Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Внеклассное патриотическое мероприятие, посвященное Дню Победы «ПОЛЕ ЧУДЕС»

МБОУ Воргинская средняя школа

Ершичского района Смоленской области

 

Внеклассное патриотическое мероприятие,

посвященное Дню Победы

«ПОЛЕ ЧУДЕС»

                               

                        Автор методической разработки:

                        Познышев Юрий Александрович,

учитель истории

 

с. Ворга

 

    Цель игры: воспитывать у детей чувство патриотизма, беззаветной преданности Родине, уважение к павшим солдатам; раскрыть малоизвестные страницы из биографии величайшего полководца всех времён и народов -  Г.К. Жукова: прививать любовь к истории своего Отечества и Чтению.

     В силу последнего обстоятельства ИКТ-технологии не применяются!

     Оборудование:

1) Празднично украшенный актовый зал: разноцветные шары, георгиевские ленточки, флаг России и копия Знамени Победы.

2) Стенды «Г.К. Жуков – Маршал победы», «Партизанскими тропами», «Воржане – солдаты Победы».

3) Экспозиция «Предметы войны» из школьного краеведческого музея

4) Карта «Советский Союз во II мировой войне».

5) Игровой барабан.

6) Стол с призами от спонсоров.

7) Разборная доска для заданий.

8) Сочинения по конкурсу «Мои предки – участники ВОВ».

9) Аудиозапись «Фрагмент выступлений Г.К. Жукова», «Мелодия», 1975

10) Аудиозаписи военных песен «Ходили мы походами», «День Победы» и др., также на пластинках (это создает особый антураж).

     Источники:

 Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления» Т – 1.

 Жариков А. «Маршал Победы» Г.К. Жуков. М., 1995

  Начало игры

    Звучит аудиозапись живой речи Г. К. Жукова во время принятия акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

    Ведущий (в его роли учитель истории):

Дорогие друзья! Я рад вновь приветствовать вас на нашем «Поле чудес». А посвящена сегодняшняя игра самому главному празднику и россиян, и людей всей планеты - годовщине Победы Советского народа в Великой Отечественной войне. И говорить сегодня мы будем о том человеке, который внёс наибольший вклад в разгром фашизма, о великом маршале победы – Георгии Константиновиче Жукове. Тем более, что совсем скоро, в 2021г исполнится 125 лет со дня его рождения: 2 декабря 1896г по нашему стилю, (19 ноября - по старому).

I тур

   Итак, приглашаю к барабану первую тройку игроков: учащихся 6 класса: Свистунова Никиту, Новикова Андрея и Корчагину Оксану. Вы уже знаете, чему посвящена наша игра. Оксана, вращайте барабан. А первое задание совсем простое. Я уже сообщил, когда родился Георгий Константинович. Вам предстоит лишь назвать, место, где он родился. Перед вами слово из 10 букв.

   По ходу игры ребята рассказывают о своих прадедушках и прабабушках, воевавших в этой долгой войне, а, ведущий сообщает дополнительные малоизвестные сведенья о Г. К. Жукове, по мере набора очков.

   Зрители узнают, что дом, где родился будущий полководец, был очень старым и одним углом крепко осел в землю. Стены и крыша от времени обросли мхом и травой. В доме была лишь одна комната в два окна. Отец был сапожником, мать - тоже из бедной семьи. Когда они поженились, ей было 35 лет, а ему 50. Это был их второй брак. Тяжёлая нужда и низкие заработки мужа заставляли Устинью подрабатывать на перевозке грузов.

   Она была очень сильной: легко поднимала 5-типудовые мешки с зерном и переносила их, но оплата была крайне низкой. И какая радость была детям, когда из города им привозили по баранке или прянику! Когда Егорке пошёл 7-й год, отец стал брать его на сенокос – косить, относить и складывать сено в копны. А осенью мать научила его жать хлеб. Это была осень 1903 года. Настало время идти в школу - церковноприходскую, в соседнее село Величково. Ранца не было, и мать сшила из холста сумку.

