РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности 6-8 классов «Экология и искусство», 2017 Направление «Общекультурное» "Экология и искусство"
МБОУ Школа № 35 г. о. Самара
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности 6-8 классов «Экология и искусство», 2017
Направление «Общекультурное» "Экология и искусство"
учитель биологии Какоша Е.В.,
учитель химии Курилкина М.В.
- ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗАПИСКА
Экологические проблемы, которые сегодня являются глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля – наш дом. Их решение в первую очередь зависит от уровня сознания, экологической культуры граждан, так как только человек несет ответственность за планету Земля. Формирование у детей экологической культуры является приоритетной задачей экологического воспитания и образования.
Для реализации данного приоритета необходимо научить видеть красоту природы и бережно, с любовью относиться к ней.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у школьников.
Задачи:
- Формирование знаний о взаимодействии и взаимозависимости компонентов системы природа-общество-человек;
- Формирование знаний о правилах поведения в природе;
- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей;
- Воспитание ответственного отношения к природе;
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
- Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы;
- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Программа «Экология и искусство» соответствует ООП МБОУ Школы № 35 г.о. Самара, в частности Программе основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. /В сб. Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие /Сост. Г.М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2015. — 382. В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества;
- развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Представленная целостная программа разработана для учащихся МБОУ Школы № 35 г.о. Самара на 17 часов. Программа имеет общекультурную направленность. Особенностью данной программы является то, что она нацелена на развитие экологически сообразного поведения у школьников посредством экспонатов школьной галереи (постоянно обновляющая экспозиция репродукций картин художественного искусства).
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Предметными результатами являются представления: о научной области экологии, предмете её изучения; о принципе предосторожности; о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях. Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Метапредметные результаты программы «Экология и искусство» по научно-познавательному направлению обеспечивает формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, стремящегося активно участвовать в природоохранной деятельности. Контроль знаний, умений осуществляется через подготовку итоговых проектов: выпуск экологической газеты, фотоальбома, проведение занятия для родителей и младших школьников.
- Содержание программы внеурочной деятельности «Экология и искусство»
№ урока |
|
|
Виды деятельности и формы организации |
Введение (1 час) |
|||
|
Что такое экология, экологическая культура и экологическое искусство |
Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем. Необходимость экологического мышления для каждого человека. Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни. Экологическая культура человека, через экологическое искусство. |
Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологическая культура», «экологическое искусство». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой, через искусство. Личностные: мотивация учения. Регулятивные :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Формы организации внеурочной деятельности: Киноклуб: документальные фильмы об экологически безопасном образе жизни, экологическом искусстве. Ролевая игра «Экологическая культура нашего класса». Заседание редколлегии классной газеты.
|
Картины художников-анималистов (5 часов) |
|||
|
Картины доисторических эпох и ископаемых животных Зденека Буриана |
Анималистка. Картины-реконструкции доисторических эпох и ископаемых животных, чешского художника Зденека Буриана. Использование работ в качестве иллюстраций научных книг, журналов и учебников. |
Называть источники получения информации об экологической культуре разных времен и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами. Личностные: - изучение картин известных художников-анималистов, знакомство с их творчеством; - воспитание бережного отношения к природе, животным. - поэтапное практическое занятие по изготовлению черепашек. Познавательные: - приобщать к наблюдению за природой; - развивать умение работать со специализированной литературой; - уметь работать в команде; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. Формы организации внеурочной деятельности: Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в музее, библиотеке, Интернете). Киноклуб: документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона. Практикум. Создание альбома с иллюстрациями животных .
|
|
Картины В. А. Серова
|
Картины В. А. Серова,как иллюстрации к басням Крылова. Лошади на картинах (« У перевоза», «Полоскание белья», «Купание коня», «Выезд императора Петра I и Елизаветы на охоту» и другие). Картина «Волы», где нарисованы белый и черный волы около телеги и полуразрушенного дома.«Октябрь Домотканово», где мальчик-пастушок пасет овец и лошадей. |
|
|
Изображение животных в творчестве художников анималистов (Капустиной, В. А. Ватагина, М. М.Кукунова.) |
Создание иллюстраций и оформление книг для детей о любимых животных. Проблема сохранения мира природы. |
|
|
Творчество М. Ефремовой |
Создание коллекции живописных и графических портретов домашних и диких животных, отличающихся редкостной выразительностью и великолепным знанием натуры - героев своих картин и рисунков.
|
|
|
Мастер-класс «Изготовление черепашек»
|
Поэтапная (пошаговая) инструкция и консультация по изготовлению черепашек. |
|
Природа в творчестве художников (6 часов) |
|||
|
Пейзаж в творчестве русских художников (И. Остроухов, И. И. Шишкин) |
Природные ресурсы как источник удовлетворения его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании. Духовное общение с природой, его культурные традиции. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды.Изображение красоты русской природы во все времена года, в любое время суток. |
Анализировать природу в творчестве художников с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры картин известных художников, их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами. Познавательные: - строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; Коммуникативные: -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. Формы организации внеурочной деятельности: Ролевая ситуационная игра. Практикум. Киноклуб: «Природа в творчестве художников», «Искусство для планеты». Заседание редколлегии газеты с подготовкой фотовыпуска.
