Проект «Туристско-краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей»
МКУ ДО - Дом детского творчества Черепановского района
Новосибирской области
Албутова Лариса Григорьевна, учитель истории, педагог дополнительного образования
Проект «Туристско-краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей»
Направление конкурса.
Проект, направленный на создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения области и осуществлению эффективной молодежной политики.
Название проекта «Туристско- краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей»
Руководитель Албутова Лариса Григорьевна
География проекта: Новосибирская область, Северо-Восточный Алтай, горные хребты: Иолго, Сумультинский, Куминские белки Чемальского района Республики Алтай.
Проект направлен на создание условий для проведения работы по патриотическому воспитанию населения района и осуществлению эффективной молодежной политики : «Туристско- краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей».
Цель: туристское освоение Северо-Восточного Алтая, повышение спортивной квалификации туристов, приобретение социально значимых навыков подростков, с помощью которых они смогут найти свое место в социуме.
Краткая аннотация:
При планировании нитки маршрута по Северо-Восточному Алтаю группа познакомится с разнообразными ландшафтами, обширными таёжными лесами, субальпийскими и альпийскими лугами, высокогорными тундрами и красивыми вершинами хребта Иолго, преодолеет ряд перевалов, посетит уникальные памятники природы: Каракольские озера, которые расположены в зоне кедрового леса и альпийских лугов на склонах хребта Иолго ; они соединены между собой многочисленными протоками и ручьями с разным цветом воды, побывают на горных вершинах и цирках, величественных водопадах, загадочных пещерах и снежных склонах на берегах пещер и в мистическом «Замке Горных Духов, изучат окрестности поселка Уожан.
Форма реализации: экспедиция, поход.
Координатор:
Албутова Лариса Григорьевна, методист по туристско- краеведческой направленности, педагог дополнительного образования,
руководитель туристско- краеведческого клуба «Горизонт»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества г.Черепанова
Пояснительная записка
Детский спортивный туризм стал сегодня необычайно популярен: детские и юношеские туристские обьединения и клубы существуют не только в крупных городах, но и практически во многих школах и учреждениях дополнительного образовании, ежегодно проводятся походы , туристские экспедиции, слеты, фестивали как местного, так и областного уровней.
У этих процессов есть свои социально-исторические причины, ведь путешествия всегда интересны для детей, но гораздо важнее их последствия: у подростков, занимающихся спортивным туризмом, легче проходит переходный период, они, как правило, лучше справляются с возрастными и психологическими проблемами, быстрее и эффективнее проходят социализацию. Кроме того, обогащается, развивается их духовный и нравственный мир.
Естественное продолжение этого процесса происходит и в летний период, который имеет колоссальный потенциал для развития не только каждого ребенка индивидуально, но и всего туристского движения в целом.
Одной из самых популярных и продуктивных форм организации
туристской деятельности в летний период являются многодневные походы.
Как в период подготовки к походу так и во время самого похода ребенок проходит все степени познания: чувственное восприятие, когда он знакомится с местностью, объектом, тем или иным ориентиром; абстрактное мышление, когда он мысленно представляет себе путь от ориентира до ориентира, сопоставляя с местностью, трансформируя увиденные местные предметы в условные топографические знаки, когда старается предугадать, куда выведет его тропа; практику, претворяя в жизнь все ранее намеченные им замыслы и полученные знания.
Особенно ценным в туризме является фактор непрерывности смены объектов познавательной, практической, и исследовательской деятельности, обеспечиваемый тем, что ребенок постоянно попадает в самые различные ситуации, которые требуют от него определенных навыков восприятия, заставляют его творчески мыслить и принимать самостоятельные решения.
Особое значение воспитания учащихся в походах, в сложных условиях туристского быта заключается в том, что они получают навыки общения со различными людьми и учатся жить в коллективе, приобретают организаторские способности, учатся принимать самостоятельные решения в экстремальных условиях.
Логическим продолжением образовательной программы «Туристы- краеведы» являются туристские походы разной категории сложности, которые проводятся после каждого года обучения за рамками учебных часов.
1. Проблема, которую я собираюсь решить:
- 2010год станет годом очередных походов, в ходе которых мы планируем —
обследовать новые районы Северо-Восточного Алтая, это спортивные походы I и II категории сложности.
- открыть и в дальнейшем рекомендовать туристские маршруты для массового активного отдыха молодежи г. Черепанова и Черепановского района
- реализовать рекламную акцию о нашем городе и районе на маршруте.
В рамках этого проекта готовится два похода:
Поход 1 категории сложности, рассчитанный на 6 ходовых дней и группу из 10 человек (возраст 13-15 лет) по маршруту: пос. Уожан- село село Чемал- село Эликмонар -река Эликмонар - река Тура - Каракольские озера- Чемал- Уожан.
