Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Бумага Волшебница

МБУ ДО "Солонешенский Центр детского творчества" Солонешенского района Алтайского края 

Бумага Волшебница

Бабицкая Марина Викторовна 

 

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству в младшем школьном возрасте – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества .

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству.    Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием.   Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в  разных техниках.

Программа «Бумага-волшебница» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию, художественные  технические возможности.

Актуальность данной программы состоит в том, что она нацелена на    развитие у детей пространственного воображения, умения читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Постепенно направляя шаги  школьников  к самостоятельной творческой деятельности.

 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа  «Бумага-волшебница» является общекультурной  программой, созданной на основе результатов работы по обучению обучающихся основам искусства выполнения изделий из бумаги и картона.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», в соответствии с методическими рекомендациям по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г № 535), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим  программам, утвержденным приказом Минобрнауки от 29.08.2013 № 1008., Программа составлена на основе типовой программы  для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Кружок начального технического моделирования с элементами художественного конструирования». Программа модифицированная, составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка,   ориентирована на обучающихся начальных классов и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой обучающихся из разных классов

Новизна  данной, программы состоит в том, что бумага довольно распространенный  материал для творчества, но при комплексном подходе  её использования распространяется от простых моделей лодки до создания ярких работ  в различных техниках исполнения, тем самым создавая условия для формирования у обучающихся социальной активности, развитие деловых качеств и осознание себя конкурентоспособной  личностью в творческом коллективе, социуме.

Программа «Бумага-волшебница»  модифицирована, так как для достижения творческого результата используются различные виды знаний работы с бумагой, навыки по предметам ИЗО, ОБЖ, технологии

Программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, плетение, создание картин).

Педагогическая целесообразность объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через занятия бумагопластикой, конструированием, плоским и объёмным оригами и квиллингом.

Программа предусматривает целый ряд заданий на внимательность, сравнение, поиск, развитие фантазии. Программа направлена на, то чтобы через полученные знания, навыки приобщить детей к творчеству, осознание своей  самоценности в социуме.

Общеразвивающая программа  «Бумага-волшебница» относиться к технической направленности, что способствует формированию у детей художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности и ставит перед собой основные цели и задачи:

Цель программы—  создать оптимальные организационно-педагогические условия для развития творческих, индивидуальных и коммуникативных способностей ребёнка посредством самовыражения через изготовление изделий из бумаги и картона, формирование практических трудовых навыков для самореализации обучающегося в творчестве.

Задачи:

  1. Обучающие:

•  формирование  умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

  • изучение основ технического моделирования, значения специальных понятий и терминов;

•  освоение учащимися специальных знаний;

•  осваивать навыки организации и планирования работы.

  1. Развивающие:

•  развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

•  формирование и развитие имеющихся умений и навыков работы с различными видами бумаги;

•  развивать аналитическое мышление и самоанализ;

•  развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

•  развивать психометрические качества личности.

  1. Воспитательные:

•  формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

•  формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

•  создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Принципы, лежащие в основе программы:

•  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

•  наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

•  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

•  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

•  «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Курс обучения планируется на 3 года и включает в себя теоретическую, практическую и творческую работу.

Каждый год обучения  по 72 часа. В группу первого года обучения приходят дети немеющего особого опыта  работе с бумагой, острыми инструментами.

Режим работы объединения для всех групп 1 раз в неделю по 2 часа с перерывом на 10 минут.

Структура программы

Год обучения

 

 

Возраст учащихся

 

 

Кол-во

учащихся в группе

Число занятий в неделю и их продолжительность

Кол-во часов за год

 

 

 

 

 

 

 

1

 

6-7 лет

 

8-12

     2 (2 по 30 мин.)2

72

 

 

 

 

 

 

 

2

 

8-9 лет

 

8-12

     2(2  по 40мин.)

72

 

 

 

 

 

 

 

3

 

10-12 лет

 

8-10

     2(2  по 40мин.)

72

 

 

 

 

 

 

 

Данная программа способствует формированию универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
  • совершенствовать  коммуникативные способности и умение  работать в коллективе.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности – учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; пользоваться памятками, схемами;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в Доме творчества и следовать им.

Предметными результатами изучения программы «Бумага – волшебница» является формирование следующих знаний и умений.

знать

  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • условные обозначения к схемам;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием;
  • способы соединения с помощью стиплера, клея ПВА;
  • виды оформления: раскрашиванием и с помощью аппликации

 уметь

  • под контролем педагога организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
  • с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
  • использовать различные приемы работы с бумагой;
  • следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия в технике оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • создавать композиции с использованием изделий, выполненных в технике оригами;
  •  реализовывать творческий замысел в контексте с художественно-творческой и трудовой деятельностью.

 

Форма и организация занятий

Основной формой организации учебного процесса является занятие, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию

Основным видом занятий является практическое. Время на нем распределяется примерно так:

вводный инструктаж - 5%,

сообщение познавательных сведений – 20%,

практическая работа и текущий инструктаж – 70%,

подведение итогов, уборка рабочего места – 5%.    