|
|
Пейзажи Николаса Бохача
|
Версии современного пейзажа «Как мы контролируем природу и как природа, в свою очередь, контролирует нас», исследование влияния человека на природу и наоборот. |
|
|
«Тающие люди» художницы Неле Азеведо |
Серии художественных инсталляций (ледяных фигур), показывающие необходимость наличия памятников в городах. Искусство, которое затрагивает актуальные проблемы, угрожающие нашему существованию на планете. |
|
|
«Искусство для планеты» Криса Джордана |
Использование обычных предметов и превращение их в искусство,программными методами перестраивая их для создания одного центрального образа. |
|
|
Практическое занятие «Панно из семян»
|
Поэтапное инструкция и консультация по создание поделки из семян. |
|
|
Практическое занятие «Создание альбома репродукций И. К. Айвазовского»
|
Коллекционирование репродукций и создание альбома. |
|
Экология в литературе (4 часа) |
|||
|
Первые защитники природы-писатели. |
Первые экологические проблемы в XIX веке -вырубка помещичьей рощи. Первыми здесь были «голоса народа» — писатели. Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»; Леонид Леонов «Русский лес»
|
Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл цитат и высказываний известных деятелей искусства по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия. Личностные: - рассмотрение и изучение известных писателей и их литературных произведений -защитников природы; - воспитание любви к природе, своей малой родине. Познавательные: - приобщать к наблюдению за природой; - развивать умение работать со специализированной литературой; Коммуникативные: - уметь работать в команде; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. Формы организации внеурочной деятельности: Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская работа в библиотеке, Интернете). Урок для родителей «Учимся жить экономно». Киноклуб: просмотр фильма по повести В Распутина «Прощание с Матёрой».
|
|
Высказывания русских писателей о природе (М. Ю. Лермантов, Ф. И. Тютчев, А. И. Герцен, К. Паустовский) |
В традициях русской литературы любить природу и восхищаться ею. Только в единстве с природой видится смысл существования человека. Красоты окружающего мира.
|
|
|
Литературные произведения В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова с экологическим подтекстом.
|
Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях: Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»; Виктор Астафьев «Царь-рыба»; Чингиз Айтматов «Плаха».Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия. |
|
|
Цитаты великих деятелей В. И. Вернадского, А. С. Арсеньев о законах природы. |
Отражение действительности связанные с законами природы. Стремление к управлению природными циклами. |
|
|
|||
|
Музыкальное оформление: Ф. Лист Этюд «Море», Л. Шварц «Далеко, далеко за морем», П. И. Чайковский «Па-де-де», И. Дунаевский «Капитан» (музыкальная обработка), увертюра к к\ф «Дети капитана Гранта» (песня о море), Ю. Антонов «Живет на свете красота».
|
Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. |
Называть музыкальные произведения, описывающие красоту природы, родного края. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов)
Познавательные: - строить логические рассуждения; -объяснять явления, процессы; Коммуникативные: -аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; - уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения; - уметь советоваться, оказывать взаимопомощь. Формы организации внеурочной деятельности: Аудиоклуб: прослушивание музыкальных произведений о природе и их обсуждение в группах. Месячник экологической грамотности, через искусство (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы плакатов, буклетов). |
- Тематическое планирование программы внеурочной деятельности
«Экология и искусство»
№ урока |
|
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Введение (1 час) |
||||
|
Что такое экология,экологическая культура и экологическое искусство |
|
|
|
Картины художников-анималистов (5 часов) |
||||
|
Картины доисторических эпох и ископаемых животных Зденека Буриана |
|
|
|
|
Картины В. А. Серова
|
|
|
|
|
Изображение животных в творчестве художников анималистов (Капустиной, В. А. Ватагина, М. М.Кукунова.) |
|
|
|
|
Творчество М. Ефремовой |
|
|
|
|
Мастер-класс «Изготовление черепашек»
|
|
|
|
Природа в творчестве художников (6 часов) |
||||
|
Пейзаж в творчестве русских художников (И. Остроухов, И. И. Шишкин) |
|
|
|
|
Пейзажи Николаса Бохача
|
|
|
|
|
«Тающие люди» художницы Неле Азеведо |
|
|
|
|
«Искусство для планеты» Криса Джордана |
|
|
|
|
«Панно из семян»
|
|
|
|
|
«Создание альбома репродукций Айвазовского»
|
|
|
|
Экология в литературе (4 часа) |
||||
|
Первые защитники природы-писатели. |
|
|
|
|
Высказывания русских писателей о природе (М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, К. Паустовского, В. Распутина) |
|
|
|
|
Литературные произведения В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова с экологическим подтекстом.
|
|
|
|
|
Цитаты великих деятелей В. И. Вернадского, А. С. Арсеньев о законах природы. |
|
|
|
|
||||
|
Музыкальное оформление: Ф. Лист Этюд «Море», Л. Шварц «Далеко, далеко за морем», П. И. Чайковский «Па-де-де», И. Дунаевский «Капитан» (музыкальная обработка), увертюра к к\ф «Дети капитана Гранта» (песня о море), Ю. Антонов «Живет на свете красота».
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
Всего — 17 часов
Практические занятия-3 часа
Рекомендуемая литература для учителя Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009. Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984. Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21. Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009. Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997. Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008. Методы изучения состояния окружающей среды: практикум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1. Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999. Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004. Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995. Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993. Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995. Рекомендуемая литература для учащихся Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3. Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995. . Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: LINKA PRESS, 1996. Рянжин С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996. Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28. Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997. Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007. Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология. Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К. Е. Чижевский. - М.: ACT, 1997.
|