Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа социально-нравственной направленности развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста: «Внутренний мир»

ГБОУ прогимназия № 698 Московского района Санкт-Петербурга «Пансион»

 

Программа социально-нравственной направленности развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста:

«Внутренний мир»

 

Рысева Ольга Николаевна

педагог-психолог

Высшая квалификационная категория

 

Санкт-Петербург

 

Оглавление

I Целевой раздел

I.1. Пояснительная записка

I.1.1 Цель и задачи реализации программы

I.1.2 Принципы и подходы к формированию ОП

I.1.3 Возрастные особенности развития эмоциональной сферы ребенка

I.2 Планируемые результаты освоения ОП

I.2.1 Оценка качества реализации Программы

II Содержательный раздел

II.1 Комплексный подход к развитию социально-нравственной компоненты эмоциональной сферы ребенка.

II.2 Содержание образовательной деятельности; формы, способы, методы и средства реализации программы с детьми 4-5 лет

II.3 Психологическое сопровождение педагогов и повышение компетентности родителей в вопросах развития духовно-нравственной компоненты эмоционального развития ребенка.

II.4 Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития духовно-нравственной компоненты эмоционального развития ребенка.

III Организационный раздел

III.1 Модель организации образовательного процесса.

III.2 Особенности организации информационно-развивающей среды.

III.3 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

I. Целевой раздел

I.1 Пояснительная записка.

