Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

 Тема: «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации средствами проектной деятельности и детского экспериментирования у детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад» Ёлочка»

 Тема: «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации средствами проектной деятельности и детского экспериментирования у детей дошкольного возраста»

Медведева Валентина Александровна 

воспитатель

 

Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей. Умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Проходящая в форме экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.

Дети экспериментируют с педагогом с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Поисковая активность и познавательная мотивация развиваются более эффективно, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения.

Задача педагога должна быть направлена на решение следующих задач:

·                   Накопить познавательный опыт.

·                   Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента: ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезу, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.

·                   Поддерживать инициативу, самостоятельность.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА

Организация эксперимента требует определённого уровня подготовки детей. Для того, чтобы дети смогли решить поставленную педагогом проблему или выявить её самостоятельно, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях. Перед проведением эксперимента с детьми необходимо прочесть познавательную литературу, просмотреть научные видеофильмы, провести беседы, наблюдать за природными изменениями в живой и неживой природе, собирать самостоятельно или с помощью родителей коллекции, затем рассматривать их.

Лучшему пониманию причинно-следственных связей способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагог должен подготовить заранее все, что потребуется в ходе эксперимента.

Любой исследователь должен уметь правильно, корректно, точно задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Все вопросы можно разделить на две группы:

1.     Уточняющие (Верно ли, что…, Надо ли создавать …, Должен ли….).

2.     Восполняющие (неопределённые, непрямые). Такие вопросы обычно включают слова « где, когда, кто, что, почему, какие и др.»

Умение задавать вопросы развивается в задании «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».

Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. Воспитанники проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Фиксируют свои результаты в рисунках, делают выводы, делятся результатами.

Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагогу необходимо заранее подготовить все, что потребуется в ходе эксперимента.

Постановка проблемы проходит в несколько уровней.

Первый уровень

Воспитатель (ребенок) ставит проблему, намечает метод ее решения. Поиск решения предстоит осуществить детям самостоятельно.

Второй уровень

Воспитатель только ставит проблему, но и метод и решение дошкольники ищут самостоятельно.

Третий уровень

Дети самостоятельно определяют проблему, ищут метод, разрабатывают решение. Увидеть и сформулировать задачу часто труднее, чем ее решить.

При решении проблемной ситуации, у дошкольников зачастую возникают противоречия между необходимостью и неумением использовать освоенные ранее знания и навыки в новых практических условиях, между стремлением и невозможностью обосновать свою позицию, объяснить достигнутый результат, между усвоенными знаниями и вновь выявленными фактами.

Целеполагание - это вопрос, который сначала педагог задает детям, затем они задают себе. Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду.

Дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые заведомо не верны.

Педагог должен быть партнером в общении и в деятельности, поэтому все гипотезы нужно проверять вместе с детьми.

Фиксация результата происходит в рисунках, в картинках-схемах, в моделях, календарях, дневниках наблюдения; в рассказах воспитанников.

Сначала педагог предлагает для фиксации результата приготовленную заранее картинку-схему, рисунок, модель, в дальнейшем дошкольники сами могут фиксировать результат эксперимента.

Для формулирования выводов дошкольникам требуются наводящие вопросы взрослого. Они не должны подменяться теми, которые сделаны педагогом, и делать их дети должны самостоятельно. При таком подходе у ребёнка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в собственных силах.

Организуя работу с детьми, необходимо стараться, чтобы ребёнок был не просто вольным слушателем, наблюдателем проводимых вами мероприятий, а полноправным их участником. Необходимо поддерживать инициативу детей, спрашивать их, о чем или о ком бы они хотели узнать побольше. Каждый вопрос, который задан ребёнку, может послужить темой следующего эксперимента.

В нашей группе «Черемуха» создан центр «Познания и исследования». Оборудование и материалы разделены в соответствии с темами экспериментов и обозначены знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и оборудование размещены.

В центре «Познания и исследования» расположены: подборка энциклопедической, познавательной литературы, коллекции семян и плодов, камней, ракушек, сухих листьев, коры разных деревьев, почвы (чернозем, песок, камни); собраны и оформлены модели, картинки-схемы, рисунки для проведения экспериментов, раздаточный материал для проведения индивидуальных, групповых и коллективных экспериментов.

Такими проектами стали: «Мой город» - центр патриотизма. Цель проекта: познакомить детей с достопримечательностями и историей города Новый Уренгой, формировать патриотические чувства и любовь к родному краю, а также развивать познавательную активность к истории малой Родины. Данный тематический проект позволил нам пополнить уголок патриотизма родительско – детскими работами: историческими фотографиями и фотографиями достопримечательностей нашего города и поделками этих достопримечательностей.

«Россия – огромная страна» - центр патриотизма. Цель: расширить знания детей о Родине, познакомить с городами России их достопримечательностями и национальностями, поживающими на территории нашей страны, благодаря данному проекту дети познакомились с архитектурой городов. Продуктом этой темы стали детско – родительские проекты и макет «Кремль».

«Наш микрорайон – дорога в детский сад» - центр безопасности. Цель проекта: познакомить детей с микрорайоном - улицами и домами, правилами поведения на дорогах, закрепить места нахождения пешеходных переходов и светофоров, находящихся по дороге от дома до детского сада. В результате проекта был создан макет микрорайона, проведены экскурсии, совместно с родителями созданы настольные игры и увлекательные книжки – малышки по правилам поведения на дорогах.

«Животные крайнего севера, занесенные в Красную книгу» - центр природы и экологии. Цель: познакомить детей с редкими животными и птицами, живущими на Урале и нуждающимися в охране. Воспитывать уважительное отношение к исчезающим видам животного мира родного края. Продуктом данного проекта стали: Красная книга, которую создавали совместно с родителями, дети готовили мини доклады по более понравившимся видам животных, а так же макет «Заповедник».

«Мой край – северный Ямал» - данный проект задействовал несколько центров группы: знакомство с бытом народов севера, уточнение флоры и фауны крайнего севера. Уточнение и закрепление профессий связанных с добычей нефти и газа.

«Северный олень – животное тундры» Паша Немировский подготовил проект о удивительном и благородном животное – северный олень. Он с друзьями думал, что оленю помогают спасаться от хищников – рога, а оказалась, что нет!

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.