Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности 6-8 классов «Экология и искусство», 2017 Направление «Общекультурное» "Экология и искусство"

МБОУ Школа № 35 г. о. Самара

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности 6-8 классов «Экология и искусство», 2017

Направление «Общекультурное» "Экология и искусство"

 

учитель биологии Какоша Е.В.,

учитель химии Курилкина М.В.

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНЯ  ЗАПИСКА

Экологические проблемы, которые сегодня являются  глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля – наш  дом. Их решение в первую очередь зависит от уровня сознания, экологической культуры граждан, так как  только  человек несет ответственность за планету Земля. Формирование у детей экологической  культуры  является приоритетной  задачей экологического воспитания и образования.

Для реализации данного приоритета  необходимо научить видеть  красоту природы и бережно, с любовью относиться к ней.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у школьников.
 

Задачи:

  • Формирование знаний  о взаимодействии и взаимозависимости компонентов системы природа-общество-человек;
  • Формирование  знаний  о  правилах поведения в природе;
  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей;
  • Воспитание ответственного отношения к  при­роде;
  • Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам;
  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к миру природы;
  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школь­нику,  стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.  

Программа «Экология и искусство» соответствует  ООП МБОУ Школы № 35 г.о. Самара, в частности Программе основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. /В сб. Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие /Сост. Г.М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2015. — 382.                                                                                                                                                     В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества;
  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.                                                             Представленная целостная программа разработана для уча­щихся МБОУ Школы № 35 г.о. Самара  на 17  часов. Программа имеет общекультурную  направленность. Особенностью данной  программы является то, что она нацелена на развитие  экологически сообразно­го поведения у школьников посредством экспонатов школьной галереи (постоянно обновляющая экспозиция репродукций картин художественного искусства).

 

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Предметными результатами являются представления: о научной области экологии, предмете её изучения; о принципе предосторожности;  о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях.                                                                                                                                 Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих компетенций: определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.   

Метапредметные результаты программы «Экология и искусство»  по  научно-познавательному направлению обеспечивает формирование у школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество,  стремящегося активно участвовать в природоохранной деятельности.                                                              Контроль знаний, умений  осуществляется через подготовку итоговых проектов: выпуск экологической газеты, фотоальбома, проведение занятия для родителей и младших школьников.

 

  1. Содержание программы внеурочной деятельности  «Экология и искусство»

 

№ урока

  •  
  •  

Виды деятельности и формы организации

Введение (1 час)

  1.  

Что такое экология, экологическая культура и экологическое искусство

Экология как область научного знания. Экологическое мышление как метод научного познания мира, выявления и решения экологических проблем. Не­обходимость экологического мышления для каждого человека. Потребность человека в экологически благоприятной среде жизни. Экологическая культура человека, через экологическое искусство.

Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение поня­тиям «экологическая культура», «эколо­гическое искусство». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой, через искусство.

Личностные: мотивация учения.

Регулятивные :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Формы организации внеурочной деятельности:

Киноклуб: документальные фильмы об экологически безопасном образе жизни, экологическом искусстве.

Ролевая игра «Экологическая культура нашего класса».

Заседание редколлегии классной газеты.

 

 

Картины художников-анималистов (5 часов)

  1.  

Картины доисторических эпох и ископаемых животных Зденека Буриана

Анималистка. Картины-реконструкции доисторических эпох и ископаемых животных, чешского художника Зденека Буриана. Использование работ в качестве иллюстраций научных книг, журналов и учебников.

Называть источники получения информации об экологической культуре разных времен и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами.

Личностные:

- изучение картин известных художников-анималистов, знакомство с их творчеством;

- воспитание бережного отношения к природе, животным.

- поэтапное практическое занятие по изготовлению черепашек.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой;

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская ра­бота в музее, библиотеке, Интернете).

Киноклуб: документальные фильмы об экологической культуре народов России, региона.

Практикум. Создание альбома

с иллюстрациями животных .

 

  1.  

Картины В. А. Серова

 

Картины В. А. Серова,как иллюстрации к басням Крылова. Лошади на  картинах (« У перевоза», «Полоскание белья», «Купание

коня», «Выезд императора Петра I и Елизаветы на охоту» и другие). Картина «Волы», где нарисованы белый и черный волы около телеги и полуразрушенного дома.«Октябрь Домотканово», где мальчик-пастушок пасет овец и лошадей. 

