Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БУМАГИ» ОБЪЕДИНЕНИЕ «СУВЕНИР»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Лад»

АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА БУМАГИ» ОБЪЕДИНЕНИЕ «СУВЕНИР»

Автор: Макарова Ю.С. педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

 

 

Авторская дополнительная общеобразовательная программа предусматривает трехгодичный курс обучения детей 6-10 лет в условиях образовательных учреждений дополнительного образования, а также общеобразовательных учреждениях различных типов, реализующих программы дополнительного образования детей.

Программа соответствует требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, предполагает реализацию основных положений концепции художественного образования в Российской Федерации.

В основе структуры программы лежит принцип сквозного планирования, что обеспечивает непрерывность и преемственность эстетического воспитания и обучения детей декоративному творчеству. Разноуровневый по художественным способностям состав групп предполагает реализацию принципов дифференциации и индивидуализации обучения с учетом образовательных интересов и возможностей учащихся.

Изучение курса направлено на формирование основ эстетико-художественной культуры личности ребенка как части общей культуры человека, на развитие художественных способностей средствами декоративно-прикладного искусства, а также способствует самоопределению и самореализации учащихся.

Программа прошла апробацию в течение трёх лет на базе «ЦДО «Лад».

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………....4

 

  1. Учебный план………………………………………………………………………….....12

 

  1. Учебно-тематический план 1-го года обучения

    Содержание курса (1-й год обучения) …………………………………....................13 

 

  1.    Учебно-тематический план 2-го года обучения

    Содержание курса (2-й год обучения) ……………………………………………...17

 

  1. Учебно-тематический план 3-го года обучения

     Содержание курса (3-й год обучения)……………………………………………... 22

 

  1. Методическое обеспечение программы………………………………………..............24 

 

  1. Список использованной литературы…………………………………………….……..28

 

  1. Приложения…………………………………..…………………………………….…….32

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Детское сердце чутко к призыву творить красоту…

Важно только, чтобы за призывами следовал труд».

Б.Н.Сухомлинский

 

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство – литература, музыка, живопись, народное декоративно-прикладное творчество. Влияние искусства на формирование и развитие личности человека, очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство и возбуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности. В самом деле, воспитание творческого восприятия природы или любого вида искусства пробуждает у детей способность не только чувствовать в этом гармонию и красоту, но и создавать их в своей деятельности, в любых жизненных ситуациях, во взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. Стоит отметить, что эстетическому воспитанию детей, приобщению к прекрасному долгое время предавалось лишь второстепенное значение. Прежде всего, стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а духовное их развитие оставалось на втором плане.

В становлении личности ребенка, нравственном его воспитании значение эмоционального развития огромно. В.А. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира… Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».

Авторская дополнительная общеобразовательная программа «Художественная обработки бумаги» вводит ребенка в удивительный мир творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги в технике: конструирование, аппликация, оригами и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна она дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества и поверить в себя, в свои способности. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком и раскрывает перед детьми творческие возможности, предусматривает углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла, позволяет плодотворно осуществлять эстетическое воспитание учащихся, формировать их духовную культуру, а также создавать условия для развития творческой личности ребенка на основе мотивации к декорированию и художественной обработке используемого материала.

Авторская дополнительная общеобразовательная программа включает работу с разными видами прикладного творчества из бумаги и картона. Помочь ребенку угадать свое призвание и познать себя, создать ситуацию переживаний творчества, радости, внутренней удовлетворенности и вызвать интерес к творческому моделированию. Моделирование обогащает учащихся практическим опытом, выявляют интересы и способности каждого ребенка, показывает путь, по которому ребенок может достичь реализации своих способностей.

Занятия ориентированы на изучение и овладение практикой творческой деятельности, простейшими технологиями и техниками художественной обработки материалов, как первичной стадией мастерства. Мастерство – это не только владение техникой моделирования как вида искусства, но и способность применять свои умения для создания художественного образа произведения.

Программа разработана:

- с учетом требований приказа министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г№1008;

- «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», направленным письмом Министерства образования науки Российской Федерации от 18.11.2015г.;

- на основе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. на заседании научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 18.06.2003 [Письмо №28-02-484/16; приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования науки России от 11.12.2006г.]);

- с учётом приоритетных направлений НОИ «Наша новая школа»; основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) (утв. приказом №393 Минобрнауки от 06.10.2009 г.); Концепции художественного образования в Российской Федерации (утв. 26.11.2001г. Министром культуры РФ М.Е. Швыдким и Министром образования РФ В.М. Филипповым. Приказ от 28.12.2001 №1403); Концепции полихудожественного развития школьников (профессор Б.П. Юсов, НИИ художественного воспитания АПК и ПРО);

- с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основной образовательной программы (утв. Министерство образования и науки РФ).

 

Цель программы: выявление и развитие художественно-прикладных способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства для дальнейшей их реализации в собственной творческой декоративно-прикладной деятельности при работе с бумагой и картоном.

