Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Проект Тема: «Милый сердцу уголок»

МБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида г. Углегорск Сахалинская область

 

Проект

Тема: «Милый сердцу уголок»

 

Коновалова Наталья Григорьевна

воспитатель

 

 

Содержание

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..3
  2. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА…………..7
  3. ВЫВОД……………………………………………………...12
  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……....…13

ВВЕДЕНИЕ

          Одно из самых сильных чувств у человека – это любовь к родному краю.  А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от неё,  зависит от обстоятельств жизни и воспитания.   В основе  воспитания  лежит развитие нравственных чувств. Чувство  любви к родному краю начинается у ребёнка с отношения к семье, к   близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Эти впечатления   играют важную роль в становлении личности.

 Дошкольный возраст  характеризуется     вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому  можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурных представлений.

“Учение в детстве, как резьба на камне”[1] говорится в русской поговорке. Поэтому   знакомить детей с нашей малой Родиной, родным краем надо как можно раньше. Эти знания помогут детям сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

           Культура каждого народа значима   и должна сохраняться вне зависимости того, велик или мал этот народ по численности. В Сахалинской области живут малочисленные коренные народы Севера: нивхи, эвенки, уильта (ороки) и нанайцы. 

              Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Сахалинской области становится актуальной.

Успешность развития дошкольников при ознакомлении с родным краем  возможна только при условии интеграции образовательных областей.  

1.Название проекта: «Милый сердцу уголок»

2. Гипотеза проекта:

Если при работе с детьми  использовать   различные   технологии  этнокультурного образования, то   повысится    их интерес    к  познанию  истории,  культуры,  природы  родного  края,   расширятся  знания    о  своей  малой  родине  -   Углегорске на Сахалине.

3. Актуальность проекта

Воспитание любви и уважения к родному  городу  является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Чтобы воспитать патриотов своей малой родины, надо её  хорошо знать,  любить и понимать. Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС дошкольного образования:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
  • учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей,[2]

мы разработали данный проект, который  посвящен уникальности  Сахалина, его удивительному природному  многообразию.

 В проекте мы  знакомим  детей с нашей малой Родиной, родным краем. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, область,  народ помогут ребенку  понять, полюбить, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

4. Цель проекта:

Воспитание гражданина и патриота своей малой родины, формирование нравственных ценностей, через  формирование у дошкольников этнокультурных представлений.

 5. Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном  городе Углегорске: история, символика, достопримечательности.   Познакомить с историей происхождения  города.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне   родного края.
  • Воспитывать любовь к родному  городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Воспитывать уважение к традициям своего народа.
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

6. Вид, тип проекта: познавательный,  краткосрочный.

7. Сроки проведения:  с 26 октября 2015 года по 26 ноября 2015 года

 8. Участники  проекта: Дети средней группы, воспитатели,  родители 

 9. Форма проведения: групповая

10. Предполагаемый продукт проекта:

  • Развлечение «Нет города сердцу милей»
  • Выставка  рисунков  и поделок: «Милый сердцу уголок»
  • Макет «Море»
  •  Папка-передвижка: «Углегорск – моя малая родина»
  • Презентация проекта

11.Ожидаемые результаты по проекту:

  • Дети знают и называют свой  город: символику, достопримечательности, флору и фауну.
  • Рассказывают об обычаях и традициях  коренных народов Сахалина, называют их  одежду.
  • У детей сформировано чувство гордости за свою малую родину и желание сохранить ее чистой и красивой.
  • Родители являются активными участниками педагогического процесса.

12. Основные формы реализации проекта:

  • Занятия  по ознакомлению с окружающим миром.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Чтение художественной литературы.
  •  Развлечения, беседы.
  • Работа с родителями.
  1. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

С 26 октября по 26 ноября 2015 года

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Сбор литературы по данной теме.
  • Опрос детей по данной теме.
  • Составление плана работы.
  • Разработка содержания проекта.

