Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Влияние дидактических игр на пространственно-временные представления детей старшего возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №26 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

Тема: «Влияние дидактических игр на пространственно-временные представления детей старшего возраста»

Подготовил: воспитатель Яруллина  М.М. категория: высшая стаж:  31лет

Аннотация

Дети живут своими представлениями

о добре и зле, чести и бесчестии,

человеческом достоинстве;

у них свои критерии красоты,

у них даже свое измерение времени:

в годы детства день кажется годом,

а год – вечностью.

В. А. Сухомлинский

С целью исследования и создания оптимальных условий для формирования у дошкольников когнитивных компетенций на основе развития пространственно-временных представлений  посредством дидактических игр был разработан данный образовательный проект, реализованный с детьми старшего дошкольного возраста в группе «Почемучки».

Паспорт образовательного проекта

Полное наименование проекта

Образовательный проект

«Влияние дидактических игр на развитие пространственно-временных представлений у старших дошкольников»

Основание для разработки проекта

- Федеральный закон «Об образовании»  №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

- ФГОС ДО (2013 г.)

- Образовательная программа «Детство» Т.И.Бабаева, В.И. Логинова

- Перспективный план работы в старшей группе на 2016-2017 учебный год

Руководитель и разработчик проекта

ЯруллинаМиляушаМухамадулловна

воспитатель высшей квалификационной категории

География проекта

МАДОУ д/с №26 г. Туймазымуниципального района

Туймазинский район республики Башкортостан,

старшая возрастная группа «Почемучки»

Вид проекта

Долгосрочный, групповой

Участники проекта

Дети старшей группы, педагог, родители

Срок реализации

проекта

Октябрь 2018 г. – март 2019 г.

Этапы проекта

1. Организационный этап   (октябрь 2018 г.)

2. Подготовительный этап   (ноябрь 2018 г.)

3. Формирующий этап (декабрь 2018 г. – февраль2019 г.)

4. Итоговый этап  (I неделя марта 2019 г.)

Введение

Предметы и явления окружающего мира выступают в многообразии пространственных, количественных, временных отношений, которые должны быть познаны уже в дошкольном возрасте. «Отчего, когда день кончается, ночь наступает?», «Что такое месяц?», «Мама, кто раньше родился – я или ты?», «Куда ушло вчера?» - в этих и многих других вопросах проявляется интерес ребенка к времени как объекту познания. Время является особенно сложным объектом познания для дошкольников. Трудности познания времени в первую очередь связаны с его специфическими особенностями – текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. 

Актуальность образовательного проекта обусловлена тем, что современная система обучения в начальной школе предъявляет новые требования к будущему первокласснику. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его дли­тельность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятель­ность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Наиболее востребованным  в начальной школе становится учет индивидуально-типологических особенностей в познавательной сфере, таких как восприятие, внимание, память, мышление. «Одним из основных психических процессов является развитие восприятия, ведь именно оно наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, которые в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции» (Грановская Р.М. Элементы практической психологии – СПб, Свет. 1997).

В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений  определены следующие направления:

  • Необходимость повышения эффективности и качества образовательного  процесса.
  • Инновационный подход педагогов к образовательной  деятельности, направленный на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, развитие у дошкольников пространственно-временных представлений, основ системного видения мира.
  • Преемственные связи со школой в постановке единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения.

В ходе проведения анализа работы по развитию пространственно-временных представлений у старших дошкольников были выявлены следующие ключевые моменты: 

В программе «Детство», реализуемой в ДОУ, развитие пространственно-временных представлений рассматривается в разделе «Первые шаги в математику», где в старшем  дошкольном возрасте ребенок должен освоить:

- пространственные отношения в определении своего местонахождения среди объектов окружения; смена направления движения, изменение отношений между предметами в определенном пространстве;

- временные отношения – сутки, дни недели, месяц.

Но, несмотря на то, что в саду проводится работа по развитию пространственно-временных представлений у детей, практика показывает, что 1/3 детей (25-30%)  старшего дошкольного возраста плохо усваивают и оперируют пространственно-временными категориями.

В соответствии с данной тенденцией я решила усилить свое внимание развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, так как, по мнению основоположников развивающего обучения – Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, В.Т. Кудрявцева, Б.Д. Эльконина и др. - сензитивным периодом для успешного освоения пространственно-временных представлений является возраст с 5 до 7 лет.  

Новизна по сравнению с аналогами.  

В настоящее время существует много исследований, доказывающих важность развития когнитивных процессов в дошкольном возрасте. Современная наука достаточно полно освещает вопросы восприятия, его виды и свойства, восприятия пространства и времени (А.Р. Лурия, В.П. Зинченко, Б.М. Величковский, А.Д. Логвиненко и др.); определены подходы к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста, осуществляемые средствами игры (А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский).  

Тем не менее, в современной системе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОобозначается необходимость акцентировать внимание на  целенаправленные, системные исследования особенностей развития восприятия пространства и времени.

Гипотеза.

Развитие пространственно-временных представлений у детей  будет осуществляться эффективнее, если в работе использовать дидактические игры, направленные на развитие способности и умения самостоятельно применять полученные знания в окружающем социуме.

