Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Программа  Гражданско-патриотическое воспитание  школьников с 1 по 11 классы в условиях общеобразовательной школы на 2016 – 2020 годы. Номинация: Социально-педагогическая

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 80 г. Екатеринбург

 

Программа  Гражданско-патриотическое воспитание  школьников с 1 по 11 классы в условиях общеобразовательной школы на 2016 – 2020 годы.

Номинация: Социально-педагогическая

 

Колясникова Е.А.

 учитель немецкого языка

 

 

Содержание

 

  1. Пояснительная записка……..…………………………………………...……………….3

Актуальность и отличительные особенности программы………………………………….3

  1. Содержательная часть

Научно - педагогическая обоснованность…………………………..……………………….7

Практическая направленность программы…………………………..…………………….....15

Педагогическая модель  развития и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у  подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы…………………………………………………………………………………………………..21

Необходимые педагогические условия и ресурсное обеспечение Программы…………………………………………………………………….………………………22

3. Результаты в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом развитии и воспитании обучающихся МАОУ СОШ №80 за 2015, 2016, 2017 гг……………………………………………………………………………………………………….23

- Сертификаты, грамоты, благодарственные письма, отзывы…………………………….23

Приложения

1. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на всех уровнях образования……………………………………………………………..…………………..45

2. Ориентировочное распределение формируемых и развиваемых  личностных универсальных учебных действий (далее УУД) по классам основной школы и система их оценивания…………………………………………………………………………………….….…..51

3. Классификация форм реализации Программы…………………………………………...55

4. Портрет выпускника по ФГОС……………………………………………………………56

5. Модель выпускника………………………………………………………………………..57

6.Основные направления и ценностные основы гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся……………………………………………………………………………58

     7. Методические материалы по осуществлению мониторинга определения ценностной ориентации личности………………………………………………………………………………...64

4. Планируемые результаты духовно-нравственного и гражданско – патриотического развития и воспитания обучающихся……………………………………….66

Список литературы…………………………………………………………………………70

Статьи педагогов:

Дуганов Алексей Алексеевич, педагог-организатор ОБЖ Модель формирования готовности подростков к защите Отечества в условиях МБОУ СОШ №80 // Образование на Урале. - №1 (28). С.22-23.

Зыков Г.Г., учитель истории и обществознания, зам. директора по ПВ «Патриотическое воспитание обучающихся средствами медиаобразования (на примере виртуального военно-исторического музея г. Верхняя Пышма)» // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции.  – Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2015.  – 430 с.;

Мусихина Е. И. учитель истории и обществознания, зам. директора по НМР «Волонтерский клуб "Ты можешь спасти жизнь" в МБОУ СОШ №80 как средство гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения» // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2015. – 430 с.;

Развитие и воспитание личности школьника в условиях современной общеобразовательной школы. Педагогический сборник. Выпуск 2. – Екатеринбург: Издательство «Школьная жизнь», 2016. – 45 с.

 Развитие и воспитание личности школьника в условиях современной общеобразовательной школы. Педагогический сборник. Выпуск 2. – Екатеринбург. – Екатеринбург: Издательство «Школьная жизнь», 2017. – 51 с.

Пояснительная записка

 

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно, – значит, вырастить угрозу для общества.

 

  1. Актуальность и отличительные особенности программы

 

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является актуальной на протяжении всей истории общественного развития. На современном этапе развития в духовной жизни присутствует ряд негативных процессов, одним из которых является потеря духовно-нравственных ориентиров подрастающим поколением.Наибольшую тревогу вызывает одно из ключевых направлений в духовно-нравственном становлении личности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы в любой сфере жизни общества.

Проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития отечественной педагогической мысли.Огромный духовный потенциал патриотической темы, берёт свое начало в письменных и устных творениях Древней Руси. Создаваемая поколениями наших соотечественников, эта тема разрабатывалась как целый комплекс идей, оказывающих нравственно-организующее влияние на общественную жизнь русского народа. Она трактовалась так: идея отечественного единения и согласия, идея защиты Родной земли, идея Отечества, идея морального долга перед обществом, идея ответственности за судьбы Родины. Это обусловило её особое место в духовной жизни российского общества.

