«Декоративно- прикладное искусство Поволжья» для обучающихся 10-12лет
ГБУСОДО "Областной центр экологии, краеведения и туризма"
«Декоративно- прикладное искусство Поволжья» для обучающихся 10-12лет
Костенко Наталья Ивановна
педагог
Пояснительная записка
Цель: Определение уровня знаний ДПИ Поволжья
Задачи:
-
Развитие навыков сотрудничества
-
Воспитание патриотизма к своей малой Родине
-
Освоение приемов актерского мастерства
Область применения:уроки изобразительного искусства, литературы, МХК, классный час.
Возраст: 10-12 лет
Форма реализации: игровая программа с элементами театра – экспромт.
Тематическое содержание:
3. Вступительное слово ведущего
5. Театр - экспромт
6. Игра – тренинг «Каравай»
7. Викторина «Доскажи пословицу»
8. Задорные частушки
9. Викторина
Ведущий: Сегодняшнее занятие подводит итог темы «Декоративно-прикладное искусство Поволжья».
Живем мы с вами на Великой русской реке, Волге. Это будет необычное занятие, сегодня Ярмарка! Издавна селились по берегам реки народы России. Были они землепашцами, ремесленниками, кузнецами, воинами. На берегах реки шла бойкая торговля. Река связывала эти народы. Стало традицией обмениваться товаром, проводить шумные, веселые ярмарки, где можно было и людей посмотреть, да и себя показать, прикупить необходимого товара, продать излишки урожая или художественного ремесла. В течение учебного года вы изучали народные промыслы Поволжья и сумеете отгадать загадки на эту тему.
-
Доски расписные – красные, да синие,
Кони удалые – черные, красивые,
Здесь розаны и купавки расцвели ковром
И гордятся горожане древним……………… (Городцом.)
-
Беглые монахи рисовали их,
Травка расцветала на чашах золотых,
Знают за границей и на всей земле,
Мастера умелые в древней………………….. (Хохломе.)
-
Набивные, яркие расцвели платки,
Цветы, да «окаемочка», зеленые листы.
Павел посадил мастериц всех в ряд
И назвали это……………………………… (Павловский посад).
-
Барышни и водоноски,
Кони, кавалеры броски,
Гордо выплывают, славя то село,
А зовется оно …………………………………..(Дымково)
Ведущий:
Но это только малая часть промыслов Поволжья. А есть еще Ярославская финифть, Абашевская игрушка, Богородская игрушка, Жостовская роспись, керамика Гжели и многое другое. Но главное, на ярмарке люди общались, играли, шутили, пели, водили хороводы. Из уст в уста передавались песни, шутки-прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, календарные песни.
Как сказать, одним словом устное народное творчество? ----- (Фольклор).
А переводится это слово как «Народная мудрость»
Ведущий: Предлагаем вам сегодня стать участниками ярмарочного веселья, окунуться в атмосферу праздника, а помогут нам наши друзья-скоморохи.
( раздаются роли участников представления)
1.Скоморох: Эге - гей, народ честной,
Заходи-ка к нам, не стой!
2.Скоморох: Посчитаем для порядка-
Мне пятак, тебе заплатка!
1.Скоморох: Чок- чок- чок зубы на крючок,
Кто слово скажет, тому в лоб щелчок!
2.Скоморох: Шел Молчан по крутым горам,
Кто не молчал, того за уши драл!
( Раздаются таблички – рисунки). Под музыку выезжают на телеге, запряженной конем, дед, бабка, дети, внуки.
1. Скоморох: - Баб, а Баб?
Бабка: Чего тебе?
2. Скоморох: Тебе поклон прислали.
Бабка: Кто?
1.Скоморох: Маша!
Бабка: Какая еще Маша?
2. Скоморох: Да свинья наша!
Бабка: Кыш, насмешники!
(Скоморохи хохочут)
2.Скоморох: Антошка – картошка,
Соломенная ножка,
Сам с ноготок, голова с лоток!
(Внук показывает кулак скомороху, скоморохи смеются)
1.Скоморох: Дед Егор!
Дед: Чего?
1.Скаморох: Под ногами-то грязь!
Дед: Где?
1.Скоморох: Не кланься, я тебе не князь!
Дед: Тфу, на вас!
Скоморохи поют: Из-за леса, из-за гор
Ехал дедушка Егор, …Сам на лошадке,
Жена на коровке, ……..Дети на телятки,
Внуки на козлятках.
Дед: Тру-у-у, приехали!
Ведущий: С прибаутками, да с шутками, приехали на ярмарку. Шумит, галдит народ на ярмарке, торгуется, товар свой расхваливает. И сейчас с помощью наших помощников и вас ребята мы попробуем воссоздать дух ярмарочного веселья.
