Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

08.07.2020 г.
Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Расскажу в...
08.07.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню любви, семьи и верности «Мой мир - моя семья»

 ...
07.07.2020 г.
Дорогие друзья, приглашаем принять участия в мероприятиях ЦГМИ "Идея", посвящённых Дню Военно-...
06.07.2020 г.
II Всероссийский конкурс «Кулинарный бенефис»

 

 

 
06.07.2020 г.
Всероссийский конкурс «О чём колокольчик звенит на лугу?»
03.07.2020 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов, посвящённый Дню России «Мне о России надо говорить...
03.07.2020 г.
Всероссийский конкурс «Это гордое слово ОТЕЦ!»

 

 

ПРОГРАММА «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 103 г. ТОМСКА

ПРОГРАММА «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» Сроки реализации: 2017-2018 учебный год Старший воспитатель: Ерохина Т.А.

Содержание 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 1.1. Противоречие 4 1.2. Проблема 4 1.3 Теоретическое обоснование программы 5 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8 2.1. Цель и задачи программы 8 2.2 Практическая значимость программы 8 2.3 Этапы реализации программы 9 2.4 Механизм управления программой 10 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП 13 3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 20 3.1. Методическое обеспечение программы 20 3.2. Условия, необходимые для проведения работы 20 3.3. Критерии оценки эффективности внедрения программы. 20 3.4. Обоснование возможности реализации проекта 20 ЛИТЕРАТУРА 21

