Рабочая программа кружка по краеведению «Школьный музей» на 2016-2017 учебный год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа а. Икон-Халк» Карачаево_ Черкесская Республика
Рабочая программа кружка по краеведению «Школьный музей» на 2016-2017 учебный год
Казакова Зухра Манафовна
учитель
Пояснительная записка.
Интерес к проблеме изучения родного края, своей семьи продиктован потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
Появление в школьном учебном плане, наряду с основным федеральным компонентом, компонента регионального (локального) дает возможность расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.
Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе РФ «Об образовании»:
- Воспитание гражданственности и любви к Родине;
- Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
- Формирование у учащихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
- Защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – родным и знакомым, сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, окружающим людям, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживания красоты родных мест.
По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу.
Краеведческая работа наглядно показывает учащимся насколько прошлое и настоящее своего края увлекательно и интересно. А главное – все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить школу, свой населенный пункт и гордиться ими. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, района, населенного пункта, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.
Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.
Данный курс составлен для учащихся 5-7 классов и рассчитан на 68 часов в год (два часа в неделю).
Основные цели курса:
1. Образовательные: расширение кругозора, расширение познавательной деятельности, формирование межпредметных компетенций школьника, развитие общеучебных умений и навыков.
2. Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.
3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации краеведческой деятельности.
4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению.
Основные цели данного курса реализуются через систему следующих задач:
- Познакомить учащихся с основами краеведения;
- Научить из большого объема информации выбирать главное, оформлять готовый материал, публично выступать с докладом.
- Научить составлять родословные своей семьи;
- Познакомить с историей родной школы;
- Интересно и доступно познакомить учащихся с разносторонними знаниями о родном городе (историческими, географическими, этнографическими, экономическими, социологическими, экологическими и т.д.);
- Научить ориентироваться в пространстве, понимать образно-знаковый язык карт, схематических планов местности;
- Развивать картографические умения, навыки ведения визуальных наблюдений, инструментальных измерений, умений обрабатывать и анализировать результаты наблюдений, пользоваться источниками географического и краеведческого содержания;
- Развивать основы пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
- Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего края;
- Способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания;
- Создавать объективную основу патриотизма и любви к малой Родине.
- Создавать ситуацию комфорта, творчества, толерантности.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Содержание занятия. Форма проведения |
Кол-во часов |
Дата занятия |
1 |
Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях. |
Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно? |
1 |
|
|
Раздел 1 «Музейное дело»
|
|
|
|
2 |
Школьный музей. Фонды музея и их значение. |
Школьный музей. Фонды музея и их значение. |
1 |
|
3 |
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. |
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. |
1 |
|
4-5 |
Знакомство с экспонатами школьного музея |
Школьный музей как источник изучения родного аула |
2 |
|
6 |
История образования школьного музея. |
История образования школьного музея. Выпускники школы. |
1 |
|
7 |
Работа музея. |
Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая) |
1 |
|
8-9 |
Работа экскурсовода |
Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая)
|
2 |
|
10-12 |
Как вести занятия по экспозициям школьного музея |
Практическое занятие. Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов. |
3 |
|
13 |
Экскурсия в школьный музей учащихся 1-4 классов.
|
Практическое занятие |
1 |
|
14-17 |
Работа по реставрации альбомов. |
Практические занятия |
4 |
|
|
Раздел 2 «Моя родословная»
|
|
|
|
18 |
Наука генеалогия
|
Беседа о науке генеалогии |
1 |
|
19 |
Моя семья. Семейные традиции. |
Практическая деятельность по составлению родословной: день рождение семьи. Где работают мои родители. |
1 |
|
20 |
Фамилии нашего аула
|
Сбор материала о распространённых фамилиях. |
1 |
|
21-24 |
Конкурс исследовательских работ «История моей семьи – история моего народа» |
Работа по изучению биографии своих предков. Рефераты о своих родственниках |
4 |
|
25-28 |
Словарь фамилий |
Составление красочного словаря фамилий и их происхождение |
4 |
|
|
Раздел 3 « Топонимика окрестностей аула»
|
|
|
|
29-30 |
Названия окрестностей города (дороги, луга) |
Сбор названий окрестностей аула (дороги, луга) |
2 |
|
31 |
Мой двор, моя улица. |
Беседа. Составление небольших рассказов о своем дворе |
1 |
|
32-33 |
Улицы Икон-Халка |
Сбор материала о названиях улиц аула |
2 |
|
34-37 |
Конкурс “картографов” |
Составление карты аула с названиями дорог, мест |
4 |
|
38-39 |
Фотовыставка “Любимый аул” |
Сбор фотографий с видами аула |
2 |
|
|
Раздел 4 «Малая родина – мой аул»
|
|
|
|
40 |
Записи историко-краеведческих наблюдений |
Порядок ведения дневника исторических событий. |
1 |
|
41-42 |
Моя школа – мой дом. |
Беседа о своей школе, история школы. Составление летописи. |
2 |
|
43-45 |
Учителя нашей школы |
Сбор материала об учителях школы |
3 |
|
46-48 |
Учителя-ветераны |
Сбор материала об учителях-ветеранах |
3 |
|
49-50 |
Икон-Халк в годы войны |
Беседа о военном времени |
2 |
|
51 |
Герой – это слово особое… |
Обработка материала о Х.С-Г. Кумукове |
1 |
|
52-54 |
“Они отстояли победу” |
Красочное оформление материала о ветеранах |
3 |
|
55-56 |
Чтобы помнили (о ветеранах войны) |
Красочное оформление материала о ветеранах |
2 |
|
57-58 |
Сбор материала о женщинах, участницах войны |
Оформление материала |
2 |
|
59-60 |
Встреча с детьми войны |
Опросить жителей аула о периоде войны. |
2 |
|
61-65 |
По волнам памяти |
Составление буклетов и презентаций по афганской войне |
5 |
|
66-67 |
День открытых дверей школьного музея. |
Обзорная экскурсия для гостей. |
2 |
|
68 |
Итоговое занятие
|
|
1 |
|
Список литературы
- Книга. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
- Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
- Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
- Учительская газета, № 15, 2006 год.
- Учительская газета, № 21, 2006 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
- Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
- Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.