"В мире изобразительного искуства. Живопись. Архитектура."
МОУ "Сосновская школа"
"В мире изобразительного искуства. Живопись. Архитектура."
учитель музыки и ИЗО: Мухамедьярова Ольга Васильевна
Содержание
Введение……………………………………………………………………….……..1
Актуальность темы ……………………………………………….…………………1
Особенности содержания…………………………………………...……………….1
Цель занятия………………………………………………………………………….2
Задачи…………...……………………………………………………………………2
Рекомендации организаторам………………………………………………………2
Критерии оценивания участников………………………………………………….2
Технологическая карта занятия…………………………………………………..3-4
Разработка занятия по теме «Музыкальный эрудит»…………………………...4-6
Требования к знаниям уч-ся по итогам мероприятия……………………………..6
Реквизиты и материальное обеспечение …………………………………………..7
Использованная литература………………………………………………………...7
Приложения 1,2,…………………………………………………………………...8-9
Введение
К переходному возрасту (12-14 лет) активность в изобразительной деятельности нередко снижается. В переходном возрасте у подростков чрезвычайно сильно стремление к анализу. Суммарное изображение начинает не удовлетворять. Они хотят получить знания и навыки реалистического изображения действительности.
Актуальность
Программа обучения в объединении «ИЗО» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т. е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Такие занятия раскрывают характер обучения изобразительному искусству в кружке как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения ими основами художественной культуры. Все дети без исключения — художники, поэты. Их восприятие — образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души — благодатная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты.
Особенности содержания
Восприятие жанров ИЗО через игры. В художественном воспитании школьников принцип наглядности имеет особое значение. Сложность, многообразие материала, особенность его восприятия требует принимать вспомогательные средства, для создания более яркого художественного образа.
Цель занятия:
приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность.
Что приводит к необходимости введения во внеурочной деятельности метапредметных связей.
Задачи:
- знакомить с наследием выдающихся художников прошлого и настоящего в области изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры, ролью искусства в жизни людей;
- формировать нравственно-эмоциональную культуру;
- учить дарить радость творчества, быть счастливыми человеческого эстетически воспитывать обучающихся, формировать и духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;
- воспитывать отзывчивость на прекрасное в окружающей действительности и в произведениях изобразительного искусства.
Рекомендации:
- Эта разработка - шаблон для занятий последующих тем, например в области архитектуры, скульптуры, кино, музыки, мультипликации и т. д.
- К примеру: все они могут быть объединены в один курс, рассчитанный на 17 часов (итоги которого будут подведены по окончанию).
Критерии оценивания участников:
- Каждое из заданий оценивается в баллах (см. разработку), максимальное кол-во, которое может заработать команда 20 баллов.
- Форма и правила подведения итогов, награждение:
- Итоги подводятся во время подсчета баллов. Победители получают памятные сувениры или грамоты «Знатоков искусства», призеры – на усмотрение учителя.
- Конкурс можно проводить как с помощью мультимедийного оборудования, так и без него с использованием карточек- рисунков, репродукций.
Технологическая карта
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
1. Мотивацион-ный этап. |
Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ждет путешествие по «волнам знаний». Так называется серия наших занятий. Сегодня мы будем практиковать знания и умения в области одного из видов изобразительного искусства. Но для начала, надо угадать его по определению. Перед вами слово из 8 букв Задание: вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность |
Угадывают Жанр изобразительного искусства-живопись. |
КУУД: воспитывать познавательный интерес к новой художественно-творческой деятельности и способам решения новой игровой задачи как самостоятельно, так и в команде. |
|
2. Введение, постановка темы, задач. |
Каждая из команд будет путешествовать на своем корабле. Кто раньше доплывет до цели? Для этого разделитесь на две команды и выберите своего капитана. |
Класс делится на две команды (в каждой равное количество участников). |
КУУД: организовывать умение работать в группе. ЛУУД: Осознание ответственности за общее дело. |
|
3.Организация художественно-познавательной деятельности. |
3.1.Групповая работа (ответы на вопросы викторины и выполнение заданий). |
Знакомит учащихся с заданиями на слайдах презентации I тур «Как корабль назовешь, так он и поплывет…» II тур разминка «Вопрос-ответ»
|
Выполняют задания двух первых туров (придумывают название командам в I туре, отвечают на вопросы во II туре игры)
Подведение итогов (подсчитывают баллы-жетоны) после каждого тура
|
ПУУД: принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. РУУД: развитие умения выделять и осознавать учащимися то, что усвоено. ПУУД: умение классифицировать по заданным основаниям (виды и жанры искусства). РУУД: Саморегуляция волевых усилий в процессе работы на занятии с предложенным материалом |
3.2.Реализация темы через виды художественной деятельности |
Знакомит учащихся с заданиями на слайдах презентации
III тур экспресс-дуэль (см. разработку занятия ниже) Учитель в это время следит за работой команд |
Выполняют задания третьего тура (наброски-эскизы картин художников)
Подведение итогов (подсчитывают баллы-жетоны) после третьего тура
|
РУУД: развитие умения определять последовательность действий для дости-жения результата. ПУУД: представлять информацию в форме рисунка, таблицы с помощью ИКТ. КУУД: совместное рисование. |
|
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия |
- Наше занятие подошло к концу. Определяется и объявляется команда-победитель на этом занятии. Вам понравилось путешествие по «волнам знаний» ? Назовите самых активных игроков сегодняшней игры. Объявляется тема следующего занятия: «Архитектура». Ребята, постарайтесь как можно больше узнать об этом виде изобразительного искусства. Подготовьтесь к следующему плаванию по «волнам знаний», встретимся через неделю. -Спасибо всем! До свидания! |
Дети отвечают |
РУУД: Освоение начальных форм личностной и познавательной рефлексии; контроль. ЛУУД: развивать осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня вас ждет путешествие по «волнам знаний». Так называется серия наших занятий. Сегодня мы будем практиковать знания и умения в области одного из видов изобразительного искусства. Но для начала, надо угадать его по определению. Перед вами слово из 8 букв (слайд 2)
Задание: вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.