Результат будет успешен, если:

  • осуществить подбор дидактических игр, направленных на развитие пространственно-временных представлений;
  • создать соответствующую дидактическую игровую среду для старших дошкольников.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество развивающих материалов. Однако возможность формировать пространственно - временные представления в комплексе на протяжении всего дошкольного детства дают немногие.

А ведь развитие данных пространственно-временных представлений посредством дидактической игры является формированием предпосылок по развитию когнитивных компетенций для дальнейшей успешной реализации учебных задач.

Это самый эффективный метод воздействия на ребенка, так как игра – основной вид его деятельности. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат, но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей – дошкольников. 

Дидактические игры, направленные на развитие и уточнение пространственно-временных представлений будут способствовать совершенствованию лексического и грамматического компонента речи, положительно отражаться на формировании познавательных процессов, предупреждать возникновение графических ошибок на письме. 

Дидактические игры могут проводиться  как в специально отведенное время на занятиях, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду со всей группой или индивидуально.

В качестве параметров оценивания сформированности предпосылок когнитивных компетенций у старшего дошкольника я выделила следующие показатели ( приложение 1): 

  • ориентируется в новой, нестандартной для ребенка ситуации.
  • планирует этапы своей деятельности.
  • понимает и выполняет алгоритм действий.
  • устанавливает причинно-следственные связи.
  • выбирает способы действий из усвоенных ранее способов.
  • использует способы преобразования.
  • понимает и принимает задание и предложения взрослого.
  • принимает решение и применяет знания в тех или иных жизненных ситуациях.
  • организует рабочее место.
  • доводит начатое дело до конца и добивается результатов.

Среди многообразия творческих подходов, игр и игровых пособий, знакомых мне по педагогической дидактике, учитывая материально-техническое обеспечение группы и личный опыт работы, я остановила свой выбор на следующих современных технологиях:

  • Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича.
  • Технологии«Логические блоки» З. Дьенеша и «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к учебной деятельности.

Эти технологии привлекают своей многофункциональностью, творческим потенциалом, универсальностью и сказочной огранкой.

Кроме этого разработала комплекс дидактических игр «Пространство и время» по развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В этом сборнике материал систематизирован по сложности, включает разнообразные дидактические средства (схемы, модели и др.), подборку загадок, стихов, пословиц и поговорок по данной тематике. Игры предлагаются в определенной последовательности с последующим усложнением, что обеспечивает успешное усвоение детьми различных пространственно-временных представлений, повышая их познавательную активность.

Прогнозирование негативных последствий: возможен риск переутомления воспитанников, который можно исключить правильным распорядком времени и продолжительностью использования дидактических игр во время НОД, а также в самостоятельной игровой деятельности.

            Объект: процесс развития пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Предмет: дидактические игры как средство развития пространственно-временных представлений у дошкольников.

Цель проекта: выявление влияния дидактической игры на развитие пространственно-временных представлений у старших дошкольников.

Задачи проекта:

- способствовать развитию представления детей: о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени;

- совершенствовать умение воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий;

- обеспечить развитие умения определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту;

- вызвать у детей интерес к накопленному человеческому опыту, постижение времени через конкретные исторические факты;

- на основе собственного опыта способствовать формированию у детей личной заинтересованности, желание научиться разбираться во времени, определять и фиксировать его.

Содержание и механизм реализации проекта.

С целью развития пространственно-временных представлений у старших дошкольников через дидактические игры в качестве критериев эффективностии результативности проекта были использованы следующие показатели:

Таблица 1

Основные  направления и задачи проекта

Важнейшие индикаторы проекта

Перечень методик (параметров), периодичность

1. Изучение проблемы в работах А.Р. Лурия, В.П. Зинченко, Б. М. Величковского

 

Методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф.Галлямовой

2. Подбор и апробация диагностического материала для обеспечения эффективного отслеживания результатов проектной деятельности

Диагностический  материал, соответствующий программе исследования  и плану работы группы

1. Диагностический комплект «Определение уровня развития пространственно-временных представлений у старших дошкольников»

(см. приложение 3) Диагностическое обследование проводится в начале и по окончании проекта (октябрь 2018 г.- март 2019 г.)

3. Реализация проекта по изучению влияния дидактических игр на развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс дидактических игр, направленных на  развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Подбор дидактических игр, направленных на:

- развитие пространственно-аналитической деятельности;

- развитие и уточнение временных представлений  

4. Осуществление информационно-методической подготовки участников проекта (консультации, собрания, беседы, досуги и т.д.)