Оптимальное количество детей в группе от 8 до 12 человек.

Основные этапы реализации программы.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа «Бумага волшебница» предполагает поэтапное освоение материала, включая начальный, основной и заключительный.

На начальном  этапе (1 год обучения) обучающиеся знакомятся с особенностями конструирования из бумаги,  историей происхождения бумаги, с основными условными обозначениями и простыми приемами конструирования игрушек. Обучающиеся приобретают первичные знания: о геометрических понятиях («квадрат», «круг», «угол», «треугольник»); Учатся создавать композиции, закрепляют навыки работы с бумагой различной плотности и фактуры, самостоятельно делать аппликацию. Работать с наборами готовых изделий.

Основной этап (2 год обучения) предусматривает работу с более сложными формами конструирования. Получают понятие графика, эскиз, чертёж, линии чертежа. Вводиться понятие оригами: базовая форма, знакомство со схемами. Учатся выполнять задания с использованием циркуля, линейки.

На заключительном этапе (3 год обучения) осуществляется знакомство с новыми техниками работы с бумагой (модульное оригами, квиллинг) и работа с гофрированным картоном. В выполнении самостоятельных работ обучающиеся демонстрируют знание композиционных законов и свои способности к самостоятельному творческому мышлению, умение синтезировать полученные знания и применять их в авторской работе. Обучающиеся учатся правильно составлять композицию с применением моделей, выполненных в разных техниках.

 

Ожидаемые результаты:

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах моделирования; 

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей и других изделий.

- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим.

 

Отслеживание результатов образовательной деятельности

Два раза в год отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам:

- усвоение знаний по базовым темам программы; овладение навыками, предусмотренными программой; развитие художественного вкуса; формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.

Используются следующие формы проверки: зачет, выставка.

Методы проверки: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос.

Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме собеседования, выставки или конкурса.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первого года обучения

 

п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Понятие о материалах и инструментах

2

1

1

3.

Знакомство с технической деятельностью человека

2

1

1

4.

основные рабочие операции при обработке бумаги

2

1

1

5

Конструирование простейших моделей  технических объектов и игрушек из плоских деталей

14

1

13

5.

Конструирование простейших моделей  технических объектов и игрушек из объемных деталей

20

1

19

4.

Аппликация: плоская и объемная.

6

1

5

5.

Работа с наборами готовых изделий. Техника безопасности.

18

1

17

6.

Экскурсии

4

 

4

7.

Выполнение зачётной работы

2

 

2

 

Итого

72

8

64

 

Содержание программы первого года обучения

 

  1. Вводное занятие

Значение техники в жизни людей.  Знакомство с правилами поведения в объединении. Техника безопасности при работе в объединении. Практическая работа.    Изготовление (из бумаги и картона) поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой учащихся.

  1. Понятие о материалах и инструментах

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги и картона, о их видах, свойствах и применении.   Основные рабочие операции при обработке бумаги. Инструменты(ножницы, нож, шило, игла, линейка, кисти).Правила пользования ими и правила безопасной работы. Организация рабочего места.

Практическая работа.   Изготовление из бумаги лодочки или катамарана (по шаблону)            

3. Знакомство с технической деятельностью человека.

Беседа о техническом конструировании. Элементарные понятия о работе конструкторов.

Практическая работа. Изготовление моделей самолетов, парашютов. Игры и соревнования с ним

4.Основные рабочие операции при обработке бумаги.

Знакомство сосновными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой (сгибание, складывание, резание, склеивание и т.д.).

Правила сгибания, складывания, резания. Правила работы с клеем, кисточкой. Правила работы с режущими и колющимися инструментами (ножницы, иглы, шило)

Практическая работа. Изготовление простейшего планера и игрушек.

5. Конструирование простейших моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей

Вырезание из бумаги четырехугольника и круга по шаблонам.  Знакомство с шаблоном, а также способами и приёмами работы с ним. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение плоских деталей между собой: а) при помощи клея, б) при помощи щелевидных соединений в «замок». Правила безопасной работы с ножницами.

Практическая работа. Изготовление из бумаги (по шаблону) моделей самолётов простейшей формы, макетов ракет различной формы с щелевидным соединением частей, сувениров и игрушек (птичка,  волчок-юла, утёнок, котенок и т.д. Создание силуэтов технических объектов путём манипулирования геометрическими фигурами различной величины, такими, как круг и прямоугольник. Например, прямоугольник и два кружочка внизу - силуэт вагона, коляски, троллейбуса, трамвая, автобуса. Игры и соревнования с поделками.

6. Конструирование простейших моделей технических объектов и игрушек из объёмных  деталей

Соединение объёмных деталей (коробочек)  между собой путем склеивания. Изготовление из плотной бумаги или картона колес для изделий (круг из картона размечается по шаблону).  Правила безопасной работы.  Элементы предварительного планирования предстоящих действий.

