Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

03.08.2020 г.
Всероссийская литературная викторина для всех желающих, посвящённая собакам - героям мультфильмов и...
03.08.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Карусель ярких талантов»

 

 
02.08.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Та война...
02.08.2020 г.
Всероссийский конкурс рисунков и поделок «Дети мира - детям войны…»

 

 

 
01.08.2020 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для обучающихся 1-4 классов, посвящённая безопасности...
01.08.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Расскажу в...
31.07.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую зелёное лето!»

"Разговор о правильном питании"

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 21 имени А.М. Достоевского"

"Разговор о правильном питании"

Адмухамедова Яна Владимировна

учитель начальных классов

 

 

1. Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени А.М. Достоевского» города Ярославля

2. Программа внеурочной деятельности  «Разговор о правильном питании»

3. Номинация: дополнительные образовательные программы по направлениям внеурочной деятельности

4. Срок реализации 1 год.

5. Программа составлена Яной Владимировной Адмухамедовой, учителем начальных классов, на основе учебно-методического комплекта программы «Разговор о правильном питании», вторая часть программы – «Две недели в лагере здоровья», авторы  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макаева, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2011г.

6. В результате обучения по данной программе обучающиеся научились анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбору пищи, научились  чувствовать потребности своего организма, быть разборчивыми в еде, знать какие продукты полезны для здоровья. Все это способствовало повышению уровня компетентности в вопросах питания.

      Оценка эффективности занятий  проводилась сравнительным анализом результатов анкетирования в начале обучения и по окончанию изучения программы,  самоанализом рациона питания семьи каждого обучающегося, цель которого – мониторинг образовательных эффектов по завершении изучения данной программы.

 

Пояснительная записка

      Программа внеурочной деятельности  «Разговор о правильном питании» составлена на основе учебно – методического комплекта программы «Разговор о правильном питании» ,вторая часть программы – «Две недели в лагере здоровья»., авторы  М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макаева, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2011г. /программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена министерством образования Российской Федерации/.

Для реализации программы используется УМК: рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, М., Просвещение,2013г.

   Содержание данной программы позволяет реализовать актуальную задачу современного образования – обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, развитие личностных принципов здорового питания.

                Основными образовательными задачами реализации второй части программы являются:

  • формирование навыков правильного питания;
  • знакомство учащихся с основными группами питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли) и их функциями в организме человека;
  • формирование представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
  • формирование представление об особенностях питания в летний и зимний периоды;
  • знакомство с блюдами, которые могут быть использованы в холодное и теплое время года;
  • расширение представлений  о значении овощей и фруктов;
  • формирование представлений о традициях питания разных народов и русского народа;
  • знакомство учащихся с зависимостью рациона питания от физических нагрузок;
  • обучение оцениванию своего рациона питания и правильному составлению меню в зависимости от физической активности;
  • знакомство с предметами кухонного оборудования, их назначением;
  • формирование представления об основных правилах гигиены и безопасности при приготовлении пищи;
  • знакомство учащихся с разнообразием столовой посуды и приборов;
  • обучение правильной сервировки стола для ежедневного приема пищи;
  • продолжение знакомства с разнообразием молочных продуктов и их свойствами;
  • знакомство с молочными блюдами, которые готовят разные народы, и в частности жители нашего города, представители разных национальностей;
  • расширение знаний о полезности продуктов из зерна;
  • знакомство с национальными блюдами из зерна и традициями их использования;
  • расширение знаний детей о диких растениях и грибах, произрастающих в нашей местности, возможности их включения в рацион питания;
  • знакомство детей с представителями фауны и флоры Черного моря, которых люди используют в пищу, изучить их полезность, способы приготовления и содержание витаминов, минеральных веществ и микроэлементов;
  • знакомство с кулинарными традициями народов, проживающих в Поволжье, и традициями народов России.

