Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

В единстве наша сила

Анасьева Валентина Григорьевна, классный руководитель МБОУ СОШ 8 города Белореченска Краснодарского края

Тема: «Многонациональный край: столетия сотрудничества и мира».

                       (блок № 4)

Цель: формирование и развитие чувства патриотизма у детей, личной причастности к сохранению мира на основе принятия ценностей многонационального российского общества.

Задачи: продолжить работу по воспитанию у учащихся принятия и уважения многообразия культур и народов края; формировать ответственное отношение к сохранению мира на планете; развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие информации.

Форма работы: устный журнал.

Технические средства: компьютер, фильм «Урок мира», презентация  к уроку, песня «Так давайте мы встанем в большой хоровод», «Я хочу, чтоб не было войны», мультимедийные фильмы – Москва, Краснодар; стихи о Краснодарском крае.

Ход  мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Страница 1. Я голосую за МИР!
  3. Страница 2 Мы – многонациональный народ!
  4. Подведение итогов урока.

 

Учитель.  День Знаний отмечается 1 сентября как государственный праздник с 1984 года. Для первоклассников — это праздник Первого звонка, а в целом, праздник начала нового учебного года для учеников и учителей. Первоначально день 1 сентября всё же был учебным днём: он в школах начинался с торжественной линейки, затем проводился Урок Мира и  другие уроки. Теперь в школах проводятся только торжественные линейки,  праздничные мероприятия.

Зачем люди ходят в школу? В школу ходят, чтобы получать знания,  школа учит дисциплине, самостоятельности, ответственности. Школа дает возможность общаться, обрести новых друзей, дружить с ними, ссориться и мириться; влюбляться... Все это нужно, чтобы научиться жить.

Итак, листая странички устного журнала, мы отправляемся в страну Знаний.

Страница 1. Я голосую за МИР!

Проблема. Что означает слово «Мир» для вас?

Учитель зачитывает отрывок из размышления о мире современного молодого человека «Сегодня газеты, журналы, радио, телевидение, люди, стоящие у власти, говорят и пишут о мире. Но, к сожалению,   спокойствия на нашей небольшой планете нет. День ото дня увеличивается злоба, жестокость, насилие. Мы перестали быть терпимыми к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.  Кому нужна война? Боль, слезы матерей, гибель солдат, тысячи людей, оставшихся без крова. Обычному человеку война не нужна. Ему нужно счастье и изобилие в доме, мир в семье, добрые друзья и здоровые дети, чистое безоблачное небо над головой. Как этого добиться? Только мирным путем. Мы должны осознавать опасность, которая нам грозит, если мы не изменим подхода к решению своих проблем. Надо добиться того, чтобы народы мира, и особенно их правительства, перестали развязывать бессмысленные войны,  плести интриги, осознавая весь ужас катастрофы, которую все это вызовет. Но ведь планета у нас одна, и  главная задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром.  Пусть только слово «мир» звучит на разных языках».

(фильм «Урок мира», прослушивание песни Анны Петряшовой)

Решение проблемы -  ответы детей

Ученик. Пусть ходят голуби по крышам, 
Пусть тают в небе журавли... 
Пусть будет мир! Он так нам нужен! 
Мир нужен людям всей земли!
Пусть будут реки, города и села, 
Пусть лес растет, возводятся мосты... 
Пусть дети всей планеты ходят в школы, 
Пускай цветут во всех дворах цветы!

Страница 2. Мы – многонациональный народ!

  • Почему мы  так назвали очередную страничку  журнала?  

(ответы детей)

Учитель. Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Россия - многонациональное государство, в котором проживают представители более 180 народов.

(мультимедийный фильм «Москва»)

Учитель. Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети 60-80-х с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. Но многие добрые инициативы советских времен, казалось бы, навсегда утрачены.

Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий характер.

(мультимедийный фильм «Краснодар»)

Ученик. Единой семьею народы живут,

 Кубань хлебосольную «мамой»  зовут,

Любимую землю теплом украшают,

Ей песни, легенды свои посвящают.

Одна из легенды докатилась до нас.

Её  мы сейчас и поведаем вам.

Учитель. Сотворяя землю, задумал Всевышний создать райский уголок на ней. Выбрал он край благородный, наделил его покоем, красотой и гармонией и нарек Кубанью. Населил он сей край народами разноязычными,  и благословил их: -Ваша сила в любви и дружбе, в уважении друг к другу. Культура  одного  народа – это капля к капле - будет большая река, которая оросит вашу землю и сделает  её вновь цветущей и благодатной. Стекались культуры разных народов в звонкие ручейки, и соединялись они в полную реку, оросившую землю. Зацвели на ней сады, зашумели хлеба. И поняли люди разных национальностей, что они все – ветви одного дерева, у которого общие корни, и что только любовь и дружба творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.

