Тема: Народность и культура Самарской области как средство развития прикладного творчества
МБУ ДО ЦДТ "Радуга успеха" г.о. Самара
Тема: Народность и культура Самарской области как средство развития прикладного творчества
педагог дополнительного образования: Макрушена Ирина Валентиновна
Содержание.
- Введение ……………………………………..3
- Актуальность темы …………………………3
- Новизна проекта …………………………….4
- Цель проекта…………………………………4
- Ожидаемые результаты проекта…………...5
- Средства и формы реализации проекта…...5
- Этапы проекта ………………………………5
- Литература …………………………….…….7
«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»
В.Белов.
Введение
В последние годы интерес к традиционной народной культуре возрастает. Восстановление, сохранение и распространение культурного наследия одна из важнейших задач нашего общества.
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Из всего многообразия видов творчества декоративно- прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно- прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Актуальность темы
В настоящее время наши дети живут в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они предпочитают иностранные фильмы и игры. Народные русские промыслы стали уходить из быта семьи. Нарушается связь между поколениями. У молодёжи меняются идеалы, страдает их нравственность. В связи с этим приобщение обучающихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальным в педагогической практике.
В наш мир компьютеризации важно не только заинтересовать детей, но и сохранить мастерство в настоящем, и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение (сегодняшние школьники) не просто узнали,сохранилино и получили опыт в изготовлении изделий народной культуры. Проявили и сформировали уважение к народным традициям Самарского края.
Вовлечь родителей воспитанников в процесс изучения семейных традиций, исторической родословной, связи с народными промыслами и преемственность поколений.
Новизна проекта
Новизна проекта состоит в использовании новых, нетрадиционных форм проведения занятий по направлениям деятельности:
- Историческое моделирование изделий народов Самарской области.
В итоге: выставка – сравнение изделий старины и современности;
- Игры народов Поволжья
Самостоятельный поиск народных игр воспитанниками и проведение их на занятиях объединения.
- Итоговый фольклорный праздник с обрядами и традициями народов Поволжья. Представление своих национальных изделий в обрядах через театрализацию.
Цель проекта
Формирование у детей стремлений изучать, сохранять и пополнять культурное наследие народов Самарской области.
Задачи:
- Изучить историю развития прикладного творчества Самарского края.
- Научить ребят изготавливать изделия народов Поволжья.
- Воспитать уважение к труду, патриотические чувства, стремление к творчеству и самовыражению.
- Привлечь родителей к образовательному процессу:
- актуализировать потребность родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом;
- повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья;
- способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей с культурой и традициями народов Поволжья.
Ожидаемые результаты проекта:
В результате реализации проекта:
- Дети узнают историю, традиции своего края, будут гордиться своим народом, его достижениям в прикладном творчестве;
- Ребята научатся изготавливать изделия народов Самарского края;
- Разовьют чувство любви и уважения к своему краю,стремление к укреплению народных традиций, к творчеству и самовыражению;
- Образуется и укрепится образовательное поле «ребенок – семья –учреждение – общество».
Средстваи формы реализации проекта
- Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, творческой, изобразительной, игровой);
- Вовлечение и просвещение родителей;
- Беседы;
- Праздники;
- Экскурсии.
Проект реализуется в 3 этапа
1этап - организационно-подготовительный этап;
2 этап - практическая деятельность;
3 этап - заключительный.
I этап(май-август 2018 года)- организационно-подготовительный этап:
- Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
- Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
- Разработка проекта.
II этап (сентябрь 2018-май 2019 гг.)- практическая деятельность - реализация проекта
Срок |
Познавательная деятельность |
Игровая деятельность |
Продуктивная деятельность |
Итоговые мероприятия |
Сентябрь-Октябрь |
Беседа о народах Поволжья. Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья». Экскурсия в Дом дружбы народов |
«Подбери узор»,
«Чей головной убор?» |
Изготовление поделок: «Декорирование прихватки». Чувашский орнамент. «Укрась фартук» орнамент татарского народа. |
Конкурс – праздник «Осенние посиделки у Харитины» |
Ноябрь-Февраль |
Беседа «Как появилась кукла?»
Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки. |
Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок». |
Изготовление кукол: «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» |
Праздник «Масленица» Весенние обрядовые заклички:Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка». |
Март-Май |
Национальное наследие:«Рушник в традиционной славянской культуре»Экскурсия в музей школы № 3 |
«Фестиваль народных подвижных игр» |
Изготовление рушника |
Конкурс – праздник: «Культурная эстафета поколений» Мы разные, но мы вместе» |
III этап (май-июнь 2019 год) - заключительный
Обобщение и анализ полученных результатов. Размещение материалов проекта на сайте ЦДТ «Радуга успеха». Презентация проекта на мероприятияхпедагогического сообщества (конкурсах, семинарах и др.) различного уровня.
Литература:
- Бородина Н.В. Народный костюм Самарского края / Н.В. Бородина, Т.И. Ведерникова; фотоил. С.А. Осьмачниковой, Н.В. Бородиной. – Самара: Самара-Принт: Агни, 2007.- 236с.:ил. + фотоил.
- Ведерникова Т.И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т.И. Ведерникова.- Самара: Самар, науч.-метод. центр народ. Творчества, 1991,-90с.: ил.
- Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012
- «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
- «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
- Русские народные игры» http://www.laduski.ru