Проект "Сказки городских домовых"
Образовательное учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодежи городского округа Тольятти |
Месторасположение учреждения |
445009, Самарская область, г. Тольятти, ул. Комсомольская, 78 |
Наименование проекта |
«Сказки городских домовых» |
Автор-составитель проекта |
Сафронова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, педагог высшей квалификационной категории |
Целевая аудитория |
Обучающиеся творческого объединения «Мультмастерская», дети в возрасте от 6 до 10 лет |
Цель проекта |
Раскрытие личностного творческого потенциала и формирование исследовательской активности ребенка современными техническими средствами обучения |
Задачи проекта |
|
Идея инновации |
Создание психологически комфортной обстановки способствующей формированию навыков исследовательской деятельности, раскрытию творческого потенциала обучающихся, посещающих творческое объединение «Мультмастерская». |
Ожидаемый результат |
|
Срок реализации инновации |
3 года
|
Направленность проекта |
Интеграция социально-педагогической, технической и художественной направленностей ДО |
Пояснительная записка
- Обоснование актуальности проекта
Современное информационное общество предъявляет к человеку новые требования. Формирование нового социального заказа, в том числе и для системы дополнительного образования, диктует внедрение новых форм работы, использование инновационных технологий в самом процессе образования. Подрастающий человек должен быть творчески активным, умеющим работать в коллективе. Именно исследовательская деятельность обеспечивает воспроизводство информации, что способствует непрерывному поступательному развитию общества.
Информационный взрыв, создание новых технических средств позволяет учителю сегодня сделать процесс усвоения новых знаний, умений и навыков интенсивным и плодотворным. Использование интерактивных технологий реализует в полной мере принцип наглядности, активизирует познавательную деятельность обучающегося в системе дополнительного образования. На таких занятиях открывается возможность вовлечь учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, в полной мере удовлетворить интересы детей в техническом творчестве.
Сегодня можно часто слышать рассуждение о том, что современные дети сильно отличаются от детей прошлых лет. Безусловно, при расширении границ познавательной и исследовательской активности ребенка на одно из первых мест в образовании выходит задача по развитию творческих способностей. В тоже время формирование познавательной и исследовательской активности – одна из важнейших задач современной педагогики, которая успешно решается в рамках проекта.
В рамках данного проекта широко используются интерактивные технологии, как на самих занятиях, так и при подведении итогов этапов реализации, что позволяет достичь результата, сформировать творчески активную социализированную личность. Проект предусматривает социально-коммуникативное развитие ребенка методом активной мультипликации. Мультфильм для ребенка – мир фантазии, сказки, иллюзии, где возможно все. Создавая мультфильм, он проецирует переживания, эмоции и чувства на результат своей продуктивной деятельности. Создавая тематические мультфильмы, ребенок усваивает социальные нормы поведения и правила общения со сверстниками и взрослыми, проигрывая различные коммуникативные ситуации в кадре. Формируются навыки общения, навыки работы в команде, здесь обучающиеся учатся договариваться, обсуждая тему, высказывая свое мнение.
- Научная новизна инновации
1. Интеграция социально-педагогической, технической, и художественной направленностей дополнительного образования является отличительной чертой данного проекта. Это позволяет подходить к образованию и воспитанию в рамках проекта как к процессу многогранному и всестороннему.
2. Использование регионального компонента, как основы содержательной тематики мультфильмов. В последние десятилетия произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и порой и потере духовных ценностей. Эти изменения повысили воспитательное воздействие культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Любовь к большой и малой Родине, к людям – вот два истока, питающих реку патриотизма. Дефицит учебных часов в общеобразовательной школе по направлению «краеведение» способствовало созданию содержательной части данного инновационного проекта. Современное развитие России показывает, что идеи патриотизма востребованы и вносят неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности, духовно-нравственного единства общества, сплочения народа.
Через краеведческую направленность происходит углубление содержания образования и воспитания детей школьного возраста, расширение границ их познавательной и исследовательской активности.