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. В связи с этим на первый план в основе жизненной позиции общества должна стать толерантность, а именно возможность развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Дошкольный уровень образования задает старт для освоения последующих уровней, в частности, начального общего образования. Практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с особыми жизненными потребностями. Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка с ОВЗ, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьюторство – это практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал ребенка, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Дети с ОВЗ могут социально адаптироваться лишь при условии включения их, в среду сверстников начиная с дошкольного возраста и вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития. Все вышеперечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решать в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности ДОУ г. Томска, уже внедряющей на практике новые подходы к воспитательно-образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Появилась потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании уже имеющегося потенциала в ДОУ. 1.1. Противоречие Таким образом, возникает противоречие: с одной стороны современная ситуация и требования ФГОС ДО предъявляют требования к получению качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; с другой стороны недостаточно разработаны организационно-методические механизмы (формы) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений. 1.2. Проблема Какие механизмы (формы) должны быть использованы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных учреждений? Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой часть общечеловеческого потенциала. Однако их детство, отрочество и взросление подвержено неисчислимо большему количеству рисков социализации. Помочь ребенку с ОВЗ преодолеть возникающие трудности в социально-образовательном процессе и социальном становлении призван тьютор. В части сопровождения детей с ОВЗ тьютор выполняет ряд трудовых действий: - участвует в реализации адаптивных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; - проектирует для них адаптированную образовательную среду и обеспечивает ее доступность с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей; - оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных планов и адаптированных программ; - разрабатывает и подбирает методические средства для формирования адаптированной образовательной среды для детей с ОВЗ и инвалидностью; - разрабатывает методические рекомендации для педагогов и родителей, обновляет знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрению в повседневную работу с детьми ОВЗ и др. Работа тьютора ориентирована на сопровождение построения и реализации персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ребенка с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. 1.3 Теоретическое обоснование программы Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ". Согласно закону, инклюзивное образование –это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Воспитание и обучение в обычном детском саду, а не в специализированном учреждении детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет лучше адаптироваться к жизни. Здоровым же детям совместное пребывание позволяет развить толерантность и ответственность –качества, столь необходимые на сегодняшний день. В целях реализации права каждого человека на образование в образовательном учреждении должны создаваться специальные условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Закону «Об образовании в РФ» под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных дидактических материалов, предоставление услуг помощника, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «помощник» (тьютор) законом понимается как один из компонентов «специальных условий», которые при необходимости должны быть созданы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. Тьюторство как новая в российском образовании педагогическая деятельность становится в условиях инклюзивного образования важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. Тьюторство может способствовать развитию не только более индивидуализированного обучения, но и воспитания, где тьютор содействует максимальному раскрытию личности ребенка, формированию его мотивов и ценностей. Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ходе образовательного процесса и процесса социализации. Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (некоторые из них в силу индивидуальных особенностей нуждаются в тьюторском сопровождению время образовательного процесса). То есть на сегодняшний день для нескольких детей необходим педагог-тьютор, который организовывал бы индивидуальное образовательное сопровождение. Педагоги ДОУ в процессе проведения образовательной деятельности со всеми детьми группы или с подгруппой детей не могут обеспечить такое индивидуальное сопровождение таким детям, особенно когда в группе не один ребенок, нуждающихся в индивидуальном подходе, а несколько. Так как остальные дети будут без внимания педагога, и говорить тогда о полноценном усвоении образовательных задач остальными детьми не представляется возможным. Та же ситуация происходит и во время прогулок с детьми, если в группе один ребенок с ограниченными возможностями здоровья, нуждающийся в постоянном сопровождении педагога, с таким ребенком во время прогулок может находиться младший воспитатель. Но если в группе несколько таких детей? Тогда педагогу затруднительно методически правильно выстроить и провести прогулку. Поэтому остро встает вопрос о необходимости использования модели тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольного образовательного учреждения. Программа тьюторского сопровождения включает в себя организацию работы педагогов-тьюторов, из