Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА (методические рекомендации)

Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области Государственное профессиональное образовательное учреждение  «Ленинск-Кузнецкое училище олимпийского резерва» г. Ленинск - Кузнецк кемеровская область

 

 

СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

 (методические рекомендации)

 

Фролова Галина Александровна

 преподаватель спец. дисциплин 

 

Методические рекомендации «Создание и организация деятельности подросткового физкультурно-оздоровительного клуба в школе».  [Текст] / авт.-сост. Г.А. Фролова, – Ленинск-Кузнецкий, 2017. - 50 с

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьного спортивного клуба составлены на основе ФГОС и раскрывают нормативно-правовую базу, структуру, направления деятельности по организации внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, педагогическому и врачебный контролю, а также  материально-техническому обеспечению.

Данные методические рекомендации могут быть использованы в практической работе как учителями физической культуры, инструкторами по физической культуре и спорту, педагогами-организаторами, так и директорами общеобразовательных школ. Это пособие будет полезно и самим воспитанникам, т.к. они сами должны претворять свои желания и мечты в жизнь.

          Автор составитель:  Г.А. Фролова – преподаватель спец. дисциплин ГПОУ «Ленинск-Кузнецкое училище  олимпийского резерва».

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….....

3

1.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА…………………………………….....

 

3

1.1.

Исторические сведения создания спортивных клубов в России………………………………………………………………………………..

 

5

1.2.

Нормативно-правовая база школьного спортивного клуба……………

6

1.3.

Структура школьного спортивного клуба………………………………….

10

1.4.

Основные направления деятельности школьного спортивного клуба………………………………………………………………………………….

 

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….......................

22

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………......

23

Приложение 1. Письмоо методических рекомендациях по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов……………...........

 

23

Приложение 2.Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов…………………………………….

 

24

Приложение 3. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в российской федерации"(извлечения)…………………………………………….....

 

27

Приложение 4.Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов……………………………………………………………………....

 

29

Приложение 5. Приказ о создании школьного спортивного клуба……….....

32

Приложение 6. Положение о школьном спортивном клубе (образец)…….

34

Приложение 7. Протокол общего собрания……………………………………….

38

Приложение 8. Анкета члена школьного спортивного клуба………………..

40

Приложение  9. Протоколобщего собрания представителей (физоргов) школы………………………………………………………………………………………..

42

Приложение 10. Положение о физоргах клуба……………………………………

42

Приложение 11. Должностная инструкция (примерная)руководителя школьного спортивного клуба…………………………………………………………

 

44

Приложение 12. Клятва клуба…………………………………………………………

51

Приложение 13. Заявлениепрошу зачислить в спортивный клуб……………

52

Приложение 14. План спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий……………………………………………………......

 

53

 

ВВЕДЕНИЕ

Клуб является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей и задач, указанных в его уставе.Проблемы организации школьного спортивного клуба и его становления всегда волновала и представляла определенную сложность, как для администрации школ, так и для педагогов по физической культуре.

Интерес к этой проблеме и в настоящее время очень высок, это объясняется общественными потребностями, и, прежде всего, потребностью общества в развитии физически здоровой и творческой личности, чтобы обучающиеся имели полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом не только через урочную, но и внеурочную деятельность.

В настоящее время ФГОС предусматривает организацию внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и одной из форм ее реализации стали школьные спортивные клубы, которым Минобрнауки России отводит значительное место, и которые призваны осуществлять работу:

•              по пропаганде здорового образа жизни;

•              привлечению школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом, общефизической подготовке;

•              организации занятий по видам спорта на уровне начальной подготовки;

•              проведению физкультурных и спортивных мероприятий;

•              подготовке к участию школьных команд в официальных соревнованиях различного уровня.

Существует достаточно много школ, в которых уже работает какое-то количество спортивных секций, но все это вместе не оформлено в виде самостоятельного и полноценного ШСК. Также необходимо выделить основные проблемы, которые являются  препятствием развитию школьных клубов, так как сильно ограничены в своих предложениях по видам спорта из-за слабой спортивной инфраструктуры, отсутствием конкретной материально-технической базы, недостаточнойпроработанности нормативно-правовых вопросов и учебно-методической литературы по созданию, организации и функционированию ШСК.

Необходимо предлагать школе вариативные модели развития ШСК и организации работы их руководителей. Очень часто набор видов спорта зависит не только от возможностей спортивной базы школы, но и от спортивной специализации самих школьных учителей физкультуры. Необходимо сделать максимально доступными занятия привлекательными видами спорта в ШСК для всех желающих школьников. Важно руководствоваться принципом: «ШСК – это не только сборные команд школы, но и возможность всем  и каждому стать его участником и создателем». 

Цельюорганизации школьного спортивного клуба должно стать оздоровление обучающихся через организацию внеурочной деятельности, повышение уровня физического и духовного развития, образованности подрастающего поколения, приобщение детей к здоровому образу жизни, снижение уровня заболеваемости.

Основными  задачамисовременного спортивного клуба будут:

  • создание условий для привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • закрепление и совершенствование умений и навыков, полученных учащимися на уроках физической культуры;
  • воспитание у школьников общественной активности;
  • профилактика ассоциальных проявлений;
  • выработка потребности к здоровому образу жизни;
  • проведение внутришкольных соревнований;
  • проведение физкультурно-спортивных праздников и турниров.
  1. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА
  2. Исторические сведения  создания спортивных  клубов в России

Идея создания спортивных  клубов в  России - пришла к нам из западной системы образования, где она успешно функционирует уже много десятилетий и является определяющей в области привлечения к здоровому образу жизни, создания привычки к постоянным занятиям физическими упражнениями.

Спортивные клубы в России имеют длитель­ную историю и прошли в своем развитии несколько этапов. В досоци­алистической России спортивные клубы создавались преимущественно по территориальному принципу и были основной формой первичных спортивных организаций.

Еще до 1917 г. существовали спортивные клубы хоккея, футбола, борьбы. Они организовывались по территориальному признаку, входили туда достаточно обеспеченные люди.После Революции «буржуазные» клубы закрылись, но на фабриках и заводах стали создаваться физкультурные коллективы, которые явились прообразом спортивных клубов. В 60-е годы прошлого века спортивные клубы начали свое возрождение.Они создавались в основном на предприятиях, в воинских подразделениях, учебных заведениях. Позже клубы стали создаваться и по видовому признаку (подразумевается вид спорта, который представляет данный клуб).

С экономической точки зрения спортивные клубы бывают любительскими и коммерческими. Одни предоставляют помещения для оздоровительных занятий спортом всем желающим за определенную плату, а другие имеют профессиональную спортивную направленность по видам игр.

К 1980 году за высокие показатели в работе из 218, 9 тыс. имевшихся в стране коллективов физической культуры почетное звание "Спортивный клуб" было при­своено 313 физкультурным организациям предприятий, 243 средним физкультурным учебным заведениям и 30 колхозам и совхозам.

Сло­жившаяся в социалистической России традиция создавать и организовывать работу спортивных клубов в основном по произ­водственному принципу — на предприятиях, в учреждениях и орга­низациях, продолжает действовать и сейчас, хотя и со значительны­ми издержками.

