Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 30 г.Липецка

 

Развитие творческих способностей дошкольников посредством игры на  детских музыкальных инструментах

 

Методическая разработка

по музыкальному воспитанию дошкольников

из опыта работы

 

Токарева Ольга Владимировна

 музыкальный руководитель,

заместитель заведующей ДОУ,

высшая квалификационная категория

 

 

Пояснительная записка

Область применения, возраст обучающихся (воспитанников) -

ОО "Художественно-эстетическое развитие" дошкольников ( все возрастные группы)

Цель: обогащение духовной культуры детей, развитие творческих способностей дошкольников средствами игры на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

  • Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  • Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  • Вовлекать детей дошкольников в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.
  • Творческое развитие природных музыкальных способностей детей
  • Привитие навыков элементарного  музицирования
  • Развитие индивидуальности ребенка
  • Развитие способностей к спонтанному творческому поведению
  • Создание предпосылок к формированию творческого мышления
  • Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между  взрослыми и детьми.

Формы реализации - ОД, праздники, досуги и развлечения, работа с родителями и педагогами ДОУ;

Тематическое содержание:

 В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческих способностей ребенка  вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности ребенка. Я заметила, что особый интерес дети проявляют к такому виду музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах и  элементарное музицирование. Приемы игры на  музыкальных инструментах дают возможность создавать каждый раз «ситуацию успеха» в музицировании, а это способствует развитию устойчивого интереса к музыке.

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала - самостоятельное музицирование, звукотворчество, игра на музыкальном инструменте,

Перечень использованной литературы

Ветлугина Н.А.Детский оркестр.  - М., 1976 2.

ВахромееваТ. Справочник по музыкальной грамоте.- М., 20013.

ВетлугинаН Музыкальный букварь. - М., 1989-5.

Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- М., 2005 8.

ДевятоваТ.Н. Звук  - волшебник Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М., 2006 10.

Дубогрызова Г.Н. Практические занятия по курсу  «Методика организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999 11.

Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.,2006.  12.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста.- М.,2000  13.

Кононова  Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальныхинструментах. - М., 1990  14.

Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.  15.

Радынова О.П.  Беседы о музыкальных инструментах. - М.,1999  17.

ТютюнниковаТ.Э.   «Элементарное музицирование с дошкольниками».   - М.,2000 20.

ТютюнниковаТ. Группа или труппа?  Речь Музыка Движение Творчество.//Дошкольное воспитание. N1., 2000  21.

 Содержательная часть

"Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту — маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки"

В.А. Сухомлинский

Сегодня условия  развития современного общества диктуют новые подходы к образованию и обучению детей, выделяют среди основных приоритетных задач – достижение современного качества образования. Стратегия модернизации российского образования и Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 2013г, определяют одной из основных задач государственной политики развитие личности, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей.

Повышению качества образования в целом,  будет способствовать работа педагогов ДОУ,  ориентированная, в соответствии с ФГОС на формирование и воспитание личности  дошкольников, на развитие их познавательных и творческих способностей.

В постоянно изменяющихся социально-экономических условиях современного  развития общества, требуются компетентные, инициативные, нестандартно мыслящие творческие личности.

Одна из основных функций современного  дошкольного образования – создать условия, где каждый ребенок в учебно-воспитательном процессе сможет реализовать свои творческие способности, возможности и интересы. Наша задача, как  педагогов ДОУ, а также  родителей, является целенаправленное формирование творческой личности, умеющей правильно ориентироваться в современном потоке информации, в различных жизненных ситуациях, оперативно принимать решения. В связи с этим,  необходимо развивать  у детей способность к самостоятельному  мышлению, формировать  чувство ответственности, побуждать оригинально и творчески решать поставленные  задачи - это необходимые условия для всех видов человеческой деятельности.

Именно творческая деятельность влияет на интеллектуальное развитие ребенка, формирует его как творческую личность, способную генерировать новые идеи, заниматься саморазвитием, преобразовывать окружающую действительность.