Поход I- II категории сложности, рассчитанный на 10 ходовых дней и группу 10 человек (возраст 15-17 лет) по маршруту:
с. Элекмонар - р. Элекмонар - р. Тура – Каракольские озера - пер. Богаташ - пер. Аккайский -пер. Айрыкский - р. Ложа -пер. Альбаган - верх. р. Малая Сумульта - пер. хр. Куминские Белки - пос. Эдиган.
Цель похода: туристское освоение Северо-Восточного Алтая.
Задачи: - повышение спортивного мастерства юных туристов;
- выполнение разрядных требований ЕВСК по туризму;
- развитие социально значимых навыков и умений;
- пропаганда здорового образа жизни.
Район похода I и II категории сложности:
Административный: Республика Алтай; Чемальский, Чойский районы.
Географический: хребты: Куминские Белки, Иолго,Сумультинский.
2. Соответствие поставленной проблемы целям и возможностям туристско- краеведческого клуба «Горизонт»:
По итогам похода «Юго-восточный Алтай-2005, 2006», в котором участвовало 20 человек, 10 выполнили III взрослый разряд по спортивному туризму, по итогам походов «Северо- восточный Алтай-2007, 2009г.» 8 человек подтвердили его. Чтобы продолжить рост в техническом, творческом, эмоциональном и познавательном направлении, необходимо сохранить традицию и стабилизировать количество походных групп до 2-3-х ежегодно, расширять географию походов, пополнять и улучшать материально- техническую базу турклуба. В настоящем и будущем каждый из участников — это туристский организатор, судья соревнований, любящий своё дело, и , самое важное - физически крепкий и здоровый подросток.
Бюджет на реализацию похода прошлых лет реализовался за счет родительской платы, а также долевого участия районного комитета по делам молодежи: 7 тысяч рублей выделялось на питание участников. Приобретение палаток взял на себя Дом детского творчества.
3. Для реализации данного проекта мы имеем:
- специальное оборудование для походов (веревки, карабины, страховочные системы в расчете на команду лишь из шести человек, а также палатки, рюкзаки, спальные мешки на одну команду). В течении всего года ведется активная работа с родителями, которые помогают оплатить дорогу в дальний поход, но многие только частично (50%).
Учитывая наши возможности: кадровый потенциал, теоретически и практически подготовленных обучающихся, удовлетворительное материально-техническое оснащение:
— мы можем обследовать новые районы Северо-Восточного Алтая;
- открыть и рекомендовать маршруты для массового отдыха учащихся и молодежи г. Черепанова;
- реализовать рекламную акцию о нашем городе на маршруте;
Руководитель турклуба « Горизонт», администрация Дома детского творчества берутся за решение этой проблемы, с учетом вашей поддержки, которую хотелось бы видеть в следующем:
1. Оплата проезда участникам походов и их руководителям.
2. Оплата стоимости продуктов питания в расчете на 10 дней
З. Приобретение спортивного и специального туристского инвентаря.
4. Оплата фотоуслуг, медикаментов.
Смета расходов прилагается.
Рабочий план проекта
«Туристско- краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей»
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 Подготовительный этап |
|||
1 |
Разработка проекта «Туристско- краеведческая экспедиция как среда воспитания подростков из социально неблагополучных семей» |
до 30 марта |
Албутова Л.Г.. |
2 |
Страхование участников походов от клещевого энцефалита |
апрель, май |
родители |
П Реализация проекта |
|||
1 |
Формирование группы |
до конца июня |
руководитель |
2 |
Изучение материалов о районе |
до |
участники и
|
3 |
Консультации |
еженедельно |
руководитель |
4 |
разработка маршрута и оформление |
до 25 июня |
руководители и |
5 |
Выполнение обязанностей по должности |
май, июнь |
участники похода |
6 |
Ремонт старого и закупка нового |
май, июнь |
участники похода |
7 |
Учебно-тренировочные сборы и |
январь-июнь |
участники похода |
8 |
Подготовка, проведение и участие в |
июнь |
участники похода |
9 |
Установочный семинар судей |
июнь |
Ященин В. К. Жемчужникова В.И. |
10 |
Участие в профильной смене патриотических клубов Черепановского района |
Июнь 2018г. |
участники похода |
11 |
Участие в степенных краеведческих |
1-20 |
участники похода |
12 |
Утверждение маршрутных |
до 27 июня |
руководители, |
13 |
Приобретение билетов на проезд к месту похода, решение транспортных вопросов |
начало июля |
Албутова Л.Г. |
14 |
Подготовка раскладки продуктов питания |
до 25 июня |
завхоз |
15 |