   Учился Егорка старательно, во всех 3-х классах - на отлично, за что и получил похвальный лист. Было это в 1906 году. На радостях мать подарила ему новую рубаху, а отец сшил сапоги. Год он ещё оставался дома, сильно был загружен по хозяйству, а летом 1908г, в 12 лет, отец отправил его в Москву учиться ремеслу - «В люди», так сказать...        

    К этому времени первое задание выполнено. Определен победитель, назвавший слово деревня «Стрелковка». Ведущий - вручает призы игрокам и объявляет музыкальную паузу, в ходе которой на сцену актового зала школы поднимается ученик 7-го класса Силаев А. и под аккомпанемент баяниста исполняет военную песню «Ты ждёшь Лизавета».

  II тур

     И снова на сцене ведущий, который представляет вторую тройку игроков. Это 8-классники Козлова Диана, Андрюшина Ирина и 7-классник Шугаров Денис. Вращается барабан. Объявляется задание: какую же профессию отправился изучать в Москву 12-летний Егорка Жуков? Слово из 7-ми букв.

    По ходу тура игроки продолжают рассказывать о своих предках-участниках войны, об их боевом пути, наградах. А ведущий продолжает рассказывать о детстве Г. К. Жукова:

    По приезде в Москву, хозяйка объяснила Егорке его обязанности, как младшего ученика – по уборке помещений, чистке обуви хозяев и их детей, мытью посуды и т.д.  А кроме того надо было еще учиться ремеслу. Мастера начинали работу с 7 утра и кончали в 7 вечера, с часовым перерывом на обед, т.е. рабочий день длился 11 часов! А когда было много работы, доходил и до 15 часов в сутки. Но, за сверхурочные была дополнительная сдельная оплата. Ученики всегда вставали в 6 утра и готовили для мастеров рабочие места и всё, что нужно для работы. Спать ложились поздно вечером, всё убрав и подготовив к завтрашнему дню. Спали прямо в мастерской, на полу, а когда очень холодно – на полатях в прихожей, с чёрного хода.

    Домой на побывку мальчиков отпускали только на 4-м году обучения. По выходным их водили в церковь. За малейшую оплошность хозяин бил не милосердно. Били и мастера, и мастерицы, не отставала от них и хозяйка. Иногда хозяин заставлял провинившихся бить друг друга прутьями, приговаривая: «Лупи крепче, крепче!» ...

   И так было везде, такой был порядок. Хозяин считал, что ученики в его распоряжении, да никто и не интересовался, как они живут и работают. И даже в этих условиях Егор находил время читать. Старший сын хозяина помогал изучать ему русский язык, математику, географию. А вскоре удалось поступить на вечерние курсы, дававшие образование в объёме городского училища.

   Уроки же приходилось готовить ночью на полатях, около уборной, где горела дежурная лампочка. Экзамены сдал успешно. А тут и отпуск подоспел. В родную деревню приехал уже взрослым юношей, которому шёл 16-й год. Днём – крестьянская работа, по - вечерам же, забыв об усталости, молодёжь веселилась: пели и плясали до упада. Однажды в соседней деревне случился пожар. Все бросились на помощь с вёдрами, баграми. Услышав крики о помощи, Егор бросился в горящий дом и вытащил испуганных до смерти детей и больную старуху, не глядя на свой новый пиджак – подарок хозяина. В конце 1912г ученичество закончилось, и Жуков стал молодым мастером – подмастерьем.

    К этому времени 2-е задание выполнено. Слово «СКОРНЯК» угадано. Раздаются призы, объявляется музыкальная пауза. На сцену поднимается 11-классники Кузеренкова Е., Макеенков Н., Косолапова О. В их исполнении проходит литературно-музыкальная композиция «На безымянной высоте».

