Рабочая программа по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»
МБДОУ «Детский сад № 42 «Аленка», Республика Коми, город Воркута
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие»
Образовательный раздел «Ребёнок открывает мир природы»
для дошкольников (6-8 лет)
срок реализации программы 1 год
Составители: КобелеваМ.М. – воспитатель, МатвееваЕ.Б. - воспитатель
Пояснительная записка
Рабочая программа по реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие» (далее – Рабочая программа) является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад № 42 «Алёнка» г. Воркуты (далее – Программа). Рабочая программа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира
Основные задачи:
1. Обогащение у дошкольников представлений об объектах живой и неживой природы.
Согласно задачам и с учетом Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г.Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014., Рабочая программа включает в себя следующие образовательный раздел: «Ребёнок открывает мир природы».
Содержание данных разделов реализуется в рамках непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД): раздел «Ребёнок открывает мир природы» - НОД «Мир природы», раздел «Формирование первичных представлений о себе, других людях, малой Родине и Отчизне» - НОД «Социальный мир», раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем» - НОД «Математика и сенсорное развитие». Содержание раздела «Развитие сенсорной культуры» реализуется не только как часть НОД, но и в процессе совместной познавательно- исследовательской деятельности один раз в неделю согласно циклограмме планирования.
Исследование данной программы регламентируется:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года «1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и реализации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.3049-13);
- Детство: Примерной образовательной программой дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Уставом учреждения.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 6 - ти до 8 - ми лет. Её содержание проходит через следующие блоки:
- Непосредственно - образовательная деятельность – как совместная подгрупповая образовательная деятельность, осуществляемая в различных видах деятельности.
- Образовательная деятельность в режимных моментах – включает в себя беседы и ситуативные разговоры наблюдения ив процессе культурно-гигиенических процедур, гимнастики, прогулки, дежурства и т.п.
- Самостоятельная деятельность детей – воспитатель создаёт соответствующие стимулирующие условия.
- Взаимодействие с семьёй, направленное на реализацию содержания Рабочей программы.
В Рабочей программе планируется также примерные изменения в развивающей предметно-пространственной среде, которые необходимы педагогу для стимулирования познавательной и творческой активности каждого дошкольника; отражены планируемые результаты образовательной деятельности; представлено программно-методическое обеспечение.
Данная программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.
Содержание Рабочей программы основано на принципах:
-Комплексности: то есть, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, а процессе которых формируется необходимые представления, умения и навыки, а также развиваются познавательные способности.
-Интеграции образовательных областей: обеспечивает содержательные связи между разными разделами программы, позволяющие развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
-Комплексно-тематическом: планируемые виды деятельности перекликаются с темами недели («Календарём жизни ДОУ»), их содержание, по возможности, интегрируется вокруг единой, общей темы. Однако планируются и такие темы, которые не пересекаются с «Календарём жизни», но являются обязательными для формирования представлений о предметах и объектах окружающего мира и их свойствах.