Приобретение продуктов питания, |
28-30 июня |
вся группа
|
16 |
Контрольная проверка группы перед |
22-23 |
представители |
17 |
Спортивные походы 1-2 категории |
1-10 июня 2018г. |
руководители и |
18 |
Реализация рекламной акции о городе |
1-10 июня 2018г.. |
участники похода |
19 |
Сбор информации на маршруте |
в течении |
участники, |
III Оценка выполнения проекта |
|||
1 |
Подведение итогов о походе: |
с 25 августа |
участники похода |
2 |
Подготовка письменного отчета для |
ноябрь, |
участники похода |
3 |
Присвоение спортивных разрядов |
январь 2019г. |
МКК, |
4 |
Работа на перспективу: участие в открытом Чемпионате г. |
с 1 февраля |
|
Руководитель и автор проекта: Л.Г.Албутова
«Согласовано» Начальник управления по делам культуры, молодежи и спорта Администрации Черепановского района И.С. |
«Согласовано» Директор МКУ ДО Дома детского творчества Черепановского района Т.М. Худякова |
«Утверждаю» Начальник управления образования Адмистрации Черепановского района Л.Ф. Сластухина |
Бюджет на реализацию проекта
«Туристско- краеведческая экспедиция как среда воспитания
подростков из социально неблагополучных семей»
№ |
Материальное обеспечение |
Требуется |
Имеется |
Долевое |
1. |
Проезд участников |
40000 |
50% |
50% |
2. |
проезд руководителей |
4000 |
4000 |
руководители |
3. |
проезд зам. руководителей |
4000 |
50% |
50% |
4. |
продукты для участников 10чел *4 дня*100руб. . II- к. с. 10 чел. * 10 дней * 100 руб. |
6000 10000 |
50%
10000руб
|
Родительская плата |
5. |
Рюкзаки Палатки 4х местные 2*5000 |
9100
10000 |
|
|
6. |
Фотоаппарат цифровой
Фотоуслуги
|
7500 2000 |
2500 |
родительская плата |
7. |
Печатание отчета |
4000 |
1000 руб. |
1000 |
8. |
Медикаменты |
2000 |
2000 |
родительская плата |
9. |
Изготовление рекламных |
1000 |
1000 |
родительская плата и средства ДДТ |
|
ИТОГО: |
103100 |
42500 |
20.700 |
Конкретные ожидаемые результаты.
Совершены спортивные походы 1-2 категории сложности по заявленным маршрутам с 1 по 10 июля 2018г. Пройдено 90 км и 130 км. В походах участвовало 20 человек. В основном это дети из малообеспеченных семей, стоящих на учете в социальной службе -5 чел., дети из неблагополучных семей (пьющие родители) - 4 чел., из неполных семей-4 чел.
На реализацию проекта были в основном использованы родительские
средства, но для проведения полноценной туристско- краеведческой экспедиции нужны дополнительные средства. Управление образования не имеет возможности дать даже часть этих денег, хотя реальные результаты этих походов очевидны. Освоены новые районы Северо-Восточного Алтая:
Чемальский (р. Элекмонар, р. Каракол, р. Тура, уникальный природный объект Каракольские озера, природный объект Скалы - останцы -Замок Горных Духов, долина р. Чемал, экскурсионные объекты: Чемальская ГЭС, женский монастырь и часовня на острове Патмос; Тавдинские пещеры.
Перевалы: Богаташ, Аккай; верховые болота плато Сарызаз и Кубинского плато, верховья р. Куба), Чойский (верховья р. Ложа, Ложинские озера, р. Ложа).
Повышение спортивного мастерства:
Участники похода в полном объеме усвоили и закрепили на практике:
-приемы подготовки к походу;
-навыки техники и тактики преодоление препятствий;
-ориентирования в таежной местности, работу с картой;
-выбор оптимального пути на маршруте;
-организация походного быта, технику безопасности привалов и ночлегов;
-научились вести дневниковые записи на маршруте, хронометраж похода;
- наблюдать за погодой, исследовать экскурсионные и природные объекты;
-четко усвоили меры безопасности при преодолении естественных препятствий;
-организацию страховки и самостраховки;
- уделяли большое внимание охране природы;
Выполнили норматив III взрослого разряда по спортивному туризму 10 человек.
Социально значимые навыки и умения:
-Научились находить решения в сложных и экстремальных ситуациях и нести ответственность
за каждого участника, поддерживать благоприятный психологический климат в группе. Участвуя в спортивных походах, туристы турклуба «Горизонт» пропагандируют здоровый образ жизни через СМИ: рекомендуют для массового отдыха молодежи г. Черепанова туристские
маршруты в район Каракольских озер; р. Берель, р. Ложа, р. Куба, Неверова заимка.
Одной из задач похода была реализация рекламной акции о городе Черепаново. Это контакт с общественно-туристскими и детско-юношескими организациями и отдельными людьми, близкими нам по духу, путешествующими в этом районе.
