Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся на 2016-2019 годы

 

Государственное казенное общеобразовательное  учреждение Свердловской области «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением»

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

гражданско-патриотического воспитания обучающихся

 

на 2016-2019 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург, 2016 г.

 

 

Программа

гражданско-патриотического воспитания обучающихся ГКОУ СО «Специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением»»

на 2016-2019 годы

 

 

Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством»
В.Г. Белинский

 

 

Введение

Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов, оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования. как важнейших факторов формирования гражданственности и патриотизма.

Всё более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского гражданско-патриотического сознания. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

          Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общеобразовательной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается процесс формирования у обучающихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к её защите.

      В Программе отражены основные цели, задачи, направления, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания обучающихся, а также условия, средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в ГКОУ СО «СУВУ ЗТ» на период с 2016 по 2019 годы.

       Программа имеет школьный статус и ориентирована на обучающихся 5-9-х классов.

      Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитание и единство образовательной и воспитательной среды.

Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

 

Концептуальные идеи программы

 

Необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Последнее десятилетие XX века активно разрушался фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушались ориентиры, на которые нацеливалась молодежь. Новое поколение вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. Утратило свое истинное значение слово «патриот», а слово «нравственность» часто произносится с иронией. И как неизбежный результат - растет наркомания, пьянство и детская преступность, каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, боятся ее, как чумы.

Проблема патриотического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотизм - это зов наших предков. Многие века русские воины уходили на бранные поля, постоять за Отечество - за землю отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к своей Родине, не только к своему маленькому домику с забором, деревне, городу, а ко всей стране. Фундаментальные основы этого понятия существуют в любой стране мира.

Как идея - это необходимое условие существования любого государства. В патриотизме народа - сила государства.

Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике гражданско-активные, социально - значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества.

Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. В концепции программы система патриотического воспитания школьников действует при наличии:

- мотивированных  к воспитанию педагогов;

- научно-методического обеспечения воспитательного процесса;

- финансово-материального обеспечения;

- организационно-педагогического обеспечения;

          - правовых условий.

Целью Программы является в условиях образовательной среды школы совершенствование и развитие системы патриотического воспитания обучающихся, способной на основе педагогического коллектива школы, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации решать задачи патриотического воспитания учащихся школы.

           Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у обучающихся патриотизм. Патриотизм — это чувство Родины, отражающее отношение подростка (субъекта) к Родине (объекту), ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.

Когнитивный компонент патриотической воспитанности подростка демонстрирует наличие знаний истории и традиций народа, государственной символики, правил ее применения, понимании сущности патриотизма.

Эмоционально-мотивационный компонент раскрывает характер отношения к Родине и мотивы патриотического поведения, обуславливающие проявление действенного патриотизма.

Деятельностный компонент заключается в участи подростка в социально-значимой деятельности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- определить основные направления дальнейшего совершенствования и развития системы патриотического воспитания в школе;

- выявить условия для формирования у подрастающего поколения патриотизма;

- определить приоритетные направления патриотического воспитания обучающихся школы и мероприятия по их реализации;

- четко определить этапы реализации программы;

- сформулировать критерии.

 

Основные направления совершенствования и развития системы патриотического воспитания в условиях образовательной среды школы

 

Основными направлениями совершенствования и развития системы патриотического воспитания в школе остаются:

1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в школе;

2. Конкретизация основных направлений патриотического воспитания школьников и их содержания;

3. Координация деятельности педагогов школы, общественных организаций, родительского сообщества, средств массовой информации в интересах патриотического воспитания школьников;

 

Условия реализации Программы

 

Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:

    1. В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

    2. Функционирует система внеурочной деятельности обучающихся и дополнительного образования;

    3. Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

    4. Развивается музейная работа;

    5. Активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;

    6. Развивается социальное партнерство, сотрудничество с  общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации, учеными вузов;

    7. Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.

 

       Патриотическое воспитание в школе включает в себя две возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности.

 

1. Первая ступень (среднее звено) осуществляет формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые компетентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обучающиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно - творческих дел, ролевых игр, творческих, социальных проектов, школьного музея.

Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досуг, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.

 

2. На второй ступени (старшее звено) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. На занятиях подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Приоритетными направлениями внеучебной деятельности в рамках патриотического воспитания стали: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно - полезная деятельность, проектная деятельность.

Опыт работы показывает, что содержание и формы патриотического воспитания обновляются путём системной деятельности по ряду взаимосвязанных направлений.

Такими приоритетными направлениями в области патриотического воспитания обучающихся в школе стали:

 

1)гражданское: «Любовь к Родине»;

2) нравственно – правовое: «Я  и закон»;.

