тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...
08.05.2019 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И кружится в Вальсе Победы страна…»

Развитие личности обучающегося через формирование универсальных учебных действий

Шелковникова Ирина Леонидовна,

Отличник народного просвещения, 

учитель начальных классов высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ № 10,

Новосибирская область, город Куйбышев

Краткая аннотация:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия. То есть, целью современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию  «научить учиться».

Ключевые слова:

универсальные учебные действия, метапредметные результаты, технологии, способствующие эффективному формированию универсальных учебных действий у младших школьников, использование ИКТ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно  меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, целью современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию  «научить учиться».

Цель моей педагогической деятельности: развитие личности обучающегося  через  формирование универсальных учебных действий.

 Над развитием   личности детей через  формирование  универсальных учебных действий работаю  с 2010 года (внедряя ФГОС НОО в пилотном режиме).  

  С 2010 года в своей работе использую учебно-методический комплект  «Школа 2100», который полностью соответствует требованиям ФГОС.

Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» - линии развития ученика средствами предмета. Каждый учебный предмет помогает мне решить  как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: предметное содержание; образовательные технологии деятельностного типа; продуктивные задания. В методическом аппарате учебников, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета.

 Учебные предметы  в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывают  определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

В своей работе использую технологии, способствующие эффективному формированию универсальных учебных действий у младших школьников: проблемно – диалогическая технология; технология оценивания; технология продуктивного чтения; технология личностно - ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской; гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили;  ИКТ.

 Проблемно–диалогическая технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно – оценочной самостоятельности учеников. Данная технология формирует регулятивные универсальные действия, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности  направлена на формирование коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения  извлекать информацию из текста.

Активно использую  ИКТ как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.

 Добиться личностных результатов обучающихся мне помогает и технология личностно – ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской и гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили.

ФГОС начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, поэтому ведущая роль отводится воспитанию, а значит и деятельности классного руководителя.  Занятость учащихся во внеурочной деятельности в классе составляет 100%.  Мои учащиеся являются активными участниками и победителями  предметных олимпиад, конкурсов.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин на всем протяжении школьного обучения.

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Издание Москва «Просвещение» 2011г.
  2. Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Издание Москва «Просвещение» 2010г.
  3. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией  А. Г. Асмолова. Издание Москва «Просвещение» 2010г.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Издание Москва «Просвещение» 2011г.