049 -13 (утверждено постановлением Главного

государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26). Учебное оборудование группы включает комплект мебели, необходимой для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.

Основное оборудование и материалы:

- Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

- Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

- Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

- Технические материалы:

- Гайки, винты, болтики, гвозди.

- Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

- Красители: ягодный сироп, акварельные краски.

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.

- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки, пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Информационное обеспечение программы

- Принтер,

- Ноутбук,

- Телевизор.

- Мультимедийный проектор,

- Экран,

- Компьютерные презентации

Перспективный план

         Месяц

 Темы занятий

                       Программное содержание

Сентябрь   Октябрь   Ноябрь

 

Блок «Вода. Удивительные превращения воды»    

 Вода – самое удивительное вещество на Земле

Дать детям знания о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

Замершая вода

Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.

Что такое пар?

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды. Учить делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

Впитывание воды

Показать детям, что некоторые предметы и материалы впитывают воду, а другие ее отталкивают. Показать, как пьют растения.

Вода – растворитель

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Игры с моделями

Путем экспериментирования выяснить, лодки из каких материалов лучше держаться на воде. Подумать, из чего получиться хорошая лодка для перевозки грузов.

«Кожа» воды»

Дать представления о поверхности воды. Познакомить с ее свойствами.

Неутомимая путешественница

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

         Декабрь

Блок «Воздух» Воздух – первое знакомство: вдох – выдох

Дать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы

Воздух есть везде

Учить находить воздух в различных предметах, веществах (почва, вода, губка и т. д.)

Воздух всегда в движении

Доказать, что воздух всегда в движении

«Сильный ветер, слабый ветер».

Познакомить детей с силой ветра.

«Надуваем воздушные шары».

Продолжать расширять знания о воздухе, развивать умения выпускать воздух в одном направлении, дуть на ленточки, султанчики.

Реактивный шарик

Выявить, что воздух обладает упругостью.

      «Где теплее?»

Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается.

«Не дышу»

Доказать, что без воздуха нельзя прожить.

Январь

Блок «Почва» 

 Как устроена «волшебная кладовая»

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина).

Знакомимся с песком и глиной

Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются

Свойства песка и глины.

Учить детей самостоятельно выделять свойства песка и глины.

Песок – природный материал. Песочные чудеса

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.

Глина – природный материал

Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

«Где вода?»

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду

Животные и песок

Познакомить детей с обитателями песчаных пустынь. Путем эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне.

Для чего человеку песок и глина

Рассказать, как человек использует песок и глину (строительство, песочные часы, посуда, игрушки). Самим предложить вылепить посуду из глины.

Февраль

Блок «Камни» Какими бывают камни

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

Сравнение свойств камней

Познакомить детей с углем, мрамором, мелом. Сравнить их свойства. Рассказать об использовании их человеком.

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.

Почему разрушаются горы

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе. Экспериментальным путем показать как разрушаются камни и горы.

Дымящиеся горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах. На модели показать действующий вулкан.

«Минеральное царство»

Познакомить детей с некоторыми полезными  ископаемыми, с их ролью в жизни людей

Янтарь и его свойства

Познакомить детей с янтарем. Учить обследовать его, сравнивать с другими камнями, выделять его свойства.

Как человек использует камни

Показать, какую роль в жизни человека играют камни. Познакомить с камнями, которые человек использует для своих нужд. С древних времен. Предложить детям построить дома из различных материалов (солома, ветки, камни) и сделать вывод, какие из них прочнее.

Март

Блок «Магниты»

Магнит и его свойства

Дать детям первоначальное представление о магните и его свойствах, о том, что он может делать.

 

Вокруг твоего магнита

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

Сила притяжения

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

«Компас»

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Игры с магнитами

Научить детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

Притягивание через предметы

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.

Как человек использует магниты

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

Апрель

Блок «Свет и электричество»               Свет повсюду

Дать представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.

Свет путешествует

Дать представление о движении света.

Что такое зеркало?

Дать представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.

«Электричество»

Познакомить детей с понятием «электричество»

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.

«Далеко-близко»

Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

«Тайна стекла»

Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

«Разноцветные огоньки»

Формировать первичные представления  из каких цветов состоит солнечный свет.