Практическая работа.  Изготовление макетов технических объектов и игрушек  из готовых объёмных форм – тарных коробочек с добавлением необходимых деталей для конкретного изделия (машина, трактор, коляска, грузовик с прицепом, одноэтажный домик и т.д.)  Игры и соревнования с моделями. Создание композиции «Мир техники». Просмотр и оценка готовых работ.

7. Аппликация.

 Плоскостные и объёмные аппликации – сходство и различие.. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Аппликация мозаикой (контурная): Космолет. Выполнение аппликации по шаблону из маленьких треугольников.

Беседа о видах транспорта, рассматривание различных моделей автобусов. Беседа о современных военных и пассажирских самолетах.

Практическая работа. Геометрическая  аппликация «Самолет», композицию из геометрических форм  “Автобус”. Изготовление кораблика. 

8.  Работа с наборами готовых изделий

Правила  техники безопасности.

Практическая работа. Создание макетов с использованием конструктора (самолёт).  Изделия с набором бумажных деталей: Прогулочный катер, Бригантина, яхта, лодка. Игры и соревнования с ними. Элементы предварительного планирования для создания коллективной композиции «Морская техника». Сборка композиции «Морская техника»

9. Экскурсии.

Возможные объекты:   типография газеты «Горные зори», лесхоз, маслосырзавод, мастерские Центра детского творчества, музей  и др.

10.  Заключительное занятие.

Подведение итогов работы объединения. Беседа «Чему мы научились на занятиях объединения. Итоговая выставка работ обучающихся

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второго  года обучения

 

п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

 

 

 

 

 

2

 Понятие о материалах и инструментах

4

1

3

3.

Графическая подготовка в начальном техническом моделировании 

8

1

7

4.

 Первоначальные конструкторско- технологические понятия

10

1

9

5.

Конструирование из плоских деталей (13-19

14

1

13

6.

Конструирование из объемных деталей

 

12

1

11

7

 Основы конструирования простейших плоских оригами из базовых форм Простейшие базовые формы

12

1

11

8

 Самостоятельная работа

8

 

8

 

9.

Итоговое занятие. Выполнение зачетной работы  

2

 

2

 

ИТОГО

72

7

65

 

Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие  (2 час.)

Инструктаж по технике безопасности. Порядок и содержание занятий по техническому моделированию. Значение техники в жизни людей. Достижения науки и техники. Правила поведения обучающихся. Соблюдение  обучающимися техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Понятие о материалах и инструментах (4час.)

Общее понятие о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. Понятие о древесине, металле, пластмассах  и  других  материалах, используемых в промышленности и техническом моделировании. Инструменты  и  приспособления,  применяемые в объединении (ножницы, нож, шило, кисти для красок, клея и др.), правила пользования ими. Организация рабочего места. Основные приёмы изготовления поделок по типу оригами. Способы изготовления отдельных деталей из бумаги, картона и способы сборки самоделок.

Практическая работа. Изготовление аппликации из бумаги  и картона

по шаблонам (на выбор).

Изготовление мозаики из бумаги на выбор обучающегося. Оформление работ в различной цветовой гамме.

 

Графическая подготовка в начальном техническом моделировании  (8 час.)

Расширение и углубление знаний о чертежных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш. Приёмы работы. Элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различиях между ними. Линии чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба и центровая линия. Условные обозначения. Расширение понятий об осевой симметрии, симметричных фигурах и симметричных деталях плоской формы. Условные обозначения диаметра и радиуса. Первоначальные понятия о плоском и объёмном изображениях, о трёх видах, габаритных размерах, масштабах увеличения и уменьшения, о сборочном чертеже простейшего технического объекта или сборочной единицы.

Практическая работа:

  • Изготовление плоских игрушек в масштабах увеличения и уменьшения на выбор обучающегося.
  • Изготовление моделей из сложенного листа
  • в соответствии с условными обозначениями на чертежах.
  • Изготовление моделей в соответствии с условными обозначениями на чертежах.
  • Изготовление модели «Планер» в соответствии

с условными обозначениями на чертежах.

 

Первоначальные конструкторско- технологические понятия  (10 час.)

Элементарные понятия о работе конструкторов. Общее представление о процессе создания машины (основные этапы проектирования и производства). Обзор основных видов материалов, применяемых в промышленном производстве. Понятие о природных (естественных и искусственных) материалах. Понятие о производстве. Заводы-автоматы. Первоначальные понятия о разметке. Практическая работа: способы разметки деталей на различных материалах. Способы изготовления выкроек и развёрток объектов простой формы. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы и приёмы работы. Способы перевода чертежей и выкроек на кальку, бумагу, картон. Способы увеличения или уменьшения выкроек и чертежей при помощи клеток разной площади.

Конструирование из плоских деталей  (14 час.)

Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, треугольник, круг, половина круга и т.д. Сопоставление формы окружающих предметов  –  частей  машин  и  других  технических объектов

Практическая работа:

с  геометрическими  фигурами.

  • Изготовление модели ракеты.
  • Изготовление воздушного змея (на выбор).
  • Изготовление модели «Самолёт».
  • Изготовление контурной модели легкового автомобиля (на выбор).
  • Самостоятельная творческая работа
  • Изготовление контурной модели «Пароход».
  • Изготовление открытки-сюрприза

 

Конструирование из объемных деталей  (12 час.)

Первоначальные понятия о простейших телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела в сопоставлении

с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объёмная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов

и сопоставление с геометрическими телами. Создание макетов технических объектов. Элементарные понятия о развёртках, выкройках простых геометрических тел.

 Практическая работа

  • Изготовление моделей «Трамвай», «Троллейбус», «Автомобиль».
  • Изготовление модели «Танк».
  • Самостоятельная творческая работа.
  • Изготовление игрушек из конуса (на выбор).
  • Изготовление модели «Вертолет».
  • Изготовление модели «Трактор».

 

Основы конструирования простейших плоских оригами из базовых форм Простейшие базовые формы    (12 час.)

Понятие «базовая форма». Знакомство со схемами, умение читать схемы. Базовые формы «Треугольник», «Книжка». Модели, выполняемые на основе базовых форм.  Самостоятельное выполнение квадратной заготовки из прямоугольного листа, из листа произвольной формы. Поэтапное (за 2-3 занятия) выполнение больших композиций. Игровые занятия с моделями, выполненными на основе базовых форм «Треугольник» и «Книжка» (например, «Догони щенка», «Зайцы прячутся от волка»). Складывание моделей «Куколка», «Зайчик», «Лиса». Основные базовые формы: «Воздушный змей», «Дверь», «Блин», «Дом», «Водяная бомбочка». Деление квадрата на три части. Изучение принципа построения схем. Изготовление моделей с использованием основных базовых форм, объединенных с простейшими (например, «Книжка» и «Дверь»). Практическая работа: изготовление композиции из изученных форм.

Самостоятельная работа  (8 час.)

Практическая работа. Конструирование  и изготовление «мягкой» игрушки из бумаги в соответствии с условными обозначениями на различных чертежах.

 Изготовление сувенирных игрушек и подарков

по шаблонам в соответствии с условными обозначениями на различных чертежах.

  • Конструирование из спичечных коробков. Забавные игрушки (на выбор).
  • Конструирование из спичечных коробков: Машины, паровоз, вагон (на выбор)
  • Самостоятельная творческая работа.
  • Изготовление поздравительной открытки-сюрприза.

 

Итоговое занятие. Выполнение зачетной работы     (2 час.)

Подведение итогов работы за год. Организация итоговой выставки. Награждение лучших обучающихся. Рекомендации по работе во время летних каникул. Сбор тематических коллекций природных материалов, наблюдения живой природы, ознакомление с работой сельскохозяйственных, дорожно-строительных и других машин. Перспективы работы объединения

в будущем учебном году.

Результаты учебной деятельности

 

В конце второго года обучения  учащиеся должны:

Знать:

  • Свойства бумаги.
  • Слова и словосочетания обозначающие понятия,  указанные в программе условные обозначения к схемам условные обозначения к схемам;
  • основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы соединения с помощью степлера, клея ПВА;
  • Правила  техники безопасности при работе с инструментами;

 

Уметь:

  •  четко работать с инструментами;
  •  читать схемы выполнения фигур в технике оригами, бумагопластики, конструирования.
  •  самостоятельно выполнять: конструирование из плоских и объемных деталей, простые фигуры в технике оригами.
  • эстетично оформить творческую работу;
  • уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.

 

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

третьего  года обучения

 

п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

В том числе

 

 

теория

 

 

практика

1

Вводное занятие.  Основы конструирования и моделирования

2

0,5

1,5

2

Изготовление силуэтных моделей

2

 

2

3.

Конструирование плоских и объемных моделей из бумаги и картона

12

1

11

4.

Конструирование объемных игрушек с использованием гофрированного картона 

10

1

9

5.

Техника модульного оригами

24

1

23

6.

Квиллинг 

20

2

18

7

Итоговое занятие

2

 

2

 

ИТОГО

72

5,5

66,5

Содержание программы

(3-ой год обучения)

Вводное занятие  Основы конструирования и моделирования (2 час.)

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

Изучение правил поведения в объединении. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.  Инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы. Беседа  «Модели транспортной техники». Рассказ о различных видах и значении транспорта. Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного, воздушного и водного транспорта.

Практическая работа. Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления умений и навыков обучающихся. Самоанализ

и самоконтроль.

 

Изготовление силуэтных моделей (2 час.)

Самостоятельная творческая работа

Конструирование плоских и объемных моделей из бумаги и картона (12час.)

Понятие о геометрических фигурах и телах. Конструирование фигур

на плоскости. Правила техники безопасности.

