Социально – педагогический проект «Школа молодого педагога»
Вологодская область с. Кичменгский Городок БДОУ "Детский сад комбинированного вида "Аленушка"
Социально – педагогический проект «Школа молодого педагога»
Шубарина Елена Витальевна
старший воспитатель
Актуальность:
Возрастающая роль образования в развитии современной экономики и общества актуализирует внимание к качеству профессиональной деятельности педагогических кадров. В настоящее время формируется более широкое видение профессиональной деятельности педагога, как профессионала способного реально изменять окружающий мир к лучшему; складывается понимание, что ожидаемое от него качество работы требует изменений в профессиональной деятельности, должно соответствовать вызову времени и повышению ответственности за результаты работы образовательных учреждений в целом. Профессиональная деятельность педагога требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетентности. В связи с этим, обновление содержания и организации дошкольного образования в ДОО, с реализацией ФГОС ДО актуализируются проблемы профессиональной компетенции педагога. Высокие требования к профессиональной компетентности обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие воспитатели в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что молодые специалисты:
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
- имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
-неадекватно оценивают свои возможности;
-имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста;
- сталкиваются с проблемами адаптации в новом коллективе.
До 2017 года наш педагогический коллектив был достаточно стабилен в отношении кадрового состава, но пришли те времена, когда на смену уважаемым педагогам пенсионного возраста пришли новые кадры, а в частности воспитатель 1 младшей группы. Воспитатель с дипломом, где прописано – возможность работать с детьми дошкольного возраста. Что говорит о том, что без помощи старшего воспитателя, молодому педагогу будет очень сложно адаптироваться к условиям работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОСДО.
В БДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленушка» всегда остаётся актуальным направлением деятельности всесторонняя поддержка, формирование и развитие кадрового потенциала. Данное направление включает работу по совершенствованию мастерства педагогов и формированию у них мотивации на профессиональное развитие: обучение, консультирование, аттестация, профессиональные курсы, приобщение молодых педагогов к поиску передовых идей.
Старший воспитатель заинтересован в первую очередь, в постоянной работе над совершенствованием организации управления и отслеживанием процесса эффективного повышения профессионального роста молодого воспитателя.
Проблема: Как повысить уровень профессиональной компетентности начинающего педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО?
Цель:
Повышение уровня профессиональной компетентности начинающего педагога дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1.Обеспечить профессиональный и творческий рост молодого педагога.
2. Способствовать освоению педагогом современных образовательных технологий и методов педагогической деятельности.
3.Развивать познавательный интерес к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и родителями воспитанников.
4.Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста.
5.Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
6. Создавать условий для участия педагогом в конкурсах различного уровня.
Тип проекта:
По составу участников: индивидуальный
По срокам реализации: долгосрочный (сентябрь – апрель)
По основному виду деятельности: практико – ориентированный
Автор проекта: Шубарина Елена Витальевна
Участники проекта: старший воспитатель, молодой воспитатель.Предполагаемый продукт проекта:
- повышение профессиональной компетентности педагога в контексте ФГОС ДО;
- умение применять в работе с воспитанниками современные образовательные технологии и методы педагогической деятельности;
- познание себя и ориентация на ценности саморазвития;
- качественное изменение отношений в коллективе;
- стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь;
- рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня готовности к педагогической деятельности.
Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта |
Формы работы с педагогом |
Подготовительный
|
Сбор информации о педагоге Анкетирование Выявление затруднений у педагога Подбор литературы для реализации задач проекта Подготовка теоретического и практического материала Составление плана работы для реализации «Школы молодого педагога». |
Основной
|
Проведение консультаций, семинаров, семинара – практикума. Проведение смотров - конкурсов Участие в педсоветах совместно со всеми педагогами дошкольной организации (в том числе в педсоветах в форме деловых игр) Посещение открытых занятий в группах детского сада. Диагностика воспитателя. Беседы по запросу молодого воспитателя. Контроль за организацией воспитательно – образовательного – образовательного процесса в 1 младшей группе. Беседы по раскрытию основных направлений деятельности. Наблюдение за деятельность педагога. Участие вмастер – классах. Самоанализ (анализ) образовательной деятельности, режимных моментов. Участие в ярмарке дидактических пособий. |
Заключительный
|
Диагностика Анкетирование родителей (анонимное) «Эффективность деятельности молодого педагога» Беседа с педагогом (напарницей по группе) Рефлексия работы по проекту «Школа молодого педагога». |
Формы реализации проекта:
Консультации
Семинары
Семинары-практикумы
Мастер-класс
Деловая игра
Педагогические советы
Социальная активность педагога.
