Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Технология оценивания творческих достижений обучающихся в объединениях декоративно-прикладной направленности»

ОБУДО "Областной центр развития творчества детей и юношества"

«Технология оценивания творческих достижений обучающихся в объединениях декоративно-прикладной направленности»  

методист: Черных Ксения Сергеевна

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Педагогическое оценивание успехов обучающихся ………………….4
  2. Социальная ориентация в оценочной деятельности ПДО…………….4
  3. Формы фиксации личностных достижений учащихся…………………5
  4. Компетентностный подход оценивания достижений учащихся………6
  5. Портфолио достижений обучающегося………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………………8

Список использованной литературы………………………………………………...9

 

Введение

Согласно современным требованиям, результативность реализации программы дополнительного образования определяется не столько уровнем знаний, умений и навыков, сколько сформированностью личности ребенка, его развитием и воспитанием.

Дополнительное образование характеризуется разнообразием видов, направлений, уровней образовательных программ и предполагает разнообразие в отношении образовательных результатов.

Отсутствие единых образовательных стандартов, с одной стороны существенно осложняет процедуру отслеживания и оценки результативности образовательного процесса, с другой стороны дает педагогу возможность подойти творчески к решению этой проблемы, дает педагогу право самостоятельно выбирать, разрабатывать и применять формы отслеживания и фиксации результатов обучающихся. И чем разнообразнее, креативнее, экспериментальнее будут эти формы, тем выше и ярче буду результаты в обучении, воспитании и развитии воспитанников. Тем быстрее и эффективнее будет реализовываться приоритетная задача дополнительного образование – индивидуально - личностное развитие каждого ребенка.

В работе по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности возникает основополагающая цель - формирование личностных качеств обучающихся как

  • приобретение опыта самостоятельной деятельности,
  • умение взаимодействовать с окружающим миром,
  • готовность к саморазвитию и самосовершенствованию,
  • ответственность за свой жизненный выбор,
  • развитие внутреннего мира обучающегося,
  • формирование собственного мнения, мировоззрения.

 

1. Педагогическое оценивание успехов обучающихся

Воспитание и развитие личности обучающегося происходит посредством педагога не только через предмет и методы обучения, но и с помощью оценивания, которое представляет собой один из факторов непосредственного управления процессом взаимодействия. Педагогическое оценивание - это процесс, содержащий ряд стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой, выраженной в педагогической характеристике. Характерной чертой современного этапа обновления образовательной среды учреждений дополнительного образования детей является ориентация на создание индивидуальных образовательных маршрутов, организацию системной работы по отслеживанию личностного развития детей, разработку и создание оценочной базы. Внедрение инновационных форм оценивания индивидуальных достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей соответствует логике предпрофильной подготовки, служит инструментом оценивания и стимулирования обучаемых, позволяет учащемуся сделать выбор пути дальнейшего образования, соответствующий профессиональному самоопределению.

 

2. Социальная ориентация в оценочной деятельности ПДО

Под социальной ориентацией в оценочной деятельности педагога подразумеваете оценка учащегося исходя из социальных норм, общепринятых стандартов. Результат одного ребенка сравнивается с результатом другого ребенка, сопоставляется с установленными нормами, в которых указано, что должен уметь и знать ребенок на определенном этапе обучения и развития. В этом случае оцениваются только знание и навыки ребенка. Педагоги, которые руководствуются индивидуальной оценкой уровня образования и развития ребенка, направляют свой взгляд на личный персональный рост или его отсутствие каждого отдельно взятого обучающегося. Ребенок сравнивается не с соседом по парте, а с самим собой, его сегодняшние результаты сравниваются с его прошлыми результатами. Педагог фиксирует и отмечает малейшие изменения в развитие ребенка, поощряет движение вперед, анализирует неудачи и победы конкретно этого ребенка через призму его развития и возможностей, а не общепринятых норм. Нельзя говорить о правильности или неправильности в применении того или иного подхода в оценивании результатов обучающихся. Необходимо разумное сочетание этих двух подходов в педагогической деятельности.

 

3. Формы фиксации личностных достижений учащихся

Можно привести примеры нескольких форм фиксации личностных достижений учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: карта-профиль личностных достижений; «тетрадь успешности»; «портфолио достижений учащегося», бально - рейтинговая шкала, «кейс-стади» и др. Данные формы относятся к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной смысл – «показать все, на что ты способен». Как правило, в них фиксируется: уровень освоения образовательной программы по виду деятельности, которым занимается ребенок; особенности развития познавательных процессов, входящих в структуру специальных способностей; некоторые личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка); результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.п.

