"Технологическая карта урока русского языка в 4 классе"
Конспект урока русского языка,
проведенного в 4 классе
учителем начальных классов
Тема урока: Повторение по теме «Мягкий знак. Знакомый незнакомец…»
Цель урока: Вспомнить и обобщить все правила написания ь
Задачи:
В образовательной сфере: Формировать умение обосновывать написание мягкого знака в различных позициях и грамматических формах
В развивающей сфере: Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, развивать умение работать самостоятельно, в паре и в группе
В воспитательной сфере: Воспитывать культуру поведения на уроке, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование
У учителя: Таблички со словами; презентация для интерактивной доски
У детей: Рабочие тетради, ручки; лист с подготовленными заданиями
№ |
Этап урока, действия учителя, задания |
Возможные ответы, действия детей |
Какие УУД формируются на данном этапе урока |
1. |
Организация класса Приветствие.
Я рада видеть каждого из вас, И пусть зима еще прохладой дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. |
|
|
2. |
Начать урок я предлагаю с игры. Игра на выбывание.
Вспоминаем правила игры, пробуем играть вместе. Правила игры:
Первая игра с буквами: о и м К у е |
Высказывают одобрение
Дети называют лишние буквы, приводят доказательства |
Познавательные: ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; извлечение необходимой информации из текстов; Коммуникативные: овладение монологической и диалогической формами речи |
3. |
Игра со словами – в группах (см. Приложение 1 – слова для работы в группах) Объяснить, как отмечать «выбывшие слова»
Проверка
Какие же слова остались? Эти слова имеют что-то общее и это поможет определить тему нашего урока. Слова - льёт, шьёт, стеречь, летать, сирень, мелочь
- А о чем же мы будем говорить? О букве русского алфавита, о которой вы еще не все знаете. У меня в коробочке спрятана эта буква. Отгадайте, что за буква |
Дети работают в группах, проверяют, доказывают свою правоту
Дети предполагают, что речь пойдет о мягком знаке
Дети удивлены появлением макета буквы из сундучка |
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Коммуникативные: овладение монологической и диалогической формами речи |
4. |
Вы немало знаете о ь. Знаете, что он умеет выполнять разные роли в речи. Давайте припомним это вместе, помогайте мне. Он может быть указателем, он указывает, что данный согласный звучит в слове мягко. Приведите примеры. Он может быть судьей, разделителем, и показывать, что согласный и гласный не сливаются. Приведите примеры. Запишем их в тетради (СМОТРЮ НА ВРЕМЯ) |
Дети рассматривают рисунки на слайде и припоминают материал о роли мягкого знака (рисунки знакомы детям из 1-2 класса)
|
Познавательные: формирование умения читать графические схемы, устанавливать аналогии; устанавливать зависимости; преобразовывать информацию из одной формы в другую Познавательные: ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; |
5 |
Работа в парах
Я предлагаю провести расследование. Поработайте в парах, как работали обычно известные сыщики Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. Работаем с текстами, которые лежат у вас на партах (см. Приложение 2). Найдите слова, в которых мягкий знак показывает мягкость согласного, поставьте над такими словами 1, а если в слове мягкий знак разделительный - 2. Проверка – группы выдают свои ответы, доказывают свою правоту |
Музыка Слайд Шерлок Холмс
Во время проверки доказываем, какую работу выполняет мягкий знак, провокация – почему пишем не твердый знак, а мягкий? |
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать ее аргументами и фактами Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждении; |
6. |
Физпауза -Если вы услышите слово, в котором ь показывает мягкость, поднимите руки, если он разделительный – присядем.
Семья, шаль, доверить, дочка, моль, точка, деревья, ручьи. ручка, |
Дети выполняют упражнения |
|
7. |
На презентации появляется видео: -Шерлок говорит о том, что приготовил вам еще задание. Какие еще роли у мягкого знака? Поработаем с таблицей на презентации – определите роли мягкого знака!
Заполняем таблицу, приводим примеры |
Предложения детей все выслушиваю
|
Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя, искать средства ее осуществления Познавательные: составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; |
8 |
--Итак, мы всё помнили все о роли мягкого знака. Проверим, все ли усвоено! Самостоятельная работа. -Спишите, вставьте где надо ь.
Грамотная речь может помочь общаться, и ты будешь окружён друзьями, как большой семьей.
Проверим – сверьте с эталоном на доске. После проверки объясняем, какая «работа» у мягкого знака |
|
Регулятивные: соотнесение результата деятельности с целями и оценка его; определение степени успешности выполнения своей работы и работы всего класса Личностные: формирования рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; знание и применение основных моральных норм; |
8. |
Домашнее задание – составить текст, в котором будет как можно больше слов с мягким знаком. Этот текст надо записать как упражнение с пропущенными буквами (лучшие работы учитель сможет использовать как тренировочные задания для класса)
|
Дети реагируют, проверяем, понятно ли задание всем, записываем его в дневник |
|
8. |
Итог урока и рефлексия. Быстро время пролетело И идёт к концу урок. Так давайте без задержки Подведём всему итог. - А как прошел наш урок? Прошел ли он для вас даром или мы вынесли что-то полезное с этого урока? - Удалось ли нам обобщить и систематизировать все имеющиеся у вас знания о ь? - Почему? (на все вопросы ответили, задания выполнили верно). –Пригодятся ли вам знания, полученные на нашем уроке? — Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. Спасибо за урок. |
Да!
На все вопросы ответили, задания выполнили верно |
Регулятивные: соотнесение результата деятельности с целями и оценка его; определение степени успешности выполнения своей работы и работы всего класса Личностные: формирования рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью; знание и применение основных моральных норм; |