Гуманистическая психология рассматривает человека, как существо социальное1. Человек не может полноценно развиваться вне социума. Социальные отношения в обществе не возможны без взаимодействия, взаимообщения. Человеку присущи эмоции, и в общении проявление эмоций одного сталкивается с проявлением эмоций другого. Возникает проблема совместимости и соотношения этих эмоциональных реакций. П.Саловей, Дж.Мейер и Д.Големан определяют понятие эмоционального интеллекта, как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. В российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, ими было выдвинуто положение единства аффекта и интеллекта. Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо представляют «эмоциональный интеллект» как конструкт, состоящий из способностей: 1) к идентификации и выражению эмоций; 2) регуляции эмоций; 3) использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности3. Необходимость развития эмоционального интеллекта возникает уже дошкольном возрасте, который является этапом интенсивного психического развития. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во всех сферах личности, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Эмоциональный интеллект в проекции на ребенка-дошкольника - это готовность ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний - регулировать отношения, находить пути решения возникающих проблем. Эмоции оказывают большое влияние на психические процессы, на развитие нравственности, духовности, воздействуют на все компоненты познания. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно. Раздраженный человек замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение. Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими. Эмоции связаны и с забыванием. Человек забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения. Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее отнимают («Когда я злюсь, мне не нравится рисовать»). С эмоциями тесно связаны волевые процессы. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принимаемого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы ребенка, облегчает выполнение решения. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек, так же не может быть волевым. Можно выделить следующие особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:  ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;  изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются эмоциональные предвосхищения;  чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;  формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводимых к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов. Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности ребенка. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие чувства, как любовь и ненависть. Умение любить и быть любимым - основа всех человеческих взаимоотношений: это и любовь к матери, а в дальнейшем и к своим детям; это любовь к другу, к животным, к природе, к людям, к Родине и т.д. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается своей непосредственностью, искренностью, отзывчивостью, ярким выражением своих эмоциональных состояний. Дети огорчаются, радуются, боятся, так, что мы готовы в тот же момент быть с ними рядом, помочь им, или порадоваться вместе с ними. Задача педагога (окружающих взрослых) - помочь ребенку в осознании своих чувств, в их проявлении, в интерпретации своих и чужих эмоций. Программа психологической направленности духовно-нравственной компоненты развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (далее Программа) направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия, развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-дошкольник, развития нравственности и воспитания духовности. Она имеет единую структуру с Основной образовательной программой дошкольного образования ОУ, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что обеспечивает единство подходов, доступность для понимания педагогами и родителями, возможность интеграции деятельности специалистов ОУ. Настоящая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми. Срок реализации программы – один год. Она рассчитана на работу с детьми 4-6 лет, реализуется в группах общеразвивающей направленности. Программа может корректироваться в связи с образовательными запросами родителей; результатами апробации Программы и др. I.1.1 Цель и задачи реализации программы. Цель программы: создание оптимальных условий для развития эмоциональной сферы как компоненты духовно-нравственного развития Задачи: Психологическое сопровождение воспитанников Психологическая поддержка педагогов Психологическая поддержка родителей  Формировать представления об эмоциональных состояниях, чувствах людей и их проявлениях.  Способствовать самопознанию ребенка, помогать прожить определенное эмоциональное состояние; осознать свои характерные особенности.  Развивать социальный и эмоциональный интеллект ребенка, эмоциональную отзывчивость , сочувствие и сопереживание .  Обучать методам психорегуляции психического состояния, развивать способность к самоконтролю.  Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные проявления.  Формировать готовность к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам.  Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.  Расширять представления педагогов о способах адекватного выражения своих чувств вербальными и невербальными средствами общения.  Вырабатывать навыки быстрой адаптации при выстраивании разнообразных контактов.  Помочь увидеть индивидуальные особенности воспитанников и способствовать позитивно направленному общению с детьми.  Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления психического здоровья детей, развития эмоциональной сферы ребенка.  Оказание помощи в формировании уважительного отношения взрослых к человеческому достоинству детей, формировании и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях. I.1.2 Принципы и подходы к формированию ОП. Принципы Педагогические ориентиры Принцип развивающего образования  Ориентация на зону ближайшего развития ребенка (построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности); на развитие его личностных качеств.  Насыщение детской жизни новыми яркими впечатлениями (эмоциями), которые питают любознательность ребенка и намечают дальнейшие горизонты развития. Принцип научной обоснованности и практической применимости  Учет закономерностей развития, сензитивных (оптимальных) периодов для развития новых качеств психики и личности ребенка-дошкольника. Культурологический принцип  Учет условий места и времени, в которых родился и живёт ребёнок.  Приобщение ребенка к социально-культурному опыту: нормам и правилам общения, принятым в обществе.  Организация разнообразных социальных практик для апробации детского опыта. Принцип самореализации  Отбор образовательного материала с учетом возможности применения полученной информации в практической деятельности детей.  Поддержка развития индивидуальности; субъектного опыта ребёнка, в котором он является творцом собственной деятельности.  Учёт индивидуального опыта, возраста, пола, интересов ребёнка, особенностей развития познавательной и эмоциональной сферы.  Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, в форме творческой активности, общения обеспечивающих разностороннее развитие ребёнка. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых  Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.  Субъектная (партнерская, равноправная) позиция взрослого и ребенка (не «над», а рядом, вместе).  Диалогическое (а не монологическое) общение взрослого с детьми.  Партнерская форма организации образовательной деятельности (возможность свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).  