Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Программа внеурочной деятельности "Логоритмика"

МБОУ ООШ №45 г. Томска

 

Программа внеурочной деятельности "Логоритмика"

Учитель-логопед

Павлиди Татьяна Александровна

 

Пояснительная записка

Ритмическая организация является основой жизни. Всё, окружающие нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – всё это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека, что особенно актуально для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечнососудистой, дыхательной, речедвигательной.

Своевременная социально-педагогическая коррекция с целью овладения правильной, чистой речью способствует формированию у обучающихся уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств, что в дальнейшем способствует более успешной социализации в обществе.

Структура программы.

Пояснительная записка.

  • Статус документа;
  • Характеристика класса;
  • Общая характеристика курса внеурочной деятельности по «Логоритмике»;
  • Цели и задачи внеурочной деятельности по курсу «Логоритмика»;
  • Место программы в учебном плане.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности: личностные, качественные;

2. Содержание курса внеурочной деятельности по «Логоритмике», с указанием форм организации и видов деятельности;

3.Тематическое планирование по программе «Логоритмика» для 1 класса.

Приложение

  • Календарно-тематическое планирование, включая программный материал внеурочной деятельности;
  • Научно-методическое обеспечение освоение программы;
  • Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы.

Статус документа

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Логоритмика» предназначена для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью. Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (Приказ №1599 от 19декабря 2014 года);
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
  • Учебный план;
  • Устав школы;
  • и других нормативно-правовых актов в области образования.

Характеристика класса

В 1 классе обучается17учеников, из них  5 девочек и  12 мальчиков. Все учащиеся были зачислены в класс в 2016 году. Из них 4 ученика находятся на домашнем обучении.

Детей – инвалидов в классе: 13человек.

Состав обучающихся в классе по заключению психолого – медико – педагогической комиссии входят:

 

Степени УО

Количество человек

В процентах

Дети с легкой степенью умственной отсталостью

11

64,7%

Дети со сложной структурой дефекта

3

17,6%

Дети с диагнозом ранний детский аутизм

7

41%

Дети с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостью

3

17,6%

 

      Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определённые знания, умения, навыки по различным школьным дисциплинам. Однако усвоение идёт неравномерно. Это вызвано разными потенциальными возможностями школьников и их индивидуальных особенностей психофизического развития.

     Разнородность состава контингента класса по структуре дефекта показывает необходимость использования дифференцированного подхода к основным требованиям к знаниям и умениям обучающихся с учетом психофизического развития и уровня обученности.

Класс можно условно разделить на группы:

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП

1 ГРУППА

2 ГРУППА

3 ГРУППА

Обучающиеся, которые      с         трудом усваивают         программный материал,       нуждаясь        в разнообразных видах помощи                  (словесно-логической,     наглядной     и предметно-практической). Для         этих         учащихся характерно     недостаточное осознание                       вновь сообщаемого          материала (правила,         теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих детей низкий.

Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся, в основном, не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.

Обучающиеся, которые овладевают учебные материалом коррекционной школы на  низком уровне.

При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнены большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянное контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Обучающиеся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Эти обучающиеся не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснения к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знание усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить  значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой коррекционной  школы.

 

 

 

 

Обучающиеся, которые овладевают программным материалом специальной (коррекционной) школы VIII вида на самом низком уровне. Они испытывают значительные трудности в понимании обращенной речи и в формулировании собственных высказываний Знания усваиваются ими механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем остальные школьники. К этой группе относятся дети  с выраженным психофизическим недоразвитием.

 

 

 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Логоритмика– это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.

             В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

                 В программе логоритмического занятия:

- нормализация темпа и ритма речи;

- развитие речевой моторики для правильного произношения звуков;

- развитие слухового внимания;

- развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в  школе);

- развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

- развитие пространственной организации движений (как профилактика оптической дисграфии при обучении в школе);

- развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания;

- увеличение словарного запаса, устранение речевыхаграмматизмов;

- воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.

Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.

Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки при помощи движения, т.е. человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Сам Далькрозговорил: «Музыкаприобретает телесные формы, в свою очередь, преобразуя наши тела».Постепенно из большого раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из её ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии В.А.Гиляровским и логопедом Н.А.Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего заикания. Однако наряду с заиканием логоритмика применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений и алалии.