Накопление практического материала активным участием в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, конференциях по проблеме проекта

1.Беседа с детьми на тему: «Измерение времени»;

2. Консультация для воспитателей на тему: «Влияние дидактических игр на развитие пространственно-временных представлений у старших дошкольников»;

Родительское собрание на тему: «Знатоки времени»;

3Комплекс дидактических игр по развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

4. Муниципальный конкурс «Педагог дошкольной образовательной организации муниципального района Туймазинский район – 2019»: защита проекта по теме:«Влияние дидактических игр на развитие пространственно-временных представлений у старших дошкольников»

5. Выработка системы использования дидактических игр по развитию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Комплекс дидактических игр по развитию пространственно-временных представлений, включенный  в перспективный план работы на 2018-2019  учебный год в старшей группе

Отслеживание эффективности использования дидактических по проблеме проекта (НОД, в ходе режимных моментов и в самостоятельной игровой деятельности детей, игры-экспериментирования, итоговое развлечение) с последующим анализом

6. Дальнейшее использование в образовательном процессе  современных игровых технологий, внедрение  дидактических игр, направленных на развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Сформированность у старших дошкольников посредством дидактических игр представлений о времени, единицах его измерения,

развитое чувство времени,  способность планировать свою деятельность во времени, определять объем работы; хорошее оперирование предложными конструкциями.

Повысить уровень развития пространственно-временных представлений у старших дошкольников через современные технологии:

- Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»;

- «Логические блоки» З. Дьенеша и «Цветные счетные палочки» Х. Кюизенера.

Комплекс дидактических игр «Дети и время»

Заключение.

Таким образом, необходимо отметить, что регулярное использование дидактических игр, направленных на развитие пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста, позволяет повысить следующие показатели, а именно ориентирование:

- во временах года – у 15 детей;

- в частях суток – у 16 детей;

- в днях недели – у 8 детей;

- умение определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра сформировалось у 10 детей.

Таким образом, цель проекта достигнута, поставленные задачи решены.

В перспективе вижу поиск новых педагогических средств и условий по данной теме, реализуемых в следующем учебном году с детьми подготовительной к школе группе.

Список использованной литературы.

  1. Бабаева, Т. И. ДЕТСТВО. ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. [Текст]/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева -         СПБ; ДЕТСТВО-ПРЕСС; 2014 – 280с
  2. Заглядкина, О.Д. Формирование временных представлений удошкольников в процессе развития умения регулировать и планировать деятельность[Текст] // Дошкольная педагогика/ О.Д. Заглядкина– 2009. - №8. – С.20-21.
  3. Защиринская, О.В. Семейные уроки[Текст] // Вестникпсихосоц. и коррекц.- реабилтац. работы./ О.В. Защиринская – 2011. - №1. – С.22-30.
  4. Михайлова, А.З. Теория и методика развитияматематических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6-ти частях. Часть 4-6.[Текст]/А.З. Михайлова, Р.Л Непомнящая - СПб: Икар, 1994. — 234 с.
  5. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детейдошкольного возраста.[Текст]/- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Дополнительные материалы к проекту

Тема: «Влияние дидактических игр на пространственно-временные представления

детей старшего возраста»

Примерное перспективное планирование

по использованию дидактических игр комплекса «Дети и время»

Тема

Задачи

Содержание игровых упражнений

1

Части суток

- закрепление последовательности

частей суток.

- «Закончи предложение»

- «Расскажи о своем распорядке дня»

- «Продолжай!»

2

Дни недели

- закрепление названий дней

недели, их последовательности.

- «Вычисли день недели»

- «Закончит предложения»

- «Вставьв предложения

пропущенные слова»

- «Назови соседей»

- «Живая неделя»

3

Месяцы

- закрепление знаний о месяцах и

их последовательности.

- «Угадай, какой месяц?»

- «Стройся в ряд»

- «День рождения»

4

Год.

Времена года

- закрепление названий времён

года, их признаков и

последовательности.

- «Составь картинку»

- «Догадайся, о каком времени года идет речь»

- «День рождения»

5

Знакомство с календарем

- ознакомление с календарем, его

видами

- «Найди в календаре»

- «Разноцветный календарь»

6

Что длиннее – что короче?

- закрепление знаний о

продолжительности временных

эталонов

- «Что короче – что длиннее»

- «Ответь на вопросы»

- «Найди лишнее слово»

- «Продолжи ряд»

- «Вставь пропущенное число»

7

Часики

тик-так

- ознакомление с часами, их

частями, видами;

- формирование умение определять время по часам.

- «Нарисуй циферблат»

- «Назови по порядку числа»

- «Покажи часовую (минутную) стрелку»

8

Успеть за минуту

- закрепление понятий «быстро-медленно (долго)», «всегда – никогда», «рано – поздно»

- рисование палочек на клетчатой бумаге по строчкам 1 минуту

- разрезание бумаги на полоски (по намеченным линиям), а потом подсчет

- одевание (раздевание) куклы в течение 1 минуты, а потом рассказать, какую одежду успели снять с куклы за 1 минуту.

9

Возраст людей

- формирование и закрепление  представлений о возрасте человека;

- ознакомление с изменениями внешности человека в разные  периоды жизни.

