Развитие личности обучающегося через формирование универсальных учебных действий
Шелковникова Ирина Леонидовна,
Отличник народного просвещения,
учитель начальных классов высшей
квалификационной категории
МБОУ СОШ № 10,
Новосибирская область, город Куйбышев
Краткая аннотация:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия. То есть, целью современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Ключевые слова:
универсальные учебные действия, метапредметные результаты, технологии, способствующие эффективному формированию универсальных учебных действий у младших школьников, использование ИКТ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, т. е. универсальные учебные действия. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, целью современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться».
Цель моей педагогической деятельности: развитие личности обучающегося через формирование универсальных учебных действий.
Над развитием личности детей через формирование универсальных учебных действий работаю с 2010 года (внедряя ФГОС НОО в пилотном режиме).
С 2010 года в своей работе использую учебно-методический комплект «Школа 2100», который полностью соответствует требованиям ФГОС.
Одно из ключевых понятий предметных программ «Школы 2100» - линии развития ученика средствами предмета. Каждый учебный предмет помогает мне решить как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов обучающихся. Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются: предметное содержание; образовательные технологии деятельностного типа; продуктивные задания. В методическом аппарате учебников, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета.
Учебные предметы в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывают определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
В своей работе использую технологии, способствующие эффективному формированию универсальных учебных действий у младших школьников: проблемно – диалогическая технология; технология оценивания; технология продуктивного чтения; технология личностно - ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской; гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили; ИКТ.
Проблемно–диалогическая технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы – познавательных.
Технология оценивания образовательных достижений направлена на развитие контрольно – оценочной самостоятельности учеников. Данная технология формирует регулятивные универсальные действия, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Активно использую ИКТ как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности.
Добиться личностных результатов обучающихся мне помогает и технология личностно – ориентированного развивающего обучения И.С.Якиманской и гуманно – личностная технология Ш.А.Амонашвили.
ФГОС начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, поэтому ведущая роль отводится воспитанию, а значит и деятельности классного руководителя. Занятость учащихся во внеурочной деятельности в классе составляет 100%. Мои учащиеся являются активными участниками и победителями предметных олимпиад, конкурсов.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин на всем протяжении школьного обучения.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издание Москва «Просвещение» 2011г.
- Планируемые результаты начального общего образования. Под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Издание Москва «Просвещение» 2010г.
- Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией А. Г. Асмолова. Издание Москва «Просвещение» 2010г.
- Примерные программы по учебным предметам. Издание Москва «Просвещение» 2011г.