Л. С. Выготский отмечал, что  творческая  деятельностью человека это та деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческих способностей ребенка  вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности ребенка.

Во все времена,  проблема  развития способностей  человека вызывала активный интерес людей. Существует множество суждений ученых по данному вопросу, чтобы разобраться, необходимо как можно полнее раскрыть понятие «творчество». Современные европейские ученые в своих исследованиях характеризуют  и описывают  «творчество»  как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.

В «Философской энциклопедии» творчество определяется как «деятельность, которая порождает нечто новое, никогда ранее не бывшее».

В повседневной жизни «творчество» может рассматриваться  как конструирование, созидание, реализация новых проектов, также деятельность в области искусства.

Учитывая, что творчество – это деятельность, то творческий процесс есть не что иное, как  продуктивная деятельность человека. Эта  деятельность направлена на создание нового, ранее не существующего продукта. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Понятие «творчества» предполагает личностно-ориентированный подход к обучению, т.к. педагогу приходится опираться и использовать в работе уже имеющийся накопленный музыкальный опыт  детей. Необходимо использовать и деятельностный подход, т.к. понятие «творчества» употребляется в применении к деятельности ребенка и  проявляется  в ней.

            Всем  известно, что   дошкольный  период  является   самым   важным   в   развитии  ребёнка. Учёные   едины   во мнении о том, что именно в этот   период, дети   имеют   особую  чувствительность к   развитию   различных    способностей.   Важным  условием  развития  является  обогащение   ребёнка     впечатлениями,    знакомство   с    различными   видами  искусств.

            Особенно музыкальное искусство, являясь частью художественной культуры,  наиболее  глубоко, эмоционально  воздействует  на ребенка, вносит   существенные изменения в сферу индивидуального  сознания и  духовную  жизнедеятельность, создает предпосылку для активной творческой    деятельности. 

             Музыкальное искусство обладает возможностями воздействия, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творчество души», как качество личности. Годы жизни, когда ребенок особенно чуток  ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. Детство является периодом, наиболее благоприятным для формирования музыкальных  и творческих способностей. 

          В дошкольном  возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

        Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Моя задача, как музыкального руководителя - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможно музыкальное творчество. Я заметила, что особый интерес дети проявляют к такому виду музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах и  элементарное музицирование. Приемы игры на  музыкальных инструментах дают возможность создавать каждый раз «ситуацию успеха» в музицировании, а это способствует развитию устойчивого интереса к музыке.

         Интерес детей к игре на музыкальных инструментах как средство музыкального воспитания и развития творческих способностей всегда был очень большим. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, развивается чувство ритма. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передавать свои чувства, внутренний духовный мир, способствует раскрепощению.

Анализируя  значение музицирования и роль музыкальных инструментов в развитии детского творчества, для меня определилась

Цель: обогащение духовной культуры детей, развитие творческих способностей дошкольников средствами игры на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

  • Расширять музыкальный кругозор детей, через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
  • Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  • Вовлекать детей дошкольников в разные виды деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных инструментов – игрушек.
  • Творческое развитие природных музыкальных способностей детей
  • Привитие навыков элементарного  музицирования
  • Развитие индивидуальности ребенка
  • Развитие способностей к спонтанному творческому поведению
  • Создание предпосылок к формированию творческого мышления
  • Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между  взрослыми и детьми.

В основу моей работы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного музыкального воспитания дошкольников:

  • Принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, их органическую взаимность.
  • Принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических), познавательных процессов.
  • Принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного.
  • Принцип последовательности, подразумевающий логическое усложнение задач музыкального образования детей 3 – 7 лет и художественно – образной основы содержания музыкального репертуара.
  • Принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального фольклора знакомить детей с бытом, традициями, обрядами русского народа, их песнями, танцами, инструментами.
  • Принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка.