III тур

     И вновь - ведущий представляет игроков. В третьей тройке старшеклассники: Дымников Павел, Силаев Александр и Давыдова Ольга. Задание, - в каких войсках начинал службу Г.К.Жуков? Слово из 9 букв. Игроки по ходу рассказывают о своих близких - участниках войны, местных партизанах. Умело комбинируя переход хода, ведущий продолжает повествование о юности полководца.

    «Работать Егор остался при мастерской, но жилье стал снимать. Снимал койку за 3р в месяц, а получал 18руб. Полюбил дочь хозяйки квартиры, и уже было хотел жениться, но война спутала все карты. В конце июля 1915г был объявлен 2-й досрочный призыв в армию юношей, не достигших 20-летнего возраста. Егора отобрали служить в кавалерию, а он всегда восхищался этим романтическим видом войск. Погрузили призывников в товарные вагоны по 40 человек в каждый. Всю дорогу пришлось стоять или сидеть на грязном полу. По прибытии на место ещё 3 часа шли пешком, а потом разместились в бараках на голых нарах. Затем сформировали команды и стали обучать пехотному строю. Дисциплина была железная. Муштровали немилосердно. Наконец, в сентябре 1915г. отправили на Украину в запасной полк, располагавшийся в г. Балакме. Служба была интереснее, чем в пехоте, но значительно труднее - вставать приходилось на час раньше, а ложиться на час позже.

    К весне 1916г подготовка закончилась. Георгия Жукова в числе тридцати лучших отобрали, чтобы учить на унтер-офицеров (ст. сержант по-нашему). Учили в царской армии хорошо, особенно строевой подготовке. Каждый выпускник в совершенстве владел оружием, методикой подготовки бойца и конным делом. Но навыков человеческого обращения с солдатами не прививали, не учили вникать в душу солдата. В основе воспитательной работы – муштра. Широко применялись телесные наказания...

    В августе Жуков уже на фронте. В районе Каменец-Подольска сразу же получил боевое крещение - немецкий самолёт сбросил несколько бомб.  Шёл 1916г. Наши войска несли большие потери. Среди солдат росло недовольство, особенно когда приходили письма из дома, сообщавшие о голоде и разрухе. В октябре, находясь разведке, Жуков получил тяжелую контузию и попал в госпиталь в Харьков, а выйдя оттуда был направлен в маршевый эскадрон. На груди его сияли уже два Георгиевских креста, полученных за захват в плен немецкого офицера и контузию.

    Солдаты, несмотря на унтер-офицерские лычки, относились к нему с доверием, часто заводили серьёзные разговоры. Воевать никто не хотел. 28 февраля 1917г, после ареста многих офицеров, унтер-офицера Жукова и ещё 2-х человек солдаты избрали делегатами в полковой Совет солдатских депутатов.

   Осенью часть подразделений перешла на сторону Петлюры, остальных распустили по домам. Сам Жуков вернулся домой и в январе 1918г решил вступить в Красную Гвардию. Но заболел тифом, и только в августе 1918г, выздоровев, вступил добровольцем в Красную Гвардию, в 4-й кавалерийский полк 1-й Московской кавалерийской дивизии.

      К этому времени задание угадано: род войск – КАВАЛЕРИЯ, назван. Раздаются призы. Во время паузы, - ведущий зачитывает лучшие сочинения ребят по конкурсу «Мой предок - участник войны», проведенному в течение 3-х недель до игры, и проводит награждения. Затем, в исполнении 5-тиклассников Виноградовой З, Калякиной В., Маркусь М. звучат частушки на военную тематику под аккомпанемент ведущего на баяне.

     ФИНАЛ

   И вот настал час финала! Оглашается задание. Ребятам предстоит определить Поле, названное русским народом – Третьим, после Куликова и Бородина. Слово из 12 букв. По ходу игры ведущий задаёт наводящие вопросы и продолжает повествование о Г.К. Жукове.

      Началась гражданская война. Часть, где служил Жуков, была направлена на Восточный фронт, где успешно сражалась в составе 5-й армии против войск Колчака. 1 марта 1919г Жукова принимают в ряды партии большевиков.