  1.  

Изображение животных в творчестве художников анималистов (Капустиной, В. А. Ватагина, М. М.Кукунова.)

Создание иллюстраций и оформление книг для детей о любимых  животных. Проблема сохранения мира природы.

  1.  

Творчество М. Ефремовой

 Создание коллекции живописных и графических портретов домашних и диких животных, отличающихся редкостной выразительностью и великолепным знанием натуры - героев своих картин и рисунков.

 

  1.  

Мастер-класс «Изготовление черепашек»

 

Поэтапная (пошаговая) инструкция и консультация по изготовлению черепашек.

Природа в творчестве художников (6 часов)

  1.  

Пейзаж в творчестве русских художников (И. Остроухов, И. И. Шишкин)

Природные ресурсы как источник удовлетворения его ду­ховных потребностей в красоте, чувствен­но-эмоциональном общении с живым, познании. Духовное общение с приро­дой, его культурные традиции. Чувство единения с природой. Ценность эстетической привлекательности природной среды.Изображение красоты русской природы во все времена года, в любое время суток.

Анализировать природу в творчестве художников с точки зрения их вклада в экологическую безопас­ность. Высказывать аргументирован­ное мнение о значении этой ин­формации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры картин известных художников, их отношения к рас­точительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами.

Познавательные:

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;
-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Формы организации внеурочной деятельности:

Ролевая ситуационная игра.

Практикум.

Киноклуб: «Природа в творчестве  художников», «Искусство для планеты».

Заседание редколлегии газеты  с подготовкой фотовыпуска.

 

  1.  

Пейзажи Николаса Бохача

 

Версии современного пейзажа «Как мы контролируем природу и как природа, в свою очередь, контролирует нас», исследование влияния человека на природу и наоборот.

  1.  

«Тающие люди» художницы Неле Азеведо

Серии художественных инсталляций (ледяных фигур), показывающие необходимость наличия памятников в городах. Искусство, которое затрагивает актуальные проблемы, угрожающие нашему существованию на планете.

  1.  

«Искусство для планеты» Криса Джордана

Использование обычных предметов и превращение их в искусство,программными методами перестраивая их для создания одного центрального образа.

  1.  

Практическое занятие «Панно из семян»

 

Поэтапное инструкция и консультация по создание поделки из семян.

  1.  

Практическое занятие «Создание альбома репродукций И. К. Айвазовского»

 

Коллекционирование репродукций и создание альбома.

Экология в литературе (4 часа)

  1.  

Первые защитники природы-писатели.

Первые экологические проблемы в XIX веке -вырубка помещичьей рощи.  Первыми здесь были «голоса народа» — писатели. Антон Павлович Чехов «Дядя Ваня»; Леонид Леонов «Русский лес»

 

 

Приводить примеры (из фолькло­ра, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточитель­ного отношения к природным ресур­сам. Своими словами пересказывать смысл цитат и высказываний известных деятелей искусства по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здо­ровья человека и его долголетия.

Личностные:

- рассмотрение и изучение известных писателей и их литературных произведений -защитников природы;

- воспитание любви к природе, своей малой родине.

Познавательные:

- приобщать к наблюдению за природой;

- развивать умение работать со специализированной литературой;

Коммуникативные:

- уметь работать в команде;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Формы организации внеурочной деятельности:

Кружок «Экологический следопыт» (исследовательская ра­бота в библиотеке, Интернете).

Урок для родителей «Учимся жить экономно».

Киноклуб:   просмотр фильма по повести В Распутина «Прощание с Матёрой». 

 

  1.  

Высказывания русских писателей о природе (М. Ю. Лермантов, Ф. И. Тютчев, А. И. Герцен, К. Паустовский)

В традициях русской литературы любить природу и восхищаться ею. Только в единстве с природой видится смысл существования человека. Красоты окружающего мира.

 

  1.  

Литературные произведения В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова с экологическим подтекстом.

 

Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в художественных произведениях: Валентин Распутин «Прощание с Матёрой»; Виктор Астафьев «Царь-рыба»; Чингиз Айтматов «Плаха».

Экономное потребление как про­явление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия.

  1.  

Цитаты великих деятелей В. И. Вернадского, А. С. Арсеньев о законах природы.