Цели и задачи внеурочной деятельности по курсу «Логоритмика»

Цель программы:развитие всех компонентов речевого здоровья первоклассников на основе обучения логоритмике.

Задачи:

1) Развитие всех компонентов устной речи детей младшего школьного возраста (лексического строя, грамматики, фонетико-фонематической системы, слоговой структуры и связной речи) в музыкально-ритмическом контексте.

2) Формирование элементарных представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека, и о роли речевого здоровья.

3) Формирование представлений об оздоровительном влиянии музыки и движения на здоровье человека.

4) Улучшение общего физического здоровья первоклассников с ОВЗ (формирование осанки, совершенствование общей и мелкой моторики).

5) Развитие умений слушать и слышать музыкальные произведения, сопровождаемые речью (музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти).

6) Формирование навыков вербального и невербального общения в неформальных условиях логоритмических занятий.

Место программы в учебном плане

для I класса 

на 2016 - 2017 учебный год

 

Нагрузка

I класс

 

Недельный план

 

1 час

 

Годовой план

 

33 часа

 

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

личностные

предметные (качественные)

  • открытость, в общении преобладает положительный эмоциональный фон;
  • потребность во взаимодействии с окружающими;
  • активность во взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • стремление быть успешным в деятельности;
  • сформированность позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • любознательность и познавательная мотивация.

 

  • владение речью, как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха;
  • приобретение опыта в речедвигательных видах деятельности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, становление сознания.

 

  1. Содержание курса внеурочной деятельности по «Логоритмике», с указанием форм организации и видов деятельности

       Особенность курса заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной , и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки , речевые и музыкальные игры.

Занятие по логоритмике включает следующие виды деятельности:

  1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными. Они формируют четкую координацию движений рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия левостороннего и правостороннего движения, учат воспринимать словесную инструкцию, т.е.  развивают слуховое внимание.
  2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса направлены на развитие умения расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений.
  3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.
  4. Упражнения на активизацию внимания и памяти. Для детей, имеющих  речевые нарушения, особенно важно развивать слуховое внимание и слуховую память.
  5. Счетные упражнения. Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет в пределах 1-100. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.
  6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений. Это позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.
  7. Ритмические упражнения. Основная задача этих упражнений – сформировать у ребенка чувство музыкального ритма в движении.
  8. Развитие чувства темпа. Эти упражнения необходимы для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи.
  9. Пение. Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
  10. Игра на музыкальных инструментах.Музыцирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память и пр.
  11. Пальчиковые игры. Науке давно известно, развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами, палочками, мячами.
  12. Упражнения на развитие мимики. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
  13. Артикуляционные упражнения направлены на развитие подвижности языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений. Они могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.
  14. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это различение на слух всех звуковых единиц языка. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков, дифференциации на слух похожих по звучанию звуков, определение местоположения заданного звука в словах, воспроизведение слоговой структуры слов.
  15. Коррекция звукопроизношения. На логоритмических занятиях проводится работа по исправлению неправильного звукопроизношения. На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.

Все перечисленные виды деятельности делятся на две большие группы:

А)  упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов);

Б)    речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха).

 

  1. Тематическое планирование по программе для 1 класса

Тема

Количество часов

1

Школа. Класс.Игрушки.Игры.

1

2

Растения.

5

3

Времена года.

10

4

Животные.

2

5

Птицы.

2

6

Рыбы.

1

7

Транспорт.

1

8

Посуда.

1

9

Мебель.

1

10

Инструменты. Инвентарь.

1

11

Профессии.

1

12

Родина. Отечество.

1

13

Семья.

1

14

Человек.

1

15

Одежда и обувь.

2

16

Космос.

1

17

Домашние помощники.

1

 

 

Итого:

 

33

 

Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование по программе

«Логоритмика» для 1 класса

 

№ урока

Программный материал

Количество часов

Дата

I четверть

8 часов за четверть (1 час в неделю)

1

Школа. Класс.Игрушки.Игры.

1 час

 

2

Ягоды.

1 час

 

3

Грибы.

1 час

 

4

Осень. Сентябрь.

1 час

 

5

Овощи.

1час

 

6

Фрукты.

1 час

 

7

Деревья.

1 час

 

8

Осень.Октябрь.