 

Планируемые результаты освоения авторской дополнительной общеобразовательной программы

Личностные

  • способен самостоятельно развивать – личностные позиции, ценностные установки, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивать успешность совместной деятельности;
  • готов проявлять познавательные интересы и активность в  области декоративно-прикладной деятельности;
  • познает и развивает интерес к новому виду творчества и способам решения новой задачи; 
  • обладает чувством прекрасного и эстетического на основе художественно декоративно-прикладной деятельности;
  • способен развивать  трудолюбие и ответственно, качественно выполнять практическую работу;
  • бережно относится к природным и хозяйственным ресурсам; бережно относится к здоровому образу жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

Познавательные

  • способен анализировать) сравнивать, обобщать, конкретизировать действия при выполнении творческой работы;
  • овладевает художественно прикладными и творческими способностями;
  • готов быть самостоятельным и ответственным, имеет навыки самооценки;
  • овладевает социально и личностно значимыми качествами, индивидуально-личностными позициями, ценностными установками, раскрывающих отношению к труду, системой норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные  

  • понимает  установками, нормами и правилами организации умственного и физического труда;
  •  способен к развитию  речи, обогащать словарный запас, овладевает выразительным свойствам языка, и средствам восприятия и создания художественного образа;
  • способен к развитию мышления посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, пространственного воображения и фантазии;
  • способен к развитию сенсорной и двигательной  сферы, посредством художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  •  готов планировать и выполнять практическое задание  с опорой на технологическую карту при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • способен различать  материалы  в соответствии с их названием и назначением (различные виды бумаги и картона, фольги и т.д.);
  • применяет простейшие  условные обозначения, используемые в схемах и таблицах;
  • способен воспринимать характер художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;
  • самостоятельно организовывает художественно-творческую деятельность;
  • обогащает словарный запас, осваивает выразительные свойства языка, а также средства восприятия и создания художественных образов;
  • анализирует, синтезирует, сравнивает, обобщает,  конкретизирует, фантазирует и выстраивает пространственные образы;
  • обогащает ключевые компетенции содержанием  художественной и декоративно-прикладной деятельности;
  • применяет  знания о рациональной организации рабочего места и времени, о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
  • классифицирует виды и назначение методов получения и преобразовывает материалы декоративно-прикладного творчества;
  • развивает моторику и координацию движения рук при работе с ручными инструментами.

Регулятивные

  •  рационально организовывает свое рабочее место и время, безопасно использует инструменты и приемы работы с ними;
  • применяет усвоенные знания на практике.
  • способен разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность;
  • владеет результатами изучения технологий, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

 Планируемые результаты реализации обучения:

  • способен самостоятельно знакомиться с истоками декоративно-прикладного искусства, в частности по изготовлению декоративных изделий из бумаги и картона;
  • способен ознакомиться с основами технологии художественной обработки бумаги и картона, с различными техниками бумажной пластики, их отличительными особенностями;
  • способен составить представление о характере художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного опыта;
  • владеет знаниями основ материаловедения, цветоведения, композиции, формообразования, различных техник художественной обработки бумаги и картона, а также первоначальные знания по созданию художественного образа декоративного изделия, оформлению (дизайну) интерьера с использованием изделий декоративно-прикладного искусства;
  • способен пробудить в себе желание самостоятельно  и рационально относиться к организации рабочего места и времени;
  • владеет  знаниями о безопасном использовании инструментов и приемов работы с ними;
  • способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

результаты  развития:

  • способен использовать навыки и умения изготовления декоративных изделий из бумаги, картона в технике аппликации, оригами, моделирования и  по подбору бумаги и картона (фактура, цвет и др. характеристики), при создании художественного образа изделия;
  • способен составлению композиции в технике бумажной пластики на определенную тему: правильной организации композиционного пространства, выбору композиционного центра, пропорций, форм, цветового решения при размещении отдельных фигур на плоскости листа бумаги;
  • готов к созданию художественного образа декоративного изделия из бумаги и картона согласно авторскому замыслу;
  • способен овладевать выразительными свойствами языка, а также средствами восприятия и создания художественных образов,  развивать речь, обогащая словарный запас;
  • способен использовать в социальной сфере, в познавательной и творческой деятельности приемы работы с компьютером (включая создание баз данных);
  • способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения образовательных задач;
  • готов использовать пространственное воображение и фантазию;
  • владеет культурой мышления;
  •  способен к обобщению, анализу, синтезу, сравнению, абстракции и конкретизации;
  • готов  к развитию сенсорной и двигательной сферы, художественного вкуса, прикладных, творческих способностей посредством декоративно-прикладной деятельности;
  • способен  развивать  индивидуальность, авторского проектного мышления;
  • способен осуществлять интеллектуальное, культурное, нравственное и профессиональное саморазвитие и самоусовершенствование, повышать свою квалификацию и мастерство.

результаты воспитания:

  • способен понимать сущность воспитания нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, коммуникативных качеств личности, а также гуманизма и эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности;
  • способен проявлять самостоятельность и ответственность посредством самоконтроля и самооценки, потребности в достижении успехов в собственной деятельности;
  • владеет социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, средствами самостоятельного, правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья и готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
  • владеет мотивацией к познанию и творчеству;
  •   владеет навыками ведения самостоятельной работы: усидчивостью, аккуратностью, терпением.

Отличительные особенности авторской дополнительной общеобразовательной программы «Художественная обработка бумаги» в том, что теоретический материал тесно связан с практическим его применением и преподается с опорой на жизненный практический опыт учащихся. Раскрываются теоретические, практические знания на каждый год обучения, прилагаются перечень тем с использованием базовых форм, в модуле «Оригами» берется за основу понятие «базовые формы». На занятиях создана структура деятельности по принципу построения программы, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Знакомство с основными базовыми формами (б/ф) оригами осуществляется в два этапа, соответствующих логике освоения художественно-творческой деятельности по уровням обучения:

1 этап 1 уровень (1 год обучения) – простейшие базовые формы;

(2 год обучения) – базовые и основные формы «средней сложности»;

2 этап 2 уровень (3 год обучения) – сложные базовые формы.

Смотреть работу полностью