Школьный спортивный клуб – это совсем новое для нашей страны начинание.Министерство образования и науки, а также министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации еще 2011 году создали положение и предоставили рекомендации по модернизации системы физического воспитания в образовательных учреждениях.  В частности, создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений.

Правительственные планы предполагают, что спортивные клубы в школах начнут активную работу, уже начиная с 2011-2012 года в целях реализации данной Стратегии на период до 2020 года, целью которой является развитие детско-юношеского спорта в общеобразовательных учреждениях, а также приобщение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Девиз направления «От здорового образа жизни к спорту высших достижений!».

1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

При создании физкультурно-спортивных клубов следует исходить из положений Федерального закона "Об общественных объединениях". Право гражданина на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей в области физической культуры и спорта. Создаваемые гражданами физкультурно-спортивные клубы регистрируются в порядке, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом, и приобретают права юридического лица либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В августе 2011 года в субъекты РФ были разработаны методические рекомендации по созданию и организации школьных спортивных клубов в общеобразовательных учреждениях (письмо от 10.08.2011 Минобрнауки России № МД/1077/19 и Минспорттуризма России № НП0207/4568). 

С 1 января 2012 года  вступил в силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 04.12.2007 года  № 329ФЗ “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”, предусматривающий возможность создания в учреждениях общего образования школьных спортивных клубов, не являющихся юридическими лицами, в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта.

В сентябре 2013 года вышел Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 13 сентября 2013 г. № 1065.

Поэтому при создании Клуба организаторы должны руководствоваться:

  • законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012; федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ в ред. от 25.12.2012 года;
  • методическими рекомендациями министерства образования и науки Российской Федерации и министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации «Методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов» от 10 августа 2011 г. № МД-1077/19 (НП-02-07/4568);
  • распоряжением правительства Российской Федерации «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 7 августа 2009 года № 1101;
  • «Концепция развития физической культуры и спорта в системе департамента образования города Москвы на среднесрочный период (2012- 2016 г.г.)»;
  • типовым положением «О физическом воспитании детей и учащихся в образовательных учреждениях города Москвы»;
  • рекомендациями утвержденные Управлением развития физической культуры Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму «Рекомендации по созданию и деятельности физкультурно-спортивных клубов» от16 мая 2001 г.

Существует рекомендуемый перечень локальных актов клуба:

  • Положение (устав) Клуба.
  • Приказ по школе о создании Клуба.
  • Должные инструкции руководителя Клуба, педагогов дополнительного образования (инструкторов по физической культуре).
  • Расписание занятий.
  • Списочный состав членов Клуба.
  • Списки воспитанников спортсменов-разрядников.
  • Журналы групп, занимающихся в спортивных секциях.
  • Положение о Совете (Активе) Клуба.
  • Списочный состав Совета (Актива) Клуба.
  • Протоколы заседания Совета (Актива) Клуба.
  • Списочный состав физоргов.
  • Календарный план спортивно-массовой работы на год.
  • Положения о проведении спортивно-массовых мероприятий (соревнований, праздники, Акции и др.).
  • Протоколы соревнований.
  • Программы дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности.
  • Учебные планы к программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
  • Инструкции по охране труда.
  • Правила по технике безопасности при проведении занятий физкультурно-спортивной направленности и спортивно-массовых мероприятий.
  • Отчеты о проведении спортивно-массовых мероприятий (соревнований, праздники, Акции и др.)
  • Контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке, протоколы и графики проведения испытаний по ним.
  • Результаты и итоги участия в соревнованиях школы, района, округа и т.д.
  • Копии годовых отчетов о проделанной работе.

Для открытия спортивного клуба в структуре образовательной организации необходимо:

  • наличие материально-технической спортивной базы (спортивные залы, тренажерные залы, спортивные площадки и т.д.);
  • оснащение спортивным инвентарем и оборудованием;
  • наличие квалифицированных кадров;
  • наличие не менее 2-х спортивных секций по видам спорта;
  • активное участие обучающихся в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях различного уровня.

При создании клуба на базе школы,  основной целью которого должно стать повышение  уровня физического и духовного развития, решая частные задачи по оздоровлению, приобщение детей к здоровому образу жизни, снижение  уровня заболеваемости и конечно повышению  образованности подрастающего поколения.При создании физкультурно-спортивных клубов следует исходить из положений Федерального закона "Об общественных объединениях», который включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей в области физической культуры и спорта.

1.3. Структура создания школьного спортивного клуба

Алгоритм действий образовательного учреждения по созданию школьного спортивного клуба может быть следующий:

1. Ознакомление с материалами по созданию школьного спортивного клуба (далее ШСК).

2. Формирование рабочей группы по созданию ШСК.

3. Разработка Положения о ШСК.

4. Назначение руководителя ШСК на основании Положения о ШСК.

5. Издание приказа по учреждению об открытии ШСК. 

6. Разработка и принятие Положения о Совете ШСК. 

7. Выбор членов Совета ШСК из числа:

•    учащихся;

•    сотрудников;

•    родителей и заинтересованной общественности.

8. Утверждение состава Совета школьного спортивного клуба на общем собрании членов ШСК.

9. Организация работы школьного спортивного клуба, разработка и создание рабочих локальных нормативных документов: Устав ШСК, годовой план, программа, расписание занятий, протоколы собраний, соревнований и других мероприятий, инструкции по охране труда и технике безопасности и другие необходимые для работы клуба документы.

10. Создание  информационного пространства (сайт клуба, веб-страницу на сайте организации, информационный стенд) на котором будет освещаться организационная работа по созданию клуба, а в дальнейшем отражаться вся деятельность «Спортивного клуба»;

11. Проведение  общего собрания, на котором избирается состав Совета спортивного клуба.

Высшим руководящим органом Клуба является общее собрание представителей классов, групп, секций.

  • Общее собрание созывается не реже 1 раза в год.
  • Общее собрание избирает председателя клуба, совет клуба и распределяет обязанности членов совета.
  • Председатель Клуба действует от имени Клуба по согласованию с Советом Клуба.
  • Председатель и совет Клуба избираются сроком на 1 год.
  • Общее собрание членов Клуба решает следующие вопросы:принятие положения о Клубе, внесение в него изменений и дополнений, избрание председателя Клуба и членов Совета Клуба и др.
  • Собрание правомочно, если на его заседании присутствует не менее 2/3 от общего числа представителей. Решение собрания принимается простым большинством голосов классов, групп, путем поднятия руки.
  • К компетенции Совета Клуба относится управление текущей деятельности клуба в период между общим собранием.

Направления деятельности клуба

Созданный при клубе  актив, должен вести  активную  работу по оздоровлению контингента учащихся школы. Между членами Клуба должны быть распределены обязанности, которые  будут способствовать более качественному проведению различных соревнований, судейства, написанию совместных сценариев для праздников, встреч с родителями, обсуждению вопросов их участия в соревнованиях. 

У клуба должен быть разработан свой устав,  своя символика и атрибуты.

В работу клуба,  должны войти:

  • учебно-тренировочные занятия по видам спорта;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • проведение конкурсов, викторин, турниров, олимпиад с целью выявления юных дарований;
  • проведение  специализированной подготовки сборных  команд для участия в городских, региональных и всероссийских соревнованиях и фестивалях;
  • организация  подготовки физически одаренных школьников к предметной олимпиаде по физической культуре  и сдаче норм ГТО.

Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности.

В сферу клубной деятельности входит организация и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, подготовка и формирование команд по видам спорта, участие их в соревнованиях разного уровня (муниципального, окружного, городского, Всероссийского), пропаганда основных идей физической культуры, спорта, здорового образа жизни.

В своей деятельности Совет клуба:

  • организует работу клуба в соответствии с настоящим положением и указаниями физкультурно-спортивных организаций УО;
  • организует работу спортивных и туристических секций, кружков общей физической подготовки, судейских коллегий;
  • руководит подготовкой команд по различным видам спорта, обеспечивает их участие в соревнованиях, проводимых районными и краевыми физкультурно-спортивными организациями;
  • проводит спартакиады, спортивные соревнования и праздники в школе, организует походы;
  • организует соревнования на лучшую постановку массовой физкультурной и спортивной работы между классами и подводит их итоги;
  • организует участие членов клуба в строительстве, ремонте и благоустройстве спортивных сооружений  школы;
  • отчитывается один раз в году перед конференцией представителей спорторгов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в классах.

Устав клуба должен предусматривать:

1) название, цели клуба, его организационно-правовую форму;

2) структуру клуба, руководящие и контрольно-ревизионные органы клуба, территорию, в пределах которой данный клуб осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в клубе, права и обязанности членов данного клуба (только для клуба, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов клуба, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения дополнений и изменений в устав клуба;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества клуба, права клуба и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации клуба.

Устав клуба может содержать описание символики данного объединения.

Государственная регистрация клуба

Клуб вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае он не приобретает прав юридического лица. Государственная регистрация общероссийского и международного клубов производится Министерством юстиции Российской Федерации. Государственная регистрация межрегионального клуба производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа клуба.

Для государственной регистрации клуба подаются следующие документы:

  • заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного клуба с указанием места жительства каждого;
  • устав клуба в двух экземплярах;
  • выписка из протокола общего собрания, содержащая сведения о создании клуба, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;
  • сведения об учредителях;
  • документ об уплате регистрационного сбора; - документ о предоставлении юридического адреса клубу;
  • протоколы общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального клубов;
  • при использовании клубом личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав;
  • документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения общего собрания. Изменения и дополнения в уставе клуба подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация клубов, и приобретают юридическую силу с момента такой регистрации.

Документация клуба

В спортивном клубе школы должна вестись  следующая документация:

  • Журнал учёта работы спортивного клуба школы.
  • Календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год.
  • Приказы на спортсменов разрядников (подтверждённые соответствующими протоколами);
  • Расписание занятий.
  • Списки воспитанников спортсменов-разрядников.
  • Журналы групп, занимающихся в спортивных секциях.
  • Списочный состав Совета (Актива) Клуба.
  • Протоколы заседания Совета (Актива) Клуба.
  • Списочный состав физоргов.
  • Положения о проводимых соревнованиях и их протоколы.
  • Протоколы соревнований.
  • Программы дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности.
  • Правила по технике безопасности при проведении занятий физкультурно-спортивной направленности и спортивно-массовых мероприятий.
  • Контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке, протоколы и графики проведения испытаний по ним.
  • Результаты и итоги участия в соревнованиях школы, района, округа и т.д.
  • Копии годовых отчетов о проделанной работе.

1.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГОСПОРТИВНОГО КЛУБА

В организационную структуру  ШСК должны входить следующие направления деятельности: 

  • организационно-педагогическая;
  •  физкультурно-оздоровительная;
  •  спортивно-массовая;
  • воспитательная  и социальная;
  •  информационно-пропагандистская;
  • финансово-хозяйственная;
  • педагогический и врачебный контроль.

Организационно-педагогическая работа

Эффективному включению школьников в физкультурно-спортивную деятельность, приобщению их к ценностям данной сферы способствует совместная деятельность, как со своими сверстниками, так и с учителями, родителями, тренерами и т.д.

Создание спортивного клуба является одной из форм перехода от строго регламентированного, авторитарного воспитания к воспитанию свободному, гуманистическому, когда у школьника появляются добровольный выбор форм деятельности, возможность проявления инициативы и творчества.

Организационно-педагогические условия становления спортивного клуба в общеобразовательном учреждении включают в себя:

  • модель спортивного клуба, как составную часть воспитательной системы школы;
  • индивидуальные и коллективные потребности и интересы школьников в физкультурно-спортивной деятельности;
  • побуждение к сплоченности физкультурно-спортивного актива, как основы управления и самоуправления спортивным клубом на основе устава;
  • содержание физкультурно-спортивной работы как системообразующий вид деятельности и общения школьников;
  • активность и согласованность в организации физкультурно-спортивной деятельности школьников, учителей и родителей;
  • оптимизация организационной структуры клуба с эффективными внутренними и внешними связями.

В деятельность по организации педагогических условий становления спортивного клуба в общеобразовательном учреждении является:

•    педагогическое просвещение учащихся, учителей и родителей о роли физической культуры и ее месте в образе жизни человека;

•    вовлечение учащихся, учителей, родителей в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности, воспитательные мероприятия;

•    педагогическая поддержка становления клубной спортивной деятельности в школе ориентированной на формирование ценностного отношения к физической культуре и спорту, здоровому образу жизни.

Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурно-оздоровительная работаклуба включает в себя:

  • Организациюежедневной утренней гимнастики, как в помещении, так и на открытом воздухе (в течение года).
  • В дни школьных каникул, а также в выходные дни организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  • Организацию оздоровительных и закаливающих мероприятий в летнее время.
  • Проведение массовых подвижных игр, соревнований «Веселые старты» на детских площадках в дни школьных каникул.
  • Еженедельное проведение на детских площадках спортивных развлечений с участием актива из числа старшеклассников.
  • Организация туристических походов, походов выходного дня членами туристской секции, родителями.

Спортивно-массовая работа

         Спортивно-массовая работа включает:

  • Набор и комплектование спортивных секций по: лыжным гонкам, ОФП, волейболу, баскетболу, гимнастике, шахматам и шашкам, туризму и др.
  • Создание команд по трем возрастным группам (младшая, средняя, старшая).
  • Назначение тренеров-общественников в игровые команды, заключение договоров.
  • Организацию систематической тренировочной работы спортивных секций и команд (расписание занятий на год).
  • Проведение зимней спартакиады по разным видам спорта: хоккею, футболу на снегу, лыжным гонкам, конькам, стрельбе.
  • Проведение летней спартакиады среди спортивных площадок по разным видам спорта: футболу, легкой атлетике, плаванию, бадминтону, волейболу, настольному теннису, легкоатлетическому кроссу, русской лапте.
  • Участие в соревнованиях разных уровней (согласно календарю спортивных соревнований).

Воспитательная и социальная работа

Воспитательная и социальная работа имеет следующие направления:

  • Обеспечение участия членов спортивного клуба в общественно полезном труде по благоустройству микрорайона, спортивных площадок.
  • Посещение семей детей и подростков, проведение собраний с родителями по вопросам физической культуры и спорта, воспитания и социализации.
  • Организацию контроля за текущей учебой и успеваемостью школьников в течение учебного года.
  • Организацию культурно-массовых мероприятий (экскурсии, посещение спортивных соревнований, просмотры художественных фильмов, участие в вечерах художественной самодеятельности и т. д.).

