Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Великая Отечественная Война глазами художников и композиторов»

МБДОУ «ДС «Золотой ключик»

Пуровский район. Тюменьская область

 

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию

«Великая Отечественная Война глазами художников и композиторов»

(для детей подготовительной к школе группы)

 

Гаджиева Индира Шамсудиновна

Воспитатель

 

 

Цель: Формировать чувства уважения к защитникам Родины через художественные произведения.

Задачи:

  • формировать умения анализировать музыкальные, литературные и живописные произведения;
  • Формировать умения работать с гуашью,использовать в рисунке цвет как средство передачи настроения, состояния;
  • Развивать способность понимать переданное в произведении художником настроение, формировать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы в живописном, музыкальном, поэтическом произведениях.
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к героям Великой Отечественной войны через произведения искусства.

Планируемые результаты: проявление интереса к событиям времён Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов;уважительное отношение к ветеранам, участникам войны; умения высказывать собственные предпочтения, ассоциации в процессе восприятия искусства и последовательно анализировать произведения, понимать художественный образ, умение работать с гуашью, создавать многоплановые композиции по теме;творческая активность в процессе собственной деятельности.

Материал и оборудование: аудиозаписи песен «Журавли» (муз.Я.Френкеля, сл.Р.Гамзатова);День Победы(муз.Д.Тухманова,сл.В.Харитонова); интерактивная доска; репродукции произведений; А.Дейнека «Оборона Севастополя»; И.Торидзе «Родина-мать зовёт!»;В.Корецкий «Воин Красной армии, спаси!»; гуашь, политра, кисти, салфетки, баночки с водой (по количеству детей).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций картин художников, презентаций: «Блокада города Ленинграда», «Битва под Москвой», «Сталинградская битва»,  чтение стихов и рассказов о войне, посещение мини-музея «Дети-герои войны», стены памяти  «Помним, чтим, гордимся» , экскурсия к монументу славы в городском сквере.

  • День Победы, Родина, Великая Отечественная война, фронтовой художник, плакат, картина,Кукрыниксы.

Ход занятия:

  1. Введение

Звучит песня «Журавли» (муз.Я.Френкеля, сл.Р.Гамзатова).

Педагог:    Отгремела война, уже давней историей стала,

Но никак не отпустит тревожную память бойца.

От фугасов и мин мы очистили наши кварталы,

Но какой же сапер разминирует наши сердца?

В. Кочетков.

II.Основная часть

Педагог: Далёкое июньское утро 1941 года спокойным. Но вдруг, мирную тишину прервали взрывы снарядов. Это немецкие захватчики напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.

 Фашистская Германияхотела захватить нашу страну и уничтожить  народ.  Они сжигали деревни и села, уводили в плен женщин, стариков и детей, бомбили города, аэродромы, железнодорожные станции. Бомбы сыпались на больницы, школы, жилые дома и детские сады. Некоторые города и села были стерты с лица земли. Советский народ встал на защиту нашей Родины.  «Советский»  потому ,что тогда наша страна называлась Советским Союзом. Бои шли на земле, на море и в небе.

Советские воины героически сражались за каждую улицу, дом. Они старались любой ценой приблизить победу, даже, если приходилось отдать свою жизнь. Наш народ не унывал и верил в победу.

 Мужество  наших людей, готовность до последней капли крови защищать свою Родину,сумели  показать в своиххудожественных произведениях артисты, композиторы, писатели и художники.Наша беседа сегодня посвящена людям искусства. Великая сила искусства всегда объединяла миллионы людей и в радости, и в скорби. Война началась внезапно, но уже на следующий день на стенахдомов, у призывных пунктов , на эшелонах появились первые плакаты художников Кукрыниксов. (Слайд 1).

Педагог: Кукрыниксы- это творческий коллектив художников-графиков живописцев: Михаил Куприянов, Порфирия Крылов,Николай Соколов.Эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Ку-Кры- Ник-С.

Педагог: Ребята, а вы знаете какие-нибудь  работы, созданные художниками в годы войны?.

Ответы детей:

Педагог: Я сегодня вас познакомлю с некоторыми из них (Слайд 2).

Педагог: Этот плакат Ираклия МоисеевичаТоидзе «Родина-мать зовет!» – знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны. Работу над ним художник начал в момент сообщения Совинформбюро 22 июня 1941г. А в середине  июля- плакат был известен уже всей стране... 
Позировала для образа Родины-матери жена художника, Тамара Теодоровна. Плакат висел на сборных пунктах и вокзалах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, на кухнях, в домах и на заборах. Для солдат и офицеров он стал портретом Матери, в котором каждый видел черты дорогого ему лица…

Педагог:(Слайд 3)А этот плакат Виктора Корецкого «Воин Красной армии, спаси!» тоже получил всенародное признание. Как вы думаете, какие чувства вызывал он у наших бойцов?

Ответы детей:

Педагог: Да ребята , плакат вызывал у каждого бойца на фронте и у любого человека в тылу, чувство сердечной боли, страха за судьбу своих детей,  ненависть к коварному врагу.