В ходе работы над второй частью программы реализую следующие развивающие задачи:

  • развитие любознательности и самостоятельности в поисках информации по теме;
  • умение анализировать, обобщать и использовать на практике полученные знания;
  • развитие коммуникативных умений ребенка при работе в парах, группах и коллективном творчестве;
  • формирование самосознания социально-культурных ценностей;
  • умение работать с различными источниками информации;
  • развитие творческих способностей каждого ребёнка.

Основные воспитательные задачи реализации второй части программы включают в себя:

  • привитие  учащимся стремление к здоровому образу жизни;
  • формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;
  • воспитание культуры поведения за столом, в школе, на природе;
  • привитие чувства уважения к культуре своего народа и других народов. 

          При изучении программы «Разговор о правильном питании» самым результативным способом усвоения знаний является применение технологии «обучения в сотрудничестве». Идеи и методы этой технологии всегда актуальны. Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха  (т.е. овладеть определенными знаниями только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).

       Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так:

  • учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

 

                           Основные принципы обучения в сотрудничестве:

  • Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
  • единой цели, которую можно достичь только сообща;
  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;
  • единого учебного материала;
  • общих ресурсов;
  • одного поощрения на всех.
  • Личная ответственность каждого.

            Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

  • Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
  • Рефлексия – обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.

 

Описание  места программы  « Разговор о правильном питании» в учебном плане.

     Преподавание программы  «Разговор о правильном питании» проводится  во второй половине дня. Важность этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни,   рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.

Количество часов по программе:                                                    14 ч.

Количество часов по плану из расчёта 1 час в неделю:              34 ч.

Курс включает в себя теоретический и практический материал Выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).

     Описание ценностных ориентиров содержания программы «Разговор о правильном питании»

Использование комплекта «Две недели в лагере здоровья» в рамках программы «Разговор о правильном питании» направлено на достижение следующих результатов:

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.  

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

  

Планируемые результаты;

Личностными результатами обучающихся;

- умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- умение использовать знания в повседневной жизни;

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит; 

- умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;

- познавательный интерес к основам  культуры питания.

 

Метапредметными результатами обучающихся являются:

Регулятивные:

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

 

Познавательные:

- умение узнавать изученные объекты и  явления живой природы;

- умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.

Коммуникативные:

- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение строить простейшие монологические высказывания;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

 

Содержание курса

1."Давайте познакомимся" (2 ч.)

 Познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании».

 2. "Из чего состоит наша пища" (4 ч.)

 Дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках,                 жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Дети обсуждают – чем опасен рацион питания Карлсона, Вовки из Тридесятого царства и т. д., составляют меню для этих героев.

 

 3." Что нужно есть в разное время года" (3 ч.)

 Формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.

  4." Как правильно питаться, если занимаешься спортом"(2 ч.)

  Формировать у детей представление о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.

 

 5." Где и как готовят пищу" (2 ч.)

 Дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить детей с одним из основных принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов.

 

 6. "Как правильно накрыть стол" (2 ч.) Расширить представление детей о предметах сортировки стола, правилах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность знаний правил сортировки стола, соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

 

      7 "Молоко и молочные продукты" (3 ч.) Расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного питания.

 

      8. "Блюда из зерна "(2 ч.) Расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных народных блюдах, приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием. 

                           

     9. " Какую пищу можно найти в лесу"  (2 ч.)  Расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания; познакомить детей с флорой края, в которой они живут, её богатстве  и разнообразии, необходимости заботиться и сохранять природные богатства.

 

      10 ." Что и как приготовить из рыбы" (2 ч.)Расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу.

 

       11. "Дары моря ( 2ч.) Расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

 

       12." Кулинарное путешествие" по России (2 ч.) Формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа; расширить представление о кулинарных традициях своего народа.

 

       13. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен "(2 ч.) Расширить представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

 

       14 ."Как правильно вести себя за столом" (3 ч.) Расширить представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки праздничного стола;  формировать представление о правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих правил как проявления уровня культуры человека.

