Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Внеурочное занятие "Город Пермь в годы Великой Отечественной войны"

План внеклассного занятия в рамках внеурочной деятельности во 2 «И» классе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №82» города Перми. Учитель – Бондаренко Аполлинария Александровна Тема урока «Город Пермь в годы Великой Отечественной войны» Дата создания – апрель 2018 Цель: знакомство с периодом времени работы в тылу славного уральского города Перми Задачи: 1. Уточнить и расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, в том числе о вкладе тружеников города в приближение Победы. 2. Развивать интерес к истории своей страны, учить наблюдать, обобщать фаты истории, воспитывать наблюдательность, любознательность. 3. Формировать УУД в соответствии с ФГОС: учить анализировать, делать выводы. 4. Воспитывать чувство патриотизма, ответственности. Оборудование: мультимедийная презентация учителя «Город Пермь в годы войны» Ход урока: I. Актуализация знаний - Ребята, что вы знаете о Великой Отечественной войне? Какие героические битвы её вы знаете? (Предполагаемые ответы детей. Битва под Москвой, Курская битва, блокада Ленинграда…) -Глядя на 2 слайд, как вы предполагаете, о чём будет сегодня занятие? (О нашем городе, о его жизни в военное время) -по каким фрагментам вы догадались, что это наш город? (По шпилю Художественной галереи нашего города) -Какие цели занятия можно обозначить? (совместная постановка целей) II. Основное содержание урока. Сегодня наш урок посвящён рассказу о наших земляках, тружениках тыла в годы войны. Мы с вами совершим экскурсию в прошлое, познакомимся с людьми, которые совершали трудовые подвиги для страны, для быстрейшего окончания войны. Какую роль сыграли дети в помощи городу? Слайд 3 (Сообщение о городе и жителях того военного времени – ученик 2 «И» класса Заозёров Данил Ежегодно 9 мая наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. А какую роль сыграл наш город в этой войне? Пермь и Прикамье (тогда еще город Молотов и Молотовская область). Немцы до нас не дошли, боев у нас здесь не было и даже их самолеты не долетали, но наша роль в победе огромна. Победа над Германией была бы отдалена или невозможна без наших Мотовилихинских заводов, которые поставляли артиллерийские пружины, щиты для орудий и многое другое. Слайд 4 -Спасибо, Данил! Ребята, мы вас попросим сформулировать выводы. (Высказывание детей) III. Промежуточный контроль. -О каких фактах из истории нашего города Вы услышали из сообщения? (Это работа населения нашего города) IV. С самого начала войны мобилизованы были все военнообязанные мужчины, а впоследствии и все добровольцы. Слайд 5 Почти 50 тысяч артиллерийских систем, 40% всей ствольной артиллерии, применявшейся Красной армией было сделано именно у нас. В 1941-42 годах Мотовилиха была в стране практически единственным поставщиком артиллерийских пружин, орудийных щитов, авиационных штамповок и многого другого. Самый первый выстрел по Германии 2 августа 1944 года был сделан из нашей пермской пушки-гаубицы МЛ-20. А первый выстрел по Берлину из нашей же 122-мм пушки. Слайды 6, 7 V Пермь — основной поставщик двигателей для истребителей. Завод имени Сталина (нынче «Пермский моторный завод») в Великую Отечественную стал одним из основных поставщиков авиадвигателей. Всего их было выпущено 30 тысяч. М-62, М-63, М-62ИР, сконструированные Аркадием Швецовым, устанавливались на самолеты И-16 , И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2. Слайды 8,9 VI. Почти все отечественные каски на войне - лысьвенские. Лысьва – основной поставщик такого важного оснащения для солдат. После того, как началась Сталинградская битва, и заводы там были разрушены, в стране осталось всего одно предприятие, где делались солдатские каски - Лысьвенский металлургический завод. За годы войны на фронт было отправлено 10 миллионов касок. Слайд 10 VII. Пермь — основной поставщик двигателей для истребителей. Завод имени Сталина (нынче «Пермский моторный завод») в Великую Отечественную стал одним из основных поставщиков авиадвигателей. Всего их было выпущено 30 тысяч. М-62, М-63, М-62ИР, сконструированные Аркадием Швецовым, устанавливались на самолеты И-16 , И-153, Ла-5, Ла-7, Ту-2. VIII. Большую помощь в приближении Победы сыграло и то, что в Перми был сформирован уральский добровольческий танковый корпус. В годы войны по указанию Государственного Комитета Обороны на Урале были созданы три танковых гиганта: в Челябинске, Нижнем Тагиле, Свердловске. С Урала на Запад тревожной порою Такие неслись колесницы-громады, Что вражьи машины любого покроя В бою с ними встретиться были не рады! Шел третий год войны. Победоносно завершилось Сталинградское сражение. 