Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

«Свет и тень. Рождение теневого театра»

МДОУ детский сад  комбинированного вида №98 «Сказка»

г. Черноголовка, Московской области

«Свет и тень. Рождение теневого театра»

Автор; Молчанова Наталья Александровна, воспитатель

Цель: Формировать представления детей о свойствах света и тени.

Задачи:

- познакомить детей со свойствами света и тени;

- развивать умениенаблюдать ,видеть свет и тень;

-умение экспериментироватьс  помощью света;

- познакомить детей с различными источниками светаприродные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча и правилами безопасного обращения с ними;

- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

На основе знаний о свете и тени подвести детей к знакомству с новым видом театра – Теневой.

- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;

- развивать артистизм, коммуникацию;

- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.

Актуальность темы:

Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных их них - это свет и его составляющая тень. Попробуем разобраться, что же такое свет и как появляется тень?

С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Перед проведением опытов со светом важно выделить некоторые его свойства. Одно из свойств, света - это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна, можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длиной тени утром, днем и вечером. Для детей  постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Это оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Вид проекта: групповой, краткосрочный.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Участники проекта: дети - старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Возраст детей: 5 - 6 лет

Срок реализации: с 29.02. по 2.03 2018 г.

Схема поэтапной реализации познавательно – исследовательского проекта «Свет и тень».

Этапы проекта Деятельность педагога. Деятельность детей.

1 этап

Погружение в проблему, постановка задач. Формулирует цель и задачи проекта.

Цель: формировать представления детей о свойствах света и тени.

Задачи: - познакомить детей со свойствами света и тени;

- познакомить детей с различными источниками света и правилами безопасного обращения с ними;

- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;

- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.

Входят в проблему.Делают выводы как при помощи света и тени можно овладеть навыками теневого театра .

Делятся своими знаниями о живой природе.

2 этап

Практическая работа. Обсуждение результатов

Проводит совместную работу по ознакомлению детей со свойствами света и тени, с источниками света и правилами безопасного пользования ими.

Подготавливает дидактические игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света», разрезные картинки «Всё, что светит ярко».

Подготавливает и проводит консультацию с родителями воспитанников по теме «Увлекательные игры с тенью»,«Домашний театр теней».

Организует среду для познавательно - исследовательской деятельности детей (создание картотеки опытов по выбранной теме); планирует дальнейшую деятельность детей.

На прогулках проводит подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом». Перед знакомством со свойствами света и тени проводились беседы о источниках света, правилах безопасного использования их.

3 этап

Систематизация информации.

Подбирает беседы, литературные произведения и мультфильмы по теме проекта.

Изготавливает ширму для теневого театра.

Подготавливает дидактические игры, загадки по систематизации пройденного материала.

Заучивают стихотворение «Солнце и тень» Галины Рукосуевой.

Разгадывают загадки. Используют дидактические игры.

4 этап

Заключительный. Вместе с детьми готовит атрибуты для разыгрывания сказки в театре теней, подводит детей к формулированию выводов по проблеме, подготавливает презентацию для выступления на защите проекта. Делают выводы как при помощи света и тени можноможно овладеть навыками теневого театра .

Участвуют в показе теневого театра по сказке  «Теремок».

План реализации познавательно - творческого проекта «Свет и тень»

Направления развития и Виды детской деятельности

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая и Театральная деятельность

- Настольно печатные игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света», «Найди лишнее».

- Игра: «Свет бывает разный».

- Игровая ситуация: «Угадай сказку» (по тени).

Игры в различные виды театров .

Постановки сказок с использованием плоскостных фигур (театр теней). Презентация «Виды театра».

Беседы на темы: «Кто такой актер», «Кто такой гример», «Кто такой декоратор»…

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Просмотр видео теневого театра

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Игровая деятельность

Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом».

- Игровое упражнение: «Допрыгай до тени».

Совершенствовать умения детей по созданию образов живой природы при помощи рук для теневого театра.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с окружающим миром

-Беседы: «Опыты со светом», «Источники света», «Солнце».     «Огонь наш друг и враг»,

-Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

(Экологическое развитие)

Рассматривание теней на прогулке

Д. И: «Найди тень от дерева, куста…»

Д. И: «Придумай свою тень»

Беседы: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень»… Пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра Пересказ сказок

Рассказывание сказок по ролям

Рассказывание сказок собственного сочинения «Куда прячется тень». Пальчиковые игры ,разыгрывание этюдов.