- «Расскажи про свою семью»

-«Расположи фотографии по порядку»

- «Ответь на вопросы»

10

«Время течет –

все меняется»

- диагностика

сформированности временных представлений

Итоговое занятие –

посещение мини-музея часов

«Время течет – все изменяется»

Планируемые результаты

В результате работы у детей будут сформированные следующие знания, умения и навыки:

  • представления о частях суток, их названиях, последовательности;   
  • представления о днях недели, их названиях, последовательности;
  • представления о месяцах, их названиях, последовательности;
  • представления о временах года, их названиях, последовательности, отличительных особенностях;
  • умение определять время по часам;
  • умение работать с календарем.

«Использование  дидактических игр и упражнений

по формированию временных представлений у детей 5 – 7 лет»

Тема «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста», по которой я представляю вам мастер-класс является актуальной.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным

условием усвоения знаний, умений и навыков развития мышления.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимосамим научиться ориентироваться во времени. Но проблема в том, что специфические особенности времени как объективной реальности, как неосязаемого явления затрудняют его восприятие детьми.

Цель работы: сделать время, чередование его определенных отрезков - предметом специального внимания детей.

Игры и упражнения по теме «Неделя. Дни недели»

Старшая группа

На усвоение представлений о днях недели, их последовательности,  о временном промежутке «неделя» 

Перед тем как использовать данные игры необходимо познакомить детей с происхождением названий дней недели, которое связанно с их порядковым

номером.  Для этого используется модель «Неделя» - в виде циферблата. 

  • «Назови день недели»

Воспитатель показывает на модели стрелкой - день недели.

Дети должны по количеству кружков определить: какой это день недели и назвать его.

  • «Назови соседей (вторника, пятницы)»
  •  «Лови, бросай, дни недели называй!»

Дети встают в круг.  Ведущий бросает мяч и называет любой день недели: «Я начну, ты продолжай, следующий (предыдущий) день называй – вторник». У кого мяч окажется в руках, должен назвать следующий (предыдущий) день недели и бросить мяч другому, который называет следующий день.

  •  «Назови скорей»

Ведущий бросает кому-то из детей мяч и задает вопрос. У кого мяч в руках - должен на него ответить. И бросить мяч ведущему.

- «Какой день недели перед вторником»

- «Какой день недели будет завтра»

- «Какой день недели был вчера»

- «Назови соседей субботы»

  • «Закончи предложение» (Если сегодня понедельник, то завтра будет…)
  • «Неделька, стройся!»  

На столе лежат 7 карточек с цифрами. Дети берут их по одной и строятся по порядку слева - направо. Воспитатель спрашивает: «Какой вы день недели?».

            «Живая неделя»               

В этой игре ведущий или остальные дети дают задание «дням недели» (выполнить

какое-нибудь движение или задают вопрос)

- Вторник, хлопни в ладоши.

- Четверг, подпрыгни 3 раза.

- Воскресенье, топни ножкой

- Пятница, назови своих соседей

- Понедельник сколько дней в неделе.

- Среда, назови выходные дни,

- Суббота, назови рабочие дни недели

            «Какая неделька быстрей построится?»  

Используется 2 или 3 комплекта цифр от 1 до 7 по количеству детей в группе. Дети делятся на команды по количеству комплектов цифр (по 7 человек в команде). По сигналу дети  берут карточки с цифрой и выстраиваются по порядку. Чья команда (неделька) быстрей построится и правильно назовет свой день недели.

Подготовительная к школе группа

На закрепление  представлений о днях недели, их последовательности, о временном промежутке «неделя».

Проводятся  те же дидактические игры и упражнения, что и в старшей группе.

А также усложненные варианты этих игр:

  • «Живая неделя»                                    
  • «Неделька, стройся!»
  • «Лови, бросай, дни недели называй!»

Усложнение: ведущий, бросая мяч и называя любой день недели, просит назвать

подряд 3 следующих (предыдущих) дня недели.

Логические задачи

        - Сегодня вторник. В субботу Витя пойдет на спектакль. Сколько дней Вите осталось ждать этого события? Назовите эти 3 дня.

        - Сегодня воскресенье. Через 5 дней у Светы день рождения. Саша считает, что день рождения у нее будет в воскресенье, а Лена считает, что – в субботу. Кто из детей прав? Назовите эти 5 дней.

       - «Золушка шила платье с понедельника по среду. Сколько дней она работала?»

Назовите эти дни.

       - «Незнайка пошел в поход и шел 4 дня. Вышел он во вторник. В какой день он закончил свой поход?» Назовите эти 4 дня.

     - Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в… Назовите эти 3 дня.

Игры и упражнения по теме «Месяцы»

Подготовительная к школе группа

Пособия, которые являются эффективным приемом при формировании представлений о месяцах.

1.Модели-символы «Времена года» (каждое время года изображено в виде символа: елочка – «зима», оранжевый лист – «осень», сосулька – «весна», клубника – «лето».На каждом «времени года» изображены три буквы с порядковым номером, которые соответствуют названию месяцев).  Эти модели помогают усвоению классификации месяцев по временам года и усвоению их последовательности, их названий.

2. Модель «Год» (круг в виде циферблата со стрелкой, разделенный на двенадцать секторов). Эта модель также помогает усвоению представлений о  временном промежутке «Год».