Педагог:(Слайд 4) А эта картина вам знакома?. Как она называется?. Кто её автор?.

Ответы детей:

Педагог: Её автор ребята,  художник Александр Дейнека. Написал её в годы войны. Эта картина рассказывает о мужестве защитников Севастополя, об их твёрдой решимости сражаться до последнего вздоха. Посмотрите пожалуйста, внимательно на картинку и скажите, какие краски художник использовал при её написании?

Ответы детей: (тёплые,холодные, мрачные….).

Педагог: Преобладают ребята серебристые тона, сдержанные синие, не яркие красные.

(Дети продолжают рассматривать репродукцию картины).

Педагог: Шли долгие годы войны, героизму и мужеству наших бойцов не было предела, поэтому победа над фашизмом была неизбежна. А сейчас я вам предлагаю немножко поразмяться.

Физминутка:«Победа!»
Мы празднуем Победу! (Шагают на месте)
Салют! Салют! Салют! (Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем)
Кругом цветы весенние (Руки на пояс, повороты туловища)
Цветут, цветут, цветут! (Руки развести в стороны)
Все люди пляшут, празднуют, (Приседания с выставлением ног вперёд)
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные (Вдох, круговое движение руками, изображая)
Живут, живут, живут! (земной шар).

Педагог: Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

А.Твардовский «Василий Тёркин» (отрывок).

Педагог:Тяжело, очень тяжело далась победа народу нашей страны. Нет семьи, которую не затронула бы война. Сохранять боевой дух всему народу помогали поэты и композиторы.С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось бы, какие песни, когда идёт война, кругом горе? Оказывается, с песней солдаты шли в бой,с песней отдыхали на привале. А тех кто ждал их дома, песни  вселяли надежду, черпали душевные силы, что их близкие и родные вернутся к ним. Сейчас я вам расскажу о некоторых песнях, созданных в годы войны.

Звучит  фонограмма песня «Священная война»  (муз.А.Александрова, сл.Лебедева-Кумача, 1941).

Педагог: О чем эта песня, ребята?

Ответы детей:

Педагог: Правильно, эта песня-призыв к народу встать на защиту Родины.

Стихотворение «Священная война» написал поэт Василий Лебедев -Кумач. А музыку к нему сочинил композитор  Александр Александров.  Песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, пели в партизанских землянках.

Педагог: Еще горячкой боя сердце билось,

А в  мир уже вступилась тишина.

Как будто время здесь остановилась,

Не веря вдруг, что кончилась война.

Николай Тихонов  «Надписи на стенах Рейхстага» (отрывок)

Звучит фонограмма  песни «День Победы» (муз.Д.Тухманова, сл.В.Харитонова).

Педагог: Ребята, знакома ли вам эта песня?.

Ответы детей: День Победы

Педагог: Правильно. Какие чувства вызывают у вас когда вы слышите эту песню.

Ответы детей:

 Педагог: Да.ребята, когда мы слышим знакомую мелодию песни «День Победы», никто не остаётся равнодушным. Авторы песни-ДавидТухманов и Владимир Харитонов. Впервые она прозвучала на празднование 30-летия Победы.

Педагог: А когда мы отмечаем  День Победы.

Ответы детей: 9 Мая.

Педагог: Правильно, ребята.

День Победы впервые праздновался 9 мая 1945 года. Вместе с нами этот праздник всегда будут  отмечать миллионы людей во всем мире, кто ценит свободу и независимость народов, в чьей памяти не сотрётся чувство гордости, почитания великого подвига народа в Великой Отечественной Войне.

III.Практическая часть.

Педагог: Сегодня  я предлагаю вам сделать нашим ветеранам подарок- нарисовать  рисунки о войне или же поздравительную открытку.   С помощью  языка красок создайте интересные, яркие работы, расскажите им  как вы гордитесь героическими защитниками нашей Родины.

Звучит мелодия песни «Журавли» (муз.Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова).

Дети рисуют по выбору .Педагог подходит каждому ребёнку, проговаривает о создании сюжета, образа. Помогает подрисовать некоторые сложные элементы.

IV. Итог (рефлексия).

Педагог: Вы очень постарались,  изобразили интересные сюжеты. Расскажите, что вы нарисовали.

Ответы детей:  Педагог выслушивает рассказы 2-3 детей. А всем остальным предлагает рассказать дома родителям о том , что они нарисовали, и попросить родителей записать их рассказы.

Педагог:  Молодцы, ребята! Всем спасибо! Мы организуем  творческую выставку «Я помню, я горжусь! на стенде выставки детского сада.  Думаю, что всем детям, родителям и педагогам понравятся  наши работы.

Использованная литература

1.Н.Н.Леонова, Н.В.Неточаева Проект «Живая память России» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.

2.«Кукрыниксы» – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. (Источник информации - портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/kukryniksy-khudozhniki-pobiedy)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