Информационно-пропагандистская работа

  • Оформление помещения клуба, детских площадок наглядной агитацией.
  • Организацию занятий, лекториев при клубе по темам: «История современных олимпийских игр», «Наш друг спорт», «Наши олимпийцы».
  • Оформление в клубе, на спортивных площадках стендов на спортивную тематику: «Российские спортсмены - чемпионы зимних и летних олимпийских игр» и др.
  • Создание и введение на сайте ОУ страницы, отражающей деятельность школьного спортивного клуба.

Финансово-хозяйственная часть работы

Образовательная организация обязана создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу:

  • спортивные объекты, оборудование и инвентарь;
  • призы, наградные материалы;
  • спортивные площадки.

В деятельность клуба должны войти: своевременное проведение ремонта спортивного зала и сооружения, лыжной и инвентарной комнаты, обустройство тренажерного зала, обеспечение финансирования деятельности клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительными источниками финансовых средств могут быть добровольные пожертвования в фонд клуба, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.

Клуб имеет право устанавливать членские взносы, членов клуба, в сумме утвержденной собранием Клуба, разовые взносы, которые используются для приобретения грамот, дипломов, сувениров и хозинвентаря, необходимого для организации клубных соревнований, конкурсов, праздников спорта, а также распоряжаться средствами, поступившими от спонсоров и инвесторов.В этом случае общим собранием представителей клуба избирается казначей и ревизионная комиссия в количестве 3-5 человек, которая обеспечивает правильность расходования средств Клуба.

Клуб для организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий, проведения консультаций, соревнований, физкультурно-спортивных праздников и других мероприятий использует:

  • спортивные сооружения организаций, на базе которых создан клуб;
  • парки культуры, городские и загородные зоны массового отдыха, лесные массивы, естественные водоемы;
  • туристские маршруты, физкультурно-оздоровительные и спортивно-игровые площадки массового пользования;

Приобретение спортивной формы, инвентаря индивидуального и коллективного пользования осуществляется за счет средств занимающихся, учредителей, спонсоров и средств клуба.

Педагогический и врачебный контроль

В клубе организовывается и устанавливается постоянный врачебный контроль над всеми занимающимися. Контроль осуществляется медицинскими работниками образовательной организации.

В систему работы клуба должен войти педагогический контроль состоящий из: мониторингов состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, которые будут аккумулировать информацию, и анализировать результаты деятельности Клуба.

Ежегодно нужно проводить анкетирование обучающихся, с целью распределения новых членов Клуба по спортивным секциям.  Два раза в год воспитанники клуба должны пройти тестирование двигательных  качеств и в конце каждого  переходят в следующую спортивную учебную группу.

Также в деятельность клуба входит отслеживание по годам обучения посещаемости его членами занятий в спортивных секциях по видам спорта (таблица №1).

Таблица 1

Мониторинг занятости обучающихся в спортивных секциях ШСК

по годам обучения

п\п

 

Наименование

спортивных секций

Количество детей

___год

 

___год

___ год

___год

___ год

__ год

1.

Футбол

15

17

20

32

35

35

2.

Волейбол

16

14

20

40

42

45

3.

Баскетбол

14

16

20

40

43

45

4.

Плавание

20

20

20

40

44

45

5.

Туризм

10

14

15

25

20

25

6.

Шахматы

10

15

20

44

44

45

7.

ОФП (1-2 класс)

22

22

20

40

40

44

8.

Легкая атлетика

16

12

15

15

17

17

9.

Ритмическая гимнастика

10

20

20

20

20

20

10.

Греко-римская борьба

8

10

12

12

12

15

11.

Вольная борьба

5

10

10

11

20

22

12.

Каратэ

6

8

8

10

10

11

13.

Дзюдо

12

8

6

6

5

8

14.

Самбо

6

8

6

8

7

7

15.

Лыжные гонки

14

14

12

23

24

25

Всего детей

195

209

212

313

352

409

Количество детей в школе

274

255

256

446

448

490

% занятости

71%

82%

82%

70%

78%

83%

 

Два раза в год,  воспитанниками клуба должно быть проведено тестирование двигательных  качеств и в конце каждого  они переходят в следующую спортивную учебную группу.

Желательно в работу клуба включить занятия лечебной физической культурой, на которых предусмотрено обязательное выполнение специальных комплексов по характеру заболеваний, которые должны быть разработаны по трем двигательным режимам:

  • щадящий;
  • щадяще-тренирующий;
  •  тренирующий.

Основными формами работы в клубной деятельности являются занятия в секциях, группах, командах и объединениях комплектующиеся с учетом возраста, пола, уровня физической и спортивно-технической подготовки.

Созданная система организации работы Клуба в школе поможет глубоко раскрыть всю структуру построения и возможностей развития личности  учащихся и  их достижений  в спорте. Благодаря ее  практической  реализации будет решена проблема занятости детей в свободное от учебы время. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа является одним из наиболее важных направлений деятельности Клуба.

Благодаря системной работе клуба дети школы станут успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими учебу и занятия физической культурой и спортом.  Деятельность клуба в образовательном учреждении должна проявить себя как условие реализации жизненной программы достижения детского счастья, укрепления здоровья воспитанников и не только физического, но и духовного! 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Вишневский, В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).[Текст] – М.: Теория и практика физической культуры, 2012. – 270 с.
  1. Гиршина, А.З. Организационно-управленческие условия развития спортивного клуба: [Текст] / Гиршина А.З. СПб. 2005. - 123с.
  2. Кеммерера, Г.Г. Спортивные клубы и их вклад в физическое развитие и «Спорт для всех» [Текст] // Теория и практика физической культуры. 2011. - 137с.
  3. Кофман, Л.Б. Педагогические принципы и модели организации физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи: [Текст]  / Кофман Л.Б. М., 2012. - 138с.
  4. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе. [Текст] / Л.И. Лубышева. М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2006. - 174 с.
  5. Лубышева, Л.И. Спортизация общеобразовательных школ России: Векторы развития [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. - 125с.
  6. Петлеваный, Г.Ф. Спартианская программа олимпийского образования и воспитания школьников [Текст] // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. 2001.- 112с.
  7. Рыжов, И.В. Организационно-методические основы деятельности школьного спортивного клуба в сочетании с урочной системой преподавания физической культуры: [Текст] / Рыжов И.В. -М., 2002. - 25 с.
  8. Типовой устав клуба физической культуры и спорта. [Текст] // Физическая культура в школе. — 1999. - 115с.
  9. Физическая культура от трех до восемнадцати лет: учеб. - метод. Пособие. Отв. ред. Л.Е. Курнешова. – Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». – М.: Центр «Школьная книга», 2006. -  272 с.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N МД-1077/19

 

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N НП-02-07/4568

 

ПИСЬМО

от 10 августа 2011 года

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ

В целях реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, развития детско-юношеского спорта в общеобразовательных учреждениях, приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом Минобрнауки России и Минспорттуризм России направляют методические рекомендации по созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов.Просим организовать работу в общеобразовательных учреждениях в соответствии с методическими рекомендациями начиная с 2011 - 2012 учебного года.

