Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Авторская программа по валеологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Учалы Республики Башкортостан

Автор учитель биологии высшей категории Абдрахманова Зиля Даминдаровна
Содержание   рабочей  программы:


1. Введение  ----------------                            стр 2                                                                            
2. Пояснительная  записка   ------------------------------                           стр 4
3. Актуальность программы------------------------------                           стр 7
4.  Методические указания------------------------------                               стр 8
5. Материально- техническое обеспечение  ---------                             стр 10
6. Требования к уровню подготовки учащихся------                            стр 11
7. Список литературы  -------------------------------------                             стр 12
8. Тематическое планирование занятий                           

Введение.

Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Единого определения его не существует, однако принято определение «здоровья» как такого состояния организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные изменения.
 Контроль  за состоянием здоровья детей является основой всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в школьном учреждении.
 Мною разработана система валеологических занятий, которые построены с учетом психологических особенностей детей 7 лет и старше.
 Содержание и методы обучения содействуют  удовлетворению потребности детей в познании собственного тела и заботы о своем здоровье.
 Среди методов следует выделить наблюдение, опыты, самоанализ, беседы, рассматривание картин, таблиц, иллюстраций.  
 Программа построена в виде отдельных  занятий, в которых в доступной для дошкольников форме рассказывается о строении тела человека, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья.
 Программа «Тело человека» имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и каждая из них затрагивает важные аспекты в жизни человека. Особенностью данной программы является ее интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса. Валеологические занятия естественно переплетаются с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, физической культуры, изобразительной деятельностью, историей.
 
 Авторская программа «Здоровье человека» направлена на формирование у школьников понятия «здоровье» как сложного социально-медико-психологического феномена. В то же время содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся.

В настоящее время выделяются несколько видов и компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения.


4. Духовно-нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.

Основными критериями здоровья являются:

-для соматического и физического состояния – я могу;

-для психического – я хочу;

-для нравственного – я должен.

Следует  отметить, что здоровье человека – одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил: «Ни богатство, ни слава ещё не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого короля».
Пояснительная записка.

Программа «Здоровье человека» рекомендована   подготовительным к школе группам;   школьным образовательным учреждениям,  родителям.
Негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков, быстро проявившиеся в последние годы, поставили перед образованием новые задачи. Среди них наиболее важными стали: разработка валеологически обоснованной системы дошкольного и школьного образования, воспитание у занимающихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни. В этой связи возникла необходимость введения в программу общего образования детей новой учебной дисциплины: валеологии.
 С начала 80-х годов научное направление, названное одним из его создателей – И. И. Брехманом, валеологией, развивалось в русле представлений, рассматривающих категории здоровья, болезни, предболезни через призму адаптации человека к внутренним и внешним условиям среды. Основное внимание уделялось вопросам физиологии и биохимии, патогенеза и саногенеза, резервным возможностям организма.
 Несмотря на усилия здравоохранения, создавшаяся социально-экономическая и экологическая ситуация привела к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. При таком понимании проблемы становится очевидным, что заниматься здоровьем надо не только и не столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они получают образование. Валеология – это здоровье через образование.
 «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя… Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье». В. А. СУХОМЛИНСКИЙ.
 Здоровье – это совокупность процессов, протекающих согласованно, но с разной скоростью. Стать властелином своего здоровья может каждый человек, нужно только научиться управлять своим здоровьем с детского возраста. И в этом деле могут помочь в первую очередь родители, затем воспитатели и довершат валеологическое образование учителя, но при одном непременном условии – каждый должен захотеть быть и жить здоровым. По мнению И. И. Брехмана (1993), существуют два разных направления:
1. Обеспечение здоровья практически здоровых;
2. Оздоровление и лечение больных.
3. Однако  более разумным является третий – формирование здоровья и сохранение  его всеми доступными способами. Этим  должна заниматься -
 валеология.

 Валеология как наука основана на знаниях нормальной физиологии, что позволяет определить не только пути и средства достижения здоровья, но определить качество и количество здоровья организма в целом, позволит сформировать здоровую личность.
 Для выживания в современном мире необходимы валеологические знания. В

школьном возрасте можно сформировать здоровую личность нового типа,
способную активизировать свои потенциальные сверхвозможности, заложенные природой. Именно в раннем возрасте при формировании здорового образа жизни раскрываются и развиваются энергетические возможности человека. Это позволяет легко контролировать здоровье и поддерживать его на должном уровне.
 Школьную педагогическую валеологию как раздел валеологии отличают существенные особенности: она является пограничной областью знаний на стыке медицины, физиологии, психологии, социологии и педагогики.
 Школьная педагогическая валеология – это область научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья учащихся и учителей.
 Валеологические принципы (формирование, сохранение и укрепление здоровья) реализуются не только последовательно во времени, но в ряде случаев синхронно.
 Понятно, что решение данной проблемы во многом зависит от содержания и организации образовательной деятельности в школе.
 В этой связи одной из важнейших становится задача разработки и внедрения валеологического подхода в школьное образование.

