Программа деятельности "Галактика идей"
МАУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский"
Программа деятельности "Галактика идей"
педагог-организатор: Гаева Елена Геннадьевна
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образование есть не только школьное дело.
Школа дает лишь ключи к этому образованию...
Внешкольное образование есть вся жизнь.
Всю жизнь должен человек себя образовывать.
А.В. Луначарский
Пояснительная записка
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
Дворец детского (юношеского) творчества поселка Сосновка - центр досуговой деятельности детей, где созданы все условия организации доступного досуга для каждого.
Программа деятельности «Галактика идей» позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.
В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».
Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности. Ценность дополнительного образования, реализуемого в ДДЮТ, в том, что оно усиливает вариативную составляющую школьного образования и способствует профессиональному самоопределению детей, реализации их сил, знаний, полученных в образовательных учреждениях.
Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса.
Главной целью проектирования досуговой программы является решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает развитие личности в рамках социально значимых норм и ценностей.
Программа «Галактика идей» основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служит средством открытия той или иной стороны окружающей жизни – героического, прекрасного, удивительного, и комического.
Программа состоит из шести направлений:
Духовно-нравственное - «Планета добрых дел».
Гражданско-патриотическое направление - Созвездие «Я – гражданин».
Экологическое направление - «Зелёная планета».
Ценностно-ориентированное направление - «Планета «Будь здоров».
Художественно-эстетическое направление - «Созвездие талантов».
Досуговое направление – «Планета затейников».
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная досуговая деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Реализация данной программы обусловлена необходимостью организации досуговой деятельности детей и подростков, посещающих Дворец творчества п. Сосновка. Работа Дворца обеспечивает ребятам доступность различных форм содержательного досуга и времяпрепровождения. В свете педагогической позиции организованный отдых детей и подростков позволяет эффективно развивать их личностные качества в неформальной обстановке, поскольку посещение клуба носит добровольный характер и осуществляется исходя из интересов и пожеланий ребят. Кадровые и материально-технические ресурсные возможности ДДЮТ п. Сосновка специфицируют досуг детей в творческом, интеллектуальном и спортивно-техническом направлении, что делает их времяпрепровождение более увлекательным и интересным.
Особенность программы «Галактика идей» состоит в том, что она способна удовлетворить интересы и потребности детей разного возраста, позволяет развивать творческие способности каждого ребенка.
Реализация данной программы позволяет организовать свободное время детей и подростков в поселке после окончания работы школы.
Актуальность данной программы состоит в том, что многообразие предполагаемой деятельности помогает ребенку найти свое место в детском объединении, самореализоваться, приобрести знания и навыки лидера и организатора, реально осуществить свои гражданские права и свободы, опыт социального взаимодействия и созидательной деятельности, включиться в жизнь общества.
Новизна программы.
Новизна программы обусловлена использованием современных информационных технологий в деятельности детского общественного объединения.
А также программа «Галактика идей» позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС основного общего образования как одной из форм интеграции дополнительного и общего образования в целях создания мотивирующего образовательного пространства, определяющего самоактуализацию и самореализацию личности обучающегося.
Цель, задачи
Цель программы: создание условий для самореализации воспитанников и раскрытия их духовного и творческого потенциала через коллектив, организацию.
Задачи программы:
- Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;
- Создание условий для неформального общения воспитанников;
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
- Воспитание чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
- Развитие творческих способностей детей;
- Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
- Формирование общечеловеческой морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к сверстникам, педагогам, инвалидам, людям разных национальностей);
- Оказание социально-психологической помощи в адаптации подростков во взрослой жизни;
- Оказание помощи "трудным" найти свое место в коллективе;
- Популяризация и пропаганда здорового образа жизни;
- Развитие инициативы, приобщение к самоуправлению;
- Вовлечение ребят в общественно-полезную деятельность.
Принципы реализации программы
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка.
Природосообразности воспитания: обязательный учет половозрастных особенностей детей.
Культуросообразность воспитания: опора в воспитании на культуру разных народов и национальную культуру.
Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.
Дифференциация воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.
Принцип открытости: максимальный выбор детьми форм и методов в получении определённых знаний и умений.
Непрерывность процесса воспитания: преемственность процесса организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
Основные методы и формы реализации программы.
- метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- методы состязательности (распространяется на все сферы деятельности: творческой, спортивной, интеллектуально-познавательной);
- метод коллективной творческой деятельности (КТД).Осуществляется индивидуальная и групповая работа;
- словесные методы, направленные на формирование тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, дискуссии, беседы и т.п.;
- методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций.
