Статья: Развитие пространственного мышления через систему упражнений и заданий на уроках изобразительного искусства
МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» г. Ульяновска
Автор: Репина Елена Петровна, учитель изобразительного искусства
«Развитие пространственного мышления через систему упражнений
и заданий на уроках изобразительного искусства»
Пространственный трехмерный мир, в котором мы живем, часто ставит перед человеком вопрос необходимости описания объектов окружающего мира, их внешнего вида и структуры. Умение ориентироваться в видимом или воображаемом пространстве и мысленно производить пространственные преобразования помогает школьникам усваивать такие школьные дисциплины, как геометрия, физика, черчение, технология, изобразительное искусство, а также входит в область компетенций многих специалистов в различных сферах деятельности.
Поскольку многие школьники испытывают затруднения при выполнении практических задач, связанных с пространственным воображением и мышлением, последовательное и систематическое развитие пространственного мышления детей становится актуальной педагогической задачей. В школе необходимо создавать образовательное пространство, способствующее развитию познавательной активности детей, расширяющее возможность раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка.
Формирование у учащихся пространственных представлений, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем - одна из задач уроков изобразительного искусства в школе. В процессе изобразительной деятельности у школьников развивается динамическое пространственное воображение, творческий подход в решении различных задач. Дети учатся анализировать исходные данные, переосмысливать их, получать новые знания.
В школьный курс изобразительного искусства включены разделы, нацеленные на формирование пространственного мышления у школьников: сюжетно-тематические картины, натюрморт, пейзаж, интерьер, дизайн и архитектура. При их реализации ученики учатся размещать объекты на плоскости листа бумаги (графика, живопись), создавать объемные и объемно-пространственные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна, архитектурное макетирование). Систематически в процессе выполнения упражнений и творческих заданий дети осваивают традиционные способы и приемы передачи пространства на плоскости: загораживание, расположение удаленных предметов, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.
С 1 класса в процессе художественной деятельности дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под, над, вверх, вниз и т.д. Задачей этого этапа является формирование умения создавать пространственный образ по словесному описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую траекторию движения. Большинство заданий первого этапа строятся на основе двухмерного рисунка. Поэтому ребенок учится переводить словесное описание трехмерного пространства в двухмерный зрительный образ. В качестве заданий и упражнений выполняем с учащимися иллюстрации к русским народным сказкам (размещение объектов на плоскости листа в зависимости от пространственного расположения). В первом классе в разделе программы «В сказочной стране «Дизайн» обучение художественному проектированию и конструированию объектов архитектуры и дизайна осуществляется на доступном младшим школьникам уровне. В процессе изучения основ архитектуры и дизайна младшие школьники осваивают особенности формообразования. Эти задания направлены на обучение школьников умению определять конструктивные качества различных объектов, познавать закономерности создания образных знаков и геометрических структур, а также видеть эти формы в природной и предметной среде. Дети знакомятся с кругом, шаром, квадратом, кубом, треугольником, учатся моделировать форму из простых геометрических фигур или тел. Например, дети рассматривают предметы круглой формы, отвечают на вопросы в учебнике, называют предметы быта и мебели, где в архитектуре, в природе можно увидеть круг. Упражнение – рисование кругов и «превращение» их в объекты дизайна. Используем шаблоны (круги) разного размера, обводим их карандашом. Затем добавляем необходимые детали, чтобы круги стали предметами. Работа завершается цветовым решением объектов. На втором уроке учащиеся рассматривают предметы в виде шара и его половинки, отличие шара от плоского круга. Вспоминаем, что в природе и предметной среде имеет форму шара и его частей. Упражнение – лепка шариков разного размера и моделирование из них своего сказочного животного. При изучении темы «Кубическое королевство» знакомимся с выполнением трехмерной композиции. Цель - развитие у детей зрительного восприятия и ощущения кубической формы; умение конструировать из кубиков объекты дизайна и архитектуры; развитие творческого воображения. Упражнение – лепка из пластилина кубиков разного размера и цвета. Коллективно конструируем из полученных кубиков сказочное королевство «Дизайн».
Во втором классе начинается изучение линейной и воздушной перспективы («Иллюстрирование сказки», «Ветвистые деревья», «Пейзаж. Небо на закате», «Натюрморт. Кувшин и яблоко», «Изображение городской улицы, уходящей вдаль» и т.д.). Дети учатся размещать объекты на плоскости листа, выделять размером и расположением на листе бумаги передний план и дальний план.
