«Свет и тень. Рождение теневого театра»
МДОУ детский сад комбинированного вида №98 «Сказка»
г. Черноголовка, Московской области
«Свет и тень. Рождение теневого театра»
Автор; Молчанова Наталья Александровна, воспитатель
Цель: Формировать представления детей о свойствах света и тени.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами света и тени;
- развивать умениенаблюдать ,видеть свет и тень;
-умение экспериментироватьс помощью света;
- познакомить детей с различными источниками светаприродные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча и правилами безопасного обращения с ними;
- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
На основе знаний о свете и тени подвести детей к знакомству с новым видом театра – Теневой.
- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;
- развивать артистизм, коммуникацию;
- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.
Актуальность темы:
Ребенку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день мы сталкиваемся с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных их них - это свет и его составляющая тень. Попробуем разобраться, что же такое свет и как появляется тень?
С помощью простых предметов, можно проводить интересные опыты. Перед проведением опытов со светом важно выделить некоторые его свойства. Одно из свойств, света - это прямолинейность его распространения. Только в этом случае возможно образование тени. Тема теней очень интересна, можно играть в теневой театр, можно наблюдать за длиной тени утром, днем и вечером. Для детей постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Это оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: дети - старшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Возраст детей: 5 - 6 лет
Срок реализации: с 29.02. по 2.03 2018 г.
Схема поэтапной реализации познавательно – исследовательского проекта «Свет и тень».
Этапы проекта Деятельность педагога. Деятельность детей.
1 этап
Погружение в проблему, постановка задач. Формулирует цель и задачи проекта.
Цель: формировать представления детей о свойствах света и тени.
Задачи: - познакомить детей со свойствами света и тени;
- познакомить детей с различными источниками света и правилами безопасного обращения с ними;
- развивать творческие способности и познавательный интерес по теме проекта на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
- формировать интерес в театрально - игровой деятельности;
- воспитывать интерес к явлениям природы, а так же самостоятельность, активность.
Входят в проблему.Делают выводы как при помощи света и тени можно овладеть навыками теневого театра .
Делятся своими знаниями о живой природе.
2 этап
Практическая работа. Обсуждение результатов
Проводит совместную работу по ознакомлению детей со свойствами света и тени, с источниками света и правилами безопасного пользования ими.
Подготавливает дидактические игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света», разрезные картинки «Всё, что светит ярко».
Подготавливает и проводит консультацию с родителями воспитанников по теме «Увлекательные игры с тенью»,«Домашний театр теней».
Организует среду для познавательно - исследовательской деятельности детей (создание картотеки опытов по выбранной теме); планирует дальнейшую деятельность детей.
На прогулках проводит подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом». Перед знакомством со свойствами света и тени проводились беседы о источниках света, правилах безопасного использования их.
3 этап
Систематизация информации.
Подбирает беседы, литературные произведения и мультфильмы по теме проекта.
Изготавливает ширму для теневого театра.
Подготавливает дидактические игры, загадки по систематизации пройденного материала.
Заучивают стихотворение «Солнце и тень» Галины Рукосуевой.
Разгадывают загадки. Используют дидактические игры.
4 этап
Заключительный. Вместе с детьми готовит атрибуты для разыгрывания сказки в театре теней, подводит детей к формулированию выводов по проблеме, подготавливает презентацию для выступления на защите проекта. Делают выводы как при помощи света и тени можноможно овладеть навыками теневого театра .
Участвуют в показе теневого театра по сказке «Теремок».
План реализации познавательно - творческого проекта «Свет и тень»
Направления развития и Виды детской деятельности
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая и Театральная деятельность
- Настольно печатные игры: «Подбери пару», «Отгадай, чья тень», «Источники света», «Найди лишнее».
- Игра: «Свет бывает разный».
- Игровая ситуация: «Угадай сказку» (по тени).
Игры в различные виды театров .
Постановки сказок с использованием плоскостных фигур (театр теней). Презентация «Виды театра».
Беседы на темы: «Кто такой актер», «Кто такой гример», «Кто такой декоратор»…
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр видео теневого театра
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Игровая деятельность
Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом».
- Игровое упражнение: «Допрыгай до тени».
Совершенствовать умения детей по созданию образов живой природы при помощи рук для теневого театра.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с окружающим миром
-Беседы: «Опыты со светом», «Источники света», «Солнце». «Огонь наш друг и враг»,
-Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
(Экологическое развитие)
Рассматривание теней на прогулке
Д. И: «Найди тень от дерева, куста…»
Д. И: «Придумай свою тень»
Беседы: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень»… Пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра Пересказ сказок
Рассказывание сказок по ролям
Рассказывание сказок собственного сочинения «Куда прячется тень». Пальчиковые игры ,разыгрывание этюдов.