Таким образом, патриотизм (греч. patris — Родина) как общественное явление формировался на протяжении многих сотен лет. С момента возникновения само понятие имело различное наполнение и прошло путь от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам до государственного патриотизма — любви к государству.

На сегодняшний день патриотизм вобрал в себя все эти составляющие, став сложным и многогранным понятием. Но в основе патриотизма всегда лежало такое понятие, как «духовность». Духовность личности — сердечное непоколебимое чувство благожелательности к человеку, особый вид любви. Если названные чувства отсутствуют, патриотизм носит формальный характер. Без глубоко осознанного патриотизма, без веры в то, что мы, россияне, — единое историческое целое, без осознания своей идентичности невозможны сохранение территориальной целостности России, возрождение ее экономического могущества, защита в случае внешней опасности. Это основа будущего существования России[7.С. 65].

Патриотическое и гражданское воспитание нельзя рассматривать отдельно: они тесно связаны друг с другом. Патриотическое воспитание, составляющее духовно-нравственный компонент воспитания личности, прививает любовь к Отечеству, народу, его культуре. Гражданское воспитание, составляющее социально-правовой компонент, ставит своей задачей воспитание активности, самостоятельности, инициативности, формирование активной социальной позиции участника общественной жизни[4.С. 52].

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Педагогический коллектив школы считает, что успешность решения поставленных целей и задач зависит от позиции всех участников образовательного процесса, их возможности включиться в деятельность по формированию принципиально новых профессиональных установок и позиций. Это позволит сохранить динамику развития екатеринбургской школы как многовариантной, разноуровневой, личностно-ориентированной образовательной системы, учитывающей интересы школьников.

В школе 80 патриотическое воспитание давно стало одним из приоритетных направлений ее функционирования, ее традицией. В этом ее обязывает и сама история школы. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. школа являлась госпиталем.

Отличительными особенностямиПрограммыпо «Гражданско-патриотическому воспитанию  школьниковс 1 по 11 классы в условиях общеобразовательной школы»является масштабность, нестандартность, целенаправленность.

С 01 декабря 2016 года МАОУ СОШ №80 является региональной площадкой Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», созданной по Указу Президента Российской Федерации В.В. Путина. http://школа80.екатеринбург.рф/news/item/502. В целях реализации государственной молодежной политики Российской Федерации в области духовно-нравственного, патриотического воспитания  подрастающего поколения, удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, пожеланий родителей, а также запросов общества в МАОУ СОШ 1 сентября 2016 года были открыты два кадетских класса 5 «А» и 7 «А». На 1 сентября 2017 года 3 кадетских класса.27 октября 2016 г. в Суворовском училище состоялось вступление кадетских классов МАОУ СОШ № 80 в Юнармию.МАОУ СОШ № 80 первая школа города, которая вступила в это движение. На мероприятие были приглашены гости: Герой России полковник Касков О. А., ветеран боевых действий в Афганистане капитан Зеленков Е. В., начальник штаба регионального отделения военно-патриотического общественного движения «Юнармия»  Терлеев А. Г., начальник штаба городского отделения Юнармии Кукарцев А. М., начальник Управления образования Администрации города Екатеринбурга Сибирцева Е. А., начальник отдела образования Орджоникидзевского района Яровикова Е. А., администрация МАОУ СОШ № 80 и родители обучающихся.2.        Ежегодный митинг посвященный ВОВ http://школа80.екатеринбург.рф/news/item/418.  В 2017 году митинг, посвященный 72 годовщине Великой отечественной войны проходил на уровне районаhttp://школа80.екатеринбург.рф/news/item/571.Цикл «Творческие  встречи  с легендарными людьми».Встречи с писателем А.Ю. Бондаренко, с телеведущей, журналистом, лауреатом премии ТЭФИ Марией СИТТЕЛЬ, с известным уральским писателем Леонидом Семеновичем Дрейзиным. Более подробно можно ознакомиться на сайте школы.http://школа80.екатеринбург.рф/photoalbums/item/33; http://школа80.екатеринбург.рф/news/item/477, http://школа80.екатеринбург.рф/news/item/434.