    После разгрома Колчака интервенты сделали ставку на Деникина. Бои были очень тяжёлые. В одном из них, во время рукопашной Жукова ранило ручной гранатой… Снова лазарет, где ещё и переболел тифом. Затем был отправлен в Рязань на курсы Красных командиров. Было это в январе 1920г. Направляли сюда не всех, а особо отличившихся в боях. Но уже в июне курсантов спешно погрузили в эшелоны и направили на Врангелевский фронт, причём выдали всё необходимое снаряжение и вооружение. Сводный курсантский полк принимал участие в разгроме банд в Краснодарском крае.

   Вскоре наиболее подготовленные курсанты были досрочно выпущены. Жуков стал командиром взвода первого кавалерийского полка. Изучил все личные дела, лично же побеседовал с каждым бойцом, рассказал о боях с белополяками и Врангелем.

   Через пару дней его взвод разгромил очередную банду, причём без единой потери и Жукова назначают командиром эскадрона. В декабре 1920г вся бригада была переброшена под Воронеж, где успешно ликвидировали кулацкое восстание и банду Колесникова, а затем бились с антоновцами. Весной 1921 года под селом Вязовая Почта было особо тяжело. Дрались с превосходящими силами врага. Во время рукопашной под Жуковым убило коня и тот, падая, придавил всадника. Уже блеснула над головой сабля бандита, но спас подоспевший политрук.

    Враг видел, что наши - в меньшинстве, и был уверен в победе. Спасло эскадрон только наличие четырёх пулемётов и семьдесят шесть мин, орудие, да умелое командование. Уже в самом селе под Жуковым опять убили лошадь, и он с одним револьвером отбивался от наседавших бандитов, хотевших взять его живым…

    Вовремя свои подоспели. За разгром крупной банды многие получили награды. Свой 1-й орден - Красного Знамени получил и Г.К. Жуков. В 1923г, после недолгого пребывании на должности помощника командира полка, его назначают командиром 39-го Бузулукского кавалерийского полка, а это всегда считалось ступенью в овладении военным искусством. И это в 26 лет!

    Работе Жуков отдавал по 12 часов в сутки, да плюс к тому 3-4 часа на самостоятельную учёбу по теории военного дела. Летом 1924г его направляют в высшую кавалерийскую школу в Ленинград. Учебная нагрузка была очень велика. После лекций приходилось ещё многое изучать самостоятельно. Много занимались конным делом и фехтованием. Курсы длились год.

   По окончании учёбы Жуков возвращается в Минск, к новому месту службы, но не поездом, а с двумя друзьями, пробегом на конях. Такого ещё никогда не было - 963км за 7 суток! Но справились успешно. Жуков получил новый, 39-й кавполк. Вновь наступила горячая рабочая пора, но учёба дала о себе знать: стало заметно легче.

    В то время шла волна реформ в армии. Вводилось единоначалие. Вот и Жукову пришлось взять на себя ещё и обязанности комиссара полка. Кавалерийским полком он командовал 7 лет. И кроме богатой практики, получил большую теоретическую подготовку, участвуя в окружных маневрах, учениях и военных играх. В мае 1930г его назначают уже командиром бригады 7-й Самарской дивизии, а в 1931г он уже помощник инспектора РККА. В те годы деятельность инспекции очень высоко котировалась, хотя у Жукова энтузиазма новое назначение не вызвало. Но приказ есть приказ. Пришлось отправляться в Москву. А инспекцией тогда командовал сам С. М. Будённый.

    Деятельность Жукова была по достоинству оценена, и в 1933г его назначают командовать дивизией, когда-то одной из лучших. Опять Белоруссия, город Слуцк. С женой и дочкой поначалу разместились в восьмиметровой комнате, но на лучшее никто не претендовал, пока это «лучшее» сами не построят. Изучая дела в частях, Жуков тщательно знакомится с личным составом, командирами подразделений и политработниками. Предстояло исправить много выявленных недостатков. Дивизия стала большую часть времени проводить в поле, изучая организацию и ведение боя. Стремительные марш-броски, острые моменты шли на пользу.