16 января 1943 года в газете «Уральский рабочий» появилась заметка «Танковый корпус сверх плана». В ней сообщалось об обязательстве крупнейших коллективов танкостроителей Урала: изготовить в первом квартале, сверх напряженнейших заданий Государственного Комитета Обороны столько танков и самоходных орудий, сколько требуется для корпуса. Одновременно обучить из своих же рабочих – добровольцев водителей машин. В цехах заводов появился лозунг: «Сделаем сверхплановые танки и самоходки и поведем их в бой!». Слайды 11, 12, 13 IX. С самого начала войны в наш город было эвакуировано большая часть предприятий. В целом на Урал было эвакуировано более 2,5 тысячи заводов. Пермь стала одним из центров грандиозной перевозки. В1941 году в Молотовскую область было эвакуировано более 120 предприятий и 300 тысяч рабочих и всем заводам Перми ради победы пришлось заметно увеличить производительность. Например, только Мотовилихинские заводы сделали это в восемь раз. В общем, вся мощь, которая потом обрушилась на немцев, с которой они не справились и в итоге их погубила, ковалась в том числе и в Перми. Также предприятия культуры пришлось эвакуировать в Пермь (Мариинский театр города Ленинграда, использовать видео) Пермь стала настоящим вторым домом для ленинградцев, которым пришлось оставить свой город. Молотовская область приняла почти 400 тысяч жителей Ленинградской. К нам эвакуируют несколько институтов и все детские дома Ленинграда, в Пермь перевозят фонд Русского музея — 10 тысяч экспонатов. Их размещают в Художественной галерее, но места недостаточно, поэтому часть их оказывается в Троицком соборе Соликамска. Мариинский театр и хореографическое училище стали той стартовой базой, на основе которой после войны пермский балет становится одним из лучших в стране. Благо, даже после войны местным балетом руководят ленинградцы. Слайды 14,15 X. Дети в годы войны. Эвакогоспитали. В годы войны вся жизнь была подчинена лозунгу: «Все для фронта! Все для Победы!». Дети глубокого уральского тыла очень скоро почувствовали, что наступило трудное, требующее мужества время. В их школах нередко размещались госпитали и детские дома для эвакуированных сирот. Точно так же, как матери заменили на производстве отцов, дети заменили в домашних делах матерей. Многие подростки, оставаясь единственными кормильцами семьи, бросали школы и шли работать на производство. Широко известен снимок 13-летнего рабочего завода им. Я.М. Свердлова Вали Кусакина. Чтобы дотянуться до рукоятки станка, ему приходилось пользоваться трапиком. Но в работе Валя не уступал взрослым. Вместо 4 часов работал по 8-10, перевыполняя план. Наш пермский поэт Владимир Радкевич написал знаменитое стихотворение «Баллада о банке варенья», которое является документальным. Директор завода Пермских авиадвигателей в годы войны А.Г. Солдатов как одну из самых заслуженных премий вручал ребятам банку варенья, чему они были несказанно рады. Раненых на фронте отправляли в глубокий тыл. Одним из таких центров стал город Пермь. Под госпитали приспосабливали часто здания школы, и увеличивали число детей в классах, освобождая помещения для раненых. Слайды 16,17, 18, 19, 20. XI. Подведение итогов занятия. -О каких фактах помощи фронту вы узнали? Перечислите самые запоминающиеся. Для подготовки к занятию использованы литературные источники: 1. https://goo-gl.ru/sPy 2. https://goo-gl.ru/sPs 3. https://kungur59.ru/news/snimok-12-letnego-permskogo-frezerovschika-vali-kusakina-oboshel-ves-mir.html 4. http://to59.minjust.ru/ru/node/129444 5. http://solbiblfil2.ucoz.ru/load/kraevedenie/solikamsk_v_gody_vov/5_velichajshikh_zaslug_permi_i_permjakov_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny/53-1-0-302 6. http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803790513