Для реализации поставленных задач определились следующие этапы:

1 этап. Организационно – подготовительный

Теоретический анализ проблемы музыкального воспитания, осмысление и определение темы

Изучение учебно – методической литературы, накопление практического опыта

Анализ и обобщение опыта работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

2 этап. Внедренческий

Разработка перспективного плана

Осуществление опытно – экспериментальной работы,

 Создание развивающей среды

Изготовление дидактических игр

3 этап. Заключительный

Корректировка и утверждение перспективного планирования

Внедрение разработанного плана в учебный процесс.

          Особенно полно проявить свою творческую активность, раскрыть творческие задатки помогает такой вид музыкальной деятельности, как музицирование. Музицирующий человек - это человек, которому привита пожизненная потребность активно общаться с музыкой. Формирование этой потребности современная мировая музыкальная педагогика осознает как свою главную цель. Инструментальное музицирование - это такой вид организации обучения, при которой ребенок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера; способствующий развитию продуктивного мышления.

               Многие известные педагоги, психологи и музыковеды  изучали специфику раскрытия творческого потенциала дошкольника. Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме.

            Композитор и педагог академик Б.Астафьев, в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип  и стал методологически определяющим в моей работе по приобщению детей дошкольников к основам инструментального музицирования.

Т.С.Комарова выдвинула свое концептуальное положение о том, что детское творчество – это создание ребенком субъективно нового (прежде всего для него самого) продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельности, а также в проявлении им инициативы во всем:  придумывание разных вариантов ситуаций, мелодий песен, движений к танцам, новых игр т.п.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества детей.

Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у дошкольников при индивидуальном обучении «достаточно легко может быть сформирована деятельность подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах».

Л.Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», которая сочетает обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты.

Достоин внимания положительный опыт зарубежных систем музыкального воспитания. Важно  изучить и использовать особенно те  элементы, которые опираются на  национальную основу и ставят  своей   целью    приобщение  к   музыкальной  культуре, формирование  ценностных   отношений  к  музыке,  развитие творческих способностей личности, а также эмоциональное развитие ребенка.

     С данной точки  зрения особый интерес представляет  немецкая   концепция музыкального образования и  воспитания, базирующаяся на методике композитора и педагога Карла Орфа, так как она ставит своей задачей воспитание музыкальной культуры личности, развитие ее творческого потенциала через приобщение к национально ориентированному музыкальному   искусству и включение в активную творческую деятельность.

Используя опыт своей работы в школе,  К.Орф построил систему музыкального воспитания с помощью синтеза движения (гимнастики, танца) и музыки, разработал новый тип музыкальных инструментов (так называемые "Инструменты Орфа"). Результаты этого труда изложены в специальных музыкальных учебных пособиях.

Основным из таких пособий является пятитомная антология «Шульверк» - особая разновидность учебной игры. Немецкое слово «Werk» (работа) обозначает одновременно и  процесс, и результат, это школа («Schule»), которая не только учит играть, но и делать конкретное дело, где действие, деятельность становится мотивом, побуждающим к мысли. Умение делать - это гарантия  и уверенность в том, что «вещь» изучена и освоена. «Обучение в действии» - так можно определить одну из главных идей «Шульверка».

Основным направлением методики К.Орфа является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие  природной музыкальности.

«Шульверк» К. Орфа - это введение в формы творческого музицирования, где на практическом материале показаны основные принципы организации такого музицирования.  В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения, речевые декламации и инструментальные пьесы, которые должны взаимо-дополнять в работе друг друга. К ним прилагаются также небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес и информация о национальной принадлежности танцевально-песенного и поэтического материала. Записанные пьесы нельзя рассматривать как произведения искусства, предназначенные для концертного исполнения, это модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации. Они были записаны К.Орфом, чтобы активизировать фантазию педагога для варьирования звуков и преображения записанных пьес в новые облики, для творческой, импровизационной работы с моделью. Запись моделей «Шульверка» показывает лишь «способ делания», а педагогу предлагается изучать и интерпретировать его вместе с учениками Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей.

Концепцию К.Орфа  необходимо адаптировать,  учитывая возрастные характеристики детей  и  используя национальный фольклорный материал. В каждой стране «Шульверк» обязательно должен быть существенно обогащен своим словесным и музыкальным народным достоянием, в частности детским фольклором. Мы считаем, что данный опыт, в современной системе образования малоизучен и его необходимо активно внедрять в практику и использовать в работе  музыкальных руководителей.

