Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Развитие креативного мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством технологии персонифицированного подхода

МБУ ДО «Центр Орбита» г. Королёв Московской области

 

Развитие креативного мышления у детей

с ограниченными возможностями здоровья

посредством  технологии персонифицированного подхода

 

Осадчая И.Е.,

педагог дополнительного образования

 

 

Значение занятий изобразительной деятельности для детей с ОВЗ трудно переоценить. Эту деятельность можно рассматривать как средство эмоционально-эстетического воспитания, коррекции нарушенной познавательной деятельности, интеллектуального развития.

С 2016 года «Центр Орбита» г. Королёва входит в состав сетевой апробационной площадки по отработке персонифицированного подхода в разработке методик работы с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования.

Одна из задач в работе с такими детьми - формирование креативного, творческого мышления у детей с ОВЗ на занятиях изобразительной деятельности, совмещая персонифицированное обучение с налаживанием общения. Современный термин креативность обозначает способность создавать нечто новое, это не врожденное качество, а навык, который можно и нужно развивать. Это дар научиться мыслить нестандартно, творчески, что важно для дальнейшей адаптации таких детей в социуме.

Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Так же, творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ребенка непреодолимыми. Детям легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально. Творчество позволяет ребенку также выражать негативные чувства, такие как: злость, обида, ненависть, зависть, в социально приемлемой манере, ликвидируя их полностью, или понижая их активность.

Как правило, уровень графической деятельности больных детей довольно низок. Вследствие нарушения манипулятивных функций рук и сенсорной недостаточности дети не могут выполнять задания, доступные их здоровым сверстникам. Неудачи огорчают ребёнка, тормозят его дальнейшую деятельность, переживание неуспеха способствует закреплению неуверенности в себе. Рисование превращается в нелюбимый вид деятельности. Чтобы избежать всего этого, мною была адаптирована программа «Я рисую этот мир» с учётом психолого-педагогических и возрастных особенностей детей на возраст 7-18 лет.  Программа даёт возможность ориентироваться на потенциальные возможности развития каждого ребёнка, подбирать задания соответствующие возможностям детей. Обязательной составляющей программы является участие детей в выставках, конкурсах, дающих понимание значимости своего участия для других людей. Учитывая физиологические и физические особенности детей с ОВЗ, данной программой предусмотрено количество часов на выполнение заданий значительно больше, чем здоровым детям соответствующего возраста.

Проработав несколько лет с детьми с ОВЗ, пришла к выводу, что для продуктивной работы с такими детьми удобнее всего модульная программа.

Каждая модульная единица программы включает в себя:

- художественные задачи (положение руки, мазки, ориентация на листе бумаги, линии, штрихи, тычки, «примакивание», заливка фона, цветоведение, смешивание красок и т.д.);

- разнообразные приёмы рисования;

- разнообразные техники выполнения;

- разные материалы для выполнения работ (цветные и акварельные карандаши, гуашь, акварель, пастельные и восковые мелки и т.д.);

- вариативную тематику занятий.

Для развития творческого отношения к рисованию, как способ самовыражения ребенка, применяется персонифицированный подход. В зависимости от желаний, умений и состояния ребёнка на данный момент поддерживаю самостоятельность в выборе темы, способов раскрытия этой темы (выбор материала и техники ее исполнения), в выражении своих впечатлений от окружающего мира. Каждый модуль даёт возможность варьировать темы занятий, их продолжительность, при этом сохраняя необходимый объем поставленных задач.

Планируя работу по данной программе, придерживаюсь принципа выполнения заданий от простого к сложному. Учебный процесс строится на основах системности и преемственности, то есть каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего – расширенным и усложнённым смысловым продолжением. Мастер-класс, принцип наглядного обучения, когда педагог параллельно с детьми выполняет каждое задание, один из основных методов в работе с детьми с ОВЗ. Художественные и изобразительные средства подбираются по принципу простоты и эффектности, что достигается при помощи использования нетрадиционных техник изображения. Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеют систематическая демонстрация произведений искусства (картин, скульптур, изделий народных мастеров) и беседы по произведениям мастеров изобразительного искусства. Большое внимание уделяется сотрудничеству детей и педагога в поиске художественных образов, иллюстраций для просмотра  возможностей изображения замысла обучающегося.  

Программа «Я рисую этот мир» позволяет использовать для получения ожидаемого результата многие нетрадиционные техники рисования с использованием разнообразного материала. Вариантов нетрадиционных техник рисований множество: монотипия, кляксография, агглютинация, каракулеграфия, рисование пальцами, ладошками, рисование при помощи печатей (пробок, овощей, карандашей и т.д.), рисование подручными материалами (ватными палочками, жесткой щеткой, целлофановым пакетом, губками, ветками, листьями и т.д.) рисование на стекле, на асфальте, рисование мятой бумагой, по мятой бумаге, создание картин с помощью различных видов круп, соли, песка.  Нетрадиционные техники рисования развивают свободу самовыражения, креативное мышление. В процессе рисования ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам. Однако некоторым ребятам сложно приступить, например, к рисованию пальцами. Как правило, это дети, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут разумного поведения, сдержанности. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, подавленности.

Перед детьми на занятиях периодически ставятся проблемные ситуации, которые влияют на развитие их творческого мышления. Детям интересно самим выбирать тему занятия, решать, какими материалами и почему будут её выполнять. Они придумывают способы и приёмы для решения выполнения задания.

Применяются средства ИКТ для демонстрации, объяснения материала, вовлечения в диалог, привлечения внимания, создания проблемной ситуации, усиления мотивации обучения. Использование ИТК (музыкальное сопровождение, просмотр видеоматериалов, прослушивание песен и т.д.) позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне, пробудить познавательный интерес к занятию. Систематизирован и внедрен опыт дистанционной формы обучения, приобретенный во время первой волны пандемии, в программу «Я рисую этот мир» - подобран материал с Youtube для знакомства с творчеством зарубежных, русских, советских художников для занятий, провидимых  в дистанционной форме.

За пять лет работы мы добились следующих результатов, у детей:

  • приобретены навыки работы с разными художественными материалами, освоены разные техники рисования;
  • сформировалось положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и её результатам;
  • расширился запас знаний и представлений об окружающем мире;
  • укрепилась мелкая моторика рук, зрительно-двигательная координация;
  • развиты креативное мышление, воображение и любознательность;
  • возрос самоконтроль;
  • сформировалось желание принимать участие в выставках и конкурсах.

Применение персонифицированного подхода в обучении помогает раскрыть внутренний потенциал обучающегося, развить креативное мышление, необходимые для дальнейшего самоопределения: обретения уверенности в своих силах, приобретения знаний и умений, практических навыков, необходимых для жизни, развития коммуникативных качеств, мотивации к обучению, целеустремлённости. Создание психологического климата доверия, доброжелательности, своевременная похвала, оказание помощи, обеспечение безопасности – это те факторы, которые могут стать фундаментом продолжения занятий рисования в последующие годы.

 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. –http://base.garant.ru/57410768/
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р). –http://base.garant.ru/70733280/
  3. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196). –http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312366/
  4. Социализация детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках организации дополнительного образования: учебно - методическое пособие / сост.: Л. В. Кузьмина, О. А. Савельева. – М.: АСОУ, 2018. – 64 с.