    Жуков настойчиво добивался от командиров овладения искусством чёткого управления частями в бою, без чего невозможно было победить в условиях большой динамичности современного боя. Новшеством было и усиление конницы бронетанковыми силами, которые ещё были плохо изучены. Призыв партии был: «Овладеть техникой!».

    Новым было и применение радиосвязи в управлении войсками, в отличие от прежних телефонов и письменных приказов. Всё приходилось осваивать. Благодаря усилиям всего личного состава дивизии в 1935 году завершили строительство: все части получили хорошие квартиры, учебно-материальную базу. На инспекторских смотрах того года все части получили высокие оценки, за что дивизия была награждена высшей правительственной наградой – орденом Ленина. Орден Ленина Жуков получал из рук самого Будённого!

    Комдивом Жуков был более 4-х лет и все эти годы жил только одной мыслью – сделать её самой передовой и лучшей. Много сил было вложено в достижение этой цели, много труда и энергии. И цель была доступна, а Жукова назначили командовать 6-м конным корпусом, в состав которого входила 4-я Донская казачья дивизия, которой он ранее командовал.

   Шёл 1937 год. В стране начались репрессии. Почему они не коснулись Жукова? Очевидно, что кроме «врагов народа» Сталину были нужны и другие образцы – выходцев из народа, блестяще выполняющих боевые задачи и задачи партии. Занимая должность комкора, Жуков проделал большую оперативную работу, больше всего, уделяя внимание вопросам боевого применения конницы в составе конно-механизированной армии, упорно изучал военные науки, историю прошлых войн, мемуары и делал выводы о характере войны современной. Лично разрабатывал задания на проведение военных игр и учений, всё более набираясь опыта.

    В конце 1938г его назначают замом командующего Белорусским военным округом, а в июне 39-го неожиданно вызывают в Москву, откуда срочно отправляют на Дальний Восток - японцы вторглись в Монголию, которую по договору 1936г СССР обязался защищать. Халхин–Гол… Японцы планировали ещё до осени закончить все военные действия в пределах МНР. Они были так уверены в победе, что даже пригласили иностранных корреспондентов, в том числе из Германии и Италии. Изучив боевую обстановку и учитывая многократный численный перевес японцев, Жуков делает ставку на бронетанковые силы, разведку, обманные маневры.

    В результате ожесточённых боёв к 31 августа 6-я армия японцев полностью разгромлена, за что Жуков был удостоен звания Героя Советского Союза, а вскоре назначен командующим Киевским военным кругом, где использовал свой боевой опыт в подготовке войск. Ну а далее – назначение на пост Начальника Генерального Штаба и бессмертная слава, которой покрыл себя Великий Полководец на фронтах Великой Отечественной войны.

  К этому времени финал закончен. Названо Прохоровское Поле, и ведущий предлагает супер-игру. А пока готовится задание, проводится награждение учащихся, написавших лучшие сочинения по теме «Мой предок – участник ВОВ». Отличились особо шестиклассники: Новиков А., Завизина И., Силаев А., Корчагина О., Свистунов Н., и десятиклассники: Казакова Е., Дмитриева Ю., Дымников П.

   Задание супер-игры с виду кажется не сложным - нужно угадать самое страстное увлечение Жукова. Словом из пяти букв, оказывается «Охота» (можно зачитать фрагмент из книги А. Жарикова о Жукове на охоте).

    В заключение, ребятам дается напутствие прочесть озвученные в начале игры книги о Великом Полководце: Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления», Т. 1., Жариков А. «Маршал Победы» Г.К. Жуков. М., 1995 и подготовить на их основе сообщения для следующего мероприятия.

    Кроме суперприза - торта, победителю раздаются оставшиеся призы. А всем зрителям добрые пожелания со светлым праздником – Днём Победы!