Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Россия-страна надежды"

ГПОАУ ЯО Заволжский политехнический колледж 

Программа гражданско-патриотического воспитания "Россия-страна надежды"

социальный педагог Батагова Любовь Олеговна

педагог Новикова Светлана Геннадьевна

 

ВВЕДЕНИЕ

Программа ориентирована на студентовколледжа, юношей и девушек с 15 лет, имеющих неполное и полное среднее образование. Она определяет концепцию и пути реализации системы мероприятий по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студентов

Цель:Воспитание у студентов патриотического мировоззрения, потребности активно жить и развиваться на родной земле, связывать свои мечты о будущем с Россией, проявлять к ней любовь и верность, стремиться охранять ее честь и достоинство, беречь ее культурные и природные богатства, делами и поступками укреплять ее могущество и независимость.

Задачи:
-создание психолого-педагогических условий для повышения патриотической
и историко-культурной компетентности студентов;

- осуществление комплекса мероприятий по усилению эффективности работы педагогов по данному направлению путем внедрения современных инновационных методик и технологий;

- развитие единой непрерывной системы патриотического воспитания студентов путем консолидации в решении поставленных задач педагогического коллектива, родителей и самих студентов;

- формирование комплексного подхода к духовно-нравственному становлению  студентов, утверждение в сознании и чувствах студентов представлений об общечеловеческих ценностях, создание прочных духовно-нравственных ориентиров, способствующих запуску процессов самовоспитания личности.

- усиление культурно-исторического контекста воспитания, формирующего понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и современном мире.

 

Принципы программы:

- компетентность в воспитании патриотизма;

- личностно-ориентированный подход;

- региональный компонент;

- принцип исторической преемственности.

 

Содержание деятельности:

На каждом курсе реализуется определенный аспект патриотического воспитания студентов:

I курс: «От малого к Великому»

II курс: «Чем помочь тебе, Россия»

III курс: «Освобождать и защищать»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа  разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ» и рассчитана на реализацию в условиях профессионального училища в течение 3-х лет обучения студентов
с I по IIIкурс.

Программа представляет собой определенную систему форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы историко-политического, правовогообразования, патриотического и нравственного воспитания, которые реализуются через учебное время и внеклассную работу.

 

Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.

Мы живем в удивительное время. Многострадальная история России не знала таких длительных периодов мирного существования, без масштабных кровопролитных войн. Выросло уже несколько поколений россиян, знающих о войне только по фильмам и компьютерным играм. И все чаще можно услышать от молодых людей мнение, что про войну давно пора забыть, что нам уже ничто не угрожает и можно спокойно жить в свое удовольствие. Но, это спокойствие обманчиво. Если нам на голову не падают бомбы, это вовсе не значит, что враждебные силы оставили попытки покорить наш свободолюбивый народ. Просто война, как и все общество тоже эволюционирует, в наше время она ведется не в окопах, а в душах людей. Западные идеологи не прекращают попыток развалить нашу государственность, размыть моральные устои, превратить нас в рабов чуждых идеологий – национализма, потребительства, вседозволенности. Противостоять угрозам, которые предлагает нам современный мир, анализировать и фильтровать колоссальный поток информации, иметь идеологический иммунитет,может только человек, обладающий самым совершенным оружием – знанием собственной истории и любовью к родной стране.

Вследствие этого объективно возникла острая необходимость в совершенствовании системы патриотического воспитания студентов, формировании принципиально нового подхода к педагогическому и воспитательному процессу.

Изменилось мышление современных подростков, уровень их информированности и независимости. Система не должна следовать за ними, тормозить их активность, изобиловать непреложными догматами. Основной задачей этой программы является расширение диапазонов понятия патриотизма, усиление культурно-гуманитарного и социально-активного направлений воспитания личности, более глубокого понимания исторической миссии России, основанной на принципах миролюбия и толерантности. (Недостаточно сказать учащимся, что наш народ миролюбив и не собирается ни с кем воевать, нужно чтобы они сами пришли к этому выводу на основе глубоких знаний истоков российского государства, истории присоединения к нему территорий и народов и т.п.) Важнейшим аспектом воспитания патриота и гражданина нашей великой страны является также активная личностная позиция, вовлеченность в демократические процессы, происходящие в обществе и позитивные молодежные движения (волонтерство, природоохранные инициативы, краеведческие проекты и  т.д.). Иными словами, необходимо, чтобы молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, был эмоциональными и интеллектуальными корнями связан с родной землей, со своим домом, городом, страной. Тогда он ни по чьему-то приказу, а по собственному глубокому осознанию национальной идентичности, по зову сердца, не только не захочет никуда уезжать из России, но и ее никому в обиду не даст.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Реализация Программы призвана способствовать:

  • развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у студентов высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания;
  • воспитанию у студентов любви к своей «малой» Родине, родному краю и его замечательным людям;
  • формированию ответственного понимания учащимися своего гражданского долга и конституционных обязанностей;
  • внедрению новых форм работы с целью повышения эффективности патриотического воспитания;
  • повышению уровня воспитанности и нравственности студентов, воспитанию социальной и межэтнической толерантности.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя работу с пед.коллективом, студентами и их родителями.

№№

п/п

Наименование

мероприятий

Цель мероприятий

Ответственные

Сроки

1

2

3

4

6

I. Работа с инженерно-педагогическими работниками

1

Проведение педагогического

совета по реализации программы

с повесткой дня «Гражданско-патриотическое воспитание студентов: проблемы и пути их решения

Ознакомление с программой, введение

в проблему, обсуждение программы

Зам.директора по УВР, социальный педагог

сентябрь

2

Проведение научно-практических конференций

Обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания

Зам.директора по УВР, социальный педагог

ноябрь-апрель

3

Практиковать в работе использование

мультимедийных средств представления информации о формах и методах патриотического воспитания

(презентации, фото- и видеоматериалы)

Усиление акцента на формировании гражданско-патриотической

и нравственной позиции

Пед.коллектив

в течение года

4

Создание и пополнение информационного банка Федеральных законов, включающих вопросы патриотического воспитания

Повышение эффективности работы

с законодательной базой и упрощение

ее своевременной актуализации

Социальный педагог

в течение года

5

Формирование комплекта литературы

патриотической направленности для библиотеки школы

 

Создание банка необходимых материалов для выполнения программы

Библиотекарь

в течение года

             

 

 

1

2

3

4

6

6

Обобщение опыта работы педагогов на темы:  «Патриотизм XXI века:
формирование его на традициях прошлого и современного опыта»; «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии»

 

Повышение эффективности процесса воспитания патриотизма на уроках и

во внеурочной деятельности

Зам.директора

по УВР

 

июнь

7

Проведение совещаний для классных руководителей   «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования

Повышение квалификации по вопросам гражданско-патриотического воспитания

Зам.директора

по УВР

 

в течение года

8

Проведениесеминара-практикума для классных  руководителей   «Патриотическое воспитание подростков: особенности, опыт, проблемы»

 

Повышение компетентности по вопросам гражданско-патриотического воспитания

Зам.директора

по УВР

 

в течение года

II. Работа с родителями

1

Родительские собрания-консультации
с привлечением необходимых специалистов.

Помощь родителям по вопросам, требующим педагогической, правовой, методической поддержки

Мастера п/о

и классные руководители

специалисты

 

 

 

сентябрь

             

 

 

 

1

2

3

4

6

2

Цикл консультацийпо вопросам  патриотического воспитания: «Гражданин воспитывается с детства»,  «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Педагоги и родители — творческий тандем» «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей».

Обмен опытом семейного воспитания,

поиск и выбор способов индивидуального подхода к подросткам по вопросам гражданственности, патриотизма, необходимости защищать Родину, выявление отношения родителей квзаимодействию образовательного учреждения и семьи, понимание ими сущности патриотического воспитания

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

в течение года

3

Предоставление информации

о досуговых центрах Ярославля

к сведению родителей студентов

Занятие досуга студентов для предотвращения противоправных

действий

Мастера п/о

и классные руководители

сентябрь

4

Привлечение родителей к участию

в проведении училищных мероприятий, посвященных юбилейным, праздничным и памятным датам (9 мая, 8 марта, 23 февраля, «День пожилого человека», «День согласия и примирения» и т.п.)