Отражение действительности связанные с законами природы. Стремление к управлению природными циклами.

  •  
  1.  

Музыкальное оформление: Ф. Лист Этюд «Море», Л. Шварц «Далеко, далеко за морем», П. И. Чайковский «Па-де-де», И. Дунаевский «Капитан» (музыкальная обработка), увертюра к к\ф «Дети капитана Гранта» (песня о море), Ю. Антонов «Живет на свете красота».

 

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке.

Называть музыкальные произведения, описывающие красоту природы, родного края. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школь­ников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, кол­лективное обсуждение кинофильмов)

 

Познавательные:

- строить логические рассуждения;

-объяснять явления, процессы;
-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

-аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- уметь работать в команде, устанавливать рабочие отношения;

- уметь советоваться, оказывать взаимопомощь.

Формы организации внеурочной деятельности:

Аудиоклуб: прослушивание музыкальных произведений о природе и их обсуждение в группах.

Месячник экологической грамотности, через искусство (публичные выступ­ления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты; конкурсы плакатов, буклетов).

 

  1. Тематическое планирование программы внеурочной деятельности

 «Экология и искусство»

 

№ урока

  •  

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Введение (1 час)

  1.  

Что такое экология,экологическая культура и экологическое искусство

  1.  
  1.  

 

Картины художников-анималистов (5 часов)

  1.  

Картины доисторических эпох и ископаемых животных Зденека Буриана

  1.  
  1.  

 

  1.  

Картины В. А. Серова

 

  1.  
  1.  

 

  1.  

Изображение животных в творчестве художников анималистов (Капустиной, В. А. Ватагина, М. М.Кукунова.)

  1.  
  1.  

 

  1.  

Творчество М. Ефремовой

  1.  
  1.  

 

  1.  

Мастер-класс «Изготовление черепашек»

 

  1.  

 

  1.  

Природа в творчестве художников (6 часов)

  1.  

Пейзаж в творчестве русских художников (И. Остроухов, И. И. Шишкин)

  1.  
  1.  

 

  1.  

Пейзажи Николаса Бохача

 

  1.  
  1.  

 

  1.  

«Тающие люди» художницы  Неле Азеведо

  1.  
  1.  

 

  1.  

«Искусство для планеты» Криса Джордана

  1.  
  1.  

 

  1.  

 «Панно из семян»

 

  1.  

 

  1.  
  1.  

 «Создание альбома репродукций Айвазовского»

 

  1.  

 

  1.  

Экология в литературе (4 часа)

  1.  

Первые защитники природы-писатели.

  1.  
  1.  

 

  1.  

Высказывания русских писателей о природе (М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, К. Паустовского, В. Распутина)

  1.  
  1.  

 

  1.  

Литературные произведения В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова с экологическим подтекстом.

 

  1.  
  1.  

 

  1.  

Цитаты великих деятелей В. И. Вернадского, А. С. Арсеньев о законах природы.

  1.  
  1.  

 

  •  
  1.  

Музыкальное оформление: Ф. Лист Этюд «Море», Л. Шварц «Далеко, далеко за морем», П. И. Чайковский «Па-де-де», И. Дунаевский «Капитан» (музыкальная обработка), увертюра к к\ф «Дети капитана Гранта» (песня о море), Ю. Антонов «Живет на свете красота».

 

  1.  
  1.  

 

 

Итого:

  1.  
  1.  
  1.  

 

Всего — 17 часов

Практические занятия-3 часа

 

Рекомендуемая литература для учителя        

Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.

Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педа­гогический институт, 2000.

Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита терри­тории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гри­нин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: об­щие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Да­нильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001.

Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учи­теля к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятков­ская. — М.: Образование и экология, 2008.

Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.

Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984.

Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.

Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерак­тивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просве­щение, 2009.

Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум,  1997.

Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод. пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей круж­ков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.

Методы изучения состояния окружающей среды: практи­кум по экологии. — Вологда: Русь, 1995. — Ч. 1.

Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Звере­ва, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.

Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.

Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.

Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.

Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учи­теля / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвеще­ние, 1995.

Рекомендуемая литература для учащихся

Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.

Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и под­ростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.     .

Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о пове­дении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Доль­ник. - М.: LINKA PRESS, 1996.

Рянжин С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.

Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.

Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: спра­вочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.

Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К. Е. Чижевский. - М.: ACT, 1997.