(Обучающимся раздаются слова)
Кому лапти лыковые……..
|
Сапоги хромовые………….
|
Самовары тульские
|
.Пряники резные, доски расписные
|
Свистульки, игрушки Дымковские
|
Сено, овес, пшено, семечки
|
Замки, ключи, уключины
|
Шелк, ситец, поспеши, а то выйдет
|
Горшки, глиняные горшки
|
Сладости, восточные сладости
|
Молоко, сметана, сливки
|
Хомуты, уздечки, подковы, седла
|
Баранки, плюшки, расстегаи
|
Посадские платки небывалой красоты
|
Медовуха, да мед – году полный оборот
|
Кому каравай, да квас, до краев наливай
|
Доски резные, прялки расписные
|
Злато – серебро, береги свое добро
|
Сапоги сафьяновые, сапоги хромовые, валенки
|
Лапти, лапти лыковые
|
Телушка, телушка, всего за полушку
|
Хомуты, сбруя, седла
|
Овес, пшеница-зерно уродиться
|
Холсты льняные ленты сатиновые
|
Семечки, семечки каленые
|
Гармошка, гармошка- весел ушка
|
Ведущий: Молодцы, ребята, весело у нас получается! А теперь продолжаем наш праздник. Дед, да Баба по ярмарке ходят, товаром интересуются (Воспроизводят слова ведущего), а детям и внукам тоже занятие нашлось.
1.Скоморох: Ну, чего разинул рот, становись в хоровод!
2.Скоморох: В середине хоровода стоит именинник и по окончании песни выбирает следующего именинника.
Дети: Как на наши именины испекли мы каравай вот такой вышины
Вот такой «низины», вот такой ширины, вот такой ужины.
Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.
.Ведущий: Много пословиц, поговорок, считалок, закличек, игр у нашего народа и если не передавать их, иссякнет этот ручеек народной мудрости, сложившийся веками.
И сейчас наши помощники - скоморохи скажут вам начало поговорки, а вам надо будет продолжить ее.
.(Скоморохи зачитывают загадки):
Доброе братство……………..лучше богатства.
Не имей сто рублей…………..а имей сто друзей.
У страха ……………………….глаза велики.
Несчастья бояться…………….счастья не видать.
От добра ………………………добра не ищут.
На бога надейся……………….а сам не плошай.
Что написано пером ………….не вырубить топором
В здоровом теле……………..здоровый дух
Чистота…………………………
Черный хлебушко ………… калачу дедушка
.Ведущий: Ее в народе называют припевкой, коротушкой, частушкой. Это короткая русская народная песня юмористического содержания. Предлагаю вам спеть задорные частушки (вызывает желающих)
Начинаем петь частушки
Просим не смеяться
Тут народу очень много;
Можем растеряться
|
Пропоем мы вам частушки
Громко, замечательно.
Ставьте ушки на макушке
Слушайте внимательно.
|
.
Если не было воды
Не было б и кружки.
Если б не было девчат
Кто бы пел частушки
|
Мы не пишем, не читаем,
А частушки напева Приходите в госте к нам,
Мы еще и спляшем вам.
|
Сели мы на карусели
На качели пересели
Сто знакомых встретили
На поклон ответили.
|
У торговца, у торговки
Покупали мы обновки
Щупали, да мерили,
Глазам своим не верили
|
У частушки есть начало
У частушке есть конец
Кто частушки наши слушал
Право скажем молодец
|
. Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую
Ой, спасибо гармонисту
.За игру веселую.
|
Ведущий: А теперь, ребята, ответьте на вопросы викторины:
-
Назовите центры глиняных игрушек Поволжья- (с. Дымково, с. Абашево, с. Каргополь)
-
Назовите центры деревянной росписи Поволжья – (с. Хохлома, с. Городец, с. Полховский Майдан
-
Назовите центр росписи подносов в России - (с. Жостово)
-
Назовите знаменитый центр производства русских платков - (Павловский посад)
-
Как называется народная, задорная, короткая песенка? - (Частушка)
-
Как называют крылатые выражения, ушедшие в народ? – (Пословицы и поговорки)
.Ведущий: Молодцы, ребята! Людей, не знавших свои обычаи, предания своих предков называли Иванами, родства не помнящими. И поэтому, ребята не будем забывать традиционное искусство своего народа. В нем вековая мудрость наших предков, а значит наша сила!
Ведущий и скоморохи: Спасибо за внимание, за веселье, за старание! До следующих встреч!
Перечень литературы для обучающихся и педагогов:
1.Горяева Н.А, Островская О.В.; под редакцией Неменского Б.М Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.: ил.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
3. Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5класс. / М.: ВАКО, 2011. – 144 с. –
4.Энциклопедия досуга. Книга для детей и взрослых АСТ-ПРЕСС.2013г.
5.Журнал Лесная Россия №10-11. Международный детский эко-форум.2014г.
6.Мельников М.Н. Русский, детский фольклор Просвещение. 2014г
7.Петров В.М. Летние праздники и забавы. Сфера 2008г.
Ссылки на используемые сайты в интернете:
1.https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/interesnye-fakty-o-dekorativno-prikladnom-iskusstve.html
2.http://pckfun.ru/folklor-narodov-povolzhya.php
3.https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-klass-3182664.html
Основные навыки и умения, характеризующие результативность материала: правильные ответы на вопросы загадок и викторин, увлеченность игровой программой, ответная позитивная реакция на сценарные действия, наработка навыков общения при коллективном выполнении задания.
Необходимое материально-техническое сопровождение: музыкальные нарезки русских народных мелодий, текст викторины, тексты для театра-экспромта «Ярмарка», таблички для ролевой игры – представления, костюмы скоморохов.