1 час

 

II четверть

8 часов в четверть  (1 час в неделю)

1

Домашниеживотные.

1 час

 

2

Дикие животные.

1 час

 

3

Осень. Ноябрь.

1 час

 

4

Домашниептицы.

1 час

 

5

Дикие птицы.

1 час

 

6

Рыбы.

1 час

 

7

Транспорт.

1 час

 

8

Зима.Декабрь.

1 час

 

 

III четверть

9 часов за четверть (1 час в неделю)

 

 

1

Посуда.

1 час

 

2

Мебель.

1 час

 

3

Зима. Январь.Комнатныерастения.

1 час

 

4

Инструменты.Инвентарь.

1 час

 

5

Профессии.

1 час

 

6

Родина.Отечество.

1 час

 

7

Зима.Февраль.

1 час

 

8

Семья.

1 час

 

9

Весна.Март.

1 час

 

IV четверть

8 часов за четверть (1 часа в неделю)

 

1

Человек.

1 час

 

2

Одежда.

1 час

 

3

Космос.

1 час

 

4

Обувь.

1 час

 

5

Весна.Апрель.Первоцветы.

1 час

 

6

Домашние помощники.

1 час

 

7

Весна. Май.Насекомые.

1 час

 

8

Здравствуй,лето!

1 час

 

 

Приложение 2.

Научно-методическое обеспечение освоение программы

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.
  2. Базарнова В.М. «Здоровье-сберегающие технологии».
  3. Вишневская Е., Волошинов В., Глаголева А., Кабачков В., Литвинов Е., Смирнов А.,Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
  4. Законы Российской Федерации: «Об образовании».
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.
  6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми.
  7. КузнецоваЕ.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
  8. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей.
  9. Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе –интернате, детском доме» - методическая библиотека.
  10. Чистякова М.И. «Психогимнастика».
  11. Щуркова Н.Е., Нитюков В.Ю., Савченко А.П. и др. «Новые технологии воспитательного процесса».
  12. CD «Весёлаялогоритмика» Е. Железновой, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
  13. CD Пальчиковые песенки-игры «Пять поросят» С. и Е.Железновы.
  14. CD «Аэробика для малышей». С. и Е. Железновы.

Приложение 3.

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы.

Оценка планируемых результатов осуществляется в начале и конце сроковреализации Программы:

  1. Оценка речевых результатов реализации программы «Логоритмика» осуществляется учителем - логопедом по речевой карте (соотносятся результаты первоклассников до и после курса логоритмических занятий.
  2. Оценка неречевых психических функций осуществляется путем диагностики(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе).

 

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)

Цель диагностики: определение развития уровня неречевых процессов у обучающихся, при условии активного использования логоритмики в процессе внеурочной деятельности.

     Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания воспитанников, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций  обучающихся.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

4-й элемент: … - -

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

Результаты заносятся в сводную Таблицу 1

Во время диагностики неречевых процессов могут быть использованы следующие тесты:

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

«Попугай, попугай,

Все за мною повторяй».

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

  • Для детей 7 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок).
  • 8 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг).
  • 9 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса).
  • 10 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга).

Оценка результата:

- Высокий уровень: воспроизведение после двухкратного повторения 4 слов для детей 11 лет, 6 слов – для 12-летних, 8 слов после первого (второго) предъявления – для 13-летних и 10 слов – для 14-летних.

- Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией.

- Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток.

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

«Обезьянкой быть хочу,

Что покажешь, повторю».

- Детям 7 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).

- 8 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки).

- 9 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи).

- 10 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку).

Оценка результата:

- Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-2 показов (дети 11 лет – не менее 4 движений, 12 лет – не менее 6, 13 лет – не менее 8, 14 лет – не менее 10).

- Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции.

- Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках).

Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики»

Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой.

- Детям 7 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы).

- 8 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим).

- 9 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони).

- 10 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы).

Оценка результата:

- Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой.

- Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку.

- Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога.

Результаты заносятся в сводную Таблицу 2

Результаты диагностики неречевых психических функций

Таблица 1

п/п

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма

Ориентирова-ние в пространстве

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

 

н.г.*

к.г.*

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

п/п

Фамилия, имя ребенка

Тест на слухоречевую память

Тест на двигательную память

Тест на праксис позы пальцев

 

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

н.г.* - начало учебного года

к.г.* - конец учебного года