В рамках инновационного проекта разработана серия интегрированных занятий, на которых учащиеся не только получают предметные знания по созданию анимационного кино, но и знакомятся с историей своего родного края, узнают интересные биографические сведения о своих земляках. Через краеведческую направленность поисковой деятельности происходит углубление содержания образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста, расширение границ их познавательной и исследовательской активности.
3. Использование информационных и инновационных технологий, современных средств создания мультфильмов - еще одна отличительная характеристика проекта.
- Практическая значимость проекта
В процессе реализации проекта:
- изучается материал об истории создания архитектурных памятников Тольятти и Самарской области, который используется при создании сценария анимационного фильма;
- разрабатывается методический блок занятий, позволяющих популяризировать полученные обучающимися знания и умения.
- Цель и задачи проекта
Основная идея инновации
Создание психологически комфортной обстановки способствующей формированию положительных качеств, раскрытию творческого потенциала обучающихся в творческом объединении «Мультмастерская».
Цель:
Раскрытие личностного творческого потенциала и формирование исследовательской активности ребенка современными техническими средствами обучения.
Задачи:
- изучить и обобщить теоретический материал краеведческого направления;
- выполнить съемку и монтаж анимационных фильмов по мотивам исследованного материала;
- разработать план мероприятий, направленный на реализацию творческого потенциала обучающихся и развитие их социальной активности.
- Содержание и структура инновации
В данном проекте мультипликация рассматривается как средство формирования социальной, исследовательской и творческой активности ребенка, как форма коллективной творческой деятельности, которая дает возможность каждому обучающемуся проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее интересны (поисковая и исследовательская деятельность, рисование, лепка, фотосъемка, компьютерная обработка фотоматериала, озвучивание, монтаж).
Получив достаточное количество знаний по созданию анимационного фильма, ребенок может приступить к реализации собственного замысла. Подобный подход позволяет существенно активизировать личного творческого потенциала.
Работа в рамках проекта ведется по двум направлениям. Первое - научно-исследовательская деятельность, которая включает: краеведческие исследования, оформление собранного материала и анализ исследований, участие в региональных краеведческих олимпиадах и фестивалях, научно-практических конференциях.
Вторым направлением является создание анимационного фильма с использованием информации, полученной в результате проведенного исследования. Интерес обучающихся к выполнению длительного практического задания в рамках второго направления поддерживается такими видами активной деятельности как экскурсии, летние однодневные походы.
Работа ведется по тематическому направлению: «Сказки городских домовых». Здесь в полной мере находит свое отражение региональный компонент, обучающиеся знакомятся с историей, искусством, архитектурой родного города и Самарской области, с жизнью и деятельностью своих земляков.
Выбранная тема близка возрасту и интересам обучающихся, обеспечивает активное участие каждого в проекте. Программа проекта построена с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и возможностей. Сюжетная линия создаваемого мультфильма может быть различной. Все зависит от фантазии и воображения автора.
Достаточно часто в группах занимаются дети, которые не умеют и не любят рисовать. Таких обучающихся увлекает сам процесс создания анимационного фильма (съемка, монтаж). Здесь особая роль отводится техническим аспектам деятельности, а герои фильма создаются из конструктора или природного материала. При создании анимационного фильма могут быть использованы разнообразные материалы: фотоматериал, пластилин, мелки, карандаши, природные объекты и так далее. Созданный мультипликационный фильм используется при проведении праздников и конференций.
- Ожидаемые результаты осуществления проекта
Деятельность в рамках проекта ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации творческих способностей. Активная творческая и исследовательская деятельность обучающихся направлена, прежде всего, на развитие мышления, воображения и речи. Реализация проекта позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, которое расширяет и обогащает их кругозор, учит общению с окружающими. Предполагается, что в результате реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:
- увеличение количества обучающихся, заинтересованных техническим
творчеством;
- организация и проведение городского конкурса «Мир, в котором я живу»;
- проведение творческих встреч и мастер-классов, направленных на популяризацию знаний об истории родного края и навыков работы в области анимации;
- создание мульт – копилки творческого объединения «Мультмастерская» по теме: «Сказки городских домовых» (об истории искусства и архитектуры Тольятти, Самары и Самарской области).