Обоснование компетентностного или системно-деятельностного похода в организации мероприятий
Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Данная программа построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.
Всё это достигается наиболее легче, если использовать игровые технологии, на основе которых и построена данная программа.
Игровые технологии на мероприятиях дают возможность повысить у учащихся интерес к таким мероприятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогают ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению информации.
Это формирует учебно-познавательную компетенцию
Игра может проводиться на разных этапах мероприятия. В начале мероприятия цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. Затем игра может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.
Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к рассматриваемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:
- ставить цели;
- решать задачи;
- отвечать за результаты
«вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни».
Обоснование концепции программы: по данной программе приоритетом образования и воспитания должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Реализация модели сетевого взаимодействия ДДЮТ п. Сосновка с общеобразовательными учреждениями обеспечивает условия для формирования мотивирующего пространства, где обучающийся может самореализоваться в различной деятельности по различным направлениям.
Портрет воспитанника
Образовательные ресурсы внеурочной деятельности при реализации проекта соответствует трём уровням результатов, содержащимся в требованиях ФГОС НОО, которые будут характеризовать портрет воспитанника:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Направления деятельности программы:
- Духовно-нравственное направление.
Цели:
- воспитание таких нравственных качеств личности ребенка, как добро, милосердие, благородство, уважение друг другу, к старшему поколению, терпимость и толерантность, дружелюбие и т. д.
- воспитание чувства долга, ответственности, активной жизненной позиции;
- воспитание бережного отношения к богатствам родного края;
- развитие творческого потенциала детей;
- привитие детям и по дросткам морально-этических норм поведения в обществе.
- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.
- Гражданско-патриотическое направление.
Цели:
-сохранение и развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю;
- воспитание уважения к государственной символике страны, историко-культурному наследию России;
-активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
-воспитание уважения к подвигу отцов;
- воспитание народной культуры в духе национальных традиций;
- Экологическое направление.
Цели:
- воспитание у детей понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой;
- развитие у ребят экологической культуры;
- изучение природы родного края.
- Ценностно-ориентированная направленность.
Цели:
- привить детям бережное отношение к своему здоровью;
- профилактика вредных привычек, ЗОЖ;
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
- профилактика правонарушений среди детей и подростков;
- пропаганда здорового образа жизни;
- совершенствование физической культуры, форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма.
- Художественно-эстетическое направление.
Цели:
- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;
- раскрытие творческих способностей детей и подростков через организацию разнообразных видов художественной и декоративно-прикладной деятельности.
- Культурно-досуговое направление.
Цели:
-организация досуга;
-создание атмосферы заинтересованности, мотивации к включению в образовательный процесс;
- пропаганда знаний в области прав человека, пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций.
Ожидаемые результаты
- Расширение кругозора воспитанников. Осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
- Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
- Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
- Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
- Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
- Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.
- Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
- Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
- Укрепление традиций образовательного учреждения.
Предметные результаты работы по данной программе:
Учащиеся должны знать:
- различные формы организации досуга;
- способы урегулирования конфликтов;
- способы организации коллективной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- организовывать свою деятельность;
- выбирать из многообразия предложенных вариантов выигрышные и инте ресные для проведения мероприятий;
- работать в группе и индивидуально;
- отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
- представлять себя и своё творчество за пределами ОУ;
- формировать свой портфолио;
- выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов деятельности.
Метапредметными результатами данной программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД
- уметь находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель мероприятия;
- работать по коллективно составленному плану;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение, оценивать правильность выполненных действий.
Коммуникативные УУД;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других, договариваться с партнёрами, воспринимать другое мнение и позицию
Личностными результатами данной программы является формирование следующих умений:
- уметь анализировать свои действия и управлять ими;
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать, что плохо и что хорошо;
- проявлять уважение к культурным традициям других народов.
План работы на срок реализации программы
- формирование научно-методической базы;
- коррекция образовательных программ;
- внедрение новых технологий в образовательный процесс;
- расширение спектра образовательных услуг;
- закрепление в образовательном пространстве посёлка.
Этапы реализации программы:
1. Начальный (подготовительный) этап – этап разработки:
- диагностико-аналитическая деятельность (предусматривает выявление интересов ребят для участия в деятельности объединения посредством опроса, анкетирования);
- создание нормативно-правовой базы;
- выявление лидеров среди подростков и их привлечение к разработке мероприятий программы;
- формирование направлений работы детской организации, выборы органов самоуправления, знакомство;
- изучение возможных условий реализации программы и социального заказа со стороны школы и родителей;
- взаимодействие с социальными структурами.