3) спортивное: «Здоровый образ жизни»;

4)духовно-нравственное: «Моя семья и я».

 

Спортивное направление включает в себя:

-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;

-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

Духовно-нравственное направление включает в себя:

-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

-направлено на развитие творческих способностей обучающихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа;

-формирование позитивного образа семьи;

- освоения основных социальных ролей: члена семьи, гражданина.

Гражданское направление предполагает:

-воспитание у обучающихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;

-вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;

Нравственно-правовое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, формирование опыта служения Отечеству;

-изучение государственной системы РФ, её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;

-формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм.

 

 

Мероприятия по реализации направлений Программы

 

№ п/п.

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

Гражданское направление

1.

Участие во Всероссийском шествии «Бессмертный полк» в г. Екатеринбурге

9 мая

Ежегодно

Социальный педагог, Заместитель директора по воспитательной работе

2.

Организация и проведение мероприятий, посвящённых памятным датам истории России

2016-2019

Заместитель директора по учебной  работе

3.

Работа по темам «Духовно-нравственное воспитание личности», «Здоровый образ жизни»

Ежегодно

Классные руководители, воспитатели, социальные педагоги

4.

Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость

Ежегодно

Психолог, воспитатели, социальный педагог

5.

Акции: «Военная страница в истории моей малой Родины», «Зажги звезду добра», «Поздравь ветерана»

Ежегодно

Воспитатели, социальный педагог, психолог

6.

Культурно – исторические встречи «Моя малая Родина»

Ежегодно

Библиотекарь

7.

Конкурс стенгазет «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны

Ежегодно

Классные руководители, воспитатели

8.

Проведение, в рамках празднования победы в Великой Отечественной войне, мероприятий: конкурсы плакатов, конкурсы чтецов, тематические викторины

Ежегодно

Заместитель директора по учебной  работе, классные руководители

9.

Посещение музеев историко-краеведческого направления

1 раз в четверть

Заместитель директора по учебной  работе, Заместитель директора по воспитательной работе.

10.

Подготовка постоянно действующего стенда «Дни воинской славы России»

Ежегодно

Библиотекарь

11

Организация книжных выставок «Военная история России», «России верные сыны»

Ежегодно

Библиотекарь

12.

Организация поисково-исследовательской работы «Спасибо деду за Победу!», «Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!»

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, Заместитель директора по учебной  работе

13.

Организация вахты памяти и митингов у Мемориалов и памятников героям СССР и России в г. Екатеринбурге

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе.

Духовно – нравственное направление

1.

Реализация проекта «Бумеранг» по духовно – нравственному воспитанию обучающихся

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог

2.

Работа по формированию у учащихся уважительного отношения к семье, семейным традициям (День семьи, День матери, тематические вечера, праздники для мам, бабушек, пап, классные часы)

Ежегодно

Социальный педагог, воспитатели, классные руководители

3.

Организация и проведение  «Уроков мужества»

Ежегодно

Заместитель директора по учебной  работе, классные руководители

4.

Общешкольная игра «Папа, мама, я – спортивная семья»

Октябрь

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры

5.

Экскурсии в военно-патриотические музеи

1 раз в четверть

Заместитель директора по воспитательной работе

6.

Мероприятия, посвященные юбилейным датам, событиям, людям

Постоянно

Заместитель директора по учебной  работе, Заместитель директора по воспитательной работе.

7.

Посещение библиотек города г. Екатеринбурга

Ежегодно

библиотекарь

8.

Мероприятия, посвященные Дням боевой Славы, Дню Героев Отечества, Дню неизвестного солдата

Ежегодно

Заместитель директора по учебной  работе, Заместитель директора по воспитательной работе.

9.

Конкурс презентаций «Есть такая профессия – защищать Родину»

Февраль, ежегодно

Заместитель директора по воспитательной  работе,

Нравственно – правовое направление

1.

Продолжение изучения основ государственной системы РФ, конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России

Ежегодно

Учителя – предметники, социальные педагоги, воспитатели

2.

Организация встреч с представителями полиции, суда и прокуратуры

Ежегодно

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе

3.

Проведение общешкольной игры по правовому просвещению «Закон об мне. Мне о законе»

2016 – 2017

 учебный год

Заместитель директора по воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, воспитатели

4.

Оформление информационных стендов

Ежемесячно

Заместитель директора по воспитательной работе.

5.

Посещение учреждений ГУФСИН

Ежегодно

Заместитель директора по режиму

Спортивное направление

1.

Проведение Уроков мужества в дни воинской славы России с участием ветеранов Вооружённых Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов

Ежегодно

Классные руководители, воспитатели

2.