Понятия о  геометрических телах: куб, призмы, параллелепипед, цилиндр. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объёмная основа предметов

и технических объектов. Геометрические тела в сопоставлении

с геометрическими фигурами.

Приёмы работы с циркулем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как: линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус.

Практическая работа:

  • Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении, увеличении выкройки по клеткам. Построение развёртки геометрических тел по выполненным чертежам. 2.3.Создание макетов технических объектов. Дизайн моделей.
  • Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе выполнения развёрток (макеты и модели самолётов, ракет, поездов и автомашин различного назначения)
  • Создание макетов машин из геометрических фигур и тел. Макет грузовика: основание (картонный прямоугольник), колёса (цилиндры), кузов и кабина (параллелепипеды), двигатель (куб). Макеты автомобилей различного назначения: рама (картонный прямоугольник), колёса (диски на осях), кузова (различные геометрические тела и их комбинации).
  • Разработка и изготовление макетов и моделей технических объектов из коробок разнообразной формы с добавлением некоторых деталей, необходимых в каждом конкретном случае (трубочка, коробочка строго определённых размеров и т.д.). Определение способов соединения, виды отделки и т.д.

Конструирование объемных игрушек с использованием гофрированного картона   (10 час.)

Изготовление моделей наземного, воздушного, водного транспорта и военной технике. Дизайн моделей. Правила техники безопасности.

Практическая работа.

  • Изготовление модели автомобиля, автобуса. Соединение (сборка) плоских деталей между собой. Дизайн модели. Правила техники безопасности.
  • Изготовление  модели  самолета,  вертолета.  Соединение (сборка) плоских деталей между собой. Дизайн модели. Правила техники безопасности. Самоанализ, самоконтроль.
  • Изготовление модели катера, катамарана.  Соединение (сборка) плоских деталей между собой. Дизайн модели. Правила техники безопасности.
  • Изготовление модели танка .  Соединение (сборка) плоских деталей между собой. Дизайн модели. Правила техники безопасности.
  • Самостоятельные творческие работы:

Техника модульного оригами  (24 час.)

Коллекция видов бумаги. Знакомство с оригами. Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Понятие «базовые формы».Базовая форма «Треугольный модуль оригами»:

Практическая работа: 

  • Изготовление модели самолета.
  •  Изготовление модели автомобиля.
  • Изготовление модели вертолета из треугольных модулей.
  •  Изготовление модели ракеты из треугольных модулей
  • Изготовление модели корабля из треугольных модулей

Квиллинг   (создание композиций из бумажных лент) (20 час.)

Беседа об искусстве квиллинга, основных инструментах и материалах, его базовых элементах. Изучение основных базовых форм: овал, кольцо, свободный ролл, квадрат.

Практическая работа.

  • Создание композиции «Воздушный шар»
  • Создание композиции «Сказочный домик»
  • Создание композиции «Букет»
  • композиции «НЛО»
  • Изготовление шкатулки (из основы бабины от скотча)

Самостоятельная работа из любой изученной по программе технике.

Итоговое занятие  (2 час.)

Оформление  выполненных работ для выставки. Анализ выполненной обучающимися работы за учебный год. Результаты учебной деятельности.

 

В конце третьего года обучения  учащиеся должны:

                                                                                                            

Знать:

  • Свойства разных материалов, используемых для моделей. Понятие «модульное оригами».
  • Различные технические приемы складывания: вывернуть, вогнуть ит.д.
  • технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности
  •  Правила  техники безопасности при работе с инструментами;

Уметь:

  • Работать с разными материалами: картон, фольга  ит.д.
  • Работать в коллективе, участвовать в командных соревнованиях с подвижными моделями.
  • Работать с различной по плотности бумагой.
  • Создавать сюжетную композицию с готовой моделью.
  • подготовить модель к выставкам и конкурсам 
  • Разрабатывать план и эскиз авторской работы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для обеспечения занятий необходимы:

- оборудование и инструменты: ножницы, шило, нож, белая и цветная бумага, белый и цветной, гофрированный  картон,   двухсторонняя цветная бумага, фломастеры, клей-карандаш, простой карандаш, цветные карандаши;

- рабочая коробка ребенка, в которую входят следующие инструменты:  фартук, ножницы, картон, бумага, карандаши, конструктор  и т.д.;

-плакаты: «Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами», «Схемы сбора  моделей»;

- демонстрационный материал: готовые образцы техники  (самолет, автомобиль, трактор и т.д.), фотоальбом выставочных работ;

- расходные материалы: канцтовары (карандаши, ластик, линейка), бумага, картон, клей и т.д.

 

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы.

Тема программы

Формы занятий

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие.

Беседа

Коллекция поделок, книги.

Опрос

2.

Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.

Комбинированное

Готовые шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

3.

Аппликация из «ладошек».

Комбинированное

Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

4.

Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами

Комбинированное

Коллекция поделок, цветная бумага, картон, ножницы, клей ПВА, кисточка, калька.

Самостоятельная работа

5.

Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.

Комбинированное

Сушеные листья, растения, карандашная стружка, точилка для карандаша, вата, цветная бумага, картон кисточка, салфетки, туалетная бумага, яичная скорлупа, нитки, клей ПВА, ножницы, калька.

Самостоятельная работа

6.

Аппликация из ткани.

Комбинированное

Кусочки ткани, картон, ножницы, клей ПВА, пуговицы, нитки, иголка.

Самостоятельная работа

7.

Аппликация из крупы «Посыпушки».

Комбинированное

Крупы (рис, пшено, манка, греча), фасоль, семена арбуза и тыквы, картон, клей ПВА, кисточка для клея

Самостоятельная работа

8.

Обрывная аппликация.

Комбинированное

Цветная бумага,  картон, клей ПВА, кисточка.

Выставка

9.

Аппликация по технике «Мозаика».

Комбинированное

Цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы.

Самостоятельная работа

10.

Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация).

Комбинированное

Пластилин, рамка для фотографии,  пластиковые крышки,  маркер, картон.

Самостоятельная работа

11.

Аппликация по технике «Квиллинг».

Комбинированное

Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка, картон.

Выставка

12.

Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.

Комбинированное

Цветная бумага, картон, природные материалы, вата, клей ПВА,  салфетки, ножницы.

Выставка

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовое обеспечение образовательной программы:

- Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

- Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)  программ, утвержденные приказом Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 г. № 535;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 № 1008 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014  N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2014, рег.№33660;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в      Российской Федерации";

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998

Андрианов П. М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М.: «Просвещение», 1986.

Журавлёва А. П., Болотина Л. А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982.

Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.

Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983.

Щеблыкин И. К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителей по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1983

Чернова Н.Н. Волшебная бумага. М.: АСТ,2006   

Зайцева      А.  Квиллинг.  М.:  ЭКСМО 2014

 Брайн Э. и Нидхем К. Оригами  М.: РОСМЭН, 1998.

 Сержантова Т. 365 моделей оригами ,  М.: АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ, 1999

Черныш И. Удивительная бумага,  М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Рик Бич Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2004.

 Интернет – источники:

Интернет. www.origama.ru

Схемы оригами. http://www.origama.ru/

Путь оригами. http://www.origami-do.ru/index.htm

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Критерии

I.​ Овладение основными знаниями, умениями, навыками работы с бумагой и картоном.

Высокий уровень:

1.​ Ребенок знает, как выполнять и выполняет следующие операции верно:

- разметка контура по шаблону;

- разметка по линейке;

- умение сравнивать с образцом;

- складывание простейших форм в технике «оригами»;

- точное выполнение надрезов и разрезов.

1.​  Экономно использует материалы.

Без особых затруднений ребенок способен изготовить «бумажную массу» и вылепить изделие по шаблону. Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.

Средний уровень:

1.​ Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки.

2.​ Недостаточно экономно размечает материал с помощью шаблонов и трафаретов.

3.​ Испытывает некоторые затруднения при вырезании деталей округлой и овальной формы и оклеивании их «бумажной массой».

Низкий уровень:

1.​ Ребенок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает трудности и нуждается в помощи педагога.

2.​ Неэкономно расходует рабочий материал.

3.​ Не может без помощи и руководства педагога вырезать детали округлой формы.

4.​ Испытывает затруднения наклеивания аппликации.

II.​  Самостоятельность, внимание.

Высокий уровень:

1.​ Ребенок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом.

2.​ С помощью наводящих вопросов педагога может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.

3.​ Ребенок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую педагогом информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание.

Средний уровень:

1.​ Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.

2.​ С помощью педагога находит ошибки, может предложить пути их устранения.

3.​ Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.

Низкий уровень:

1.​ Операция выполняется только под постоянным руководством педагога.

2.​ Затрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.

3.​ Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.

III.​  Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).

Высокий уровень:

1.​ Ребенок правильно понимает пропорции, пространственное положение, форму, цвет.

2.​ Правильно понимает ритм, гармоничность цветовых решений.

Средний уровень:

1.​ Ребенок испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, пространственного положения.

2.​ Недостаточно четко понимает и передает зрительное равновесие форм и цвета.

Низкий уровень:

1.​ Ребенок не может правильно (без помощи педагога) самостоятельно воспроизвести форму, точно соблюсти пропорции.

2.​ Испытывает большие затруднения при выборе цвета

Приложение 2

Анкета для обучающихся.

«Как обучающиеся реагируют на педагога»

Что просматривается на занятии?

Как обучающиеся реагируют на педагога?:

а) доброжелательно;

б) равнодушно;

в) испытывают неприязнь.

Мобилизационное начало занятия – создается ли положительный настрой на учебное занятие?

Формируется ли мотивация у обучающихся к учебной деятельности через постановку цели?

Осуществляются ли на занятии совместная выработка целей, характера и содержания деятельности?