- Диагностика
В качестве диагностических методов выбраны следующие методы:
- наблюдение;
- беседа (исследование общих социальных навыков);
- методика диагностики уровня самооценки обучающегося;
- методика определения творческой активности обучающихся;
- методика определения исследовательской активности обучающегося.
Для мониторинга успешности реализации проекта были выделены следующие параметры:
- Взаимодействие с детьми в группе:
(А) активное - проявляет интерес к сверстникам, сам начинает общение, инициатор в совместной деятельности;
(В) нейтральное - проявляет интерес от случая к случаю, умеренная коммуникативная активность, может долго находится в стороне от деятельности;
(С) пассивное - не проявляет интереса к сверстникам, старается избежать ситуации общения, отчужден от группы
- Взаимодействие со взрослыми в группе:
(А) активное - общается с воспитателями и педагогами на отвлеченные темы, инициирует ситуацию общения, эмоционален;
(В) нейтральное - обращается к педагогам по необходимости, на отвлеченные темы разговаривает мало;
(С) пассивное - избегает общения с педагогами
- Поведение в игре, в творческой и исследовательской деятельности:
(А) активное - активно участвует в игре и деятельности, вовлекает других детей в игру и деятельность;
(В) нейтральное - может вступать в игру и деятельность, но редко сам является инициатором, проявляет себя не активно;
(С) пассивное - держится в стороне, замкнутый, не проявляет интереса к игре и деятельности.
- Общие социальные навыки - правила поведения и общения с людьми:
(А) высокие показатели - ребенок усвоил основные социальные навыки, может проанализировать свое поведение и поведение других людей, знает основные правила общения с людьми;
(В) средние показатели - ребенок знает основные социальные правила и правила общения, с трудом анализирует поведение;
(С) низкие показатели - ребенок плохо усвоил социальные правила, не может проанализировать поведение
- Уровень самооценки:
(А) завышенный - не задумывая позиционирует себя как положительного персонажа, считает, что все окружающие видят его так же;
(В) адекватный - адекватно оценивает себя, аргументируя свой выбор, при этом считает оценку взрослых такой же либо чуть ниже;
(С) заниженный - видит в себе отрицательного персонажа, не объясняет свой выбор.
- Уровень креативности ведения исследовательской и творческой деятельности:
(А) высокий показатель - создает сложные сюжеты, прорабатывает образы, самостоятельно способен выбрать цель и наметить пути ее достижения;
(В) средний показатель - прорабатывает образы, но сюжеты сложностью не отличаются, цель исследования или творческой деятельности выбирается с помощью педагога;
(С) низкий показатель - не может придумать сюжет, образы схематичны, работа ведется при непосредственном участии педагога.
По результатам диагностики заполняются соответствующие таблицы:
Фамилия Имя обучающегося |
Взаимодействие с детьми в группе |
Взаимодействие со взрослыми в группе |
Поведение в игре |
Самооценка |
Креативность |
Иванов Женя |
А |
В |
А |
А |
А |
Петров Игорь |
В |
А |
В |
С |
В |
…………………. |
В |
С |
С |
В |
С |
………………… |
С |
А |
В |
А |
С |
Сидорова Валя |
С |
В |
В |
А |
С |
Никонова Света |
А |
А |
А |
А |
В |
Итоги усвоения общих социальных навыков |
В |
А |
В |
А |
В |
- Основные области применения и перспективы внедрения инновации
В соответствии с программой развития технического творчества в Самарской области наметились определенные сдвиги в области дополнительного образования. За счет областного финансирования удалось компьютеризировать учебные классы, приобрести оборудование для развития технического творчества. Сделаны первые шаги к обеспечению инновационного развития. В перспективе развития проекта можно рассматривать следующие виды деятельности:
- работа с творческими группами обучающихся старшего школьного возраста, где целью может быть профессиональная ориентация подростков;
- проведение мастер – классов и конкурсов в рамках сетевого взаимодействия с целью распространения наработанного опыта в педагогическом сообществе.