Продуктивное взаимодействие (сотрудничество, сотворчество) ребенка со взрослыми и сверстниками.  Создание обстановки пси¬хологического комфорта, педагогическая поддержка и положительная оценка достижений. Принцип единства с семьей  Единство и согласованность действий всех участников воспитательного процесса для оптимального развивающего влияния на детей.  Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в общие дела с детьми, педагогами. I.1.3 Возрастные особенности развития эмоциональной сферы ребенка. Образовательная деятельность с детьми строится с учётом возрастных особенностей развития социально-эмоциональной сферы ребенка. Ребенок от 4 до 5 лет Качества. Эмоциональность. Отличаются многообразием выражения своих чувств, способны проявлять участие, сочувствие, сопереживание, используя средства интонационной речевой выразительности. Отмечается потребность в уважении, похвале, на замечания взрослых реагирует повышенной обидчивостью. Эмоционально откликаются на художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных. Произвольность. Следование правилам бывает неустойчивым – легко отвлекаются на то, что более интересно или «хорошо себя ведут» только в отношении наиболее значимых людей. Социальные нормы и правила поведения не осознаются, однако начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести», как «положено» вести себя девочкам, и как – мальчикам. Хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам в поведении другого, в своем собственном, эмоционально его переживают, что повышает возможность регулирования поведения. Следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении. Социальная компетентность. Овладевают различными способами взаимодействия с другими людьми. Лучше ориентируются в человеческих отношениях. Имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков. Проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. I.2 Планируемые результаты освоения ОП. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры представляют собой возможные достижения ребенка и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Настоящие требования являются ориентирами для:  решения задач формирования Программы;  анализа профессиональной деятельности;  изучения характеристик развития эмоциональной сферы детей от 4 до 6 лет;  информирования родителей (законных представителей) относительно целей Программы. Ребенок: от 4 до 5 лет  Имеет понятие об основных эмоциях: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, страх,  Умеет распознавать свои эмоциональные проявления и других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и прочее); может назвать их и выразить.  Использует в речи слова, обозначающие различные эмоции, чувства, настроения.  Умеет регулировать свое эмоциональное состояние с помощью техник дыхания.  Владеет комплексом упражнений на расслабление.  Проявляет положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию - доброту, отзывчивость, сопереживание, сорадость.  Устанавливает речевые контакты, радуется достижениям товарищей  Способен к выражению чувств с помощью слов, пластики, мимики.  Использует в активной речи "волшебные слова", то есть слова вежливости, отражающие доброжелательность, расположенность к окружающим, воспитанность.  С помощью взрослого делает комплименты товарищам I.2.1 Оценка качества реализации Программы. Оценка качества реализации Программы проводится с помощью следующих диагностических методик и методов: Психологическое сопровождение воспитанников Психологическая поддержка педагогов Психологическая поддержка родителей 1. «Цветовой тест Люшера. (Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И., Диагностика нервно-психического состояния», ИМАТОН, 2002). 2. «Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства» (Элькин В.М., ИМАТОН.) 3. Таблица экспертных оценок (по возрастам) Приложение № 4. 4. Пред занятием и в конце – контроль эмоционального состояния ребенка с помощью эмоционального панно «Солнышко». Приложение № 1. 1. «Опросник уровня субъективного контроля» (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М., УСК, 1984). 2. Опросник Спилбергера- Ханина (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б., 1998). 3. Исследова ие тревожности – СПб. 2002). 1. Методики:  критерии выявления агрессивного ребенка;  критерии выявления гиперактивного ребенка;  критерии по выявлению тревожного ребенка;  анкета «Признаки агрессивности»;  анкета «Признаки импульсивности»;  анкета по выявлению тревожного ребенка. (Лютова Е.К., Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», СПб «Речь»: 2005). 2. «Тест-опросник родительского отношения» Варги А. Я., Столин В.В. (Энциклопедия психологических тестов. «Общение-лидерство- межличностные отношения» - М. АСТ, 1997). 3. Методика «Семейная социограмма» (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, Речь, 2006). II. Содержательный раздел Главной особенностью данной программы является то, что она носит комплексный подход к развитию социально-эмоциональной сферы детей и затрагивает три основных компонента: Блок 1. Психологическое сопровождение воспитанников. В этом блоке работа построена по трем направлениям: Организация развивающей предметно-пространственной среды  в группах  в кабинете психолога Диагностика  дети среднего дошкольного возраста  дети старшего дошкольного возраста Совместная образовательная деятельность 1.1 Организация информационно-развивающей среды. В групповых помещениях для формирования эмоциональной сферы оснащаются: уголок уединения или место для спокойных игр, центр творческих игр, центр искусства, строительный центр, центр двигательной активности, литературный центр, в котором представлены фото и иллюстрации эмоций детей. 1.2 Диагностический блок. Психологом проводится индивидуальная диагностика. Диагностической целью является изучение эмоционального состояния ребенка. По результатам диагностики отслеживается внутреннее состояние ребенка, необходимость оказания индивидуальной помощи, планируются индивидуальные консультации с родителями воспитанников. Результаты диагностики служат основой для проведения МППК. 1.3 Совестная образовательная деятельность. Совместная образовательная деятельность проводится в кабинете психолога с детьми средней и старшей групп по подгруппам (7-12) человек. Технология Беседа по кругу. 1. Все садятся по кругу. 2. Общение строго по очереди (по кругу). 3. Время на одного человека определяется ведущим в начале общения. 4. Равноправие участников круга (отсутствие критики, осуждений, оскорблений). Упражнения на релаксацию 1. Упражнение на мышечное расслабление 2. Упражнение на концентрацию внимания. 3. Упражнение на мышечную концентрацию Визуализация 1. Уединенность группы (закрытие пространства комнаты). 2. Принятие удобной позы. 3. Вхождение в состояние покоя с помощью техники погружения. 4. Непосредственно сама визуализация. 5. Выход с помощью техник дыхания и обратного отсчета (3-2-1). «Танец - стоп» 1. Создание образа с помощью танца под музыку. 2. При музыкальной паузе замирание в позе соответствующей заданию, теме перевоплощения. 3. Продолжение танца под музыку. 4. Чередование пауз и танца не менее 5 раз. II. 2 Содержание образовательной деятельности; формы, способы, методы и средства реализации ОП с детьми 4-5 лет. Модуль «Обучение воспитанников регуляции своего эмоционального состояния». В среднем дошкольном возрасте программа направлена на обучение детей регулированию своего эмоционального состояния. Сначала мы познаем себя через образы, через телесные ощущения. Затем ориентируем детей на мысли, образы, эмоциональное состояние каждого из присутствующих. Далее мы учимся транслировать свое эмоциональное состояние и воспринимать эмоциональное состояние окружающих. Но и самое главное - мы учимся сначала менять свое эмоциональное состояние, а затем и состояние других. Этапы: 1 этап. Направлен на налаживание эмоционально-позитивного контакта, на создание определенной мотивации и установление групповых взаимоотношений. Обучение мышечному расслаблению с помощью упражнений. Обучение упражнениям на дыхание. 