Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Работа педагога наставника с одаренными школьниками (Из опыта работы НОУ «ИСТОКИ» МБОУ СОШ №1 им. И. Ф. Вараввы)

НОУ «ИСТОКИ» МБОУ СОШ №1 им. И. Ф. Вараввы

 

 

Работа педагога наставника с одаренными школьниками

 (Из опыта работы НОУ «ИСТОКИ» МБОУ СОШ №1 им. И. Ф. Вараввы)

 

Руководитель НОУ «ИСТОКИ»

Штомпель Г.Г.

 

 

Слайд 1 Работа педагога наставника с одаренными школьниками

 (Из опыта работы НОУ «ИСТОКИ» МБОУ СОШ №1 им. И. Ф. Вараввы)

Руководитель НОУ «ИСТОКИ» Штомпель Г.Г.

Слайд 2 «В каждом человеке есть солнце.

Только дайте ему светить» (Сократ)

      Слайд 3. Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это взаимодействие осуществляется в неформальном общении и не связано с официальными отношениями. При этом оно позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на развивающуюся личность, помогает молодым людям определиться в жизни и реализовать свой потенциал.   

   Слайд 4.   Среди основных задач взаимодействия учителя-наставника с учеником: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала; осознанный выбор дальнейших траекторий обучения; развитие гибких навыков: коммуникация, целеполагание, планирование, организация, формирование устойчивого школьного сообщества.

    Слайд 5. Чаще всего взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности. В МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы таким примером наставничества является работа НОУ «ИСТОКИ».

   Слайд 6.   Вот уже 16 лет работает НОУ «ИСТОКИ», за это время сменилось несколько поколений учащихся и учителей, но все это время научное общество работает используя следующие принципы наставничества: научности,  системности,  целостности,  легитимности,   комплексности,  обеспечения суверенных прав личности,   личной ответственности,  равенства.

     За время существования научного общества наставничество в форме «учитель-ученик» доказало свою способность помочь учащимся реализовать их потенциал при любых обстоятельствах. За счет опыта учителей оно способно наиболее полно решать задачи образования и воспитания подрастающего поколения, его социализации и поддержки.

      Современная наука выделяет пять основных типов наставничества:

     Слайд 7. Традиционное личное наставничество. Личное наставничество подразумевает наставничество одного молодого человека одним взрослым. Наставляемые должны изначально знать, на какую продолжительность отношений они могут рассчитывать, чтобы избежать завышенных ожиданий. (Такой тип наставничества преобладает в НОУ «ИСТОКИ»)

       Групповое наставничество. Групповое наставничество подразумевает работу одного наставника с группой, состоящей максимум из четырех человек. Большая часть взаимодействия происходит в виде групповых сессий, в рамках которых отведено время на личное общение. (Используется в НОУ «ИСТОКИ» при работе с социально-значимыми групповыми проектами)

      Командное наставничество. В рамках командного наставничества несколько взрослых (учитель-наставник, педагог-психолог, социальный-педагог и т.д.) работают с небольшими группами молодых людей (в соотношении взрослых к молодежи не больше, чем один к четырем). (Так же используется в НОУ «ИСТОКИ» при работе с социально-значимыми групповыми проектами)

      Наставничество ровесниками. Наставничество ровесниками предоставляет молодым людям возможность развивать наставнические отношения со сверстниками или младшими по возрасту подростками. Например, ученик средней школы может быть наставником для ученика начальной школы в изучении школьных предметов или в организации досуговой деятельности. Такие молодые наставники служат образцом для подражания. Они требуют постоянной поддержки и тщательного наблюдения. (Такая форма в чистом виде нами не используется, но отдельные элементы ее применяются. Например: ученик 10 класса Солод Александр оказывал помощь учащему   1 класса Никитину Руслану при подборе материала и оформлении исследовательской работы. Этот тип  наставничества еще не стал в нашем научном обществе нормой жизни, но мы над этим работаем)

        Интернет-наставничество (также известное как «онлайн наставничество»). Оно подразумевает отношения взрослого с одним школьником, которые общаются через Интернет по крайней мере один раз в неделю от шести месяцев до года. При этом могут быть организованы две-три личные встречи, одна из которых является стартовой. Часто наставник выступает в качестве руководителя или консультанта в каких-либо видах деятельности, например, помогает наставляемому завершить школьный проект. (В период пандемии этот тип наставничества  стал основным для нашего научного общества и мы достойно справились в этой ситуации)

      Разные типы наставничества могут комбинироваться как угодно, чтобы помочь конкретному подростку. В данном выступлении я хочу акцентировать внимание педагогического сообщества на эффективное использование традиционного личностного наставничества с присутствием отдельных элементов других типов  в  МБОУ СОШ№1 имени И.Ф. Вараввы.

     Слайд 8.  Огромную роль играют учителя-наставники в формировании у одаренных школьников чувства любови к героическому прошлому и культуре своего народа, гордости за родной язык и историю, уважения к достижениям наших современников. Наша главная задача привить у школьников желание работать, исследовать, творить на благо родной страны и малой Родины.

   Слайд 9.  По нашим с коллегами наблюдениям, особый воспитательный эффект имеет, совместная деятельность учителя и ученика связанная с поисковой и исследовательской работой, осуществляемой в процессе экскурсий, исследований, работы с семейными  и районным архивам, а так же с фондами районного музея.

     Слайд 10. Но мало найти забытый нами кусочек истории, с ним надо ознакомить окружающих, донести до каждого жителя населенного пункта, что бы по прошествии времени никто не мог сфальсифицировать нашу историю, как малой Родины, так и России, этому тоже учитель должен научить учащегося.

     Слайд 11.  Наиболее достоверным показателем положительных результатов наставничества является наличие между наставниками и наставляемыми доверительных отношений. Такие отношения не складываются сами собой. Они нуждаются в постоянной поддержке и мониторинге, особенно на ранних стадиях.

     Слайд 12. Заповедь Гиппократа «Не навреди!» работает во всех сферах, связанных с изменением поведения и воспитанием подрастающего поколения. Мониторинг и оценка позволяют отследить негативные проявления и повысить эффективность реализуемой наставнической программы учителя.

      В этом двустороннем процессе растет и развивается не только подопечный, но и наставник.  Наставничество является ярким примером педагогики сотрудничества,  к которому стремиться необходимо всем учителям.

Слайд 12. Спасибо за внимание!

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