Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Программа "Большой Семейный Совет"

ГБКУ АО "Архангельский Центр Социальной Помощи Семье и Детям" 

 

 

Методическое пособие

Программа

«Детское самоуправление в условиях детского центра»

Большой семейный совет (БСС)

(для детей в возрасте 10-15 лет сроком на один год)

 

педагог-организатор 

Биркина Надежда Евгеньевна

 

 

Содержание
 
1. Пояснительная записка 3
2. Основная часть 4-21
3. Приложения 8, 19-20, 22-27
4. Литература 28
 
Пояснительная записка
Проблема воспитания человека, воспитание его культуры общения, развитие чувства товарищества, понимания ребенком его роли в жизни общества, развитие коммуникативных и организаторских способностей подростка, организация детского досуга является одной из значимых проблем на данном этапе развития системы образования. Благодаря общению подросток может получить незаменимый положительный социальный опыт, практику межличностных взаимоотношений, умение конструктивно вести себя во время конфликта, разрешать их справедливо и без насилия, без нанесения ущерба обществу и личности.
Органы детского самоуправления в детском центре, важны для успешной социализации воспитанника, для содержательного продуктивного общения, для научения детей реализовывать себя в рамках тех или иных социальных ролей. Самоуправление способствует выбору способов поведения воспитанников в отдельных ситуациях без ущемления собственного достоинства и достоинства окружающих, стремлению воспитанников к получению признания окружающими людьми.
Цель данного пособия – формирование навыков успешной социализации ребенка в условиях  центрасредствами детского самоуправления.
Задачи:
- самораскрытие и самореализация личности каждого ребенка, развитие творческого потенциала воспитанника детского дома;
- развитие коммуникативных и организаторских способностей детей;
- развитие чувства товарищества и взаимопомощи, дружбы в коллективе;
- умение планировать общественно полезную деятельность, рационально использовать рабочее время, вести учет результатов труда;
- приобретение опыта сотрудничества, развития навыка восприятия и понимания себя и других людей в процессе общения с ними.
Ожидаемые результаты работы:
- создание в детском  центре  воспитательной среды, обеспечивающей условия самоутверждения, самоупроявления, самостоятельности, инициативы воспитанников;
- создание сплоченного детского коллектива, способного планировать свою работу и реализовывать намеченные планы;
-адаптация воспитанников к изменяющимся условиям жизни через работу в детском коллективе.
 
 
Любая структура, любое организованное
строение общешкольного коллектива играет
свою роль в воспитании учащихся тогда, когда и они
имеют положительный опыт коллективистских
взаимоотношений, приобретенных в первичных детских коллективах.
В.А. Сухомлинский
 
В режиме самоуправления взаимодействует коллектив людей, совместно определяющих цель, объект и предмет своей деятельности, которые договариваются о средствах и способах реализации цели.
Я считаю, что самоуправление – это необходимый компонент содержания современного воспитания личности воспитанника, который дает возможность его физическому, психическому и духовному развитию. Характерная черта всех подростков – стремление жить в сообществе, где тебя принимают, есть правила жизни, которые хочется принимать самим и соблюдать их, планировать, разрабатывать и организовывать коллективные творческие дела, на равных с взрослыми участвовать в управлении делами детского дома, жить и работать в коллективе, уметь управлять своими поступками.
И это возможно через обучение детей основным приемам управленческой деятельности.
Демократическое управление обеспечивает детскому коллективу право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление.
Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищенности каждого ребенка, является фактором социализации личности ребенка, так как способствует реализации социальных функций: информационной, ценностной, ориентационной, нормативной. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному и нравственному творчеству ребенка.
Самоуправление – это необходимая составляющая воспитательного процесса. Самоуправление – обучение всех детей основам демократических отношений в обществе, умению управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Социально – экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества. Это привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощи государства и поступающих в детский дом.
Трудности работы с подростками заключаются в отсутствии в их душах в достаточной мере теплоты чувств, любви, симпатии и эмоциональной опоры, которые в первую очередь связаны с семейными отношениями и издержками семейного воспитания. Большинство данных детей имеют одинаковые отклонения в психологическом, социальном и педагогическом развитии. Так как организация жизнедеятельности во всех интернатных учреждениях схожа, то организация детского самоуправления пойдет на пользу всем воспитанникам данных учреждений.
В детских центрахбольшая часть детей – социальные сироты, все дети имеют неблагополучную историю развития. Дети очень разные, но их всех объединяет склонность к необдуманным поступкам и риску, неумение оценивать степень опасности и стремление к независимости, у них нарушены коммуникативные связи, дети не способны самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность. (У 50% детей отсутствует способность к сопереживанию и готовность прийти на помощь, у 70% детей отсутствует чувство долга самоконтроля, у 30% детей на среднем уровне развития находятся эмпатия и толерантность). Поэтому, одним из наиболее значимых режимов протекания деятельности детей и взрослых в детском доме является самоуправление, которое сосуществует параллельно с руководством и управлением.
Для наиболее полной реализации данного пособия я считаю, что необходимо организовать всю деятельность воспитанников детского дома через коллективные дела (КТД).
КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в тоже время основное воспитательное средство (инструмент коммунрской методики) /Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, Педагогика, 1989 год/
При проведении КТД наиболее ярко проявляются – соуправление и самоуправление. Через советы дела (при подготовке любого КТД), каждый воспитанник может приобщиться к управлению. Состав советов постоянно меняется и обновляется, предоставляется возможность каждому желающему опробовать свои силы.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
- участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
- организация творческих и дежурств по центру;
- деятельность советов дел.
Организация коллективной творческой деятельности проходит в несколько этапов, которые видоизменяются и дополняются исходя из целей и задач детского дома.
На первом этапе, педагоги, непосредственно отвечающие за подготовку дела, отталкиваясь от предыдущего уже накопленного опыта, продумывают нового дела, выдвигают различные идеи.
На втором этапе проводится коллективное планирование. Здесь собираются педагоги и члены детского совета, работа проводится в микрогруппах. Здесь звучат идеи детей, предлагается точка зрения воспитателей. В результате совместного обсуждения рождается новое содержание и рассматривается вопрос: кто и за что будет отвечать при подготовке и проведении дела, составляется план подготовки.
На третьем этапе идет коллективная подготовка дела. Для подготовки и проведения любого КТД создается специальный орган – Совет дела.
На четвертом этапе проводится коллективное творческое дело. КТД проводится в форме игры. Здесь сообщаются тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам. Цель данного этапа – накопление знаний, умений. На этом этапе, каждый воспитанник может найти себе дело по душе (изготовить поделку, сшить костюм, написать сценарий праздника и т.д.). Результат данного этапа – выпуск тематических газет, плакатов – молний, изготовление поделок и другое. Заканчивается этап выставкой творческих работ (работы индивидуальные, групповые, коллективные), викториной и игровым КТД. Участники конкурсов получают благодарственные письма за лучшую творческую работу, номинантам конкурса вручаются дипломы.
На пятом этапе проводится коллективное подведение итогов. Здесь оцениваются результаты работы, соотношение полученного результата и запланированного. Обсуждаются вопросы: Как было организовано КТД? Что мы узнали друг о друге? Что лично я, чему научился, что узнал? Отмечаются успехи и вклад каждого воспитанника. (Приложение №1)
Работа будет идти по трем направлениям:
1. Сплочение детского коллектива.
2. Выработка организаторских и лидерских качеств личности.
3. Проведение коллективных творческих дел по интересам детей.
К работе будут привлечены все педагогические сотрудники центра, педагоги дополнительного образования, инструктора по труду, физической культуре, музыкальный руководитель.

Смотреть работу полностью