Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Берестяные грамоты, как исторический источник для изучения культуры, традиций и истории в рамках проектной деятельности 9 – 11 классов”

ГБОУ школа № 525 с углубленным изучением английского языка

имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко

Московского района Санкт-Петербурга

 

Берестяные грамоты, как исторический источник для изучения культуры, традиций и истории в рамках проектной деятельности 9 – 11 классов”

 

учитель истории, обществознания

Лесниченко Иван Михайлович

 

Данные методические рекомендации разработаны, для педагогов преподающих историю и курирующих проектную деятельность учащихся на ступенях основного и общего среднего образования.
         В условиях современной образовательной среды преподавание истории требует инновационных подходов и новых форм работы, которые должны мотивировать учащихся к более углублённому изучению и пониманию отечественной истории и культуры. Особенно важно создавать условия для самостоятельного изучения, расширять кругозор и эрудицию и развивать навыки функциональной грамотности.   
Учащиеся пребывают в новой информационной среде, теряют связь с традиционной культурой и не имеют многих представлений, которые формировали мировоззрение предыдущих поколений. Так же требуется вырабатывать новые формы мышления, навыки работы с информацией и компетенции. Для успешного осуществления учебных целей на высоком уровне и для развития навыков полезных в будущем.
Учитывая изменившуюся модель мышления, традиционные методы преподавания не всегда могут дать желаемую эффективность, особенно когда речь идёт о проектной деятельности, которая зачастую выносится за рамки общего учебного процесса и подразумевает большую индивидуальную работу учащегося. Со стороны педагога так же зачастую мы можем увидеть недостаточный уровень компетенций, что связано с отсутствием актуального опыта научной и исследовательской деятельности, отсутствие понимания методологии, опыта в написании и публикации научных работ.
Основная цель методических рекомендаций: познакомить педагогов с интересной формой проектной работы, дать советы по курированию исследовательской деятельности, внести в работу над проектом элементы барьерной педагогики, комплексно представить методические возможности использования берестяных грамот в проектной деятельности. Раскрытие темы изменения восприятия учащимися средневековой истории, развенчание сформировавшегося в обществе мифа о средневековой истории, как об отсталом периоде “темных веков” через проектную деятельность.
Задачи методических рекомендаций:
  1. Рассмотреть  основные требования по ГОСТу к оформлению результатов исследовательской деятельности.
  2. Познакомится с приёмами и методами ведения научно-исследовательской методологии.
  3. Берестяные грамоты как исторический источник для работы над проектом.
  4. Темы, которые можно раскрыть в работе через исследование берестяных грамот.
  5. Приёмы курирования в работе.
  6. Ознакомиться с предполагаемым результатом работы.
На данный момент оформление проектов во многом зависит от нормативных документов образовательной организации, однако всегда есть “слабые места”, в работах учащихся, как в проектных, так и конкурсных. Исходя из опыта работы и участия в жюри научно-исследовательских конкурсов, могу выделить, как самые частые, именно такие распространенные ошибки и недоработки:
  • Отсутствие умения четко формулировать тему, определять её границы, аспекты ее содержания.
  • Представлять  структурные особенности работы, специфику написания введения, заключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением.
  • Использование в работе учащимися языковых клише, характерных для научного стиля
  • Отсутствие соответствия основными требованиям к оформлению письменного текста в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских работ.
 
В соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления".    Устанавливает общие требования и правила составления библиографической ссылки: основные виды, структуру, состав, расположение в документах. Стандарт распространяется на библиографические ссылки, используемые в опубликованных и неопубликованных документах на любых носителях. Правильно оформленные ссылки служат очень важным маркером, который наглядно демонстрирует понимание и погружение учащегося в тему работы.
Различают библиографические ссылки:
  • первичные, в которых библиографические сведения приводятся впервые в данном документе;
  • повторные, в которых ранее указанные библиографические сведения повторяют в сокращенной форме.
 