Ежегодный конкурс военной песни «Битва хоров»  http://школа80.екатеринбург.рф/news/item/372; http://школа80.екатеринбург.рф/news/item/422.

Кинотека советских фильмов, посвященной служению отечеству (просмотр учащимися и обсуждение, написание эссе, например «Есть такая профессия -Родину защищать»).

Налажено взаимодействие с организациями и учреждениями, общественными движениями патриотической направленности:

  • Свердловская областная молодежная организация «Ассоциация патриотических отрядов «Возвращение»;
  • Екатеринбургский разъезд Общественное Движение «Казачий Дозор»;
  • Совет СООО ветеранов, пенсионеров Свердловской области;
  •  Государственное автономное учреждение Свердловской области
    «Региональный центр патриотического воспитания» под руководством    героя России – И.О. Родобольского;
  • Окружной дом офицеров г. Екатеринбурга;
  • ГБОУ свердловской области  Кадетская школа – интернат «Екатеринбургский кадетский корпус»;
  • Екатеринбургское  Суворовское военное училище Министерства обороны РФ.

МАОУ СОШ № 80 действуют 9 юнармейских отрядов, в которые вовлечены ребята с 1 по 11 классы, теперь к ним добавились 3 кадетских класса. Проводится ежегодный набор в кадеты с 2016 года в пятые классы. Ребята проходят строевую подготовку, учатся стрелять, изучают военную историю России, воинские звания, медицину.

Школа является единственной городской площадкой патриотического движения и одновременно городским ресурсным центром по сдаче норм ГТО по пулевой стрельбе. Для кадетских классов разработана внеклассная программа и более углубленное изучение предмета ОБЖ.

Ежегодно юнармейские отряды и кадетские классы школыучаствуют в различных мероприятиях по патриотической, интеллектуальной, спортивной, творческой направленности, занимаются волонтерской деятельностью и становятся призерами и победителями различных районных, городских, региональных и федеральных конкурсов.

Программа является ориентиром деятельности МАОУ СОШ № 80. В нашем общеобразовательном учреждении созданы благоприятные условия для реализации Программы, обеспечивающей духовно-нравственное и гражданско – патриотическое развитие, воспитание и социализацию обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России.

Педагогическая организация процесса патриотического воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни. Включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность учащихся. Ориентирована на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, основной и старшей: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Цели и задачи патриотического воспитания подрастающего поколения, которое является составной частью духовно-нравственного воспитания обучающихся на всех уровнях образованиядля цельного восприятия представлены в приложении 1.

Представленная таблица «Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на всех уровнях образования» показывает преемственность в патриотическом и духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся на всех уровнях образования в общеобразовательной школе. Содержанием патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество[3.С. 18-19].Соответственно, традиционным источникам нравственности и определяются базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Патриотизм может стать той ценностной основой, на которой возможно формирование и развитие личности российского гражданина, его духовно-нравственной составляющей. Именно в наше время, воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны, формирование совокупности общественно значимых качеств личности, в числе которых развитый гражданский долг и ответственность, уважение и принятие прав и обязанностей демократического общества, уважение к его законам - является одной из важнейших задач образования и ведущей целью всей воспитательной системы школы.

 

  1. Научно - педагогическая обоснованность

 

Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания школьников с 1 по 11 классы (далее – Программа) являются: Конституция РФ;Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"; Национальная доктрина образования РФ; Международная конвенция «О правах ребенка»; «Всеобщая декларация прав человека»; ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цели и задачи формирования личности патриота в новых условиях определены следующими нормативно – правовыми документами: Национальной доктриной развития образования РФ; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;Распоряжением Правительства Свердловской области от 22.07. 14  № 865 - РП «О разработке комплексной программы Свердловской области «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014 — 2020 годы».

Цель Программы: совершенствование и обобщение системы патриотического воспитания в школе, развитиеивоспитаниечеловеканравственного, культурного, деятельногосозидателя,компетентногогражданина,присвоившегонациональные и общечеловеческие ценности. Формирование таких качеств личности как верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, обеспечивающие развитие России как свободного, демократического государства.