 2.ОСНОВНОЙ ЭТАП

Сроки

Работа с детьми

Работа с родителями

Примечания

1 неделя

  1. Целевая прогулка «Что такое улица

Цель:  воспитание  интереса к родному городу. Сбор фотоматериала для оформления папки-передвижки: «Углегорск – моя малая родина»

  1. Рассматривание и сравнение  старых и современных фотографий родного города  

Цель: воспитание интереса к  прошлому и настоящему родного города, его жителям.

  1. Конструирование  «Моя улица раньше и теперь»

Цель: формирование обобщенных знаний о зданиях раньше и теперь.

  1. Просмотр презентации «Коренные народы Сахалинской области, их обычаи и традиции»

Цель:   вызвать интерес  к жизни коренных народов Сахалина.

  1. Д/И  «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Разбитая картина», «Лото-ягоды Сахалина»
  2. Сюжетно – ролевая игра: «Поездка в автобусе по городу»

Цель: формирование нравственных качеств личности ребенка: самостоятельности, патриотизма, любви к родному городу.

  1. П/И коренных народов Дальнего востока  
  2. Чтение стихотворений  о Сахалине

Е.Замятин "Горбуша", А.Кухтина  «Дорогие с детства мне места», И.  Данилов «В ожерелье снежных сопок»[3]     

Цель: ознакомление детей с произведениями сахалинских писателей

  1. Сказкотерапия  ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»[4] ( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

Привлечение родителей к прогулке по городу.

 

Консультации 1.«Наши привычки – привычки наших детей»

 

2.«Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

 

 

Совместное рисование родителей и детей на тему: «Город, в котором я живу»

Цель: закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, городу.

 

Изготовление  родителями и воспитателями папки-передвижки: «Углегорск – моя малая родина»

 

 

 

 

 

 

2 неделя

  1. НОД «Как дикие звери  Сахалина готовятся к зиме»

Цель: формирование знаний о диких животных Сахалина. Познакомить  с обитателями Красной книги Сахалинской области.

  1. Рассматривание иллюстраций одежды, орнаментов коренных народов Сахалинской области

Цель:  познакомить с элементами орнаментов  в костюмах  коренных народов Сахалинской области.

  1. Творческое  рассказывание:

 «Город, в котором я живу»

Цель: формирования  интереса, уважения к своему городу.

  1. Общение «Мои добрые поступки»

Цель: Уточнение понимания детьми правил поведения в природе, понимание связи  правил с конкретными поступками.

  1. Д/И  «Найди животных нашего края», «Кто лишний», «Найди и назови млекопитающих Сахалина»,   «Одень бумажную куклу в национальный костюм»
  2. П/И коренных народов Дальнего востока
  3. Рисование « Красная книга Сахалина глазами детей».
  4. Аппликация «Украшение одежды элементами орнаментов коренных народов севера».
  5. Сказкотерапия   ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

Папка - передвижка: «Малые народы севера и дальнего востока»

 

 Изготовление с родителями  поделок диких животных Красной книги из природного  материала.

 

 

Памятка « Берегите лес – наше богатство»

 

 

 

3 неделя

  1. Сказкотерапия - чтение  сказок коренных народов Сахалина: «Как лиса обманула старика», «Почему карась стал плоским», «Цена иголки», «Почему у медведя нет большого пальца», «Хитрая лиса и дятел»[5]

Цель: ознакомление детей с  фольклором коренных народов Сахалина 

  1. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Цель: расширение знаний о природе родного края

 

  1. Просмотр   мультфильма из серии  «Гора самоцветов» Мэргэн (нанайская сказка), режиссёр Андрей Кузнецов

Цель: ознакомление с родным краем  и его коренными жителями через мультипликацию

  1. Экскурсия в краеведческий музей

Цель: ознакомление  с историей возникновения города Углегорска, приобщение   к национальному культурному наследию.

  1. Д/И «Кто живёт в реке, море»  «Назови рыбу»
  2. П/И коренных народов Сахалина
  3. Сюжетно – ролевая игра: «Рыбаки»

Цель; формирование бережного отношения к окружающей среде.

  1. Рисование рыб на камнях для изготовления макета «Море»

Консультация: «Правила культурного поведения в природе, которые должны быть сформированы у дошкольника»

 

 

Совместное

изготовление родителями и воспитателями  макета «Море»

 

Привлечение родителей  к совместной  экскурсии в музей.

