Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Речевое развитие

МДОУ «Д/с №103 компенсирующего вида»

 

Речевое развитие

 

Составитель:

 Крючкова Алевтина Викторовна

Должность:

Воспитатель

 

 

Конспект занятия НОД.

Образовательная область.

«Речевое развитие»

 

Цель: Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок». Закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.

Программные задачи:

- учить детей воспринимать образное содержание произведения;

- развивать речевую активность детей;

- умение задавать вопросы, пользоваться различными типами коммуникативных высказываний.

Коррекционно-развивающие:

-проводить работу над пониманиями содержания литературного произведения (сказки);

-характеристика персонажей и их взаимоотношений, мотивов их поведения;

-учить отражать это в ролевой речи;

-разнообразить по своему усмотрению речь от имени персонажа.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Интегрируемые образовательные деятельности:

  1. Познавательное развитие.
  2. Социально-коммуникативное развитие.

Словарная работа:

-петушок - Голосистое горлышко;

-пшеничный колосок;

-обмолотить, намолотить, замесить, испечь;

-коми словарь: ибу ме (только не я).

Предварительная работа:

-выразительное чтение сказки педагогом, перечитывание произведения с элементами инсценирования;

-коллективное воспроизведение содержания сказки с опорой на аппликацию, рисунок, лепку.

Демонстрационный материал:

-книжка с иллюстрациями к сказке;

-пальчиковый театр к сказке «Колосок»;

-образные игрушки мышат, петушка;

-мольберт, доска для рисования с маркерами, бумага, цветные карандаши, фланелеграф, пластилин.

Литература:

  1. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
  2. О.В.Джежелей, Н.Н.Светловская «Учимся любить книгу».
  3. О.П.Гаврилушкина «Программа воспитания и обучения дошкольников».
  4.  З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

(дети стоят полукругом)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на обложку этой книги, на иллюстрации сказки. Многие из вас слышали эту сказку, а кто-то смотрел мультфильм или диафильм.

Сейчас я прочту вам украинскую народную сказку «Колосок». Сказку эту придумал не писатель, не поэт, а украинский народ много-много лет назад. Послушайте, о чем рассказывается в этой сказке.

(Педагог выразительно читает, рассказывает сказку).

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? - спросил петушок.

- Только не я!-закричал один.

- Только не я!-закричал другой.

- Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

- А кто понесёт? - спросил петушок.

- Только не я!-закричал Круть.

- Только не я!- закричал Верть.

- Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

- Только не я!-запищал Круть.

- Только не я!-запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

- Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

- Ох и проголодался я! - пищит Круть.

- Ох и есть хочется! - пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок?

- Ты нашёл! - громко закричали мышата.

- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

- Ты обмолотил! - потише сказали оба.

- А кто зерно на мельницу носил?

- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

- А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.

Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

Воспитатель: Дети, расскажите, с кем жили мышата Круть и Верть.

Дети: Мышата жили с петушком – Голосистое горлышко.

Воспитатель: Чем занимались мышата?

Дети: Мышата только и знали, что пели и плясали, крутились и вертелись.

Воспитатель: А чем занимался петушок – Голосистое горлышко? И почему его так называли?

Дети: Петушок раньше всех поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Потому и прозвали его петушок – голосистое горлышко.

Воспитатель: Какое стихотворение про петушка вы знаете? Давайте вспомним и прочтем.

(Дети читают стихотворение)

Петушок у нас горластый.

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

на ушах висят сережки,

На головке – гребешок,

Вот какой он петушок!

(Г.Бойко)

Воспитатель: Что нашел во дворе петушок?

Дети: Петушок нашел пшеничный колосок.

Воспитатель: Правильно. Как проявили себя мышата Круть и Верть?

Дети: Мышата отказались помогать петушку обмолотить пшеничный колосок. Они играли в лапту и веселились.

Воспитатель: Дети, когда петушок намолотил зерно и показал мышатам, что они предложили петушку?

Дети: Круть и Верть предложили зерно на мельницу нести, чтобы муки намолоть. Но сами не захотели помогать петушку. Они опять играли в чехарду, пели и веселились.

Воспитатель: Ребята, как вы оцениваете поступки этих героев?

Дети: Мышата вели себя некрасиво, показывая, что они не любят трудиться, помогать ближнему. А все время проводят в веселье и беззаботности. На все у них один ответ:

 «Только не я!» «Только не я!»

Воспитатель: Дети, как петушок проучил мышат?

Дети: Петушок замесил тесто, натаскал дров, затопил печь и испек пирогов. А мышей не угостил.

Воспитатель: Правильно ли поступил петушок?

Дети: Конечно, правильно! Не за что таких лодырей и лентяев как Круть и Верть, пирогами угощать.

Воспитатель: Дети, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Ответы детей:

     «Сделал дело – гуляй смело!»

                        «Без труда – не вынешь рыбку из пруда!»

(Воспитатель выслушивает мнения детей и поводит их к мысли, что петушок трудолюбивый, сообразительный, всегда веселый и не теряет уверенности в себе. За то и награду получил – душистые, вкусные пироги).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? А теперь дети, я прочту этот же текст, но несколько по-иному, слушайте внимательно и постарайтесь понять, что в нем изменилось.

(Текст читается в переводе на коми язык)

«Только не я!» - «Только не абу ме!» - закричал Круть.

«Только не я!» - «Только не абу ме!» - закричал Верть.

Воспитатель: Так что же изменилось в тексте?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно дети, появились слова на коми языке. Но от этого сказка не потеряла своего смысла. И хотя эту сказку придумал украинский народ, но она переведена и для других народов, так же учит добру и трудолюбию.

(По окончании занятия воспитатель предлагает детям рассказ–рисование по содержанию сказки, рисование с элементами аппликации, лепки и т.п.)