Основные задачи в развитии системы патриотического воспитания школы:

  1. Продолжить совершенствование нормативно - правовой и организационно – методической базы патриотического воспитания в школе;
  2. Объединять усилия всех участников образовательного процесса в создании условий для духово – нравственного, патриотического воспитания школьников;
  3.  Усовершенствовать педагогическую модель формирования патриотизма у подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы;
  4. Приобщение учащихся к базовым духовно – нравственным ценностям;
  5. Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование систем базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума;
  6. Формировать качества патриота у учащихся: любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине; чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь; сочувствие, потребность защищать своих ближних, других людей, Родину; уважение к правам и свободам человека способность и желание выполнять свои обязанности;
  7. Вести мониторинг патриотических качеств личности у обучающихся, на основе данных мониторинга делать выводы и корректировать программу.Оценка достижения духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности, этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, так как это свойства, качества личности, см. приложение 2.

Область применения Программы. Программа является частью ООП НОО, ООП ОООв соответствии с ФГОС, ОП СООи пронизывает все звенья образовательного процесса, все уровни образования.

Формы и методы реализации Программы. В практике воспитания сложилось многообразие форм и методов, которые применимы и в решении задач патриотического воспитания. По числу объектов воздействия формы бывают:индивидуальные, групповые массовые.По степени новизны в теории и практике:традиционные, инновационные.По средствам воздействия:словесно-логические (воздействие словом), образно-художественные (средство воздействия, совместное эстетическое переживание), трудовые (средство воздействия, совместная работа), игровые (средства воздействия различны: слово, действие, образ, чувства), психологические (средства воздействия-элементы методы психологического тренинга).По форме общения:монологические, диалогические.

С точки зрения использования методов как педагогического инструментария в деятельности по патриотическому воспитанию наиболее приемлемой из всех представленных классификаций последних пятидесяти лет, по-прежнему является классификация Ю.К. Бабанского.Она отражает особенности воздействия на сознание и поведение воспитуемых, с учетом задач воспитания и закономерностей формирования свойств личности (методы формирования патриотического сознания личности; методы организации деятельности, опыта патриотического поведения; методы стимулирования патриотической деятельности и поведения) [5, с.].Традиционно принятые (убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример);инновационно-деятельностные(моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.).; неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, близких людей); тренингово-игровые (обеспечивают индивидуальным и групповым опытом); социально-психологические тренинги, деловые игры и др.; рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).Все выше указанные формы и методы применяются в образовательном процессе и тесно взаимосвязаны, см. приложение 3.

Возрастные группы обучающихся. Программавключает возрастные группы обучающихся с 1 — 11 класс, реализуется навсех трех уровнях образования в школе.

Ожидаемые результаты

Ответ на вопрос, какую личность мы хотим воспитать, каких результатовдобиться, дается в модели выпускника школы. Она состоит из качественной характеристики личности, включающей ценностные ориентации, социальные, интеллектуальные умения. Данный тезис, а также требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, лежат в основе определения «портрета выпускника» каждого уровня образования, см. приложение 4.На основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов мы смоделировали свой образ выпускника - школы: "Гражданин - патриот России” с такими сформированными патриотическими качествами личности как чувства верности своему Отечеству, уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему Родного края, своей страны, см. приложение 5.

В основе программы духовно-нравственного и гражданско – патриотического развития и воспитания обучающихся, организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат принципы. Понятие «принцип» означает общие правила (положения) формирования и самоформирования систем, обеспечивающие их упорядоченность и целостность функционирования. В практической деятельности принцип проявляются в виде требования[1]. Таким образом, принципы — это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которыми следует руководствоваться при организации и осуществлении деятельности.

Анализ литературы по проблеме патриотического воспитания показал, что в фундаментальных исследованиях последних лет определению принципов патриотического воспитания, отражающих его специфику, уделяется большое внимание.Более подробно представим классификацию, данную в монографии А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова «Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи» и отражающую современный взгляд на требования к патриотическому воспитанию[2]:

1. Служения Отечеству. Является интегративным принципом патриотического воспитания. В современных условиях требования принципа распространяются на сферу воспитания патриотизма как в ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины.

2. Исторической и социальной памяти. Требование принципа осуществлять связь времен — прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта и выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания.