Т.Тютюнниковой создана программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» по системе Карла Орфа, которая родилась как объединение двух идей: систематического развития музыкальности детей и импровизационно-творческой деятельности как принципа обучения. Программа синтезирует  в условиях музыкально – игрового общения ритмизированные звучащие жесты, движения, ритмо  и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах. 

Ознакомившись с изложенными программами и изучив соответствующую методику и литературу, я пришла к выводу, что элементарное музицирование способствует развитию творческих способностей детей, и включила в практику своей работы элементы программы Т.Тютюнниковой и материалы «Пути педагогического творчества» Т.Боровик.

               При игре на музыкальных инструментах ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной исполнительской деятельности. Малыш не устает бить в барабан, стучать палочкой по металлофону или дудеть в дудочку. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными  и с годами желание извлекать звуки  из  музыкальных и шумовых инструментов для ребенка не угасает. Кто из  педагогов не наблюдал, как ведут себя дети, если им разрешают взять любые музыкальные инструменты? Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает,  и музыкальный зал наполнятся какофонией звуков, самыми немыслимыми и неожиданными звукосочетаниями. И все это не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а может и подтанцовывая. Конечно, эта импровизация хаотична, но сколько восторга в глазах детей, как самозабвенно счастье и радость, бьющая через край,  как велико их желание фантазировать, придумывать что-то свое!

         Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении попевок, потешек, песенок, а в последствии и музыкальных произведений.

         Работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно.

Знакомство с инструментами осуществляю во время ОД, в группах, уделяя обучению 5-7 минут, и во время индивидуальной работы с детьми. Вместе с воспитателями стараюсь применять разнообразные методические приемы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, музыкальных лесенок, слушание музыки в аудиозаписи и т.д.

         Обучение игре на музыкальных инструментах в процессе занятий требует немало времени. Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей с учетом возрастных особенностей дошкольников.

         С остальными инструментами, которые используются в оркестре, в отдельных небольших ансамблях, в некоторых музыкально-дидактических играх, во время индивидуальных занятий. Обучение игре на них осуществляется также в свободное от занятий время.

Немало времени уделяю более способным и активным ребятам, с которыми готовлю «сюрпризы» для утренников или развлечении. Они становятся организаторами различных концертов, музыкально - дидактических игр, в свободное от занятий от времени помогают детям осваивают игру на инструменте.

На индивидуальных занятиях продолжаю обучение игре на металлофоне,  барабане, бубне начатое в процессе музыкальных занятий. Напоминаю правила  пользования инструментом, обращаю внимание на правильную осанку, еще раз объясняю расположение звуков на инструменте, отрабатываю приемы звукоизвлечения, напоминаю, как нужно держать молоточек в руке, чтобы звук был чистым и звонким. При этом слежу, чтобы ребенок не зажимал сильно моточек.

В старшей группе на индивидуальных занятиях учу детей играть в ансамбле.

В подготовительной  школе группе требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются. Дети играют ансамблем и в оркестре.

Надо отметить, что многие дети слушают свою игру, чувствуют, когда ошибаются.

Большую индивидуальную работу с детьми, обучающимися игре на ложках. В основном учу на музыкальных занятиях, индивидуально обучаю тех, кто играет в замедленном темпе, не соблюдает ритм, не слышит аккомпанемент.

Игра в ансамбле или оркестре требует от детей соблюдения общей динамики, темпа, этому тоже учу на индивидуальных занятиях.

На бубне дети начинают учиться играть в среднем звене детского сада. С этого же возраста с детьми можно заниматься индивидуально.

Бубен издает звуки, различные по характеру, в зависимости от того, как ударяют по его перепонке пальцами, мягкой кистью ладони или одним большим пальцем. Одной из главных задач при обучении игре на бубне является развитие ритмического слуха.