Методы и приемы работы:
Собеседование
Совместный анализ НОД
Просмотр презентаций
Выступление на педчасах, педсоветах
Участие в семинарах, семинарах-практикумах.
Подготовка и проведение семинара - практикума
Посещение НОД
Посещение районных методических объединений педагогом.
Содержание деятельности
Проект, разработанный на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства молодого педагога, работающего в сфере дошкольного образования первый год
План мероприятий по реализации проекта:
месяц |
содержание |
Цели и задачи |
Сентябрь |
Анкетирование по проблемам в образовательной деятельности. Планирование воспитательно-образовательной работы в соответствии с реализуемой программой и ФГОСДО. Разработка плана работы с родителями на 2017 – 2018 учебный год.
Семинар по разработке рабочей программы педагога 1 младшей группы. |
Обеспечить легкую адаптацию молодого специалиста в коллективе. Оказание помощи в планировании в соответствии с ФГОСДО.
Ознакомление педагога с наиболее эффективными формами вовлечения родителей в воспитательно – образовательный процесс в соответствии с ФГОСДО. Познакомить со структурой рабочей программы педагога, формой написания и определения приоритетов для каждого педагога группы. |
Октябрь |
Самообразование воспитателя – лучшее обучение (выбор методической темы, молодомувоспитателю предлагается примерные темы по самообразованию, проводим анализ того, как спланировать работу над методической темой) Подготовка и проведение консультации «Самообразование воспитателя – лучшее обучение». Смотр – конкурс творческих работ для детей и родителей ДОО «Осенний калейдоскоп» (картины из природного материала). |
Оказание помощи в самообразование через подборку методической литературы, периодических изданий. Ориентировать педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания.
Формирование навыка вовлечения родителей в участие в смотре – конкурсе внутри ДОО. |
Ноябрь |
Привлечение педагога – психолога, для проведения тренинга для молодого педагога «Психологические особенности детей раннего возраста». Беседа с педагогом по теме «Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи в соответствии с ФГОС. Формы и методы работы с родителями воспитанников. Планирование работы с родителями» для успешного взаимодействия с родителями, в том числе и во время родительского собрания. ОО «Физическое развитие».
Контроль «Утренняя гимнастика, как эффективная форма организации воспитанников 1 младшей группы в организованный вид деятельности по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий». Участие вмастер – классе «Здоровьесберегающие технологии, как эффективная форма оздоровления детей младшего дошкольного возраста», подготовленного к МП совету Калининой О.В. Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников» |
Использовать эффективные формы работы с родителями в самостоятельной профессиональной деятельности молодого педагога. Использование эффективных форм организации и проведения родительского собрания по теме «Давайте познакомимся!».
Познакомить с ОО «Физическое развитие».Оказать помощь в реализации поставленных задач в данной области. Совершенствование форм и методов организации утренней гимнастики с детьми 1 младшей группы.
Предложить педагогу проанализировать эффективность предложенных здороьесберегающих технологий в применении к своей группе.
Создание условий для активного участия в педагогическом совете в форме деловой игры (игра в команде педагогов) |
Декабрь |
Наблюдение за деятельностью педагога при организации образовательной деятельности с детьми 1 младшей группы (методы и приемы при реализации НОД с детьми)
ОО «Познавательное развитие»
Смотр – конкурс на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО |
Формировать умение дифференцированно использовать методы и приемы при организации занятий. Гибко подбирать разнообразные формы, методы и приемы. Построение НОД в соответствии с требованиями ФГОС. Выявить затруднения педагога в реализации ОО «Познавательное развитие».Оказать помощь в реализации поставленных задач в данной области. Создание условий для участия педагога в конкурсе, организованном внутри дошкольной организации. |
Январь |
Организация ППРС в соответствии с ФГОС ДО. Проектирование основных центров детской активности для детей младшего дошкольного возраста.
