ДООП "Юный автомеханик"
ГБУ ДО НСО "Автомотоцентр"
ДООП "Юный автомеханик"
Педагог дополнительного образования
Антонов Виктор Владимирович
Паспорт дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Юный автомеханик»
1
|
Образовательная организация
|
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирской области «Областной центр детского (юношеского) технического творчества «Автомотоцентр»
|
2
|
Название программы
|
Юный автомеханик
|
3
|
Направленность программы
|
Техническая
|
4
|
Сведения о разработчиках
|
Антонов Виктор Владимирович, педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
|
5
|
Срок реализации
|
3 года
|
6
|
Возраст обучающихся
|
10-18 лет
|
7
|
Цель программы
|
Создание условий дляразвития способностей обучающихся в областиработы с транспортными средствами через формирование знаний, умений и навыков диагностики, обслуживания и ремонта автомобилей.
|
8
|
Уровни подготовки/года обучения
|
1 год обучения: оптимальное количество обучающихся в группе 12-15 человек количество учебных часов в неделю – 9.
2 год обучения: оптимальное количество обучающихся в группе – 10-12 человек количество учебных часов в неделю – 6.
3 год обучения: оптимальное количество обучающихся в группе – 8-10 человек количество учебных часов в неделю – 6.
|
9
|
Авторский компонент
|
Заключается в обучении финансовой грамотности. Весь процесс обучения строится на том, что обучающиеся, параллельно с приобретением знаний, умений и навыков по диагностике, обслуживанию и ремонту автомобилей, учатся грамотно просчитывать все финансовые затраты, которые требуются для выполнения данных работ.
|
10
|
Планируемые результаты
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы……………………5
-
Пояснительная записка……………………………………………………………5
-
Цель и задачи программы…………………………………………………………9
-
Содержание программы………………………………………………………….10
Первый год обучения……………………………………………………………...10
Второй год обучения……………………………………………………………...12
Третий год обучения……………………………………………………………....14
-
Планируемые результаты………………………………………………………...16
Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий…………............18
-
Календарный учебный график…………………………………………………..18
-
Условия реализации программы………………………………………………...18
-
Формы проверки знаний, умений и навыков…………………………..……….19
-
Оценочные материалы…………………………………………………………....20
-
Методические материалы………………………………………………………..20
-
Рабочая программа……………………………………………………………….
-
Рабочая программа воспитания………………………………………………….
-
Календарный план воспитательной работы…………………………………….
-
Список литературы……………………………………………………………….27
Приложение 1…………………………………………………………………………29
Приложение 2………………………………………………………………………….33
Приложение 3……………………………………………………………………...…..34
Приложение 4……………………………………………………………………..…...35
Приложение 5……………………………………………………………………..…...36
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
-
Пояснительная записка
Программа «Юный автомеханик» является прикладной, носит практико-ориентированный характер и имеет техническую направленность, а основными направлениями деятельности выступают:
· обучение основам технического конструирования;
· изучение технологий обслуживания, ремонта и диагностики узлов и агрегатов автомобиля.
Начиная с 90-х годов 20 века престиж инженерных и рабочих специальностей неуклонно снижался. Считалось, что такие специальности устаревают и скоро станут невостребованными. Но данная теория была ошибочной, ведь машины, станки, механизмы и другая сложная техника составляют основу экономики, а еще имеют свойство иногда выходить из строя. И всегда нужен персонал, умеющий в ней разбираться, диагностировать, ремонтировать. Поэтому сегодня, как никогда, нужны люди грамотные, разбирающиеся в технике, понимающие процессы производства и ремонта разнообразных систем и механизмов, в том числе и автомобилей.
А это значит, что вопрос о том, нужно ли увеличивать число детей, занимающихся техническим творчеством, имеет однозначный ответ: чем шире охват школьников, тем больше пользы обществу. Польза эта многогранна, она заключается в увеличении числа будущих механиков, изобретателей и инженеров, в улучшении профориентации, в интересном досуге, в повышении качества отбора абитуриентов для технических вузов. Именно в этом заключается актуальность дополнительной образовательной программы «Юный автомеханик».
Отличительная особенность программы состоит в том, что обучаясь по ней, воспитанники получают практические знания по таким предметам как: механика, черчение, математика, физика и другие. Освоение учащимися новых знаний и умений, формирование их способностей происходит не путем пассивного восприятия материала, а путем активного, созидательного поиска в процессе выполнения различных видов деятельности – самостоятельной работы с техникой, разработки и внедрения собственных проектов, изготовления узлов и деталей. Программа обеспечивает качественную допрофессиональную подготовку воспитанников, способствует получению сведений о профессии слесаря-автомеханика и получению умений и навыков в обслуживании и ремонте автомобиля.
