Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню воспитателя и всех дошкольных работников «Мастера дошкольных...
16.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Проводим лето в парке»
16.09.2019 г.
Всероссийский фестиваль поделок из овощей, цветов и фруктов «Щедрого лета прощальные дары…»
10.09.2019 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Вспоминая ушедшее лето…»
09.09.2019 г.
 

Всероссийский конкурс творческих работ, посвящённый Дню Государственного флага Российской...
09.09.2019 г.
Всероссийский конкурс «Мой Город отмечает праздник свой!»
05.09.2019 г.
IV Всероссийский конкурс «Овощной переполох»

Программа деятельности "Галактика идей"

МАУ ДО "Дворец детского (юношеского) творчества г. Белоярский"

Программа деятельности "Галактика идей"

педагог-организатор: Гаева Елена Геннадьевна

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Образование есть не только школьное дело.

Школа дает лишь ключи к этому образованию...

Внешкольное образование есть вся жизнь.

Всю жизнь должен человек себя образовывать. 

А.В. Луначарский 

Пояснительная записка

           Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.

           Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.

          Дворец детского (юношеского) творчества поселка Сосновка - центр досуговой деятельности детей, где созданы все условия организации доступного досуга для каждого.

           Программа деятельности «Галактика идей» позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей, их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.

В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».

        Дополнительное образование детей - необходимое звено в воспитании многогранной личности. Ценность дополнительного образования, реализуемого в ДДЮТ, в том, что оно усиливает вариативную составляющую школьного образования и способствует профессиональному самоопределению детей, реализации их сил, знаний, полученных в образовательных учреждениях. 

         Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса. 
          Главной целью проектирования досуговой  программы является решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает развитие личности в рамках социально значимых норм и ценностей.

       Программа «Галактика идей» основана на разнообразных познавательных коллективных творческих делах и служит средством открытия той или иной стороны окружающей жизни – героического, прекрасного, удивительного, и комического.

Программа состоит из шести  направлений:

 

          Духовно-нравственное  -  «Планета добрых дел».

Гражданско-патриотическое направление  -  Созвездие «Я – гражданин».

Экологическое направление  -  «Зелёная планета».

Ценностно-ориентированное направление  -  «Планета «Будь здоров».

Художественно-эстетическое  направление  -  «Созвездие талантов».

Досуговое направление – «Планета затейников».

 

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

  Правильно организованная досуговая деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Реализация данной программы обусловлена необходимостью организации досуговой деятельности детей и подростков, посещающих Дворец творчества п. Сосновка. Работа Дворца обеспечивает ребятам доступность различных форм содержательного досуга и времяпрепровождения. В свете педагогической позиции организованный отдых детей и подростков позволяет эффективно развивать их личностные качества в неформальной обстановке, поскольку посещение клуба носит добровольный характер и осуществляется исходя из интересов и пожеланий ребят. Кадровые и материально-технические ресурсные возможности ДДЮТ п. Сосновка  специфицируют досуг детей в творческом, интеллектуальном и спортивно-техническом направлении, что делает их времяпрепровождение более увлекательным и интересным.

Особенность программы «Галактика идей»  состоит в том, что она способна удовлетворить интересы и потребности детей разного возраста, позволяет развивать творческие способности каждого ребенка.

Реализация данной программы позволяет организовать свободное время детей и подростков в поселке после окончания работы школы.

Актуальность данной программы состоит в том, что многообразие предполагаемой деятельности помогает ребенку найти свое место в детском объединении, самореализоваться, приобрести знания и навыки лидера и организатора, реально осуществить свои гражданские права и свободы, опыт социального взаимодействия и созидательной деятельности, включиться в жизнь общества.

 

Новизна программы.

Новизна программы обусловлена использованием современных информационных технологий в деятельности детского общественного объединения.

А также программа «Галактика идей» позволяет реализовать модель сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями по организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС основного общего образования как одной из форм интеграции дополнительного и общего образования в целях создания мотивирующего образовательного пространства, определяющего самоактуализацию и самореализацию личности обучающегося.

 

Цель, задачи

Цель программы: создание условий для самореализации воспитанников  и раскрытия их духовного и творческого потенциала через коллектив, организацию.

