Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Театральное представление: экологическая сказка «Суета на болоте»

МОУ Гимназия г. Краснослободска   

  Г.Краснослободск, Среднеахтубинского района, Волгоградской области

 

Методическая разработка мероприятия по организации творческой деятельности детей, связанной с природой.

 Театральное представление: экологическая сказка «Суета на болоте».

 

учитель биологии

Егоренкова Любовь Николаевна

 

 

Введение.

Современный, системно-деятельностный подход  нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности учащихся.  Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Театральная деятельность как нельзя лучше способствует формированию личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания   в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Театр, как синтетическое искусство, воспитывает в  школьниках  логическое мышление, воображение, фантазию,  коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет заниматься  самопознанием, овладевать собственным телом, речью, умением работать в  коллективе и внимательно относиться к окружающим.  Учащиеся, вовлечённые в театрализованную деятельность, получают  дополнительный стимул к саморазвитию, вырабатывают уверенность в себе, лидерские и организаторские качества, тренируют силу воли, умение  держаться на публике.

Театральная деятельность способствует воспитанию школьника не только в качестве специалиста,  профессионала своего дела, но и как личности и члена коллектива и  социума, поэтому работа по организации театрализованной деятельности в  школе становится особенно актуальной.

 

 

 

 

Цель: формирование экологической культуры посредством театральной деятельности.

Задачи:
           - Сформировать и развить у зрителей и участников театрального  действия бережное отношение к природе, осознания природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека;

-Систематизировать методические приемы, способствующие развитию

познавательных и созидательных способностей обучающихся.

-Использовать театральную деятельность, обеспечивающую творческую

самореализацию и формирование опыта самостоятельной деятельности.

- Научить навыкам общения и коллективному творчеству;

-Развивать эстетические способности учащихся;

-Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,  находчивость и фантазию, воображение, образное мышление.

-Обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания во внеурочной деятельности.

 

Работа  над экологической сказкой разделяется на несколько этапов.

  1. Учащимся предлагается внести изменения и поправки в текст.
  2. Подготовка реквизита.
  3. Разучивание ролей.
  4. Изготовление костюмов.
  5.  
  6. Выступление перед учащимися школы.
  7. Участие в мероприятиях природного парка.

       На первом этапе учащиеся предлагают свои изменения в сценарий спектакля. Добавляют в свои роли слова и описания природы. Этот этап может растянуться на следующий, когда готовится реквизит, учащиеся обсуждают свои роли и придумывают что-то новое. Обдумывают свою роль и начинают обсуждать костюмы для каждого персонажа.

       На этом этапе четко просматривается принцип деятельности - когда ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывая их сам, используя энциклопедии, ресурсы интернета и  осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

      Во время подготовки реквизита создаются  условия, когда каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием,  сам создал продукт – оформление сцены.  Для этого я поощряю самостоятельность, инициативу, выдвижение и обоснование своих гипотез, т.е. создаю условия для включения учащихся в активную поисковую деятельность, чтобы у участников спектакля возникло ощущение, что это они сами чего-то достигли и сами сделали «открытие».

     Следующий этап работы – изготовление костюмов, в нем прослеживается принцип целостности, здесь воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Целостность педагогического процесса, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процессов обучения, воспитания и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
     Образование учащегося не заканчивается занятиями в школе, много информации ученик получает в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса необходимо общение с семьей. Это обеспечивает формирование у школьников целостной картины мира.
     Изготовление костюмов процесс длительный, в нем участвуют не только участники спектакля, но и другие учащиеся школы (помощники). Родители тоже не стоят в стороне.
     После того как приготовлен реквизит и костюмы, начинаются репетиции.
На первом этапе репетиций, учащиеся читают текст по ролям, при этом учатся правильно произносить слова, отрабатывают дикцию, в это время запоминается последовательность выхода героев на сцену и их действия на сцене.
      Второй этап репетиций. Учащиеся выходят на сцену пробуют взаимодействовать с партнером, правильно держать себя на сцене, двигаться по сцене.
Здесь используется принцип непрерывности. На этапе распределения ролей учащиеся 5-х и 6-х классов распределяются на небольшие роли и участвуют в описании природы и взаимосвязи живых организмов (Биология 5 класс),  Учащиеся 7 класса задействованы в описании  животных и распределяются на роли животных, насекомых (Биология 7 класс). Старшеклассники редактируют и изменяют текст и распределяются на большие роли – так прослеживается преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
      Третий этап репетиций. Учащиеся надевают костюмы и репетируют. На этапе репетиций обеспечивается  принцип психологической комфортности, где  снимают все стрессообразующие факторы учебного процесса, создаётся  доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
      Принцип вариативности можно использовать в случае, если один участник не явился на репетицию, тогда учащимся предлагается заменить участника. Здесь используется способность учащихся формировать  способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
      Принцип творчества – пронизывает всё действие от написания текста сказки до выступления на сцене. Во время подготовки и выступлений с экологической сказкой максимально прослеживается на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
    Следующий этап самый ответственный, учащиеся рисуют афишу,  приглашают учащихся школы на представление.

     Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
     Экологический спектакль по форме более свободен. И учителю, и учащимся предоставляется больше возможностей проявить выдумку при исполнении какой-либо роли. В этом случае успех спектакля во многом определяется придуманными костюмами, и даже выбором исполнителя той или иной роли.

       В результате выступление с экологической сказкой положительные эмоции получают и зрители, и участники спектакля.

 В процессе подготовки и проведения экологической сказки обучающиеся раскрывают свой творческий потенциал, пополняют свой кругозор и экологические знания и развивают свои коммуникативные навыки, получают дополнительные знания о природе своего края.

Подобные мероприятия формируют культурные запросы детей, расширяется зона их творческих возможностей, круг интересов, а также пополняются знания об экологии.

 

 

 

 

Прилагаю текст одной из экологических сказок, показанных в нашей гимназии.

 Экологическая сказка «Суета на болоте».

Сцена оформлена природным пейзажем.

Автор: В некотором царстве, в некотором государстве, в междуречье рек Ахтубы и Волги, в прекрасном природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», в мире и гармонии жила флора и фауна.

Автор. КАРТИНА ПЕРВАЯ. ВЕСЁЛАЯ.

Танец бабочек
(Музыка. Вальс из мультфильма «Анастасия)

Автор. КАРТИНА ВТОРАЯ. ПЕЧАЛЬНАЯ.
(Музыка. Заставка из передачи «В гостях у сказки»)

Первый турист: Ну, вот мы и пришли на наше место, здесь вчера мы поставили сети.

Второй турист: Да, сейчас наступит ночь, и мы поставим сети. Хороший будет улов.

Первый турист: А после рыбалки можно и в лес, поохотиться (достают сети, динамит и ружьё)

Второй турист: Пойдём, вытащим вчерашнюю сеть, наверное,  уже много рыбы в ней. (Вытаскивают сеть)

Первый турист: А улов-то всё меньше и меньше. Осетров и белуг совсем нет

Второй турист:  И стерлядка мелкая.

Автор. КАРТИНА ТРЕТЬЯ. КОНФЛИКТНАЯ.

 (Музыка. Заставка из передачи «В гостях у сказки»)

Водяной: А вы знаете, что болото, самая важная часть водно-болотных угодий?

Русалка: Может, ты не знаешь, что в реках воды куда больше, чем в твоих болотах?

Водяной: А сколько редких животных и птиц живёт на моих просторах?!

Баба-Яга: Вы бы молчали! Лес важнее твоих гнилых болот и воды твоей. Лес – это основа всей жизни! И птицы  и звери, грибы, насекомые, полевые цветочки!

Русалка: Да что твой лес без моей воды!?

ВОДЯНОЙ: А без моих болот и рек бы не было.

Русалка: Если твоему лесу весной нужна будет вода, то помощи от меня можешь не ждать, помрешь скорее!

Водяной: Да что твоя вода без моих болот, и от меня помощи не жди.

Орлан белохвост: Беда! Беда! Люди закрыли протоки для воды, построили турбазы, жгут костры и мусорят кругом. В реках нет рыб! Жители поймы, объединяйтесь! Давайте спасём наш дом! Беда! Беда!

Автор. КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ. СКАЗОЧНАЯ.  
(Музыка. Заставка из передачи «В гостях у сказки»)

Автор: Решил водяной собрать совет, заодно угостить всех чаем с боярышником и шиповником, поговорить о делах на болоте. Позвал свою давнюю подругу кикимору, бабу-ягу, русалок, всех животных и растения поймы.

Пришли  к водяному баба-яга с лешим, русалка со своими подругами, слетелись бабочки и комары. Появился паук. Орлан - белохвост наблюдал за советом с высоты.

 Автор. Картина 5.Хвалебная.
(Музыка. Заставка из передачи «В гостях у сказки»)

ВСЕ УДОБНО РАССАЖИВАЮТСЯ НА КОЧКАХ.

Русалка 1. Плыла я к тебе Водяной по прекрасным озерам и рекам, вокруг колышущиеся под ветром камышовые и тростниковые заросли. В них  обитают водоплавающие птицы, в этих озерах   живет и размножается огромное количество разных видов растений и животных.

Комар. Водно-болотные угодья – это сосредоточенье разнообразной жизни, и водной, и  наземной.

Русалка 2. А я, пока плыла сюда из затона Грязного, представляла, как красиво выглядит наша пойма из космоса.

Орлан белохвост: А я вижу пойму с высоты своего полета. Это оазис посреди степей и полупустынь. Протоки и ручьи, озёра и ильмени, ерики и болота дарят жизнь многочисленным растениям, животным, микроорганизмам.