Опыты: «Сделай тень от веточки, лопатки, ведёрка…

-Наблюдение: за изменениями тени на участке в разное время дня (утром, в полдень, вечером); за солнцем на прогулке (рассмотрим солнце через цветные стеклышки»

- Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Тень»;«Фиксики. Театр теней».

- Проведение опытов по выбранной теме.

Введение в математику

- игры с разрезными картинками - «Всё, что светит ярко».

Развитие речи и обучение грамоте - беседы:

Приобщение к художественной литературе - отгадывание загадок по теме проекта;

- чтение и выбор русской народной сказки для театра теней «Теремок»;

- чтение и заучивание стихотворений «Солнце и тень» Галины Рукосуевой; «Восход солнца» Сергея Есенина; «Солнце с тучкою…» Валентина Берестова.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Изобразительная деятельность

- вырезание силуэтов сказочных персонажей к теневому театру «Колобок», «Репка».

- фиксирование результатов опытов.

Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом)

Раскраски по сказкам.

Оформление аппликативным способом из разных материалов  обложки к сказке «Колобок».

Музыка

Прослушивание музыки к сказкам.

Игра на музыкальных инструментах во время постановок сказок.

Просмотр сказок в театре теней.

Работа в группе

Проведение опытов на тему « Свет и тень»

Изготовление набора плоскостных фигур для показа различных сказок в теневом театре.

Изготовление дидактических игр.

Работа с родителями

Консультация на тему «Домашний театр теней»,««Увлекательные игры с тенью». Пополнение родителями материальной базы по театральной деятельности в группе.

Пополнение родителями библиотеки сказками в группе.

Участие родителей в изготовлении различных плоскостных фигур совместно с детьми для обыгрывания их в теневом театре.Папка-передвижка «Домашний театр» .

Защита проекта: Презентация на тему «Свет итень. Рождение  теневого театра»

Показ сказки «Теремок»(теневой театр).

Выводы и результаты:

В ходе реализации проекта мы с детьми  сделали следующие выводы:Тень бывает не всегда: в пасмурный день и в темной комнате тени нет.Тень движется вместе с человеком или предметом .Тень изменяется в зависимости от времени суток, расположения от источника света . С тенью можно придумать много игр.

Сформированы первичные представления о значении света и тени и о неотрывной связи света и тени. Дети охотно рассказывают о новых приобретенных знаниях, делятся опытом.А также: Показали теневой театр по сказке «Теремок». Проявляют желание и в дальнейшем играть в теневом театре.

Литература:

1.Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий". Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20.

2.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., и др. Обучение детей театрализованной деятельности.- Псков,1999. - стр. 3-16.

3. Интернет-источник: минобрнауки. рф ФГОС ДО.

4. Интернет-источник: studio-molino.ru О теневом театре.

Перспективное планирование .

Понедельник  29 января :

1.Занятие  на тему: «Опыты со светом». Познавательное развитие.

2.Чтение Г.Руксуева «Солнце и тень». Речевое развитие.

3.Прослушивание музыки к сказкам. Художественно – эстетическое  раз- е.

Вечер : Беседа «Есть ли в пасмурный день тень». Познавательное развитие.

Вторник 30 января:

1.Беседа «Электроприборы и электричество». Познавательное развитие.

2.Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом».Физическая культура.

Вечер: «Свет и тень». Познавательно – исследовательская де -ть.

Фиксирование результатов опытов.

Среда 31 января:

1. Презентация«Виды  театра».Познавательное развитие.

2.Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом).Художественно эстетическое развитие.

Вечер: Беседа «Огонь враг ,огонь друг».Социально-коммуникативное развитие.

Четверг 1 февраля:

1.«Как образуется тень» Познавательное развитие.

2.Репетиция сказки «Теремок» (теневой театр) Речевое развитие.

3.Лепка по мотивам русской народной сказки «Теремок».Художественно - эстетическое развитие.

Вечер: Дидактические игры по данной теме.

Пятница 2 февраля:

1.Чтение сказки «Заюшкина избушка».2.Конструирование .Изготовление  фигурок для теневого театра.Художественно - эстетическое развитие.Вечер: Показ теневого театра сказки «Теремок» детям средней группы.

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