Предоставить возможность поделиться опытом работы через организацию семинара – практикума для педагогов ДОО.
ОО «Художественно-эстетическое развитие». |
Создать развивающую среду таким образом, чтобы ее вид и содержание служили толчком для выбора воспитанником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям. Развивать творческий потенциал молодого педагога, умение находить и предлагать оригинальные идеи. Проведение семинар – практикума для педагогов ДОО по теме «Многофункциональное дидактическое пособие игровой коврик «Шагодумия».
Выявить затруднения при реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие».Оказать помощь в реализации поставленных задач в данной области. |
Февраль |
Игра – ведущий вид деятельности. Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога.
Предложить педагогу проанализировать открытое мероприятие «В гости к Солнышку», проведенное Киркиной С.Н., проведенное в рамках МП совета. Смотр – конкурс творческих работ для родителей (законных представителей) «Папа может все что угодно» (поделки, изготовленные папами). |
Планирование и организация игровой деятельности. Создание картотек по развитию игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Создание условий для развития детских игровых навыков. Создание условий для охраны нервной системы ребенка от стрессов и перегрузок. Совершенствовать навыки анализа образовательной деятельности с учетом ФГОСДО.
Формирование навыка вовлечения родителей в участие в смотре – конкурсе внутри ДОО. |
Март |
Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология.
Образовательная область «Речевое развитие». |
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал родителей и педагогов, способствующий самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса. Выявить затруднения в реализации ОО «Речевое развитие». Оказать помощь в реализации поставленных задач в данной области. |
Апрель |
Смотр – конкурс «Дидактическое многофункциональное, трансформируемое пособие, как эффективная форма экологического воспитания детей дошкольного возраста». Диагностика. Заполнение диагностических карт, оформление результатов диагностики в виде схем, таблиц.
Участие в ярмарке дидактических пособий, способствующих сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста». Педагогический совет «Экологическое воспитание дошкольников соответствии с ФГОСДО». Рефлексия работы «Школа молодого педагога».
|
Создание условий для участия педагога в смотре конкурсе внутри дошкольной организации.
Совершенствовать навыки педагогической работы, умение показать свои успехи и достижения. Воспитывать трудолюбие в процессе формирования личности. Формирование нравственных ориентиров, трудолюбия. Выяснить знания педагога о ФГОС. Создание условий педагогу для участия в ярмарке дидактических пособий.
Создание условий для активного участия в ходе педагогического совета. Оценить деятельность по реализации проекта «Школа молодого педагога», результативность его работы. |
Ресурсное обеспечение проекта:
Учебно-методические ресурсы:
- методическая литература, необходимая для реализации проекта;
- подписные издания, находящиеся в доступе методического кабинета «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Старший воспитатель», «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание»;
- наглядно – дидактические пособия для проведения образовательной деятельности (в соответствии с ФГОСДО);
Материально-технические ресурсы:
- мультимедиа проектор;
- приобретение стола для экспериментирования (вода – песок);
- приобретение стола для игры с песком (с подсветкой);
- приобретение игр и игрушек для детей 1 младшей группы за счет федеральных средств.
Финансовые ресурсы:
- финансирование за счет федеральных средств (на приобретение игр и игрушек, методической литературы, наглядности для проведения образовательной деятельности и режимных моментов);
- стимулирующие выплаты, для создания удовлетворенности педагогом в оценке педагогического труда, проявлении творческой инициативы.
Информационные ресурсы:
- обращение к сайту дошкольной организации;
- обращение кинтернет ресурсам;
- ознакомление с опытом работы педагогов дошкольной организации.
Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатом работы молодого педагога (взаимодействие педагога с детьми и родителями (законными представителями), организация педагогом информационного поля для родителей, создание предметно – пространственной развивающей среды в 1 младшей группе, умение организовать воспитательно – образовательный процесс с детьми младшего дошкольного возраста).
2.Удовлетворенность 2 педагога группы (в активном взаимодействии по улучшению воспитательно – образовательного процесса, обогащению ППР среды, инициативности и творческой активности).