Индивидуальные занятия увлекают дошкольников своей серьезной работой. От робких звуков на первых занятиях дошкольники переходят к более уверенному исполнению. Занятия помогают выявлять интересы и склонности ребят, воспитывают в детях трудолюбие, усидчивость, силу воли, развивают детское творчество. В процессе систематических занятий у детей вырабатывается осознанное исполнение песен, попевок. Они с удовольствием повторяют знакомые мелодии в группе и дома, играют в оркестре, аккомпанируют вокальным и танцевальным группам.

Детское творчество на музыкальных занятиях, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно - поисковую музыкальную практику.

Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, раннее не известное им в мире музыки.

Воспитательное значение детского творчества оценивается достаточно высоко. Задача любого педагога, прежде всего, с помощью инструментов заинтересовать детей, побудить к занятиям музыкой.  Осуществлять эти задачи я стараюсь на основе комплексного развития музыкальности у детей: метроритмического чувства, тембрового, интонационно – речевого и ладового слуха, его чуткости, реактивности, быстроты, навыков элементарного импровизационного движения, рече-двигательной координации, а так же социально – коммуникативных качеств.

Интересно высказывание В.Т.Кудрявцева о том, что детство, прежде всего дошкольное, - «единственный период человеческой жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом бытия человека». Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е творческую среду. Для того чтобы у дошкольников полноценно развивались  его творческие способности, необходимо искать способы организации творческой деятельности, возбуждать интерес к окружающему миру; сформировать эмоционально – положительное отношение к «прекрасному», отрицательное отношение к негативным явлениям, поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

 В процессе своей работы я пришла  к выводу, что такими условиями являются:

- личностно – ориентированное взаимодействие детей и педагога, проявление интереса педагога в деятельности детей, их творчеству;

- эмоционально – положительное отношение между сверстниками;

- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- коллективное обсуждение «продукта творчества»;

- создание предметно – развивающей  творческой   среды.     

Начиная   с  младшего возраста, я учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание), узнавать и различать звуки   бубна, погремушки, барабана, ложек, ладошек.

     Музыкальную образовательную деятельность с детьми  младшего  возраста я стараюсь организовать в игровой форме: сказки, игры, инсценировки песен, игрушки кукольного театра, театрализованные упражнения и этюды. Через такие приемы  обучения  в детях  развивается образное мышление, фантазия, выдумка, что побуждает маленького     исполнителя принимать активное   участие, желание выполнять поставленные задачи как можно лучше. 

      Разыгрывание сочиненных сказок   духовно раскрепощает   малыша, дает ему поверить в свои силы, появляется желание  играть на    музыкальных инструментах у каждого ребенка.       

При разучивании музыкально - дидактических игр, потешек, маленьких стихотворений  мной  проводится  работа над выразительностью речи: громко - тихо; быстро - медленно; высоким или низким тембром голоса. Параллельно с этим выполняются задачи по развитию ритмического, тембрового, звуковысотного  и динамического слуха.

       Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую   ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки (самодельные «гремелки»). Дети с увлечением  рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем я провожу  с детьми игру   «Тихие – громкие звоночки». Играется  музыкальная  пьеса, а дети   вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют   погремушкой  тихо  перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают   с  большой силой.

Эта   игра доставляет малышам радость, учит   различать тихое  и   громкое  звучание, развивает динамический   слух.

          В следующий раз  все дети превращаются в мишек, (игра «Прогулка»)  медленно, переваливаясь  с   ноги  на  ногу, они  танцуют вместе с  мишкой (воспитатель играет на бубне). Вот медведь идёт по залу - редкие удары в бубен, а вот  побежал  -  и дети слышат частое   звучание. При этом   обращается внимание на разное звучание бубна. Затем мишка  предлагает   детям  поиграть на бубне.   Аналогичная   игра  - «За тобой мне повторять – ходить -  бегать – отдыхать». Таким  образом, дети   учатся   чувствовать  ритм (различать ритм шага  и  бега), реагировать на   смену   музыки, отличать   звучание   бубна   от  других  музыкальных   инструментов.