Упражнения на усвоение представлений о названиях месяцев, их последовательности, и их классификации по временам года

  • «Назови второй месяц осени (лета и т.д.)»
  • «Назови  весенние месяца»
  • «Назови месяц, который находится между сентябрем и ноябрем»
  • «Какое слово подходит?»

Месяц зимы – это … (октябрь, июнь, май февраль)

Месяц лета – это (сентябрь, июнь или декабрь)

  • «Бывает так?» (в декабре)

Воспитатель показывает картинки с изображением природы в разное время года. Дети должны отвечать: бывает или не бывает так в декабре.

  • «Осенние месяцы, стройтесь по порядку!»

Игры на усвоение представлений о названиях месяцев,

их последовательности, и их классификации по временам года

  • «Назови месяц» (по модели «Год»)

Воспитатель показывает на модели стрелкой - месяц. А дети должны по цифре и по цвету определить: какой это месяц и назвать его).

  • «Назови соседей»
  • «Покажи месяц» (по модели «Год»)

- Покажи на модели месяц, который находится между средой и пятницей;

- Покажи на модели месяц, который находится между воскресеньем и вторником;

- Покажи на модели месяц, который находится между пятницей и воскресеньем.

  •  «Назови месяц в году» (первый, третий и т.д.)
  •  «Четвертый лишний» (декабрь, сентябрь, январь, февраль)
  •  «Двенадцать месяцев»

На столе вперемешку лежат 12 карточек с цифрами. Дети берут их по одной и строятся по порядку слева - направо. Воспитатель: «Вы превратились в 12 месяцев». Теперь назовите: «Какой вы месяц?».

- первый месяц, в какое время года ты приходишь?

- десятый месяц, кто твои соседи?

- пятый месяц, в какое время года ты приходишь? И т.д.

  •   «Круглый год»

Дети встают в круг.  Воспитатель: «Вы будете ловить мячик и отвечать на вопрос. Если ответите правильно, становитесь ведущим, кидаете мячик и сами задаете вопрос.

- Январь – какой это месяц по счету в году?

- Каким месяцем заканчивается год?

- Назови осенние месяцы?

- Назови зимние месяцы?

- Какой месяц идет после октября?

-В каком месяце твой день рождения?

- Назови соседей мая и т. д.

  •   «Лови, бросай, месяцы называй!»

Логические задачи на усвоение представлений о названиях месяцев, их последовательности, и их классификации по временам года

- София родилась в августе. А Лера на два месяца позже. В каком месяце родилась Лера и в какое время года она празднует свое день рождения?

- Саше 7 лет исполнится в феврале, а Вадиму – в апреле. Кто старше из детей?

- У Вики день рождения в декабре, а у Светы – в июне. Кто из них родился весной?

Логические задачи на усвоение представлений о  временном промежутке «Год»

- Маша прожила уже 4 весны, 4 лета, 4 осени и 4 зимы. А Гриша прожил 4 года. Кто из детей старше?

- Таня ходила в детский сад всю зиму, весну, и лето. А Сережа ходил в детский сад целый год. Кто из них меньше ходил в детский сад?

Дидактические игры и упражнения по теме «Часы»

Старшая группа

Цель:  упражнять в умении определять время по часам с точностью до часа

В данных играх используются модель «Часы» - циферблат с подвижными стрелками.    

  • «Который час?»
  •  «Назови время и покажи его на своих часах»
  • «Устанавливаем время»

1)У детей модели часов. Воспитатель Я называет  определенный час. А дети на своих часах показывают соответствующее время.

2)На столе карточки с цифрами от 1 до 12. Один из детей берет наугад карточку с цифрой от 1 до 12 и, не показывая ее другим, устанавливает стрелки на циферблате своих часов так, чтобы они показывали это время. Остальные дети должны правильно назвать, который час показывают часы.

  • «Подбери пару»

На столе лежат парные изображения часов. Дети делятся на две команды. Берут по одной карточке, на которой нарисованы часы. Одна команда по очереди называет время на своих часах. Другая команда внимательно слушает. Тот,  кто услышал  время, которое изображено на его часах, подходит к тому кто назвал это время – составляет пару.   

  • «Не ошибись»

1 вариант: Перед детьми несколько моделей часов, на которых показано разное время. Воспитатель просит показать часы, которые показывают определенное время (8 часов, 3 часа и т. д.)

2 вариант:  Выходят два ребенка. Один из них берет наугад карточку с часами и, не показывая ее другому, называет указанное время. А второй  берет модель часов и показывает  это время с помощью стрелок.

Подготовительная группа

Цель: на закрепление умения определять время по часам с точностью до часа и с целью формирования умения определять время по часам с точностью до получаса, с точностью до четверти часа 

Используется аналогичные дидактические игры.

А также логические задачи.

- «Девочки гуляли на улице с 5 до 7 часов вечера. Сколько времени они гуляли?»    

- «На часах 2 часа. Мама разрешила Васе пойти погулять в  6 часов. Сколько времени осталось Васе до прогулки?»