Торжественное проведение мероприятий, посвящённых Дню Победы и Дню защитника Отечества

Ежегодно

Заместитель директора по учебной работе, Заместитель директора по воспитательной работе социальные педагоги, психологи

3.

День туризма

Сентябрь

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель физической культуры, социальные педагоги

4.

Соревнования по авиамодельному спорту:

- общешкольные;

- областного уровня.

 

 

Ежемесячно

По запросу

Педагог дополнительного образования

5.

Спортивные соревнования между воспитанниками детских домов и школ интернатов

постоянно

Тренер по спорту

6.

Сдача норм ГТО

Ежегодно

Тренер по спорту

7.

День Здоровья

1 марта, 7 апреля

Ежегодно

Учитель физической культуры, тренер по спорту

8.

Конкурс плакатов, презентаций, агитбригад на тему ЗОЖ

Ежегодно

Заместитель директора по воспитательной работе.

 

 

Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных направлений патриотического воспитания обучающихся школы

Классно-урочная деятельность:
- уроки-практикумы;
- игровые формы обучения;
- интегрированные уроки;
- коллективное взаимообучение.

 

Внеурочная деятельность:
- исторические декады;
- проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований, творческих конкурсов;
- викторины, олимпиады, конференции;
- познавательные классные часы.

 

Творческо-поисковая деятельность:
- организация работы школьного музея, экскурсионная работа;
- метод учебного проекта, социальное проектирование, поисково-исследовательской деятельности;
- творческие работы;
- приёмы театрализации.

 

Диагностическая деятельность:
- анкетирование обучающихся;
- определение уровня воспитанности;
- диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;

- описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;

- анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;

- сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, с уже достигнутыми показателями.

 

Изучение передового педагогического опыта:

- изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию обучающихся;

- изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию обучающихся.


Взаимодействие с общественными организациями:

- проведение мероприятий патриотической направленности  совместно с библиотекой, внешними общественными организациями (Свердловская областная общественная организация «Здравая Рассея», МАУК ДК «Елизаветинский» г. Екатеринбурга, Муниципальный музей памяти воинов-интернациалистов «Шурави», музей ВДВ «Крылатая гвардия» г. Екатеринбурга, музей боевой славы Урала);  региональный благотворительный фонд «Свои дети», спортивный отдел Екатеринбургской Епархии, библиотека главы города, ДЮСШ по техническим видам спорта Чкаловского района, детская школа искусств № 1, 8, 12.

- участие в митингах, акциях, конкурсах гражданско-патриотической направленности, проводимых общественными организациями.

 

 

Этапы реализации Программы

 

I этап: проектный (2016-2017 гг.)

Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

II этап: практический (2017 – 2018 гг.)

Цель: реализация программы по патриотическому воспитанию

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
  3. Проведение традиционных школьных мероприятий патриотической направленности.
  4. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами, общественными организациями.
  5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  6. Проводить мониторинг реализации программы.
  7. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию (окружных, региональных, всероссийских)

III этап: аналитический  (2018 – 2019 гг.)

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы учреждения.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

 

 

Ожидаемые результаты  реализации Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

 

1. В школе как в образовательной системе:

-       создание системы патриотического воспитания;

-       обогащение содержания патриотического воспитания;

-       вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, социальных партнеров.

 

2. В образе выпускника:

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления  к самообразованию, повышение уровня знаний о родине, семейных ценностях;

-       в историко-краеведческой: изучение родословной, семейных и народных традиций, ознакомление с историей возникновения, развитием и достопримечательностями городов Урала,  осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-       в социальной: формирование активной жизненной позиции и ориентации на создание социально здоровой семьи,  знание и соблюдение норм правового государства, способность к самореализации в пространстве российского государства;

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися важности семейных ценностей, принятие норм морали многонационального государства, высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

 

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция , ответственное и толерантное поведение обучающихся, как основа личности  гражданина России.

 Оценка эффективности реализации Программы:

 

   В результате осуществления Программы ожидается:

  • повышение эффективности патриотической работы;
  • повышение качества  мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;
  • формирование гражданской грамотности учащихся;
  • внедрение новых форм  и методов работы по данному направлению;
  • обеспечение духовно-нравственного единства в школе;
  • развитие толерантности и  сохранение  славных боевых и трудовых традиций нашего народа;
  • сформированность  у учащихся школы идеала жизни и идеала человека.

 

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

 

  • Доведение числа систематически занимающихся патриотической работой школьников до уровня 100%
  • Привлечение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации к общественным мероприятиям патриотической направленности.
  • Повышение уровня воспитанности учащихся.