Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Создание средствами программы MS Word иллюстраций к сказкам «Путешествия Ворона Кутха по северным странам»

МАУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества»

Автор: Абдувалиева Светлана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

«Создание средствами программы MS Word иллюстраций к сказкам «Путешествия Ворона Кутха по северным странам»

Тип учебного занятия, его место в учебном плане:

  • обучающее (учебное занятие по закреплению и применению знаний на практике),  общеразвивающее,  воспитательное;
  • 42 занятие в 6-й теме по учебно-тематическому плану 1-го года обучения.

Цели:

  • развитие творческих способностей, активности и самостоятельности;
  • трудовое и эстетическое воспитание;
  • развитие познавательных интересов.

Задачи:

  • обучающая (получение новых ЗУН);
  • развивающая (развитие памяти, мышления, логики; расширение кругозора);
  • воспитательная (воспитание дружеских взаимоотношений в учебном коллективе; создание и поддержание радостной и творческой атмосферы, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям).

Материально-техническая база:

  • персональные компьютеры с соответствующим программным обеспечением для всей группы обучаемых;
  • презентация «Путешествия Ворона Кутха по северным странам»
  • мультфильм «Пластилиновая ворона»;
  • стенд с правилами по безопасной работе на компьютере и ТБ;
  • учебная литература, художественная и научная литература о воронах.

План  занятия:

Музыкальная заставка, мультфильм.

  1. Организационный момент (представление гостей; объявление темы, задач, хода занятий; мотивация учебной деятельности), обзор представленных материалов о воронах  – 5 мин.
  2. Повторение: встроенный графический редактор MS Word. Понятие об иллюстрации. Презентация «Путешествия Ворона Кутха по северным странам»,– 10 мин.
  3. Практическая работа: создание каждым учеником иллюстрации к сказке или рисунка ворона; индивидуальные консультации, взаимопомощь учащихся. – 20 мин.
  4. Подведение итогов (оценка деятельности учащихся, задачи на следующее занятие). – 5 мин.

Ход  занятия:

1. Тема нашего сегодняшнего занятия - создание  иллюстраций  к сказкам средствами  программы   MS  Word.  А герой сказок, к которым мы будем делать иллюстрации – мудрый,  хитрый,  или глупый (в зависимости от сюжета сказки) Ворон.  Прошу познакомиться  - Ворон! (представление помощника в костюме ворона). 

Ворон очень часто встречается в народном фольклоре. А почему? Да потому, что он живет рядом с людьми очень давно и ареал его обитания очень широк - от европейской части России до Дальнего Востока и Камчатки. На территории России живут четыре вида врановых - серая ворона, черная ворона, ворон, большеклювая ворона, которые отличаются друг от друга внешним видом и размерами. В нашей области живут черная ворона и ворон. Продолжительность жизни воронов до 300 лет, они легко приручаются и даже могут произносить слова.

Кто какие пословицы и поговорки про ворон знает? (опрос)

Пословицы и поговорки  про ворон:

Ворон ворону глаз не выклюет.

Ворон старый не каркнет даром.

Ворон у ворона глаз унес.

Ворона в павлиньих перьях.

Ворона грает, а сокол летает.

Ворона за море летала, а лучше не стала.

Ворона не оборона, а сорока не без порока.

Вороненку гнездо – родимая хата.

Скороговорки:

Проворонила ворона вороненка.

Присказка:

Ой-люлю, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелененьких серьгах.

Черный ворон на дубу

Играет во трубу,

Труба тОченая,

Позолоченная.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Пряничка покушать.

Ай дуду,  дуду, дуду!

Сидит ворон на дубу

Он играет во трубу,

Труба тОченая,

Позолоченная.

Ворон является героем очень многих сказок. Кто скажет в каких сказках есть персонаж Ворон или Ворона?

(ответы)

Сказка «Ворон и мышка» (русская сказка)

Сказка «Ворон и Павлин» (вьетнамская сказка)

А в сказках  народов нашего севера (ительменские, чукотские, эвенские, корякские, эскимосские сказки) Ворон может превращаться в человека и живет среди людей, слушает и рассказывает про себя сказки, у него есть семья и дети, которые тоже могут по желанию превращаться в людей и обратно в воронов. В одной из сказок ворон женился на Луне, которая превратилась в девушку и спустилась на Землю собирать ягоды, да так и осталась, потому что ей очень понравилось жить на Земле.

Ну, что ж, Ворон, пришло время про себя сказку рассказать (помощник рассказывает сказки про Ворона)

Сказка «Как Ворон Лису перехитрил» (ительменская сказка)

Сказка «Кутх  оставляет медведя без хвоста» (чукотская сказка)

Наловил как-то ворон Кутх рыбы для юколы, развесил сушиться между двумя большими деревьями. Учуял медведь запах рыбы и пришел из леса. Спрятался Кутх в кустах и стал наблюдать за медведем. А медведь тем временем полез на дерево, чтоб до рыбы добраться, встал на сук, потянулся за рыбой, сук не выдержал – обломился. Упал медведь головой вниз, в кочку воткнулся, дрыгает ногами - выбраться не может. Подошел к нему ворон:

- Ах, ты воришка, так тебе и надо! Не воруй моей юколы!

Долго медведь пытался выбраться, никак не может. Наконец, пожалел его Кутх, решил помочь. Схватил его за хвост и потянул изо всех сил. Хвост и оторвался. Взревел медведь от боли и выдернул наконец голову из земли.

Встал медведь на задние лапы головой вертит, хвоста нет, голова болит.

Дал ему Кутх одну рыбину и говорит:

- На, сосед, да не воруй чужой юколы, а то не только без хвоста, но и без ушей останешься!