3. Межпоколенной преемственности духовного опыта. Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности; отражает единство и многообразие социального и народного компонентов в патриотическом воспитании; ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры воспитания, этнокультурные, духовные, героические и созидательные традиции, общие факторы воспитания, присущие различным народам.

4. Социокультурной и национальной идентификации, который определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду. Именно этим определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности.

5. Гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса. Мозаичность исторического прошлого предполагает наличие различных взглядов на природу, сущность и механизмы различных процессов, поскольку они как характеристики социокультурного субъекта также не могут быть однородны.

6. Сакральности символов и смыслов Отечества, который определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в дело созидания и защиты Родины. Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал. Поэтому одна из важнейших характеристик патриотического воспитания — eгo ценностно-смысловой хapaктер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.

7. Соборности в воспитании духовных основ патриотизма. Результаты научных обобщений социокультурных, религиозных и философских особенностей российского менталитета позволяют сделать вывод, что одним из принципов идентификации духовной жизни российского социума является соборность, которая обладает коллективистскими, объединяющими началами социокультурной интеграции. Соборность — это этнический архетип в пространстве культуры российского социума, проявляющийся как чувство коллективного синтеза единичного и множественного, реального и сакрального, рационального и иррационального. Чувство патриотизма можно рассматривать как «переживание соборности», имеющей основу событие, т.е. совместно переживаемое бытие как таковое. В патриотическом воспитании данный принцип направлен на формирование духовности, гармонических основ в отношениях личности, коллектива, общества и государства, основ воспроизводства традиций народного единства, благоговения перед предками, гуманизма, толерантности, милосердия, коллективизма.

8. Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции, которые выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности. В традиции как основе патриотического воспитания заложен механизм духовного воспроизводствачеловека культуры, гражданина, патриота, выступающий особым процессом его самоидентификации и направленности на проявление собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее. 9. Импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании. Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое-настоящее-будущее». Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее — потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее — результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность — коллектив — общество — государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем.

В результате осмысления общих принципов воспитания и частных принципов патриотического воспитания, предложенных различными исследователями, нами были выделены следующие основополагающие принципы:

1. Принцип связи воспитания с жизнью. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Он находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность. Принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность, через систему целей; содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3 Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной, самостоятельной деятельности. Воспитание целесообразно в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

4. Принцип воспитания в труде. Труд как деятельность является важным средством воспитания. Концепция единства воспитания и деятельности является ведущей в педагогической науке. Личность формируется в данном процессе, отсюда и одна из задач воспитания - воздействовать на деятельность воспитанника путем её организации, соответствующей потребностям общества. Именно поэтому организация различных видов труда школьников является обязательным компонентом в педагогических системах большинства стран.

5. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к реальному положительному опыту. В качестве данной ситуации могут выступать школьные общественные движения, волонтерские организации, создаваемые в школе, тесная взаимосвязь с социальными объектами, нуждающимися в помощи.

 

Ценностные установки духовно-нравственного и гражданско – патриотического развития и воспитания российских школьников

 

Деятельность МАОУ СОШ № 80 опирается на национальный воспитательный идеал и на систему базовых национальных ценностей. «Современный национальный воспитательный идеал, отмечается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»[3].

Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания.

 

Критерии и показатели результативности в духовно – нравственном и гражданско – патриотическом развитии и воспитании школьников

 

Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности.

Критерий (от греч. criterion — средство для суждения) — это признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. Понятие «критерий» интерпретируется как мера отражения целостности свойств объекта, обеспечивающая его существование; как методологический инструментарий управления качеством образовании (гносеологический аспект); как основание для оценки реального уровня образовательных достижений (эмпирический аспект). Он, как правило, представляет собой некий оценочный комплекс, который конкретизируется в показателях — совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия. Под показателем результата принято понимать желаемое действие человека,свидетельствующее о достижении им результата образования, см. таблицу 1.

 

Таблица 1

Критерии и показатели результативности патриотического воспитания школьников

 

Критерий

Показатель

Параметры, уровни

Соответствие между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением индивида как субъекта деятельности

Патриотическая воспитанность это актуальный уровень развития внутренней культуры школьника, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.