числа старшего воспитателя и узких специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога–психолога, учителя–логопеда, педагога дополнительного образования), путем эффективного использования рабочего времени. Таким образом, за каждым ребенком с ограниченными возможностями здоровья на каждый день в определённые часы образовательной деятельности закреплены несколько педагогов-тьюторов, которые индивидуально решают с ним образовательные и развивающие задачи, исходя из индивидуального образовательного маршрута ребенка. Педагоги-тьюторы проводят индивидуальные занятия, как в отдельном кабинете, так и могут присутствовать с ребенком в группе. Так же педагог-тьютор одновременно может заниматься с несколькими детьми одновременно. При этом учитывается расписание образовательной деятельности группы: если в этот день в группе запланировано музыкальное занятие, а ребенок в силу своих особенностей не может полноценно участвовать на нем со всеми детьми группы, то в этот день музыкальный руководитель, как педагог-тьютор проводит с ним индивидуальное музыкальное занятие. Таким образом, программа тьюторского сопровождения позволяет индивидуализировать работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья в ходе образовательного процесса и повысить качество процесса образования и социализации этих детей. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Цель и задачи программы Тема программы: Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Цель программы: разработка и апробация системы тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Задачи: • Выявить затруднения педагогов в работе с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ; • Разработать нормативно-правовую базу, необходимую для осуществления тьюторского сопровождения; • Разработать программу сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ; • Разработать управленческие механизмы для реализации данной программы в ДОУ; • Реализовать данную программу в ДОУ; • Разработать критерии оценки результативности программы; • Создать методические рекомендации по результатам реализации программы; • Подготовить тьюторов для сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ. 2.2 Практическая значимость программы Практическая значимость программы «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» заключается: • наличие обобщенного практического опыта разработки и реализации программ методических служб, направленных на сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ; • программе подготовки тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения и реализации ФГОС ДО, которая может быть востребована методическими службами образовательных организаций, муниципальными методическими службами; • наличие управленческих механизмов реализации программы, представленных в системе сетевого взаимодействия; • методических рекомендации по организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения образования. 2.3 Этапы реализации программы 1. Подготовительный этап (Сроки: июнь 2017- август 2017 г.) Основное содержание деятельности: - изучение и анализ психолого–педагогических и научно–исследовательских источников по организации тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; - разработка структуры и содержания модели тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольного образовательного учреждения: определение цели, задач, направлений, этапов, средств, форм и методов реализации тьюторского сопровождения; - подбор диагностических методик, методов, обеспечивающих мониторинг результативности тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; - разработка структуры и содержания индивидуального тьюторского маршрута на каждого нуждающегося ребенка; - разработка программы по подготовке тьюторов на основе сетевого взаимодействия. Методы: анализ, проектирование. Прогнозируемый результат этапа: аналитическая справка, программа по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья а) на муниципальном уровне, б) на основе сетевого взаимодействия. 2. Основной этап (Сроки: сентябрь 2017 г.- апрель 2018 г.) Основное содержание деятельности: - внедрение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе дошкольного образовательного учреждения; -организация консультаций с педагогами-тьюторами по вопросам реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации адаптированной образовательной программы; - разработка рекомендаций для педагогов-тьюторов по организации образовательного пространства с учетом образовательных потребностей и психических особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - реализации программы тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Прогнозируемый результат этапа: реализованная программа тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Заключительный этап (Сроки: май- июнь 2018 г.) Основное содержание деятельности: - анализ результатов тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; - формулирование основных выводов и рекомендаций по программе тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; - описание результатов программы (отслеживание количественных и качественных показателей); - осуществление оценки эффективности программы тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы: анализ, экспертная оценка, презентации. Прогнозируемый результат этапа: подготовленные к изданию методические рекомендации. 2.4 Механизм управления программой Управление программой осуществляется координационным советом ДОУ № 103. Схема управления программой представлена на рис. 1. Организатором и ответственным за создание условий (материально-технических, кадровых) является заведующий ДОУ. Куратором программы является старший воспитатель Ерохина Т.А. Рис. 1. Схема управления программой 2.5 Ожидаемые результаты программы 1. Внедрение в ДОУ активных и интерактивных форм методической поддержки. 2. Программа тьюторского сопровождения детей с ОВЗ. 3. Разработка и внедрение управленческих механизмов тьюторского сопровождения. 