Май

Блок «Время»

Что такое время. Как его измерить.

 

Части суток. Почему наступает утро, день, вечер и ночь?

Рассказать и показать с помощью модели Земли, как происходит смена дня и ночи,

Времена года.

 

Показать, как происходит смена времен года.

Календарь.

 

Познакомить с календарем. Какие бывают календари?

Какие бывают часы.

Знакомство с часами.

Блок «Человек»

Проверим слух

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

 

Наши помощники - глаза

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Кожа

Защитная функция кожи

Список используемой литературы 

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
  2. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.
  3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/сост. Н.В.Нищева.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  4. Л.В.Рыжова «Методика детского экспериментирования», Издательство «Детство - Пресс», 2014г.
  5.  Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», Санкт – Петербург, «Детство –    Пресс», 2015г. 
  6.  Е.В. Лосева «Развитие познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников», Санкт – Петербург,  «Детство – Пресс», 2013г.
  7.   Тягушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,  Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2015г.
  8.   Н.В. Нищева «Опыты, эксперименты, игры», Санкт – Петербург, «Детство - Пресс»,2015г. 
  9.    Т.А.Шорыгина «Беседы о воде в природе», «Беседы о природных явлениях и объектах», Творческий центр «Сфера» Москва, 2010 г.
  10.    Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое   пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: «Учитель», 2010 г.
  11.    Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников», Издательство  «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.
  12.     Е.Е. Крашенинников, О.Л.Холодова, «Развитие Познавательных способностей дошкольников», Издательство  «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.

Приложение 1

Целевые ориентиры познавательного развития детей 6-7 лет не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не является основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.                                                                                                       Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребёнка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволяет ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Обследование детей проводится ежегодно в период с 15 по30 сентября и 15 по 30 мая.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской

деятельности дошкольников

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Показатели

Диагностические методики

Отношение детей к экспериментальной деятельности (устойчивость предпочтений)

Диагностическое задание 1. Методика «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогает выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования (индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).

Уровень развития любознательности,

познавательной активности

Диагностическое задание 2. Методика Венгера Л.А. игровое упражнение «Да — Нет», которая направлена на исследование динамики развития любознательности в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном (мини тесты «Изучение познавательной инициативы»).

Уровни сформированности экспериментальной

деятельности

Диагностическое задание 3. Наблюдения воспитателя «Изучение познавательных интересов» по Ивановой А.И., помогает выявить уровень сформированности экспериментальной деятельностью ( индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью)

Уровень представлений о предметах и объектах неживой природы

Диагностическое задание 4. Методика авторского коллектива Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработана в мини-тестах, в которых ребёнку предлагаются вопросы о предметах и объектах неживой природы. Диагностика на основе показателей уровня овладения детьми программой

Диагностическое задание 1. По методике «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой, предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Педагог  предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) — 3 балла, за четвертый (экспериментирование) — 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.

Диагностическое задание 2. «Игровое упражнение «Да — Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.

Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это? Что с ним можно сделать, чтобы определить его свойства, качества, признаки?»

Качественный и количественный анализ вопросов:

— оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям «продуктивность» и «уровень вопроса»;

-общее количество;

— ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы.

Диагностическое задание 3. Наблюдение педагога «Изучение познавательных интересов» (по Ивановой А.И.)

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Диагностическое задание 4. Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы авторским коллективом Климовой Н.Р., Кривовой Л.И., Прохоровой Л.Н. разработаны мини-тесты, в которых ребёнку предлагаются следующие вопросы:

  1. Опиши качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмассы.
  2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
  3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д.) – покажи.
  4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.
  5. Сравни свойства песка, глины, почвы.
  6. Расскажи о свойствах магнита.
  7. Сравни свойства стекла и пластмассы, их назначение.
  8. Сравни свойства дерева и железа, их назначение.
  9. Сравни свойство резины и бумаги, их назначение.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Целевые ориентиры

Высокий

Познавательное

отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении

проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую

деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно.

Помнит о цели работы на протяжении всей

деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнутый результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные

Причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает

предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности

Совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов,

помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим

вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в

выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе

материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности

материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание.