Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Урок-концерт "Осенины - осени именины"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств с.Кулешовка Азовского района Ростовской области

Сценарий урока-концерта по предмету «Народное творчество» и «Слушание музыки» для учащихся младших классов.

Тема: «Праздники календарно-обрядового круга»: «Осенины - осени именины»

Составитель: Стульцева Людмила Алексеевна преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин высшей категории фортепиано концертмейстер 

Пояснительная записка

Цели урока-концерта:

Воспитательные: -способствовать расширению кругозора учащихся о природных изменениях и народных традициях, обрядах: -создать условия для воспитания положительного эмоционально – целостного отношения к фольклорным традициям, к природе и стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения; -способствовать формированию культурных навыков поведения, чувства ответственности, взаимопомощи, работы в коллективе, артистичности. Развивающие; - урок – концерт – подведение итогов, закрепление изученного материала. Обобщение результатов, стартовая площадка для новых музыкальных открытий, целью которого является развитие творческих способностей учащихся, создать условия для самопрезентации детей -организовать условия для развития интереса к изучению народного творчества; - способствовать расширению знаний о народных традициях и праздниках. -создать условия для всестороннего .гармонического развития обучающихся. Задачи мероприятия: -совершенствования речевых, музыкальных, вокальных навыков и умений; -уточнить представления о сезонных изменениях в природе; Оснащение : -компьютер, костюмы, костюмы. Реквизит: поделки из природного материала, пироги с капустой и блины, капуста, маска козла, кисти рябины, театральная атрибутика. Задачи работы: Для достижения поставленной цели урока учителю необходимо решить следующие задачи: - создание на уроке эмоциональной атмосферы,способствующую погружению учащихся в мир музыкальных образов; - развитие у учащихся навыка публичного выступления, их артистических и творческих способностей, выступление в костюмах требует дополнительной ответственности, эмоциональности; - накопление слухового запаса музыкальных произведений, развитие ритмического, ладового, гармонического слуха учащихся; - воспитание навыка организованных коллективных действий, культуры публичного выступления; - поощрение выразительного, прочувствованного исполнения вокально – хорового репертуара. Данный урок-концерт «Осенины осени именины» был разработан для младших учеников (1, 2, 3 классы ДШИ) как обобщающий урок в 1 четверти по теме «Осенние календарные прадники». На первом уроке изучения данной темы, учащимся была поставлена задача подготовить концертные номера, текстовый материал (пословицы, приметы, игры), на освоивших ими музыкальных инструментах, а также на их самом главном инструменте - их голосе. Выбор формы урока обусловлен тем, что наше информационное общество вытеснило межличностное общение между детьми, что повлияло на их способность открыто демонстрировать свои творческие способности. И именно заключительный урок – концерт, является одной из форм, способствующей культурному развитию и социализации личности. Урок-концерт как форма урока (нестандартного), в силу своей специфики, обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции включают в себя культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функцию. И именно поэтому была выбрана нетрадиционная форма: урок-концерт. В ходе данного урока достигаются личностные результаты такие как: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - -формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности; - -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Предметные результаты: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности; -умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности; Метапредметные результаты: -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности; -готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности; -готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач; Поставленные цели и задачи тематического урока-концерта «Осенины - осени именины» были выполнены. Учащиеся 3 класса продемонстрировали свои таланты в вокальном искусстве, умение работать(выступать в коллективе), хореографические навыки. Использованная литература: 1. Русский фольклор: программно-методический материа1-4 классы/автор - составитель Л.Л.Куприянова. - М.: Мнемозина, 2008 2. Ярлова Е Н, Жиренко О Е,М.:ВАКО 2004 год, Внеклассные мероприятия .3 класс. 2класс. 3. Персидская И В, Камакин О Н, Бондаренко В Н, Волгоград,Издательство «Учитель»,2010 год Тематические классные часы и мероприятия. 1-4 класс. 4. Перекатьева О В ,Ростов-на-Дону, «Феникс»,2001год, Первоклашки в гостях у сказки. Сценарии школьных праздников.1 класс. 5. Журналы. «Книжки ,нотки и игрушки для Андрюшки и Катюшки». 6. Журналы «Начальная школа» 7. http://scenario.fome.ru/ras-5-12.html – Сценарии детских праздников. Две осени. 8. http://scenarist.boom.ru Сценарий «Осенины - осени именины» Ведущая: Вот и пролетают последние осенние деньки, отряхнула роща листы со своих ветвей, Дохнул осенний хлад, дорога по утрам промерзает, короче стали деньки. Улетают птицы в теплые края На дворе ноябрь, последний месяц осени... Русская народная песня: «Плывет стадо лебедей» К этому времени весь урожай бывал уже собран, работы в поле и огороде поубавилось, и в народе устраивали праздник! Осенины! - осени Именины! Иногда в течение целой недели, ходили друг другу в гости, накрывали столы с разнообразными угощениями, пели песни, водили хороводы, шутили и веселились. Осень любили за щедрый урожай… был в старину на Руси, такой праздник – Осенины. 14, 21 и 27 сентября. В благодарность за осенние дары Осенины отмечают на Руси! Праздник в горнице моей Собираю всех друзей! Закличка осени: «Осень, осень в гости просим». Праздновали Осенины 3 раза. К празднованию первых Осенин был приурочен древний шуточный забавный обряд «похорон мух и тараканов», надоедливых обитателей русского лета. К этому обряду народ сочинял разные заговоры, пословицы и поговорки, а также стихи-дразнилки. Например, вот такую: (учащиеся по очереди ) 1. Таракан дрова рубил, Комар водушку носил, В грязи ножки увязил. 2. Вошка парилася Да ударилася 3. Ненароком – Правым боком: Ребро вывихнула. 4. Клопы подымали, Живот надорвали. 5. Тараканы пошли вон Вы лето летовали А нам зиму зимовать. (Сразу песня) Шуточная песенка: «Комара женить мы будем» Ведущая: А я вам гости вот что расскажу.... Осенние месяцы в старину называли совсем по-другому. Сентябрь - хмурень, ревун - от рева осенних ветров и зверей, а ещё сентябрь-рябинник, (в руки взять всем показать рябину) Многие старались позле дома посадить это дерево. Рябина - Дерево – оберег считалась символом счастья и мира в семье. В сентябре славили рябину, любвались ею, собирали ягоды, связывали веточки с плодами в пучки и развешивали под крышами домов. При сборе всегда оставляли немного ягод для птиц. К этому дню в средней полосе созревала рябина, а ночами уже бывали заморозки, от которых яркие ягоды рябины теряли свою горечь. 6. Плывут паутинки над сонным жнивьём, Краснеют рябинки под каждым окном. Песня-страдания «Ой, калина, ой рябина» Хегай Маша (Под песню, м.б. хоровод с ветками рябины?) Ведущая: Да, в сентябре днем погоже, да по утрам негоже. Народная мудрость складывалась веками Издавна люди наблюдали за повадками животных, насекомых, жизнью растений, природными явлениями и замечали связь между ними. Так появились народные приметы. Всегда обращали внимание на плоды рябины: по ним можно было понять, какая погода ожидает осенью, и чего ждать от зимы. А знаете ли вы - народные приметы? (все вместе: Знаем! по очереди перечисляют) 1. Рано пожелтели листья на рябине- ранняя холодная зима будет. 2. Кругом красно от рябины – надо ждать холодной и долгой осени. 3. Если кора на рябине сухая и отслаивается, это значило, что зима окажется сырой, а морозов можно и не ждать. 4. Бывало, что ягоды мелкие — значит, и осень будет засушливая, дождей прольется мало, и грибной урожай не порадует. 5. А вот если ягоды крупные, сочные — можно готовиться к урожайной осени. 6. Все мрачней лицо природы Почернели огороды 7. Оголяются леса Молкнут птичьи голоса 8. Мишка вспячку завалился Что за месяц к нам явился? Ведущая: Октябрь - называли позимник, листопад, грязник. 9. Медведь в спячку – медведь дрема. А мы старинную игру знаем… Считалка: (для игры «Дрема» - выборы ведущего): Ехал мужик по дороге Сломал колесао на пороге Сколько нужно гвоздей Говори поскорей Песня-игра: «Сидит дрёма» Ведущая : «Сентябрь пахнет, яблоками, а октябрь - капустой!» 10.Ты, капуста, родись И бела, и спела, И бела, и спела, И со тыном ровна. Вот она какая выросла! Ведущая: Урожай нынче хороший. Чтоб его на зиму сохранить, лучше засолки не придумать. Да ведь и в один день всей капусты не заготовить! Вот и сложилась традиция звать на помощь подруг да соседок. 11. С Покрова (14 октября) начинались регулярные девичьи посиделки. Пора заготовки капусты на зиму. 12. Начинались на Руси веселые вечеринки в честь капусты – «капустники». 13. Обязательно на столах угощение из капусты – пироги, пирожки, кващенная капуста. 14. На посиделках солили капусту, песни, да хороводы водили. Хоровод «Вью, вью, вью, я капусточку» - Ведущая: А вы знаете пословицы о капусте, как в народе говорят? 15. «Хлеб да капуста голод не пустят» 16. «Капусту любить – про хвори забыть» 17. «Октябрь – капустник, пропах капустой» 18. Что-то слышен хруст в кустах. Скрипит капуста на зубах. 19. Зайка к грядке прибежал, И капустку уминал. Песня-игра «Заинька» Хозяйка: Слышите? Кто-то к нам стучится. Это кто тут к нам пришел? Козлик: - (ребенок) Это я – Парамон. Хозяйка: По каким таким делам? Козлик: Помогаю сторожам Я капусту охраняю Каждый лист оберегаю. Хозяйка: Почему ж капусту вдруг, А не редьку и не лук? Козлик: Лук стеречь я не умею, А от редьки я худею. А купустка хороша И нужны ей сторожа. Потому что самый вкусный, Очень вкусный – лист капустный! Хозяйка: Аааа, ну все ясно!... Шуточная песня «Как у нас-то козел» Ведущая: Какой хитрый козел Черно поле-бело стало. Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц подскажи? Все: - Ноябрь Ведущий: Его называли полузимник, грудень. А сколько осенних примет, пословиц, да поговорок сочинил народ....не счесть Лето красное стояло, Долго власть не уступало. Но всему приходит срок – Вот и осень на порог. Говорят ей: Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла! Дети: «Что ж в подарок принесла?» Ведущая: Принесла она муки! Дети: Значит, будут пироги! Ведущая: Принесла и гречки! Дети: Каша будет в печке! Ведущая: Принесла вам овощей! Дети: И для супа, и для щей! Ведущая: Рады ли вы грушам? Дети: Мы их впрок посушим! Ведущая: А уж яблоки, что мед! Дети: На варенье и компот! Ведущая: Принесла и меду! Дети: Полную колоду! Ведущая: Я и яблок, я и меду, Осень хлеба принесла. И хорошую погоду Вам в подарок припасла! Ну а дождику вы рады? Дети: Не хотим, не надо! Ведущая: Не было бы такого богатого урожая если не трудиться Посмотрим знаете ли вы пословицы о труде…..? Кто привык трудиться, /тому без дела не сидится. Маленькое дело /лучше большого безделья. Скучен день до вечера, /коли делать нечего. Где работа, там и густо,/а в ленивом доме пусто. Хочешь есть калачи — /не сиди на печи. Откладывай безделье, /а не откладывай дело. Не ленись за плужком - /будешь с пирожком. Была б лишь охота - /наладится каждая работа. Упорно трудиться - /будет хлеб в закромах водиться. Всякое уменье /трудом дается. Ведущая: Гуляния в горнице продолжаются Песня: «А мы ноне гуляли» Общий хоровод. Ведущая: Вот и засобирались гости мои дорогие Заседелись мы у тебя хозяйка, пора по домам. Спасибо гости дорогие, за шутки, запесни. Приходите еще вместе!