 

Задачи программы:

 

  • Развитие физических, и умственных способностей обучающихся;
  • Создание условий для неформального общения воспитанников;
  • Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
  • Воспитание чувства прекрасного, развитие эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих и индивидуальных способностей детей;
  • Развитие  творческих способностей детей;
  • Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
  • Формирование общечеловеческой морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости по отношению к сверстникам, педагогам, инвалидам, людям разных национальностей);
  • Оказание социально-психологической помощи в адаптации подростков  во взрослой жизни;
  • Оказание помощи "трудным" найти свое место в коллективе;
  • Популяризация  и  пропаганда  здорового образа жизни;
  • Развитие инициативы, приобщение к самоуправлению;
  • Вовлечение ребят  в общественно-полезную деятельность.

 

Принципы реализации программы

Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка.

Природосообразности воспитания: обязательный учет половозрастных особенностей детей.

Культуросообразность  воспитания: опора в воспитании на культуру разных народов и национальную культуру.

Гуманизация   межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.

Дифференциация воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей.

Принцип открытости: максимальный выбор детьми форм и методов в получении определённых знаний и умений.

Непрерывность процесса воспитания: преемственность процесса организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.

Основные методы и формы реализации программы.

  • метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • методы состязательности (распространяется на все сферы деятельности: творческой, спортивной, интеллектуально-познавательной);
  • метод коллективной творческой деятельности (КТД).Осуществляется индивидуальная и групповая  работа;
  • словесные методы, направленные на формирование тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, дискуссии, беседы и т.п.;
  • методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций.

Обоснование компетентностного или системно-деятельностного похода  в организации мероприятий

 

Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Данная программа построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.

Всё это достигается наиболее легче, если использовать игровые технологии, на основе которых и построена данная программа.

Игровые технологии на мероприятиях дают возможность повысить у учащихся интерес к таким мероприятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогают ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.  Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению информации.

    Это формирует учебно-познавательную компетенцию

    Игра может проводиться на разных этапах мероприятия. В начале мероприятия цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. Затем игра может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к рассматриваемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД). 

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:

  • ставить цели;
  • решать задачи;
  • отвечать за результаты

«вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни».

Обоснование концепции программы: по данной программе приоритетом образования и воспитания должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа. Реализация модели сетевого взаимодействия ДДЮТ п. Сосновка  с общеобразовательными учреждениями обеспечивает условия для формирования мотивирующего пространства, где обучающийся может самореализоваться в различной деятельности по различным направлениям.

     Портрет воспитанника

Образовательные ресурсы внеурочной деятельности при реализации проекта соответствует трём уровням результатов, содержащимся в требованиях ФГОС НОО, которые будут характеризовать портрет воспитанника:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов  – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

 

 Направления деятельности программы:

 

  1. Духовно-нравственное направление.

Цели:

- воспитание таких нравственных качеств личности ребенка, как добро, милосердие, благородство, уважение друг другу, к старшему поколению, терпимость и толерантность, дружелюбие и т. д.

- воспитание чувства долга, ответственности, активной жизненной позиции;

- воспитание бережного отношения к богатствам родного края;

- развитие творческого потенциала детей;

- привитие детям и по дросткам морально-этических норм поведения в обществе.

- воспитание учащихся в духе демократии, свободы.

 

  1. Гражданско-патриотическое направление.

Цели:

-сохранение и развитие у воспитанников чувства гордости, любви к Родине, родному краю;

- воспитание уважения к государственной символике страны, историко-культурному наследию России;

-активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;

-воспитание  уважения к подвигу отцов;

- воспитание народной культуры в духе национальных традиций;

 

  1. Экологическое направление.

Цели:

- воспитание у детей понимания взаимосвязи между человеком, обществом и природой;

- развитие у ребят экологической культуры;

- изучение природы родного края.

 

  1. Ценностно-ориентированная направленность.

Цели:

- привить детям бережное отношение к своему здоровью;

- профилактика вредных привычек, ЗОЖ;

- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

- профилактика правонарушений среди детей и подростков;

- пропаганда здорового образа жизни;

- совершенствование физической культуры, форм и методов работы по обеспечению жизнедеятельности и предупреждение травматизма.

 

  1. Художественно-эстетическое  направление.