 Цель: Оптимально реализовывать валеологическое направление, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка начального школьного возраста.

 Концепция программы строится на следующих принципах:
 Доступности –
 * от простого к более сложному;
 * ребенок может и должен быть активным по отношению к своему здоровью;
 * ребенок должен познать себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью;
 * учитель  должен осознать важность этой работы и приложить максимум усилий к тому, чтобы дети усвоили способы охраны своего здоровья, понимая, что и зачем делают;
 * осознанного представления о строении своего организма и здоровом образе жизни.
 Многогранности –
 Программа исходит из необходимости включения коррекционных упражнений во все виды деятельности.
 Открытости –
 Для всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети-учителя-родители) .
 Поступательности –
 Программа исходит из необходимости саморазвития, самосовершенствования как ребенка, так и педагогов, и родителей.
 Консультативности –
 Программа исходит из необходимости нового, более эффективного метода решения проблем, принятия решений.
 Духовных качеств -
 Программа исходит из того, что необходимо воспитывать духовные качества, такие, как доброта, любовь и уважение, благородство.
 Морального образования -
 Программа  исходит из необходимости привлечения родителей к  здоровому  образу  жизни  образованию детей.

 Задачи:
 1. Ознакомление детей с анатомно–физиологической организацией человека, привитие гигиенических навыков.
 2. Формирование у детей индивидуального образа жизни.
 3. Приобретение положительных привычек, а главное научить управлять своим телом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.
 4. Формирование у детей представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания.
 5. Воспитание представлений о ценности каждого человека, его жизни.
 6. Развитие логического мышления.
 7. Научить детей и ознакомить,  правильно выполнять корригирующие      упражнения.

Актуальность программы
Здоровье детей младшего школьного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Необходимо выделить две оздоровительно - развивающие линии рекомендованные в учебно-воспитательном процессе современной школы - это развивающие формы оздоровительной работы, приобщение детей к физической культуре. Исходя из представлений о ребенке, как целостном организме, посреднике и преобразователе значимых для него природно- и социально-экологических связей. Образовательно-оздоровительный эффект усматривается  в воспитании у ребенка способностей регулировать эти связи через особые формы двигательно-игровой деятельности, которая носит творческий характер.
Целью успешной работы педагога можно назвать успешность создания социально-педагогических условий, формирование гигиенической культуры ребенка в рамках школьной программы, предполагающих решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья ребенка, совершенствование его душевного развития и защитных свойств, улучшение органической и умственной работоспособности.
2. Воспитание у детей личной физической культуры, вооружение первоначальными знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий, развитие потребности в физическом совершенствовании, воспитании чувства заботы о своем здоровье и привычки к здоровому образу жизни.
3. Обеспечение душевного и психологического благополучия, комфортного состояния,  расширение возможностей ребенка в освоении окружающего мира.
Задачами гигиенического воспитания младших школьников является воспитание культуры здоровья и привычек здорового образа жизни, формирование системы понятий, направленных на осознание ребенком своего “Я”, возможностей своего организма, зависимости его здоровья от действий, поступков, привычек.