 Заместитель

Министра образования и науки

Российской Федерации

М.В.ДУЛИНОВ

 

Статс-секретарь -

заместитель Министра спорта,

туризма и молодежной политики

Российской Федерации

Н.В.ПАРШИКОВА

Приложение 2

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ

 

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов к созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов.

В соответствии с данными методическими рекомендациями общеобразовательное учреждение разрабатывает и утверждает положение о школьном спортивном клубе (далее - клуб).

Деятельность клуба регламентируется локальными актами общеобразовательного учреждения.

Клуб может создаваться как структурное подразделение общеобразовательного учреждения или как общественное объединение с учетом региональных, местных особенностей и интересов обучающихся. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе формы создания клуба.

Целями клуба являются привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательном учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование здорового образа жизни.

Формы организации работы клуба, методы и средства выбираются в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности.

Задачами деятельности клуба являются:

•              разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в общеобразовательном учреждении в рамках урочной и внеурочной деятельности;

•              вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

•              организация физкультурно-спортивной работы общеобразовательного учреждения во внеурочное время.

Клуб в своей деятельности выполняет следующие функции:

•              организует и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе школьные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры";

•              формирует команды по видам спорта и обеспечивает их участие в соревнованиях разного уровня (межшкольных, муниципальных, территориальных);

•              пропагандирует в общеобразовательном учреждении основные идеи физической культуры, спорта, здорового образа жизни, в том числе деятельность клуба;

•              поощряет обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе.

Основными формами работы клуба могут быть занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно-технической подготовки.

Членами клуба могут быть обучающиеся общеобразовательного учреждения, в котором создан клуб, а также обучающиеся других общеобразовательных учреждений.Обучающиеся имеют право в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами на выбор секций и групп для занятий.

Занятия в клубе проводятся в соответствии с графиками, расписаниями, планами физкультурно-спортивных мероприятий.

Непосредственное проведение занятий осуществляется учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и другими специалистами физической культуры и спорта.

За всеми занимающимися в клубе устанавливается постоянный врачебный контроль, который осуществляется медицинскими работниками общеобразовательного учреждения.Управление клубом осуществляется его руководителем, назначаемым руководителем общеобразовательного учреждения.

Формами самоуправления в клубе могут являться совет клуба, попечительский совет, общее собрание и другие формы.

Дополнительными источниками средств клуба могут быть добровольные пожертвования, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.

Клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.

Для реализации целей, задач и функций деятельности клуб взаимодействует с образовательными учреждениями, учреждениями физической культуры и спорта, общественными организациями.

 

Директор Департамента

развития системыфизкультурно-спортивного

воспитания Минобрнауки России

А.Т.ПАРШИКОВ

 

Директор Департамента

государственной политики

в сфере физической культурыи спорта

Минспорттуризма России

М.В.ТОМИЛОВА

 Приложение 3

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ

(ред. от 25.12.2012)

"О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

(извлечения)

Статья 19. Спортивные клубы

6. Правовое положение школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов, порядок их деятельности определяются в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)

Статья 28. Физическая культура и спорт в системе образования

1. Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов, обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности.

2. Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся;

9) содействие развитию и популяризации школьного спорта и студенческого спорта.

(п. 9 введен Федеральным законом от 03.12.2011 № 384-ФЗ)

3. В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта, студенческого спорта образовательными учреждениями начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования могут создаваться школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы (в том числе в виде общественных объединений), не являющиеся юридическими лицами. Деятельность таких спортивных клубов осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и предусматривается уставами соответствующих образовательных учреждений.

 

Приложение 4

Порядок
осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ

от 13 сентября 2013 г. № 1065)

1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов (в том числе в виде общественных объединений), не являющихся юридическими лицами, создаваемых образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования (далее соответственно - спортивные клубы, образовательные организации), и (или) обучающимися указанных организаций.

2. Спортивный клуб может создаваться образовательными организациями в качестве их структурных подразделений, а также в виде общественных объединений, не являющихся юридическими лицами.

3. Спортивный клуб, созданный в качестве структурного подразделения образовательной организации, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Порядком, уставом соответствующей образовательной организации, положением о спортивном клубе, утверждаемым в установленном уставом образовательной организации порядке.

Спортивный клуб, созданный в виде общественного объединения, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»* и настоящим Порядком.

4. Спортивный клуб создается и осуществляет свою деятельность в целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного и студенческого спорта.

5. Основными задачами деятельности спортивных клубов являются:

•              вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом, формирование у них мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья;

•              организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;

•              участие в спортивных соревнованиях различного уровня среди образовательных организаций;

•              развитие волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

•              оказание содействия обучающимся, членам спортивных сборных команд образовательных организаций в создании необходимых условий для эффективной организации образовательного и тренировочного процессов;

•              организация спортивно-массовой работы с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья.

6. В целях реализации основных задач школьные спортивные клубы осуществляют:

•       организацию и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе этапов Всероссийских соревнований обучающихся по различным видам спорта, проводимых в данных образовательных организациях;

•       воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья обучающихся, социальной активности обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, посредством занятий физической культурой и спортом;

•       проведение работы по физической реабилитации обучающихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья, ограниченные возможности здоровья, привлечение их к участию и проведению массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

•       формирование команд по различным видам спорта и обеспечение их участия в соревнованиях разного уровня;

•       пропаганду в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, основных идей физической культуры, спорта, здорового образа жизни;

•       поощрение обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе;

•       информирование обучающихся о проводимых спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятиях в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования.

7. В целях реализации основных задач студенческие спортивные клубы

 

Приложение 5

Приказ

«__»__________20__№ ______

 

О создании школьного спортивного клуба

 В целях реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, развития детско-юношеского спорта и приобщения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, на основании методических рекомендаций Минобрнауки России и Минспорттуризма России, письма комитета образования администрации Заводоуковского городского округа от 05.09.2011 № 429 «О создании школьных спортивных клубов»

 ПРИКАЗЫВАЮ:

 1. Создать на базе МАОУ «_______________ СОШ» школьный спортивный клуб.

2. Назначить руководителем школьного спортивного клуба __________ (ФИО), (должность).

3. Руководителю школьного спортивного клуба _________ (ФИО), разработать положение о школьном спортивном клубе на основании методических рекомендаций и примерного положения о школьном спортивном клубе.

4. Определить состав Совета школьного спортивного клуба:

4.1. ФИО, должность – руководитель клуба;

4.2. ФИО, должность – заместитель руководителя клуба;

4.3. ФИО, должность – член клуба;

4.4. ФИО, должность – член клуба;

4.5. ФИО, должность - член клуба (по согласованию);

4.6. ФИО, должность – член клуба(по согласованию).

5. Контроль за исполнение возложить на заместителя директора по воспитательной работе _____________ (ФИО).

 

Директор                                                ______________

С приказом ознакомлены:

Приложение 6

 

«СОГЛАСОВАНО» Решение педагогического совета МБОУ СОШ № __

протокол № 3

 « ___» _______ 20…г.