Дети отгадывают (слайд 3)
Каждая из команд будет путешествовать на своем корабле. Кто раньше доплывет до цели? Для этого разделитесь на две команды и выберите своего капитана.
Класс делится на две команды (в каждой равное количество участников).
I тур «Как корабль назовешь, так он и поплывет…» (слайд 4)
Задание: придумать название команды, исходя из темы «В мире изобразительного искусства» и дать пояснение этому названию.
(1 б за неполный ответ, 2 б – за содержательный и более оригинальный ответ)
Время на подготовку – 3 минуты.
II тур разминка «Вопрос-ответ» (см.слайды 5-12)
Участники команд отвечают на вопросы, получает жетон та команда, в которой раньше подняли руку и дали правильный ответ.
Команда-победитель имеет преимущество во времени, а команда проигравших будет первой отвечать на вопросы и задания II тура (за каждый правильный ответ (жетон) – 1б)
-назовите жанр живописного искусства, связанный с изображением животных (анималистика);
-назовите жанр живописи, посвященный изображению войны и военной жизни (батальный);
- назовите жанр живописи, где изображаются картины природы (пейзаж);
- назовите жанр живописи, показывающий неодушевленные предметы (натюрморт);
- назовите жанр живописи, посвященный изображению человека (портрет).
- назовите жанр, связанный с изображением повседневной жизни (бытовой);
- назовите жанр живописи, посвященный историческим событиям прошлого (исторический) и т.д.
Подсчитываются жетоны. Называется команда победитель, имеющая в следующем туре временное преимущество
III тур экспресс-дуэль (см. слайд 13)
Капитаны команд выходят и выбирают репродукцию (или на карточке или нажатием мышки на слайде презентации)
За короткий промежуток времени вы должны справиться со следующими заданиями (командам выдаются листы для ответов, все необходимое для рисования):
- Укажите название репродукции (1б за правильный ответ);
2) ФИ художника (2б за полное название ФИ, 1 б за неполный ответ);
- История создания и описание сюжета картины (2 б за содержательный ответ, 1 б за неполный ответ);
- Назовите жанр картины (1б за правильный ответ);
- Задание: сделать графический набросок (эскиз) этой картины (конкурс оценивается по 5-бальной системе);
На задания III тура отводится 20 минут.
(Учитель в это время следит за работой команд).
Каждой команде на ответы дается по 6 минут.
По истечению времени команды представляют свои ответы, начиная с команды проигравших в предыдущем туре.
Заслушиваются ответы и оцениваются в баллах.
Подведение итогов мероприятия
На доске подсчитывают результаты (максимальное кол-во - 20 б)
Определяется и объявляется команда-победитель на этом занятии (баллы суммируются, после серии игр определяется победитель)
Учитель: Наше занятие подошло к концу.
Определяется и объявляется команда-победитель на этом занятии.
Вам понравилось путешествие по «волнам знаний»? Назовите самых активных игроков сегодняшней игры.
Объявляется тема следующего занятия: «Архитектура». Ребята, постарайтесь как можно больше узнать об этом виде изобразительного искусства и о его видах и стилях. Обратите внимание на архитектурные памятники Вологодчины. Подготовьтесь к следующему плаванию по «волнам знаний», встретимся через неделю.
-Спасибо всем! До свидания!
Требования к знаниям уч-ся по итогам мероприятия:
- устанавливают жанр живописных работ, автора (художника), историю создания произведений ИЗО;
- создают эскизы в художественно-творческой деятельности;
- учащиеся усваивают сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;
- прослеживают происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Они как бы заново открывает эти понятия, а затем анализируют сами способ своей работы с этим понятием;
- ученики проживают историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.
Реквизиты и материальное обеспечение:
Интерактивная доска; карточки с рисунками; бланки с таблицами-ответами; ручки, карандаши.
Использованная литература:
- Описание картин русских художников
-
- Репродукции картин художников - живописцев