Оценка выполнения проекта.
1. Обработана походная информация.
2. Подготовлен письменный отчет о походах для участия в районном конкурсе туристских походов обучающихся, в котором участники турклуба заняли 1 место. Идет подготовка письменного отчета для участия в Чемпионате НСО по спортивным походам.
З. Напечатаны фотографии, которые приняли участие в районном конкурсе туристских фотографий, заняли призовые места во всех шести номинациях, были напечатаны в районной газете « Черепановские вести».
4. Подготовлены репортажи о походе в СМИ (радио и газеты).
Северо-Восточный Алтай-2018.
«Сколько нас на земле - беспокойных фанатиков гор,
Горы в наших сердцах, нас зовут на манящий простор»
Из песни новосибирских туристов.
Записки из походного отчета Кулинковой Алены:
«1 июля, воодушевленные предстоящим походом наши ребята дружно загрузились в автобус и отправились покорять Северо-Восточный Алтай. Алтай — (от тюркско-монгольского «алтын» - золотой)- самая высокогорная область Сибири. Через десять часов мы были в Горно-Алтайске и встали на учет в местной поисково-спасательной службе. Одна группа должна была выйти в поселке Эликманар, их маршрут начинался там, а наша группа отправилась в поселок Чемал. Там была запланирована экскурсия на Чемальскую ГЭС и остров Патмос, где находятся часовня и женский монастырь. Хорошая погода, мощная, красивая река Катунь, живописные берега острова, плотина на гидростанции, маленькая часовня - оставили незабываемые впечатления! Но нужно было выходить на маршрут. Водитель автобуса довез нас до деревни Уожан, где начинался маршрут. Встали на ночлег, сварили ужин. долго сидели у костра, строили планы, рассказывали
легенды о Бие и Катуни».
Из походного дневника Решетниковой Ольги:
Уожан — небольшая деревушка, расположенная в живописной котловине, где сливаются р.Чемал с Берелюшкой (притоком р. Берель). Насчитывает не более 10 домов, из них одно административного назначения, в нём находятся начальная школа, библиотека, сельский клуб и администрация. Население смешанное: русские в основном — дачники и алтайцы живут в дружбе. У местных жителей работы практически нет, на всю деревню 1 работодатель-фермер, который в огромных теплицах выращивает огурцы, помидоры, лук, морковь и другие овощи для многочисленных турбаз района. Некоторые алтайцы зарабатывают тем, что организовывают конные маршруты на Каракольские озёра и по окрестностям, чем мы непременно воспользовались. Кони очень умные, спокойные и красивые. Природа изумительная:
вокруг берёзовый и сосновый лес, чистейший воздух, климат влажный, растёт много разных трав, кустарников и цветов: дикая смородина и малина (очень сладкая), марьин корень, ромашка, очень много бадана, он растёт на камнях, валунах для лечения пригоден бадан с пожелтевшими нижними листьями; особенно много, целыми полями мы видели его, (не случайно главный поставщик лекарственных трав и сборов основал своё производство именно в Горном Алтае, в этом районе «компания Эвалар»), на берегах Каракольских озёр и обрывистых скалах в Уожане. Очень понравились милые, быстроногие зверушки, похожие на бурундуков; в лесу много разнообразных птиц, а при подъеме в горы, ближе к вершине, мы несколько раз встречали серых гадюк».
Оценка эффективности проекта будет выполняться как самими участниками похода, так и педагогами и особенно родителями. Для более обьективной оценки был разработан небольшой опросный лист, анкета для участников похода, так и для их родителей и педагогов.
Участникам:
1.Почему ты пошел в поход? Оправдались ли твои ожидания от него?
Если нет, то что этому помешало?
2.Изменилось ли твое отношение к себе и окружающим тебя людям после похода? Если да, то в чем и как?
3. Хотел бы ты еще побывать в походе? Почему?
Родителям:
1.Какие надежды Вы возлагали на поход, разрешив ребенку участвовать в нем?
2. Какие изменения в характере и поведении Вашего ребенка Вы заметили после похода? Дайте им оценку.
3.Хотели бы Вы, чтобы ребенок еще раз побывал в подобном походе? Почему?
Для педагогов:
1.Сравните отношение к учебе у участников похода до похода и после
него. Если оно изменилось, то как?
2.Изменились ли его отношения с одноклассниками? В какую сторону?
Дальнейшее финансирование.
Предусматривается продолжение работ по проекту и по окончании срока действия гранта, т.к. очевидна реальная значимость таких форм работы с подростками; в случае получения Гранта существенно пополнится материально- техническая база проекта, его дальнейшее выполнение можно будет проводить с меньшими затратами, они будут изыскиваться за счет родителей и спонсоров.