4. Разработка методических рекомендации по использованию интерактивных форм методической поддержки. 5. Разработка электронные ресурсы. 6. Создание библиотечный фонд. Предложения по распространению и внедрению результатов реализации программы: - проведение региональной научно-практической конференции по проблемам подготовки педагогов-тьюторов и разработки управленческих механизмов реализации программы; - внедрение программы подготовки тьюторов, сопровождающих детей с ОВЗ в работу методических служб образовательных организаций, муниципальных методических служб; - издание методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ; - обоснование устойчивости результатов программы; - идея тьюторского сопровождения детей с ОВЗ отвечает современным требованиям ФГОС ДО; - обобщенный опыт тьюторского сопровождения детей с ОВЗ может быть актуален для специалистов, работающих с детьми с ОВЗ; - результаты программы могут тиражироваться через разные ресурсы: печатные и электронные публикации, практическую деятельность ДОУ. 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП Специалист Направление работы Задачи Содержание Сроки Воспитатель Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Развивать навыки самообслуживания, целенаправленность собственных действий. Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Формировать умения доводить дело до конца. Использование пиктограмм с применением алгоритма действий при умывании, одевании, приеме пищи, посещении туалета, подготовке ко сну. Д/игры: « Маленький помощник», «Причеши Катю», «Полей цветок» Трудовое поручение «Чистим горку» Ознакомление с предметным окружением Вызывать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортное средство. Формировать потребность ребенка в овладении действиями с предметами. Д/игры: «Чей домик», мелкие игрушки, детская мебель, посуда, предметы быта. Набор предметов и картинок по лексическим темам. Ознакомление с социальным миром Формировать представления о правилах поведения в общественных местах. Расширять знания детей о общественном транспорте. Знакомить с культурными явлениями ( театр, цирк, зоопарк) и их атрибутами, людьми, работающими в них. Привлечение ребенка к посильному труду (дома и в детском саду) полив растений, уборка игрушек. Наблюдения за объектами живой и не живой природы. Прослушивание аудиозаписи «Звуки природы». Наблюдение за трудом взрослых (дома и в детском саду). Развитие познавательно- исследовательской деятельности Формировать умение исследовать объекты окружающей жизни с помощью эталонов. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. Формировать умения группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Д/игры серия «Умные карточки»: «Развиваем логику», «Противоположности». Эксперименты с песком, водой, природным материалом. Наблюдение с помощью увеличительного стекла, песочные часы. Формирование основ безопасности Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Использование пиктограмм с применением алгоритма выхода на прогулку, игры на участке. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Во дворе». Д/игра «Живая природа» Лото «Виды транспорта» Формирование развивающей речевой среды Обеспечивать возможность общения со сверстниками и взрослыми. Привлечение внимания: «Посмотри…»; «Послушай…» Обогащение предметно-пространственной среды. Поручения: «Поставь стул …», «Принеси красный карандаш…». Формирование связной речи Стимулировать возникновение собственных попыток заговорить, включиться в контакт с окружающими. Создание игровых и житейских ситуаций в детском саду, дома. Формирование навыков конструктивно- модельной деятельности Формировать умения различать ( называть) и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины), сооружать новые постройки, использовать детали разного цвета совместно с взрослым. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Игры с конструктором, с деревянными и мягкими модулями : «Поезд», «Корабль», «Дом» Учитель-логопед Формирование развивающей речевой среды Обеспечивать возможность общения со сверстниками и взрослыми. Обогащение предметно-пространственной среды. Создание ситуаций, вызывающих потребность в речи («На», «Дай», «У меня») Книги, картинки, игрушки. Поручения: «Поставь стул и садись.», «Принеси красный карандаш, клей и садись.»… Формирование словаря Развивать понимание речи без наглядного сопровождения. Развивать умения детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. Упражнения: «Покажи кубик, …(до 10 предметов) «Постучи, похлопай..» Коммуникативная игра «Любимый герой командует» Коммуникативная игра «Имитация». Упражнения: «Покажи, чем будешь кушать», «Покажи, чем будешь рисовать»… Различные поручения: «Принеси синюю тарелку.», «Положи в большую коробку.»… Инструкции: «Рисуй синим карандашом»… Формирование звуковой культуры речи Способствовать развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. Стимулировать возникновение собственных попыток заговорить, включиться в контакт с окружающими. Постановка, автоматизация звуков. Д/игра «Чей голос?» Д/игра «Дразнилка» Коммуникативная игра «Имитация». «Голоса животных» (видеопрезентация) Создание игровых и житейских ситуаций в детском саду, дома. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика Артикуляционный массаж Формирование грамматического строя речи Реализация мотива «просьбы» с помощью 3 словных предложений (Мама, дуй пузыри!/; Маша, кидай мяч!/ Таня, бери шарик!/). Формировать понимание грамматических категорий на наглядном материале: одна матрёшка – много матрёшек; дом – домик; Использование фразы на занятиях и в естественной среде (в группе, дома). Формировать понимание грамматических категорий на наглядном материале: одна матрёшка – много матрёшек; дом – домик; Использование фразы на занятиях и в естественной среде (в группе, дома). Д/игра: «Один-много», «Соотнесение» Формирование связной речи Стимулировать возникновение собственных попыток заговорить, включиться в контакт с окружающими. Создание игровых и житейских ситуаций в детском саду, дома. Побуждение к договариванию фразы, начатой взрослым (на зрительной опоре). Д/игра» «Добавлялки» Формирование навыка задавать простые вопросы: «Кто?», «Где?», «Куда?»