Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Уроки тетушки этикет»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 «Дом детского творчества» р.п. Екатериновка

Екатериновского района Саратовской области

Сценарий массового мероприятия для младшего звена обучающихся

Выполнила:Кирьянова Наталья Геннадьевна, 

педагог дополнительного образования

«Уроки тетушки этикет»

Цели:

- организация досуга младших школьников;

- систематизация знаний об этикете,правилах поведения в школе;

-  создание у детей положительного эмоционального подъема;

- формирование потребности активного досуга.

Задачи:

  • закрепить знания о правилах поведения школьника;

  • расширить кругозор, обогатить словарный запас;

  • воспитывать уважение, доброту, культуру поведения;

  • развитие интереса к продуктивной деятельности;

  • воспитание потребности здорового образа жизни.

Возрастная категория:младший школьный возраст.

Оформление помещения: плакаты с тематикой этикета.

Музыкальное оформление: фонограммы музыкальных подборок для сопровождения игр и конкурсов.

Действующие лица:ведущий, Незнайка, несколько детей – соведущих.

Реквизит:

  1. Веревка или коса из лент;

  2. 10 вешалок;

  3. 2 больших бумажных пакета;

  4. 10 кофточек;

  5. 10 жетонов;

  6. карточки с правилами этикета;

  7. карточки с эскизом десерта.

  8. мордочки лягушки и мышки.

Ход мероприятия

Незнайка: Незнайка такой, Незнайка сякой (ворчит)! Ну, не поздоровался, не попрощался, ну, не сказал, пожалуйста, ну и что с того! Спешил я, некогда мне было! Все учат меня, учат! Можно подумать, больше учить некого!!!

 (Появляется ведущая)

Ведущая:Здравствуй, Незнайка! Здравствуйте, дети! Меня зовут Тетушка Этикет. Чем это ты, Незнайка, опять недоволен? Почему опять резкий тон?

Незнайка: Я никак не пойму, зачем все эти условности? Здрасьте, до свидания, будьте так любезны, пожалуйста… (говорит с иронией).

Ведущая:Этого требует, дорогой мой Незнайка, этикет.

Незнайка: А что это за этикет?  С чем его едят или пьют? (ехидно хихикает).

Ведущая:Ну, во-первых, Незнайка, этикет невозможно съесть или выпить. Потому что этикет – это свод правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Культура поведения складывается из уважения к другим людям, доброжелательности и знаний этикета.

Незнайка: Но кто же придумал правила этикета? Кто заставил считаться с ними, как с законами?

Ведущая:Конечно же, люди. Но не вдруг, не сразу. Эти правила возникли и складывались на протяжении столетий. Считается, что первая книга по этикету была написала в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: «Инструкция по поведению». К сожалению, содержание книги до нас не дошло. А вот первая дошедшая до нас книга о поведении была издана в 1204 году. Называлась она «Дисциплина Клерикалис», и написал ее испанский священник Педро Альфонсо. И лишь позже стали издаваться пособия по этикету в Голландии, Франции, Англии и других странах Европы. Правила поведения и общения людей со временем менялись, но основные нормы поведения людей в обществе остались неизменными.

Незнайка: (уныло чешет голову) Да, значит здороваться все-таки придется…

Ведущая:Да, дорогой мой, Незнайка. Иначе люди будут считать тебя невоспитанным и не захотят с тобой общаться. Невоспитанные, грубые люди не привлекают, а наоборот отталкивают всех от себя. Тебе пора записаться в нашу школу этикета и немного поучиться. Согласен?

Незнайка: Да…(задумался). Ну, что ж, я согласен. Учите меня.

Ведущая:А вот и мои помощники. Итак, школа этикета – открывается! (Звучат фанфары).

1 ученик:

Этикет – серьезный он.

Так не топайте, как слон.

Здесь поклон, вам – привет,

 Вот, что значит этикет.

2 ученик:

Будь опрятным, не кричи,

Словно по весне грачи.

Не дерзи, улыбнись,

После танца поклонись.

3 ученик:

И хоть нам немного лет,

Уже знаем этикет.

Все хотим изучить

И воспитанными быть!

Ведущая:Мы часто слышим выражение «Вежливый человек». Какого человека называют вежливыми?

(Следуют ответы детей: воспитанный, учтивый, соблюдает правила приличия и т.д.)

Ведущая:В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». (Обращается к детям)Ребята, а вы знаете такие? (Дети называют). Да, безусловно, вы правы. И мои помощники сейчас это подтвердят.

1 ученик:

«Волшебные слова»:

Извини, пожалуйста и разреши.