Опыт познавательной деятельности предполагает сформированность патриотических знаний и представлений.

 

 

Опыт эмоционально- ценностных отношенийозначает сформированность патриотических чувств, ценностей, убеждений.

 

 

Действенно-практический опытпроявляется в реализации патриотических знаний и представлений, ценностей и убеждении в патриотическом поведении и деятельности.

 

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п., понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Действии для «людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

По мнению психологов, ценностные ориентации — важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Наиболее четко они эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Они обеспечивают целостность и устойчивость личности.

В социологии ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе социализации и являются главным фактором, регулирующим ее мотивацию и поведение.

Ценностные ориентации личности (ЦОЛ) образуют содержательную сторону направленности личности и выражают внутреннюю основу ее отношений к действительности. Они обнаруживаются в целях, интересах, убеждениях и других проявлениях личности. Знание ценностных ориентаций личности – психологическая предпосылка организации успешной воспитательной работы с учащимися. Именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания,стратегию развития воспитания, в том числе и духовно-нравственное.

 Ценностные ориентации личности (ЦОЛ) – это отношение личности к тем объектам, ради которых совершается деятельность, их дифференцированная оценка в зависимости от личносностной значимости для индивида. Для выявления ЦОЛ может быть использована  методика «определение ценностной ориентации личности», см. приложение 7.Данная методика под авторством Г.П. Поповой, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова позволяет выявитьдинамику изменения уровня нравственной воспитанности школьников, патриотической воспитанности.[3]

Оценка достижения духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности, этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, так как это свойства, качества личности, см.  приложение 2.

 

Традиционными источниками нравственности являются:

 

•патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

•социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

•гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

•семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

•личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

•труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

•наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

•традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе меж конфессионального диалога;

•искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

•природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

•человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Данный перечень базовых национальных ценностей определен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которые формируются у подрастающего поколения при реализации нашей Программы гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихсяна  всех уровнях образования.

 

 Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся

на всех уровнях образования

 

Организация гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется в МАОУ СОШ № 80 по следующимнаправлениям, см. приложение 6.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

        

Практическая направленность программы

 

С учетом выявленной совокупности педагогических условий и теоретического анализа проблем по развитию и воспитанию духовно-нравственных, гражданско- патриотических качеств у обучающихся в условиях общеобразовательной школы была разработана структурно-функциональную модель развития и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у обучающихся в условиях общеобразовательной школы.

Структурно-функциональная модель отражает наиболее важные звенья системы (структура) и их назначение (функции). Модель наглядно воспроизводит целостность педагогического процесса, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных его звеньев. Разработанная нами модель, является функциональной, так как рассматривается не только как образец, но и как действенный механизм, обеспечивающий развитие процесса  консолидации наших учащихся и развития и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у них в условиях общеобразовательной школы.

Педагогическое моделирование мы рассматриваем как отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который и называется педагогической моделью. Педагогическую модель проектировали согласно концепциям деятельностного (Л.С. Выготский, А.Н. Давыдов и др.) и системного (В.С. Швырев и др.) подходов.

В модели в качестве структурных компонентов выделены блоки: целевой, содержательный, организационный, функциональный и оценочно-результативный.

Целевой блок определяет главное направление и содержание поразвитию и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у обучающихся,включает основные педагогические задачи, принципы и подходы, которые реализуются в образовательном процессе. Развитие и воспитание нравственных и гражданско-патриотических качеств у школьников представляет собой длительный непрерывный, сложный процесс, имеющий комплексный характер, основывающийся на единстве целей, задач, принципов, форм, методов и средств, реализуемых во взаимодействии всех участников.

Решение вышеупомянутых задач определяется следующими принципами:индивидуализации и дифференциации, которые учитывают разный уровень развития и обучаемости учащихся; креативности, который способствует творческому самовыражению; преемственности, который предполагает передачу достигнутых результатов и закрепление их на последующем уровне развития человека; непрерывности, который предполагает развитие и совершенствование человека на протяжении всей его жизни.

