тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...

Рабочая программа педагога дополнительного образования в СП "Лекотека".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Программа   направлена  на  эстетическое  развитие   и  воспитание  личности  ребёнка  с ОВЗ средствами  искусства. Изодеятельность в СП «Лекотека» организуется с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 3 до 8 лет с ограниченными возможностями здоровья для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности,   поддержки их развития и оказания педагогической помощи родителям (законным представителям).

Программа   является  развивающей  и  обучающей. Изодеятельность  с функциями лекотеки основана на гуманистическом подходе к каждому ребенку, с учётом его индивидуальных особенностей здоровья и развития.

Содержание изодеятельности с функциями лекотеки определяется индивидуальными образовательными программами, разрабатываемыми с учётом особенностей здоровья, психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, на основе данной программы, реализуемой в  ДОУ.

Программа основывается  на  знании  особенностей  эмоционально-экспрессивного,  сенсорного,  психофизиологического  развития  ребёнка  3-8 летнего  возраста с ОВЗ и  опирается  на  принцип  сотрудничества  взрослого  и  ребёнка,  их  творческого  взаимодействия  в  художественно-  деятельном  общении.

Наряду  с  разработанной авторской программой  художественно-эстетической  направленности  авт.:  И.А.Лыковой,  являющейся  по  сути  своей  комплексной,  охватывающей  несколько  видов  художественной  деятельности,  представленная  программа  не  противоречит  ей,  но  является  узконаправленной, дополняющей  основную  базисную  программу   в  реализации  задач  художественно-эстетического  развития  детей с ОВЗ.

Исходя из ФГОС ДО в данной программе учитываются:

1) индивидуальные потребности ребенка с тяжелыми нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образование, индивидуальные потребности детей с ОВЗ; 

2) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;

4) возможности освоения ребенком с ОВЗ на разных этапах ее реализации;

5) специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направлена на:

- преодоление нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении «Программы»;

- разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства в эстетической деятельности.

Новизна  программы  состоит  в  содержании  представляемого  детям  с ОВЗ  художественного  и  изобразительного  материала;  в  реализации  принципа  доступной  предметно-развивающей  среды,  в  использовании  разнообразных техник, которые используются при  выполнении художественных работ, в  сочетании  занятий  с  творческой  игровой  деятельностью  с  изобразительными    материалами.

Актуальность программы.

 Имеется достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Такие дети нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной  помощи. Перечисленные  выше обстоятельства явились мотивом для разработки данной программы.

Изобразительная деятельность вызывает большой интерес у ребенка  дошкольного возраста. В этот период развивается способность наблюдать, всматриваться в предметы и явления окружающего мира, обогащается сенсорный опыт, совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности. Программа направлена на формирование у детей наблюдательности, воспитание эстетического восприятия, развитие сенсорных способностей и разработана для детей с ОВЗ 3-8 лет.  

           Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у детей с ОВЗ  творческих навыков, воображения, а также приобщению к окружающему миру и искусству, развитию мелкой моторики рук.

Цель программы:

 

Целью данной рабочей программы  является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей с ОВЗ в самовыражении через изобразительную

 деятельность.                                                                                                                                                             

Основные задачи программы:

-Приобщение  к  миру  искусства.

           -Обеспечение доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

           - Создание социально-адаптивной среды для детей с ОВЗ;

           -Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.

          -Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

         -Формирование  образных  представлений,  мышления,  воображения;

          -Освоение  доступных и разнообразных средств выразительности,  необходимых  для  создания  художественного  образа;

          - Подбор и обучение родителей специальным методам взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья  с целью формирования  у этих детей предпосылок изобразительной деятельности;

          -Воспитание социально-  нравственных  качеств  и  формирование  оценочных  критериев,  создающих  предпосылки    осознанного понимания ценности  мирового  культурного  наследия.

Содержание программы.

 

    Программа состоит из разделов: осень (знакомство, мокрое рисование, соленое тесто, пластилиновая живопись) , зима (ручной труд, лепка, аппликация), весна (сыпучие материалы, пальчиковая живопись, восковые мелки), лето (повторение пройденного).

Тематическое планирование НОД: исходя из индивидуальных особенностей детей с различными вариантами нарушения развития и специфики проблем родителей разработан универсальный перспективно - тематический план НОД по программе.

    В работе с детьми с ОВЗ используются различные психолого-педагогические методики и технологии: игровые, коммуникативные, арт-педагогические (средствами цвета, песка и др.), технологии моделирования, конструирования, изодеятельности и тестопластики.

   Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальная и подгрупповая. Основные цели групповых занятий: содействие успешной социализации ребенка, способствование взаимодействию ребенка с другими детьми, родителями. Контакт со сверстниками дает ребенку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивает его подражательные способности, стимулирует интерес и доброжелательные отношения к другим людям. Так же способствует повышению активности ребенка, развитию коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, развитию когнитивных навыков и навыков самообслуживания.

 

   Организация образовательного процесса, продолжительность занятий и режим работы изодеятельности с функциями лекотеки регламентируется индивидуальными программами и планированием.

   Организация образовательного процесса  предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности детей с учетом их возможностей, интересов.

Арт-терапевтические методы поддержки психического развития

Применяемые в рамках программы арт-терапевтические методики, материалы и инструменты в первую очередь направлены на расширение спектра возможностей установить с ребенком игровое взаимодействие. Сфера искусства, ее атрибуты непосредственно связаны с возможностями воображения, подражания, изображения и трансформации. Именно с этими свойствами связано их применение, как вспомогательных материалов и инструментов, в поддержке личностного и эмоционального развития ребенка.