Цели:

- воспитание у учащихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных, музыкальных, литературных способностей;

- раскрытие творческих способностей детей и   подростков через организацию разнообразных видов художественной и декоративно-прикладной деятельности.

 

  1. Культурно-досуговое направление.

Цели:

-организация досуга;

-создание атмосферы заинтересованности, мотивации к включению в образовательный процесс;

- пропаганда знаний в области прав человека, пожарной безопасности, гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций.

 

Ожидаемые результаты

  1. Расширение кругозора воспитанников.  Осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности.
  2. Умение содержательно и разнообразно проводить своё время.
  3. Повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
  4. Осознание детьми своих возможностей и потребностей, путей и способов их реализации в свободное от учёбы время.
  5. Изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга.
  6. Приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел.
  7. Усвоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры.
  8. Изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях.
  9. Укрепление традиций образовательного учреждения.

 

Предметные результаты работы по данной программе:

 

Учащиеся должны знать:

  • различные формы организации досуга;
  • способы урегулирования конфликтов;
  • способы организации коллективной деятельности.

   Учащиеся должны уметь:

  • организовывать свою деятельность;
  • выбирать из многообразия предложенных вариантов выигрышные и инте ресные для проведения мероприятий;
  • работать в группе и индивидуально;
  • отстаивать свою точку зрения и выслушивать собеседника;
  • представлять себя и своё творчество за пределами ОУ;
  • формировать свой портфолио;
  • выбирать наиболее выигрышные способы для предоставления результатов деятельности.

 

Метапредметными результатами данной программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

 

Познавательные УУД

  • уметь находить информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

Регулятивные УУД

  • уметь определять и формулировать цель мероприятия;
  • работать по коллективно составленному плану;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение, оценивать правильность выполненных действий.

Коммуникативные УУД;

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других, договариваться с партнёрами, воспринимать другое мнение и позицию

 

Личностными результатами данной программы является формирование следующих умений:

 

  • уметь анализировать свои действия и управлять ими;
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать, что плохо и что хорошо;
  • проявлять уважение к культурным традициям других народов.

 

 

План работы на срок реализации программы

  • формирование научно-методической базы;
  • коррекция образовательных программ;
  • внедрение новых технологий в образовательный процесс;
  • расширение спектра образовательных услуг;
  • закрепление в образовательном пространстве посёлка.

 

Этапы реализации программы:

     1.  Начальный (подготовительный) этап – этап разработки:

  • диагностико-аналитическая деятельность (предусматривает выявление интересов ребят для участия в деятельности объединения  посредством опроса, анкетирования);
  • создание нормативно-правовой базы;
  • выявление лидеров среди подростков и их привлечение к разработке мероприятий  программы;
  • формирование направлений работы детской организации, выборы органов самоуправления, знакомство;
  • изучение возможных условий реализации программы и социального заказа со стороны школы и родителей;
  • взаимодействие с социальными структурами.
  1. Основной этап – этап внедрения

- создание творческой атмосферы в детской организации, условий для                   самореализации  подростков, раскрытие творческих возможностей.

- организация деятельности дворца творчества;

          - сплочение ребят вокруг лидеров (взрослых и подростков);

           - создание разновозрастного детского коллектива;

           - проведение культурно – досуговых и спортивных мероприятий.

 

  1. Конечный этапобобщающий:

- создание условий для самовыражения и самореализации ребенка;

- диагностика и анализ деятельности Дворца творчества в данный период времени;

- оценка вовлечения членов детской организации в различные виды деятельности;

- награждение победителей и активистов в различных мероприятиях;

- освещение данной работы на сайте учреждения.

- постановка задач на новый период, модернизация программы и внесение изменений в её реализацию.

 

Механизм оценки эффективности программы  (формы: анкеты, наблюдения, беседы, учёт досуговой деятельности):

  • анкетирование воспитанников, родителей,  учителей общеобразовательной школы (Приложения 1, 2, 3);
  • сбор информации;
  • практический результат;
  • самостоятельное высоконравственное поведение;
  • социальные показатели (заинтересованность обучающихся);
  • проведение мониторинга (по методикам):

 

Аспекты изучения

Используемая методика

1

Сформированность познавательной и творческой активности.

Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся».

2

Уровень развития самоуправления в детском коллективе.

Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе».

3

Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива.

А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».

4

Сформированность нравственного потенциала личности ребенка.

Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте».

5

Выявление мотивов детей в деятельности.

Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности».

 

Структура партнерства межведомственных структур (взаимодействие с ОУ, организациями культурного, социального)

 

Семья, социум

Администрация сельского поселения Сосновка

Детский сад «Аленушка»

Общеобразовательная средняя школа

КСК  «Ровесник» Сосновского ЛПУМГ

Дворец детского (юношеского) творчества

Сельская библиотека

СДК «Меридиан»

 

Ожидаемые  результаты реализации программы

 

  • Увеличение численного состава детского общественного объединения.
  • Организованность разностороннего содержательного досуга с учетом максимальных потребностей и интересов личности детей.
  • Максимальное вовлечение детей и подростков в различные сферы деятельности: культурно-досуговую, профилактическую, творческую и т. д.
  • Развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей детей     посредством различных форм деятельности.
  • Развитие коммуникативных способностей, чувства ответственности за принимаемые решения и за их выполнение, выраженное в достижении званий личностного роста.
  • Овладение практическими приемами и способами самореализации, самооценки и саморазвития.
  • Овладение методикой КТД.
  • Развитие гражданской активности и чувства патриотизма.
  • Развитие лидерских навыков и творческих способностей, необходимых для        лучшей адаптации подростка в обществе, его социализации и личностного развития.
  • Развитие навыков ведения здорового образа жизни и ответственности за своё здоровье.

 

Список используемой литературы

 

  1. Конвенция ООН «О правах ребёнка» - 1989 г.
  2. Федеральный Закон от 13.01.1996 №12-ФЗ «Об образовании» - Вестник образования, №7/1996
  3. Федеральный Закон от 20.07.2000 №102-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в ст.16 Закона РФ «Об образовании» - Вестник образования, №18/2000
  4. Баженов И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, - 1987
  5. Беляева И.Л. Семейный калейдоскоп: Программа работы с детьми младшего школьного возраста. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО, 2003
  6. Будем работать вместе! Программы деятельности детских и подростковых организаций. – М., 1996
  7. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979
  8. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические  рекомендации. Под ред. Е.Н.Степанова – М.: ТЦ «Сфера», 2000
  9. Гольберг В.А. Проект целевой комплексной программы «Здоровье» // ж-л «Классный руководитель» №1, 2001
  10. Коджаспирова Г.М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
  11. Козлова Г.В. Программы воспитательной работы.//ж-л «Классный руководитель», №4, 2000 – с.31-53, 68-73
  12. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.: Просвещение, 1986
  13. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие. Под ред. Е.Н.Степанова – М.:ТЦ «Сфера», 2001
  14. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
  15. Подросток и досуг. Сост.Дормаш С.В., Заводова Т.Е. – М.:ООО «Красико-Принт», 2004
  16. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. Метод пособие для организаторов детского движения. – М., 1996
  17. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ «Сфера», 2002
  18. Тебе, вожатый! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2003
  19. Тебе, вожатый! Выпуск 2. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2004
  20. Технология воспитательных дел в школе. Под ред. И.А.Чурикова – Чебоксары, 1999
  21. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2001
  22. Хочу быть лидером! Выпуск 1. – Н.Новгород: Педагогические технологии, 2000
  23. Шпаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2000
  24.  Сборник авторских программ дополнительного образования детей, Москва «Народное образование»- 2002 г.

25. Журнал «Дополнительное образование» №№ 1/2002; № 7 2004 г.

26. Журнал «Воспитание школьников» - №№ 1/2003- 6/2004 гг.

27. Журнал «Чем развлечь гостей» - №№ 1 2002- 6/2003 гг.

28. Журнал «Бюллетень» - №№ 1/2001-7/2004 г.

29. Журнал «Завуч» - №№ 1/2001-6/2004 гг.

30. Журнал «Внешкольник» - №№ 1/2002- 5/2004 гг.

31. О.Е.Лебедева «Дополнительное образование», Москва, «Владос»-2000г.

32. К.Фопель «Как научить детей сотрудничать?» (4 части) Москва «Генезис»- 2003 г.

 

Интернет-ресурсы:

 

 

Приложение 1

 

Глазами воспитанника.