В процессе реализации данной программы применяется особый авторский подход, который заключается в обучении финансовой грамотности. Весь процесс обучения строится на том, что обучающиеся, параллельно с приобретением знаний, умений и навыков по диагностике, обслуживанию и ремонту автомобилей, учатся грамотно просчитывать все финансовые затраты, которые требуются для выполнения данных работ. В современном мире автомобиль стал неотъемлемой частью жизни людей и даже неким критерием успешности человека. Сегодня люди стремятся иметь свой личный автомобиль, который, в свою очередь, нуждается в постоянном обслуживании и вложении финансовых средств. Поэтому умение самостоятельно выполнять все необходимые работы и, при этом, умение грамотно просчитывать все финансовые затраты – отличная и очень выгодная комбинация навыков, которые обучающиеся приобретают в процессе освоения программы.
Авторский подход раскрывается в каждом разделе и в процессе изучения каждой темы. Обучение основам финансовой грамотности отражено в учебно-тематическом плане и в содержании программы как отдельный раздел, но, вместе с тем, является неотъемлемой частью каждого из них.
Обучающиеся должны уметь не только грамотно провести диагностику, найти неисправность, определить, что необходимо для ее ремонта, и устранить ее, но также, знать, где найти то самое необходимое. А это значит, что они должны уметь самостоятельно находить каталожные номера той или иной детали или запчасти, работать со специализированными сайтами и интернет-магазинами, выбирать среди многих предложений наиболее подходящее по ряду свойств (производитель, соотношение цена-качество, рейтинг поставщика и т.д.).
Так, обучение финансовой грамотности включает в себя работу с сайтами и интернет-магазинами автомобильных товаров, запчастей, расходных материалов, инструментов и др. Педагог учит, как и где искать необходимый товар, на каких производителей лучше обратить внимание, как правильно определять качество товара, какими свойствами он должен обладать, что более износостойко и удобно в работе, в чем отличие более бюджетного варианта от более дорогостоящего, в общем, каким образом подобрать нужный товар, совершив при этом действительно выгодное вложение и не переплатив.
Таким образом, обучение по программе действительно является практикоориентированным и позволяет в полном объеме применять полученные на занятиях знания, умения и навыки в реальной жизни.
Адресатом программы являются дети и подростки в возрасте 10-18 лет, имеющие интерес к автомобильной технике.
Особенности организации образовательного процесса
Формирование учебных групп проводится на основании добровольного согласия учащихся, письменного заявления от родителей, согласия на обработку персональных данных и при наличии медицинской справки с отсутствием противопоказаний к занятиям в данном объединении. Группы могут быть разнополыми и разновозрастными и формируются в соответствии со способностями детей и их практической подготовкой.Оптимальная наполняемость групп – 12-15 человек на 1 году обучения, 10-12 человек на втором году обучения, 8-10 человек – на третьем. В течение года возможен добор обучающихся.
Характеристика возрастных особенностей обучающихся
Возраст 10 лет является благоприятным для начала обучения. Дети в этом возрасте отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Они охотно принимают руководство взрослого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них.
В работе с автомобильной техникой данные качества играют важную роль, так как она всегда требует максимального внимания и серьезного отношения к делу, в особенности на этапе знакомства. Кроме того, в этом возрасте дети уже достаточно физически развиты, чтобы проводить простые ремонтные работы.
В возрасте 11-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими поступков и действий. Подростки стремятся завоевать авторитет в глазах коллектива, занять достойное место в коллективе.
Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
В возрасте 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе.
Способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия.
Работа с системами и механизмами автомобиля обретает более сознательный характер.
В возрасте 16-18 лет формируются привычки. Мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы.
Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.
Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости и откровенности, тайнах и секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении с взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.
Это возраст, когда молодые люди уже прекрасно понимают, для чего они занимаются той или иной деятельностью и где они смогут применить полученные знания, строят планы на будущее.
Объем и срок освоения программы и режим занятий
Программа «Юный автомеханик» рассчитана на 3 года обучения в количестве 306 учебных часов на первом году обучения и 216 учебных часов на втором и третьем году обучения. Занятия проводятся на базе ГБУ ДО НСО «Автомотоцентр» в очной форме обучения, 3 раза в неделю по 3 академических часа.
Форма реализации образовательно программы – традиционная.