Элементы библиографической ссылки:
  • Заголовок (включая автора, если есть);
  • основное заглавие документа;
  • общее обозначение материала;
  • сведения, относящиеся к заглавию;
  • сведения об ответственности;
(Элементы библиографического описания)
  • сведения об издании;
  • выходные данные;
  • обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах);
  • сведения об объеме документа (если ссылка на весь документ);
  • сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа);
  • сведения о серии.
Для наглядности в приложении будут приведены примеры таких ссылок, как документы, монографии, электронные источники, статьи, периодические печатные издания
Основные приёмы научно-исследовательской методологии, в рамках проектной деятельности, требуют от учащегося лишь базовых навыков. В соответствии с новыми образовательными стандартами, важным в освоении навыком является критика источника. Основы этой методологии были заложены Люсьеном Февром и Марком Блоком еще в первой половине XX века, и стали неотъемлемой частью исторической науки. Однако на данном этапе развития образовательной среды, основы этой методологии начинают внедряться, как элемент среднего общего образования. Критический подход включает в себя разбор источника с двух сторон.
Внешняя критика источника - это его характеристика со стороны атрибуции и датировки, то есть происхождения, привязки к определенным историческим обстоятельствам, изготовителю (автору), времени и месту создания.
Внутренняя критика - характеристика структуры, содержания источника, сравнительный анализ сведений, данных, которые исследователь рассчитывает получить.
На данном этапе педагог должен, помочь учащемуся понять исторический контекст создания документа, выявить пробелы в эрудиции и прикладных знаниях учащегося, которые не дают в полной мере раскрыть представленную тему. Помочь в формировании списка литературы, для устранения этих недостатков. Однако в школьной жизни бывает сложно найти время для тщательного изучения большого количества внеучебной информации, а тем более масштабных монографий. Поэтому видится предпочтительным использовать краткие статьи, которые по существу и конкретике раскрывают исследуемый вопрос. Исходя из практического опыта, одним из лучших источников для решения данной задачи представляется сайт КиберЛенинка [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/. На сайте этого проекта можно найти большое количество узкоспециализированных работ, разного уровня сложности, и выбрать соответствующие, подходящие для решения учебных задач.
         В данных рекомендациях мы так же рассмотрим берестяные грамоты, как перспективный источник для изучения истории и культуры, которыё позволяет учащемуся провести собственное полноценное научное исследование. Берестяные грамоты - письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI-XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей. По состоянию на 2020 год найдено более 1100 берестяных грамот в Великом Новгороде и ещё более 100 в других городах России. Обилие исследуемого материала позволяет изучить широкий срез истории, традиций и культуры средневековой Руси, взглянуть на разнообразные стороны повседневной и государственной жизни средневековых славян. В таком обилие незнакомого материала даже педагогу может быть сложно сориентироваться и верно направить учащегося. При недостаточно глубоком знании темы рекомендую, в рамках самообразования, ознакомиться с монографией по теме “ Черепнин Л.В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник
М.: Наука, 1969. — 439 с. ”.
Спектр тем, выбранных объектом исследования, может не ограничиваться лишь предметом истории, в данном случае проектная работа может быть междисциплинарной и включать в себя элементы предметов из обществоведческого курса: обществознание, право, экономика и многих других. Для более полного понимания возможных для исследования тем, составим небольшую классификацию, на основании содержания грамот.
1.Правовые документы (Уголовное, административное и гражданское право) – Применение законов Русской правды - свидетельства уголовных судов, судопроизводства, решение вопросов личной зависимости в судебном порядке, имущественные личные и бизнес вопросы, земельные сделки и споры, накладываемые санкции и иммунитет.
2.Феодальные отношения – Земельные вопросы, положение крестьян и холопов, экономическое и юридическое, борьба за права крестьян, отдельные акты, связанные с этими вопросами.
3.Экономические отношения – Ремесленные и торговые отношения, положение купечества, городские усадьбы и их обитатели, торговые организации и денежные и кредитные сделки.
4.Вопросы истории и культуры – Военные события, история мореходства, языческие и христианские аспекты культурной жизни, литература.