 

Цель анкеты: определить степень удовлетворённости детей ДДЮТ.

 

Ход проведения: Детям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

 

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен.

 

  1. Я иду во Дворец детского творчества с радостью.
  2. В ДДЮТ у меня обычно хорошее настроение.
  3. У меня хороший руководитель.
  4. У меня есть любимый педагог в ДДЮТ.
  5. К нашим руководителям можно обратиться за советом и помощью в трудную минуту.
  6. Я могу высказать свободно своё мнение на всех занятиях.
  7. Я считаю, что в ДДЮТ созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимое занятие в ДДЮТ.
  9. Я считаю, что знания, полученные в ДДЮТ,  пригодятся для дальнейшей жизни.
  10. На летних каникулах я скучаю по ДДЮТ.

 

Обработка полученных данных: Показателем удовлетворённости детей жизнью в ДДЮТ является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

Если У больше 3, то можно говорить о высокой степени удовлетворённости,

если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости.

 

Приложение 2

Анкета для подростков

Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и

обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!

Ваше имя и фамилия______________________________________________

Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и

2.1.1. Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал.

2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю школьные занятия.

2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников.

2.2.1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую.

2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания.

2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие.

2.2.4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел.

2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет.

2.3.3. Учусь не хуже других по многим предметам.

2.3.4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу.

2.4.1. Родители пьют, не считают нужным работать.

2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни.

2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне.

2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем.

2.5.1. Отношения напряжены так, что я готов(а) уйти из дома.

2.5.2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов.

2.5.3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним.

2.5.4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту.

2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег.

2.6.2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться.

2.6.3. Когда окончу школу, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать.

2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней.

2.7.1. Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь.

2.7.2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие.

2.7.3. Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе.

2.7.4. Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация.

2.8.1. Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство.

2.8.2. Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой.

2.8.3. Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю.

2.8.4. Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен.

2.9.1. Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают.

2.9.2. Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь.

2.9.3. Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым.

2.9.4. Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания.

2.10.1 . Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам.

2.10.2. Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком.

2.10.3. Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи.

2.10.4. Я могу простить обиду.

2.11.

Волевые качества:

2.11.1. Я способен стать лидером группировки.

2.11.2. Я умею жить по «понятиям».

2.11.3. Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным.

2.11.4. Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников.

2.12.

Какая пословица (тост) Вам больше нравится:

2.12.1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было.

2.12.2. Хочешь жить, умей вертеться.

2.12.3. Любишь кататься, моги и саночки в гору возить.

2.12.4. Без труда не вытащить и рыбки из пруда.

2.13.

Какое высказывание вам больше подходит:

2.13.1. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт.

2.13.2. Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать.

2.13.3. Курить, здоровью вредить.

2.13.4. Алкоголь и наркотики – это путь в никуда.

 

Приложение 3

Опросник для родителей.   Позволяет  оценить наличие изменений в поведении обучающихся,  в результате проведения с ними  занятий  по профилактике асоциального поведения    

Уважаемы родители!

В течение____________ с Вашими детьми проводились занятия по неспецифической профилактике асоциального поведения. Пожалуйста, ответьте на вопросы, оценивая изменения, которые,   возможно, произошли  с Вашим ребенком.

Вопросы

варианты ответов

  1. Обсуждал ли с Вами Ваш ребенок то, что происходило на занятиях

да

нет

  1. Что из обсуждений Вам наиболее запомнилось:
  1. Произошли ли изменения в поведении Вашего ребенка (прочитайте суждение и выберите один из вариантов ответа)

Ребенок стал смелее высказывать свою точку зрения, мнение по какому либо вопросу, при этом стараясь его аргументировать

да

нет

Ребенок стал увереннее  в себе, более открыто идет на контакт с окружающими

да

нет

Ребенок стал внимательнее  относиться к окружающим и членам своей семьи

да

нет

В Вашей семье стало меньше конфликтов, причиной которых являются Ваши разногласия с ребенком по вопросам его отношения к близким, к жизненным ценностям

да

нет

Стал ли Ваш ребенок чаще принимать участие в решении  семейных  вопросов

да

нет

Увеличилось ли время Вашей совместной деятельности с ребенком

да

нет

Спасибо.