Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Тема: Народность и культура Самарской области как средство развития прикладного творчества

МБУ ДО ЦДТ "Радуга успеха" г.о. Самара

Тема: Народность и культура Самарской области как средство развития прикладного творчества

педагог дополнительного образования: Макрушена Ирина Валентиновна

 

 

Содержание.

  1. Введение ……………………………………..3
  2. Актуальность темы …………………………3
  3. Новизна проекта …………………………….4
  4. Цель проекта…………………………………4
  5. Ожидаемые результаты проекта…………...5
  6. Средства и формы реализации проекта…...5
  7. Этапы проекта ………………………………5
  8. Литература …………………………….…….7

«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»

В.Белов.

Введение

В последние годы интерес к традиционной народной культуре возрастает. Восстановление, сохранение и распространение культурного наследия одна из важнейших задач нашего общества.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Из всего многообразия видов творчества декоративно- прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно- прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

 

Актуальность темы

В настоящее время наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают иностранные фильмы и игры. Народные русские промыслы стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим приобщение обучающихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.

 В наш мир компьютеризации важно не только заинтересовать детей, но и сохранить мастерство в настоящем, и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение (сегодняшние школьники) не просто узнали,сохранилино и получили опыт в изготовлении изделий народной культуры. Проявили и сформировали уважение к народным традициям Самарского края.

Вовлечь родителей воспитанников в процесс изучения семейных традиций, исторической родословной, связи с народными промыслами и преемственность поколений.

Новизна проекта

Новизна проекта состоит в использовании новых, нетрадиционных форм проведения занятий по направлениям деятельности:

  1. Историческое моделирование изделий народов Самарской области.

В итоге: выставка – сравнение изделий старины и современности;

  1. Игры народов Поволжья

Самостоятельный поиск народных игр воспитанниками и проведение их на занятиях объединения.

  1. Итоговый фольклорный праздник с обрядами и традициями народов Поволжья. Представление своих национальных изделий в обрядах через театрализацию.

Цель проекта

Формирование у детей стремлений изучать,  сохранять и пополнять культурное наследие народов Самарской области.

Задачи:

  1. Изучить историю развития прикладного творчества Самарского края.
  2. Научить ребят изготавливать изделия народов Поволжья.
  3. Воспитать уважение к труду, патриотические чувства, стремление к творчеству и самовыражению.
  4. Привлечь родителей к образовательному процессу:

- актуализировать потребность родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом;

- повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья;

- способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

В результате реализации проекта:

  1. Дети узнают историю, традиции своего края, будут гордиться своим народом, его достижениям в прикладном творчестве;
  2. Ребята научатся изготавливать изделия народов Самарского края;
  3. Разовьют чувство любви и уважения к своему краю,стремление к укреплению народных традиций, к творчеству и самовыражению;
  4. Образуется и укрепится образовательное поле «ребенок – семья –учреждение – общество».

Средстваи формы реализации проекта

  • Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, творческой, изобразительной, игровой);
  • Вовлечение и просвещение родителей;
  • Беседы;
  • Праздники;
  • Экскурсии.

 

Проект реализуется в 3 этапа

1этап - организационно-подготовительный этап;

2 этап - практическая деятельность;

3 этап - заключительный.

 

I этап(май-август 2018 года)- организационно-подготовительный этап: 

  1. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
  2. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
  3. Разработка проекта.

 

II этап (сентябрь 2018-май 2019 гг.)- практическая деятельность - реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Итоговые мероприятия

Сентябрь-Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

 Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Экскурсия в Дом дружбы народов

«Подбери узор»,

 

«Чей головной убор?»

 Изготовление поделок:

«Декорирование прихватки». Чувашский орнамент.

«Укрась фартук» орнамент татарского народа.

Конкурс – праздник

«Осенние посиделки у Харитины»

Ноябрь-Февраль

Беседа «Как появилась кукла?»

 

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки.

Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Изготовление кукол:

«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла»

Праздник «Масленица» Весенние обрядовые заклички:Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

Март-Май

Национальное наследие:«Рушник в традиционной славянской культуре»Экскурсия в музей школы № 3

 «Фестиваль народных подвижных игр»

Изготовление рушника

Конкурс – праздник: «Культурная эстафета поколений» Мы разные, но мы вместе»

 

III этап (май-июнь 2019 год) - заключительный

Обобщение и анализ полученных результатов. Размещение материалов проекта на сайте ЦДТ «Радуга успеха». Презентация проекта на мероприятияхпедагогического сообщества (конкурсах, семинарах и др.) различного уровня.

 

Литература:

  1. Бородина Н.В. Народный костюм Самарского края / Н.В. Бородина, Т.И. Ведерникова; фотоил. С.А. Осьмачниковой, Н.В. Бородиной. – Самара: Самара-Принт: Агни, 2007.- 236с.:ил. + фотоил.
  2. Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т.И. Ведерникова.- Самара: Самар, науч.-метод. центр народ. Творчества, 1991,-90с.: ил.
  3. Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
  4. «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
  5. «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
  6. Русские народные игры» http://www.laduski.ru