Привлечь внимание родителей

к творческому воспитанию детей

Мастера п/о

и классные руководители

в течение года

III. Работа со студентами

I курс

 

Культурно-историческое направление

 

 

 

1

Конкурс презентаций, посвященных Дню Славянской письменности и культуры «Бесценный дар Кирилла и Мефодия»

Повышение уровня образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта, мудрости и социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и этнических отношений.

Мастера п/о

и классные руководители

преподаватель дитературы

май

2

Научно-практическая конференция «Без прошлого нет будущего»

История зарождения Руси. Легенды и археологические сенсации

Осознание студентами нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

ноябрь

3

Конкурс исследовательских работ по теме «Святые земли русской»

Воспитание у молодого человека качеств нравственно устойчивой и духовно богатой цельной личности;

 

Мастера п/о

и классные руководители

 

По плану группы

4

Тематический вечер Чудеса Ярославского края. Уникальные природные объекты, сказки, мифы, предания

Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине

Мастера п/о

и классные руководители

 

апрель

 

Военно-патриотическое направление

 

 

 

1

Конкурс рисунков, презентаций, фотографий, коллажей с использованием компьютерной графики на тему «Война далекая и близкая».

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

2

Конкурс сочинений «Мои родные и близкие в годы войны» для создания семейных родословных

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители преподаватель литературы

 

В течение года

3

Участие во Всероссийской акции «Георгиевская ленточка», посвященной Победе советского народа в Великой Отечественной войне

Широкое вовлечение студентов в общероссийские мероприятия патриотического звучания

 

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

Ежегодно

Апрель-май

4

Участие в городском шествии «Бессмертного полка»

Широкое вовлечение студентов в общероссийские мероприятия патриотического звучания

 

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

Ежегодно

май

 

Гражданско-правовое направление

 

 

 

1

Интеллектуально-познавательная игра «Я имею право»

Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развития социальной и гражданской ответственности, стремление служить интересам своего Отечества;

 

Мастера п/о

и классные руководители представители ОП

 

сентябрь

2

Конкурс плакатов по экологии «Я голосую за жизнь»

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители специалисты

 

декабрь

3

Конкурс плакатов по борьбе с вредными привычками «Горькие плоды сладкой жизни»

Снижение уровня правонарушений  и вредных привычек студентов средствами патриотического воспитания.

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

февраль

4

Экоярмарка «Из грязи – в князи». Конкурс поделок из бросового материала, пластика, мусора

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

март

II курс

 

Культурно-историческое направление

 

 

 

1

Литературно--музыкальный вечер, посвященный войне 1812 года «Эскадрон гусар летучих»

Выяснить, что учащиеся знают о войне 1812 и дать им возможность рассказать об этом событии

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

декабрь

2

Открытый урок, посвященный Дню народного единства и сохранению русской государственности (1612 г.)

Воспитать чувство толерантности через знание культуры других народов

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

ноябрь

3

Конкурс презентаций«Под белой мантией»: Великие русские врачи 19 века. Открытия и судьбы»

Расширение круга знаний о знаменитых людях России

Мастера п/о

и классные руководители

 

октябрь

4

Семинар «Век величайших открытий»

Русские изобретатели, их роль в развитии мировой цивилизации

Формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну

 

Мастера п/о

и классные руководители

 

январь

 

Военно-патриотическое направление

 

 

 

1

Урок мужества, посвященный участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф (1986г. Чернобыль)

Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

апрель

2

Проведение урока Мужества, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

Январь

3

Гагаринский урок-диспут  «Космос – не место для войн»

Расширение круга знаний о знаменитых людях России

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

апрель

4

Организация экскурсии в музеи города с целью ознакомления с экспозициями по истории Великой Отечественной войны.

Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

 

Гражданско-правовое направление

 

 

 

1

Турнир знатоков прав: «Я патриот» посвященные Дню Конституции РФ

Создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина

Мастера п/о

и классные руководители

 

декабрь

2

Фотоконкурс на тему ЗОЖ «Дороги, которые мы выбираем

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители представители медицины

 

июнь

3

Экологические фотоконкурсы:

 Красота родной природы: пейзажи, макросъемка)

• Животные и человек: в одном кадре должны быть люди и животные (птицы или насекомые)

• Городские цветы: клумбы в парках, крупно бутоны, цветущие деревья
• Природа победила: дерево, случайно выросшее на крыше, цветок, пробивший асфальт и т.д.
• Чудеса природы: радуга, ливень, ветер, необыкновенное небо и т.д.

Развитие творческого мышления учащихся

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

III курс

 

Культурно-историческое направление

 

 

 

1

Тематический вечер «На благо отечества»

Третьяков, Мамонтов, Морозов. Великие меценаты. История русской благотворительности

Расширение круга знаний о знаменитых людях России

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

сентябрь

2

Урок-дискуссия «Люблю отчизну я»

В чем русская национальная идея или

чем гордится современный россиянин

Развитие национального самосознания студентов в контексте общероссийской гражданственности, приобщение к ценностям этнической культуры в контексте общенациональной российской культуры.

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

май

3

«Красота, творимая руками» Урок-презентация по истории ярославских народных ремесел

Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

Мастера п/о

и классные руководители

 

июнь

 

Военно-патриотическое направление

 

 

 

 

Литературно-музыкальный вечер Горячие слёзы Афганистана» - посвящённое событиям в Афганистане.

Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов своей страны

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

февраль

 

Урок-диспут «Терроризм - глобальная проблема человечества», посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Формирование гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

декабрь

 

Участие в добровольческом движении и проведение акции: «Ветеран живет рядом» в целях оказания помощи одиноким ветеранам войны, труженикам тыла, ветеранам труда

Активизация студенческой инициативы по оказанию помощи, нуждающимся в их заботе

 

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

май

 

Гражданско-правовое направление

 

 

 

 

Встречи студентов с работниками правоохранительных органов: «Что значит быть законопослушным гражданином?»

Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека

 

с работниками правоохранительных органов

По плану колледжа

 

Беседа о  последствиях принятия участия в несанкционированных митингах и демонстрациях

Формировать культуру проявления гражданской позиции

работники правоохранительных органов

По плану колледжа

 

Экологические семинары на темы: «Охрана природы в нашей и зарубежных странах»,«Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», «Искусство и природа», «Молодежь и борьба за чистую Землю»;

Развивать экологическре мышление учащихся, воспитывать эстетический вкус и любовь к родному городу

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

 

Участие в городских акциях и экологических десантах по уборке мусора, очистке прибрежных территорий рек и ручьев, природных парков и лесных зон

Развивать экологическре мышление учащихся, воспитывать эстетический вкус и любовь к родному городу

Мастера п/о

и классные руководители социальный педагог

 

В течение года

           

 

 

Список использованных документов и источников информации

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»;
  2. Социально-патриотическая программа городского поселения Краснозаводск «Память не уходит в отставку!» на 2013 год;
  3. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ автор-составитель А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев,А.П.Пашковец. – М.: Глобус, 2007;
  4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4
  5. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6
  6. Миронова Т. Добрые традиции должны продолжаться: моделирование патриотического сознания у детей и подростков // Библиотечное дело. –2005. – № 7.
  7. Дело государственной значимости, дело чести каждого гражданина: патриотическое сознание российских граждан – важнейшая основа единства общества // Народное образование. - 2005. – № 4.
  8. Колчина М. С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. – 2004. – № 8.
  9. Артановский С.Н. Российское патриотическое сознание сегодня: кризис и возрождение /Сборник материалов конференции. – СПб.: Санкт–Петербургское философское общество, 2002.
  10. Байкова В. Философия Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): Факторы победы, историческое значение и уроки (К выходу в свет первого тома «60 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне» // Безопасность Евразии. – 2003. – № 2.
  11. Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. – М.: Перспектива, 2003.
  12. Орлов О. Рекомендации по планированию военно–патриотического воспитания // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. – № 5.
  13. http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc -  Программа  гражданско - патриотического  воспитания обучающихся.