Изобразительные техники, материалы и инструменты.

Использование изобразительных техник, материалов и инструментов, как и прочие арт-терапевтические методики обеспечивает «поле» для организации и поддержания взаимодействия. Помимо этого, для поддержки сенсорного развития может иметь значение возможность вовлечь ребенка в процесс обследования незнакомого материала и его свойств. Для поддержки личностного развития может иметь значение результативная сторона процесса. Для очень многих детей процесс рисования, или взаимодействия с жидкими и мягкими материалами – источник интенсивных положительных эмоций. И возможно применение изотерапевтических методик и материалов для аффективной тонизации. Поскольку изобразительная деятельность непосредственно связана (в подавляющем большинстве случаев) с ручными манипуляциями, соответсвующие методы и техники можно использовать для развития тонкой моторики.

В рамках программы используются следующие широко применяемые изобразительные техники и формы взаимодействия:

«Обследование материала». Один из начальных этапов работы в рамках изобразительной деятельности. Необходим для ориентировки. Ребенку предоставляется как можно большее количество различных по своим свойствам и изобразительным качествам материалов для обследования. В процессе совместного обследования материалов у специалиста есть возможность применить ряд коммуникационных и игровых техник, описанных выше.

«Живопись пальцами». Осуществляется на бумаге и картоне больших размеров и различной фактуры с использованием овощных соков, пальчиковых красок, жидкой глины, разведенной гуаши – в зависимости от возраста и возможностей ребенка. (В. Оклендер «Окна в мир ребенка», Э. Ф. Коль, Е. П. Топалова «Художники в памперсах»)

«Каракули». Техника выполняется с использованием графических изобразительных средств. Произвольные линии и формы создаются ребенком на большом листе бумаги. Технику можно значительно модифицировать и использовать с очень разными целями, в зависимости от изменения поведения взрослого. Например: хорошо известная педагогам-психологам «игра в догонялки карандашами» - одна из модификаций «каракулей».

 «Монотипия». Создание живописных изображений методом оттиска следов на листе плотной бумаги. На водонепроницаемую поверхность (возможно использование плотного картона) любым способом наносится некоторое количество краски разных цветов. Затем с использованием ватманской (или мелованной) бумаги делается живописный оттиск. Монотипия применяется именно в тех случаях, когда необходимо, используя изобразительные материалы, создать у ребенка ощущение успеха от результатов собственной продуктивной деятельности.

Лепка из пластичных материалов (соленое тесто, глина, пластилин). При работе глиной широко используются инструменты, которыми можно воздействовать на глину, оставляя на ее поверхности привлекательные для ребенка следы.

Пластичные материалы применяются для изображения простых доступных ребенку форм действий с этим материалом (отщипывание кусочков, лепка колбасы, шара, сказочных персонажей, поделок (например, с использованием форм и раскрашиванием этих засохших фигурок).

 

Длительность программы.

Индивидуальная программа для семьи и ребенка пересматривается ежегодно и действует до достижения ребенком возраста 8 лет (при выраженных нарушениях развития) или до поступления в дошкольное учреждение. В особых случаях – при сохранении выраженных проблем развития, которые могут частично решаться  методами Лекотеки, по решению ПМПК или психолого-педагогического консилиума работа с семьёй по программе может продолжаться и после поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение.

 

 

 

 

Дидактические принципы построения и реализации программы:

 

            В  реализации  программы  соблюдаются  основные  принципы  общей  дидактики  и  дидактики  частных методик  художественно-эстетического  цикла,     что  позволяет  осуществлять  интегрированный подход,  как  форму  взаимосвязи  в  образовании детей,  охватывающей  все  виды  художественно-творческой   деятельности:  игровую,  художественно-речевую, изобразительную,  музыкально-театрализованную:

- принцип культуросообразности;

- принцип сезонности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип цикличности;

- принцип развивающего характера художественного образования;

- принцип природосообразности.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.

3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

    Программа  обеспечена  методическим,  наглядно- демонстрационным  материалом,  предметами  декоративно-прикладного  искусства,  иллюстративным  и  литературным  материалом. К учебно – методическим изданиям относятся разработки занятий по изодеятельности и художественному труду. К наглядно – методическим изданиям относятся тематические и дидактические плакаты, незавершённые композиции для выставочных коллективных работ, технологические карты, серия альбомов для детского художественного творчества.

 

Показатели художественно – творческого развития для дошкольного возраста

(при систематическом посещении занятий).

Общие показатели развития детского творчества:

- творческая активность;

- эмоциональность;

- инициативность;

- самостоятельность и ответственность ;

- способность к самооценке.

           Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах творчества:

- самостоятельность при выборе сюжета, композиции, выборе средств и материалов;

- выражение через цвет эмоционального состояния и собственного ощущения;

- большая динамика малого опыта;

- индивидуальный «почерк» детской продукции;

- восприятие художественных образов и предметов окружающей действительности как эстетических объектов.

 

 

                                                                                                                             Список литературы.

 

 

  1. И.А.Лыкова «Программа художественного обучения и развития в детском саду», Москва 2007
  2. И.А.Лыкова « Дидактические игры и занятия », Москва 2009
  3. Программа «Лекотека» А.М.Казьмин и др., 2011
  4. И.А.Лыкова « Художественный труд  в детском саду », Москва 2010
  5. О.Л.Иванова « Рисунки, которые нас рисуют », Санкт – Петербург 2009
  6. Г.Н.Давыдова « Пластилинография », Москва 2008
  7. И.А.Лыкова “Изобразительная деятельность в детском саду», Москва 2010
  8. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва 2008