Опыты: «Сделай тень от веточки, лопатки, ведёрка…
-Наблюдение: за изменениями тени на участке в разное время дня (утром, в полдень, вечером); за солнцем на прогулке (рассмотрим солнце через цветные стеклышки»
- Просмотр мультфильмов: «Лунтик и его друзья. Тень»;«Фиксики. Театр теней».
- Проведение опытов по выбранной теме.
Введение в математику
- игры с разрезными картинками - «Всё, что светит ярко».
Развитие речи и обучение грамоте - беседы:
Приобщение к художественной литературе - отгадывание загадок по теме проекта;
- чтение и выбор русской народной сказки для театра теней «Теремок»;
- чтение и заучивание стихотворений «Солнце и тень» Галины Рукосуевой; «Восход солнца» Сергея Есенина; «Солнце с тучкою…» Валентина Берестова.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Изобразительная деятельность
- вырезание силуэтов сказочных персонажей к теневому театру «Колобок», «Репка».
- фиксирование результатов опытов.
Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом)
Раскраски по сказкам.
Оформление аппликативным способом из разных материалов обложки к сказке «Колобок».
Музыка
Прослушивание музыки к сказкам.
Игра на музыкальных инструментах во время постановок сказок.
Просмотр сказок в театре теней.
Работа в группе
Проведение опытов на тему « Свет и тень»
Изготовление набора плоскостных фигур для показа различных сказок в теневом театре.
Изготовление дидактических игр.
Работа с родителями
Консультация на тему «Домашний театр теней»,««Увлекательные игры с тенью». Пополнение родителями материальной базы по театральной деятельности в группе.
Пополнение родителями библиотеки сказками в группе.
Участие родителей в изготовлении различных плоскостных фигур совместно с детьми для обыгрывания их в теневом театре.Папка-передвижка «Домашний театр» .
Защита проекта: Презентация на тему «Свет итень. Рождение теневого театра»
Показ сказки «Теремок»(теневой театр).
Выводы и результаты:
В ходе реализации проекта мы с детьми сделали следующие выводы:Тень бывает не всегда: в пасмурный день и в темной комнате тени нет.Тень движется вместе с человеком или предметом .Тень изменяется в зависимости от времени суток, расположения от источника света . С тенью можно придумать много игр.
Сформированы первичные представления о значении света и тени и о неотрывной связи света и тени. Дети охотно рассказывают о новых приобретенных знаниях, делятся опытом.А также: Показали теневой театр по сказке «Теремок». Проявляют желание и в дальнейшем играть в теневом театре.
Литература:
1.Антипина А.Е. "Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий". Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20.
2.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П., и др. Обучение детей театрализованной деятельности.- Псков,1999. - стр. 3-16.
3. Интернет-источник: минобрнауки. рф ФГОС ДО.
4. Интернет-источник: studio-molino.ru О теневом театре.
Перспективное планирование .
Понедельник 29 января :
1.Занятие на тему: «Опыты со светом». Познавательное развитие.
2.Чтение Г.Руксуева «Солнце и тень». Речевое развитие.
3.Прослушивание музыки к сказкам. Художественно – эстетическое раз- е.
Вечер : Беседа «Есть ли в пасмурный день тень». Познавательное развитие.
Вторник 30 января:
1.Беседа «Электроприборы и электричество». Познавательное развитие.
2.Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Повторяшки», «Вместе с другом».Физическая культура.
Вечер: «Свет и тень». Познавательно – исследовательская де -ть.
Фиксирование результатов опытов.
Среда 31 января:
1. Презентация«Виды театра».Познавательное развитие.
2.Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом).Художественно эстетическое развитие.
Вечер: Беседа «Огонь враг ,огонь друг».Социально-коммуникативное развитие.
Четверг 1 февраля:
1.«Как образуется тень» Познавательное развитие.
2.Репетиция сказки «Теремок» (теневой театр) Речевое развитие.
3.Лепка по мотивам русской народной сказки «Теремок».Художественно - эстетическое развитие.
Вечер: Дидактические игры по данной теме.
Пятница 2 февраля:
1.Чтение сказки «Заюшкина избушка».2.Конструирование .Изготовление фигурок для теневого театра.Художественно - эстетическое развитие.Вечер: Показ теневого театра сказки «Теремок» детям средней группы.