ü Какова причина многонационального состава населения Краснодарского края? (Ответы учеников)

ü  Как шло формирование современного национального состава Кубани? (Ответы учеников)

Ученик. Близость к Черному морю и Кавказу определила историю края. Несмотря на благоприятные природные условия, он был мало освоен до присоединения к России, так как земледельцы все время подвергались набегам воинственных горцев. Первые поселения здесь появились не позднее, чем 10 тысяч лет назад. От эпохи каменного века остались многочисленные дольмены. В античное время здесь основывали колонии древние греки. Адыгейские племена расселились здесь в середине второго тысячелетия до нашей эры. В Средние века были основаны колонии генуэзских купцов, поддерживавших тесные связи с различными адыгейскими племенами. Впервые славяне появились здесь в 10 веке. Русский город Тмутаракань на Северном Кавказе просуществовал до монголо-татарского нашествия. В начале 18 века на Кубани оседают старообрядцы - некрасовцы – сторонники казацкого вождя Игната Некрасова. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после побед России в войнах с Турцией во второй половине 18 века. Екатерина II переселила на Кубань Запорожское казачье войско. В 19 веке между Турцией и Россией был произведен обмен населением – из Турции были выселены православные (греки и болгары), с Северного Кавказа – черкесы, исповедующие ислам.

Ученик. На территории Краснодарского края в настоящее время живут и работают представители 126 национальностей. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.

Вот почему главную идею  Всекубанского классного часа можно выразить словами  «В дружбе народов – единство России!», «Мы все разные – и в этом наша прелесть, мы все вместе – и в этом наша сила!».

Ученик. Притча 1. Встретились однажды белый человек и чернокожий. Белый сказал: «Как ты уродлив! Как будто весь вымазан сажей!». Черный презрительно сморщился  и сказал: «А как ты уродлив белый! Как будто тебя всего обернули белой бумагой!». Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушав их, мудрец сказал белому: «Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют его глаза…». Затем мудрец обратился к чернокожему: «А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах гор, а волосы его цвета солнца…». Черный человек и белый устыдились своего спора и помирились. А мудрец думал о будущем. И представлялась ему такая картина… Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей-то молодой голос: «Как хорошо, что все мы разные. А то жить было бы так скучно!».

Учитель. У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

Ученик. Притча 2. Пришел учитель в дом к ученику. Ученик сидел у камина в полном одиночестве.  Увидев  учителя, он усадил его в удобном месте рядом с собой. Они оба начали смотреть на красиво играющее пламя костра в полной тишине. Вдруг учитель взял каминные щипцы, подхватил ими небольшое пылающеё полено и положил его поодаль от пламени. Молчание продолжалось…Тем временем пламя, вынутого полена, полностью погасло и полено продолжало лишь тлеть, а через некоторое время и вовсе потухло. Теперь оно, черное и остывшее, без единой искорки, безжизненно лежало рядом с энергично пылающим пламенем костра…

После этого учитель снова взял щипцы и положил потухшее полено обратно в костёр и, буквально через мгновение, оно ярко запылало вместе с другими поленьями, как и прежде, а может быть даже ещё ярче. Не проронив ни слова учитель поднялся и ушёл. На следующий день ученик пришёл в школу и от всего сердца поблагодарил учителя за преподнёсённый им урок у камина.

Учитель. В жизни каждого есть, и легкие времена бодрости и энтузиазма, и сложные времена испытаний. И в трудные минуты, когда жизнь выбрасывает из жизненного потока костра куда-то на обочину, самое важное — это вернуться обратно в костёр как бы это сложно не было. Даже если полено будет полностью сырое, в пламени энтузиазма единомышленников оно высохнет и вновь вспыхнет ярким жизненным пламенём …

ü Как вы думаете, люди разных национальностей живут обособленно или взаимодействуют друг с другом? (Ответы учеников)

Учитель: Процесс слияния одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры называется ассимиляцией. Многие из русских, особенно на западе и севере края, в быту «балакают», то есть употребляют в речи много украинизмов. Армяне Краснодарского края проживают в основном на юге края. Греков, немцев и турок в крае снизилось после репрессивных переселений 1930-1940-х годов; адыги (шапсуги, натухайцы и др.), сейчас немногочисленные, являются аборигенными обитателями края.

ü Как общаются между собой люди разных национальностей? 

(Русский язык является государственным и языком межнационального общения.)

ü Мы с вами выяснили, что Краснодарский край – многонациональный край. Какая проблема стоит перед людьми наиболее остро? 

(Проблема межнациональных отношений.)

ü Что необходимо делать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?

(Необходима политическая стабильность, экономическое благополучие, соблюдение законов (Конституция РФ), формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами. Толерантность.)

Учитель. Кубань – многонациональный край. Наша малая родина является составной частью российской гражданской нации. И вам, ребята, необходимо научиться понимать и принимать культуру и духовные традиции многонационального народа России. Освоение культуры межнационального общения в современном мире – это залог межэтнического мира и согласия в стране, крае, городе, в школе.

Ученик. У нас одна Земля, одна она такая голубая. 
Нас к помощи зовет она, незащищенная такая...
На ней одной цветут цветы, на ней одной смеются дети, 
И нет прекрасней красоты, и нету голубей планеты.
Она дарила радость нам, дарила росы и рассветы, 
И не найти по всем мирам прекрасней матери-планеты.

(Песня «Так давайте мы встанем в большой хоровод»)

Учитель. Мы закрываем последнюю страницу нашего устного журнала.

С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство,  когда един народ,
Когда великой силой он движется вперед.
Врага он побеждает, объединившись в бой,
И Русь освобождает,  и жертвует собой.