2 этап. Формирование эмоциональности путем изучения эмоциональных состояний сначала сказочных персонажей, затем своих эмоций и эмоций других детей. Разыгрывание эмоциональных проявлений с помощью игр. Развитие сопереживания и умения пожалеть. Обучение направленному вниманию к окружающим. Закрепление выполнения упражнений на расслабление. Обучение концентрации внимания и мобилизации внутренних сил. Обучение визуализациям. 3 этап. Закрепление полученных умений. Обучение использованию полученных знаний в реальной жизни. Обучение воспитателей и педагогов (знания и умения, полученные детьми на занятиях). Тематический план: № п/п Тематика Количество часов неделя месяц учебный год 1 Вводное 1 1 1 2 «Я люблю…» 1 1 1 3 «Мне нравится…» 1 1 1 4 «Моя любимая игрушка» 1 1 1 5 «Вспомнить хорошее» 1 1 1 6 «Игрушка» 1 2 2 7 «Имена» 1 2 2 8 «Цветок» 1 1 1 9 «Деревья» 1 3 3 10 «Котенок попал в беду» 1 1 1 11 «Цветы» 1 1 1 12 «Бедная кукла» 1 1 1 13 «Любимая игрушка в детском саду» 1 1 1 14 «Животные» 1 2 2 15 «Птицы» 1 2 2 16 «Домашние животные» 1 2 2 17 «Дикие животные» 1 1 1 18 «Домашние птицы» 1 1 1 19 «Дикие птицы» 1 1 1 20 «Вид транспорта» 1 1 1 21 «Мебель» 1 1 1 22 «Времена года» 1 1 1 23 «Стихии» 1 1 1 24 «Желание» 1 1 1 25 «Предметы игровой комнаты» 1 1 1 26 «Овощи» 1 1 1 27 «Фрукты» 1 1 1 28 «Игрушка-мечта» 1 1 1 29 «Мое желание» 1 1 1 30 «У меня есть друг» 1 1 1 31 «Я такой…» 1 1 1 32 «Я люблю своего друга …» 1 1 1 33 «Кто я?» 1 1 1 34 «Я волшебник потому что…» 1 1 1 Всего: 1 4 40 1 этап № 1– вводная. Задачи: 1. Установление эмоционально позитивного контакта с детьми. 2. Ориентировка детей в правилах и нормах занятий. 3. Установление первичных групповых взаимоотношений. 1. Знакомство с волшебным шаром. 2. Упражнение на дыхание: «Воздушный шар». 3. Игры: «Гусеница», «Улыбка по кругу», «Угадай по голосу». Темы № 2,3, 4, 5. Задачи: 1. Обучение техникам общемышечной релаксации. 2. Предоставление ребенку возможности почувствовать облегчение при выполнении техник на расслабление. 1. Приветствие. «Что я люблю делать», «Что мне нравится», «Моя любимая игрушка». 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Пружинки». 3. Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», «Глубокое дыхание». 4. Игры: «Угадай по голосу», «Насос и мяч», «Медвежата». 2 этап Темы № 16-30. Задачи: 1. Закрепление изученных техник на общемыщечное расслабление. 2. Обучение и владение техниками парциального и плавного дыхания. 3. Обучение техникам концентрации внимания. 4. Обучение владению визуализации. 5. Формирование эмоциональности. 1. Приветствие. Ассоциации:  имена,  сказка и игровой персонаж,  картина,  времена года,  животные,  стихии,  вид транспорта,  цвет  одежда,  геометрические фигуры. 2. Танец-стоп (в соответствии с выбранной ассоциацией). 3. Упражнения на релаксацию. 4. Упражнения на расслабление мышц лица и языка. 5. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Волшебный шар», «Песенка буквы А», «Песенка буквы О», «Слон», «Лифт», «цветок». 6. Техники на визуализацию: «Облака», «Водопад», «Океан», «Небо», «По Джейкобсону». 7. Упражнения на концентрацию внимания: «Дерево», «Скала», «Гора», «Марионетка», «Рожицы», «Жираф». 8. Игры: повторение ранее разученных + «Комплименты», «Зоопарк», «Дракон кусает свой хвост», «Поводырь». 3 этап Темы № 30-40. Задачи: 1. Активное владение изученными техниками релаксации. 2. Активное владение изученными техниками дыхания. 3. Закрепление владения техниками концентрации внимания. 4. Закрепление умений визуализации. 5. Обучение простейшим техникам снятия напряжения и концентрации внимания воспитателей данной группы. 1. Приветствие. Ассоциации. 2. Упражнения на релаксацию (по выбору). 3. Упражнения на расслабление мышц лица и языка (по выбору). 4. Упражнения на дыхание (по выбору). 5. Техники визуализации (по выбору). 6. Рисунок по представлению. 7. Упражнения на концентрацию внимания (по выбору). 8. Игры (по выбору). Совместная образовательная деятельность. №1 Вводная. 1. Ритуал приветствия. 2. «Знакомство с волшебным шаром» Дети садятся по кругу. Каждый ребенок по очереди берет в руки «волшебный шар» и рассказывает ему свое имя, что он любит. «Здравствуй волшебный шарик, меня зовут …», «Я люблю…». И передает шар дальше. 3. Разработка общих правил поведения на занятиях. Дети по кругу придумывают правила занятий и штрафные санкции за их нарушение. 4. Игра «Гусеница». 5. Ритуал прощания. Дети по кругу дарят свою улыбку. Далее все обнимают по кругу друг друга за талию и хором произносят слова: «Мы добры, мы веселы, мы всех любим, у нас все получается». № 2 Тема: «Я люблю». 1. Ритуал приветствия. 2. Дети по кругу по очереди здороваются с волшебным шаром, напоминают, как его зовут и рассказывают, что любят делать. «Здравствуй, волшебный шарик, меня зовут…», «Я люблю делать...». 3. Напоминание правил. 4. Упражнение на дыхание «Воздушный шар». 5. Игра «Угадай по голосу». 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 3 Тема: «Мне нравится». 1. Ритуал приветствия «Что мне нравится». 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки». 3. Упражнение на дыхание «Воздушный шар». 4. Игра «Насос и мяч». 5. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 4 Тема: «Моя любимая игрушка». 1. Ритуал приветствия «Моя любимая игрушка». 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки». 3. Упражнение на дыхание «Глубокое дыхание». 4. Игра «Медвежата». 5. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. №5 Тема: «Что хорошего со мной было…» 1. Ритуал приветствия: «Что хорошего со мной было…» 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени». 3. Упражнение на дыхание «Глубокое дыхание». 4. Игра «Медвежата». 5. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 6 Тема: «Игрушка». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Игрушка»: «Если бы я был игрушкой, то какой…» 2. Танец - стоп «Игрушка». 3. Упражнение на дыхание «Песенка буквы «О». 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки». 5. Игра «Путаница». 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. №7 Тема: «Имена». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Имена». 2. Танец - стоп. 3. Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», Песенка буквы «О». 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем». 5. Игра «Путаница» №8 Тема: «Цветок». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Цветок». 2. Танец - стоп «Цветы». 3. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Песенка буквы «А». 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга». 5. Игра «Белые медведи». 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 9 Тема: «Дерево». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Дерево». 2. Танец - стоп «Деревья». 3. Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», «Песенка буквы «А», «Лифт» 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик». 5. Игра «Медвежата». 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 10 Тема: «Дерево». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Дерево». 2. Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», «Песенка буквы «А», «Лифт». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик». 4. Игра «Медвежата». 5. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 11 1. Тема: «Котенок в беде». 2. Ритуал приветствия. 3. «Котенок попал в беду». Дети по кругу жалеют котенка. 4. «Помощь котенку». Дети по кругу помогают способы помощи котенку. 5. Танец - стоп «Грустный, веселый котенок». 6. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Песенка буквы «О», «Лифт». 7. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Путаница». 8. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 12 Тема: «Цветы». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Цветы». 2. Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», «Песенка буквы «А», «Лифт». 3. Танец - стоп «Цветы». 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик». 5. Игра «Гусеница» с препятствиями. 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Скажи приятное соседу». № 13 Тема: «Бедная кукла». 1. Ритуал приветствия. «Что хорошего было, что плохого было…» 2. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Лифт», «Песенка буквы «А». 3. Психолог нечаянно роняет куклу. Задача детей пожалеть куклу. 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара». 5. Танец стоп «Кукла» (грустная, веселая, испуганная, спокойная). 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Скажи приятное по кругу» № 14 Тема: «Моя любимая игрушка в детском саду». 1. Ритуал приветствия. «Моя любимая игрушка в детском саду». 2. Танец - стоп «Любимая игрушка». 3. Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», Песенка буквы «О», «Лифт» 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара». 5. Игра по выбору детей. 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Что хочу сказать соседу». № 15 Тема: «Игрушка». 1. Ритуал приветствия. «Игрушка». 2. Танец - стоп «Игрушка». 3. Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», «Песенка буквы «А», «Лифт». 4. Упражнения на релаксацию. «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок». 5. Игра «Белые медведи». 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. + «Скажи приятное соседу». Этап 2 № 16 Тема: «Животные». 1. Ритуал приветствия «Животные». 2. Танец - стоп «Животные». 3. «Котенок прищемил лапку» (Задача детей – пожалеть котенка). 4. Упражнения на дыхание: «Лифт», «Воздушный шар». 5. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на замочке». 6. Игра «Котята». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Что мне нравится в тебе». № 17 Тема: «Имена». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Имена». 2. Танец - стоп». 3. Упражнения на дыхание: «Воздушный шар», «Песенка буквы «А», «Лифт», «Слон». 4. Упражнения на релаксацию. «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка». 5. Упражнение на визуализацию «Облака». 6. Игра «Гномики». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Что мне нравится в тебе». № 18 Тема: «Имена». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Птицы». 2. Танец - стоп «Птицы». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек». 4. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Парциальное дыхание». 5. Упражнение на визуализацию «Водопад». 6. Игра «Зоопарк». № 19 Тема: «Домашние животные». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Домашние животные». 2. Танец - стоп «Домашние животные». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язык». 4. Упражнения на дыхание: «Лифт», «Парциальное дыхание». 5. Упражнение на концентрацию внимания и внутренних сил «Дерево». 6. Игра «Дракон кусает свой хвост». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + комплименты. № 20 Тема: «Дикие животные». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Дикие животные». 2. Танец - стоп «Дикие животные». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина». 4. Упражнения на дыхание: «Парциальное дыхание», «Глубокое дыхание». 5. Упражнение на визуализацию «Облака». 6. Игра «Гномики». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + Пожелания соседу. №21 Тема: «Дикие животные». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Домашние птицы». 2. Танец - стоп «Домашние птицы». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». 4. Упражнения на дыхание: «Лифт», «Глубокое дыхание». 5. Упражнение на концентрацию внимания и внутренних сил «Скала». 6. Игра «Поводырь». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «За что мы тебя любим». № 22 Тема: «Дикие птицы». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Дикие птицы». 2. Танец - стоп «Дикие птицы». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». 4. Упражнения на дыхание: «Парциальное дыхание», «Воздушный шар». 5. Игра «Зоопарк настроений». 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «С тобой интересно потому что…» № 23 Тема: «Вид транспорта». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Вид транспорта». 2. Танец - стоп «Транспорт». 3. Игра «Гномики» (можно другие персонажи с эмоциями). 4. Визуализация «Океан». 5. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Мы тебя любим за то, что…» № 24 Тема: «Мебель». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Мебель». 2. Танец - стоп «Мебель». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка», «Чашечка». 4. Упражнение на концентрацию внимания и внутренних сил «Гора». 5. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Парциальное дыхание». 6. Игра «Гусеница» с препятствиями (стульчики, крупные игрушки). 7. Ритуал прощания. № 25 Тема: «Времена года». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Времена года». 2. Танец - стоп. 3. «Зайка замерз в лесу» (Задача детей - отогреть и пожалеть). 4. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Песенка буквы «А». 5. Визуализация «Небо». 6. Игра «Поводырь - провести зайку в лес домой». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 26 Тема: «Стихии». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Стихии». 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». 3. Упражнения на дыхание: «Лифт», «Песенка буквы «О». 4. Упражнение на концентрацию внимания и внутренних сил «Жираф». 5. Игра «Путаница». 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Комплименты». № 27 Тема: «Стихии». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Желание». 2. Танец - стоп. «Волшебник». 3. Упражнения на дыхание: «Парциальное дыхание», «Воздушный шар» 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». 5. Визуализация «Водопад». 6. Игра «Котята». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Ты хороший товарищ, потому что…» № 28 Тема: «Предметы игровой комнаты». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Предметы игровой комнаты». 2. Танец - стоп «Предметы игровой комнаты». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». 4. Упражнение на дыхание «Глубокое дыхание». 5. Упражнение на концентрацию внимания и внутренних сил «Марионетки». 6. Игра «Зоопарк эмоций». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Ты мне нравишься…» № 29 Тема: «Овощи». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Овощи». 2. Игра «Повтори за мной». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». 4. Упражнение на дыхание «Лифт». 5. Упражнение на концентрацию внимания и внутренних сил «Дерево». 6. Игра «Замри». Ритуал прощания: «Улыбка по кругу» 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 30 Тема: «Фрукты». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Фрукты». 2. Танец - стоп «Фрукты». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». 4. Визуализация «Облака». 5. Игра «Путаница». 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. 3 Этап №31 Тема: «Деревья». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Деревья». 2. Танец - стоп «Деревья». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». Проводится каждым из детей по очереди. 4. Упражнения на дыхание: «Парциальное дыхание», «Воздушный шар» 5. Упражнение на визуализацию «Облака». 6. Рисунок по представлению. «Какое я дерево». 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «С тобой интересно, потому что…» Деятельность проводится совместно с воспитателем. Воспитатель активный участник. № 32 Тема: «Игрушка-мечта». 