Формируются ли педагогом элементы «само» у обучающихся? (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки).

Формируются ли на учебном занятии обще учебные умения и навыки?

Характер взаимодействия «педагог – обучающийся»:

а)  как осуществляется взаимодействие и общение педагога, обучающегося в совместной деятельности: демократический стиль; либерально-демократический; попустительский; авторитарный;

б) созданы ли условия для взаимодействия обучающихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия?

Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям обучающихся?

Каков преимущественный характер творческой деятельности: репродуктивный; конструктивный; творческий.

Достигнуты ли цели учебного занятия? (воспитывающие, развивающие, обучающие).

Приложение 3

Перечень основных понятий

Рабочее место, материал, инструмент.

Композиция, план.

Полотна, фигура, складка, базовая форма, квадрат, сторона, угол, вершина, диагональ, центр.

Разметка, складывание, сгибание, надрезание, прорезывание.

Аппликация, складывание, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона.

 

 

 

Приложение 4

Список конкурсных мероприятий, в которых могут принимать обучающиеся по программе «Бумага - волшебница»

Таблица 1

№ п/п

 Название мероприятия

уровень

Календарные сроки

 

организация

1.

Заочный конкурс «Знатоки техники» (НТМ)

краевой

март

АКЦИТР

2.

Выставка «Что не соринка, то картинка»

муниципальный

ноябрь

ЦДТ

3.

Конкурс-выставка «Бумажное вдохновение»

муниципальный

январь

ЦДТ

4.

Конкурс  «Твори, выдумывай, изобретай»

краевой

февраль

АКЦИТР

 

 

Приложение 5

 

Участие обучающихся в конкурсах, выставках   за 2013-2014 учебный год

Таблица 2

Ф.И. обучающегося

Название мероприятия

Результат

 

Зигунков Антон

Муниципальный заочный конкурс «Знатоки техники» (НТМ)

Грамота за 1 место

Бабицкая Алиса

Муниципальный заочный конкурс «Знатоки техники» (НТМ)

Грамота за 1 место

Бабицкая Алиса

Краевой заочный конкурс «Знатоки техники» (НТМ)

Свидетельство участника 

Зигунков Антон

Заочный конкурс «Знатоки техники» (НТМ)

Свидетельство участника 

 

 

 

 

Участие обучающихся в конкурсах, выставках за 2014-2015 учебный год

Таблица 3

Ф.И. обучающегося

Название мероприятия

Результат

 

Водяскина София

Знатоки техники

Раздел:  « Начальное техническое моделирование»

Грамота за 2 место

Метла Таня Субботина Вика

муниципальный Конкурс «Твори, выдумывай, изобретай»

Грамота за1 место

Водяскина София, Бакашбекова Лиля

муниципальный Конкурс «Твори, выдумывай, изобретай»

Грамота за 1 место

Лопатина, Попкова, Шишкунов

муниципальный Конкурс «Твори, выдумывай, изобретай»

Грамота за 3 место-

коллектив уч-ся 1 класса

Муниципальный конкурс «Бумажное вдохновение»

Грамота за 1 место

Коллектив учащихся 2 класса

 Муниципальный конкурс «Бумажное вдохновение»

Грамота за 2 место

коллектив уч-ся 3 кл.

Муниципальный конкурс «Бумажное вдохновение»

Грамота за 1 место-

Бабицкая Алиса

Муниципальный конкурс «Что не соринка, то картинка»

Диплом за 1 место

Анискина Ж, Метла Т, Субботина В

Муниципальный конкурс «Что не соринка, то картинка»

Диплом за 1 место

Бакашбекова Лилия

Муниципальный конкурс «Что не соринка, то картинка»

Грамота  за мастерство

 

 

Приложение 6

Механизм отслеживания получаемых результатов

Методы и формы контроля:

  • наблюдение;
  • мониторинг развития обучающегося;
  • результаты участия и достижений в конкурсных мероприятиях, соревнованиях и фестивалях различного уровня;
  • анкетирование;
  • тестирование «Отношение обучающегося к занятиям»;
  • формирование портфолио. Эта форма контроля дает возможность включить механизмы самооценки обучающегося, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Мониторинг развития и деятельности обучающихся

Таблица 1

 

Критерии оценивания

Фамилия, имя обучающегося объединения

Чувст

во

долга

 и ответствен

ности

Увлечен

ность, эмоцио

нальность

Изобра

жение

Уме

ние оце

нить про

цесс деятельности

Способность вопло

щения ориги

наль

ных идей

Устремлен

ность

Дости

жение

 

 

 

 

 

 

 

 

5  – отлично;       4 - хорошо;          3 – удовлетворительно.

Мониторинг развития обучающихся позволяет сделать анализ развития конкретного ребенка за текущий учебный год, наметить план работы на следующий учебный год и принять решение по корректированию программы

Приложение 7

Способы отслеживания и фиксации

результатов в объединении  «Бумага волшебница»

 

Контроль проводится в процессе практической работы. Позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям и их родителям увидеть результат.