Для развития тембрового слуха в младшей группе провожу  музыкально-дидактическую  игру "Угадай, на чём играю?". Дети узнают барабан, «гремелки», бубен, ложки. Сначала  я  даю только два контрастных по звучанию  инструмента, а затем количество увеличиваю до четырёх. Детей не прошу  давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед  ними.

Одним из способов реализации элементарного музицирования с дошкольниками  являются  пальчиковые игры, которые я  также использую во время     непосредственно музыкальной  образовательной  деятельности с детьми.  Это универсальный, дидактический и развивающий материал в воспитании  детей  младшего возраста. Посредством пальчиковых игр у малышей  развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно происходит их речевое развитие.

    Методика проведения и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка, идет активное формирование психических процессов и его общее развитие.

Пальчиковые игры – хорошие помощники и для того, чтобы развить координацию движений. В работе я использую следующие пальчиковые игры: «Где мой пальчик», «Строим домик», «Птички» и др.

В средней группе к уже знакомым музыкальным инструментам я добавляю - колокольчики, бубенцы,  палочки, шумовые народные, предусматривается  игра на металлофоне, ксилофоне. Игра на этих музыкальных  инструментах  способствует развитию у детей мелодического слуха, чувства  ритма и музыкальной памяти.    

       Первоначальное обучение провожу я во время непосредственно  музыкальной образовательной деятельности, а затем во время индивидуальной   работы   с  детьми. Большое значение  уделяю  правильной   посадке или постановке детей во время  игры на музыкальных  инструментах. Обеспечивается  свобода корпуса и рук. В ходе игры на металлофоне, ксилофоне я  прошу детей самостоятельно изобразить большой  и   маленький   колокольчик, прыжки  воробушка, удары  дятла.    

      Все это способствует развитию тембрового слуха, творческой активности, а также  развивает  воображение. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими  и   тихими, долгими  и  короткими   и  выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке.

При знакомстве детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала  учу детей точно воспроизводить  ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя   различные  ударные  инструменты.

 Дети передают ритм на бубне, кубиках, барабане, палочках,   музыкальных  молоточках. При этом учимся согласовывать свои  движения   с  движениями товарищей.

Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют  знакомые песенки на одном звуке.

В средней группе начинаю обучать детей коллективному музицированию, несложные попевки, пьесы исполнять оркестром.

Для   развитие звуковысотности использую  дидактические  игры:

-«Лесенка» - с элементами моделирования,

-«Три поросенка»,

-«Курочки и цыплята».

Для  развития тембрового слуха :

-«Найди свой музыкальный инструмент»,

-«Найди пару»,

- «Кого встретил колобок?»

Для развития воображения, творчества и координации движений:

-«Зеркало»,

-«Бабочки»,   

 -«Какого цвета музыка» и др 

  В старшем дошкольном возрасте я  закрепляю  и совершенствую у детей навыки игры на уже известных  музыкальных  инструментах: колокольчиках, металлофоне, ксилофоне, народных шумовых, ложках,  знакомлю  с  гуслями. Большое  внимание  уделяю  оркестровому  исполнению пьес.

    В музыкальной  образовательной  деятельности с детьми  активно  использую   следующие  элементы:

  • Речевые упражнения
  • Поэтическое музицирование
  • Координационно-подвижные игры и упражнения
  • Игры с шумовыми и звучащими самодельными инструментами
  • Пальчиковые игры
  • Моделирование

Именно в старшем дошкольном возрасте я с детьми провожу беседы на следующие темы – «Звуки вокруг нас», «Что ты слышишь?», «В этом мире все поет».    

   Ребята, совершенствуя  тембровый и звуковысотный слух, различают шумовые и музыкальные звуки, например в игре  «Веселый старичок», «Дедушка  Шум»,  «Чашки и блюдца», «Пошуршу,  да  постучу», «Шапка да шубка» и др.

Развивая  воображение   и  образное мышление   дети  активно участвуют в играх  «Найди похожий звук»,   «Повтори, что слышишь ты»,  «Шопот к шороху спешит» и др.

