Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Явление духовного мира в Великой Отечественной войне в работах учащихся МБОУ СОШ №1 им. И.Ф.Вараввы (из опыта работы НОУ ИСТОКИ в рамках научно-исследовательских конференций православной направленности)

МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы МО Староминский район Краснодарского края

 

Явление духовного мира в Великой Отечественной войне в работах учащихся МБОУ СОШ №1 им. И.Ф.Вараввы (из опыта работы НОУ ИСТОКИ в рамках научно-исследовательских конференций православной направленности)

 

Штомпель Галина Григорьевна

Учитель истории и обществознания

 

 

Силой русского воинства
    всегда был его  христолюбивыйдух,
а залогом побед – глубокая вера наших
    предков в торжество Православия.
А главным стержнем нашего военного искусства была,
    есть и всегда будет евангельская истина:
«Больши сея любве никтоже имать,
да кто душу свою положит за други своя».

Когда мы говорим, что кто-то отдал жизнь за другого, – что это значит? Это значит, что кто-то умер для того, чтобы другие люди жили. Солдаты во время войны умирали, чтобы мы жили. Если солдаты не будут отдавать жизнь за Родину, то Родины не будет.

В преддверии 75-летия годовщиныПобеды, рассматривая тему «Явление духовного мира в Великой Отечественной войне», мне хотелось бы остановиться на работах,моих учеников, которые на прямую и косвенно прикоснулись к духовному подвигу граждан СССР: священников, мирян, воинов в годы Великой Отечественной войны.

Вот  уже 8 лет на базе МБОУ СОШ №1 совместно со Свято-Покровским приходом мы регулярно проводим  научно-исследовательские  конференции православной направленности. Научно-исследовательские проекты, представленныена конференции,охватывают очень широкий круг тем, но есть исследования членов НОУ ИСТОКИ, на которых мне бы хотелось остановиться поподробней.

     Эти работы напрямую или косвенно связаны с Великой Отечественной войной и ролью Русской Православной Церкви в этот период и ее влияния на граждан Советского Союза. Их можно разделить на три группы:

- непосредственное участие священников и воинов, ставших в последствии священниками вВеликой Отечественной войне;

- жизнеописания   деятелей  РПЦпериода Великой Отечественной войны;

-  судьбы верующих казаков в годы Великой Отечественной войны.

К первой группе можно отнести работы:

-  Самойленко Вениамина «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны».Работая над данной темой учащийся выяснил, что русская православная церковь была всегда с народом даже в самое тяжелое для него время. Помогала, наставляла, защищала,  несмотря на собственное тяжелое положение. Многие священники участвовали в партизанском движении, погибали исполняя свой человеческий и пастырский долг, и большое количествосолдат, вернувшись с войны посвятили себя богу.  С данной работой учащийся участвовал в работе научно-исследовательской конференции православной направленности ст. Староминской, историко-патриотическом форуме «Виват, Россия!» г. Санкт-Петербурге, где стал победителем.

-Глухова Кристина «Христианская церковь и фашизм в XX веке». Из данной работы видно, чтоотношения между нацистами и религиозными христианскими организациями  в Европе складывались неоднозначно. С одной стороны, большинство христиан, живущих в Германии в 1930-х были готовы примириться с фашизмом из-за неприязни ккоммунистической альтернативе. Многие христианеЕвропы, столкнувшиеся с этой дилеммой, склонились перед консервативным обликом фашизма, зачастую надеясь, что наиболее радикальные политические меры никогда не будут осуществлены. Эта надежда свидетельствует об ужасном просчёте, но, только рассуждая задним умом, можно было бы помочь христианам избежать этого просчёта. Отношения фашистского режима и православного христианства были еще сложней. ЗРПЦ во многом поддерживала точку зрения других христианских церквей, но необходимо отметить, что некоторые священнослужители выступали против фашистского режима.  РПЦ московского патриархата использовала все методы, чтобы помочь жителям оккупированных территорий и советским солдатам в этой священной войне для нашего народа,  не смотря на гонения которым подвергалась церковь в довоенное время, в чем я вижу духовное единство и мир среди всех жителей нашей страны.С данной работой учащаяся участвовала в работе научно-исследовательской конференции православной направленности ст. Староминской, историко-патриотическом форуме «Виват, Россия!» г. Санкт-Петербурге, где стала победителем и призером.

Ко второй  группе можно отнести работы:

- Федько Екатерина «Подвиг Патриарха». (Жизнь и деятельность митрополита Сергия (Страгородского).Учащаяся в своей работе показала, что во время Великой Отечественной войны владыка пытался объединить все русское духовенство, призывал бороться с захватчиками, помогать тылу, укреплять патриотический дух народа и оказывать материальную помощь фронту, что ему в принципе и удалось.

- Руденко Даниил в своей работе «В служении Богу вся моя радость»(Памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) показал, что святитель Лукапомогал в лечении двумя способами: либо сам исцелял людей чудесным образом, либо посылал им прекрасных верующих врачей — профессионалов своего дела. Недаром врачуя тела и души людей, святитель Лука называл себя «скальпелем в Божиих руках».

Учащиеся участвовали в работе научно-исследовательской  конференции православной направленности ст. Староминской и стали призерами.

К третьей  группе можно отнести работы:

- Панин Владимир «Народное православие и вера в советское время».

- Сергиенко Мария «Храмы, вера и душа народа».

В этих работах на примере судеб членов своих семей учащиеся показали, что не смотря на гонения веры православной, они не отреклись и пронесли ее через все годы военного лихолетья, фашистских и сталинских лагерей.

Учащиеся участвовали в работе научно-исследовательской  конференции православной направленности ст. Староминской и других конкурсах и конференциях регионального, федерального и международного уровня, где становились  победителями и призерами.

Исходя из выше сказанного, хочется отметить, что какими бы не были разными научно-исследовательские проекты и причины,  побудившие учеников моей школы в разные годы написать их, в основе работ лежит вера в то, что наш народ одержал Победу не только над фашистской Германией но и духовную победу над самим собой. Духовная победа являла себя, когда солдаты под градом пуль поднимались в атаку; когда они грудью закрывали пулеметные дзоты, чтобы атака не захлебнулась; когда люди в фашистских застенках подвергались чудовищным пыткам и не выдавали своих товарищей; когда в блокадном Ленинграде кто-то отдавал кусок хлеба ребенку, чтобы он жил, а сам умирал. И таких примеров не счесть. Ведь это же все доминирование духовной жизни над физической: над инстинктом самосохранения, над страхом страдания и смерти; когда вопрос стоял так: не как сохранить жизнь любой ценой, а как победить любой ценой, даже ценой собственной жизни. Вот эта духовная победа нашего народа породила массовый героизм, который и предопределил нашу победу в Великой Отечественной войне.

Огонь Великой Отечественной войны сплавил воедино то, что было сложно соединить в мирное время. В одних окопах воевали и белые, и красные, и верующие, и неверующие, и сотрудники НКВД, и вчерашние политические заключенные, и представители всех национальностей тогдашнего Советского Союза.Поэтому что касается вывода из этой войны, я бы сказала следующее. Служение Родине, патриотизм – это та единственная объединяющая основа, которая способна обеспечить непобедимость и процветание нашего государства.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