- Основной этап – этап внедрения :
- создание творческой атмосферы в детской организации, условий для самореализации подростков, раскрытие творческих возможностей.
- организация деятельности дворца творчества;
- сплочение ребят вокруг лидеров (взрослых и подростков);
- создание разновозрастного детского коллектива;
- проведение культурно – досуговых и спортивных мероприятий.
- Конечный этап – обобщающий:
- создание условий для самовыражения и самореализации ребенка;
- диагностика и анализ деятельности Дворца творчества в данный период времени;
- оценка вовлечения членов детской организации в различные виды деятельности;
- награждение победителей и активистов в различных мероприятиях;
- освещение данной работы на сайте учреждения.
- постановка задач на новый период, модернизация программы и внесение изменений в её реализацию.
Механизм оценки эффективности программы (формы: анкеты, наблюдения, беседы, учёт досуговой деятельности):
- анкетирование воспитанников, родителей, учителей общеобразовательной школы (Приложения 1, 2, 3);
- сбор информации;
- практический результат;
- самостоятельное высоконравственное поведение;
- социальные показатели (заинтересованность обучающихся);
- проведение мониторинга (по методикам):
№ |
Аспекты изучения |
Используемая методика |
1 |
Сформированность познавательной и творческой активности. |
Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся». |
2 |
Уровень развития самоуправления в детском коллективе. |
Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе». |
3 |
Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива. |
А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив». |
4 |
Сформированность нравственного потенциала личности ребенка. |
Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте». |
5 |
Выявление мотивов детей в деятельности. |
Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». |
Структура партнерства межведомственных структур (взаимодействие с ОУ, организациями культурного, социального)
Семья, социум |
Администрация сельского поселения Сосновка |
Детский сад «Аленушка» |
Общеобразовательная средняя школа |
КСК «Ровесник» Сосновского ЛПУМГ |
Дворец детского (юношеского) творчества |
Сельская библиотека |
СДК «Меридиан» |
Ожидаемые результаты реализации программы
- Увеличение численного состава детского общественного объединения.
- Организованность разностороннего содержательного досуга с учетом максимальных потребностей и интересов личности детей.
- Максимальное вовлечение детей и подростков в различные сферы деятельности: культурно-досуговую, профилактическую, творческую и т. д.
- Развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей детей посредством различных форм деятельности.
- Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
- Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
- Овладение методикой КТД.
- Развитие гражданской активности и чувства патриотизма.
- Развитие лидерских навыков и творческих способностей, необходимых для лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.
- Развитие навыков ведения здорового образа жизни и ответственности за своё здоровье.
Список используемой литературы
- Конвенция ООН «О правах ребёнка» - 1989 г.
- Федеральный Закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании» - Вестник образования, №7/1996
- Федеральный Закон от 20.07.2000 №102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст.16 Закона РФ «Об образовании» - Вестник образования, №18/2000
- Баженов И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, - 1987
- Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО, 2003
- Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1996
- Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2000
- Гольберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье» // ж-л «Классный руководитель» №1, 2001
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
- Козлова Г.В. Программы воспитательной работы.//ж-л «Классный руководитель», №4, 2000 – с.31-53, 68-73
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986
- Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н.Степанова – М.:ТЦ «Сфера», 2001
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
- Подросток и досуг. Сост.Дормаш С.В., Заводова Т.Е. – М.:ООО «Красико-Принт», 2004
- Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод пособие для организаторов детского движения. – М., 1996
- Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
- Тебе, вожатый! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003
- Тебе, вожатый! Выпуск 2. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
- Технология воспитательных дел в школе. Под ред. И.А.Чурикова – Чебоксары, 1999
- Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
- Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2000
- Шпаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2000
- Сборник авторских программ дополнительного образования детей, Москва «Народное образование»- 2002 г.
25. Журнал «Дополнительное образование» №№ 1/2002; № 7 2004 г.
26. Журнал «Воспитание школьников» - №№ 1/2003- 6/2004 гг.
27. Журнал «Чем развлечь гостей» - №№ 1 2002- 6/2003 гг.
28. Журнал «Бюллетень» - №№ 1/2001-7/2004 г.
29. Журнал «Завуч» - №№ 1/2001-6/2004 гг.
30. Журнал «Внешкольник» - №№ 1/2002- 5/2004 гг.