1. Ритуал приветствия. Беседа по кругу «Игрушка, о которой я мечтаю». 2. Танец - стоп «Игрушка - мечта». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». Проводится каждым из детей по очереди. 4. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Лифт». 5. Упражнение на концентрацию внимания и внутренних сил «Жираф». 6. Игра по выбору детей. 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «С тобой хорошо…» Деятельность проводится совместно с воспитателем. Воспитатель активный участник. № 33 Тема: «Мое желание…» 1. Ритуал приветствия. «Мое желание…» 2. Танец – стоп. 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». Проводится каждым из детей по очереди. 4. Визуализация «Подарок» 5. Рисунок по представлению. 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. Деятельность проводится совместно с воспитателем. Воспитатель активный участник. №34. Тема: «У меня есть друг». 1. Ритуал приветствия. «У меня есть друг. Он -…» (Рассказ по кругу о своем друге). 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». Проводится каждым из детей по очереди. 3. Упражнения на дыхание: «Парциальное дыхание», «Воздушный шар». 4. Рисунок «Для друга». 5. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Я дарю тебе рисунок потому что…» Деятельность проводится совместно с воспитателем. Воспитатель активный участник. № 35 Тема: «Я такой». 1. Ритуал приветствия. «Я такой» (Рассказать или изобразить себя / по кругу/) 2. Танец-стоп. 3. Визуализация по Джекобсону. 4. «Рисунок себя или кто, что видел сейчас» 5. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Я хочу подарить улыбку потому, что…» Деятельность проводится совместно с воспитателем. Воспитатель активный участник. № 36 Тема: «Животные». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Животные». 2. Танец - стоп «Животные». 3. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Лифт». 4. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». Проводится каждым из детей по очереди. 5. Визуализация «Водопад». 6. Рисунок по представлению. 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Мне нравится с тобой играть потому, что…» Деятельность проводится совместно с воспитателем. Воспитатель активный участник. № 37 Тема: «Птицы». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Птицы». 2. Танец - стоп «Птицы». 3. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». Проводится каждым из детей по очереди. 4. Упражнения на дыхание: «Парциальное дыхание», «Лифт». 5. Визуализация «Океан». 6. Рисунок по представлению. 7. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Сегодня мне понравилось, что ты…» Деятельность проводится совместно с воспитателем. Воспитатель активный участник. № 38 Тема: «Я люблю своего друга». 1. Ритуал приветствия. Беседа по кругу «Я люблю своего друга…» 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». Проводится каждым из детей по очереди. 3. Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Песенка буквы «О». 4. Визуализация «Облака». 5. Рисунок по представлению. 6. Ритуал прощания. Улыбка по кругу. № 39 Тема: «Кто я». 1. Ритуал приветствия. Ассоциации: «Кто я». 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». 3. Упражнения на дыхание: «Парциальное дыхание», «Воздушный шар». 4. Игра по выбору детей. 5. Ритуал прощания. Улыбка по кругу + «Ты мне нравишься потому что…» № 40 Тема: «Я волшебник потому, что…» 1. Ритуал приветствия. «Я волшебник потому, что…» 2. Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Стульчик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Рот на Замочке», «Лягушка», «Орешек», «Сердитый язычок», «Горошина», «Горка». Проводится каждым из детей по очереди. 3. Упражнения на дыхание. Все по очереди. 4. Совместный рисунок. На память волшебному шарику. «Мы и наши занятия». 5. Ритуал прощания. Посвящение в волшебники, + Что мне понравилось или не понравилось на занятиях. II.4 Психологическое сопровождение педагогов по проблеме духовно-нравственной компоненты развития эмоционально развития дошкольников. Система психологической поддержки педагогов № п/п Направления деятельности Формы взаимодействия 1 Изучение образовательных запросов педагогов  Социологические исследования.  Наблюдения за процессом общения педагогов с детьми, родителями, администрацией.  Анкетирование 2 Информирование педагогов  Информационные стенды.  Личные беседы.  Индивидуальные записки.  Информация на сайте организации, передача информации по электронной почте, телефону.  Памятки.  Совет учреждения.  Доклады на МО. 3 Консультирование педагогов  Консультации личные, общие, дистанционные.  Консультации в «Журнале взаимосвязи».  Медико-психолого-педагогические консилиумы. 4 Просвещение и обучение педагогов  Агеева, И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева. – СПб. Речь, 2007. – 208 с II.5 Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития духовно-нравственной компоненты развития эмоциональной сферы ребенка. В рамках реализации Программы осуществляется поддержка семьи с помощью таких форм работы, как: № п/п Направления деятельности Формы деятельности 1 Изучение семьи, образовательных запросов, уровня психолого-педагогической компетенции, семейных ценностей.  Социологические исследования по определению социального статуса семьи; беседы (администрация, педагоги, специалисты).  Наблюдение за процессом общения членов семьи с ребенком.  Анкетирование.  Проведение мониторинга потребностей семьи в дополнительных услугах. 2 Информирование родителей.  Информационные стенды.  Личные беседы.  Общение по телефону.  Родительские собрания.  День приема специалистов; сайт учреждения.  Передача информации по электронной почте, памятки. 3 Консультирование родителей.  Консультации семейные, индивидуальные, общие, дистанционные. 4 Просвещение и обучение родителей.  Лекции.  Родительские собрания.  День открытых дверей.  Семинары.  Тренинг: «Школа заботливых родителей». 5 Совместная деятельность с семьей.  Вовлечение родителей в организованную деятельность детей.  Совместная проектная деятельность.  «Школа заботливых родителей»  Семейная летопись. III. Организационный раздел III.1 Модель организации образовательного процесса. Образовательная деятельность с детьми строится на использовании личностно-ориентированных технологий, направленных на партнерство, сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка. Программа реализуется через трехчастную модель организации образовательного процесса: I. Совместная деятельность взрослого и ребенка II. Самостоятельная деятельность детей III. Взаимодействие с семьей Занятия с психологом Индивидуальная работа психолога с детьми Поддержка работы воспитателями в группах в ходе режимных моментов Детские виды деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы. Разнообразные культурные практики и, прежде всего самостоятельная детская игра, способствующие переносу системы знаний, умений, опыта деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру в реальные отношения со сверстниками. Психолого-педагогическое просвещение. Сотрудничество. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Режим проведения: 1 раз в неделю в средней группе (1 академический час =20 минут В соответствии с СанПиНом ежегодно разрабатывается расписание занятий (Совместная образовательная деятельность, как «занимательное дело», «продуктивная деятельность»), проводимых психологом с детьми при работе по пятидневной неделе. III.2 Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды. Условием реализации настоящей программы является, созданная в учреждении информационно- развивающая среда, которая соответствует требованиям ФГОС ДО: № п/п Характеристика ППРС 1 Насыщенность среды средствами обучения и воспитания, способствующими развитию социально-эмоциональной сферы, соответствующая:  возрастным возможностям детей;  содержанию Программы. Группы  Наборы картинок, иллюстраций, открыток, слайдов, фотографий; альбомы «социальный мир):  социальные ситуации (в гостях, музее, театре, школе и т.