3.Удовлетворенность старшего воспитателя (в активном взаимодействии со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса дошкольной организации, желании проявлять творческие и индивидуальные способности, направленные на педагогический рост и самосовершенствование, самообразование, желание участвовать в совместных мероприятиях, организованных для педагогов дошкольной организации)
Продукт проектной деятельности:
- В соавторстве с Морозовой Л.И, разработана «Рабочая программа педагога для 1 младшей группы».
- Разработан план работы с родителями на 2017 – 2017 учебный год, направленный на тесное взаимодействие и включенность родителей в воспитательно – образовательный процесс.
- Педагогом сформулирована методическая тема по самообразованию на ученый год «Взаимодействие с семьей как фактор эффективности педагогической поддержки развития детей раннего возраста», разработан план мероприятий.
- Активное взаимодействие педагога с родителями воспитанников при вовлечении родителей к участию в конкурсах, организованных внутри дошкольной организации:
- смотр – конкурс творческих работ для детей и родителей ДОО «Осенний калейдоскоп» (картины из природного материала) (25.10 2018 г., приняли участие 9 семей);
- смотр – конкурс творческих работ для родителей (законных представителей) «Папа может все что угодно» (поделки, изготовленные папами) (26.02.2018 г., приняли участие 10 семей);
- Во время тематического контроля «Утренняя гимнастика, как эффективная форма организации воспитанников 1 младшей группы в организованный вид деятельности по физическому развитию с использованием здоровьесберегающих технологий» педагог показал неплохой результат организации и проведения утренней гимнастики с детьми 1 младшей группы.
- Во время проведения педагогического совета «Устное народное творчество в воспитании дошкольников», молодой педагог показал хороший уровень знаний в области устного народного творчества, умение использовать знания в практической деятельности как с детьми, так и с педагогами во время деловой игры.
- Подготовила и провела семинар – практикума для педагогов ДОО по теме «Многофункциональное дидактическое пособие игровой коврик «Шагодумия», проявив свои творческие способности (22.12.2016 г.)Стала участником смотров – конкурсов, организованных внутри дошкольной организации:
- смотр – конкурс на лучший центр развития детского творчества в группе ДОО(12.01.2018 г., сертификат - 1 место);
- смотр – конкурс «Дидактическое многофункциональное, трансформируемоепособие, как эффективная форма экологического воспитания детей дошкольного возраста» (15.03.2018 г.,сертификат – 2 место).
- Принимала активное участие в ярмарке дидактических пособий, способствующих сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста», представив дидактическое пособие,,,,,,,,
- Затруднений в реализации образовательных областей «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» не имеет.
Результат проекта:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативыпедагогического работника, началом роста педагогической активности.
В целом проект «Школа молодого педагога», с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не толькоповысить профессиональную компетентность молодого педагога в контексте ФГОС ДО, но и даст толчок для развития умения применять в работе с воспитанниками современные образовательные технологии и методы педагогической деятельности. Позволит молодому педагогу познать себя и ориентироваться на ценности саморазвития. Предоставит возможность педагогу поставить себя на равную ступень со всеми педагогами дошкольной организации, где каждый педагог – это звено одной цепи. В ходе реализации проекта у молодого педагога формируется стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь. А так – же проект направлен на развитиероста профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня готовности к педагогической деятельности, участию педагога в конкурсах различного уровня.
Мне как старшему воспитателю, предоставляет возможность более тесного взаимодействия с педагогом по формированию его творческой инициативности, педагогической активности, профессиональной компетентности. Возможность проанализировать результативность использования проектной деятельности с отдельно взятым педагогом, сделав выводы дальнейшего использования аналогичного проекта с новыми педагогами (с учетом индивидуальных особенностей новых педагогов, их образования, желания работать в сфере дошкольного образования). Сделать определенные выводы по совершенствованию собственных теоретических и практических знаний в области дошкольного воспитания и образования в соответствии с ФГОСДО.
Список использованной литературы:
- Белая К.Ю. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Сфера.-М.: 2005
- Богина Т.А., Терехов Н.Т. Режим дня в детском саду. М., 1987 с 74-77
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.: Изд. 3-е, переработанное.- Детство-Пресс, 2000
- Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/д: Феникс, 2008. 264
- Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ – М.: ТЦ. Сфера, 2007. 80с
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС », 2012