Учитывая многоаспектность процесса обучения, мы опирались на следующие подходы обучения: структурно-системный подход, который показывает внутреннюю организацию процесса формирования патриотизма у школьников в условиях общеобразовательной школы; личностно-ориентированный, который предполагает изучение и знание педагогом особенностей, возможностей и потребностей его воспитанника; компетентностный подход, который предполагает усвоение учащимися овладение знаниями и умениями в комплексе и применение их на практике;исследовательский подход, который предполагает постепенное овладение учащимися основами научно-исследовательской деятельности.

Организационно-методический блок включает уровни, формы, методы, приемы, средства по развитию и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у обучающихся:

 Первый уровенькогнитивный, можно представить в двух аспектах: знания и умения. Это знание основ социальных наук: экономики, права, политологии, социологии и других предметов, где особая роль отводится предметам социально-гуманитарного блока; культурных и исторических достижений народов России, механизмов защиты прав человека на всех уровнях; умение получать и анализировать информацию о социальных явлениях и процессах на основе широкого круга источников, критически мыслить, выявлять социальные проблемы, формулировать обоснованное мнение по существу общественных проблем и явлений, отстаивать своё мнение и вести дискуссию.

Для того чтобы учащийся овладел вышеперечисленными умениями, необходима определённая подготовка и в процессе обучения, и особое построение воспитательной системы в школе, объединяющей усилия всех участников образовательного процесса, и возможность учащихся использовать полученные компетенции в реальной жизни через участие в общественных делах школы, города, страны и т.д.

Второй уровень – социально – содержательный, эмоционально-ценностный. Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – деятельностный. Он включает предыдущие два и получение школьниками опыта самостоятельного социального действия. Осуществляется работа с общественностью. Все эти уровни включают определенное содержание в соответствии с выделенными целями, задачами, принципами и подходами  по развитию и воспитанию  нравственных и гражданско-патриотических качеств у обучающихся в процессе образовательной деятельности в урочное и внеурочное время. 

 В качестве методического инструментария представлены некоторые разработки уроков, внеклассных мероприятий учителей. Например, урок истории в 11 классе по теме: «Героизм народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны: связь времен»; внеклассное мероприятие – митинг, посвященный дню победы и другие.

В летний период на базе школы работает оздоровительный лагерь «Русичи». Программа лагеря дает полное представление о службе в Вооруженных Силах, знакомит с правовой основой жизни призывника и солдата, развивает физическое здоровье, позволяет воспитывать у учащихся такие морально-волевые качества как смелость, честность, сознательность, дисциплинированность, выносливость. Программа позволяет ребенку в достаточной степени познакомиться с жизнью и бытом военнослужащих, с воинскими уставами, получить физическую закалку, приобрести опыт вхождения в коллектив, опыт межличностных отношений и коллективной деятельности, изучить азбуку стрельбы из стрелкового оружия, научиться преодолевать моральные и физические нагрузки, оказывать первую помощь в экстремальных ситуациях.

Вышеперечисленные  формы и методы по развитию и воспитанию духовно-нравственных и гражданско – патриотических качеств тесно взаимосвязаны с организацией внеурочной деятельности. В школе функционируют УНИО «Энциклопедисты», юнармейские отряды (с 1 по 11 классы), клуб волонтера «Дорогою Добра».

Успешность развития и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у  подрастающего поколения обеспечивается при тесном взаимодействии всех ее субъектов: семьи (родители) – участие в проведении консультаций, индивидуальных бесед; школы - получение среднего и профильного образования (кадетский класс), дополнительные занятия в кружках, секциях, факультативах, беседы, месячники, посвященные подготовке к защите Отечества; общественных организаций ("Союз ветеранов Афганистана", Свердловская областная общественная молодёжная организация "Ассоциация патриотических отрядов "Возвращение", районная общественная организация «Экспедиция память». Участие во всех мероприятиях, организуемых этими общественными объединениями.