Взял медведь юколу, опустил голову и поплелся лес. С тех пор, говорят, он все ищет и не находит свой хвост.

Сказка «Кутх  встречается с великаншей Маирахпак»

В стране Эскимосии с давних пор рассказывали детям про великаншу Маирахпак, которая похищала детей, которые одни далеко уходили от дома. Говорят, однажды она подвесила на дерево девочек, которые собирали ягоды и заблудились в тумане. Кутх узнал про эту сказку и решил проверить, правда ли это. Пошел искать великаншу. Пошел на берег моря и там, на прибрежной скале,  увидел  гигантскую женщину, которая засовывала в рот большого кита, казавшегося в ее руках маленькой рыбкой. Великанша раскачивала ногами море, и от этого о скалу с шумом разбивались волны.  В косматых волосах Маирахпак гнездились морские птицы: чайки, кайры, бакланы и топорки. Увидела она Кутха и поманила огромным пальцем. Кутх приблизился. Он нарочно распорол носки своих торбасов, и его вороньи когти высовывались наружу, словно кривые острые зубы маленького чудовища. Кутх шевелил когтями. И от этого распоротая обувь открывалась как рот. Великанша спросила:

- Почему твои ноги показывают зубы?

- Мои ноги хотят есть – сказал Кутх.

- Полезай в мой рот, и пусть твои ноги поищут кусочки мяса кита, которые застряли у меня  между зубами, - приказала великанша.

Кутх ответил:

- Боюсь мои зубатые ноги откусят твой язык.

Великанша испугалась и сказала:

- Нет, язык мне нужен.

Спрыгнула с утеса и ушла в море. А Кутх подумал: «Эх, так я и не узнал, подвешивала ли Маирахпак потерявшихся девочек».

Сказка «Как красавица Тининэвут возвращает людям солнце»

Наступила как-то во всем мире темнота. Люди, звери и птицы ощупью отыскивали свои жилища, пастухи растеряли своих оленей, охотники потеряли дорогу домой. Всем стало плохо. Почему так случилось? Оказывается, озорной ворон по имени Кутх взял да и проглотил солнце. Сидит на камне с солнцем в животе, а вокруг темно, пурга разыгралась.  Узнал  про это охотник Эмемкут, говорит своей дочери Клюкэнэвыт:

- Иди к ворону Кутху, позови его в гости, может он солнце и отпустит.

Пошла Клюкэнэвыт к ворону и говорит:

- Слезай с камня, да иди к нам! Тебя Эмемкут зовёт.

А ворон отвечает сквозь зубы:

- А почему я должен идти? Не пойду!

Не выпускает он солнце. Кругом пурга, темно. Вернулась домой девушка одна. Посылает тогда охотник Эмемкут свою старшую дочь красавицу Тининэвут за вороном. Принарядилась Тининэвут, причесалась, бусы яркие одела и еще краше стала. Села на нарту и поехала к Ктуху.

- Едем к нам в гости, сосед. Там ждет тебя мой отец  Эмемкут.

Ворон в восторге от ее красоты открыл широко свой клюв, солнце мигом выскочило и взлетело в небо. Вся земля осветилась, прекратилась пурга, люди звери и птицы снова принялись за свои привычные дела. А красавица Тининэвут засмеялась и уехала. Остался ворон с открытым клювом на своем камне сидеть.

Изложение материала сопровождается демонстрацией презентации

А теперь давайте поговорим о том, что такое иллюстрация и повторим возможности встроенного графического редактора MS Word.

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) – это изображение, сопровождающее и дополняющее текст (это рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.).

В строгом значении термина к И. следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие искусства И. в этом её значении тесно связано с историей книги. И., входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.

Повторение возможностей встроенного графического редактора MS Word. (опрос)

А сейчас приступим к созданию иллюстрации к одной из сказок, которые вы услышали. Вам предстоит нарисовать главного героя этих сказок – Ворона.

4. Молодцы! Все очень хорошо сегодня поработали и запомнили много новых терминов. На следующем занятии мы закончим работу над своими иллюстрациями.

Термины:

Иллюстрация  (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение)

1) Объяснение с помощью наглядных примеров.

2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (это рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.).

3) Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

В строгом значении термина к И. следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения). Развитие искусства И. в этом её значении тесно связано с историей книги. И., входя в художественный организм книги, газеты, журнала, дополняется другими декоративными элементами оформления (заставки, концовки и инициалы), которые также могут составлять образный комментарий к тексту.

Ареал обитания (от лат. аrea – площадь, пространство) – область распро-странения в природе особей данного вида, рода или другой группы организмов.

Фолькло́р (англ. folklore) — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание.

Торбаса – сапоги из оленьей шкуры.

Юкола – нарезанная тонкими пластами и высушенная на ветру не соленая красная рыба (лосось).

Серая ворона, черная ворона, ворон, большеклювая ворона – птицы, относящиеся к семейству врановых из отряда воробьиных.

Список использованной литературы:

  1. Днепров А.Г. Защита детей от компьютерных опасностей (+CD). – СПб.: Питер. 2008. – 192.: ил.
  2. Пилгрим А. Персональный компьютер. Модернизация и ремонт/Перев. с англ. - СПб. ВНУ-Санкт-Петербург, 2002 - 528 с.: ил.
  3. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 1. - М.: ЦРСДОД, 2001.-88с.
  4. Сборник сказок народов севера
  5. Симонович С.В., Евсеев Г. А., Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002. - 480с.
  6. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002. - 480с.
  7. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей. Методические рекомендации ДД и ЮТ – Магадан, 2013, - 27 с.

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

СМОТРЕТЬ ВИДЕО