Технический проект "Лего-констуирование в ДОУ". Тема: "Автодром будущего"
МАОУ ДС №80 "Песенка" г. Тольятти Самарская область
Технический проект "Лего-констуирование в ДОУ". Тема: "Автодром будущего"
Воспитатели: Морозова Алена Викторовна, Сысолятина Вера Сергеевна
Проект «Лего-конструирование в ДОУ»
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Конструирование - «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и собственному замыслу».
А.Р. Лурия
Тема «Автодром будущего. Научно – исследовательская станция»
Актуальность Лего-конструкторов:
1. Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
2. Позволяют педагогу и родителям сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
3. Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Идея проекта: сделать LEGO- конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего лего-проекта.
Цель проекта: внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс средней группы №41, организация детско – родительской совместной деятельности вне детского сада.
Задачи проекта:
1) Обеспечить целенаправленное применение LEGO- конструктов в образовательном процессе группы:
2) Организовать целенаправленную работу по применению LEGO- конструкторов в группе №41.
3) Повысить образовательный уровень педагогов и родителей группы №41 за счет обучению LEGO -технологии.
4) Повысить интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
5) Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
6) Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
7) Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
8) Ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO и FUN S BOT;
9) Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности.
Основные формы и методы образовательной деятельности:
- совместное конструирование взрослых и детей, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- творческий (предложение и обсуждение новых моделей, отличных от предложенных)
- метод стимулирования и мотивации деятельности родителей и детей (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).
- консультирование родителей.
1 этап – подготовительный.
Цель: Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников на начало проекта, освоение лего-конструирования ведется от простого к сложному. Первая частьосвоение лего – это упражнения на развитие логического мышления.
Задачи 1 этапа:
-совершенствование навыков классификации
-обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа
-активация памяти и внимания
-ознакомление с множествами и принципами симметрии
-развитие комбинаторных способностей
-закрепление навыков ориентации в пространстве
-консультированиеинформирование родителей об основных видах конструирования; о последовательности конструирования построек.
- мотивирование родителей к сотрудничеству с педагогами группы и детьми по данному вопросу.
- выполнение заданий педагогов родителями и детьми
Задание 1. Создание постройки по технокарте (по схеме).
Задание 2. Создание постройки по образцу (педагог раздает родителям листы с образцами построек).
Задание 3. Изменение постройки по условию (педагог раздает листочки, на которых указано, как нужно изменить постройку.Н-р: сделать длиннее, шире, уже, выше, ниже, из одноэтажного дома – двухэтажный и т. п.)
2 этап – основной.
Цель – развитие способностей к наглядному моделированию.
Задачи второго этапа:
- развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением
-обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
-стимулирование конструктивного творческого воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
- ознакомление с окружающей действительностью.
-формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструкторов лего.
-развитие речи и коммуникативных способностей.
- совместное детско – родительское творчество
Задание 4. Конструирование по замыслу на выбранную совместно с педагогом тему «Автодром будущего. Научно – исследовательская станция». Родители и дети сами придумывают будущую постройку и выполняют данное задание.
3 этап - заключительный.
- обыгрывание построек
- подведение итогов.
- круглый стол. Что развивают игры с конструктором лего?
Ответы родителей:
- мелкую моторику;
- пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;
- воображение;
- творческие способности;
- слуховое внимание, память, логическое мышление. И т. д.
Первый этап «Подготовительный» |
||
Цель |
Выявить исходный уровень развития конструктивных способностей дошкольников на начало проекта |
|
Содержание работы |
Изучение мнения родителей, обобщение и анализ полученных данных; постановка цели и задач проекта |
|
Диагностика включает в себя |
Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное конструирование |
|
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей, проявления конструктивной активности дошкольников |
||
Индивидуальные беседы с детьми |
||
Результат |
Разработка комплекса методических материалов по реализации проекта в образовательном процессе. Знакомство детей с конструктором Лего, обогащение знаний о данном виде конструктора, заинтересованность родителей и активное взаимодействие. В процессе знакомства был выявлен уровень осведомлённости родителей о пользе конструктора в развитии ребёнка, о необходимости включения Лего-конструирования в образовательный процесс, о его образовательной универсальности, привлекательности для ребёнка. В ходе общения с родителями были установлены доверительные отношения. (Приложение) |
|
Игры (с\р, д\и, тв.\и) |
Сюжетно – ролевые игры: «Мы построим лего – сад, дом, магазин и т. д», «Заборчик для Петушка» ,«Поездка на транспорте», «Кукольная мебель». Дидактические игры: «Лабиринт из лего», «Лего - лото». Консультация для родителей: «Лего – конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста», «Как хранить лего – конструктор в доме с маленькими детьми», Рекомендации для родителей как правильно выполнять задания 1,2, 3 с детьми». Серия бесед с детьми на тему: «Волшебный мир лего» |
|
Второй этап - основной «Реализация проекта» |
||
Цель |
Апробировать результативность разработанного содержания проекта в рамках программы «От рождения до школы» направленного на развитие конструктивных способностей детей дошкольного возраста |
|
Анализ данных по комплексным критериям |
Проявление интереса ребенка к конструированию |
|
Особенности процесса конструирования |
||
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования |
||
Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка |
||
Виды деятельности по реализации проекта
|
Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом |
|
Организация режимным моментов с использованием конструктора «Лего» и литературного материала |
||
Активное привлечение родителей, специалистов ДОУ и социальных партнеров в рамках темы проекта |
||
Детско – родительская деятельность В рамках проекта. |
Дидактическая игра для детей: «Найди отличия», «Построй такой же», «Расскажи что потом», «Давай придумаем и построим дом, машину….» Задание 4:Конструирование по замыслу на выбранную совместно с педагогом тему «Автодром будущего. Научно – исследовательская станция». Родители и дети сами придумывают будущую постройку и выполняют данное задание. Выполняя рекомендации педагога: обязательным элементом постройки должен быть конструктор лего. |
|
Третий этап «Оценочный» 3 этап творческий - заключительный |
||
Цель |
Выявить уровень развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста, показать динамику на конец проекта |
|
Провести рефлексию проделанной работы, наметить перспективы развития |
||
Диагностика включает в себя |
Систематическое наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное действие |
|
Наблюдение и оценка индивидуальных особенностей проявления конструктивной активности дошкольников |
||
Индивидуальные беседы с детьми |
||
Анализ данных по комплексным критериям |
Проявление интереса ребенка к конструированию |
|
Особенности процесса конструирования |
||
Отношение ребенка к помощи взрослого (воспитателя, родителей) в процессе конструирования |
||
Отношение ребенка к результату конструирования и его оценка |
||
Формы презентации проекта |
Круглый стол по обмену впечатлениями и опытом . Сюжетно – ролевая игра «Автодром будущего. Научно – техническая станция». Чаепитие. |
|
Ожидаемые результаты работы по проекту:
- накопление положительного опыта взаимодействия семьи педагогов ДОУ;
- повышение педагогической компетенции родителей;
- формирование интереса к детскому Лего-конструированию;
- активное участие родителей в жизни своего ребёнка.
Педагог: Кроме того, конструктивные игры и строительство формируют у детей такие личностные качества, как терпение и упорство, стремление мастерить своими руками, доводить начатое дело до конца. Эти качества обязательно пригодятся вашему ребенку в дальнейшей жизни.
Уважаемые родители! Спасибо вам за ваше активное участие в практикуме, за чудесные постройки. Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!