        15.     Обобщение (1ч)

   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Название темы

Тема урока

 

Кол-во часов

 

 

Задачи

Основные понятия

Дата

 

Давайте познакомимся

1.Роль правильного питания для здоровья человека

 

1ч.

 

 

- обобщить имеющиеся у школьников представления о правилах питания

- развивать представление о роли правильного питания для здоровья человека

Здоровье, питание

 

 

 

 

 

 

 

Из чего состоит наша пища

2.Из чего состоит наша пища.

 

1ч.

-формировать представления об основных питательных веществах и их роли для организма человека, продуктах и блюдах — источниках питательных веществ

-формировать представления о важности разнообразного питания для здоровья человека   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион

 

 

 

3.«Домашний завтрак и школьный обед»- исследовательская работа учащихся (коллективная).

 

1ч.

 

 

 

 

 

4.Составление меню для сказочных героев.

1ч.

 

5«Дневник здоровья» Практическая работа.

1ч.

 

 

 

 

Что нужно есть в разное время года.

6.Презентация "Что нужно есть в разное время года".

 

 

 

 

1ч.

 

 

-формировать представление о сезонности питания — рационе питания в жаркое и холодное время года

 

-расширять представление о значимости разнообразного питания

 

-расширять представление о традиционных кухнях народов нашей страны

 

 

 

 

 

 

Питание, блюда, погода, кулинарные традиции

 

 

7. Исследовательская работа на тему: «Русская народная мудрость о правильном питании».

 

1ч.

 

8.Оформление книжки-самоделки «Пословицы о правильном питании».

 

Как правильно питаться, если занимаешься спортом

9.Питание юных спортсменов.

 

1ч.

 

-развивать представление о зависимости рациона

-питания от физической активности человека

-развиватие представление о важности занятий

спортом для здоровья

Здоровье, питание, спорт, рацион

 

 

10. Работа в мини-группах «Составление меню спортсмена».

1ч.

 

 

 

 

 

 

 

Где и как готовят пищу

11. Где и как готовят пищу. Экскурсия в школьную столовую.

 

 

1ч.

 

 

 

-формировать представление об основных правилах гигиены и техники безопасности, которые необходимо соблюдать на кухне во время приготовления пищи

 

-развивать интерес и желание участвовать в приготовлении пищи, помогать родителям на кухне

 

 

 

Кухня, техника безопасности, кулинария, бытовая техника

 

 

12.Урок -  практикум Приготовление салатов.

 

1ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

Как правильно накрыть стол

 

13.Как правильно накрыть на стол

1ч.

-развивать представление о правилах сервировки стола

-развивать желание и готовность помогать родителям по дому (накрывать стол)                             

Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда

 

 

 

14.Творческая мастерская «Салфетницы своими руками».

1ч.

 

 

15.Практическая работа "Накрой на стол"

1ч.

 

 

 

 

 

Молоко и молочные продукты

16.

Всё о молоке и молочных продуктах.

 

 

 

17. Игра «Поле чудес».

 

 

 

 

 

1ч.

-развивать представление о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона

-расширять представление об ассортименте молочных продуктов, их пользе

 

 

 

 

 

 

Молоко, молочные продукты, кисломолочные продукты

 

 

 

 

 

Блюда из зерна

18. Исследовательская работа учащихся (групповая) «От зерна до каравая».                                   

1ч.

-развивать представление о продуктах и блюдах, приготавливаемых из зерна, как обязательном компоненте ежедневного рациона

-развивать представление о пользе и значении продуктов и блюд, приготавливаемых из зерна

-расширять представление об ассортименте зерновых продуктов и блюд

 

 

 

 

 

 

 

 

Зерно,

злаки,

зерновые продукты и блюда, хлебобулочные изделия

 

 

19.Творческая мастерская       «Зёрнышко». Панно из круп.