 

Таблица фиксирования изменения развития обучающегося

Таблица 1

Ф.И.

обучающегося

Деятельность обучающегося

Освоение

Теоретического

материала

Самостоятельная работа

Участие

в конкурсах

Входной    контроль

Промежуточный   контроль

Итоговый   контроль

Входной   контроль

Промежуточный   контроль

Итоговый   контроль

Входной    контроль

Промежуточный   контроль

 

Итого

вый

конт

роль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5- отлично;   4- хорошо;   3 – удовлетворительно

 

Приложение  8

1-ый год обучения:

 

Вопросы  викторины «Бумага-волшебница».

(Оценка  теоретических  знаний обучающихся в ходе промежуточной  аттестации

 за 1 полугодие учебного года).  

Выбери правильный ответ.

1.Как  правильно передавать ножницы?

+А) кольцами вперед;    Б) лезвиями вперед

 2. Назовите клей, который необходим для работы на занятиях?

А) обойный клей;   +Б) клей ПВА

3. Как нужно  наносить клей на поверхность вырезанной детали?

А) сплошным слоем по всей поверхности;  +Б) тонкой линией или точками по краю и центру детали?

4. Какая бумага толще?

+А) картон;

Б)  цветная бумага

5. Какая бумага тоньше?

+А) цветная бумага; Б)  картон

Подведение итогов викторины:  максимальное количество баллов по вопросам  - 5 баллов.

0   балов - «неудовлетворительно»

1- 2 балла -  «удовлетворительно»

3  балла - «хорошо»

4-5 баллов - «отлично»  

Приложение 9

Вопросы викторины «Бумага-волшебница».

(Оценка  теоретических  знаний обучающихся  в ходе  аттестации

 за 2 полугодие учебного года).  

Выбери правильный ответ.

1. Какие материалы необходимо использовать в работе, чтобы не запачкать парту клеем?

А) ткань;   +Б) клеенку

2. Что такое оригами?

+А) складывание бумаги;  Б) наклеивание вырезанных деталей на плоскость

3. Какие бывают животные в жизни?

А) сказочные; +Б)  дикие, домашние, морские.

 4. Какую бумагу лучше всего использовать для работы оригами?

А) цветную одностороннюю бумагу;  +Б) цветную плотную двухстороннюю бумагу и картон

5. Назовите Родину «Оригами»?

+А) Япония; Б) Китай

Подведение итогов викторины:  максимальное количество баллов по вопросам  - 5 баллов.

0 -1  балов - «неудовлетворительно»

 2 балла -  «удовлетворительно»

3  балла - «хорошо»

4-5 баллов - «отлично»

Приложение  10

2-ой год обучения:

Вопросы  викторины «Бумага-волшебница».

(Оценка  теоретических  знаний обучающихся  в ходе  аттестации

за 1 полугодие учебного года).  

1. Что необходимо использовать в работе, чтобы не запачкать пальцы рук клеем?

А) перчатки резиновые;   +Б) кисточку и ткань

2. Как  правильно передавать ножницы?

+А) сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд;    Б) разомкнутыми лезвиями вперед

3. Как называется аппликация,  выполненная без использования ножниц?

+А) обрывная аппликация; Б) оригами

4. Как называется аппликация,  не имеющая объем в работе?

А) объемная; +Б) плоская

5. Как называется аппликация,   имеющая объем в работе?

+А) объемная; Б) плоская

Подведение итогов викторины:  максимальное количество баллов по вопросам  - 5 баллов.

0 -1  балов - «неудовлетворительно»

 2 балла -  «удовлетворительно»

3  балла - «хорошо»

4-5 баллов - «отлично»

Приложение 11

Вопросы викторины «Бумага-волшебница».

(Оценка  теоретических  знаний обучающихся  в ходе  аттестации

 за 2 полугодие учебного года).  

1. Что используют  для изготовления основы под  карандашницу?

А) пакетики полиэтиленовые; +Б) готовые коробочки из - под чая, духов, шампуни и т.д.

2. Из чего самостоятельно можно  изготовить основу под  карандашницу?

+А) из картона; Б) из тонкой  цветной бумаги

3. Какую бумагу лучше всего использовать для работы оригами?

А) цветную одностороннюю бумагу;  +Б) цветную плотную двухстороннюю бумагу и картон

4. Какие дополнительны предметы и материалы можно использовать для выполнения новогодних  поделок?

+А) мишуру, дождь, блестки, упаковочную бумагу для цветов;  Б) пуговицы, крючки

5. Необходимо ли делать физкультминутку во время занятий по аппликации?

+А) да;  Б) нет

Подведение итогов викторины:  максимальное количество баллов по вопросам  - 5 баллов.

0 -1  балов - «неудовлетворительно»

 2 балла -  «удовлетворительно»

3  балла - «хорошо»

4-5 баллов - «отлично»