тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...

Рабочая программа кружка по краеведению «Школьный музей» на 2016-2017 учебный год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Икон-Халк» Карачаево_ Черкесская Республика

 

Рабочая программа кружка по краеведению «Школьный музей» на 2016-2017 учебный год   

 

Казакова Зухра Манафовна

учитель

      

Пояснительная записка.

Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.

Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.

Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:

-    Воспитание гражданственности и любви к Родине;

-    Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;

-    Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;

-    Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.

По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.

Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И  это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

 

Данный курс составлен для учащихся 5-7 классов и рассчитан на 68 часов в год          (два часа в неделю).

Основные цели курса:

1.     Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.

2.     Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

3.     Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.

4.     Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.

 

Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:

-    Познакомить учащихся с основами краеведения;

-    Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.

-    Научить составлять родословные своей семьи;

-    Познакомить с историей родной школы;

-    Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);

-    Научить ориентироваться в пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов местности;

-    Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;

-    Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;

-    Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;

-    Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;

-    Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.

-    Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Содержание занятия. Форма проведения

Кол-во

часов

Дата занятия

1

Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях.

Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно?

1

 

 

 

Раздел 1 «Музейное дело»

 

 

 

2

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

Школьный музей. Фонды музея и их значение.

1

 

3

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

1

 

4-5

Знакомство с экспонатами школьного музея

Школьный музей как источник изучения родного аула

2

 

6

История образования школьного музея.

История образования школьного музея. Выпускники школы.

1

 

7

Работа музея.

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая)

1

 

8-9

Работа экскурсовода

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая)

 

2

 

10-12

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

Практическое занятие. Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов.

3

 

13

Экскурсия в школьный музей учащихся 1-4 классов.

 

Практическое занятие

1

 

14-17

Работа по реставрации альбомов.

Практические занятия

4

 

 

 

Раздел 2 «Моя родословная»

 

 

 

18

Наука генеалогия           

 

                                                          

Беседа  о  науке генеалогии

1

 

19

Моя семья. Семейные традиции.

Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители.

1

 

20

Фамилии нашего аула

 

 

Сбор материала о распространённых фамилиях.

1

 

21-24

Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Рефераты о своих родственниках

4

 

25-28

Словарь фамилий

Составление красочного словаря фамилий и их происхождение

4

 

 

 

Раздел 3 « Топонимика окрестностей аула»

 

 

 

29-30

Названия окрестностей города (дороги, луга)

Сбор названий окрестностей аула (дороги, луга)

2

 

31

Мой двор, моя улица.

Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе

1

 

32-33

Улицы Икон-Халка

Сбор материала о названиях улиц аула

2

 

34-37

Конкурс “картографов”        

Составление карты аула с названиями дорог, мест

    4

 

38-39

Фотовыставка         “Любимый аул”

Сбор фотографий с видами аула

2

 

 

 

Раздел 4  «Малая родина – мой аул»

 

 

 

40

Записи историко-краеведческих наблюдений

Порядок ведения дневника исторических событий.

1

 

41-42

Моя школа  – мой дом.

Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи.

2

 

43-45

Учителя нашей школы

Сбор материала об учителях школы

3

 

46-48

Учителя-ветераны

Сбор материала об учителях-ветеранах

3

 

49-50

Икон-Халк в годы войны

Беседа о военном времени

2

 

51

Герой – это слово особое…

Обработка материала о Х.С-Г. Кумукове

1

 

52-54

“Они отстояли победу”

Красочное оформление  материала о ветеранах

3

 

55-56

Чтобы помнили (о ветеранах войны)

Красочное оформление  материала о ветеранах

2

 

57-58

Сбор материала о женщинах, участницах войны

Оформление  материала

2

 

59-60

Встреча с детьми войны

Опросить жителей аула о периоде войны.

2

 

61-65

По волнам памяти

Составление буклетов и презентаций по афганской войне

5

 

66-67

День открытых дверей школьного музея.

Обзорная экскурсия для гостей.

2

 

68

Итоговое занятие

 

 

1

 

                                              

Список литературы

  1. Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
  2. Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
  3. Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
  4. Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
  5. Учительская газета, № 15, 2006 год.
  6. Учительская газета, № 21, 2006 год.
  7. Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
  8. Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
  9. Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
  10.  Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.