1ч.

 

 

 

 

 

 

Какую пищу можно найти в лесу

20.Урок-путешествие «Полезные растения»

1ч.

-формировать представление о дикорастущих съедобных растениях, их полезности

-расширять представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из дикорастущих съедобных растений

-расширять представление о разнообразии и богатстве растительных пищевых ресурсов своего края или области

 

 

 

 

Дикорасту

щие растения, съедобные растения, раститель

ные ресурсы

 

 

21.Урок-путешествие «Полезные грибы»

1ч.

 

 

 

Что и как можно приготовить из рыбы

22 Подготовка к мини-проекту «Книжка рецептов рыбных блюд».

 

23. Защита мини -проектов

«Книжка рецептов рыбных блюд».

1ч.

 

 

 

1ч.

-развивать представление о пользе и значении рыбных блюд

-расширять представление об ассортименте блюд из рыбы

-формировать представление о природных ресурсах своего края

 

 

 

 

Рыба, рыбные блюда

 

 

Дары моря         

24.Презентация "Дары моря"

 

1ч.

-формировать представление о морских съедобных растениях и животных, о многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены

 

-формировать представление о пользе морепродуктов, важности включения их в рацион

 

 

 

 

Морепродукты

        

 

25.Творческая мастерская  «Морские обитатели».

 1ч.

 

 

«Кулинарное путешествие» по России

 

26.Кулинарные традиции народов России.

 1ч.

-формировать представление о кулинарных традициях и обычаях как составной части культуры народа

 

-расширять представление о кулинарных традициях и обычаях края или области, в которой проживает ученик, а также о традициях и обычаях, сложившихся в других регионах нашей страны

 

 

 

 

 

 

 

Кулинария, кулинарные традиции и обычаи

 

 

27.

Исследовательская работа учащихся (групповая) "Кулинарные традиции народов Поволжья".

 

28. Игра-проект «Кулинарный глобус»

 

 

 

 

 

1ч.

 

 

 

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен

29. Представление о блюдах, которые не требуют большого количества продуктов.

 

30.Конкурс " Придумай  как можно больше

блюд из небольшого количества продуктов"

   1ч.

 

 

 

 

1ч.

 

-расширять представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных «обычных» продуктов

-развивать интерес к приготовлению пищи

 

Кулинария, питание, здоровье, блюда

 

Как правильно вести себя за столом

31. Представление об этикете как норме культуры

 

32. Как правильно вести себя за столом.

 

33. Способы  подачи блюд на стол

1ч.

 

 

 

1ч.

 

 

 

1ч.

-развивать представление об этикете как норме культуры, важности соблюдения правил поведения за столом

 

-формировать представление о праздничной сервировке стола

Этикет, правила поведения за столом, сервировка

 

 

 

 

34.Подведение итогов .

Праздник Чая

1ч.

                   

 

Список используемой литературы.

1. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Пер. с англ. СПб., 2001.

2. Землянская Е.Н. Обучение в сотрудничестве// Учитель. 2002.№3

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат. М., 2000.

3.М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Две недели в лагере здоровья» (методическое пособие для учителя), Москва, «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС»,                   

4.М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева «Две недели в лагере здоровья» (рабочая тетрадь для школьников), «НЕСТЛЕ», 2003 г.

5. М.П.Могильный, С.В.Юрина «Будьте здоровы», Ставрополь, 1991 г

6. Этикет и сервировка праздничного стола, М., 2002г.

7. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь – игра. – М., АСТ – ПРЕСС, 1998г.

8. Ладодо К. С., Отт В. Д., Фатеева Е. М. и др. Основы рационального питания детей. – Киев, 1987г.

9. .www.ElinaHealthAndBeauty.com/All_about_milk.htm

7.www.linedecor.ru

10. http://www.tots.ru

11. http://www.cook-look.com

12. http://8marta.dworik.com

13. http://chrislinda.forum2x2.ru