п.);  «что такое хорошо, что такое плохо» (правила культурного поведения);  юмористические сюжеты;  люди разной половой принадлежности;  люди в разном эмоциональном состоянии и др.  Образно-символический материал: пиктограммы эмоций.  Тематические дидактические игры.  Атрибуты для театрализованных игр: элементы костюмов.  Атрибуты для режиссерских игр: ширмы, разные виды театров.  Наличие «уголка уединения».  Тематическая художественная литература (сказки, рассказы, стихи и др.)  Справочная литература для педагогов/родителей.  ТСО: аудио и видеозаписи для коммуникативных игр, релаксационных пауз, психогимнастики и др.  Интерактивные столы и обучающие программы и игры Mimio для детей дошкольного возраста.  Картотека коммуникативных игр. Кабинет психолога  Наборы картинок, иллюстраций, открыток, слайдов, фотографий; альбомы «социальный мир):  социальные ситуации (в гостях, музее, театре, школе и т.п.);  «что такое хорошо, что такое плохо» (правила культурного поведения);  юмористические сюжеты;  люди разной половой принадлежности;  люди в разном эмоциональном состоянии и др.  Образно-символический материал: пиктограммы эмоций.  Справочная литература для педагогов/родителей.  ТСО: аудио и видеозаписи для коммуникативных игр, релаксационных пауз, психогимнастики.  Интерактивный стол и программы компьютерных игр для развития эмоциональной сферы.  Стулья по количеству участников  Напольный ковер округлой формы  Дополнительное световое оборудование:  светильники;  световые приборы для релаксации.  большой стол округлой формы;  канцелярские принадлежности:  бумага, карандаши. Фломастеры, пластилин, краски и т.п.  Зеркала в рост ребенка. 2 Трансформируемость пространства  Возможность изменений ИРС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. 3 Полифункциональность материалов  Разнообразное использование различных составляющих предметной среды: мебели, матов, ковра, ширм и т.п. 4 Вариативность  Наличие различных пространств, разнообразия материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей.  Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых, стимулирующих развитие эмоциональной сферы. 5 Доступность  Доступность для детей всего пространства группы или кабинета психолога.  Свободный доступ к играм, материалам, игрушкам, пособиям, обеспечивающим разные виды детской активности.  Исправность и сохранность материалов и оборудования. 6 Безопасность  Соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. III.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. Реализация Программы обеспечивается следующим методическим комплексом: Список литературы для психолога: 1. «Практикум по арт-терапии» / под ред. А. И. Копытина. СПб. Питер, 2001. 2. Лютова У.К.,. Монина Г.Б «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». СПб2000 Речь. /2005 3. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009, 1/. 4. Нгуен М.А., Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология 2007, №3, с. 46-51. / 5. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Www. psyedu. ru / ISSN: 2074-5885 /2012, №2 6. Романов А.М «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей.» 2006 7. Воронова А.П., Нилова Т.А «Азбука общения» // СП, 1998 8. Вяловский А.С., Яковлева А.С. «Оздоровительный учебник игры. Практикум» // СП, 2001 9. Окслиндер В «Окно в мир ребенка». 1997 10. Практикум по психологическому консультированию. Абрамова Г.С. – Екатеринбург: «Деловая книга», Москва: издательский центр «ACADEMIA», 2004. 11. Агеева. И.А «Успешный учитель» тренинговые и коррекционные программы. //Речь 2007 12. Клюева Н.В., Свистун М.А. «Программы социально-психологического тренинга» Ярославль, 1992 13. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» //Новая школа 1993 14. Левис Ш., Левис Ш. «Ребенок и стресс». //СП 2001 15. Д.И. Воробьева «Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального и творческого развития личности дошкольника»» Спб 2003 Список литературы для воспитателей: 1. Окслиндер В. «Окно в мир ребенка» 1997 2. Левис Ш., Левис Ш «Ребенок и стресс».. //СП 2001 3. Князева О.Л., Стеркина Р.Б «Я, ты, мы» - учебно-методическое пособие по социально- эмоциональному развитию детей дошкольного возраста» -М, ДиК 1999 4. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов» 1997 Ярославль «Академия развития» 5. Фесюкова Л. Б., «Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы». / М., 2011. 6. Насонкина С. «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете» / серия: Информационно-деловое оснащение ДОУ. СПб, Детство-Пресс, 2010. 7. Нищева Н.В. «А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете» / СПб, Детство-Пресс, 2010. 8. Д.И. Воробьева «Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального и творческого развития личности дошкольника»» Спб 2003 Приложения: Приложение № 1 Контроль эмоциональных состояний «Солнышко». В начале и в конце занятий с детьми каждому ребенку, по кругу, предлагается показать - какое солнышко для него светит сейчас. Приложение№2 Гномики Приложение №3 Упражнения на общемышечную релаксацию:  Поза покоя. Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произноситься медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но не все пока умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая- Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно- Расслабление приятно!  Кулачки. Сожмите пальцы в кулачек покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Руки устали. Расслабили руки, Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно так сидеть. Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко с напряженьем Пальчики прижаты. Пальчики сильней сжимаем – Отпускаем, разжимаем. Знайте девочки и мальчики: Отдыхают наши пальчики.  Олени. Представьте себе, что вы олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Вот такие рога у оленя. Напрягите руки, чтобы они стали твердыми! Уроните их на колени. Посмотрите: мы - олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени. А теперь немножко лени… Руки не напряжены И расслаблены. Знайте девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.  Пружинки. Представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки, так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. Перестали нажимать на пружинки, Ноги расслабились. Что за странные пружинки Упираются в ботинки? Ты носочки отпускай, На пружинки нажимай, Крепче, крепче нажимай… Нет пружинок - отдыхай! Руки не напряжены, Ноги не напряжены И расслаблены. Знайте девочки и мальчики, - Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.  Загораем. Представьте себе, что ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. Опустили ноги, Мы прекрасно загораем! Выше ноги поднимаем! Держим… Держим…Напрягаем. Загораем! Опускаем/резко опустить/ Ноги не напряжены, а расслаблены.  Штанга. Делаем вид, что поднимаем тяжелую штангу. Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом Штангу с пола поднимаем Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали.  Кораблик. Представим, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в левую сторону, прижимаем другую ногу. Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.  Любопытная Варвара. Поочередно поворачиваем с напряжением голову влево затем вправо, вверх, вниз. Любопытная Варвара Смотрит влево… Смотрит вправо… А потом опять вперед- Тут намного отдохнет. Шея не напряжена, а расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно- Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена. А теперь посмотрим вниз- Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно- Расслабление приятно! Шея не напряжена И расслаблена. 