«СОГЛАСОВАНО» Решение попечительского совета МБОУ СОШ № __

 протокол № 4

 « ___» ________ 20… г.

«УТВЕРЖДАЮ» директор МБОУ СОШ №  __________________ И.И.Иванов

«_____» _______ 20… г.

 

Положение о школьном спортивном клубе

(образец)

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение регламентирует правовой статус школьного спортивного клуба и устанавливает его цели, задачи, функции, структуру, механизм управления, порядок организации и содержания деятельности, ответственность, а тек же порядок взаимодействия с другими структурными подразделениями образовательной организации.

1.2. Школьный спортивный клуб (далее клуб) является структурным подразделением образовательной организации (далее ОО), реализующим внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность в области физического воспитания.

1.3. Клуб создается решением педагогического Совета ОО и утверждается приказом директора ОО.

1.4. Клуб не является юридическим лицом.

1.5. Решение о ликвидации клуба принимается педагогическим Советом ОУ и утверждается приказом директора.

1.6. В своей деятельности клуб руководствуется:

 - концепцией развития ОО;

- настоящим Положением;

- решением педагогического Совета ОО, а так же законодательными и нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора ОО, регламентирующими деятельность учебного заведения в области физического воспитания.

1.7. Клуб подчиняется непосредственно директору ОО.

1.8. Работа клуба осуществляется в соответствии с учебными программами (по направлениям), учебными планами, ежегодными планами работы ОО по всем видам деятельности: учебно-воспитательной, методической, организационно- педагогической и др.

1.9. План работы клуба утверждается руководителем данного спортивного подразделения ежегодно в сентябре и согласуется с директором ОО.

1.10. Контроль за деятельностью клуба осуществляет директор ОО.

2. Цель и задачи

2.1. Целью деятельности клуба является способствование формированию потребности в здоровом образе жизни и систематических занятиях  физической культурой и спортом у обучающихся общеобразовательного учреждения, а так же развитие в ОО традиционных видов спорта.

2.2. Задачами спортивного клуба являются: - разработка предложений по развитию физической культуры и спорта в ОО в рамках внеурочной деятельности; - вовлечение обучающихся в систематические занятия ФК и спортом; - повышение мотивации к укреплению здоровья; - организация физкультурно-спортивной работы ОО во внеурочное время.

3. Функции Клуба

3.1. Организует и проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно- массовые мероприятия, в том числе школьные этапы Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры».

3.2. Формирует команды по видам спорта и обеспечивает их участие в соревнованиях разного уровня (межшкольных, муниципальных, территориальных).

3.3. Пропагандирует в ОО основные идеи физической культуры, спорта, здорового образа жизни, в том числе деятельность клуба.

3.4. Поощряет и стимулирует обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно-спортивной работе;

3.5. Участвует в организации работы зимних и летних пришкольных оздоровительно-спортивных лагерей (площадок).

3.6. Организует и проводит конкурсы на лучшую постановку физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы среди классов в ОО.

 3.7. Проводит учебно-тренировочные сборы (смены) для подготовки команд к участию в региональных и всероссийских соревнованиях.

4. Организационная структура

4.1. Управление спортивным клубом осуществляет его руководитель, назначаемый директором ОО.

4.2. Руководитель спортивного клуба осуществляет организацию и руководство всеми направлениями его деятельности.

4.3. Клуб может иметь собственное название, эмблему, наградную атрибутику, спортивную форму.

4.4. Основными формами работы клуба могут быть занятия в секциях, группах и командах, комплектующихся с учетом пола, уровня физической и спортивно-технической подготовленности.

4.5. Членами клуба могут быть обучающиеся ОУ, в котором создан клуб, родители, педагоги ОО.

4.6. Занятия в клубе проводятся в соответствии с графиками, расписаниями, планами физкультурно-спортивных мероприятий.

 4.7. Непосредственное проведение занятий в клубе осуществляется учителями физической культуры, педагогами школы, учащимися старших классов.

 4.8. За всеми занимающимися в клубе устанавливается врачебно- педагогический контроль, который осуществляется медицинскими и педагогическими работниками образовательного учреждения.

5. Права и обязанности

5.1. Права и обязанности педагогов спортивного клуба определяются трудовым законодательством РФ, Уставом ОО, правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения, а так же должностными инструкциями.

5.2. Обучающиеся имеют право в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами на выбор секций и групп для занятий, участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, спартакиадах, физкультурных праздниках за свой Клуб.

5.3. Обучающиеся (члены клуба) обязаны добросовестно посещать занятия в спортивных секциях и кружках, а так же бережно относиться к спортивному оборудованию и другому имуществу клуба.

6. Финансирование

6.1. Деятельность спортивного клуба финансируется из средств ОО и привлеченных средств (добровольные пожертвования, взносы, передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а так же отдельных физических лиц).

6.2. Оплата труда педагогических работников осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7. Ответственность Клуба

7.1 Ответственность за качество выполнения возложенных настоящим Положением на спортивный клуб целей, задач и функций, выполнение плана работы по всем направлениям деятельности, сохранность оборудования и спортивного инвентаря, а так же за создание условий для эффективной работы своих подчиненных несет руководитель школьного спортивного клуба.

7.2. Каждый педагог спортивного клуба несет ответственность за качество выполнения работ, возложенных на него должностной инструкцией, а также за сохранность имущества, жизнь и здоровье обучающихся.

 

Приложение 7

ПРОТОКОЛ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Муниципальная бюджетная образовательная организация средняя общеобразовательная школа №__ (МБОУ СОШ №__)
 

Протокол общего собрания ГБОО СОШ №__

Протокол №______«___»_____________20___года Присутствовало__________________________________( _______) человек

                             Тема: Открытие спортивного клуба в школе.

 Слушали выступление о необходимости создания школьного спортивного клуба ____________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. ____________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. ____________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О.

Постановили: создать спортивный клуб в школе.

2. Выборы состава спортивного клуба.

 Слушали выступление о выборе кандидатов в состав спортивного клуба_________________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О.

Предложены следующие кандидатуры: 1.________________________________________________________________ председатель

2._____________________________________________________

 заместитель председателя 3._______________________________________________________

секретарь

4. ______________________________________________________член клуба 5._______________________________________________________член клуба

Результаты голосования:

За _________________________________________________(__________) чел.

Против____________________________________________ (__________) чел. Воздержались ______________________________________ (__________) чел. Решение: Данные кандидатуры избрать в члены совета клуба.

Разное.

Слушали: ___________________________________________________Ф.И.О. Внесено предложение:

 Назвать клуб школы «Лидер».

Результаты голосования:

За _____________________________________________ (__________) чел. Против__________________________________________ (__________) чел. Воздержались _____________________________________(__________) чел.

Постановление:

Принять предложение и утвердить название школьного клуба.

Председатель собрания (_________________)

Секретарь (_________________)

Приложение 8

АНКЕТА ЧЛЕНА ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

ОБРАЗЕЦ

Государственная бюджетная образовательная организация средняя общеобразовательная школа № ___ (ГБОО СОШ № 000)

 Анкета члена школьного физкультурно-оздоровительного спортивного клуба «Лидер»

1. Фамилия_______________________________________

2. Имя___________________________________________

3. Отчество_______________________________________

4. Дата рождения:__________________________________

Фото: 3 х 4, без уголков.