 

4 неделя

  1.  НОД  «Мой город»

Цель: Воспитание чувства гордости за свой город, знание его символики.

  1. Аппликация « Листья из леса»

 Цель:  формирование знаний о многообразии  растений Сахалина.

  1. Экскурсия в библиотеку

Цель: Рассматривание книг, иллюстраций о коренных народах  Сахалинской области

  1. Рисование «Сахалин-мой край родной»
  2. Заучивание стихов

сахалинских авторов: Л.Баженова "Осень", А.Токарев «Сахалин», Иван Данилов «Углегорск - моя судьба»[6]

  1. Д/И «Лото–птицы Сахалина », «Собери герб и флаг Углегорска»
  2. П/И коренных народов Дальнего востока
  3. Знакомство с пословицами и поговорками коренных народов Сахалина [7]
  4.  Сказкотерапия  ежедневно перед сном  чтение  книги «Сказки над рекой»( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).

Цель: ознакомление детей  с народными традициями, культурой родного края,  способствующих развитию этнотолерантности в детях.

 

Развлечение «Нет города сердцу милей»

Цель: совершенствовать речевое общение детей в творческих и игровых ситуациях

 

 

 

Выставка  рисунков и поделок «Милый сердцу уголок»

 

Презентация проекта для  родителей и педагогов

 

 

 

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Развлечение «Нет города сердцу милей»
  • Выставка  рисунков  и поделок: «Милый сердцу уголок»
  • Макет «Море»
  •  Папка-передвижка: «Углегорск – моя малая родина»
  • Презентация проекта для  родителей и педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту

ВЫВОД

         В ходе реализации проекта дети получили знания о прекрасных местах родного города, о жителях,  проживающих в нём,   его символике, достопримечательностях, истории родного края. 

         В патриотическом, этнокультурном воспитании детей имеет огромное значение пример взрослых, особенно близких людей. В нашем ДОУ родители имеют возможность  участвовать  в процессе воспитания детей  через проведение  совместных мероприятий.  Проект помог  родителям  стать активными участниками выставок детско-родительского творчества, совместных прогулок и экскурсий, всех мероприятий по  этнокультурному воспитанию. У детей и родителей появился интерес к   прошлому и настоящему родного города, к национальной культуре коренного населения. Дети  рассказывают об обычаях и традициях  коренных народов Сахалина, называют их  одежду,  умеют находить различия в элементах орнаментов  русского костюма   и коренных народов   области, самостоятельно играют в  подвижные национальные игры.

  Через ознакомление детей с историей родного края, приобщение их  к красоте и добру, к желанию  сохранять и приумножать неповторимость родной природы  мы формируем этнокультуру и толерантность.

 Наше предположение, что различные технологии этнокультурного образования   повысят    интерес  детей   к  познанию  истории,  культуры,  природы  родного  края,  полностью подтвердились.  

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТ УРЫ
  1. Дыбина О.В.  Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. -М. :Мозаика-Синтез, 2006,-80с.
  2. Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа».  Методическое пособие.
  3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? ( Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/Под   М.: ТЦ, Сфера, 2005.-192 с. (Серия «Вместе с детьми»)
  4. Намаконова Елена «Сказки над рекой» ( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).
  5. Позднякова Е.А. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий /авт. -сост. Е.А.Позднякова: -Волгоград:»учитель, 2008.-148с.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 17.10. 2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
  7. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В.» Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».   М, 2003. 142
  8. http://sknc.narod.ru/files/stix.html
  9. http://www.evenkiya.ru/eth/index.html
  10. 10. http://www.stihi.ru/2011/05/16/1217
  11. http://www.poslovitza.ru/poslovizi_severa.html
 

[1] http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_learn.ph

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 1.4. Основные принципы дошкольного образования

[4] Елена Намаконова «Сказки над рекой» ( по мотивам сказок  дальневосточных народов –  Нивхов, Нанайцев, Уйльта).  

[5] http://www.evenkiya.ru/eth/index.html

[6] http://www.stihi.ru/2011/05/16/1217

[7] http://www.poslovitza.ru/poslovizi_severa.ht