Паук: Здешний край всегда поражал щедростью и изобилием. Свидетельства этого дошли до нас из разных исторических эпох.

Водяной. – Да, помню! В 1910 году только ниже Саратова было поймано 700 белуг, 37 000 осетров, 6 000 севрюг, 126 000 стерлядей.
Баба яга. Ещё античные мыслители предположили роль воды как первоисточника жизни. Вещество с химической формулой H2O присутствует во всей биосфере: не только в водоёмах, но и в воздухе, в почве, в организмах всех живых существ.

Бабочка 1. В природе и людском сообществе роль водно-болотных угодий колоссальна. Они возвращают в атмосферу кислород и изымают из неё углекислый газ. Регулируют  температуру и осадки. Являются резервуарами чистой питьевой воды.

Бабочка 2. Неслучайно все древние цивилизации рождались в поймах рек, по берегам водоёмов.

Баба яга: На Нижней Волге природой созданы наилучшие условия для жизни многих видов флоры и фауны, в реках и озерах поймы обитают огромное количество птиц, млекопитающих, земноводных, растений и водорослей.

Паук. Да, не только мы любим и бережем своё болото, люди тоже задумались, как сохранять реки и озера. Природные комплексы Нижней Волги охраняются на региональном, национальном и международном уровнях.

Комар: 2 февраля 1971 года в г. Рамсар рядом государств была подписана Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. В 1975 году к этому соглашению примкнула и Россия.
Автор. Картина 6. Деятельная.
(Музыка. Заставка из передачи «В гостях у сказки»)

Водяной: Подданные мои, любезные, покуда я еще не стар, мне охота навести порядок в моих владениях, помочь людям в наведении порядка и сохранении родной поймы, посмотреть, как с каждым годом становится ещё прекрасней наше болото! Возьмемся за дело, лесные жители!
Русалка 1- Что ж, батюшка, благослови и вели исполнять твои желания!
Русалка 2 -  Что прикажешь, сделаем! Мы тоже хотим жить в покое.
Водяной. - Вы, русалки плывите по рекам Ахтубе, Волге и если встретите людей с сетями, электрическими удочками, взрывными веществами, на моторных лодках, пойте им свои удивительные песни, а когда они уснут, покажите им сны вещие. Во снах пусть привидеться им будущее их внуков и правнуков без цветов, без лугов, без лесов. Лишь пустыня вокруг, птички не поют. Вода грязная, в которой нет рыбы.
Автор. Поклонились русалки водяному и отправились в путь.

Бабочки: А мы станцуем для них все наши прекрасные танцы, чтобы поняли люди - красота спасет мир!
 Баба яга: Я буду летать вдоль рек, проток, болот и буду следить за порядком, потушу все костры силой своей недоброй.
 Уж, некогда  мне будет скучать, заплету, запутаю, всех, кто станет вредить нашему общему дому. Пошучу над любым, кто недоброе затеял. Жутко станет всем, кто не задумывается о будущем природы.
Водяной. Удачи вам в ваших добрых делах. Ступайте себе с миром.

Автор: На следующее утро Водяной опять собрал совет и начал расспрашивать, кто как справился со своим заданием.

Баба Яга. Я облетела все озера и болота и видела красивые волжские озера и реки, колышущиеся под ветром камышовые и тростниковые заросли. О! Как люблю я своё болото. И птиц! И растения! И лягушечек! Всё разнообразие болотное!
Русалка 1. Надолго запомнят браконьеры и неграмотные туристы наши сны и детей своих научат, как надо относиться к природе.

Автор. Картина 7. Результативная.
 (Музыка. Заставка из передачи «В гостях у сказки»)

Водяной. Благодарю вас, мои подданные! Вы прекрасно справились с моим заданием. Будем помогать людям, беречь наш край.
Только задумайтесь, каким прекрасным был бы мир, если б все поступали, так как наши герои! Злость, бедность и несчастья исчезли бы навсегда, а любовь к природе процветала бы на всей планете! Поэтому не упускайте возможности сделать даже крохотный добрый поступок – пусть цепная реакция доброты и любви к природе никогда не прекращается.

Картина 8. Вопросительная. (Музыка. Заставка из передачи «В гостях у сказки»)

Русалка 2. А что если бы на месте туристов оказались бы именно вы и ваши родители?

Бабочка 1. После встречи с нашими сказочными персонажами захотели бы засорять природу?
Бабочка 2. Кидать неразлагаемый пластик и дышать грязным воздухом?
Бабочка 3. Было ли вам хорошо, если ваш дом уничтожали и приводили в катастрофическое состояние?
Бабочка 4. Задумаетесь  о будущем вашего города, леса, болота, рек и всей планеты.
Автор. Картина 9. Заключительная.

(Музыка. Заставка из передачи «В гостях у сказки»)

Орлан белохвост: Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

 Все: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

 

Приложение: Презентация.