- «Юля вышла гулять на улицу в 10 часов. Она обещала бабушке вернуться домой через 3 часа. Во сколько часов Юля должна прийти домой?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

образовательная область: «Познавательное развитие»

раздел: «Окружающий мир»

тема: «Путешествие в прошлое часов»

возрастная группа: старшая

«Почемучки»

                                                                                  Выполнил:

                                                                                  воспитатель

Яруллина  М.М.

                                                                                  категория: высшая

                                                                                  стаж:  31 год

г. Туймазы - 2019 г.

Цель НОД: дать детям элементарные знания и понятия об истории создания часов, используя социально – педагогический потенциал окружающей среды.

Обучающий аспект:

- обеспечить накопление ребенком представлений об эволюции часов;

- вовлечь детей в игровую ситуацию, требующую умения самостоятельно определить положение цветка в соответствии с игровым заданием;

- в совместной деятельности предложить детям создать простейшие водяные часы;

- помочь раскрыть смысл водяных часов с помощью эксперимента;

- закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа);

- подвести к пониманию выражения «мера времени» с целью рационального использования своего времени;

- обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через малоподвижную игру и физкультурную паузу.

Развивающий аспект:

- способствовать развитию представлений детей о различных видах часов;

- обеспечить развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между назначением и способами употребления часов;

- содействовать  развитию организационных умений: планировать, договариваться в ходе эксперимента;

- развивать умение действовать по алгоритму;

- создание положительного отношения к процессу ознакомления с различными видами часов посредством пассивного восприятия музыки;

- обратить внимание детей на  использование часов в нашем городе;

- привлекать детей к анализу собственной деятельности.

Воспитывающий аспект:

- поощрять и поддерживать проявление интереса к экспериментальной деятельности;

- способствовать становлению микрогруппы в ходе эксперимента;

- акцентировать внимание детей на правилах поведения в детской лаборатории;

- воспитывать ценностное отношение к результату человеческого труда;

- пробудить чувство гордости за достижения наших соотечественников;

- вызвать у детей стремление к решению новых, более сложных задач познания.

Средства реализации: ноутбук, мультимедийная система на дистанционном управлении, видеоряд с различными видами часов, звуковой ряд: звук будильника, Э. Григ «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт»), «Песенка про часики» из мульфильма «Фиксики», раздаточный материал по количеству детей, карточки (цифры от 1 до 12), циферблат на магните, цветовые ориентиры детям и на каждый стол, подносы, цветная вода,  мерные стаканчики, салфетки, заготовки емкостью 0,5 литра для экспериментальной деятельности, маркеры, песочные часы интервалом 1 минута.

Предварительная работа: знакомство с цветами, циферблатом, минутной и часовой стрелками, ориентирование во времени с точностью до часа.

Методы и приемы:

- наглядный (демонстрация часов, иллюстраций, слайдов, алгоритма изготовления водяных часов);

- практический метод (показ способа, а затем самостоятельное изготовление водяных часов);

- словесный (художественное слово, рассказ, беседа, объяснение);

- игровой метод (сюрпризный момент, проблемная ситуация, «светофор поведения», развивающая игра, малоподвижная игра).

Словарная работа:

- активизация словаря: прибор, рассвет, зенит, закат, циферблат, полдень, полночь.

- обогащение словаря: клипсидра, часовщик, наручные, напольные, настольные, шахматные, карманные, кухонные, уличные.

Индивидуальная работа:

- уделить внимание застенчивым и малоактивным детям;

- при необходимости увеличить нагрузку более активным детям;

Ожидаемый результату детей:

- проявится интерес к истории создания часов;

- повысится активность в познавательном диалоге со взрослым;

- сформируется бережное отношение ко времени;

- появится мотивация к дальнейшему самостоятельному поиску информации о разных видах часов;

- возникнет потребность в самостоятельном использовании часов.

Ход НОД:

Педагог. Дети, к нам пришли гости, поприветствуем их. Сегодня нас ждет что-то очень интересное, поэтому настроимся на работу.

Соберемся вместе в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 (Звенит будильник, я беру его, нахожу письмо, читаю).

«Здравствуйте, дорогие ребята!

            Мне стало известно, что в группе «Бабочки» - самые добрые и отзывчивые дети, поэтому я отправил к вам своего друга, будильник – торопыжку, за помощью.Злой волшебник Хаос заколдовал наши часы, и они остановились. Теперь я не могу следить за течением времени…Помогите!

С уважением Хранитель Времени»

Педагог. Дети, что же нам делать?

Дети. Давайте поможем Хранителю Времени.

Педагог. Чтобы снять колдовство, нужно вернуться в прошлое и восстановить историю часов. А зачем нужны часы?

Дети. Чтобы узнавать время.

Педагог. Правильно, часы – это прибор, измеряющий время. А если бы в нашем городе остановились все часы, что было бы тогда?

Дети. Мы опоздали бы в детский сад, а родители  на работу.

Педагог. А мы не будем терять времени. Двигаясь в кругу против часовой стрелки, произнесем волшебные слова: « Раз, два, три – будильник, в прошлое нас унеси!»