31. О.Е.Лебедева «Дополнительное образование», Москва, «Владос»-2000г.
32. К.Фопель «Как научить детей сотрудничать?» (4 части) Москва «Генезис»- 2003 г.
Интернет-ресурсы:
- http://school77.irkutsk.ru/SPD.html
- http://festival.1september.ru/articles/532566/
- http://sikachi.ippk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=87:2011-01-28-10-43-48&catid=44:-1-&Itemid=58
- http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/dosugovaya-deyatelnost-vospitannikov-v-sotsialno-reabilitatsio
Приложение 1
Глазами воспитанника.
Цель анкеты: определить степень удовлетворённости детей ДДЮТ.
Ход проведения: Детям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен.
- Я иду во Дворец детского творчества с радостью.
- В ДДЮТ у меня обычно хорошее настроение.
- У меня хороший руководитель.
- У меня есть любимый педагог в ДДЮТ.
- К нашим руководителям можно обратиться за советом и помощью в трудную минуту.
- Я могу высказать свободно своё мнение на всех занятиях.
- Я считаю, что в ДДЮТ созданы все условия для развития моих способностей.
- У меня есть любимое занятие в ДДЮТ.
- Я считаю, что знания, полученные в ДДЮТ, пригодятся для дальнейшей жизни.
- На летних каникулах я скучаю по ДДЮТ.
Обработка полученных данных: Показателем удовлетворённости детей жизнью в ДДЮТ является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
Если У больше 3, то можно говорить о высокой степени удовлетворённости,
если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости.
Приложение 2
Анкета для подростков
Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и
обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!
Ваше имя и фамилия______________________________________________
Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и
2.1.1. Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал.
2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю школьные занятия.
2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников.
2.2.1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую.
2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания.
2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие.
2.2.4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел.
2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет.
2.3.3. Учусь не хуже других по многим предметам.
2.3.4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу.
2.4.1. Родители пьют, не считают нужным работать.
2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни.
2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне.
2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем.
2.5.1. Отношения напряжены так, что я готов(а) уйти из дома.
2.5.2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов.
2.5.3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним.
2.5.4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту.
2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег.
2.6.2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться.
2.6.3. Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать.
2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней.
2.7.1. Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь.
2.7.2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие.
2.7.3. Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе.
2.7.4. Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация.
2.8.1. Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство.
2.8.2. Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой.
2.8.3. Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю.
2.8.4. Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен.
2.9.1. Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают.
2.9.2. Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь.
2.9.3. Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым.
2.9.4. Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания.
2.10.1 . Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам.
2.10.2. Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком.
2.10.3. Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи.
2.10.4. Я могу простить обиду.
2.11.
Волевые качества:
2.11.1. Я способен стать лидером группировки.
2.11.2. Я умею жить по «понятиям».
2.11.3. Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным.
2.11.4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников.
2.12.
Какая пословица (тост) Вам больше нравится:
2.12.1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было.
2.12.2. Хочешь жить, умей вертеться.
2.12.3. Любишь кататься, моги и саночки в гору возить.
2.12.4. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
2.13.
Какое высказывание вам больше подходит:
2.13.1. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт.
2.13.2. Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать.
2.13.3. Курить, здоровью вредить.
2.13.4. Алкоголь и наркотики – это путь в никуда.
Приложение 3
Опросник для родителей. Позволяет оценить наличие изменений в поведении обучающихся, в результате проведения с ними занятий по профилактике асоциального поведения
Уважаемы родители!
В течение____________ с Вашими детьми проводились занятия по неспецифической профилактике асоциального поведения. Пожалуйста, ответьте на вопросы, оценивая изменения, которые, возможно, произошли с Вашим ребенком.
Вопросы |
варианты ответов |
|
|
да |
нет |
|
||
|
||
Ребенок стал смелее высказывать свою точку зрения, мнение по какому либо вопросу, при этом стараясь его аргументировать |
да |
нет |
Ребенок стал увереннее в себе, более открыто идет на контакт с окружающими |
да |
нет |
Ребенок стал внимательнее относиться к окружающим и членам своей семьи |
да |
нет |
В Вашей семье стало меньше конфликтов, причиной которых являются Ваши разногласия с ребенком по вопросам его отношения к близким, к жизненным ценностям |
да |
нет |
Стал ли Ваш ребенок чаще принимать участие в решении семейных вопросов |
да |
нет |
Увеличилось ли время Вашей совместной деятельности с ребенком |
да |
нет |
Спасибо.