… Использование фотографий событий из жизни ребёнка. Формирование навыка отвечать на вопросы: «Почему?», «Зачем?»… Стимулировать возникновение диалога с взрослыми, сверстниками. Стимулировать возникновение спонтанных высказываний. Создание игровых и житейских ситуаций в детском саду, дома. Педагог-психолог Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Формировать элементарные навыки общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, формировать основы готовности детей к совместной деятельности. Коммуникативные игры: «Пожалей Катю», «Помоги Мише», «Ласковые слова». Ребенок в семье и сообществе Развивать чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей; гендерной и семейной принадлежности. Д/игра «Расскажи про детский сад». Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Аппликация «Девочка и мальчик» Конструирование «Мой дом» Развитие познавательно- исследовательской деятельности Обогащать чувственный опыт детей. Стимулировать использование исследовательских действий. Д/игры «Теплый-холодный», «Легкий-тяжелый», «Что звучит». Игры с мыльными пузырями, песком, водой, природным материалом. Ознакомление с предметным окружением Формировать потребность ребенка в овладении действиями с предметами. С/ролевая игра «Дом», «Семья», «Магазин», «Больница». Д/и: «Угадай на ощупь», «Тактильные дощечки» Музыкальный руководитель Развитие познавательной и социальной сферы, коммуникативных навыков. Музыкальное развитие ребенка с ОВЗ. Развитие воображения, творческой активности, двигательных навыков, ручной моторики, зрительно-пространственной координации, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. Слушание музыки. Осенняя песенка. сл. Н. Френкель, сл. Ан. Александрова 2. Слушание музыки. Играем с лошадкой. Звукоподражание (иго-го, цоканье) Музыкально-ритмические игры: 1. Топ, топ, топоток. сл. И. Михайловой, муз. В Журбинской 2. Марш Муз Э. Парлова 3. Маленький дождик Муз.Анна Яранова Подготовка к праздникам Инструктор по физической культуре Физическое развитие, развитие основных видов движения. Укрепление здоровья, развитие крупной и мелкой моторики, формирование волевых качеств личности, выносливости, повышение работоспособности во время НОД. Д/игра «Мое тело». Использование пиктограмм с применением алгоритма действий при умывании, одевании, приеме пищи, посещении туалета, подготовке ко сну. Потешки: «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка, умой моё личико» Упражнения на координацию движений: «Ходьба по дорожке», «Парящий шарик»; «Ходьба по канату»; «Подушка на голове»; Подвижные игры: «С кочки на кочку», « Догони обруч», «Достань шарик». Упражнения с мячом «Поймай», «Скользящий мяч» Упражнения на гимнастических мячах. Игры-упражнения «Не задень веревку», «Пролезь в обруч». 3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3.1. Методическое обеспечение программы 1. Ресурсные карты ДОУ № 103. 2. Материально-технические ресурсы ДОУ № 103. 3.2. Условия, необходимые для проведения работы 1. Кадровые: педагоги ДОУ, готовые (мотивированные) стать тьюторами, сопровождающими детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО; 2. Материально-технические: оснащение семинаров ТСО, электронными и печатными раздаточными материалами. 3.3. Критерии оценки эффективности внедрения программы. При определении эффективности программы используется оценка динамики развития ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ. Оценка проводится по следующим уровням: - высокий - хороший - средний - слабый 3.4. Обоснование возможности реализации проекта Закон «Об образовании» ФГОС ДО ЛИТЕРАТУРА 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ( с изм. и доп. от 1 мая 2017 г.) 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) 3. Гаджикеримова Э.Г. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в структуре инклюзивного образования // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. – М., 2016. - С. 185-186. 4. Гунченко Д.С. Основные этапы индивидуального тьюторского сопровождения детей с ОВЗ // Современная психология образования: проблемы и перспективы. – Воронеж, 2016.- С. 251-252. 5. Королева Ю.А. Тьюторское сопровождение социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. - Т. 35. - С. 75-78. 6. Лавлинская О.И. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях // Педагогика XXI века: стандарты и практика. – М., 2016. - С. 265-268. 7. Саввиди М.И., Далгатова Н.Х., Истомина И.А. Тьторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования // В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве сборник материалов I Международного Интернет-симпозиума. под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко.- 2015.- С. 38-41. 8. Тарских С.Д., Пугнер И.В. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения (на примере МБДОУ д/с № 59 «Ягодка» г. Тамбова) //Образование и наука в современных условиях. - 2016.- № 1 (6).- С. 190-192. 9. Фефилова М.Л., Фридман С.О. Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ: вызов современности // Образование и наука в современных условиях. - 2014. - № 1 (1).- С. 150-151. 10. Чередилина М.Ю.Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели// Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2017. - № 1 (38). - С. 263-267. 11. Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Тьюторство в социально-образовательной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 358. 12. Ярая Т.А., Рокотянская Л.О. Опыт работы сети площадок, реализующих инклюзивные практики в южном федеральном округе //Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50-2. - С. 176-182.