Это не слова, а ключик от души,

Таблица умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

2 ученик:

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

 «Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

3 ученик:

Всюду, где нескромному

 Укажут отворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

4 ученик:

Пред словом вежливым

Двери отворяются.

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

(все дети говорят вслух)

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

Ведущая:Атеперь, дорогие ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Вежливо – невежливо».

Условия игры просты:

Если – вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Незнайка:

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе дружно

Потопайте ногами.

Ведущая:Итак, будьте внимательны:

  1. Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег сэкономить (топают)

  1. Если стали вам грубить,

Нужно вслед им нахамить (топают)

  1. Если вам подарят книгу,

Вы ответить «Спасибо» (хлопают)

  1. Если вы зашли в кино,

А оно идет давно,

Нужно громко покричать:

«Кто посмел без нас начать?»  (топают)

  1. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте ее другу (хлопают)

  1. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он ни извинился,

Поступок этот мы простим (хлопают).

Незнайка: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились (улыбается, потирает руки).

Ведущая:Ребята-то молодцы! Они знают «волшебные слова». А вот ты их запомнил?

Незнайка: Теперь-то я их точно не забуду…

Ведущая:Ну хорошо! Это у нас были задания 1 ступени сложности. Переходим на вторую ступень. Посмотрим, справятся ли с ними наши дети и ты, Незнайка, в том числе. Итак, где мои помощники!

(Выходят 3 ученика.)

2 ученик:Вторая ступень обучения – школьный этикет.

И чтобы разобраться и понять все правила этикета, мы отправляемся

в путешествие по школе. Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром

входите в школу. Куда вы идете в первую очередь?

(Дети отвечают: «В раздевалку»).

2 ученик:Правильно, открывайте глаза. А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашем гардеробе? (ответы детей). Почему?

(Дети отвечают: «Кто-то толкается, грубит, разбрасывает свои вещи, где попало, размахивает руками и т.д.)

2 ученик:Для того, чтобы исправить ситуацию, давайте поиграем в игру «В гардеробе».

Ведущая:Игра идет в два этапа. 1-й этап: двое помощников держат веревку, на которой висят вешалки с номерками. Рядом лежит одежда. Выбираем 2 команды по 5 человек. По одному участнику откоманды бегут, забирая с собой одну из разложенных вещей, вешают ее на вешалку, с которой снимают номерок. И бегут обратно к команде. Для следующего игрока – следующая вешалка и т.д.  У каждой команды в руках должны оказаться номерки, по одному у каждого игрока.

2-й этап: все вешалки с одеждой меняются местами. Дети бегут с номерками, находят вешалку со своей одеждой, снимают ее, вешают номерок обратно, а одежду аккуратно складывают на место.

Вот мы и посмотрим, насколько ваши товарищи будут взаимно вежливы друг с другом в ситуации, когда нужно торопиться. Ну совсем, как каждое утро в раздевалке… Итак, играем. (Дети под музыку выполняют задание конкурса).

(Незнайка помогает в проведении конкурса.)

2 ученик:А теперь все дружно давайте определим правила поведения в гардеробе или раздевалке (На доске закреплены карточки с текстом половинок правил поведения в гардеробе, другая половинка лежит на парте. Необходимо отыскать продолжение правил и прикрепить его на доску.)

Предложения:

  • Вешай свою одежду на… определенное место.
  • Варежки, перчатки положи в карман, …головной убор в рукав.
  • Одежду вешай… аккуратно.
  • В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, … не мешай другим.
  • Увидел упавшую одежду - …подними.
  • В карманах ничего… не оставляй.

*Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

*Если заметил, что твой товарищ что-то уронил, обязательно скажи ему об этом.

3 ученик:Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в самое вкусное место в школе. Куда же это? (Обращается к детям)

(дети отвечают: в школьную столовую)

3 ученик:Правильно. Для столовой так же существуют свои правила этикета. Сейчас мы узнаем, все ли правила вы соблюдаете. Предлагаю игру «Мы в столовую идем».

(Дети встают в круг. По команде ведущего выполняют команды со словами: «Вот так». Фоном звучит музыка.)

Ведущая:«Взявшись за руки, друзья, мы в столовую идем, а как?

Дети:«Вот так» (маршируют на мете).

Ведущая:«А как тихо мы идем?»

Дети:«Вот так»(идут на носочках).

Ведущая:«А как моем руки дружно?»

Дети: «Вот так» (изображают процесс мытья рук).

Ведущая: «Вот дошли мы до столов. Как нам нужно двигать стульчик?»

Дети:«Вот так» (жестами изображают, как они отодвигают стульчики от столов).

Ведущая: «А как мы кушаем обед?»

Дети: «Вот так»(дети изображают как они прожевывают пищу.

Ведущая: «А что говорим после обеда?»

Дети:«Спасибо!»

Ведущая:Вот мы и вернулись в класс после обеда. Ребята, а вам нравится ходить в школьную столовую? (дети отвечают)Вкусно ли готовят ваши повара? (дети отвечают)Нужно ли их благодарить за приготовленную еду? (дети отвечают)А сейчас мы узнаем, что сегодня в столовой приготовили на десерт. Игра «Десерт на ладони».

Незнайка:Дети встают друг за другом в две колонны, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением какого-либо блюда или продукта (яблока, груши, торта,

мороженного, пряника, печеньки и т.д.) и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот – на ладони следующего, пока знак не дойдет до первого. Первый участник молча рисует фигурумелом на доске.

И так несколько раз.

Ведущая:Ну, как понравился десерт? (дети отвечают)А теперь все дружно давайте определим правила поведения в школьной столовой (на доске закреплены карточки с половинкой текста правил поведения в столовой, другая половинка лежит на парте. Необходимо отыскать продолжение правил и прикрепить его на доску.)

Предложения:

  1. В столовой есть закон такой – руки … мой перед едой.
  2. Очень пища хороша – кушай… пищу не спеша.
  3. Если будешь все съедать – шанс… учиться есть на пять.
  4. Ты поел? Чиста тарелка? …Отнеси ее скорей-ка!»
  5. Уходя, скажи спасибо тем, …кто варил и накрывал на стол

3 ученик:И, конечно же, самое главное правило в поведении за столом – вести себя так, чтобы другим было приятно рядом с тобою обедать: есть аккуратно, не торопясь, с закрытым ртом, не чавкать, не разговаривать, не толкаясь локтями с соседями.

4 ученик:А мы с вами продолжаем наше путешествие. И куда мы сейчас попадем, вы узнаете, отгадав загадку:

Комната – хранилище.

Цари в ней тишина.

Там много интересного

Узнаешь для себя.

(Дети отгадывают: библиотека).

4 ученик:Правильно!  Ребята, а для чего в школе нужна библиотека?

(Дети отвечают)

4 ученик:Послушайте небольшое стихотворение о пользе библиотек и чтения.

1 ученик:

Лягушка книжек не читала,

И хоть заданья выполняла,

Училась слабо и подружка

Такой совет дала лягушке.

3 ученик:

Меня послушай, дорогая.

Я абсолютно твердо знаю,

Пятерки хочешь получать –

Так больше книг должна читать.

Ты каждый раз в часы досуга

За чтение садись, подруга.

Немного книжку почитай –

Умнее будешь, так и знай!

4 ученик:Итак, ребята, главное сокровище библиотеки – конечно же, книга, источник знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно. Берегите книги! Это самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. А как правильно вести себя в библиотеке, знаете?

(Дети отвечают)

Ведущая: А теперь закрепим ваши знания.  Давайте определим правила поведения в школьной библиотеке с помощью наших табличек.

(на доске закреплены карточки с половинкой текста правил поведения в школьной библиотеке, другая половинка лежит на парте. Необходимо отыскать продолжение правил и прикрепить его на доску.)

Предложения:

  1. В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, …разговаривать негромко.
  2. Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу,…обязательно сказать: «Спасибо».
  3. Книгу нужно брать только… чистыми руками.
  4. В книге нельзя загибать углы, нужно… пользоваться закладкой.
  5. Если книга повреждена, ее… нужно полечить.
  6. Библиотечные книгу нужно особенно беречь, так как они…

предназначены для многих людей.

4 ученик:Молодцы, ребята! Хорошо усвоили правила этикета. Вот мы и закончили путешествовать по школе.

Ведущая: Да, да, да, вот вы и закончили обучение на второй ступени «Школы этикета». И вы меня порадовали! Способные у нас подобрались ученики! Все задания выполнили. А где же наш Незнайка? (слышится храп)Не может быть! Он опять все проспал! Ну что с ним делать? Оставляем его на повторный курс обучения. Ведь наша школа никогда не закрывается. Правда, мои помощники? (выходят ребята, участвующие в мероприятии).

Все вместе:До свидания! До новых встреч!

Используемая литература:

  1. Павлов Н.Г. 300+1 игра для детей. Серия «О,кей». Ростов н/Д: «Феникс», 2003 – 320с.
  2. С.П. Афанасьев, С.В. Коморин, А.И. Тимонин. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома: МЦ «Вариант», 2001. – 224с.
  3. Капустина Ю.Е. Детям до шестнадцати вход разрешен. Вечера для школы и загородного лагеря/Художник Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 208с.