При изучении раздела «Мир дизайна и архитектуры» продолжаем изучать формообразование. Знакомимся с призмой, пирамидой, конусом, цилиндром. Учимся различать призмы в объектах дизайна и архитектуры; совершенствуем навыки конструирования из бумаги и картона. Пространственное мышление также формируется при работе с объемной формой. Практические задания – конструирование коробочки из бумаги с использованием выкройки - развертки. Последовательность работы описана в учебнике. С помощью накладных деталей коробочку можно превратить в котика, птичку, тигренка и др. По этому принципу можно сконструировать подставку для карандашей. Аналогично конструируем упаковочную коробочку-сувенир на основе пирамиды по технологической карте, представленной в учебнике. Так же конус превращаем в мышку, петуха и др. по желанию учащегося; конструируем забавных зверят на основе цилиндра. В 3-4 классах полученные знания систематизируются. В процессе изобразительной деятельности учащихся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков. В возрасте девяти-десяти лет дети готовы усвоить правила перспективного изображения объектов. Крупное начинает восприниматься ими как более близкое, чем мелкое, которое воспринимается, как далекое.
С переходом детей в средние и старшие классы задания усложняются, опираясь на сформированные знания и навыки в передачи пространства. В шестом классе тема года «Искусство в жизни человека», где рассматриваем жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, которые также изображаются в пространстве. В седьмом классе учащиеся учатся использовать линейную перспективу для построения интерьера, выполнения проекта по ландшафтному дизайну на доступном школьникам уровне и др. Раздел программы 3-4 классов «Мир архитектуры и дизайна» предполагает работу с чертежами, эскизами, овладение приемами комбинаторики, элементарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование. В третьем классе раздела программы «Мир дизайна и архитектуры» – темы «Форма яйца», «Форма спирали», «Форма волны». На элементарном уровне учащиеся знакомятся с бионикой – учатся узнавать природные формы, принципы конструкции, лежащие в основе различных технических средств и архитектурных сооружений; выполняют доступные проекты и модели подобных объектов (самолет, кораблик, башня, дом, светильник и др.) Рассматривая фотографии и рисунки архитектурных сооружений и предметов для дома, анализируя их, учатся выполнять эскизы, проектировать и макетировать образы объектов: выполняем эскизы предметов быта в форме яйца (телевизор, мебель, раковина и др.). В четвертом классе продолжают знакомиться с бионическими формами в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна. Цели и задачи этого раздела: формирование представлений об архитектуре и дизайне как виде искусства, изучение формообразования на основе природных объектов, обучение выполнения эскизных архитектурных и дизайнерских проектов, обучение умения конструировать из бумаги и картона. Темы изучения формотворчества в начальной школе являются базовыми для седьмого класса. Изучение тем опирается на уже сформированный уровень знаний и умений художественной культуры учащихся. Учащиеся создают макеты уже не на основе одной, а из нескольких геометрических форм. Темы «Объект и пространство», «Конструкция: часть и целое», «Город сквозь времена и страны», «Город сегодня и завтра», «Живое пространство города» и др. Например, выполнение практической работы по теме «Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве (создание объемно-пространственных макетов). Выполнение упражнений вводит в процесс постепенного овладения пространством. Цель - дать представление о пространственной композиции, восприятие ее с разных точек зрения, взаимосвязь объектов в архитектурном макете, найти композиционное соответствие формата (основы) и сооружений (два-три параллелепипеда разного размера). Компоновка из трех элементов позволяет создать при помощи бумаги, ножницы и клея, некий силуэтный композиционный ритм расположения величин в пространстве. По теме «Город сквозь времена и страны», где целью является художественно-аналитический обзор языка архитектуры, особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох, понимание значения архитектурно-пространственной композиции, создание образа материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Практическое задание: выполнение макета по теме «Архитектурные образы прошлых эпох».
Школьники на определенном уровне справляются с задачей по созданию художественного образа, выполняя плоские, рельефные, объемные и пространственно-глубинные композиции, которые могут быть использованы для оформления интерьера, в качестве подарка и т.д.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Формирование пространственного мышления происходит не только в получении теоретических знаний, но и в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Литература:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.: АСТ Астрель, 2012 г.
2. Программа курса «Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-8 классы. Б.М. Неменский и др. - М.: Просвещение, 2016г.
3. З.С. Степанчук и др. Изобразительное искусство.1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников. – Волгоград: Учитель. 2009 – 271 с.
4. А. Цукарь «Уроки развития воображения». Москва. 2005г.