Ежегодно участвуем и становимся победителями в мероприятиях, проводимых этими организациями: для 1-4 классов

  • Соревнование «Быстрее, выше, сильнее!»
  • Конкурс «Азбука безопасности»
  • Конкурс «Эти правила ОБЖ должен знать я и ты»
  • Смотр строя и песни «Статен в строю – силен в бою»
  • Соревнование «В бой идут одни малыши»
  • Соревнование «Операция снайпер»
  • Конкурс «С песней весело шагать»
  • Соревнование «Юный спасатель»
  • Конкурс «Космическое путешествие»
  • Конкурс «Знатоки российской символики»
  • Конкурс – соревнование «Зарничка - 2016»
  • Телекоммуникационный проект «Юнармейцы-вперед!»

для 5-11 классов

  • Соревнование по пожарно-прикладному виду спорта
  • Конкурс знатоков истории Отечества
  • Смотр строя и песни «Статен и строен, уважения достоин»
  • Районный финал военно-спортивной игры «Зарница»
  • Конкурс песни «На привале»
  • Соревнование по зимнемуполиатлону
  • Соревнование «Юный снайпер»
  • Конкурс знатоков российской символики
  • Соревнование «Школа безопасности 2016»
  • Телекоммуникационный проект «Юнармейцы-вперед!»

для 1-11 классов

  • Всероссийская Акция «Пост № 1»
  • Всероссийские Акции «Ветеран» и «Милосердие»
  • Областная Акция «Помним! Гордимся! Наследуем!»
  • Областная Акция «Вспомним всех поименно»
  • Заочные конкурсы:

*        «Летопись отряда» - жизнь отряда за год

*        «Солдаты победы» выставка рисунков

*        «Сердцу милая Родина»

  • Альманах «Интервью ветерана войны, труженика тыла детей войны»
  • Участие в мероприятиях во время месячника защитников Отечества
  • Встречи «Мы помним ваши имена», митинг у «Черного тюльпана»
  • Концертные выступления в госпитале ветеранов всех войн
  • Участие команд во всех городских, областных, региональных соревнованиях
  • Участие во Всероссийских телекоммуникационных проектах
  • Участие в акциях и мероприятиях, проводимых областной организацией «Возвращение».

Центр психолого-педагогической поддержки подростков "Диалог" – участие в индивидуальных консультациях, беседы, встречи со специалистами, участие в конкурсах; военные факультеты РГППУ и УрГПУ- знакомство с различными видами вооружения, участие в отработке строевых занятий, участие в элементах общевойсковой подготовки на местности, лекции по основам воинской службы и военного дела, консультации по общей и гуманитарной подготовки.

Главным результатом деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся является трепетное и уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, гордость за нашу Родину, народ-победитель и желание старшеклассников служить в рядах защитников Родины. Наши выпускники продолжают учебу в военных университетах МЧС. Администрация школы, классные руководители, учителя-предметники добросовестно и с большим интересом трудятся над патриотическим воспитанием учащихся. Налажена тесная связь с другими учреждениями и организациями. В этом направлении школа добилась больших результатов.

Функциональный блок предполагает следующие функции процесса развития и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у школьников: образовательную – формирует у учащихся систему знаний о мире, фундаментальных научных принципах; развивающую – способствует формированию человека как личности и подготовке его к самостоятельной профессиональной деятельности, самореализации; воспитательную – формирует у учащихся жизненные установки и принципы, культуросообразные представления обучающихся о социально-нравственных нормах, ценностях; инновационную – способствует развитию универсальных учебных действий, владение которыми дает возможность адаптации к новым изменяющимся жизненным условиям.

Оценочно-результативный блок предполагает введение в процесс развития и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у учащихся разнообразных оценочных критериев: определение ценностных ориентаций учащихся, уровня сформированности патриотических качеств, универсальных учебных действий. Результатом реализации модели, состоящей из перечисленных систематизирующих блоков, должен быть ученик "Гражданин - патриот России” с такими сформированными патриотическими качествами личности как чувства верности своему Отечеству, уважительного отношения к прошлому, настоящему и будущему Родного края, своей страны и др. смотрите схему 1«Педагогическая модель  развития и воспитания нравственных и гражданско-патриотических качеств у  подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы».

 


1Источник: http://manageconom.ru/

[2]Источник: http://manageconom.ru/

[3]Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт. – сост. Г.П. Попова, Г.А. Размерова, И.Б. Ремчукова. – 2- е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 124 с.

Смотреть работу полностью