Речевое развитие
МДОУ «Д/с №103 компенсирующего вида»
Речевое развитие
Составитель:
Крючкова Алевтина Викторовна
Должность:
Воспитатель
Конспект занятия НОД.
Образовательная область.
«Речевое развитие»
Цель: Познакомить детей с украинской народной сказкой «Колосок». Закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки.
Программные задачи:
- учить детей воспринимать образное содержание произведения;
- развивать речевую активность детей;
- умение задавать вопросы, пользоваться различными типами коммуникативных высказываний.
Коррекционно-развивающие:
-проводить работу над пониманиями содержания литературного произведения (сказки);
-характеристика персонажей и их взаимоотношений, мотивов их поведения;
-учить отражать это в ролевой речи;
-разнообразить по своему усмотрению речь от имени персонажа.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Интегрируемые образовательные деятельности:
- Познавательное развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа:
-петушок - Голосистое горлышко;
-пшеничный колосок;
-обмолотить, намолотить, замесить, испечь;
-коми словарь: ибу ме (только не я).
Предварительная работа:
-выразительное чтение сказки педагогом, перечитывание произведения с элементами инсценирования;
-коллективное воспроизведение содержания сказки с опорой на аппликацию, рисунок, лепку.
Демонстрационный материал:
-книжка с иллюстрациями к сказке;
-пальчиковый театр к сказке «Колосок»;
-образные игрушки мышат, петушка;
-мольберт, доска для рисования с маркерами, бумага, цветные карандаши, фланелеграф, пластилин.
Литература:
- О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».
- О.В.Джежелей, Н.Н.Светловская «Учимся любить книгу».
- О.П.Гаврилушкина «Программа воспитания и обучения дошкольников».
- З.А.Гриценко «Пришли мне чтения доброго».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(дети стоят полукругом)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на обложку этой книги, на иллюстрации сказки. Многие из вас слышали эту сказку, а кто-то смотрел мультфильм или диафильм.
Сейчас я прочту вам украинскую народную сказку «Колосок». Сказку эту придумал не писатель, не поэт, а украинский народ много-много лет назад. Послушайте, о чем рассказывается в этой сказке.
(Педагог выразительно читает, рассказывает сказку).
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я!-закричал один.
- Только не я!-закричал другой.
- Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я!-закричал Круть.
- Только не я!- закричал Верть.
- Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.
- Только не я!-запищал Круть.
- Только не я!-запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
- Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть хочется! - пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок?
- Ты нашёл! - громко закричали мышата.
- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
Воспитатель: Дети, расскажите, с кем жили мышата Круть и Верть.
Дети: Мышата жили с петушком – Голосистое горлышко.
Воспитатель: Чем занимались мышата?
Дети: Мышата только и знали, что пели и плясали, крутились и вертелись.
Воспитатель: А чем занимался петушок – Голосистое горлышко? И почему его так называли?
Дети: Петушок раньше всех поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Потому и прозвали его петушок – голосистое горлышко.
Воспитатель: Какое стихотворение про петушка вы знаете? Давайте вспомним и прочтем.
(Дети читают стихотворение)
Петушок у нас горластый.
По утрам кричит он: «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
на ушах висят сережки,
На головке – гребешок,
Вот какой он петушок!
(Г.Бойко)
Воспитатель: Что нашел во дворе петушок?
Дети: Петушок нашел пшеничный колосок.
Воспитатель: Правильно. Как проявили себя мышата Круть и Верть?
Дети: Мышата отказались помогать петушку обмолотить пшеничный колосок. Они играли в лапту и веселились.
Воспитатель: Дети, когда петушок намолотил зерно и показал мышатам, что они предложили петушку?
Дети: Круть и Верть предложили зерно на мельницу нести, чтобы муки намолоть. Но сами не захотели помогать петушку. Они опять играли в чехарду, пели и веселились.
Воспитатель: Ребята, как вы оцениваете поступки этих героев?
Дети: Мышата вели себя некрасиво, показывая, что они не любят трудиться, помогать ближнему. А все время проводят в веселье и беззаботности. На все у них один ответ:
«Только не я!» «Только не я!»
Воспитатель: Дети, как петушок проучил мышат?
Дети: Петушок замесил тесто, натаскал дров, затопил печь и испек пирогов. А мышей не угостил.
Воспитатель: Правильно ли поступил петушок?
Дети: Конечно, правильно! Не за что таких лодырей и лентяев как Круть и Верть, пирогами угощать.
Воспитатель: Дети, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Ответы детей:
«Сделал дело – гуляй смело!»
«Без труда – не вынешь рыбку из пруда!»
(Воспитатель выслушивает мнения детей и поводит их к мысли, что петушок трудолюбивый, сообразительный, всегда веселый и не теряет уверенности в себе. За то и награду получил – душистые, вкусные пироги).
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? А теперь дети, я прочту этот же текст, но несколько по-иному, слушайте внимательно и постарайтесь понять, что в нем изменилось.
(Текст читается в переводе на коми язык)
«Только не я!» - «Только не абу ме!» - закричал Круть.
«Только не я!» - «Только не абу ме!» - закричал Верть.
Воспитатель: Так что же изменилось в тексте?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети, появились слова на коми языке. Но от этого сказка не потеряла своего смысла. И хотя эту сказку придумал украинский народ, но она переведена и для других народов, так же учит добру и трудолюбию.
(По окончании занятия воспитатель предлагает детям рассказ–рисование по содержанию сказки, рисование с элементами аппликации, лепки и т.п.)