Участвуя в реализации проекта, обучающиеся пополняют запас знаний по таким предметам как история, география, история, мировая художественная культура, и др. Получают необходимые знания для ведения проектной и научной деятельности, совершенствуют навыки общения и работы в группе. Достаточное количество материала, рассказывающего о Самаре и Самарской области (малой Родине обучающихся) способствует формированию патриотического мышления детей. Патриотическое отношение формируется в ходе проведения занятий при использовании разнообразных форм работы, с помощью моделирования ситуаций, в которых обучающиеся переживают чувства любви, гордости за свою Родину, чувство восхищения достижениями своих земляков, их талантом, мужеством и храбростью. Работа в рамках проекта по патриотическому воспитанию, обогатит обучающихся знаниями, формирует историческое сознание, готовит к жизни и к труду.
- Сроки осуществления замысла инновации
Данный инновационный проект проводится и рассчитан на 3 года: 2013-2016 г.г..
Этапы реализации:
Подготовительный этап |
|
Учебный год |
1. |
Изучение интересов и потребностей обучающихся |
2013-2014 |
2. |
Изучение литературы |
2013-2014 |
3. |
Изучение опыта работы детских студий мультипликации |
2013-2014 |
4. |
Создание временной творческой группы |
2013-2014 |
5 |
Разработка образовательной программы |
|
6. |
Конкретизация целей и задач |
2013-2014 |
Организационный этап |
|
|
1. |
Подбор кадрового обеспечения проекта |
2013-2014 |
2. |
Определение функциональных обязанностей специалистов |
2013-2014 |
3. |
Приобретение минимального набора технических средств |
2013-2014 |
Опытно-экспериментальный этап |
|
|
1. |
Набор экспериментальных учебных групп (младшие школьники) |
2014 – 2015 |
2. |
Диагностика образовательной деятельности |
2014 – 2015 |
3. |
Корректировка программ и планов по реализации проекта |
2014 – 2015 |
4. |
Подготовка и создание электронного УМК к дополнительной образовательной программе |
2014 – 2015 |
Обобщающий этап |
|
|
1. |
Составление отчетов и их анализ |
2014 – 2015 |
2. |
Количественная и качественная обработка результатов |
2014 – 2015 |
Внедренческий этап |
|
|
1. |
Набор учебных групп (дошкольники, средние школьники) |
2015-2016 |
2. |
Выступление на семинарах и конференциях области, проведение мастер - классов |
2015-2016 |
10.Ресурсное и финансовое обеспечение инновационного проекта
Кадровые ресурсы
Кадровое обеспечение реализации проекта предусматривает высшее образование работающих педагогов без стажа работы; либо высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», стаж работы в учреждении дополнительного образования.
Участниками данного проекта являются высококвалифицированные педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, высшее профессиональное педагогическое образование. Педагоги прошли обучение на вебинарах и курсах повышения квалификации по техническому творчеству и использованию информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Участники проекта имеют большой опыт использования проектно-ориентированных методов работы с обучающимися, ведения исследовательской деятельности. Работая в таком направлении дополнительного образования как техническое творчество, педагоги широко применяют возможности компьютерной техники, современные информационные технологии.
Финансовое обеспечение проекта
Объем финансирования на 2013-2015 г.г |
Запрашиваемые средства в рублях |
Привлеченные средства в рублях |
Собственные средства в рублях |
Всего (стоимость проекта) в рублях |
|
14000 |
5000 |
70000 |
89000 |
Наименование затрат |
Затраты в руб. |
Источник средств |
Наименование затрат |
Фотоаппарат цифровой Canon |
16000 |
|
Собственные |
Расходный материал |
5000 |
Родители обучающихся |
Привлеченные |
Фоны |
2000 |
|
Собственные |
Экран |
2000 |
|
Собственные |
Проектор |
16000 |
|
Собственные |
Ноутбук |
16000 |
|
Собственные |
Программa Movie Maker для монтажа мультфильмов |
- |
Программа имеется в стандартном наборе программ |
|
Микрофон |
3000 |
|
Собственные |
Итого: |
60000 |
|
|
Документкамера |
14000 |
|
Запрашиваемые |
Программа для монтажа мультфильмов AdobePrimer 15 Pro |
15000 |
|
|
Итого |
29000 |
|
|
- Литература
Нормативные документы
- Закон «Об образовании» Российской Федерации.
- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
- Приказ Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Устав МБОУДОД ДТДМ от 26.10.2011 г.
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-18 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
Список литературы
- Алексеева И. Растить гражданина / И. Алексеева // Библио-поле. – 2009. - №6. – С. 51-54.
- Атемаскина Ю. Формирование положительного образа родного дома : старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 10. - С. 75-81.
- Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 8. - С. 54-58
- Бородин О. Любовь к Отечеству – родом из детства / О. Бородин //Библио-поле. – 2009. - №7. – С. 6-20.
- Военно-патриотическое воспитание детей и юношества: материалы творческой лаборатории / Мин. культ. Омской области, БУК «ОБДиЮК». – Омск, 2009. – 51с.
- Воротилова Е. Я - гражданин, я – патриот / Е. Воротилова //Патриот Отечества. – 2007. - №1. – С. 19-20.
- Гейкер Н. Национально-региональный компонент в работе с детьми // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 9. - С. 33-35.
- Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 40-51.
- Кваша Н. К России вечная любовь / Н. Кваша // Патриот Отчества. – 2003. - №4. – С. 40-41.
- Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 2006. - N 2. - С. 3-8.
- Корнешова С. Малая Родина // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 116-119.
- Коршикова Е. А. Проект вариативной программы «Наша малая родина»// Начальная школа + до и после. – 2007. - N 2. - С. 11-15.
- Лисенкова О. Региональный компонент в дошкольном образовании Вологодской области // Воспитание и образование. - 2009. - N 3. - С. 60-64.
- Метелкина Н. Мой любимый город: для детей старшего и среднего школьного возраста // Педагогический вестник. - 2011. - N 4. - С. 95-96.
- Мы любим страну, в которой живем: метод. рекоменд. / МУК «ЦСМБ» г. Омска; О.В. Колесенкова. – Омск, 2004. – 40с.
- Николаева Л. Д. Колесо истории: занятие по ознакомлению с окружающим миром в школе // Воспитание и образование. - 2011. - N 3. - С. 15-19.
- Пантелеева Н. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 2. - С. 36-42.
- Прудникова Е. Храним любовь к родной земле / Е. Прудникова //Библио-поле. – 2009. - №7. – С. 62-65.
- Россия глазами и душой: консультация по патриотическому воспитанию детей и молодежи / МУК «ЦСМБ» г. Омска; Л.В. Зайцева. - Омск, 2002. – 22с.
- Сахаров А. На поле ратной славы / А. Сахаров //Патриот Отечества. – 2008 . -№12. – С. 43-44.
- Соболева И. Любить малую родину: мама, папа и я - семья // Педагогический вестник. – 2005. - N 10. - С. 52-53.
- Тихонова А. Ю. Приобщение детей к истории и культуре своей малой родины // Педагогика: теория и практика. - 2011. - N 9. - С. 60-65.
- Фесенко Г. «Русская береза - символ Родины моей» // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 3. - С. 36-39.
- Филиппов В. Высоко нести знамена доблести и славы / В. Филиппов // Патриот Отечества. – 2004. - №2. – С.1.
- Хуснутдинова А. Прогулки по родному краю // Образование и воспиатние. - 2007. - N 8. - С. 113-115.
- Ширко Т. Гражданские инициативы сибиряков / Т. Ширко // Патриот Отечества. – 2009 - №12. – С. 31-36.
Ресурсы удаленного доступа (интернет)
- Книга «Искусство мультипликации» http://www.lostmarble.ru/help/art_cartoon/
- Мультипликация в школьной практике – средствами мобильного классаhttp://nbazanovainfo.narod.ru/mult.htm
- Проект «Секреты создания мультфильма»
- http://www.odetstve.ru/forchildren/research-project/9324.html
- Эстетическое воспитание младших школьников средствами киноискусства
- http://www.vlivkor.com/2008/02/28/jesteticheskoe_vospitanie_mladshikh_shkolnikov_sredstvami_kinoiskusstva.html