1. Упражнения на расслабление мышц лица и языка.  Хоботок. Вытянуть губы хоботком /звук «у» /. Напряглись губы. Опускаем хоботок. Подражаю я слону, Губы хоботом тяну, А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Губы не напряжены И расслаблены.  Рот на замочке. Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Отпускаем.  Лягушки. Произносим звук «и».  Орешек. Представим, что мы разгрызаем очень крепкий орешек. Зубы крепче мы сожмем, А потом их разожмем, Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расслабляется.  Сердитый язычок. Язык упирается в верхние губы, затем опускаем. С языком случилось что-то: Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы! Он на место возвращается И чудесно расслабляется. Горошина. Язык прижимается к щеке и надавливает на нее будто за щекой горошина.  Горка. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгибаем его горкой. Спинка языка у нас Станет горочкой сейчас! Я растаять ей велю- Напряженья не люблю. Язык на место возвращается И чудесно расслабляется.  Чашечка. Выгибаем язык в форме чашечки. Расслабляем. Приложение № 4 Упражнения на развитие внимания к себе и к окружающим. Развитие творческого и ассоциативного мышления.  Игрушка. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разные игрушки. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какую игрушку превратился, и почему именно в эту.  Имена. Сегодня каждый из нас может выбрать себе любое имя. Давайте поделимся, кто какое имя выбрал, и объясним почему.  Цветок. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разные цветы на одной большой поляне. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какой цветок превратился и почему.  Дерево. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в большой лес, где каждый ребенок стал деревом. Давайте, откроем секрет и расскажем, кто в какое дерево превратился.  Предметы игровой комнаты. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разные предметы нашей игровой комнаты. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какой предмет превратился.  Животное. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разных животных. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какое животное превратился.  Сказка и игровой персонаж. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в сказку. И каждый из нас превратился в свою сказку и стал героем этой сказки. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какой сказке оказался и каким героем стал.  Картина. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в картину. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какую картину превратился и, что на ней изображено.  Времена года. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разные времена года. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какое время года превратился и объяснит почему.  Вид транспорта. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разные виды транспорта. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какой вид транспорта превратился.  Цвет. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разные цвета. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какой цвет превратился.  Одежда. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разную одежду. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какую одежду превратился.  Геометрические фигуры. Представим, что волшебный шар превратил всех детей в разные геометрические фигуры. Давайте откроем секрет и расскажем, кто в какую геометрическую фигуру превратился. Приложение № 5  Насос-мяч. Цель: осознание своих чувств напряжения и расслабления. Игра в паре. Один участник исполняет роль мячика, другой наноса. Сначала «мячики» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают расправляться, надувают щеки и поднимая руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение.  Медвежата. Цель: мышечное расслабление. Ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек - греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.  Путаница. Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование чувства сплоченности. Все дети берутся за руки. И потом запутываются. Задача водящего распутать всех.  Белые медведи. Цель: снятие мышечного напряжения, стимулирование активности и навыков совместных действий. Двое детей берутся за руки - это медведи. Со словами «Медведи идут на охоту!» они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом медведи ложатся спать и снова идут на охоту. Игра продолжается до тех пор, пока останется один, два ребенка.  Гусеница. Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование сплоченности. Все дети берут друг друга по цепочке за талию сзади. Голова гусеницы начинает движение, преодолевая различные препятствия. Задача детей не отпускать руки.  Котята. Цель: формирования умения выражать различные эмоциональные состояния. Под музыку ребята по команде ведущего изображают котят: спящих, играющих, кушающих, дерущихся, мирящихся, умывающихся и т.д.  Гномики. Цель: передача и распознание эмоционального состояния окружающих, формирование внимания к внутреннему состоянию других. У каждого ребенка в руках изображение гномика, выражающего определенную эмоцию. Никто не показывает своего гномика другим. Каждый по цепочке должен передать состояние своего героя так, чтобы все угадали эмоцию. Угадавший должен не только назвать ее, но и изобразить. /Вместо гномиков могут быть использованы другие персонажи.  Комплименты. Цель: формирование внимательного отношения к окружающим, умения в каждом человеке обнаружить положительную черту характера. Дети по кругу вместе с улыбкой говорят друг другу комплименты.  Зоопарк. Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, формирование произвольности движения. Когда включается музыка все дети превращаются в животных, т.е в зоопарк. Каждый изображает своего животного. Когда музыка резко обрывается, все замирают. И отгадывают одну из фигур. Музыка продолжается, и все начинается вновь. /Игра продолжается до тех пор, пока все обитатели зоопарка не будут отгаданы. /  Дракон кусает свой хвост. Цель: снятие напряжения, невротических состояний, страхов. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи. Первый ребенок- голова дракона, последний- хвост дракона. Голова дракона пытается поймать хвост, а тот уворачивается. Цепочка не должна прерваться. В роле хвоста и головы должны поучаствовать все желающие.  Поводырь. Цель: формирование чувства ответственности за другого человека, доверительного отношения друг к другу. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах, испытывая чувство руководства и ответственности за его благополучие. Затем дети меняются ролями.  Танец-стоп. Цель формирование произвольности внимания, снятие эмоционального напряжения. Звучит музыка. Все дети танцуют. Внезапно музыка прерывается, и дети замирают. Под музыку дети вновь начинают свой танец.  Море волнуется. Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование мышечной концентрации. Ведущий произносит считалку: Море волнуется - раз! Море волнуется – два! Море волнуется – три! Морская фигура на месте – замри! Дети замирают, изображая какой-либо предмет. Водящий должен угадать, что это.  Сова. Цель: снятие напряжения. Выбирается ведущий – сова. Остальные дети – мыши. Звучит музыка и все «мыши» выходят на прогулку. Музыка замирает – ночь. На охоту вылетает сова, все дети разбегаются, Сова охотится. Музыка начинается – вновь сова спит, мыши спокойно гуляют.  Кто за кем. Цель: развитие внимания, снятие напряжения. Ведущий отворачивается. Дети выстраиваются цепочкой. Ведущий поворачивается и запоминает. Затем он опять отворачивается, и один или два человека меняют свои места. Задача ведущего – расставить ребят так, как они до этого стояли.