Педагог. Мы в прошлом …Очень – очень  давно часов не было вовсе, а время люди узнавали по солнцу. Проснулось солнышко (рассвет) – пора и всем вставать, за работу браться. Поднялось солнце высоко (зенит) – пришло время обедать, а спустилось (закат) – надо спать ложиться. А теперь садитесь за столы.

Ножки – вместе, спинка – ровная у нас,

А осанка – высший класс!

Дети, посмотрите, где мы?

Дети. В Древнем Египте.

Педагог. Оказывается, именно здесь появились первые часы. Как-то человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем.Посмотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделив его на 12 частей. Каждая часть равнялась одному часу. Так человек изобрел циферблат, а часы эти назвали солнечными.

Солнечные часы –

Всех часов предки!

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по небу солнышко бежит!

Удобны ли солнечные часы? Ведь пользоваться ими человек мог не всегда. Как вы думаете, почему?

Дети. В пасмурный, дождливый день или же ночью часы не работали потому, что нет солнца.

Педагог. А вы слышали про «живые» часы? Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями …

Дети. Это петушок.

Педагог.А часы – петушок точные?

Дети. Нет, они неточны.

Педагог. Действительно по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалится, да раньше времени крик поднимет, а то лисы испугается и начнет во все горло кукарекать.

А потом появились «живые » часы цветочные. Почему они так называются?

Дети. Потому что из цветов.

Педагог. В природе одни цветки раскрываются утром, другие цветут под вечер, третьи – только ночью. Каждый  цветок - в свое «собственное» время.

У реки – зеленый луг.

Одуванчики вокруг

Росами умылись,

Дружно приоткрылись.

Как фонарики горят,

Нам с тобою говорят:

 «На часах ровно пять,

Можете еще поспать!»

Педагог. А  кувшинки – часы речные.Недаром их называют «часами туристов». В семь утра они открывают свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.Понаблюдав за разными растениями, первые цветочные часы высадил в своем саду шведский ученый Карл Линней.

Современному миру идея цветочных часов так понравилась, что  они появились во многих городах.

Самые большие – в городе Москва на Поклонной горе. Какая красота! И глаз радуют, и в  тоже время работают.Хотели бы вы стать создателями макета цветочных часов?

Дети: Конечно!

Дидактическая игра «Цветочные часы»

Педагог. Перед нами циферблат, который мы заполним цветами. Карточки с цветами – у каждого на столе. Мы знаем, что часовая стрелка в сутки по циферблату проходит 2 круга. Первый круг - внешний (желтый) это первая половина дня, а второй - внутренний (голубой) вторая половина дня.

Итак, я называю время и цветы, а вы внимательно рассматриваете свою картинку и выкладываете  соответствующий цветок  на цифру:

- в 1 час ночи распускается луноцвет;

- в 2 часа ночная царица;

- в 3 часа вьюнок;

- в 4 раскрывается цикорий;

- в 5 – одуванчик;

- в 6 утра – картофель;

- в 7 – фиалка;

- в 8 – колокольчик;

- в 9 утра – мать-и-мачеха;

- в 10 – бархатцы;

- в 11 – герань;

- в полдень портулак.               

- Дети, а во скольконаступает полдень (половина дня)?

Дети.  В 12 часов.

Педагог. После полудня некоторые цветы начинают закрываться:

- в 13 часов – осот;

- в 14 часов – гвоздика;

- в 15 – мак;

- в 16 – лен;

- в 17 дня – календула;

- в 18 – кубышка желтая;

- в 19 – лютик;

- в 20 часов – кувшинка белая;

- в 21 – шиповник;

- в 22 час – кислица;

- в 23 часа – дрема белая;

- в 24 часа закрывается лотос, это полночь.

Нравится вам ваша работа?

Дети. Да.

Педагог. Но и у цветочных часов есть недостаток. Какой?

Дети. В пасмурную погоду часы не «работают» совсем. Цветки у них остаются закрытыми.

Педагог. Делу время – а потехе час.

Физкультурная пауза «Часики идут».

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

(наклоны головы вправо – влево)

Часики идут, часики идут,

Часики минуты берегут.

(наклоны туловища вправо – влево)

Тики-тики-тики-тики так-так-так,

Тики-тики-тики-тики так-так-так –

(наклоны головы вправо – влево)

Часики идут, часики идут,

Часики лениться не дадут.

(полуприсед)

Тики-так, тики-так –

Нам без часиков никак.

(ходьба на месте)

Педагог. Продолжаем наше путешествие. Где это мы?

Дети. В Китае.

Педагог. Здесь появились огненные часы. На что они похожи?

Дети. На обыкновенную свечку.

Педагог. А вы хотели бы, чтобы у вас дома были огненные часы? Мне не очень…

А если свеча упадет?

Дети. То может случиться пожар.

Педагог. А теперь куда мы попали?

Дети. В Древнюю Грецию.

Педагог. Один из жителей города Рима наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Капли падали: кап...кап...кап...кап.Подумав, он в донышке сосуда просверлилотверстие и  налил в сосуд воды. Через час уровень воды опустился, и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Так были изобретены водяные часы, которые не зависели от солнечного света.