Методические указания
 В подготовительной к школе группе занятия по валеологии проводится четыре раза в месяц по 30 минут; в начальной школе  один раз в месяц.
 На 7 году жизни ребенка, возросшие познавательные интересы, расширение круга знаний и представлений дают ему возможность для осознания себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе.
 В подготовительной к школе группе, в классах начального образования углубляют и конкретизируют представления детей о своем организме, об органах, о лекарствах, медицине, о болезнях и как их предотвратить. Все это делается в доступной форме.
 Перед педагогом   стоят серьезные задачи:
 - помочь дошкольнику накопить опыт и необходимый объем знаний, на котором в дальнейшем будет базироваться укрепление его физического и психического здоровья;
 - побуждать детей к самопознанию, вовлечь их в процесс физического развития;
 - формировать у дошкольника навыки саморегуляции поведения, направленные на развитие в дальнейшем функции сохранения и укрепления своего здоровья.
 В разное время нужно задавать развивающие вопросы:
 - Что значит быть здоровым?
 - Ты когда-нибудь болел?
 - Что ты помнишь о своей болезни?
 - Как к тебе относились взрослые?
 - Что с тобой происходило во время болезни?
 - О чем ты думал когда болел?
 - Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы не болеть?
 - Что бы ты посоветовал своим друзьям?
 - Как ты можешь им помочь, чтобы они не заболели?
 - Как ты можешь помочь бабушке, когда ей не здоровиться?
 - Если есть много сладкого, что произойдет?
 - Как ты считаешь, что полезнее: морковка или шоколадка?
 - Для чего люди чистят зубы?
 - Для чего нужно мыло?
 Как правило, в обычной практике педагоги обходятся указаниями или отдельными разъяснениями по поводу того, что полезно, а что вредно, что может представлять опасность.
 Необходимо систематически организовывать:
 беседы об укреплении здоровья,
 воспитывать бережное отношение к своему организму,
 проводить различные  игры на данную тематику,
 организовывать  различные опыты
 Пригласить на занятие врача, медицинскую сестру, сходить на экскурсию в медицинский кабинет.
 Важно так организовать работу с детьми, что они ясно понимали ее необходимость.
 
 Осуществляя педагогический процесс, важно учитывать возрастные особенности и интересы каждого ребенка, что поможет активизировать познавательную, творческую и поисковую деятельность.
 Для эффективности достижения цели необходимо организовать работу с родителями через совершенствование форм и методов работы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Валеология» в частности.
 В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии. Программа «Валеология» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе; поведении в обществе.
Главной задачей программы «Валеология» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений человека и культуры человеческого общества.
 В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие

наглядные пособия:
 1) натуральные живые пособия –  части  растений; культура бактерий
 2) влажные микропрепараты;  колбочки, стеклянные палочки, ножницы, вата, пинцет, препаровальные иглы, предметные стекла, ватные палочки,
 3) изобразительные наглядные пособия – книга « Красная шапочка»; «Мойдодыр», таблицы; скелет; муляжи человеческого торса и отдельных органов -  глаз; ушная раковина; сердце;  модель челюсти  человека с зубами, модель  черепа  человека и др.;
 4) изделия из бумаги, стекла, металла, дерева, карандаши, альбом
 5) предметы  личной повседневной  гигиены современной семьи, её хозяйства: расчёска, мыло, шампунь, зубная паста, зубная щетка, зубная нить, молоточек, барабан, флакон с туалетной водой, белый фарфоровый стаканчик, ведро,  швабра,
6) Раздаточный материал:
 7) Другим средством наглядности служит оборудование для демонстраций: микроскоп, компьютер.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека и т.д.


Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе реализации данной программы младший школьник должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья:

-  знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение   и роль в жизнедеятельности организма человека;
-  понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
-  знать и соблюдать правила личной гигиены,
-  гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
-  уметь правильно строить режим дня и выполнять его;
-  знания, необходимые  для осмысления своих личностных особенностей, природных качеств и причин человеческого бытия;

-  знания и умения по оказанию первой помощи в различных ситуациях;

-  необходимые гигиенические и двигательные навыки;

-  навыки мыслительных операций.

Литература.

1. Виноградова  Н.Ф. Окружающий мир. 1 – 4 класс. М., 1995.
2.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М. Д 960.-С.235-301
3.Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
4.Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1996.
5. Ильющенков В.В., Берсенева Г.А. Здоровье и образование. - СПб., 1993г.
6. Казин Э.М., Блинов Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. М., 2000.
7.Ковалько В.И.  Здоровьесберегающие технологии. М., «ВАКО», 2004
8. Кучма В.Ф. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже    тысячелетий. Мн., 2006-176с.
9.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.  Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М., «ВАКО», 2004
 10. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский- городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.-380 с.
 11. Педагогическая валеограмотность, /.Под редакцией Солдатовой.
 г Ростов-на-Дону, 1997.
 12. Попов СВ. Валеология в школе и дома. (о физическом благополучии школьников); СПб: Союз, 1997.-256 с.
 13. Смирнов Н.К. Валеология: новая область образовательного пространства // Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997.
14.Смирнов Н.К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы          образования.// Актуальные проблемы валеологии в образовании. М.-, 1997. 10.      Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М., 1974.-64 с.
15.Шорыгина Т.А.  Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М., «Книголюб», 2002.
 16. П.Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.-95с