5. Образование: ____________________________________________________ (класс, № школы/группа, факультет)

 6. Член спортивного клуба: __ «Лидер»__ГБОО СОШ № 000_______ (название спортивного клуба, организации)

7. Вид спорта: ______________________________________________________

8. Разряд, звание: ___________________________________________________

9. Первый тренер: __________________________________________________

(Ф.И.О., название спортивного клуба, организация)

10. Свидетельство о рождении: серия _________ № ___________выдан _______/до 14 лет/______________________дата выдачи:_________________

11. Паспорт: серия _________ № __________________ выдан ______________ /старше 14 лет / _____________________________дата выдачи:____________

13. Страховое свидетельство:_________________________________________

14. Адрес проживания: ______________________________________________

 15. Адрес регистрации: _____________________________________________

16. Родители: ______________________________________________________

(Ф.И.О. матери, отца, законных представителей) __________________________________________________________________

17. Контактные данные: дом.тел.:_____________________________ моб. тел.:_____________________________ E - mail: ____________________

Дата заполнения анкеты "__" ____________________ 20__ года

Подпись члена спортивного клуба «Лидер»: ____________________ /Ф.И.О./

 

 

Приложение 9

 

ПРОТОКОЛ

ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ (ФИЗОРГОВ) ШКОЛЫ

 

№______ от «___» _____________ 20 ___года

 

общего собрания представителей (физоргов) школы №___

 

Присутствовало__________ человек

 

1. Открытие спортивного клуба в школе №____

Слушали:

выступление _______________ о необходимости создания школьного спортивного     клуба.

Постановили:создать спортивный клуб в школе №_____

 

2. Выборы состава спортивного клуба.

Слушали:  выступление ______________ о выборе кандидатов в состав спортивногоклубапофамильно:

1.____________________________

2.____________________________

3.____________________________

4.____________________________

5.____________________________

Принятие решения голосованием:

За

Против

Воздержались

Данные кандидатуры избрать в члены совета клуба.

3. Разное.

Слушали:

Предложение __________ назвать клуб школы №___

Постановили:

Утвердить название школьного клуба «___________________».

 

Председатель собрания

Секретарь

 

Приложение 10

ПОЛОЖЕНИЕ О ФИЗОРГАХ КЛУБА

Цели и задачи

1. Выполнение условий Устава Клуба.

2. Усовершенствовать взаимодействие физоргов, классных руководителей и других членов Клуба.

3. Сплочение коллектива в классах и клубе в целом.

Общие положения

1. Физорг избирается из учащихся класса сроком на один год большинством голосов.

2. В случае не удовлетворительной работы физорга, классный руководитель собирает класс для переизбрания нового.

3. Классный руководитель контролирует и помогает физоргу в спортивной деятельности.

Обязанности и работа физорга

1. Физкультурный организатор выбирает из класса одного или несколько капитанов по основным видам спорта. Последние, в свою очередь, помогают физоргу в подготовке и участию команд в соревнованиях.

2. Физорг обязан участвовать во всех совещаниях клуба.

3. Физорг принимает активное участие в спортивной жизни класса: предупреждает ребят о спортивных мероприятиях и их условиях, о необходимости соответствующей формы и настроя. Своевременно подает заявку судьям и отвечает за готовность команд к спортивным мероприятиям.

4. Физорг на перемене настраивает класс на урок физкультуры, проверяет наличие спортивной формы. На уроке физкультуры сдает рапорт, следит за дисциплиной и помогает преподавателю.

5. Физорг раз в месяц заполняет отчет о спортивных результатах класса. В нем отмечаются: участие каждого ученика в спортивных секциях в нашем клубе или в других секциях, клубах; участие в соревнованиях за клуб или внутри клуба; успеваемость по физической культуре и спортивное прилежание.

6. После того, как классный руководитель ставит свою роспись, физорг отчитывается перед преподавателем физкультуры (Председатель Клуба делает общий отчет для руководителя школы).

Права физорга

1. Физорг в своей работе может опираться на классного руководителя, на учителей физкультуры и членов Совета Клуба.

2. Физорг может настаивать на участии того или иного ученика класса в спортивном мероприятии.

3. Физорг также может исключить или заменить из состава команды участника, если это, по его мнению, необходимо для победы на соревновании.

4. Физорг может создавать спортивные команды и отстаивать их права на всех спортивных состязаниях.

5. Физорг может привлекать к спортивной подготовке команд родителей, тренеров, преподавателей и т. д.

Награждение.

За добросовестную работу физорг награждается призами и грамотами в конце учебного года или на общей линейке.

Приложение 11

«УТВЕРЖДАЮ»________________________

(руководитель образовательного учреждения)

« ____»____________ 20___ г.

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ (ПРИМЕРНАЯ)

РУКОВОДИТЕЛЯ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

  1. Общие положения

1.1.           Исполнение обязанностей руководителя школьного спортивного клуба «______________» возлагается на заместителя директора образовательного учреждения или на лицо, с которым директор образовательного учреждения заключил договор безвозмездного оказания услуг.

1.2.           Руководитель ШСК непосредственно подчиняется директору образовательного учреждения.

1.3.           Руководителю ШСК непосредственно подчиняются:

- заместители руководителя клуба;

- руководители отделений по видам спорта (структурные подразделения клуба);

- педагоги дополнительного образования (тренеры-преподаватели);

- методисты.

1.4. В своей деятельности руководитель ШСК руководствуется:

- Конституцией Российской Федерации;

- Законом РФ «Об образовании»;

- Законом РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

- Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Гражданским кодексом Российской Федерации;

- Семейным кодексом Российской Федерации;

- Положением «О школьном спортивном клубе», локальными правовыми актами ГОУ (в том числе настоящей инструкцией);

- Типовым положением об образовательном учреждении;

- Правилами и нормами охраны труда, технике безопасности и противопожарной защиты.

Руководитель ШСК обязан соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности руководителя ШСК являются:

2.1.           Обеспечение организации деятельности ШСК;

2.2.           Обеспечение духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания воспитанников ШСК;

2.3.           Формирование здорового образа жизни и развитие массового молодежного спорта;

2.4.           Повышение социальной активности, укрепление здоровья и приобщение к физической культуре подрастающего поколения;

2.5.           Организация спортивно-оздоровительных лагерей, учебно-тренировочных сборов, соревнований, туристических слетов, и др.;

2.6.           Обеспечение взаимодействия с организациями, учреждениями и клубами, занимающимися проблемой развития спорта и физического воспитания молодежи.

3. Должностные обязанности

Руководитель ШСК выполняет следующие должностные обязанности:

3.1.           Анализирует:

- законодательство РФ и Региона в области развития спорта и физического воспитания для обеспечения деятельности ШСК;

- готовность работников и воспитанников клуба к участию в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

3.2. Планирует:

- подготовку занятий совместно с Советом ШСК;

- организацию учебно-тренировочных сборов и соревнований.