Я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы попробуем сами изготовить водяные часы.А поможет нам такая схема (объясняю по алгоритму).

Первый шаг: что будем использовать?

Дети. Заготовку для водяных часов, мерную кружку с водой, песочные часы на 1 минуту, маркер.

Педагог. Второй и третий шаги нужно выполнить одновременно: один нальет воду до цветной метки, а второй тут – же  установит песочные часы. Это правило позволит не нарушить чистоту эксперимента.

Четвертый шаг: подождать 1 минуту (пока песок из одной части колбочки пересыплется в другую).

Шаг пятый: по истечении 1 минуты сделать на заготовке маркером черточку  по уровню воды и одновременно перевернуть песочные часы.

Но прежде чем пройти в лабораторию, «Светофор» напомнит нам правила поведения.

Игровое упражнение «Правила светофора».

Педагог. А теперь используя цветовой ориентир,  пройдите на свои места.

Игра – разминка «Разбегалочки»:

Раз, два, три, четыре,

Встали быстро по четыре!

Экспериментальная часть «Изготовление водяных часов».

(Дети работают в лаборатории).

Выводы экспериментальной работы.

Педагог. Какую «меру времени» мы использовали в наших часах?

Дети. 1 минуту.

Педагог. Одна минута – это много или мало?

Дети. Много.

Педагог. Если сидеть без дела – то много: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». А если заниматься чем-то интересным, то время летит незаметно.

Педагог. Удобны водяные часы, как вы думаете?
Дети. Нет, такие часы неудобны. В них надо постоянно подливать воду.

Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»

А теперь садитесь за столы.

Ножки – вместе, спинка – ровная у нас,

А осанка – высший класс!

Позже водяные часы усовершенствовали, и получилась клипсидра(показываю). В переводе с греческого «похитительница». А что похищается?

Дети. Вода – из одного сосуда в другой.

Педагог.А на какие часы она похожа?

Дети. На песочные часы.

Педагог. Песочные часы работают так же, как и водяные. А такие часы удобны? 

Дети. Неудобны, потому что их не положить в карман и не взять в дорогу.

Педагог. Верно, их можно использовать лишь на короткий промежуток времени. Амы продолжаем путешествие по истории часов.

Однажды Христиан Гюйгенс, придумал часы более надёжные – механические. Внутристоит пружина, к ней прикреплено зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесо и вертит его. Поэтому вертятся стрелки. Но пружину нужно все время подкручивать. А если не делать этого?

Дети. Если некому подкрутить, то часы остановятся.

Педагог. Поэтому часовые мастера – часовщики работали над новыми часами. Известным часовщиком был русский мастер – изобретатель Кулибин Иван Петрович.

Теперь поговорим о современных часах. На сегодняшний день мы чаще пользуемся часами без стрелок. В них только цифры.Как называются такие часы?

Дети. Электронные часы.

Педагог. Они работают от электрической сети или от маленькой электростанции – батарейки.А где у нас в городе  есть большие электронные часы?

Дети. На площади Октября, на здании гостиницы «Башкортостан».

Педагог. А у вас в доме есть часы?

Дети: Да.

Педагог. Назовем некоторые из них: носим на руке – наручные (пользуются дети – детские, женщины – женские, мужчины – мужские),лежат в кармане – карманные, висят на стене – настенные, стоят на полу – напольные, на столе – настольные, находятся на улице – уличные, пользуемся в игре в шахматы – шахматные.

(Ответы детей по ходу рассматривания различных видов часов).

Педагог. Бывают часы необычные. Например, часы – сказка на стене театра кукол в Москве.

Самые знаменитые часы России — куранты  Московского Кремля, онисимвол нашей родины.

Кто не слышал,
Как бьют на Спасской башне

Гиганты – куранты?
Они часы главные –
Державные!

Но самые точные часы в мире – атомные, и есть они не в каждой стране. В России такие часы через электрические провода  под землей управляют Кремлевскими курантами!

А сейчас мы сами станем часами.

Малоподвижная игра «Ходят стрелочки по кругу». 

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

Педагог. Ого, сколько времени прошло, пора нам возвращаться: «Раз, два, три – будильник в настоящее нас возврати!»

Вот и закончилось наше путешествие.Хранитель Времени доволен вашей активной работой. Его часовые механизмы заработали исправно. А как это у нас получилось? Что же мы сегодня сделали?

Дети. Мы отправились в прошлое, узнали, что есть солнечные часы, сделали макет цветочных  часов, экспериментировали с водяными часами, вспомнили, какие часы есть в каждом доме, и даже сами стали часами!

Педагог. Мы увидели, что часы сегодня – это результат человеческого ума, человеческого труда.Дети, а зачем люди так упорно изобретают часы?

Дети. Чтобы считать, беречь свое время.

Педагог. А вам нужны часы? Для чего?

Дети. Чтобы никуда не опаздывать, все успевать делать …

Педагог. Дети, дорожите каждой минутой своего времени!

Часы ведут секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

Все надо делать по часам,

Тогда доволен будешь сам!

Педагог. А вот вам и сюрприз – увлекательные задания от Хранителя Времени!