Для развития чувства ритма я провожу игры:     «Следы  зверей», «Повтори ритм», «Волшебные палочки» и др.

     Использование мной элементов моделирования в музыкальной  образовательной  деятельности активизирует детей, развивает навыки коллективного творчества, способствует развитию целого комплекса   музыкальных способностей – звуковысотности, чувство ритма, тембрового слуха, образному восприятию. Это проявляется в играх «Построим дом»,  «Скачи кузнечик», «Лесенка», «Придумай сказку» и др.

    Принцип постепенности, «переход от простого к сложному» является основным при организации работы с практическим материалом по технологии элементарного музицирования.

  Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Это такие упражнения как   «Снег», «Андрей-воробей», «Сорока-сорока» и  др.

Поэтическое  музицирование   способствует тому, что дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи   на   память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь  слова  и   музыки. Благодаря  такому способу подачи поэтического и музыкального материала  дошкольникам легко прочувствовать и пережить настроение музыки и стихотворения, понять образный музыкальный язык. 

Используя музыкальные инструменты, я создаю условия для творческого проявления: дошкольникам предлагается озвучить стихотворение, дополнить и украсить его звучанием своего инструмента.

На начальном этапе, таким образом, дети вовлекаются в звукокрасочную игру, а   впоследствии – к  импровизации. Здесь соблюдается триединство «слышу - говорю,  играю». (озвучивание  стихотворений по временам года)

    Координационно-подвижные игры и упражнения способствует накоплению детьми двигательного опыта, показывает ребенку, что любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Это создает предпосылки творческого самовыражения

Использование  Орфовских   музыкальных инструментов позволило нам с ребятами осуществить постепенное прохождение ряда важных этапов:

  • формирование метроритмического чувства;
  • развитие тембрового слуха;
  • формирование первичных навыков элементарной импровизации в играх со звуками.

   Опыт  моей  работы показывает, что привлечение детей к сбору материала и изготовлению самодельных инструментов пробуждает их интерес к элементарному музицированию. А сотрудничество с воспитателем и организация таких занимательных блоков как «Мастерская музыкальных инструментов» и «Музыкальный магазин» не только формирует практические навыки дошкольников, но и содействуют их активному участию в творческом процессе.

Действительно, воспитатели являются главными помощниками  в музыкальном воспитании и образовании детей.

       Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любой предмет может быть использован в группе и во время непосредственно музыкальной образовательной деятельности– либо в качестве музыкального инструмента,  либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для   создания образа (например мыльные пузыри), и т.д.

    Мы вместе с ребятами  создаем  каждый раз новый вариант знакомой песенки, импровизируя новый  аккомпанемент. Мы учимся  слушать   друг друга в ансамбле, слушать  другого музыканта, когда он исполняет свою партию. Дети имеют возможность  играть каждый раз на других инструментах, пробовать  себя в разных ролях.

    Для   знакомства детей  с  новыми  музыкальными инструментами, а также для совершенствования техники исполнения на уже  известных инструментах,  я  использую в работе  «стол-передвижку». Выставляя  на   стол  инструменты, приношу   в  группу, где   дети  имеют  возможность    играть на них  самостоятельно и  совместно с воспитателем.  «Стол-передвижка» оснащается   музыкальными  инструментами  в  соответствии  с  возрастными особенностями  детей.

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

  • Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
  • Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;
  • Сочиняет свои собственные мелодии и песенки;
  • Научился играть на каком – либо музыкальном инструменте.

Игра на музыкальных инструментах является важным средством для активизации музыкальной памяти и фантазии, для развития творческого воображения и творческой деятельности детей дошкольников. Как говорил Л.Н.Толстой «музыка – высшее в мире искусство» и я, как музыкальный педагог, призвана помочь детям войти в мир Музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично все музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребенку почувствовать, что волшебный мир музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

     Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство.

 Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

 « Без творчества немыслимо познание  человеком

своих сил, способностей,  наклонностей… »

В. А. Сухомлинский