3.3.    Организует:

- работу Совета ШСК;

- участие воспитанников клуба в соревнованиях, учебно-тренировочных       сборах и других мероприятиях;

- учебно-воспитательный процесс;

- внутришкольные и межшкольные соревнования и физкультурно-спортивные праздники;

- комплектование групп ШСК;

- связи клуба с другими организациями для совместной деятельности;

- накопления имущества и оборудования;

- подготовка отчетной документации;

- работу с родительской общественностью.

3.4. Осуществляет:

- составление учебного расписание клуба;

- ведение документации ШСК;

- замену временно отсутствующих преподавателей;

- своевременное и правильное оформление документов на приобретение   материально-технических средств и оборудования и их получение;

- привлечение, подбор и расстановку кадров;

- контроль за своевременным прохождением воспитанниками ШСК диспансеризации, регулирует недельную физическую нагрузку в соответствии с возрастными особенностями и санитарно-гигиеническими нормами.

3.5.    Разрабатывает:

- схему управления клубом;

- планы, положения и программы деятельности ШСК, в том числе материально-технического развития ШСК.

3.6.    Контролирует:

- соблюдение преподавателями и воспитанниками клуба прав детей и «Положения о ШСК «__________»;

- состояние инвентаря и учебного оборудования;

- проведение занятий преподавателями клуба;

- выполнение принятых решений и утвержденных планов работы ШСК;

- соблюдение и выполнение санитарно-гигиенических норм и требований, правил охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности при проведении занятий и мероприятий, в том числе вне образовательного учреждения;

- выполнение преподавателями клуба возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников;

3.7.   Координирует:

- взаимодействие отделений (структурных подразделений) ШСК и Совета ШСК;

3.8.   Руководит:

- работой преподавателей клуба;

- работой Совета ШСК;

- разработкой документов по ШСК.

3.9.    Корректирует:

- план действий сотрудников и воспитанников ШСК во время учебно-воспитательного процесса, учебно-тренировочных сборов, соревнований;

- план работы ШСК.

3.10.  Консультирует:

- сотрудников ШСК, воспитанников и их родителей (законных представителей) по работе ШСК, по содержанию руководящих документов.

3.11.  Представляет:

- ШСК на педагогических советах, совещаниях, конференциях и других мероприятиях, связанных с деятельностью клуба.

4. Права

4.1.    Принимать любые управленческие решения, касающиеся деятельности ШСК во время проведения занятий, учебно-тренировочных сборов, соревнований.

4.2.    Давать обязательные распоряжения сотрудникам и воспитанникам ШСК во время проведения учебно-тренировочных сборов и соревнований.

4.3.    Требовать от сотрудников ШСК выполнения планов работы, приказов и распоряжений, касающихся их действий при организации занятий в клубе.

4.4.    Привлекать сотрудников ШСК к проведению любых мероприятий, касающихся деятельности ШСК.

4.5.    Представлять сотрудников и воспитанников ШСК к поощрению.

4.6.    Запрашивать для контроля и внесения корректив рабочую документацию различных подразделений и отдельных лиц, находящихся в непосредственном подчинении.

5. Ответственность

5.1.    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Положения «О ШСК «_________»», законных распоряжений непосредственных руководителей и иных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, представленных настоящей Инструкцией, а также принятие управленческих решений, повлекших за собой дезорганизацию работы ШСК несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2.    За применение, в том числе неоднократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, руководитель ШСК может быть освобожден от исполнения обязанностей в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании».

5.3.    За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации образовательного, учебного и хозяйственного процессов, планов работы ШСК, руководитель ШСК привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4.    За виновное причинение ШСК или участникам образовательного процесса вреда (в том числе морального) в связи с исполнением (не исполнением) своих должностных обязанностей, а также не использование прав, представленных настоящей Инструкцией.

6. Взаимоотношения

Руководитель ШСК:

6.1.    Работает в соответствии с планом ШСК;

6.2.    Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год с учетом плана работы образовательного учреждения.

6.3.    Своевременно представляет Директору образовательного учреждения необходимую отчетную документацию.

6.4.    Получает от директора образовательного учреждения информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5.    Систематически обменивается информацией по вопросам физического воспитания и развития спорта с сотрудниками и воспитанниками ШСК.

7. Права и обязанности воспитанников ШСК

Воспитанники ШСК имеют право:

- бесплатно пользоваться спортивным инвентарем, оборудованием и спортивными сооружениями, а также методическими пособиями;

- получать консультации;

- избирать и быть избранными в Совет ШСК;

- систематически проходить медицинское обследование;

- вносить предложения по совершенствованию работы ШСК.

Воспитанник ШСК обязан:

- соблюдать установленный порядок;

- соблюдать правила техники безопасности при проведении занятий;

- бережно относиться к имуществу и спортивному инвентарю;

- показывать личный пример здорового образа жизни.

 

Приложение 12

 

КЛЯТВА КЛУБА

 

Я, __________________________________________________________,

(Фамилия, имя)

 Вступая в школьный спортивный клуб «________» школы №_______, клянусь:

- высоко нести звание спортсмена, во всем следовать примеру лучших спортсменов, учиться мужеству, упорству смелости, готовить себя к защите Родины, воспитывать в себе высокие морально-волевые качества;

- неустанно совершенствовать свое спортивное мастерство;

- систематически пропагандировать спорт, вовлекать как можно большее количество людей в систематически занятия физкультурой и спортом;

- помогать младшим товарищам в овладении спортивными навыками;

- активно участвовать во всех делах клуба;

- знать спортивные события мира, края, района школы;

- знать историю Олимпийских игр, спартакиад;

- постоянно работать над собой, развивать силу воли, совершенствовать свой характер.

 Приложение 13

 

Директору  школы:Иванову Л. А.

___________________________

___________________________

(Ф.И.О.одного из родителей)

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Прошу зачислить в спортивный клуб _____________ школы №________на

 отделение ________________________________________________________ (вид спорта)

моего сына (дочь)__________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество ребёнка)

 

дата рождения _________________________,

 

проживающего (ую) по адресу:_______________________________________,

Место учёбы (школа, класс)_______________________________________.

Свидетельство о рождении / паспортные данные №_____________________

выдано _________________________________ «______»________________г.

(кем выдано) (когда выдано)

 

Домашний телефон _______________________________

 

Моб. телефон __________________________________

 

Полис обязательного медицинского страхования №________________________выдан __________________________________

С условиями работы школы и тренировочного процесса, правилами

техники безопасности при проведении занятий ознакомлен(а), возражений

не имею.

Подпись родителя

Дата заполнения заявления

 

Приложение 14

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                                                                                                            Директор школы ___________

                                                                                         «01» сентября  20____г.

 

ПЛАН

СПОРТИВНО-МАССОВЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

(образец)

п/п

Дата проведения

Место проведения

Время

проведения

Мероприятие

Количество

участников

Участники

Ответственный за проведение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

No Avatar
ruslan1973 on вт, 09/29/2020 - 18:23

очень полезная информация

No Avatar
Юлия Рагозина on ср, 06/15/2022 - 12:14

Я думаю, что интерес к этой проблеме и в настоящее время очень высок, это объясняется общественными потребностями, и, прежде всего, потребностью общества в развитии физически здоровой и творческой личности, чтобы обучающиеся имели полноценную возможность заниматься физической культурой и спортом не только через урочную, но и внеурочную деятельность.