Основной перечень представленных тем, как видите, довольно широк, однако не ограничивается лишь данным списком. При должном творческом подходе и высокой мотивации учащегося, можно сформулировать неограниченное число интересных и необычных тем, посвященных жизни наших предков. Более подробно рассмотрим вышеперечисленные предметы, в межпредметном взаимодействии, на прикладных примерах и вариантах применения вышеперечисленных тем. В практической деятельности была проведена исследовательская работа на тему “Правовой статус женщины в XI – XIII веках” (С примерным содержанием работы можно ознакомиться в приложении). Основным мотивом для выбора темы послужил интерес учащейся к изучению прав женщин и истории развития и изменения их правового статуса, данную тему возможно было представить в виде аналитики правовых документов, в которых отражается большой уровень социальной и юридической самостоятельности женского населения. В результате учащемуся раскрывается история в содержании регионального компонента, в частности касающегося жизни населения северо-запада России. Кроме того, в такой работе выявляется высокий уровень социальной и государственной организации, довольно широкие права и свободы населения, не уступающие, а иногда и превосходящие по своему содержанию западноевропейские реалии того же периода. Этот фактор, безусловно, выступает стимулом к более глубокому пониманию и восприятию отечественной культуры и традиций и в следствии формирует позитивный взгляд на отечественную средневековую историю, формирующим патриотическое восприятие данного периода и гордость за достижения предков. По аналогии могут быть рассмотрены темы “Традиционные институты республиканской власти на северо-западе России” – институты посадничества и выборные процессы, демократические традиции русского общества, “Традиции народного образования” – лидирующие позиции в образовании, высокий уровень грамотности населения и образовательные традиции, “Положение северных русских земель в международных торговых отношениях” – сложные торговые взаимоотношения в системе мировой торговли и роль северных земель, как одного из лидирующих торговых контрагентов и производителей.    На данный момент со всеми найденными грамотами можно ознакомится в рамках проекта Древнерусские берестяные грамоты [Электронный ресурс] //. - URL: http://gramoty.ru/birchbark/ Российского фонда фундаментальных исследований. Что особенно важно, для работы учащихся, на данном ресурсе представлены не только фото грамот в высоком разрешении, но так же их расшифровка и перевод на современный русский язык, что делает данный материал доступным для понимания обучающегося. Ещё более упрощает доступность материала, возможность отфильтровать необходимые источники по довольно широкому спектру критериев, таких как город, датировка, жанр и др. Данные методы работы могут представляться достаточно сложными, для учащихся на ступени среднего общего образования, однако при достаточной мотивации учащегося позволяют вывести ученика на качественно новый уровень. В рамках использования методов барьерной педагогики.
Барьерная педагогика оперирует понятиями «внешний барьер учебной деятельности» и «внутренний барьер учебной деятельности». Под внешним барьером понимается учебная или воспитательная задача, которая ставится перед учеником и препятствует достижению им состояния самоактуализации в учебной деятельности, а также испытанию «чувства победителя». Очевидно, что в этом качестве может выступать не всякая задача, а только та, которая вызывает реально ощущаемое индивидом затруднение в деятельности и провоцирует определенные эмоциональные реакции на возникшее затруднение. Таким образом, учебная задача может рассматриваться как внешний барьер лишь в условиях включения личностного смысла в учение.
Внешний барьер в парадигме барьерной педагогики играет роль актуализатора внутреннего барьера, без чего преодоление последнего оказывается невозможным.
Под внутренними барьерами личности мы понимаем психическое состояние, обусловленное двумя основными причинами:
1) осознанием противоречия между фиксируемым как препятствие внешним барьером и отсутствием достаточных сил (средств, времени, интеллекта, воли и т.п.) по его преодолению;
2) эмоциональной реакцией на указанное выше осознание. Эмоциональная реакция представляет собой переживание отрицательной модальности, которое негативно влияет как на результативность деятельности, так и на ее продолжительность.
Возникновение внутренних барьеров может иметь несколько провоцирующих причин, зависящих от опыта индивида и особенностей развития его познавательной сферы. Среди этих причин мы выделяем:
1) негативный личный опыт преодоления внешних барьеров;
2) ощущение субъектом своей неполноценности при переживании им разнообразных кризисных жизненных периодов;
3) объективную оценку индивидом своих способностей;
4) отсутствие мотивации достижения цели или борьбу мотивов.
Таким образом в результате мы можем получить высококачественную проектную работу, с продуктом в виде полноценного исследования. В ходе которого учащийся может преодолеть внешние и внутренние барьеры, углубиться в изучение истории на предпрофессиональном уровне, получить широкий спектр новых навыков и компетенций.
Данные методические рекомендации построены на актуальном опыте, с практическими результатами которого можно ознакомиться в приложениях в виде презентации о проделанной работе и прикладного результата в виде журнала.