В «тетради успешности» отражаются успехи обучающегося, полезные дела, которые он сделал для себя, своих родных, друзей и окружающих людей. С помощью нее можно проследить успешность освоения обучающимся материала, изменение его интересов. Использование данной тетради позволяет повысить качество и результативность работы педагогов дополнительного образования.

Балльно-рейтинговая шкала или технология оценивания достижений обучающихся отвечает основным критериям эффективности современного диагностического инструментария. Эта технология соответствует концепции компетентностного подхода в образовании, основная идея которого заключается в том, что главным результатом являются не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях, способность действовать, анализировать, оценивать, поступать, иметь активную социальную позицию.

Применение бально-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся решает проблему повышения эффективности обучения путем стимулирования их самостоятельности, позволяет смоделировать процесс рефлексии на занятии так, как это происходит в жизненных ситуациях, тем самым предоставляя возможность получить практический опыт. Свою деятельность оценивает обучающийся, при этом оценка дается в качественной форме. Важно, чтобы он четко понимал, что надо делать, как делать и имел возможность оценить свои результаты. Кроме того, введение в образовательный процесс бально-рейтинговой технологии оценивания способствует повышению мотивации к учению, индивидуализации образовательного процесса, позволяет выявить степень результативности обучения каждого ребенка.

 

4. Компетентностный подход оценивания достижений учащихся

Компетентностный подход нацелен на самостоятельную оценку обучающимися своих возможностей и «невозможностей», осознание границ своей компетентности и некомпетентности.

При этом позицию педагога отличает:

  • оптимистический подход, авансирование доверием, умение максимально стимулировать развитие ребенка и видеть перспективы этого развития;
  • отношение к ребенку как к субъекту собственной образовательной деятельности, и как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору и проявлять собственную активность;
  • опора на личностный смысл, интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие развитию способностей.

Основным условием такого подхода является вовлеченность обучающихся в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования. Необходимо стимулировать развитие творческих качеств и самостоятельную деятельность обучающихся, внедряя накопительную систему оценки результатов, которая отражает объективную информацию об успешности учебного процесса.

 

5. Портфолио достижений обучающегося

Еще одна из форм фиксации и оценивания результатов обучения - портфолио достижений обучающегося. При этой форме оценивания результатов акцент смещен с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио» в образовании:

  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период его обучения, коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия и достижения в различных областях;
  • систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
  • рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, проектной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио существенно дополняет современные контрольно-оценочные средства. Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования ребенка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, то есть владение ключевыми компетенциями. Состав портфолио зависит от конкретных целей обучения. Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

Идея портфолио – папки индивидуальных достижений учащихся становится всё более популярной. Всё больше учреждений применяют его в своей практике.

Преимущества технологии портфолио:

  • позволяет педагогу индивидуально подходить к каждому учащемуся;
  • предоставляет основу для последующего анализа и планирования;
  • позволяет самим учащимся стать активными участниками процесса оценки;
  • расширяет возможности методов оценки, позволяя оценить важные аспекты обучения.

Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учащимся и педагогом, в процессе которого ребенок, чувствуя внимание к себе со стороны взрослого, стремится оправдать его надежды.

 

Заключение

В заключение хочется отметить, что у педагога имеется немало форм и методов оценивания достижений обучающихся, которые необходимо приводить в соответствие с целями образовательной деятельности и перспективами творческого развития личности ребенка.

Важно, чтобы педагог не забывал о воспитывающей функции оценивания. Обучающийся должен научиться сам оценивать собственные результаты и достижения (образовательные, личностные, метапредметные), видеть возможности роста, рефлексировать, размышлять, корректировать свою деятельность. Такой ребенок в дальнейшем способен будет полноценно проектировать собственную стратегию развития и станет успешным специалистом в профессиональной сфере.

 

Список использованной литературы

1. Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005.

2. Думский вестник: теория и практика дополнительного образования. Мильченко Л.В. Особенности педагогического оценивания в дополнительном образовании. – Спб., 2013 (стр.81)

3. Думский вестник: теория и практика дополнительного образования. Мильченко Л.В. Особенности педагогического оценивания в дополнительном образовании. – Спб., 2013 (стр.81)