«Технология оценивания творческих достижений обучающихся в объединениях декоративно-прикладной направленности»
ОБУДО "Областной центр развития творчества детей и юношества"
«Технология оценивания творческих достижений обучающихся в объединениях декоративно-прикладной направленности»
методист: Черных Ксения Сергеевна
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
- Педагогическое оценивание успехов обучающихся ………………….4
- Социальная ориентация в оценочной деятельности ПДО…………….4
- Формы фиксации личностных достижений учащихся…………………5
- Компетентностный подход оценивания достижений учащихся………6
- Портфолио достижений обучающегося………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………………8
Список использованной литературы………………………………………………...9
Введение
Согласно современным требованиям, результативность реализации программы дополнительного образования определяется не столько уровнем знаний, умений и навыков, сколько сформированностью личности ребенка, его развитием и воспитанием.
Дополнительное образование характеризуется разнообразием видов, направлений, уровней образовательных программ и предполагает разнообразие в отношении образовательных результатов.
Отсутствие единых образовательных стандартов, с одной стороны существенно осложняет процедуру отслеживания и оценки результативности образовательного процесса, с другой стороны дает педагогу возможность подойти творчески к решению этой проблемы, дает педагогу право самостоятельно выбирать, разрабатывать и применять формы отслеживания и фиксации результатов обучающихся. И чем разнообразнее, креативнее, экспериментальнее будут эти формы, тем выше и ярче буду результаты в обучении, воспитании и развитии воспитанников. Тем быстрее и эффективнее будет реализовываться приоритетная задача дополнительного образование – индивидуально - личностное развитие каждого ребенка.
В работе по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности возникает основополагающая цель - формирование личностных качеств обучающихся как
- приобретение опыта самостоятельной деятельности,
- умение взаимодействовать с окружающим миром,
- готовность к саморазвитию и самосовершенствованию,
- ответственность за свой жизненный выбор,
- развитие внутреннего мира обучающегося,
- формирование собственного мнения, мировоззрения.
1. Педагогическое оценивание успехов обучающихся
Воспитание и развитие личности обучающегося происходит посредством педагога не только через предмет и методы обучения, но и с помощью оценивания, которое представляет собой один из факторов непосредственного управления процессом взаимодействия. Педагогическое оценивание - это процесс, содержащий ряд стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой, выраженной в педагогической характеристике. Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды учреждений дополнительного образования детей является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов, организацию системной работы по отслеживанию личностного развития детей, разработку и создание оценочной базы. Внедрение инновационных форм оценивания индивидуальных достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки, служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет учащемуся сделать выбор пути дальнейшего образования, соответствующий профессиональному самоопределению.
2. Социальная ориентация в оценочной деятельности ПДО
Под социальной ориентацией в оценочной деятельности педагога подразумеваете оценка учащегося исходя из социальных норм, общепринятых стандартов. Результат одного ребенка сравнивается с результатом другого ребенка, сопоставляется с установленными нормами, в которых указано, что должен уметь и знать ребенок на определенном этапе обучения и развития. В этом случае оцениваются только знание и навыки ребенка. Педагоги, которые руководствуются индивидуальной оценкой уровня образования и развития ребенка, направляют свой взгляд на личный персональный рост или его отсутствие каждого отдельно взятого обучающегося. Ребенок сравнивается не с соседом по парте, а с самим собой, его сегодняшние результаты сравниваются с его прошлыми результатами. Педагог фиксирует и отмечает малейшие изменения в развитие ребенка, поощряет движение вперед, анализирует неудачи и победы конкретно этого ребенка через призму его развития и возможностей, а не общепринятых норм. Нельзя говорить о правильности или неправильности в применении того или иного подхода в оценивании результатов обучающихся. Необходимо разумное сочетание этих двух подходов в педагогической деятельности.
3. Формы фиксации личностных достижений учащихся
Можно привести примеры нескольких форм фиксации личностных достижений учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: карта-профиль личностных достижений; «тетрадь успешности»; «портфолио достижений учащегося», бально - рейтинговая шкала, «кейс-стади» и др. Данные формы относятся к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – «показать все, на что ты способен». Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.п.
В «тетради успешности» отражаются успехи обучающегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. С помощью нее можно проследить успешность освоения обучающимся материала, изменение его интересов. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования.
Балльно-рейтинговая шкала или технология оценивания достижений обучающихся отвечает основным критериям эффективности современного диагностического инструментария. Эта технология соответствует концепции компетентностного подхода в образовании, основная идея которого заключается в том, что главным результатом являются не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях, способность действовать, анализировать, оценивать, поступать, иметь активную социальную позицию.
Применение бально-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся решает проблему повышения эффективности обучения путем стимулирования их самостоятельности, позволяет смоделировать процесс рефлексии на занятии так, как это происходит в жизненных ситуациях, тем самым предоставляя возможность получить практический опыт. Свою деятельность оценивает обучающийся, при этом оценка дается в качественной форме. Важно, чтобы он четко понимал, что надо делать, как делать и имел возможность оценить свои результаты. Кроме того, введение в образовательный процесс бально-рейтинговой технологии оценивания способствует повышению мотивации к учению, индивидуализации образовательного процесса, позволяет выявить степень результативности обучения каждого ребенка.
4. Компетентностный подход оценивания достижений учащихся
Компетентностный подход нацелен на самостоятельную оценку обучающимися своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности.
При этом позицию педагога отличает:
- оптимистический подход, авансирование доверием, умение максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития;
- отношение к ребенку как к субъекту собственной образовательной деятельности, и как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие развитию способностей.
Основным условием такого подхода является вовлеченность обучающихся в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования. Необходимо стимулировать развитие творческих качеств и самостоятельную деятельность обучающихся, внедряя накопительную систему оценки результатов, которая отражает объективную информацию об успешности учебного процесса.
5. Портфолио достижений обучающегося
Еще одна из форм фиксации и оценивания результатов обучения - портфолио достижений обучающегося. При этой форме оценивания результатов акцент смещен с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» в образовании:
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия и достижения в различных областях;
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
- рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями. Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.
Идея портфолио – папки индивидуальных достижений учащихся становится всё более популярной. Всё больше учреждений применяют его в своей практике.
Преимущества технологии портфолио:
- позволяет педагогу индивидуально подходить к каждому учащемуся;
- предоставляет основу для последующего анализа и планирования;
- позволяет самим учащимся стать активными участниками процесса оценки;
- расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить важные аспекты обучения.
Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учащимся и педагогом, в процессе которого ребенок, чувствуя внимание к себе со стороны взрослого, стремится оправдать его надежды.
Заключение
В заключение хочется отметить, что у педагога имеется немало форм и методов оценивания достижений обучающихся, которые необходимо приводить в соответствие с целями образовательной деятельности и перспективами творческого развития личности ребенка.
Важно, чтобы педагог не забывал о воспитывающей функции оценивания. Обучающийся должен научиться сам оценивать собственные результаты и достижения (образовательные, личностные, метапредметные), видеть возможности роста, рефлексировать, размышлять, корректировать свою деятельность. Такой ребенок в дальнейшем способен будет полноценно проектировать собственную стратегию развития и станет успешным специалистом в профессиональной сфере.
Список использованной литературы
1. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.
2. Думский вестник: теория и практика дополнительного образования. Мильченко Л.В. Особенности педагогического оценивания в дополнительном образовании. – Спб., 2013 (стр.81)
3. Думский вестник: теория и практика дополнительного образования. Мильченко Л.В. Особенности педагогического оценивания в дополнительном образовании. – Спб., 2013 (стр.81)